Астено невротический синдром что это у ребенка в 3 года
Астеноневротический синдром у детей. Симптомы, причины и лечение
И.А. Воронов, детский невролог, канд. мед. наук, детская поликлиника «Маркушка»
Астеноневротический синдром имеет множество проявлений. Этот синдром можно обнаружить при различных заболеваниях, отравлениях и даже при радиационном облучении. В то же время он может проявляться без особых заболеваний внутренних органов. Такие нарушения испытывал практически каждый взрослый человек. Это когда человеку плохо, всё раздражает, снижена работоспособность, ощущается вялость и утомляемость, усталость, боли в разных частях тела, меняющие свою локализацию.
Такие нарушения отмечаются при различных заболеваниях:
Также астеноневротический синдром может наблюдаться и после уже перенесенного заболевания.
Слово «астения» произошло от древнегреческого слова «бессилие». Астеноневротический синдром может наблюдаться и у детей и у взрослых, но наше повествование пойдет о детях. Так как этот синдром может наблюдаться при различных заболеваниях и нарушениях, необходимо в каждом конкретном случае найти причину таких нарушений. Здесь очень важно неврологу работать совместно с педиатром. Необходимо найти основное заболевание, которое приводит к развитию астеноневротического синдрома. При выявлении заболевания или нарушения его необходимо устранять.
Симптомы астеноневротического синдрома у детей
Основные симптомы астеноневротического синдрома у детей:
Говоря о развитии астеноневротического синдрома у детей очень важно оценивать психоэмоциональное состояние ребенка. У ребенка могут развиваться симптомы астеноневротического синдрома в случае психологического дискомфорта, психоэмоционального напряжения, наличия ситуационных невротических и стрессовых ситуаций.
У детей дошкольного возраста стрессовые ситуации и дискомфорт могут возникать из-за внутрисемейных проблем или проблем в детском саду. Возможно у ребенка какой-то конфликт с другим ребёнком или детьми в детском учреждении, возможно воспитатель в группе вызывает негативизм у ребенка. Бывает так, что в детском саду возникла определенная ситуация, после которой у ребенка развивается астеноневротический синдром. И не надо забывать, что у детей тоже бывают депрессии. Конечно, значительно реже, чем у взрослых, но бывают.
У детей школьного возраста, кроме психоэмоциональных проблем дома, могут выявляться различные стрессовые ситуации в школе или в других учреждениях (секции, клубы и т.д.), которые ребенок посещает.
Причины астеноневротического синдрома у детей
Причинами астеноневротического синдрома у детей могут служить:
Диагностика астеноневротического синдрома у детей
Диагностика данного заболевания не представляет никакой трудности для врача и даже для родителей ребенка. Перечисленные выше симптомы понятны всем. Другой, более сложный вопрос, из-за чего возник астеноневротический синдром. Тут очень важен профессионализм педиатра и невролога. Важно определить у конкретного ребенка возможные причины, провести, если необходимо, дополнительное обследование. И затем назначить правильное лечение.
Лечение астеноневротического синдрома у детей
При всех случаях астеноневротического состояния важно установить причину этого нарушения и её ликвидировать, а в дальнейшем проводить индивидуальное лечение по назначению врача.
Неврозы и астено-невротические состояния у детей
Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.
Причины
Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).
Кроме того, существуют провоцирующие факторы:
Симптомы
Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.
К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:
Психологическими проявлениями неврозов могут быть:
Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.
Отдельно выделяют формы реактивных состояний:
Астено-невротические состояния у детей
Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».
Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:
Динамика невротических расстройств
Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.
Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.
Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.
Диагностика и лечение неврозов у детей
После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.
Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
Астено невротический синдром что это у ребенка в 3 года
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.
Статья:
Астено-невротический синдром у детей – распространенная патология нервной системы, которая возникает в результате переутомления и сильных эмоциональных потрясений. При неврастении дети выглядят здоровыми, но уставшими.
Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.
Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПАТОЛОГИИ
Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.
Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.
Симптомы и признаки неврастении у детей должны стать поводом для визита к врачу. Без своевременного лечения они приведут к необратимым изменениям психики ребенка.
СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:
СИМПТОМЫ У ДЕТЕЙ 2–6 ЛЕТ
Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:
СИМПТОМЫ У ШКОЛЬНИКОВ
Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:
СТАДИИ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА
В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:
РАЗНОВИДНОСТИ СИНДРОМА
Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:
ПРИЧИНЫ НЕРВНОГО РАССТРОЙСТВА
Астения может возникнуть по следующим причинам:
ДИАГНОСТИКА
Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:
ЛЕЧЕНИЕ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА
Эффективным в лечении неврастении является комплексный подход. Пациенту назначают курс медикаментозной терапии, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.
В качестве основных медицинских препаратов для лечения неврастении назначают транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты, средства для нормализации кровообращения, аминокислоты, антидепрессанты. В особо тяжелых случаях пациента госпитализируют.
Положительное действие на нервную систему оказывают УВЧ, бальнеотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия.
С 4 лет детям для лечения различных форм астении назначают психотерапию. В ходе занятий врач-психотерапевт обучает ребенка понимать и контролировать свои эмоции, выражать свои эмоциональные переживания социально-приемлемым способом. Параллельно осуществляется психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Арт-терапевтические техники помогают ребенку познать и принять себя, найти личностные ресурсы. Все это облегчает процесс социализации у ребенка.
Условиями скорейшего выздоровления являются:
Помимо работы с ребенком, консультация психолога необходима родителям неврастеника. В процессе психологического консультирования специалист учит родителей конструктивному внутрисемейному взаимодействию, формирует у родителей запас эффективных копинг-стратегий и обучает приемам бесконфликтного общения.
ОСЛОЖНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Распространенными осложнениями астено-невротического расстройства являются:
Если начать терапию невротического расстройства на начальной стадии, негативных последствий и осложнений удается избежать.
МОИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.
Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.
Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе – творчество действует на них исцеляюще.
Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, не всегда неврастения обусловлена физиологическими причинами и патологиями в развитии. Практически половина случаев заболевания обусловлена социальными причинами и ошибками в воспитании.
Для того, чтобы лечение астено-невротического синдрома было эффективным, необходимо устранить причину, которая его спровоцировала. При этом родителям важно понимать, что лечение неврологии – процесс длительный. Только соблюдение всех клинических рекомендаций, прохождение полных курсов психотерапии и психокоррекции гарантируют полное выздоровление ребенка. Четкое следование указанием врача поможет предотвратить осложнения и негативные последствия невротического расстройства.
Астенический синдром у ребенка
Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!
В большинстве случаев, при своевременном нахождении истинных причин возникновения симптомов астении и правильном подходе к реабилитации, лечение астенического и астено-невротического синдромов приносит положительные результаты. Важно понять причину развития астении. Причиной могут оказаться, например, хроническая инфекция в условиях сниженного иммунитета, тревога или стресс, дисбаланс в эндокринной системе, явная или скрытая эпилептическая активность некоторых отделов головного мозга.
Симптомы и причины
Астения- означает утомляемость, усталость, истощенность. «Чистая» астения может быть вызвана перенесенным заболеванием, травмой, операцией, инфекцией (вирус Эпштейн-Барр, герпес 6 типа, цитомегаловирус, хронический тонзиллит с высоким антистрептолизином «О» и др.). Астено-невротический синдром – это состояние длительного, неоправданного нервного напряжения, которое приводит к переутомлению и истощению нервной системы ребенка. К старту астено-невротического синдрома может привести психический стресс, нервное напряжение из-за дискомфортной обстановки в семье, прессинг со стороны старших детей и другие стресс-факторы.
Стимулировать нервную систему при астеническом или астено-невротическом синдроме – довольно неблагодарное занятие: нервная система истощена и на стимуляцию ответить нечем. Гораздо эффективнее не стимулировать нервную систему, а наоборот, снимать нервное напряжение, подпитывать нервную систему и помогать ей. Так, постепенно, восстанавливается способность нервной системы правильно отвечать на раздражители и астения постепенно уходит.
Астено-невротический синдром очень тесно перекликается с вегето-сосудистой дистонией и практически без нее не встречается. Но астено-невротический синдром – более широкое понятие, которое включает в себя не только вегето-сосудистую дистонию, но и усталость, раздражительность, нервозность, быструю утомляемость, нарушение (истощение) психических функций.
#Критерии проявления синдрома
Первое, что надо сделать – это понять, какие именно причины загнали нервную систему в астено-невротическое состояние. Это могла быть перенесенная травма, как сотрясение головного мозга, или перинатальная энцефалопатия, могло быть банальное длительное нервное напряжение, связанное с психологической обстановкой в семье, с отношениями с братом или сестрой, с трудностями в отношениях с родителями, с дедушками, бабушками, с членами семьи. Часто бывает, что родители не замечают этот факт, а ребенок испытывает сильнейшее длительное нервное напряжение по какой-либо причине.
Повышенное длительное время внутричерепное давление, само по себе, вызывает астено-невротический синдром, независимо от наличия/отсутствия психологических проблем.
С чего начать и к кому обращаться с астено-невротическим синдромом у ребенка: к врачу или к психологу?
Поскольку причины могут быть разными, мы практикуем консилиум, состоящий из детского невролога, детского психоневролога и/или детского психолога. Как правило, лечение астено-невротического синдрома приносит хорошие результаты при правильном подходе к лечению, когда первопричина астении раскрыта и понятна.
В программу лечения входят мероприятия по восстановлению нормального сна и способности нервной системы к расслаблению, подбор правильного питания и восстановлению нервной системы приема медикаментов, витаминов, работа с психологической составляющей. Если астенический синдром явился следствием хронической инфекции – предложим помощь врача иммунолога.
Астено невротический синдром что это у ребенка в 3 года
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений.
Статья:
В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большинство считает прерогативой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, обойдя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосоматическими расстройствами.
Основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую, порой и неразрешимую жизненную задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок принадлежит астеническим состояниям.
Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении).
Из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения — у гиподинамических детей, в отличие от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.
Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогенетическую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:
1. Цереброгенная астения.
Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутричерепным давлением.
Она характеризуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой работоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности («взрывной характер»).
Данная форма была диагностирована в 14 % случаев астенических расстройств.
2. Резидуальная астения.
Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития.
Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плохая память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез.
Данная форма имела место в 16 % случаев.
3. Дизонтогенетическая астения.
Характеризуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последствия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровоснабжения и кислорода.
Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.
В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаются тики и заикание. И это неудивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии.
Данная форма встречалась в 20 % случаев.
Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.
Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14 % случаев.
Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа).
Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле?
К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций.
Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом — и сразу на время изменились его возможности. Но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости.
Данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходится тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.
Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит).
Особняком стоит неврастения (35 %). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенетической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.
В классическом варианте неврастении имеет место неврастенический конфликт личности по типу «хочу, но не
могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь
переутомление обусловлено в большей степени не банальным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитания и обучения. При этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. Такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.
Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.
АНС — состояние, лежащее в основе и/или осложняющее течение многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка.
У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:
1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим.
При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.
2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью.
Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателей
или преподавателей.
3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя.
4. Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках.
Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.
5. В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело.
Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.
Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п. Конечной целью нейропсихологического обследования каждого ребенка будет разработка для него индивидуальной коррекционной программы. Тестирование должен проводить клинический психолог, так как он в отличие от педагога имеет и медицинские знания.
В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественно
медикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия или
психологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.
Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов. В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.
Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследований, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению.
Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую — на устранение самих астенических симптомов; в третью — на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь. У дошкольников последнее будет также актуально, но опосредованно, с учетом реакции на таких детей социальной среды, родителей и педагогов.
При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки. Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой. Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия.
Нужна оптимизация пищевого рациона:
Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания. Традиционно используются препараты, содержащие высокие дозы витаминов группы В, ноотропные препараты, однако у любого препарата есть противопоказания и назначения должен делать специалист.
Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости.
Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.
Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе, что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности. Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации.
Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей — и к различным нервно-психическим расстройствам.
Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка.
В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершают
распространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.
Современным родителям объяснить эти и другие медико-психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, по-
рой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемы
своего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в том
числе психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы. Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.
Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом. К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт, большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны.
Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом.
С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.
Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания. В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.
Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже о враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.
У взрослых выделяют два типа астенических расстройств:
Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.
Литература:
1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. — 2010. — № 11.
3. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. — СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.
4. Шишков В.В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния. — СПб.: Речь, 2010.