астерикс и обеликс брут актер
Актеры и роли в фильмах про Астерикса и Обеликса
Итак, на данный момент снято 4 фильма про Астерикса и Обеликса: Астерикс и Обеликс против Цезаря (1999), Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра (2002), Астерикс на Олимпийских играх (2008), Астерикс и Обеликс в Британии (2012). Однако на протяжении лет актерский состав постоянно менялся, что коснулось даже главных ролей. Проследим, кто и когда из актеров играл основные роли в фильмах про Астерикса и Обеликса.
Актеры, сыгравшие главные роли
Астерикс — Кристиан Клавье (1999, 2002), Кловис Корньяк (2008), Эдуард Баэр (2012)
Обеликс — Жерар Депардье (все фильмы)
Панорамикс — Клод Пьеплю (1999), Клод Риш (2002), Жан-Пьер Кассель (2008)
Юлий Цезарь — Готтфрид Йон (1999), Ален Шаба (2002), Ален Делон (2008), Фабрис Лукини (2012)
Номернабис — Жамель Деббуз (2002, 2008)
Клеопатра — Моника Беллуччи (2002)
Брут — Бенуа Пульворд (2008)
Детригнус — Роберто Бениньи (1999)
Красовакс — Гийом Гальен (2012)
Актеры, сыгравшие второстепенные роли
Жизнестатистикс — Мишель Галабрю (1999), Эльрик Тома (2008), Мишель Дюшоссуа (2012)
Фальбалла — Летиция Каста (1999)
Кайюс Бонус — Жан-Пьер Кастальди (1999, 2008)
Проликс — Даниэль Прево (1999)
Гоблинус — Жерар Дармон (2002)
Отис — Эдуард Баэр (2002)
Консерваторикс — Пьер Палмаде (1999), Франк Дубоск (2008)
Царевна Ирина — Ванесса Эсслер (2008)
Полюбвикс — Стефан Руссо (2008)
Королева Англии — Катрин Денёв (2012)
Седина Цезаря вне подозрений
Ален Делон в «Астериксе на Олимпийских играх»
Премьера кино
Очередной французский кинокомикс «Астерикс на Олимпийских играх» отличается от предыдущих приключений двух богатырей из последней галльской деревни, которая не сдалась Цезарю, тремя пунктами. Действие переносится в Грецию, вместо Кристиана Клавье заглавную роль играет молодой актер Кловис Корнийяк, а главное, в острохарактерной роли Юлия Цезаря, к сдержанной радости ЛИДИИ Ъ-МАСЛОВОЙ, после долгого отсутствия на киноэкраны вернулся Ален Делон.
Самый писаный красавец французского кинематографа лет восемь не снимался в полноценном кино — после «Актеров» Бертрана Блие, где в компании многих своих коллег играл самого себя. Видимо, никто из режиссеров не догадывался, как легко снова заинтересовать Алена Делона актерской работой, которая на восьмом-то десятке кому не надоест. Оказалось, достаточно предложить ему роль, которая сводится к тому, чтобы в римской тоге, изукрашенной массивными золотыми пряжками с логотипом JC, и золотом венке на голове постоянно вертеться перед зеркалом, объясняясь ему в любви, и, периодически стукая себя кулаком в золотые латы на груди, восклицать: «Аве мне!»
Цезарь говорит о себе исключительно в благоговейном третьем лице: «Над ним не властно время, не седина в его волосах, а блеск». Чувствуется, что старый Ален Делон, не изуродованный судорожными стараниями наступающее старение скрыть, и в таком виде себе ужасно нравится, причем это не мешает ему одновременно над собой внутренне насмехаться. Этот его характерный самодовольно-важный вид, который он так любил напускать на себя с цветущей ранней молодости, к семидесяти годам оформился в довольно интересный лицевой пейзаж с презрительно поджатыми тонкими губами и колючими голубыми глазками, сверкающими из-под нахмуренных седых бровей. Былая немыслимая красота не то чтобы увяла, она ушла на покой куда-то внутрь артиста и оттуда посылает величественные императорские приветы, а благодаря попытке сценаристов показать киноведческую осведомленность — и напоминания о богатой актерской биографии Алена Делона, перечисляющего в одном из монологов названия нескольких своих фильмов: «Он самурай, он леопард, он никому ничего не должен — ни Рокко, ни его братьям. «
К сожалению, нельзя весь фильм посвятить беседам нарциссичного Цезаря с самим собой — приходится отвлекать его и менее приятными занятиями. Например, общением с сыном Брутом (бельгийский комик Бенуа Пульвордэ), который приветствует императора недовольным «Аве, папа!» и норовит всучить ядовитый подарочек — то мешочек с оливками, то соль для ванн, то зеркало, стреляющее отравленными стрелами. Жертвой каждый раз падает очередной императорский дегустатор, а Брут злобно шипит себе под нос: «Все равно кокну». Главные герои, Астерикс и Обеликс, вовлекаются в действие благодаря намерению Брута жениться на греческой царевне Ирине (американская фотомодель Ванесса Хесслер), которую отец по-хорошему просит сделать политически выгодную партию и облегчить бремя римской оккупации. Царевна, однако, состоит в любовной переписке с простофилей Полюбвиксом (Стефан Руссо) из той же непокоренной галльской деревни, где живут Астерикс и Обеликс, проспиртованные волшебным эликсиром, обеспечивающим их богатырскую мощь.
Обеликсом, которого, как и раньше, играет Жерар Депардье, теперь овладели непротивленческие настроения: по его новой концепции настоящая сила в том, чтобы сдерживать свою силу. Поэтому он занимает созерцательную позицию, когда его напарник Астерикс записывается в олимпийскую сборную, после победы которой их влюбленный односельчанин должен получить не только сердце, но и руку греческой царевны.
Сами Олимпийские игры, в программу которых входят прыжки, бег и метание дисков, отрубающих последние руки Венере Милосской, смотрятся не слишком выразительно на фоне дворцовых интриг Цезаря и Брута. Запоминается последнее состязание — гонки на колесницах, да и то благодаря Михаэлю Шумахеру, великодушно сыгравшему немецкого гонщика. Шумахер в меховом воротнике выходит на арену с таким царственным видом, что вполне мог бы тоже играть Цезаря — видно, что мужчина от самого себя без ума, только в отличие от умудренного Делона еще не понял, как комично столь явная самовлюбленность выглядит со стороны.
Что касается словесных игр со смешными фамилиями персонажей, которыми так был перенасыщен предыдущий фильм «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра», то теперь авторы поумерили словотворческий пыл. Имя «доктор Мабуз», фигурирующее в качестве киноведческой шутки, в нашем дубляже было заменено на более общедоступного Коновалуса, среди инфернальных персонажей фильма встречается еще чокнутый изобретатель Совсемкукус, кроме того, возвращается из прошлого фильма египетский архитектор Номернабис — под предлогом финальной свадебной вечеринки. Ее авторы тянут слишком долго, уже не зная, чего бы такого еще придумать, и заставляя знаменитого баскетболиста Тони Паркера проделывать штуки с мячом на манер дрессированного тюленя, пока кто-то не произносит меткую фразу: «Не тяни кота за сфинкса». Итог всему увиденному трезво подводят сами Астерикс с Обеликсом: «Неплохо было на Олимпийских играх, но на кабанов охотиться веселее». Тем не менее удачный опыт с реанимацией Алена Делона не дает пока поставить жирный крест на всей этой понемногу выдыхающейся псевдоисторической комикс-эпопее: вдруг, чем черт не шутит, в следующий раз авторы додумаются вытащить с пенсионерской лавочки у подъезда и Жан-Поля Бельмондо в роли какого-нибудь Ивана Грозного.
Астерикс на Олимпийских играх
Тома Лангман
Фредерик Форестье
«Астерикс на Олимпийских играх» (фр. Astérix aux Jeux Olympiques ) — комедия Тома Лангмана и Фредерика Форестье. Это третий фильм, снятый на основе комиксов об Астериксе и Обеликсе, а также продолжение фильма «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра»». Мировая премьера фильма состоялась 30 января 2008 года.
Содержание
Сюжет
Галл Полюбвикс влюблен в греческую царевну Ирину. Но её отец хочет выдать её за Брута, приёмного сына Юлия Цезаря, для улучшения отношений с ним. Чтобы оттянуть свадьбу, Ирина объявляет, что выйдет за победителя грядущих Олимпийских игр. Узнав об этом, Астерикс и Обеликс решают помочь другу завоевать сердце царевны и выиграть Игры. Астерикс, Обеликс, Панорамикс и Идефикс отправляются в Олимпию. Тем временем Брут пытается разными способами избавиться от отца и занять его трон.
На играх Брут то и дело использует нечестные средства победы, и Астерикс открывает глаза Цезарю, предупредив, что если он не примет меры, он будет опозорен. Юлий Цезарь отменяет все предыдущие результаты и объявляет, что победитель будет определён после гонок на колесницах. Ночью Брут крадёт Панорамикса и заставляет приготовить волшебное зелье. Друид выполняет его условие, но добавляет в зелье краситель.
На следующий день во время гонки усиленный зельем Брут расправляется один за другим с участниками соревнования. На колёсах остаются лишь он, Полюбвикс и Шумикс. Мошенник угощает своих лошадей зельем и побеждает, но Астерикс рассказывает об уловке друида. Брута разоблачают и победу присуждают Галлии.
Сразу же после окончания Игр Брут с подкупленными стражниками приказывает арестовать Цезаря, но никто из них не решается это сделать. Брут отправляется на галеры.
В ролях
В качестве камео в роли гонщика на колесницах выступил Михаэль Шумахер (тренера сыграл Жан Тодт). Римского атлета Гумунгуса сыграл Натан Джонс, а в роли барда Франсикса Голосикса снялся гитарист Франсис Лаланн. Конец фильма (издевательства над Нумернабисом) принесли целое созвездие камео-спортсменов: Зинедин Зидан, Амели Моресмо, Тони Паркер.
Астерикс, Обеликс и их путь в кинематограф
Астерикс и Обеликс на текущий момент — одна из самых популярных и влиятельных франшиз, созданных на территории Франции. Комиксы об этом забавном дуэте, а также о других обитателях того времени появились на свет ещё в 1961 году. Изначально их созданием занималось всего два человека: Рене Госинни и Альбер Удерзо. Биография каждого из них достойна не то что отдельной статьи, а целого художественного фильма, но в нашем сегодняшнем рассказе мы лишь коротко упомянем самые важные факты о них. Достаточно знать лишь то, что на момент знакомства Госинни и Удерзо уже не были новичками в индустрии комиксов.
К примеру, Рене Госинни ещё в 1948 году начал работать старшим художником в небольшом издательстве. В то время он успел поработать и как художник, и как сценарист. Второе занятие, судя по всему, ему нравилось сильнее, поэтому при создании комиксов про Астерикса Госинни будет именно сценаристом. Да и успешный опыт работы над довольно известной серией «Счастливчик Люк» доказал, что люди любят истории, написанные Рене Госинни. Альбер Удерзо же изначально работал в качестве художника сразу в нескольких популярных в то время сериях, поэтому в новообразованном дуэте он практически сразу и занял эту позицию.
С момента знакомства в 1951 году авторы успели выпустить несколько совместных работ, но всех их затмил вышедший спустя десять лет комикс «Астерикс из Галлии». Так назвали первый том знаменитого цикла, ставшего визитной карточкой европейских комиксов на долгие десятилетия. И в какой-то степени два этих (безусловно талантливых и разносторонних) человека стали рабами своего творения, ведь сейчас их если и вспоминают, то только в связи с Астериксом, почти полностью игнорируя остальное творчество.
Сейчас на основе комиксов про Астерикса выросло огромное количество самых разных произведений, хотя далеко не все из них одобрили бы авторы. Тех же комиксов за прошедшие десятилетия вышло целых тридцать семь томов, и не все из них написаны оригинальными авторами. Считается, что Рене Госинни и Альбер Удерзо вместе работали над созданием двадцати шести томов. Ещё семь томов Альбер Удерзо после смерти друга написал самостоятельно, а в 2013 году серия и вовсе перешла в руки новых авторов: сценариста — Жан-Ива Ферри и художника — Дидье Конрада. Из под их пера пока вышло всего три тома, но они явно будут продолжать работать над серией.
Почти с самого создания франшизы авторы привлекли внимание студий мультипликации. Первый мультфильм, названный в честь одноимённого комикса «Астерикс из Галлии» вышел в 1967 году, спустя всего шесть лет после публикации первоисточника. Последний, «Астерикс и тайное зелье», вышел совсем недавно, в 2019 году. За эти долгие годы успело выйти целых десять полнометражных мультфильмов, довольно сильно отличающихся друг от друга, как качеством шуток, так и технической реализацией. В 2014 году серия перешла на компьютерную анимацию, что, впрочем, никак не повлияло на карикатурный дизайн персонажей. Выходило семь компьютерных игр, но ни одна из них не стала слишком успешной. А сейчас вспоминают и вовсе только самую первую из них, Asterix and the power of the gods — вполне бодрый и интересный платформер времён Sega Mega Drive.
Понятно, что при такой популярности, франшиза должна была заинтересовать и деятелей кинематографа. И она заинтересовала, в период с 1999 года было выпущено четыре полнометражных фильма: «Астерикс и Обеликс против Цезаря», «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра», «Астерикс на Олимпийских играх» и «Астерикс и Обеликс в Британии». О них мы сегодня поговорим подробно.
Астерикс и Обеликс против Цезаря
В фильме «Астерикс и Обеликс против Цезаря» происходит первое появление этих героев на киноэкранах. Лента вышла в 1999 году и сразу же приобрела определённую известность. Её съёмками занимался французский режиссёр Клод Зиди, специализирующийся на комедиях. К моменту работы над «Астериксом и Обеликсом» он был уже состоявшимся автором и имел определённый режиссёрский почерк. Правда, не сказать, что его творчество популярно в России, несмотря на то что большую часть его фильмов можно было найти ещё на видеокассетах. Впрочем, если судить по кассовым сборам во Франции, его ленты стабильно собирали кассу и неплохие оценки критиков и зрителей. Поэтому идею посадить в режиссёрское кресло человека, снимающего успешные комедии больше тридцати лет подряд, можно считать более чем оправданной. Над сюжетной основой тоже долго думать не стали, выбрали самый первый комикс об Астериксе, а именно — «Астерикса из Галлии». Впрочем, создатели фильма здраво рассудили, что материала одного комикса будет маловато для полнометражного фильма, и дополнили сюжет как фрагментами других комиксов, так и собственными наработками. При этом, что особенно странно, существует мультфильм «Астерикс против Цезаря» из которого взята одна из второстепенных сюжетных арок.
Надо сказать, что комикс «Астерикс из Галлии» неспроста лёг в основу как первого мультфильма, так и полного метра. Мало того, что он сам по себе является отличной историей, органично сочетающей приключения и комедию, так ещё и является наиболее удобной входной точкой в придуманный Госинни и Удерзо мир — его задачей было как раз познакомить публику со всеми важными для сквозного повествования героями, ну и заодно задать общие правила мироустройства. Поэтому в картине будет довольно много экспозиции, которая будет подана не только при помощи закадрового голоса, как в самом начале фильма. То тут, то там персонажи будут говорить о вещах, ненужных для текущей истории, но позволяющих заинтересоваться самим миром произведения. И что радует, вся эта экспозиция подаётся очень ненавязчиво и не успевает вызвать у зрителя раздражение.
Сама история при этом проста настолько, насколько вообще может быть прост сценарий фильма. Сначала нас неспешно знакомят с правилами вселенной, типа того, что римляне — плохие завоеватели, а галлы — вольный и свободолюбивый народ. Рассказывают о том, как был захвачен почти весь обитаемый мир, за исключением одной маленькой галльской деревушки, в которой и проживают наши герои. Но самое главное, нам через комичную сценку показывают зелье, благодаря которому галлы и остаются непобеждёнными. И вот, когда один из подручных Цезаря по имени Детригнус узнаёт о том, что сила галлов исходит от волшебного зелья, то он и решает похитить единственного человека, умеющего его варить. И да, такая простая и примитивная завязка позволяет авторам показать массу самых невероятных приключений и курьёзных ситуаций. Конечно, всё окажется не настолько просто, как кажется на первый взгляд, но давайте честно — подобные фильмы смотрят не ради лихо закрученного сюжета.
А ради чего же их смотрят? Ради разнообразного, пускай временами и очень наивного, юмора. Будучи действительно хорошей комедией, «Астерикс и Обеликс против Цезаря» смешит человека сразу на нескольких уровнях. Самым простым и бросающимся в глаза является визуальный юмор, состоящий из множества разноплановых гэгов. Большинство из них посвящены тому, как Астерикс и Обеликс дерутся с римлянами, но тут важно то, как они это делают. Помимо этого, фильм предоставляет сразу несколько типов словесных шуток — от простейшей игры слов до вполне тонких аллюзий на другие произведения. Не обойдётся дело и без политической сатиры, хотя в этом фильме она и подаётся очень осторожно и крайне малыми дозами. Впрочем, тут нельзя не отметить, что наши переводчики упустили приличный пласт шуток, связанный с говорящими именами, большую часть которых даже не пытались адаптировать. Хотя я не виню в этом переводчиков, близкая по смыслу адаптация этих имён была бы очень непростой задачей.
Ну и наконец, стоит поговорить и об актёрской игре, всё-таки персонажей в картине много и часть из них довольно колоритна. Может быть во мне говорит «синдром утёнка», но Кристиан Клавье стал для меня идеальным Астериксом. Персонаж в его исполнении остроумный, озорной и очень искренний. Он действительно попадает под определение «обаятельного плута», выпутывающегося из неприятностей благодаря уму и харизме. Жерар Депардье в образе Обеликса тоже невероятно хорош, да и внешне схож со своим персонажем. Часть заслуг в этом достаётся гримёрам, отлично поработавшим над адаптацией комиксного образа, но и сам Депардье выкладывается по полной. Он, как и герой комикса, невероятно добродушен и отличается завидным терпением. И пускай он невероятно любит хорошую драку, но при этом не желает причинить противникам настоящий вред. Собственно, весь фильм строится вокруг этих персонажей, и для успеха картины хватило бы и их двоих.
Но в фильме есть и ряд запоминающихся второстепенных героев, вносящих в историю немало креатива. Мне сильно запомнился Детригнус (не в последнюю очередь из-за актёрской игры Роберто Бениньи). Он сыграл одновременно и довольно неприятного персонажа, отличающегося особой тягой к интригам, и яркого комедийного героя, максимально смешного в своих злодеяниях. Небольшая, но очень яркая роль досталась Жан-Пьеру Кастальди, с его Каюсом Бонусом связано несколько просто потрясающих сцен. При этом мне показалась скучной местная версия Цезаря. За героем, сыгранным Готфридом Йоном, я не увидел ни истинного величия, ни хотя бы его мании.
«Астерикс и Обеликс против Цезаря» — хорошая комедия, сумевшая перенести на большой экран дух оригинальных комиксов. И пускай мне больше нравится второй фильм, я не могу не признать, что у первой ленты тоже есть масса достоинств. Да и все дальнейшие фильмы мы увидели только благодаря успеху «Астерикса и Обеликса против Цезаря». Сохранилась картина тоже вполне неплохо, разве что некоторые спецэффекты сейчас выглядят фальшивыми. Но зато история и шутки всё так же срабатывают без осечек.
Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра
Оценив успех первого фильма, авторы почти сразу задумались о продолжении. Но, как это часто бывает, подготовка к съёмкам затянулась и фильм увидел свет только в 2002 году, спустя три года после выхода первой части, по дороге успев потерять часть значимых фигур, среди которых хочется выделить режиссёра и исполнителя роли Цезаря. Так что в режиссёрском кресле оказался французский актёр и режиссёр Ален Шаба. До начала съёмок «Астерикса и Обеликса» он успел снять всего один фильм, и мне очень интересно, как продюсеры решили доверить известную франшизу дебютанту. Впрочем, Ален Шаба не просто снял хороший фильм, но и невероятно бережно отнёсся к первоисточнику. Шаба занял сразу обе пустующие позиции, не только став режиссёром, но и сыграв роль Цезаря. Не знаю, чем ему так приглянулась роль императора, но ставлю на то, что сцены поцелуев с тогда ещё молодой Моникой Белуччи появились в сценарии неспроста.
Занятно, что в качестве исходного материала выбрали именно комикс «Астерикс и Клеопатра», который был аж шестым томом в серии. Ещё занятнее то, что именно этот комикс в своё время лёг в основу и второго полнометражного мультфильма об этих героях. Хотелось бы узнать, чем конкретно был вызван этот выбор — желанием сохранить некую преемственность между фильмами и мультфильмами, или тем, что эта история уже была знакома огромному количеству зрителей. Многие люди считают, что фильм «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» и вовсе является ремейком мультфильма «Астерикс и Клеопатра», но мне кажется, что между этими произведениями есть немало различий, хотя часть из них могла возникнуть из-за банальной разницы в выразительных средствах между живой съёмкой и анимацией, а часть из-за разницы творческого подхода в разные эпохи. Как-никак, между произведениями почти тридцать лет разницы.
Сюжет фильма по-прежнему прост и незатейлив. Между Цезарем и Клеопатрой случается спор, в результате которого последняя обещает возвести величайший в мире дворец в кратчайшие сроки. Задача эта кажется совершенно невыполнимой, но тут архитектор проекта Номернабис вспоминает, что в Галлии живёт друг его отца, умеющий творить чудеса при помощи волшебного зелья. Почти весь фильм в итоге и будет посвящён постройке этого величественного дворца. Конечно, не обойдётся без перерывов на нападения и диверсии, как со стороны римлян, так и со стороны недовольных Клеопатрой египтян. Но за этими банальными и предсказуемыми событиями по-прежнему интересно следить. Во многом это связано с тем, насколько удачно авторы высмеивают сложившиеся в наших головах представления о Древнем Египте. Сам подход к юмору при этом не поменялся со времён предыдущего фильма, разве что удачных шуток стало ещё больше.
Немалая часть обаяния фильма держится на его персонажах. Говорить об Астериксе и Обеликсе мы в этот раз не будем, так как их образы остались неизменными, а вот среди новых героев появились очень интересные и забавные личности. Моим любимцем в итоге стал Номернабис сыгранный Жамелем Деббузем. Он находчив, умён, креативен, но при этом неудачи просто преследуют его, постоянно заставляя делать что-то смешное и нестандартное. Ален Шаба в роли Цезаря смотрится хорошо, хотя экранного времени у этого героя и не слишком много. Моника Белуччи просто прекрасна в роли Клеопатры, в ней чувствуется и величие, и азартность. Забавно, что Клеопатру всегда играли красивые актрисы, хотя если судить по реконструкции черепа она обладала, мягко говоря, специфичной внешностью. Небольшая, но яркая роль досталась Жерару Дармону-архитектор Гоблинус прямо собирательный портрет всех мелких пакостников кинематографа.
«Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» мой самый любимый фильм в серии. В нём удачно встретились интересный сеттинг, простой, но увлекательный сюжет, сильный актёрский состав и, главное, по-настоящему смешные шутки. Фильм вполне окупился в прокате, хотя, как и первую ленту, сильным финансовым успехом его назвать сложно. Для особо интересующихся картиной существует документальный фильм о ходе съёмок.
Астерикс на Олимпийских играх
Третий фильм в серии, «Астерикс на Олимпийских играх» вышел на экраны в 2008 году. Уж не знаю, за что авторы третьего фильма настолько невзлюбили Обеликса, что даже поленились вставить его имя в название картины. Да, я знаю, что и в комиксах и в мультфильмах в названиях использовалось имя только Астерикса, но фильмы изначально пошли иным путём, уделяя обоим главным героям равное внимание. И это при том, что «Астерикс и Обеликс на Олимпийских играх» звучало бы вполне органично и не требовало сложных грамматических конструкций, наподобие «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра». Казалось бы, это незначительная мелочь, но даже она показывает отношение новых авторов к проекту. Можно уже считать традицией, что у третьего фильма вновь сменился режиссёр, да и Цезаря опять играет новый актёр.
Режиссёров на этот раз целых двое, вот только вряд ли вы знакомы с творчеством хоть одного из них. Том Лангманн до работы над Астериксом успел побывать продюсером на разных проектах, в том числе и на первых двух частях серии, но вот режиссёрского опыта у него не было, и сейчас, просматривая список его работ, становится понятно что режиссёрская карьера у него так и не сложилась. Фредерик Форестье обладал куда большим режиссёрским опытом, до Астерикса успев поработать и над комедиями, и над боевиками. Впрочем, в нашей стране его работы на слуху никогда не были. Тут стоит сказать, что уже после съёмок «Астерикса на Олимпийских играх» режиссёры вновь объединились и сняли ещё один совместный фильм.
За основу был взят комикс «Астерикс на Олимпийских играх» вышедший в 1968 году. Это был двенадцатый том комикса, что делает фильм экранизацией наиболее свежего произведения, если уместно говорить о свежести вещей, вышедших более полувека назад. Также этот фильм примечателен тем, что эту историю раньше не экранизировали мультипликаторы. Поэтому авторы фильма были полностью предоставлены сами себе и могли опираться только на комикс. Хорошо это или плохо — вопрос дискуссионный, вот только в итоге создатели не справились с задачей.
Сюжет фильма, как и принято в серии, прост и ненавязчив. Галл Полюбвикс безумно влюбился в греческую царицу Ирину. И что особенно дико для тех времён, его любовь оказалась взаимной, вот только подобный мезальянс явно не входит в планы греческого царя, являющегося отцом Ирины. Он уже успел задумать выгодный брак с самим Брутом, являющимся наследником Цезаря, а тут родная дочь вставляет такие палки в колёса. Так или иначе, руку Ирины обещают победителю Олимпийских игр, а значит Полюбвиксу приходится участвовать в соревнованиях. Впрочем, он не одинок, ведь с ним в Грецию прибывают Астерикс и Обеликс, не способные пропустить ни одно интересное событие, происходящее в мире. Как видно из описания, основной темой для шуток в этот раз стал спорт, особенно разномастные спортивные соревнования. Материал благодатный, вот только авторы распорядились им не совсем рационально. Да, в картине есть замечательные камео реальных спортсменов, придающих действию дополнительный комический эффект, не обошлось и без потрясающих шуток на тему допинга, особенно нетрадиционного, но вот в остальном юмор слишком наивный и однообразный.
В актёрском составе произошло одно невероятно важное изменение — сменился актёр, играющий роль Астерикса. Вообще менять ведущих актёров – практика, губительная во все времена, но тут она ударила по восприятию особенно сильно. Люди действительно любили Астерикса в исполнении Кристиана Клавье, и его замену на Кловиса Корнийяка принять сложно. Я не могу сказать, что Корнийяк сыграл плохо, нет. Просто Астерикс у него вышел совсем другим, да и харизматичности у персонажа стало заметно меньше. А вот новый Цезарь мне наоборот очень понравился. Ален Делон идеально вписывается в эту роль — в нём есть и мощь, и величие, и, самое главное, огромная самоирония. Невероятно порадовал Бенуа Пульворд, сыгравший Брута, я обожаю этого персонажа, он идеальный антагонист для комедии. В нём хитрость сочетается с наглостью, а расчётливость с феноменальной тупостью, но при этом герой очень харизматичен и способен надолго остаться в памяти у зрителей.
Фильм «Астерикс на Олимпийских играх» плох сразу в нескольких качествах. Он не слишком удачная адаптация комикса, плохое продолжение серии фильмов. Но самое главное — он довольно посредственен как самостоятельное произведение. Нет, ужасным его назвать язык не повернётся, но интересных решений в нём на удивление мало. Хотя, если вы любите этих героев, то ему вполне можно дать шанс, ведь часть шуток по-прежнему остроумна, да и Брут, пожалуй, самый забавный антагонист в серии.
Астерикс и Обеликс в Британии
На сегодняшний день «Астерикс и Обеликс в Британии» — последний полнометражный художественный фильм во франшизе. Вышел он 2012 году, и судя по отсутствию хоть какой-то информации о производстве новых картин, оставаться последним ему придётся ещё долго. Почему так случилось? Вопрос сложный, и дать точный ответ на него нельзя. Самым простым предположением оказывается то, что «Астерикс и Обеликс в Британии» стал первым полностью убыточным фильмом во франшизе. Да, предыдущий фильм тоже не был особо прибыльным, но он по крайней мере окупился. Да и сразу два не самых лучших фильма подряд могли натолкнуть продюсеров на мысль, что люди пока не хотят видеть этих героев. По крайней мере в таком, не слишком качественном исполнении. Ну и наконец, Жерар Депардье уже стар и вряд ли готов вернуться к роли Обеликса, а кого то иного публика в ближайшие годы не примет. Режиссёром фильма стал француз Лоран Тирар, относительно удачно работавший как с комедиями, так и с драмами. Возможно, его кандидатуру выбрали из-за того, что он снял успешную экранизацию другой работы Рене Госинни — «Маленький Николя». Кстати, после работы над Астериксом и Обеликсом, Лоран Тирар ещё раз вернулся к этому произведению и снял фильм «Каникулы маленького Николя».
Сама же лента «Астерикс и Обеликс в Британии» основана сразу на двух ранних комиксах про Астерикса. «Астерикс в Британии» стал восьмым томом, а «Астерикс и Норманны» девятым. Оба этих комикса имеют мультипликационные воплощения, «Астерикс в Британии» был экранизирован в 1986 году, а «Астерикс и викинги» в 2006. Многие визуальные решения и сюжетные ходы перекочевали в фильм как раз из мультфильмов, а не из комиксов. Проблема в том, что мультфильм «Астерикс и викинги» сам по себе не слишком удачен и черпать идеи из него – не лучший выбор. Да и в целом, смешивание двух настолько разных сюжетов вряд ли могло привести к чему то хорошему. А уж при таком исполнении они и вовсе видятся актом единения абсолютной чепухи и лютой отсебятины.
В ленте практически независимо друг от друга присутствует две сюжетные арки, связь между которыми очень и очень условна. Одна из них рассказывает о путешествии главных героев на помощь к английской королеве, ведущей войну с римскими захватчиками. Вторая же рассказывает о самом трусливом галле Идунариксе и его взаимоотношениях с командой викингов. И если линия про войну в Британии просто скучная и вторичная, то вот арку викингов портит небрежное исполнение. Сами по себе викинги, желающие испытать страх для того, чтобы научиться летать — прекрасный образ, имеющий бесконечный комедийный потенциал. Вот только большая часть времени отведена не им, а Идунариксу, который оказывается не только трусом, но и просто на редкость бесящим персонажем. Этот герой воплощает в себе все качества типичного барда из фэнтези и ролевых игр, и показывает, почему их так сильно недолюбливают. А ещё в картине практически нет смешных сцен, да и с отдельными шутками дела обстоят не слишком хорошо. Самая удачная шутка всей ленты состоит в том, что викинги боятся порядка и этикета, и их приводит в ужас строгая английская учительница.
Если же говорить об изменениях в актёрском составе, то в глаза сразу же бросается новый Астерикс. Теперь его играет Эдуар Бер, и как актёр он не попадает в нужный образ. Несмотря на фирменные усы, я просто не могу признать на экране Астерикса, настолько у героя поменялся характер. Всех же новых героев объединяет одна черта, а именно — скучность. Лидер по незапоминаемости – Красовакс, сыгранный Гийомом Гальенне, из всех личностных качеств ему дали только британскую чопорность, да и ту не сумели подать как следует. Венсан Лакост, сыгравший Идунарикса, пытается играть бунтаря и ловеласа, но в его героя почти невозможно поверить.Чуточку спасает положение Валери Ламерсье, сыгравшая мисс Макинтош, но ей досталось слишком мало интересных сцен. Да даже Жерар Депардье будто бы перестал стараться и отыгрывает Обеликса не особенно эмоционально.
«Астерикс и Обеликс в Британии» сумел окончательно добить всю серию. У фильма слишком большое количество проблем, главная из которых в том, что он не смешной. Может быть, авторы не знали, как можно использовать потенциал своих персонажей, и создали очень пресное и неизобретательное зрелище.
Эпилог
Астерикс и Обеликс прошли огромный путь, как в массовой культуре в целом, так и в кинематографе, в частности. И пускай сейчас судьба франшизы находится под вопросом, я более чем уверен, что когда-нибудь она возродится с новой силой. Могло ли всё закончиться не так печально? Разумеется да, после «Астерикса на Олимпийских играх» всё ещё можно было исправить, вот только это похоже никому и не было нужно. Вообще, сложилось впечатление, что никто и не задумывался об этих лентах, как о части единой серии. В них постоянно сменялись не только сценаристы и режиссёры, но и актёры, включая ведущих. О чём тут можно говорить, если заглавную роль Астерикса за четыре ленты сыграло три человека, а Цезаря и вовсе в каждом фильме играл новый актёр. Но при этом я считаю, что первые две ленты — действительно замечательные комедии, с которыми может ознакомиться совершенно любой человек, и они ему скорее всего понравятся. Смотреть ли последующие фильмы — это уже дело вкуса, но «Астерикс на Олимпийских играх» может вас даже развеселить, если конечно заранее снизить свои ожидания.