Астено неврологический синдром что это такое

АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — причины, симптомы, типы и лечение

Что такое астено-невротический синдром? Это совокупность вегетативных, неврологических и психоэмоциональных проявлений, возникающих на фоне нарушения адаптации организма, медики именуют астено-невротическим синдромом (астеноневрозом), Такое отклонение вероятно при любой патологии, влиянии психических либо физических стрессов. Проблему выявляют в различных периодах жизни. Взрослым она не позволяет адекватно реагировать на действительность, малышам — развиваться согласно своему возрасту. Эмоциональная нестабильность у детей тормозит процессы правильного формирования внутримозговых нейронных связей, поэтому замедляются интеллектуальные способности, ухудшается развитие новых навыков.

Особенно часто синдром диагностируют у детей, обладающих тонкой, весьма ранимой душевной организацией. Им сложно стойко реагировать на неудачи, контролировать свое настроение. Лечение астеноневроза обычно заключается в легкой психокоррекции, помогающей наладить социальные взаимоотношения, быстро побеждать свои эмоции.

Патология или выдумка?

Россияне обычно считают детские поведенческие проблемы усталостью либо плохим воспитанием. Но по МКБ астеноневроз признается болезнью, имея персональный код F48.0. В этой же категории иные невротические расстройства, требующие врачебного внимания. Поэтому нужно быть благоразумными, чувствовать ответственность за ребенка и своевременно лечить его.

Причины астено-невротического синдрома

Состояние провоцирует множество этиологических факторов. Инфекционные или соматические патологии вызывают астению, что для детей, у которых неустойчива психика, чревато истощаемостью. К предпосылкам астеноневроза следует отнести слишком сильную загруженность ребенка как в школе, так и вне ее стен. Риск развития синдрома повышается при плохой социальной адаптации, нездоровой обстановке в семье. Основные провокаторы заболевания такие:

Симптомы АНС

Характерные проявления астеноневроза — быстрая усталость и хроническая утомляемость. Дети плохо переключают свое внимание, у них заторможено мышление, слабая память. Школьники неспособны сконцентрироваться на уроке, они суетливы, заметны двигательные рефлексы. Начальные фазы синдрома учителя обычно признают невоспитанностью, поэтому жалуются родителям, а те не спешат посетить поликлинику.

Следующая типичная категория признаков — психоэмоциональные расстройства. Ребенок подвержен резким перепадам настроения без видимой причины, у него наблюдается нервозность и повышенная раздражительность. Обычно присутствует патологически плохое настроение, постепенно перерастающее в депрессию. Подростки даже на вполне незначительные события реагируют слишком эмоционально. Типичные симптомы заболевания такие:

Астеноневроз проявляется обидчивостью, наличием фобий, агрессией, поиском физических недугов. Дети ощущают себя разбитыми, больными, хотя в реальности ничего подобного нет.

Типы по МКБ10

Международная классификация определяет два основных варианта развития патологии:

Лечение астено-невротического синдрома

Необходимость посещения невролога возникает в ситуациях, когда ребенок слишком раздражительный и капризный, у него ухудшились школьные оценки, происходят нервные срывы, при которых он повышает на взрослых голос. Все такие признаки способны указывать не на проблемы с характером, а на нервные нарушения. Попытки самостоятельно усмирить подростка криком (либо наказаниями) лишь усугубляют проблему.

Первым делом стоит посетить детского невролога. Опытный специалист быстро выяснит, что в действительности происходит: это астеноневроз или ребенок просто манипулирует родителями из-за гормональной перестройки своего организма. Чаще всего детскую нервную систему удается легко исправить коррекционно-развивающими упражнениями, после чего все восстанавливается, возвращаясь к нормальному состоянию. Неплохие результаты при лечении обеспечивают:

Когда астено-невротический синдром спровоцировало органическое поражение ЦНС и головного мозга, коррекцию требуется дополнить реабилитационными мероприятиями.

В подобной ситуации врачи назначают такие процедуры:

Симптомы астеноневроза не угрожают серьезно детскому здоровью, однако длительная астения существенно ухудшает качество жизни, задерживает интеллектуальное и физическое развитие. Лечение проблемы — сложная задача, она нуждается в привлечении профессиональной команды, сочетании различных методов исцеления.

Источник

Лечение астено-невротического синдрома

Астено-невротический синдром сложное расстройство высшей нервной деятельности и его нельзя игнорировать. Лечение астено-невротического синдрома с нарушением сна и ощущением слабости, постоянной усталости имеет свои особенности. Для этого в клинике Преображение используются модернизированные нейрометаболические восстановительные программы. Терапия подбирается и проводится в индивидуальном режиме, в зависимости от специфики формирования и функционирования организма.

Астено-невротический синдром имеет накопительное свойство и возникает в результате серьезных психологических и физических нагрузок. Специалисты клиники эффективно борются с проблемами, проводя индивидуальную восстановительную терапию на основании выявленных причинно-следственных связей.

Методики лечения астено-невротического синдрома мы подбираем строго индивидуально, поэтому эффективность достигает 100%, а длительность терапии в несколько раз сокращена, в отличии от других способов.

Астено неврологический синдром что это такое. fatigue. Астено неврологический синдром что это такое фото. Астено неврологический синдром что это такое-fatigue. картинка Астено неврологический синдром что это такое. картинка fatigue.

Лечение астено-невротического синдрома в клинике

Астено-невротический синдром можно рассматривать как патологически модифицированный вариант адаптации нервной системы в ответ на физическое и психическое перенапряжение, интоксикацию, сосудистых и гормональных сбоев или нарушений. В последнее время особое распространение получили астенические и невротические нарушения нервной системы. Поэтому при лечении астено-невротических состояний особое значение приобретает необходимость применения специфической комплексной медикаментозной терапии. В следствии того, что основным ведущим звеном астено-невротического синдрома являются патологические процессы, связанные с функционированием высшей нервной деятельности, на первый план выходит необходимость применения комплексной нейрометаболической терапии.

Лечение астено-невротического синдрома требует применение как медикаментозных, так и немедикаментозных методик. Биологическая терапия предполагает применение иммуномодуляторов, витаминотерапии и корректоров, а также использование других средств в зависимости от симптоматики и причин патологии. В легких случаях эффективным может оказаться пребывание в санаторно-курортных учреждениях, где проводится комплекс специфических процедур.

Не медикаментозные методики

Лечение астено-невротического синдрома без применения медикаментов как правило не приносит хороших, стойких результатов. Однако, в комплексе мер борьбы с этой патологией необходимость без медикаментозных методик очевидно. Выбор этих методов проходит совместно с лечащим врачом в индивидуальном порядке. Набор таких средств достаточно широк.

Основные без медикаментозные методы лечения астено-невротического синдрома

Астено неврологический синдром что это такое. 63874659 marleneposter. Астено неврологический синдром что это такое фото. Астено неврологический синдром что это такое-63874659 marleneposter. картинка Астено неврологический синдром что это такое. картинка 63874659 marleneposter.

Если не лечить астено-невротический синдром

В момент этого расстройства нервная система ослаблена и уязвима для формирования различной психической патологии. Нарушения сна становятся более тяжелыми и переходят в хроническую фазу. Общее состояние больного ухудшается и его уже можно квалифицировать как синдром хронической усталости. Это следующая фаза развития заболевания.

Сильно снижается работоспособность и социальная активность. Человек ощущает постоянную, изнуряющую усталость, которая не проходит даже после длительного отдыха. Появляются боли в разных частях тела. Ощущается общее недомогание с жалобами на различные расстройства органов и систем.

Возникают проблемы в сексуальной сфере и часто могут происходить сбои месячных циклов у женщин. Нарушается гормональный обмен.

Симптоматика нарастает и на первый план начинает выходить депрессия, тревожные состояния, навязчивости. В крайней степени истощенности нервной системы могут возникать острые психотические состояния (психозы).

Основные причины возникновения

Астено неврологический синдром что это такое. chronic fatigue causes 1. Астено неврологический синдром что это такое фото. Астено неврологический синдром что это такое-chronic fatigue causes 1. картинка Астено неврологический синдром что это такое. картинка chronic fatigue causes 1.

Симптомы астено-невротического синдрома

Проявление этого заболевания весьма разнообразно и зависит от индивидуаных параметров формирования нервной системы. Однако, существуют наиболее распространенные жалобы.

Астено-невротический синдром, это патологическое состояние высшей нервной деятельности, которое проявляется в виде ощущения постоянной усталости, жалобами на головную боль, нарушения сна, аппетита. Человек начинает испытывать трудности с памятью, концентрацией внимания, снижается работоспособность, появляется леность. Быстрое истощение ресурсов нервной деятельности приводит к повышенной раздражимости, спадом настроения, повышается уровень тревожности. Человек становится более мнительным, подозрительным, его начинают раздражать громкие звуки (музыка), резкие запахи (духи, дезодаранты), яркий свет. Не редко фон настроения может иметь волнообразный характер от повышенного до депрессивного.

Астено-невротический синдром существенно влияет на качество жизни человека и окружающих его людей. Это пограничное психическое состояние, которое требует максимально быстрого обращения к врачу психиатру и необходимости комплексного лечения.

Синдром хронической усталости может существенно повлиять на качество жизни пациента и окружающих его людей, поэтому считается серьезным психосоматическим заболеванием, требующим комплексного лечения.

Астено-невротический синдром: диагностика

Астено-невротический синдром может развиваться как у детей, так и у взрослых. Обычно очень трудно диагностируется в связи с наличием соматических жалоб, которые выходят на первый план. Подростки часто жалуются на головную боль, боли в области сердца, усталость, сонливость.

У взрослых, симптомы астении обычно выражены значительно ярче и разнообразнее. Проявления заболевания обычно наблюдаются интенсивнее во второй половине дня, а к вечеру достигают максимума. Отмечаются слабость и апатия, отсутствие желания выполнять какую-либо работу и снижение концентрации внимания. При выполнении упражнений, требующих умственных усилий, отмечают трудности в принятии решений, рассеянность, раздражительность, нарушение памяти.

Эмоциональное напряжение приводит к усилению симптоматики, что в конечном итоге может спровоцировать развитие депрессии, неврозов, неврастении.

Помимо основной симптоматики на первый план может выходить нарушения вегетативной нервной системы, такие как:

Дифференциальный диагноз

Астено-невротический синдром не редко сопровождает начальные стадии таких соматических заболеваний как: Артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, стенокардия; нарушения мозгового кровообращения; атеросклероз и другие.

Поэтому мы проводим дифференцированную диагностику для исключения соматической патологии.

Если вы заметили у себя вышеуказанные симптомы, то не стоит затягивать. Запишитесь на прием к нашему специалисту и пройдите дифференциальную диагностику. Диагностика астении включает комплексное обследование, цель которого — выявить патологию, послужившую причиной возникновения заболевания.

Астено неврологический синдром что это такое. blood pressure teaser. Астено неврологический синдром что это такое фото. Астено неврологический синдром что это такое-blood pressure teaser. картинка Астено неврологический синдром что это такое. картинка blood pressure teaser.

Астено-невротический синдром: рекомендуем

Рекомендуется употреблять в пищу продукты, богатые витамином B и триптофаном (мясо, бананы, бобы, сыр и творог, молочные продукты и т. Д.). Аминокислотный триптофан отвечает за нормальную работу нервной системы — сон, расслабление и эмоциональное состояние, и является источником «гормона счастья» — серотонина.

Квалифицированные специалисты клиники Преображение помогут составить эффективную терапевтическую программу с учетом как истинной причины развития болезни, так и индивидуальных факторов.

Источник

Астено неврологический синдром что это такое

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Астено неврологический синдром что это такое. 18721. Астено неврологический синдром что это такое фото. Астено неврологический синдром что это такое-18721. картинка Астено неврологический синдром что это такое. картинка 18721.

Аннотация: Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.

Статья:

Астено-невротический синдром у детей – распространенная патология нервной системы, которая возникает в результате переутомления и сильных эмоциональных потрясений. При неврастении дети выглядят здоровыми, но уставшими.

Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.

Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПАТОЛОГИИ

Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.

Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.

Симптомы и признаки неврастении у детей должны стать поводом для визита к врачу. Без своевременного лечения они приведут к необратимым изменениям психики ребенка.

СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:

СИМПТОМЫ У ДЕТЕЙ 2–6 ЛЕТ

Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:

СИМПТОМЫ У ШКОЛЬНИКОВ

Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:

СТАДИИ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА

В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:

РАЗНОВИДНОСТИ СИНДРОМА

Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:

ПРИЧИНЫ НЕРВНОГО РАССТРОЙСТВА

Астения может возникнуть по следующим причинам:

ДИАГНОСТИКА

Астено неврологический синдром что это такое. diagnostika u nevrolog. Астено неврологический синдром что это такое фото. Астено неврологический синдром что это такое-diagnostika u nevrolog. картинка Астено неврологический синдром что это такое. картинка diagnostika u nevrolog.

Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:

ЛЕЧЕНИЕ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Эффективным в лечении неврастении является комплексный подход. Пациенту назначают курс медикаментозной терапии, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.

В качестве основных медицинских препаратов для лечения неврастении назначают транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты, средства для нормализации кровообращения, аминокислоты, антидепрессанты. В особо тяжелых случаях пациента госпитализируют.

Положительное действие на нервную систему оказывают УВЧ, бальнеотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия.

С 4 лет детям для лечения различных форм астении назначают психотерапию. В ходе занятий врач-психотерапевт обучает ребенка понимать и контролировать свои эмоции, выражать свои эмоциональные переживания социально-приемлемым способом. Параллельно осуществляется психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Арт-терапевтические техники помогают ребенку познать и принять себя, найти личностные ресурсы. Все это облегчает процесс социализации у ребенка.

Условиями скорейшего выздоровления являются:

Помимо работы с ребенком, консультация психолога необходима родителям неврастеника. В процессе психологического консультирования специалист учит родителей конструктивному внутрисемейному взаимодействию, формирует у родителей запас эффективных копинг-стратегий и обучает приемам бесконфликтного общения.

ОСЛОЖНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Распространенными осложнениями астено-невротического расстройства являются:

Если начать терапию невротического расстройства на начальной стадии, негативных последствий и осложнений удается избежать.

МОИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.

Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.

Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе ­– творчество действует на них исцеляюще.

Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, не всегда неврастения обусловлена физиологическими причинами и патологиями в развитии. Практически половина случаев заболевания обусловлена социальными причинами и ошибками в воспитании.

Для того, чтобы лечение астено-невротического синдрома было эффективным, необходимо устранить причину, которая его спровоцировала. При этом родителям важно понимать, что лечение неврологии – процесс длительный. Только соблюдение всех клинических рекомендаций, прохождение полных курсов психотерапии и психокоррекции гарантируют полное выздоровление ребенка. Четкое следование указанием врача поможет предотвратить осложнения и негативные последствия невротического расстройства.

Источник

Астено неврологический синдром что это такое

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Астено неврологический синдром что это такое. 14734. Астено неврологический синдром что это такое фото. Астено неврологический синдром что это такое-14734. картинка Астено неврологический синдром что это такое. картинка 14734.

Аннотация: Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений.

Статья:

В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами.

Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.

Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении).

Из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения — у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

1. Цереброгенная астения.

Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением.

Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности («взрывной характер»).

Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.

2. Резидуальная астения.

Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития.

Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез.

Данная форма имела место в 16 % случаев.

3. Дизонтогенетическая астения.

Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода.

Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.

В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии.

Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.

Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа).

Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле?

К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.

Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом — и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости.

Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).

Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не
могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь
переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС — состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка.

У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим.

При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.

2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью.

Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей
или преподавателей.

3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя.

4. Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках.

Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.

5. В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело.

Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.

Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы. Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.

В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно
медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или
психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.

Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.

Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследований, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению.

Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую — на устранение самих астенических симптомов; в третью — на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.

При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки. Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой. Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия.

Нужна оптимизация пищевого рациона:

Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В, ноотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости.

Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.

Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе, что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации.

Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей — и к различным нервно-психическим расстройствам.

Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка.

В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают
распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.

Современным родителям объяснить эти и другие медико-психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, по-
рой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы
своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том
числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы. Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.

Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт, большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны.

Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом.

С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.

Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания. В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.

Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже о враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.

У взрослых выделяют два типа астенических расстройств:

Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.

Литература:

1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. — 2010. — № 11.

3. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. — СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.

4. Шишков В.В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния. — СПб.: Речь, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *