Астерикс и обеликс что это
Астерикс, Обеликс и их путь в кинематограф
Астерикс и Обеликс на текущий момент — одна из самых популярных и влиятельных франшиз, созданных на территории Франции. Комиксы об этом забавном дуэте, а также о других обитателях того времени появились на свет ещё в 1961 году. Изначально их созданием занималось всего два человека: Рене Госинни и Альбер Удерзо. Биография каждого из них достойна не то что отдельной статьи, а целого художественного фильма, но в нашем сегодняшнем рассказе мы лишь коротко упомянем самые важные факты о них. Достаточно знать лишь то, что на момент знакомства Госинни и Удерзо уже не были новичками в индустрии комиксов.
К примеру, Рене Госинни ещё в 1948 году начал работать старшим художником в небольшом издательстве. В то время он успел поработать и как художник, и как сценарист. Второе занятие, судя по всему, ему нравилось сильнее, поэтому при создании комиксов про Астерикса Госинни будет именно сценаристом. Да и успешный опыт работы над довольно известной серией «Счастливчик Люк» доказал, что люди любят истории, написанные Рене Госинни. Альбер Удерзо же изначально работал в качестве художника сразу в нескольких популярных в то время сериях, поэтому в новообразованном дуэте он практически сразу и занял эту позицию.
С момента знакомства в 1951 году авторы успели выпустить несколько совместных работ, но всех их затмил вышедший спустя десять лет комикс «Астерикс из Галлии». Так назвали первый том знаменитого цикла, ставшего визитной карточкой европейских комиксов на долгие десятилетия. И в какой-то степени два этих (безусловно талантливых и разносторонних) человека стали рабами своего творения, ведь сейчас их если и вспоминают, то только в связи с Астериксом, почти полностью игнорируя остальное творчество.
Сейчас на основе комиксов про Астерикса выросло огромное количество самых разных произведений, хотя далеко не все из них одобрили бы авторы. Тех же комиксов за прошедшие десятилетия вышло целых тридцать семь томов, и не все из них написаны оригинальными авторами. Считается, что Рене Госинни и Альбер Удерзо вместе работали над созданием двадцати шести томов. Ещё семь томов Альбер Удерзо после смерти друга написал самостоятельно, а в 2013 году серия и вовсе перешла в руки новых авторов: сценариста — Жан-Ива Ферри и художника — Дидье Конрада. Из под их пера пока вышло всего три тома, но они явно будут продолжать работать над серией.
Почти с самого создания франшизы авторы привлекли внимание студий мультипликации. Первый мультфильм, названный в честь одноимённого комикса «Астерикс из Галлии» вышел в 1967 году, спустя всего шесть лет после публикации первоисточника. Последний, «Астерикс и тайное зелье», вышел совсем недавно, в 2019 году. За эти долгие годы успело выйти целых десять полнометражных мультфильмов, довольно сильно отличающихся друг от друга, как качеством шуток, так и технической реализацией. В 2014 году серия перешла на компьютерную анимацию, что, впрочем, никак не повлияло на карикатурный дизайн персонажей. Выходило семь компьютерных игр, но ни одна из них не стала слишком успешной. А сейчас вспоминают и вовсе только самую первую из них, Asterix and the power of the gods — вполне бодрый и интересный платформер времён Sega Mega Drive.
Понятно, что при такой популярности, франшиза должна была заинтересовать и деятелей кинематографа. И она заинтересовала, в период с 1999 года было выпущено четыре полнометражных фильма: «Астерикс и Обеликс против Цезаря», «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра», «Астерикс на Олимпийских играх» и «Астерикс и Обеликс в Британии». О них мы сегодня поговорим подробно.
Астерикс и Обеликс против Цезаря
В фильме «Астерикс и Обеликс против Цезаря» происходит первое появление этих героев на киноэкранах. Лента вышла в 1999 году и сразу же приобрела определённую известность. Её съёмками занимался французский режиссёр Клод Зиди, специализирующийся на комедиях. К моменту работы над «Астериксом и Обеликсом» он был уже состоявшимся автором и имел определённый режиссёрский почерк. Правда, не сказать, что его творчество популярно в России, несмотря на то что большую часть его фильмов можно было найти ещё на видеокассетах. Впрочем, если судить по кассовым сборам во Франции, его ленты стабильно собирали кассу и неплохие оценки критиков и зрителей. Поэтому идею посадить в режиссёрское кресло человека, снимающего успешные комедии больше тридцати лет подряд, можно считать более чем оправданной. Над сюжетной основой тоже долго думать не стали, выбрали самый первый комикс об Астериксе, а именно — «Астерикса из Галлии». Впрочем, создатели фильма здраво рассудили, что материала одного комикса будет маловато для полнометражного фильма, и дополнили сюжет как фрагментами других комиксов, так и собственными наработками. При этом, что особенно странно, существует мультфильм «Астерикс против Цезаря» из которого взята одна из второстепенных сюжетных арок.
Надо сказать, что комикс «Астерикс из Галлии» неспроста лёг в основу как первого мультфильма, так и полного метра. Мало того, что он сам по себе является отличной историей, органично сочетающей приключения и комедию, так ещё и является наиболее удобной входной точкой в придуманный Госинни и Удерзо мир — его задачей было как раз познакомить публику со всеми важными для сквозного повествования героями, ну и заодно задать общие правила мироустройства. Поэтому в картине будет довольно много экспозиции, которая будет подана не только при помощи закадрового голоса, как в самом начале фильма. То тут, то там персонажи будут говорить о вещах, ненужных для текущей истории, но позволяющих заинтересоваться самим миром произведения. И что радует, вся эта экспозиция подаётся очень ненавязчиво и не успевает вызвать у зрителя раздражение.
Сама история при этом проста настолько, насколько вообще может быть прост сценарий фильма. Сначала нас неспешно знакомят с правилами вселенной, типа того, что римляне — плохие завоеватели, а галлы — вольный и свободолюбивый народ. Рассказывают о том, как был захвачен почти весь обитаемый мир, за исключением одной маленькой галльской деревушки, в которой и проживают наши герои. Но самое главное, нам через комичную сценку показывают зелье, благодаря которому галлы и остаются непобеждёнными. И вот, когда один из подручных Цезаря по имени Детригнус узнаёт о том, что сила галлов исходит от волшебного зелья, то он и решает похитить единственного человека, умеющего его варить. И да, такая простая и примитивная завязка позволяет авторам показать массу самых невероятных приключений и курьёзных ситуаций. Конечно, всё окажется не настолько просто, как кажется на первый взгляд, но давайте честно — подобные фильмы смотрят не ради лихо закрученного сюжета.
А ради чего же их смотрят? Ради разнообразного, пускай временами и очень наивного, юмора. Будучи действительно хорошей комедией, «Астерикс и Обеликс против Цезаря» смешит человека сразу на нескольких уровнях. Самым простым и бросающимся в глаза является визуальный юмор, состоящий из множества разноплановых гэгов. Большинство из них посвящены тому, как Астерикс и Обеликс дерутся с римлянами, но тут важно то, как они это делают. Помимо этого, фильм предоставляет сразу несколько типов словесных шуток — от простейшей игры слов до вполне тонких аллюзий на другие произведения. Не обойдётся дело и без политической сатиры, хотя в этом фильме она и подаётся очень осторожно и крайне малыми дозами. Впрочем, тут нельзя не отметить, что наши переводчики упустили приличный пласт шуток, связанный с говорящими именами, большую часть которых даже не пытались адаптировать. Хотя я не виню в этом переводчиков, близкая по смыслу адаптация этих имён была бы очень непростой задачей.
Ну и наконец, стоит поговорить и об актёрской игре, всё-таки персонажей в картине много и часть из них довольно колоритна. Может быть во мне говорит «синдром утёнка», но Кристиан Клавье стал для меня идеальным Астериксом. Персонаж в его исполнении остроумный, озорной и очень искренний. Он действительно попадает под определение «обаятельного плута», выпутывающегося из неприятностей благодаря уму и харизме. Жерар Депардье в образе Обеликса тоже невероятно хорош, да и внешне схож со своим персонажем. Часть заслуг в этом достаётся гримёрам, отлично поработавшим над адаптацией комиксного образа, но и сам Депардье выкладывается по полной. Он, как и герой комикса, невероятно добродушен и отличается завидным терпением. И пускай он невероятно любит хорошую драку, но при этом не желает причинить противникам настоящий вред. Собственно, весь фильм строится вокруг этих персонажей, и для успеха картины хватило бы и их двоих.
Но в фильме есть и ряд запоминающихся второстепенных героев, вносящих в историю немало креатива. Мне сильно запомнился Детригнус (не в последнюю очередь из-за актёрской игры Роберто Бениньи). Он сыграл одновременно и довольно неприятного персонажа, отличающегося особой тягой к интригам, и яркого комедийного героя, максимально смешного в своих злодеяниях. Небольшая, но очень яркая роль досталась Жан-Пьеру Кастальди, с его Каюсом Бонусом связано несколько просто потрясающих сцен. При этом мне показалась скучной местная версия Цезаря. За героем, сыгранным Готфридом Йоном, я не увидел ни истинного величия, ни хотя бы его мании.
«Астерикс и Обеликс против Цезаря» — хорошая комедия, сумевшая перенести на большой экран дух оригинальных комиксов. И пускай мне больше нравится второй фильм, я не могу не признать, что у первой ленты тоже есть масса достоинств. Да и все дальнейшие фильмы мы увидели только благодаря успеху «Астерикса и Обеликса против Цезаря». Сохранилась картина тоже вполне неплохо, разве что некоторые спецэффекты сейчас выглядят фальшивыми. Но зато история и шутки всё так же срабатывают без осечек.
Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра
Оценив успех первого фильма, авторы почти сразу задумались о продолжении. Но, как это часто бывает, подготовка к съёмкам затянулась и фильм увидел свет только в 2002 году, спустя три года после выхода первой части, по дороге успев потерять часть значимых фигур, среди которых хочется выделить режиссёра и исполнителя роли Цезаря. Так что в режиссёрском кресле оказался французский актёр и режиссёр Ален Шаба. До начала съёмок «Астерикса и Обеликса» он успел снять всего один фильм, и мне очень интересно, как продюсеры решили доверить известную франшизу дебютанту. Впрочем, Ален Шаба не просто снял хороший фильм, но и невероятно бережно отнёсся к первоисточнику. Шаба занял сразу обе пустующие позиции, не только став режиссёром, но и сыграв роль Цезаря. Не знаю, чем ему так приглянулась роль императора, но ставлю на то, что сцены поцелуев с тогда ещё молодой Моникой Белуччи появились в сценарии неспроста.
Занятно, что в качестве исходного материала выбрали именно комикс «Астерикс и Клеопатра», который был аж шестым томом в серии. Ещё занятнее то, что именно этот комикс в своё время лёг в основу и второго полнометражного мультфильма об этих героях. Хотелось бы узнать, чем конкретно был вызван этот выбор — желанием сохранить некую преемственность между фильмами и мультфильмами, или тем, что эта история уже была знакома огромному количеству зрителей. Многие люди считают, что фильм «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» и вовсе является ремейком мультфильма «Астерикс и Клеопатра», но мне кажется, что между этими произведениями есть немало различий, хотя часть из них могла возникнуть из-за банальной разницы в выразительных средствах между живой съёмкой и анимацией, а часть из-за разницы творческого подхода в разные эпохи. Как-никак, между произведениями почти тридцать лет разницы.
Сюжет фильма по-прежнему прост и незатейлив. Между Цезарем и Клеопатрой случается спор, в результате которого последняя обещает возвести величайший в мире дворец в кратчайшие сроки. Задача эта кажется совершенно невыполнимой, но тут архитектор проекта Номернабис вспоминает, что в Галлии живёт друг его отца, умеющий творить чудеса при помощи волшебного зелья. Почти весь фильм в итоге и будет посвящён постройке этого величественного дворца. Конечно, не обойдётся без перерывов на нападения и диверсии, как со стороны римлян, так и со стороны недовольных Клеопатрой египтян. Но за этими банальными и предсказуемыми событиями по-прежнему интересно следить. Во многом это связано с тем, насколько удачно авторы высмеивают сложившиеся в наших головах представления о Древнем Египте. Сам подход к юмору при этом не поменялся со времён предыдущего фильма, разве что удачных шуток стало ещё больше.
Немалая часть обаяния фильма держится на его персонажах. Говорить об Астериксе и Обеликсе мы в этот раз не будем, так как их образы остались неизменными, а вот среди новых героев появились очень интересные и забавные личности. Моим любимцем в итоге стал Номернабис сыгранный Жамелем Деббузем. Он находчив, умён, креативен, но при этом неудачи просто преследуют его, постоянно заставляя делать что-то смешное и нестандартное. Ален Шаба в роли Цезаря смотрится хорошо, хотя экранного времени у этого героя и не слишком много. Моника Белуччи просто прекрасна в роли Клеопатры, в ней чувствуется и величие, и азартность. Забавно, что Клеопатру всегда играли красивые актрисы, хотя если судить по реконструкции черепа она обладала, мягко говоря, специфичной внешностью. Небольшая, но яркая роль досталась Жерару Дармону-архитектор Гоблинус прямо собирательный портрет всех мелких пакостников кинематографа.
«Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» мой самый любимый фильм в серии. В нём удачно встретились интересный сеттинг, простой, но увлекательный сюжет, сильный актёрский состав и, главное, по-настоящему смешные шутки. Фильм вполне окупился в прокате, хотя, как и первую ленту, сильным финансовым успехом его назвать сложно. Для особо интересующихся картиной существует документальный фильм о ходе съёмок.
Астерикс на Олимпийских играх
Третий фильм в серии, «Астерикс на Олимпийских играх» вышел на экраны в 2008 году. Уж не знаю, за что авторы третьего фильма настолько невзлюбили Обеликса, что даже поленились вставить его имя в название картины. Да, я знаю, что и в комиксах и в мультфильмах в названиях использовалось имя только Астерикса, но фильмы изначально пошли иным путём, уделяя обоим главным героям равное внимание. И это при том, что «Астерикс и Обеликс на Олимпийских играх» звучало бы вполне органично и не требовало сложных грамматических конструкций, наподобие «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра». Казалось бы, это незначительная мелочь, но даже она показывает отношение новых авторов к проекту. Можно уже считать традицией, что у третьего фильма вновь сменился режиссёр, да и Цезаря опять играет новый актёр.
Режиссёров на этот раз целых двое, вот только вряд ли вы знакомы с творчеством хоть одного из них. Том Лангманн до работы над Астериксом успел побывать продюсером на разных проектах, в том числе и на первых двух частях серии, но вот режиссёрского опыта у него не было, и сейчас, просматривая список его работ, становится понятно что режиссёрская карьера у него так и не сложилась. Фредерик Форестье обладал куда большим режиссёрским опытом, до Астерикса успев поработать и над комедиями, и над боевиками. Впрочем, в нашей стране его работы на слуху никогда не были. Тут стоит сказать, что уже после съёмок «Астерикса на Олимпийских играх» режиссёры вновь объединились и сняли ещё один совместный фильм.
За основу был взят комикс «Астерикс на Олимпийских играх» вышедший в 1968 году. Это был двенадцатый том комикса, что делает фильм экранизацией наиболее свежего произведения, если уместно говорить о свежести вещей, вышедших более полувека назад. Также этот фильм примечателен тем, что эту историю раньше не экранизировали мультипликаторы. Поэтому авторы фильма были полностью предоставлены сами себе и могли опираться только на комикс. Хорошо это или плохо — вопрос дискуссионный, вот только в итоге создатели не справились с задачей.
Сюжет фильма, как и принято в серии, прост и ненавязчив. Галл Полюбвикс безумно влюбился в греческую царицу Ирину. И что особенно дико для тех времён, его любовь оказалась взаимной, вот только подобный мезальянс явно не входит в планы греческого царя, являющегося отцом Ирины. Он уже успел задумать выгодный брак с самим Брутом, являющимся наследником Цезаря, а тут родная дочь вставляет такие палки в колёса. Так или иначе, руку Ирины обещают победителю Олимпийских игр, а значит Полюбвиксу приходится участвовать в соревнованиях. Впрочем, он не одинок, ведь с ним в Грецию прибывают Астерикс и Обеликс, не способные пропустить ни одно интересное событие, происходящее в мире. Как видно из описания, основной темой для шуток в этот раз стал спорт, особенно разномастные спортивные соревнования. Материал благодатный, вот только авторы распорядились им не совсем рационально. Да, в картине есть замечательные камео реальных спортсменов, придающих действию дополнительный комический эффект, не обошлось и без потрясающих шуток на тему допинга, особенно нетрадиционного, но вот в остальном юмор слишком наивный и однообразный.
В актёрском составе произошло одно невероятно важное изменение — сменился актёр, играющий роль Астерикса. Вообще менять ведущих актёров – практика, губительная во все времена, но тут она ударила по восприятию особенно сильно. Люди действительно любили Астерикса в исполнении Кристиана Клавье, и его замену на Кловиса Корнийяка принять сложно. Я не могу сказать, что Корнийяк сыграл плохо, нет. Просто Астерикс у него вышел совсем другим, да и харизматичности у персонажа стало заметно меньше. А вот новый Цезарь мне наоборот очень понравился. Ален Делон идеально вписывается в эту роль — в нём есть и мощь, и величие, и, самое главное, огромная самоирония. Невероятно порадовал Бенуа Пульворд, сыгравший Брута, я обожаю этого персонажа, он идеальный антагонист для комедии. В нём хитрость сочетается с наглостью, а расчётливость с феноменальной тупостью, но при этом герой очень харизматичен и способен надолго остаться в памяти у зрителей.
Фильм «Астерикс на Олимпийских играх» плох сразу в нескольких качествах. Он не слишком удачная адаптация комикса, плохое продолжение серии фильмов. Но самое главное — он довольно посредственен как самостоятельное произведение. Нет, ужасным его назвать язык не повернётся, но интересных решений в нём на удивление мало. Хотя, если вы любите этих героев, то ему вполне можно дать шанс, ведь часть шуток по-прежнему остроумна, да и Брут, пожалуй, самый забавный антагонист в серии.
Астерикс и Обеликс в Британии
На сегодняшний день «Астерикс и Обеликс в Британии» — последний полнометражный художественный фильм во франшизе. Вышел он 2012 году, и судя по отсутствию хоть какой-то информации о производстве новых картин, оставаться последним ему придётся ещё долго. Почему так случилось? Вопрос сложный, и дать точный ответ на него нельзя. Самым простым предположением оказывается то, что «Астерикс и Обеликс в Британии» стал первым полностью убыточным фильмом во франшизе. Да, предыдущий фильм тоже не был особо прибыльным, но он по крайней мере окупился. Да и сразу два не самых лучших фильма подряд могли натолкнуть продюсеров на мысль, что люди пока не хотят видеть этих героев. По крайней мере в таком, не слишком качественном исполнении. Ну и наконец, Жерар Депардье уже стар и вряд ли готов вернуться к роли Обеликса, а кого то иного публика в ближайшие годы не примет. Режиссёром фильма стал француз Лоран Тирар, относительно удачно работавший как с комедиями, так и с драмами. Возможно, его кандидатуру выбрали из-за того, что он снял успешную экранизацию другой работы Рене Госинни — «Маленький Николя». Кстати, после работы над Астериксом и Обеликсом, Лоран Тирар ещё раз вернулся к этому произведению и снял фильм «Каникулы маленького Николя».
Сама же лента «Астерикс и Обеликс в Британии» основана сразу на двух ранних комиксах про Астерикса. «Астерикс в Британии» стал восьмым томом, а «Астерикс и Норманны» девятым. Оба этих комикса имеют мультипликационные воплощения, «Астерикс в Британии» был экранизирован в 1986 году, а «Астерикс и викинги» в 2006. Многие визуальные решения и сюжетные ходы перекочевали в фильм как раз из мультфильмов, а не из комиксов. Проблема в том, что мультфильм «Астерикс и викинги» сам по себе не слишком удачен и черпать идеи из него – не лучший выбор. Да и в целом, смешивание двух настолько разных сюжетов вряд ли могло привести к чему то хорошему. А уж при таком исполнении они и вовсе видятся актом единения абсолютной чепухи и лютой отсебятины.
В ленте практически независимо друг от друга присутствует две сюжетные арки, связь между которыми очень и очень условна. Одна из них рассказывает о путешествии главных героев на помощь к английской королеве, ведущей войну с римскими захватчиками. Вторая же рассказывает о самом трусливом галле Идунариксе и его взаимоотношениях с командой викингов. И если линия про войну в Британии просто скучная и вторичная, то вот арку викингов портит небрежное исполнение. Сами по себе викинги, желающие испытать страх для того, чтобы научиться летать — прекрасный образ, имеющий бесконечный комедийный потенциал. Вот только большая часть времени отведена не им, а Идунариксу, который оказывается не только трусом, но и просто на редкость бесящим персонажем. Этот герой воплощает в себе все качества типичного барда из фэнтези и ролевых игр, и показывает, почему их так сильно недолюбливают. А ещё в картине практически нет смешных сцен, да и с отдельными шутками дела обстоят не слишком хорошо. Самая удачная шутка всей ленты состоит в том, что викинги боятся порядка и этикета, и их приводит в ужас строгая английская учительница.
Если же говорить об изменениях в актёрском составе, то в глаза сразу же бросается новый Астерикс. Теперь его играет Эдуар Бер, и как актёр он не попадает в нужный образ. Несмотря на фирменные усы, я просто не могу признать на экране Астерикса, настолько у героя поменялся характер. Всех же новых героев объединяет одна черта, а именно — скучность. Лидер по незапоминаемости – Красовакс, сыгранный Гийомом Гальенне, из всех личностных качеств ему дали только британскую чопорность, да и ту не сумели подать как следует. Венсан Лакост, сыгравший Идунарикса, пытается играть бунтаря и ловеласа, но в его героя почти невозможно поверить.Чуточку спасает положение Валери Ламерсье, сыгравшая мисс Макинтош, но ей досталось слишком мало интересных сцен. Да даже Жерар Депардье будто бы перестал стараться и отыгрывает Обеликса не особенно эмоционально.
«Астерикс и Обеликс в Британии» сумел окончательно добить всю серию. У фильма слишком большое количество проблем, главная из которых в том, что он не смешной. Может быть, авторы не знали, как можно использовать потенциал своих персонажей, и создали очень пресное и неизобретательное зрелище.
Эпилог
Астерикс и Обеликс прошли огромный путь, как в массовой культуре в целом, так и в кинематографе, в частности. И пускай сейчас судьба франшизы находится под вопросом, я более чем уверен, что когда-нибудь она возродится с новой силой. Могло ли всё закончиться не так печально? Разумеется да, после «Астерикса на Олимпийских играх» всё ещё можно было исправить, вот только это похоже никому и не было нужно. Вообще, сложилось впечатление, что никто и не задумывался об этих лентах, как о части единой серии. В них постоянно сменялись не только сценаристы и режиссёры, но и актёры, включая ведущих. О чём тут можно говорить, если заглавную роль Астерикса за четыре ленты сыграло три человека, а Цезаря и вовсе в каждом фильме играл новый актёр. Но при этом я считаю, что первые две ленты — действительно замечательные комедии, с которыми может ознакомиться совершенно любой человек, и они ему скорее всего понравятся. Смотреть ли последующие фильмы — это уже дело вкуса, но «Астерикс на Олимпийских играх» может вас даже развеселить, если конечно заранее снизить свои ожидания.
Астерикс и Обеликс: самый полный гид
В этом году Астерикс отметит славный юбилей: 29 октября ему исполнится 60. Однако на пенсию маленький галл вовсе не собирается! Напротив, он бодр и готов к новым приключениям, книжным и экранным (недавний выход нового полнометражного анимационного фильма, «Астерикс и тайное зелье» – яркое тому подтверждение). Сегодня Астерикс – глобальный феномен, живое воплощение галльского духа, один из самых популярных и узнаваемых персонажей мировой культуры. У нас героя больше знают по фильмам (во многом благодаря неподражаемому Жерару Депардье в роли Обеликса), но в остальном мире Астерикс – прежде всего герой сверхпопулярной серии комиксов, которые больше полувека взахлеб читают и дети, и взрослые.
Кадр из мультфильма «Астерикс и тайное зелье»
Впрочем, начиналось все отнюдь не безоблачно, популярность к Астериксу пришла не сразу. Тогда, почти шесть десятилетий назад, никто и думать не думал, что случайно озвученная в дружеской беседе мысль принесет такие плоды.
Лето 1959 года. Невысокий молодой человек зашел в книжный магазин и вскоре появился оттуда не с самой очевидной покупкой – «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря. Дело в том, что пару часов назад у него родилась идея, которая никак не выходила из головы и настойчиво требовала развития. Молодой человек был комиксным сценаристом. Поначалу он хотел стать художником, но быстро понял, что серьезным графическим талантом, увы, обделен, а поездка в Америку и несколько лет жизни там лишь утвердили его в этом мнении.
К счастью, там же, в США, он понял и другую важную вещь: комикс – это не только рисунок, но и еще и сценарий, текст. И первое без второго не работает.
Молодого человека звали Рене Госинни, ему было 33 года, он уже написал множество весьма удачных сценариев – в том числе для своего давнего друга, художника Альбера Удерзо (они знакомы с 1951), но ни один из них пока не принес подлинного успеха, поэтому Рене активно совмещал творчество с редакционно-издательской работой.
В 1959 году Госинни с компанией единомышленников наконец-то начали реализовывать идею запуска нового французского еженедельника, который мог бы на равных конкурировать с двумя бельгийскими исполинами «банд дессине» – журналами Tintin и Spirou, доминирующими на рынке. Название (а это едва ли не половина успеха!) уже есть – Pilote («Пилот»). Дело за малым: наполнить журнал содержанием, причем главную скрипку, по замыслу создателей, в нем должен был играть именно французский герой, носитель национального самосознания, с которым мог бы себя ассоциировать обычный француз.
В поисках героя Рене и заглянул в гости к другу Альберу, где за стаканчиком пастиса возникла мысль обратиться к галльскому периоду французской истории. Ни Удерзо, ни он сам не были особо сильны в этом предмете: единственным галлом, чье имя тотчас пришло на память обоим, оказался Верцингеторикс, легендарный вождь племени арвернов, победивший армию Цезаря в битве при Герговии. Негусто, но этого оказалось достаточно. Рене сразу почувствовал, что в этом что-то есть; особенно ему понравилось звучное окончание – «икс». Он предложил Удерзо неожиданный ход: а что, если имена всех галлов будут оканчиваться на «-икс». В тот момент друзья и не подозревали, что во-первых, у настоящих галлов имена на «-икс» были скорее, редкостью (помимо Верцингеторикса документальные источники приводят не более полудюжины похожих имен), а во-вторых, комиксный галл с окончанием на «-икс» уже, как ни странно, существовал (в 1952 году вышли приключения некоего Тоторикса – оставшиеся, впрочем, практически незамеченными).
Тут же, на терраске обычного многоквартирного дома в парижском пригороде Бобиньи, было принято судьбоносное решение: всем героям будущей серии, представляющим ту или иную нацию, присваивать одинаковые окончания. Так римляне стали оканчиваться на «-ий», готы – на «-их», норманны – на «-аф» и так далее. Этот на первый взгляд нехитрый прием (все гениальное просто!) стал в конечном итоге одним из ключевых юмористических инструментов серии, источником виртуозных лингвистических гэгов.
Возникли и первые споры. Художник видел галльского воина таким, каким его изображали учебники: крепким, высоким, статным – этому способствовало и общее для тех времен представление о главных героях, мускулистых ребятах с квадратной челюстью («накачанных гелием», по словам Госинни). Сценарист же настаивал на антигерое: некрасивом, тщедушном, почти карлике. Победил карлик, а чтобы Удерзо, который обожал рисовать габаритных персонажей, не отчаивался, Астериксу придумали друга: не слишком сообразительного, но довольного упитанного разносчика менгиров.
К 50-му году до нашей эры менгиры остались в далеком прошлом. Впрочем, как и всегда в этом идеально сбалансированном дуэте, спорящие быстро пришли к консенсусу и остановились на древних галлах времен Верцингеторикса и Юлия Цезаря, имена которых оканчиваются на «-икс», а главным героем был выбран маленький, но находчивый воин по имени Астерикс.
Это решение и привело молодого человека в книжный магазин за «Записками о галльской войне» – книгой, которая стала его верным помощником на ближайшие 18 лет.
Герои комиксов про Астерикса и Обеликса
С пятеркой основных персонажей читатель может познакомиться, даже не приступив к чтению: в сопровождении кратких характеристик, наизусть знакомых любому французу, они изображены на 2-й странице каждого тома. Бесстрашный и смекалистый воин Астерикс, главный герой серии; его неразлучный друг Обеликс – разносчик менгиров и любитель жареных кабанов; друид Панорамикс, автор волшебных зелий (включая свой главных хит: зелье, придающее сверхчеловеческую силу); импозантный вождь Авторитарикс, храбрый вояка и законченный подкаблучник; и наконец, незадачливый бард Консерваторикс, который поет настолько ужасно, что без конца получает за это по кумполу.
ASTERIX® – OBELIX® – IDEFIX® – ACTЕPИКC® © GOSCINNY/UDERZO
К ним можно добавить еще несколько жителей, удостоившихся собственного имени: патриарха деревни Допотопикса, могучего кузнеца Автоматикса, торговца рыбой («второй свежести», как правило) Азбукиведикса, своенравную супруга вождя Витамину и конечно же Идефикса, крохотного песика Обеликса.
Есть и еще один персонаж, которого нельзя не упомянуть, говоря о ключевых фигурах «Приключений Астерикса»: Юлий Цезарь. Несмотря на то, что именно он, по идее, должен воплощать собой образ главного врага и основного антагониста, Цезарь, скорее достойный противник галлов; Астериксу с друзьями не раз даже приходилось помогать императору в борьбе с интриганами и заговорщиками. При всей внешней комичности и склонности к самолюбованию, Цезарь Госинни и Удерзо не чужд благородства; он знает, что такое благодарность, и умеет проигрывать – полезная черта, когда имеешь дело с неукротимыми!
Где живут галлы
Действие всех без исключения альбомов серии происходит в 50-м году до нашей эры; это указано на первой странице любого тома (знаменитая «страница с картой»).
ASTERIX® – OBELIX® – IDEFIX® – ACTЕPИКC® © GOSCINNY/UDERZO
Все та же «страница с картой» показывает, что деревня неукротимых галлов расположена в Арморике, на берегу современного Ла-Манша, но где именно – неизвестно, авторы никогда этого не уточняли. Тщательный анализ изображения (очень приблизительного, разумеется) позволил установить, что она находится примерно в 50 км от городка Роскоф в департаменте Финистер, но, как водится в таких случаях, все близлежащие коммуны выступили с заявлением, что прообраз знаменитой деревни, безусловно, расположен на их территории. Увы, поиски соответствий осложняются еще и тем, что авторы так и не дали деревне названия.
Путешествия Астерикса и Обеликса
Герои серии постоянно путешествуют; они обошли и объехали практически весь античный мир и даже умудрились сплавать в Америку (сами того не подозревая – привет Колумбу!). Обычно в путь отправляются только Астерикс с Обеликсом, но порой к ним присоединяется кто-то еще, будь то Авторитарикс («Щит арверна»), Панорамикс («Астерикс и Клеопатра»), а то и вся деревня в полном составе («Астерикс на Олимпийских играх»). В итоге за 37 томов наши неукротимые (и неугомонные) герои посетили: Германию, Рим, Египет, Британию, Грецию, Испанию, Гельвецию (современная Швейцария), Корсику, Бельгику (современная Бельгия), Малую Азию, Индию, а также объехали всю Галлию («Большая петля») и всю Италию («Астерикс и «Транситалика»).
ASTERIX® – OBELIX® – IDEFIX® – ACTЕPИКC® © GOSCINNY/UDERZO
Имена из Астерикса и Обеликса
Из чего сделаны комиксы про Астерикса и Обеликса
Неослабевающий успех «Астерикса» зиждется на двух китах: блестящем сценарии Рене Госинни и великолепном рисунке Альбера Удерзо. Одно невозможно без другого; это пример идеального, безукоризненного сочетания текста и графики. Искрометный, выверенный до мельчайших нюансов юмор Госинни, нуждался в не менее легком и точном графическом воплощении – и он его получил.
Для создания дополнительного комического эффекта Госинни виртуозно вплетает в сюжет, насыщенный гэгами и смешными ходами, едва ли не все существующие формы словесного юмора: игру слов, каламбуры, ономатопеи, особенности речи и дикции, мастерски адаптированные к ситуации цитаты и референсы; отдельного упоминания заслуживает россыпь латинских крылатых фраз, которыми, кстати говоря, щеголяют не только римляне. Госинни (а вслед за ним Удерзо, когда работа над серией целиком легла на его плечи) активно использовал такие безотказные приемы, как пародия, шарж или анахронизм. Внимательный читатель без труда отыщет на страницах «Приключений Астерикса» Жана Маре («Астерикс-легионер») и группу «Битлз» («Астерикс в Британии»), отсылки к картинам «Плот «Медузы» Теодора Жерико («Астерикс-легионер») и «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта («Прорицатель»), статуе Свободы («Большое плавание») и «Сатирикону Феллини» («Астерикс у гельветов»). Что касается анахронизмов, то они в «Астериксе» далеко не всегда оказывались сознательными (вроде двухэтажных «империалов» в Лондиниуме или тех же менгиров), поэтому на страницах серии герои чистят картошку, носят кальсоны, играют на смычковых инструментах и пользуются тачкой.
ASTERIX® – OBELIX® – IDEFIX® – ACTЕPИКC® © GOSCINNY/UDERZO
Не отставал от друга и Удерзо: чего стоят его шикарные графические решения реплик, изображающих подчеркнутую холодность или, наоборот, вежливость, акцент или иностранную речь, сарказм или брань. А любовь художника к братьям нашим меньшим? Едва ли не в каждом томе где-то на заднем плане обязательно отыщется уморительная жанровая сценка из жизни животных (особой любовью художника всегда пользовались куры – их в серии множество).
ASTERIX® – OBELIX® – IDEFIX® – ACTЕPИКC® © GOSCINNY/UDERZO