Астено невротический синдром что это у детей симптомы и лечение
Астеноневротический синдром у детей. Симптомы, причины и лечение
И.А. Воронов, детский невролог, канд. мед. наук, детская поликлиника «Маркушка»
Астеноневротический синдром имеет множество проявлений. Этот синдром можно обнаружить при различных заболеваниях, отравлениях и даже при радиационном облучении. В то же время он может проявляться без особых заболеваний внутренних органов. Такие нарушения испытывал практически каждый взрослый человек. Это когда человеку плохо, всё раздражает, снижена работоспособность, ощущается вялость и утомляемость, усталость, боли в разных частях тела, меняющие свою локализацию.
Такие нарушения отмечаются при различных заболеваниях:
Также астеноневротический синдром может наблюдаться и после уже перенесенного заболевания.
Слово «астения» произошло от древнегреческого слова «бессилие». Астеноневротический синдром может наблюдаться и у детей и у взрослых, но наше повествование пойдет о детях. Так как этот синдром может наблюдаться при различных заболеваниях и нарушениях, необходимо в каждом конкретном случае найти причину таких нарушений. Здесь очень важно неврологу работать совместно с педиатром. Необходимо найти основное заболевание, которое приводит к развитию астеноневротического синдрома. При выявлении заболевания или нарушения его необходимо устранять.
Симптомы астеноневротического синдрома у детей
Основные симптомы астеноневротического синдрома у детей:
Говоря о развитии астеноневротического синдрома у детей очень важно оценивать психоэмоциональное состояние ребенка. У ребенка могут развиваться симптомы астеноневротического синдрома в случае психологического дискомфорта, психоэмоционального напряжения, наличия ситуационных невротических и стрессовых ситуаций.
У детей дошкольного возраста стрессовые ситуации и дискомфорт могут возникать из-за внутрисемейных проблем или проблем в детском саду. Возможно у ребенка какой-то конфликт с другим ребёнком или детьми в детском учреждении, возможно воспитатель в группе вызывает негативизм у ребенка. Бывает так, что в детском саду возникла определенная ситуация, после которой у ребенка развивается астеноневротический синдром. И не надо забывать, что у детей тоже бывают депрессии. Конечно, значительно реже, чем у взрослых, но бывают.
У детей школьного возраста, кроме психоэмоциональных проблем дома, могут выявляться различные стрессовые ситуации в школе или в других учреждениях (секции, клубы и т.д.), которые ребенок посещает.
Причины астеноневротического синдрома у детей
Причинами астеноневротического синдрома у детей могут служить:
Диагностика астеноневротического синдрома у детей
Диагностика данного заболевания не представляет никакой трудности для врача и даже для родителей ребенка. Перечисленные выше симптомы понятны всем. Другой, более сложный вопрос, из-за чего возник астеноневротический синдром. Тут очень важен профессионализм педиатра и невролога. Важно определить у конкретного ребенка возможные причины, провести, если необходимо, дополнительное обследование. И затем назначить правильное лечение.
Лечение астеноневротического синдрома у детей
При всех случаях астеноневротического состояния важно установить причину этого нарушения и её ликвидировать, а в дальнейшем проводить индивидуальное лечение по назначению врача.
Неврозы и астено-невротические состояния у детей
Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.
Причины
Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).
Кроме того, существуют провоцирующие факторы:
Симптомы
Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.
К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:
Психологическими проявлениями неврозов могут быть:
Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.
Отдельно выделяют формы реактивных состояний:
Астено-невротические состояния у детей
Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».
Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:
Динамика невротических расстройств
Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.
Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.
Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.
Диагностика и лечение неврозов у детей
После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.
Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
Астено-невротический синдром у взрослых и детей
Астено-невротический синдром имеет много синонимов, среди которых наиболее известным является название «синдром хронической усталости». Но даже этот термин не дает полного понимания о природе расстройства, хотя и в большей мере объясняет его появление и характер. В целом под астено-невротическим синдромом понимают особую разновидность невроза, которому наибольше подвержены люди с чувствительной, ранимой психикой.
В последние годы наблюдается резкое увеличение количества случаев диагностирования этого заболевания, называемого еще неврастенией. Причем среди пациентов оказываются не только взрослые люди, но и дети разного возраста! Подобное является ярким отражением современного образа жизни, но при этом астено-невротический синдром нельзя назвать безобидным состоянием, так как в запущенных случаях он приводит к тотальной апатии, глубокой депрессии или даже суицидальным наклонностям. Поэтому очень важно вовремя обратить внимание на подкрадывающуюся беду и найти эффективный способ с ней справиться.
Причины развития астено-невротического синдрома
Основной причиной возникновения данного вида заболевания является наличие расстройства работы вегетативной нервной системы, что под действием частых стрессов, выраженного недостатка отдыха и действия других факторов перерастает в полноценный невроз. Поскольку подавляющее большинство современных людей живет в условиях бешеного ритма жизни, ежедневно и повсеместно подвергается стрессам, страдает от вредных привычек и, как правило, питается на ходу, не особо заботясь, о сбалансированности рациона, это усугубляет имеющиеся нарушения и в конечном итоге приводит к возникновению астено-невротического синдрома.
Наиболее подвержены развитию этого нарушения ранимые люди и дети, которые сильно реагируют на любые неудачи и раздражители, а также пережили психологические травмы, имеют проблемы с самооценкой, воспитываются в авторитарном стиле или страдают от завышенных ожиданий родителей.
Количество предпосылок для развития астено-невротического синдрома настолько многообразно, что не всегда удается точно определить, какие из них послужили причиной для его возникновения. Наиболее распространенными из них являются:
У детей основными причинами развития астено-невротического синдрома становятся:
Астено-невротический синдром и ранее диагностировался у детей, но сегодня количество таких случаев увеличилось в разы. Этому также способствует изменение образа жизни и повышение уровня стресса. Даже дошкольники могут становиться жертвами этого расстройства, не говоря уже про детей школьного возраста, на которых возлагается огромная умственная нагрузка.
Симптомы синдрома хронической усталости
Астено-невротический синдром относится к числу тех нарушений, которые развиваются медленно и могут долгое время протекать незаметно. Его первые симптомы могут быть настолько обыденными, что человек обычно не придает им никакого значения, списывает на проявление усталости и тем более не спешит записаться к врачу. Но со временем под действием внешних и внутренних факторов расстройство прогрессирует и существенно изменяет жизнь человека, что уже не может остаться не замеченным. Но главная проблема при этом часто заключается в резком нежелании что-либо предпринимать для исправления ситуации.
Изначально синдром хронической усталости может заявлять о себе:
У детей астено-невротический синдром проявляется значительно ярче, чем у взрослых. На его возникновение могут указывать:
Обычно люди обращаются за медицинской помощью только тогда, когда проблема зашла уже слишком далеко и возможности самостоятельно справиться с депрессивным состоянием нет. При этом на консультацию к врачу обычно записывается не сам больной, а его близкие и друзья, так как у него полностью отсутствует желание что-либо предпринимать для улучшения своего самочувствия.
В целом все симптомы астено-невротического синдрома можно разделить на 3 большие группы:
Стадии
В течении астено-невротического синдрома выделяют 3 стадии, которые последовательно сменяют друг друга при отсутствии своевременного вмешательства. На первой или гиперстенической стадии крайне редко сам больной или его близкие замечают наличие признаков отклонений от нормы. Постоянно увеличивающуюся усталость, раздражительность принимают за переутомление и временное явление.
Со временем человек начинает терять контроль над поведением, в результате чего он может внезапно рассмеяться или заплакать, но чаще реагирует даже на незначительные раздражители криком. Нередко наблюдается снижение памяти, способности к концентрации внимания, возникает бессонница, головные боли, слабость и резко падает трудоспособность. На этой стадии синдром хронической усталости или неврастения практически никогда не диагностируется. Поэтому он плавно переходит во вторую стадию развития.
На 2-м этапе проявляется излишняя эмоциональность и возникают уже такие физические симптомы патологии, как головные боли, постоянная усталость, выраженное снижение работоспособности. Люди с астено-невротическим синдромом начинают испытывать проблемы со сном: их мучает бессонница и постоянная сонливость. Все время присутствует стойкое желание прилечь и отдохнуть. Проваливаясь в сон, больной может просыпаться от кошмара или нахлынувшего чувства тревоги, а отдых, даже продолжительный, не приносит желаемого ощущения бодрости и свежести. Каждое утро человек борется с собой, поднимаясь с постели не менее уставшим, чем ложился. При этом он становится плаксивым и обидчивым, любое даже случайно оброненное слово может его сильно ранить, что вызывает трудности при общении с другими людьми.
На третьей или гипостенической стадии признаки патологических изменений уже становятся очевидными. Постоянная усталость и беспокойство сменяются абсолютным безразличием ко всему, что происходит вокруг. Больной теряет интерес к новостям из внешнего мира и внутрисемейным, ему уже не интересны фильмы и развлечения, он старается изолироваться от общества и избегает общения с другими людьми. В итоге наступает затяжная депрессия, справиться с которой можно только с помощью адекватной медицинской помощи.
Последствия
Если игнорировать признаки неврастении и не провести соответствующее ситуации лечение, со временем заболевание может иметь достаточно опасные для физического здоровья последствия. Оно может приводить не только к хроническим головным болям, пищевым нарушениям, развитию фобий и снижению либидо, но и к:
Кроме того, нельзя забывать, что затяжные депрессии чреваты появлением стойких мыслей о суициде. Поэтому астено-невротический синдром может иметь весьма серьезные последствия, что не позволяет игнорировать его или относиться халатно.
Не менее опасен синдром хронической усталости и для детей. В силу не оконченного формирования организма у них он приводит к нарушению гормонального фона, следствием чего могут стать заболевания щитовидной железы, нарушения развития, а также сахарный диабет, а в дальнейшем и нарушения репродуктивной функции.
Диагностика и лечение астено-невротического синдрома
Для диагностики заболевания не требуется проведения сложных процедур. Для выявления неврастении достаточно опроса невролога, но важно, чтобы пациент был полностью откровенен и не скрывал никаких подробностей. Для опытного специалиста не составляет труда определить только по имеющейся клинической картине астено-невротический синдром еще на первых стадиях его развития, не говоря уже про третью. Потому и лечение назначается сразу же.
Главной трудностью диагностики является обнаружение причины или комплекса факторов, спровоцировавших развитие заболевания. Этому моменту всегда придается первостепенное значение, так как именно путем воздействия на причину можно полностью решить имеющуюся проблему, тогда как симптоматическая терапия даст эффект лишь на время. Но, к сожалению, сразу выявить все факторы удается не всегда.
Лечение астено-невротического синдрома всегда носит комплексный характер и подразумевает проведение:
При обнаружении заболевания у ребенка обычно достаточно скорректировать образ жизни. Устранения из меню откровенно вредных продуктов и содержащих кофеин напитков с заменой их на свежевыжатые соки, фрукты, овощи, ягоды, а также отказ от длительного просмотра телевизора, компьютерных игры и т. д. обычно помогает привести состояние ребенка в норму. Весьма полезны продолжительные прогулки на свежем воздухе, особенно перед сном. При этом важно установить режим дня и строго его придерживаться, чтобы малыш ложился спать в одно и то же время и мог полноценно отдохнуть.
Медикаментозная терапия и физиотерапия
Характер медикаментозной терапии подбирается в соответствии с тяжестью течения синдрома хронической усталости. Поэтому если на 1-й стадии его развития достаточно использования фиточаев или средств народной медицины в сочетании с приемом комплексных витаминных препаратов, то при более серьезных изменениях требуется назначение ряда седативных препаратов и антидепрессантов.
Таким образом, медикаментозное лечение синдрома хронической усталости может включать:
Действие препаратов дополняют назначением физиотерапевтических процедур. Чаще всего при астено-невротическом синдроме рекомендуют пройти курс сеансов рефлексотерапии и электросна.
Многим приходится по душе аромотерапия. При отсутствии аллергии никто не может запретить пациенту использовать этот метод лечения для нормализации психологического состояния и преодоления имеющихся проблем. Но аромотерапия может выступать только в качестве вспомогательного метода лечения, не заменяя назначенной врачом схемы терапии.
Психотерапия
Поскольку в развитии астено-невротического синдрома большую роль играют особенности личности и психологические факторы, лечение заболевания, особенно на поздних стадиях развития, невозможно представить без помощи психотерапевта или психолога. Этот специалист поможет обнаружить глубинные проблемы личности, травмирующие ситуации и проработать их, чтобы устранить создаваемое ими давление.
Практически всегда больным рекомендуется найти для себя отдушину – какое-то хобби, которое будет доставлять удовольствие и помогать расслабляться. Это может быть любое занятие от вязания, рисования, до занятий с домашним животным, коллекционирования монет или чтения.
Особенно эффективными элементами психотерапии для больных с астено-невротическим синдромом является арттерапия и пескотерапия. Рисование в целом помогает справиться с напряжение и выплеснуть любые накопившиеся эмоции и переживания, а нередко оно помогает докопаться до глубинного смыслы проблемы и найти легкий путь ее решения.
Дыхательная гимнастика отличается большой пользой для людей с синдромом хронической усталости, поскольку она оказывает расслабляющее действие на тело и заряжает хорошим настроением.
Коррекция образа жизни
Поскольку образ жизни человека играет далеко не последнюю роль в развитии астено-невротического синдрома, большое внимание уделяется его коррекции. Зачастую рекомендуется:
Диета при астено-невротическом синдроме заключается в отказе от употребления синтетических энергетиков, а также минимизации потребления кофе, чая, а также других содержащих кофеин напитков. Их заменяют травяными сборами, настоем боярышника или шиповника, чаем с ромашкой, мятой, мелиссой и т. д. Обязательно ежедневный рацион обогащают свежими фруктами и овощами. При этом желательно минимизировать количество потребляемых жареных и жирных блюд, выпечки.
Лечебный массаж и мануальная терапия
Обе процедуры подразумевают воздействие руками на мягкие ткани спины, что обеспечивает выраженный расслабляющий и оздоровительный эффект. Но мануальная терапия отличается от лечебного массажа тем, что в ходе сеанса специалист прорабатывает еще и позвоночник. Как известно, от его состояния зависит качество функционирования всего организма и в особенности нервной системы. Поэтому сеансы мануальной терапии позволяют воздействовать на основное звено развития синдрома хронической усталости – вегетативные нарушения.
Следовательно, и лечебный массаж, и мануальная терапия оказывают положительное влияние на скорость выздоровления больного. Но если при легких формах нарушения достаточно только лечебного массажа, то при более серьезных расстройствах или желании добиться максимального эффекта предпочтение стоит отдавать мануальной терапии.
Таким образом, практически каждый может столкнуться с таким заболеванием, как астено-невротический синдром. На начальных стадиях развития его нельзя рассматривать в качестве опасного для жизни состояния, но при игнорировании проблемы он все же может перейти в разряд серьезных нарушений. Но своевременно начатое комплексное лечение позволит полностью справиться с ним и вернуться к нормальной, полноценной жизни.
Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение
Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61
А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.
Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)
В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:
В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:
Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].
Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].
ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.
Список литературы находится в редакции.