Астено неврологический синдром что это
Астенический невроз
Информационный перегруз, быстрый ритм жизни, постоянные стрессовые ситуации часто приводят к ощущению сильной физической и/или эмоциональной усталости. Когда отдых, сон или перемена деятельности не помогает принято говорить об астеническом неврозе (неврастения). Именно он лежит в основе всем известного синдрома хронической усталости.
Развивается это состояние постепенно:
Астенический невроз — это психическое расстройство, которое возникает из-за истощения нервной системы. Проявляется оно в виде болезненного состояния постоянной усталости, раздражительности и неспособности к длительной умственной или физической деятельности.
Это невротическое расстройство по внешним проявлениям схоже с депрессией. Только специалист может верно оценить состояние и назначить необходимое лечение.
Симптомы и признаки
На начальном этапе заболевание проявляется сильной раздражительностью и эмоциональной возбудимостью. Любой шум, громкие разговоры окружающих, смех или толпа легко выводит человека из себя. Он кричит, срывается на родственниках, коллегах. При этом часто осознает, что сорвался. Объясняет всё тем, что устал, много работы.
Для болезни на следующей стадии характерно:
Часто возникает чувство вины, недовольство собой. Это приводит к еще большему истощению, которое может сопровождаться тревожностью и беспокойством.
У астенического невроза симптомы могут уменьшаться или усиливаться в зависимости от эмоционального настроя. Нередко возникают жалобы на физическое недомогание. Характерными признаками являются:
Важным моментом является то, что симптомы физического недомогания возникают или усиливаются в стрессовой ситуации или сразу после нее. Например, после скандала дома или на работе может возникнуть очередное расстройство желудка или резкая сердечная боль.
Если такие симптомы выражены сильно, то возможен «уход в болезнь». Человек зацикливается на физических ощущениях, начинает подозревать у себя наличие страшных диагнозов.
Походы к врачам и детальные обследования не находят заболеваний, которые могли бы привести к ухудшению самочувствия и постоянной усталости. Физически человек при астении здоров.
Причины развития болезни
Главная причина возникновения невроза (астенический синдром) — длительный внутренний конфликт. Он возникает, когда истинные желания человека вступают в противоречие с условиями реального мира. Если выразить кратко, то позиция «надо» или «хочу, потому что достигнутых результатов все еще мало». Такие состояния свойственны людям, которые имеют завышенные требования к себе — делают ставку на сверхдостижения.
Важным фактором является также наличие физиологических факторов, которые приводят к общему истощению организма. Это может быть:
Причины астенического невроза у детей связаны с умственной перегрузкой, которая возникает при посещении большого количества различных кружков и секций. При этом физическое перенапряжение крайне редко приводит к появлению неврастении. Например, при посещении профессиональных спортивных секций нагрузка большая, но возникшая усталость или слабость после отдыха часто проходит.
Лечение астенического невроза
Лечение любого заболевания нужно начинать с установления ее причины. Для этого обратитесь на консультацию к психотерапевту или психиатру. На начальном этапе хороший результат дает выполнение следующих рекомендаций:
При астеническом неврозе лечение включает и назначение медикаментов. В зависимости от симптомов врач индивидуально подбирает препарат для восстановления сна, нормализации работы сердца. Для снижения тревожности и возбудимости назначаются успокоительные средства.
Результативно использование психотерапевтических методик при неврастении. Индивидуальные или групповые сеансы психотерапии помогают человеку выявить истинную психологическую причину, которая стала спусковым крючком для возникновения расстройства. На психотерапии клиента обучают навыкам борьбы со стрессом, которые потом он активно использует в жизни.
Лечение астено-невротического синдрома
Астено-невротический синдром сложное расстройство высшей нервной деятельности и его нельзя игнорировать. Лечение астено-невротического синдрома с нарушением сна и ощущением слабости, постоянной усталости имеет свои особенности. Для этого в клинике Преображение используются модернизированные нейрометаболические восстановительные программы. Терапия подбирается и проводится в индивидуальном режиме, в зависимости от специфики формирования и функционирования организма.
Астено-невротический синдром имеет накопительное свойство и возникает в результате серьезных психологических и физических нагрузок. Специалисты клиники эффективно борются с проблемами, проводя индивидуальную восстановительную терапию на основании выявленных причинно-следственных связей.
Методики лечения астено-невротического синдрома мы подбираем строго индивидуально, поэтому эффективность достигает 100%, а длительность терапии в несколько раз сокращена, в отличии от других способов.
Лечение астено-невротического синдрома в клинике
Астено-невротический синдром можно рассматривать как патологически модифицированный вариант адаптации нервной системы в ответ на физическое и психическое перенапряжение, интоксикацию, сосудистых и гормональных сбоев или нарушений. В последнее время особое распространение получили астенические и невротические нарушения нервной системы. Поэтому при лечении астено-невротических состояний особое значение приобретает необходимость применения специфической комплексной медикаментозной терапии. В следствии того, что основным ведущим звеном астено-невротического синдрома являются патологические процессы, связанные с функционированием высшей нервной деятельности, на первый план выходит необходимость применения комплексной нейрометаболической терапии.
Лечение астено-невротического синдрома требует применение как медикаментозных, так и немедикаментозных методик. Биологическая терапия предполагает применение иммуномодуляторов, витаминотерапии и корректоров, а также использование других средств в зависимости от симптоматики и причин патологии. В легких случаях эффективным может оказаться пребывание в санаторно-курортных учреждениях, где проводится комплекс специфических процедур.
Не медикаментозные методики
Лечение астено-невротического синдрома без применения медикаментов как правило не приносит хороших, стойких результатов. Однако, в комплексе мер борьбы с этой патологией необходимость без медикаментозных методик очевидно. Выбор этих методов проходит совместно с лечащим врачом в индивидуальном порядке. Набор таких средств достаточно широк.
Основные без медикаментозные методы лечения астено-невротического синдрома
Если не лечить астено-невротический синдром
В момент этого расстройства нервная система ослаблена и уязвима для формирования различной психической патологии. Нарушения сна становятся более тяжелыми и переходят в хроническую фазу. Общее состояние больного ухудшается и его уже можно квалифицировать как синдром хронической усталости. Это следующая фаза развития заболевания.
Сильно снижается работоспособность и социальная активность. Человек ощущает постоянную, изнуряющую усталость, которая не проходит даже после длительного отдыха. Появляются боли в разных частях тела. Ощущается общее недомогание с жалобами на различные расстройства органов и систем.
Возникают проблемы в сексуальной сфере и часто могут происходить сбои месячных циклов у женщин. Нарушается гормональный обмен.
Симптоматика нарастает и на первый план начинает выходить депрессия, тревожные состояния, навязчивости. В крайней степени истощенности нервной системы могут возникать острые психотические состояния (психозы).
Основные причины возникновения
Симптомы астено-невротического синдрома
Проявление этого заболевания весьма разнообразно и зависит от индивидуаных параметров формирования нервной системы. Однако, существуют наиболее распространенные жалобы.
Астено-невротический синдром, это патологическое состояние высшей нервной деятельности, которое проявляется в виде ощущения постоянной усталости, жалобами на головную боль, нарушения сна, аппетита. Человек начинает испытывать трудности с памятью, концентрацией внимания, снижается работоспособность, появляется леность. Быстрое истощение ресурсов нервной деятельности приводит к повышенной раздражимости, спадом настроения, повышается уровень тревожности. Человек становится более мнительным, подозрительным, его начинают раздражать громкие звуки (музыка), резкие запахи (духи, дезодаранты), яркий свет. Не редко фон настроения может иметь волнообразный характер от повышенного до депрессивного.
Астено-невротический синдром существенно влияет на качество жизни человека и окружающих его людей. Это пограничное психическое состояние, которое требует максимально быстрого обращения к врачу психиатру и необходимости комплексного лечения.
Синдром хронической усталости может существенно повлиять на качество жизни пациента и окружающих его людей, поэтому считается серьезным психосоматическим заболеванием, требующим комплексного лечения.
Астено-невротический синдром: диагностика
Астено-невротический синдром может развиваться как у детей, так и у взрослых. Обычно очень трудно диагностируется в связи с наличием соматических жалоб, которые выходят на первый план. Подростки часто жалуются на головную боль, боли в области сердца, усталость, сонливость.
У взрослых, симптомы астении обычно выражены значительно ярче и разнообразнее. Проявления заболевания обычно наблюдаются интенсивнее во второй половине дня, а к вечеру достигают максимума. Отмечаются слабость и апатия, отсутствие желания выполнять какую-либо работу и снижение концентрации внимания. При выполнении упражнений, требующих умственных усилий, отмечают трудности в принятии решений, рассеянность, раздражительность, нарушение памяти.
Эмоциональное напряжение приводит к усилению симптоматики, что в конечном итоге может спровоцировать развитие депрессии, неврозов, неврастении.
Помимо основной симптоматики на первый план может выходить нарушения вегетативной нервной системы, такие как:
Дифференциальный диагноз
Астено-невротический синдром не редко сопровождает начальные стадии таких соматических заболеваний как: Артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, стенокардия; нарушения мозгового кровообращения; атеросклероз и другие.
Поэтому мы проводим дифференцированную диагностику для исключения соматической патологии.
Если вы заметили у себя вышеуказанные симптомы, то не стоит затягивать. Запишитесь на прием к нашему специалисту и пройдите дифференциальную диагностику. Диагностика астении включает комплексное обследование, цель которого — выявить патологию, послужившую причиной возникновения заболевания.
Астено-невротический синдром: рекомендуем
Рекомендуется употреблять в пищу продукты, богатые витамином B и триптофаном (мясо, бананы, бобы, сыр и творог, молочные продукты и т. Д.). Аминокислотный триптофан отвечает за нормальную работу нервной системы — сон, расслабление и эмоциональное состояние, и является источником «гормона счастья» — серотонина.
Квалифицированные специалисты клиники Преображение помогут составить эффективную терапевтическую программу с учетом как истинной причины развития болезни, так и индивидуальных факторов.
Астено неврологический синдром что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений.
Статья:
В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами.
Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.
Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении).
Из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения — у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.
Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:
1. Цереброгенная астения.
Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением.
Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности («взрывной характер»).
Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.
2. Резидуальная астения.
Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития.
Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез.
Данная форма имела место в 16 % случаев.
3. Дизонтогенетическая астения.
Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода.
Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.
В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии.
Данная форма встречалась в 20 % случаев.
Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.
Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.
Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа).
Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле?
К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.
Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом — и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости.
Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.
Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).
Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.
В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не
могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь
переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.
Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.
АНС — состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка.
У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:
1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим.
При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.
2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью.
Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей
или преподавателей.
3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя.
4. Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках.
Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.
5. В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело.
Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.
Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы. Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.
В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно
медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или
психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.
Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.
Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследований, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению.
Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую — на устранение самих астенических симптомов; в третью — на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.
При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки. Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой. Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия.
Нужна оптимизация пищевого рациона:
Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В, ноотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.
Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости.
Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.
Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе, что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации.
Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей — и к различным нервно-психическим расстройствам.
Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка.
В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают
распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.
Современным родителям объяснить эти и другие медико-психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, по-
рой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы
своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том
числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы. Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.
Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт, большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны.
Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом.
С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.
Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания. В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.
Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже о враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.
У взрослых выделяют два типа астенических расстройств:
Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.
Литература:
1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. — 2010. — № 11.
3. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. — СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.
4. Шишков В.В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния. — СПб.: Речь, 2010.