Астраханский завод прогресс что выпускал
История одного завода
После того, как кончились столь удобные для визитов высшего руководства региона успешные предприятия, пришла очередь менее успешных. Это предприятия, которые вполне способны производить нужную продукцию, но, по каким-то причинам, выпускающие её далеко не в том объёме, в каком хотелось бы. Одним из таких предприятий и стал завод «Инструментальщик», основанный на базе когда-то крупнейшего машиностроительного завода «Прогресс».
Прошли те годы, когда на данном машиностроительном заводе работало огромное количество людей, когда завод нёс большую социальную нагрузку, например, строил дома для своих рабочих. Когда в нашем городе выпускались достаточно высокотехнологичные электронные блоки, использовавшиеся в изготовлении военной техники. Сейчас такое даже представить сложно.
Но это было много лет назад. А теперь основную часть завода заняло всё что угодно, только не имеющее никакого отношения к производству. Офисы интернет-провайдеров, кафе, магазины… Собственно от завода остался только лишь вышеупомянутый «Инструментальщик», занимающийся изготовлением технологической оснастки. Те цеха, что изготовляли электронные блоки, до нашего времени не дожили: сказалось и отсутствие оборонных заказов и неуклонное устаревание элементной базы, которое не дало перевести продукцию в мирное русло. Всё-таки элементная база, составлявшая основу электроники советских лет, и так служила поводом для упрёков уже в момент запуска в производство, а тут ещё и развал всего вокруг, появление дешёвой импортной электроники… В общем, участь завода, как и многих других аналогичных, была предрешена.
На сегодняшний день и сам «Инструментальщик» существует лишь за счёт базы, оставшейся с тех времён, когда «Прогресс» ещё работал в полную силу. Благо оборудование было действительно передовым. И хоть к данному моменту оно по большей части устарело, со слов специалистов, работавших на заводе, использовать его можно, профиль производства позволяет.
Казалось бы, есть все условия для производства, для нормального функционирования оставшейся части завода. Ведь в других местах и оборудования-то уже никакого нет, а на «Прогрессе» его каким-то непостижимым образом не продали на сторону и сохранили. Руководство постаралось. И вот «старая закалка» руководства как раз и сыграла злую шутку. Та самая «старая закалка», которая позволила завод сохранить, не даёт ему развиваться. Подход тех лет, который был актуален во времена плановой экономики, при рынке споткнулся.
Чтобы понять, что имеется в виду, приведу пример работы с данным предприятием одного предпринимателя. Ему понадобилось изготовить для собственных нужд одну деталь. И он, как истинный патриот, пошёл за ней на завод. Казалось бы, на заводе, который давно уже заказами не завален, должны были быть рады такому повороту событий и изготовить деталь в лучшем виде. Тем более что руководству судьба завода совсем небезразлична. Однако всё упёрлось в старые методы работы. Для того чтобы изготовить одну относительно простую в изготовлении деталь, потребовалось пройти целый ряд бюрократических проволочек. Поставить подписи, печати – вплоть до руководства предприятия. За то время, которое предприниматель потратил на все эти согласования, можно было бы целую партию деталей изготовить.
В итоге история закончилась, как и следовало ожидать, совсем не в пользу предприятия. Предприниматель просто решил не утруждать себя и сделал заказ у «шабашников» на токарных станках. Сэкономив и время и нервы.
По этой причине при сохранившейся материальной базе, позволяющей выпускать продукцию, завод остаётся без крупных заказов. При таком подходе вообще удивительно, что он до сих пор функционирует. И толку от того, что часть завода сохранили?
Завод явно нуждается в свежих кадрах и новым подходом к производству, позволяющим работать в условиях современной экономики. Правда, одно страшно. Ведь часто у нас новый подход означает лишь одно – продать, поделить и пойти искать, что бы ещё продать. И как избежать данной проблемы в реалиях современной России – пока неясно.
Реквием астраханской промышленности. Каких предприятий мы лишились
Астрахань хорошеет. Исчезают жалкие халупы, в которых ютились бывшие строители коммунизма, так и не построенного в отдельно взятой стране. Вырастают новые микрорайоны, маркеты и супермаркеты с изобилием товаров, даже не снившихся россиянам ещё каких-то 27 лет назад.
– Всё это хорошо, – скажет скептик, – а где наша астраханская промышленность, которая ударно работа и выдавала на-гора рекордное количество товаров народного потребления?
Закрылась табачная фабрика, выпускавшая совершенно отстойную продукцию: сигареты «Новость», «Беломорканал», «Прима» и т.д. Горевать об этом предприятии просто смешно, хотя, конечно, это были реальные рабочие места.
Прикрыли пивной завод, работавший с середины XIX века. Пожилые астраханцы помнят отменный вкус «Жигулёвского», выпускаемого в полулитровых бутылках и на разлив. В новой России пивзавод попал в руки сомнительных специалистов, и качество пива упало так низко, что завод закрыли, оборудование распродали, а здания снесли.
Закрылся ликероводочный завод также с дореволюционной историей. Качество астраханской водки было низким.
Весьма ожидаемым было закрытие фармацевтической фабрики, выпускавшей в основном фуфырики со спиртосодержащей жидкостью. К примеру, от настойки валерианы астраханского производства кошки отказывались, зато любили опустившиеся алкаши.
Закрылся и завод резинотехнических изделий, отстрелявшись ретро-калошами и низкопробными кроссовками.
Что говорить, в Астрахани работал когда-то крупнейший в стране рыб-консервный комбинат, гормолзавод, обеспечивавший весь город молоком, ряженкой, кефиром, ацидофилином, топлёным молоком, сырками; работало предприятие по производству валяной обуви, Астраханское производственное швейное объединение, прославившееся в 70-х годах тем, что поставляло плащи «болонья» на Кубу; трикотажный комбинат, лёгким движением руки превратившийся затем в ТРЦ «Три кота».
Грустный список закрытых предприятий можно продолжать и дальше:
На изломе двух эпох – советской и демократической в нашей области работало множество предприятий: Судостроительные заводы, предприятия химической, нефтяной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой и лёгкой промышленности, фабрики, объединения и базы, мясные, рыбные, хлебные комбинаты. Десятки тысяч рабочих мест и продукция на многие и многие миллионы советских рублей. Лишь некоторым из них удалось пережить «лихие девяностые» и не менее лихое начало «нулевых». И это – не считая множества предприятий в районах области.
Собственно говоря, это отнюдь не астраханская беда, – подобные процессы пронеслись по всей России.
Советская система хозяйствования делала нерентабельной практически любую деятельность. К примеру, производство хлеба в дореволюционной Российской империи задолго до образования колхозов и совхозов и использования тракторов, культиваторов, комбайнов и другой техники было рентабельным. Россия продавала зерно. СССР зерно закупал.
Руководители предприятий не были самостоятельными – они всегда выполняли указания партийных органов и вышестоящих организаций. Раздутый бюрократический аппарат тормозил развитие предприятия и «съедал» прибыль.
Качество товаров не выдерживало никакой критики. Свистопляска с социалистическими соревнованиями и повышенными соцобязательствами отдельных работников и всего коллектива превращали производственную деятельность в дешёвый и невесёлый цирк.
К счастью, ничего невыносимо трагичного сегодня нет. К примеру, сельское хозяйство, вернувшееся в частные руки, в руки настоящих хозяев, в процессе развития поставит задачу развития машиностроения, химической промышленности, ирригации, перерабатывающей промышленности.
Главное – это не вернуться в прошлое.
Николай Иванов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат»
Астраханский завод прогресс что выпускал
К 1902 году на фабрике освоили выпуск электромобилей: в тот год в журнале «Автомобиль» написали, что эти электромобили имели неслыханный спрос в Санкт-Петербурге и Москве.
Не прекращая велосипедного производства – к 1904 году в Москве было зарегистрировано 7688 велосипедов «Дукс» — фабрика начала выпускать железнодорожные дрезины ножного и моторного действия, а чуть позже купила лицензию на сборку двухместных «Олдсмобилей» с одноцилиндровым горизонтальным бензиновым мотором автомобилей. У первых бензиновых машин «Дукса» было примитивное рулевое управление и жесткая подвеска, но автолюбители оценили большой дорожный просвет – этот «Дуксмобиль» стал первым в Москве таксомотором.
В 1903 году производственный ассортимент фабрики дополнили электрическими десятиместными омнибусами для перевозки пассажиров от железнодорожного вокзала к московским гостиницам и пассажирскими автобусами.
В начале двадцатого века мотоциклы активно использовали для армейских нужд: у Германии было несколько тысяч велобойцов, которые перевозили боеприпасы, продовольствие, медикаменты, а во Французы и Бельгии велосипедистов использовали для связи и перевозки вооружений. В 1914 году генеральный штаб русской армии принял решение создать самокатные подразделения, провел конкурс на лучший отечественный складной велосипед и заказал на фабрике «Дукс» велосипеды и мотоциклы для самокатной роты и нескольких полков русской армии.
В 1907 году фабрика «Дукс» впервые «открыла» для себя воздух и сделала свой первый дирижабль мягкой конструкции. Через год на фабрике началось производство аэросаней.
В 1908 году Меллер поехал во Францию, где познакомился с одним из братьев Райт – Уилбуром Райтом, который покатал его на своем самолете «Флайер-3». Увидев землю с высоты птичьего полета, Меллер вернулся домой с твердым намерением попробовать себя в производстве аэропланов. В 1909 году на фабрике начали выпускать аэропланы – 20 сентября 1909 года аэроплан «Вуазен» с пилотом Леганье совершил два полета на высоте четыре сажени. В декабре того же года на фабрике собрали самолет «Фарман-4» и с этого момента «Дукс» навсегда связал свою судьбу с небом. В 1913 году произошло два знаковых события:
27 августа летчик-испытатель П.Н. Нестеров закрутил первую в мире «мертвую петлю» на аэроплане «Ньюпор-4», построенном на заводе «Дукс», а в ноябре с завода улетела первая партия аэропланов «Депердюссен» с двигателем «Гном» отечественного производства.
К началу Первой мировой войны «Дукс» был одним из лучших заводов своего времени: с прекрасно оснащенными механическими мастерскими и роскошными сборочными цехами. На заводе широко применяли ацетиленовую сварку и пайку медью, наладили собственный выпуск болтов и гаек и довели до совершенства производство колес для различных моделей самолетов, благодаря наличию на заводе деревообделочного и трубоволочильного цехов. Практически все русские авиационные рекорды высоты, скорости, скороподъемности грузов в 1913-1914 году были поставлены на дуксовских самолетах.
В 1917 году по решению Временного правительства производство самолетов и велосипедов на «Дуксе» приостановили, а сам завод законсервировали. Через год основатель завода Ю.А. Меллер умер и завод стал бесхозным, после чего был национализирован и переименован: с 1919 года его стали называть Государственный авиационный завод №1 имени Авиахима.
В 1933 году завод №1 выпустил 1572 самолета Р-5, в том числе несколько пассажирских «лимузинов» с прозрачным фонарем и креслами, установленными напротив друг друга как в одноименных автомобилях и версий «Морской разведчик» с поплавками. Кстати, в процессе сборки этих самолетов и агрегатов к ним впервые в авиационной промышленности были внедрены поточные линии, что значительно ускорило производство продукции. Построенные на заводе самолеты Р-5 использовались в санитарной авиации, в геологоразведке и аэрофотосъемке, но особую известность они обрели на службе в полярной авиации — именно Р-5 помогли спасти экипаж парохода «Челюскин».
В 1938 году завод освоил серийный выпуск нового одномоторного самолета – истребителя И-153 («Чайка») с бронекабиной, который создали в ОКБ конструктора Поликарпова.
В 1940 году завод №1 приступил к серийному выпуску модернизированного варианта нового истребителя улучшенной модификации И-200, который получил название МиГ-3. При освоении выпуска этих истребителей конструкции Микояна и Гуревича, впервые в отечественном самолетостроении был внедрен «принцип параллельности». Это значит, что подготовка производства велась одновременно с конструкторскими разработками и выпуском чертежей новой машины. В этом же году в Куйбышеве началось строительство авиационного завода №122, который должен был стать дублером московского завода № 1 по выпуску скоростных и самых высотных в то время истребителей МиГ-3.
До конца 1940 года завод №1 выпустил 20 самолетов МиГ-3, которые приняли участие в защите Москвы от налетов вражеских бомбардировщиков. Именно МиГ-3 помог легендарному асу Покрышкину одержать свою первую победу над немецким Mе109е. Этот истребитель хорошо воевал на больших высотах, но на малых и средних, где обычно ведутся воздушные бои, он уступал в маневренности немецким истребителям, поэтому уже в 1942 году его сняли с производства.
В июле 1941 года Народный Комиссариат Авиационной Промышленности предупредил директора завода №1 о предстоящей эвакуации предприятия в Куйбышев на площадки строящегося завода №122 и поставил задачу по созданию производственного задела перед эвакуацией и подготовке к выпуску самолетов Ил-2, которые уже в первые дни войны хорошо зарекомендовали себя как истребители танков врага.
27 августа 1941 года Постановлением ГКО №594 авиазаводу №1 предписывалось немедленно приступить к выпуску самолётов Ил-2, выпуск которых освоили на воронежском заводе №18. До конца года завод должен был выпустить 420 штурмовиков, в том числе
20 в октябре, 150 в ноябре и 250 в декабре.
В сентябре 1941 года директор завода №1 Третьяков выехал на Воронежский авиазавод №18 для знакомства с Ил-2. Через два дня он вернулся с необходимой техдокументацией, но процесс освоения штурмовика шёл медленно: в сентябре на заводе собрали только один штурмовик из деталей, доставленных из Воронежа, в начале октября ещё один.
В октябре 1941 года началась эвакуация московского авиационного завода №1 имени Сталина. Заводчан предупредили, что в Куйбышеве их ждут недостроенные корпуса, оборудовать которые пока нечем, поэтому нужно перевезти максимально возможное количество инвентаря и оснастки. В эшелоны грузили все подряд: трансформаторы, осветительную арматуру, столы, табуретки, тумбочки, сантехнику, оконные рамы. Станки вытаскивали прямо через оконные проемы и на машинах отправляли к вагонам, стоящим на заводских путях. Бессонные ночи и тяжелый труд помогли сделать невозможное: за 10 дней перевезти в Куйбышев столько оборудования, сколько в обычных условиях не перевезли бы и за год.
После отправки оборудования в дорогу отправились работники завода, которые ехали в теплушках, оборудованных деревянными нарами и печками-буржуйками. На станциях, рискуя отстать, бегали за кипятком и в туалеты. В Куйбышев прибыло 6980 заводчан, которых расселяли по только что вырытым вокруг завода землянкам и барачным постройкам. Последняя группа заводчан 29 октября вылетела из Москвы на самолете ПС-84, но перегруженный самолет попал в туман и разбился.
Сделано в Астрахани: какие заводы работают в нашем регионе?
Судостроение, судоремонт
Итак, в первую очередь в нашем регионе, конечно же, производятся суда. И судостроительных заводов у нас не один и не два. Правда, не все из них работают. Но это уже совсем другая история.
АСПО
(бывший завод Сталина, Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 60)
Лотос
(Наримановский район, город Нариманов, Береговая улица, 3)
Красные Баррикады
(Икрянинский район, рабочий поселок Красные Баррикады, улица Рабочая, 1)
Завод «Красные Баррикады» скорее мертв, чем жив. Долги предприятия по зарплате уже побили все мыслимые и немыслимые рекорды и даже вывели Астраханскую область в лидеры по долгам ЮФО. Обанкротившееся предприятие решила взять под крыло корпорация «ОСК», о чем объявила в январе этого года, но пока руководство договаривалось о сроках и условиях, завод, по словам очевидцев, успели порядочно разворовать. Между тем, 1 марта СК РФ возбудил уже третье уголовное дело в отношении бывшего главы «Красных баррикад» Александра Ильичева. Его подозревают в сокрытии более пяти миллиардов рублей, которые должны были пойти на уплату налогов. Ранее на него уже было открыто дело по факту невыплаты зарплаты сотрудникам. А до этого суд успел признать Ильичева виновным в сокрытии налогов на еще 65 миллионов рублей.
Завод имени Ленина
(Астрахань, площадь Заводская, 7, находится на Трусовской стороне за Старым мостом)
Не знаем как вы, а мы про него давненько ничего не слышали. Было у нас даже подозрение, что никакого завода уже в помине нет (была даже новость о задержке зарплат сотрудникам, что обычно считается тревожным звоночком), а есть только воспоминания о славном советском прошлом. Посыпаем голову пеплом, мы ошибались. Завод не только работает, он еще и выпускает, например, запчасти для судовых двигателей Scoda, Caterpillar, SKL и WÄRTSILÄ. Сами по себе эти бренды сделают честь любому производству. Правда, ни о каких громких проектах предприятия мы не знаем. Что, впрочем, ни о чем не говорит. Ведь шумиха — еще не показатель успеха.
Звездочка (Астраханский судоремонтный завод)
Этот СРЗ недавно прогремел на всю страну, завершив крупный проект для Минобороны. На воду был спущен спасательный буксир «Капитан Гурьев». СРЗ входит в группу компаний «Объединённая судостроительная корпорация», головной офис которой находится в Северодвинске («Звездочка»). Помимо астраханской судоверфи в холдинг входят судоремонтные заводы «Нерпа» (Снежногорск), СРЗ-35 (Мурманск), СРЗ «Красная Кузница» (Архангельск), СРЗ-5 (Темрюк), 1-я судоверфь (Краснодарский край) и конструкторское бюро НПО «Винт» (Москва) с опытным заводом «Вега» (Боровск). В общем — мощности у предприятия огромные и астраханский завод тут — лишь маленький винтик в системе.
Космическую тему названий судоремонтных заводов продолжает ООО «Галактика»
Завод занимает 40 гектаров и оснащен необходимыми в судоремонте плавкранами, морскими буксирами, баржами, катерами и прочим. Завод строит в том числе офшорные объекты для разработки нефтяного шельфа в Каспийском море, этим и живет.
Волго-Каспийский СРЗ
(Камызякский район, поселок Волго-Каспийский, ул. Набережная, 29)
Давненько он не мелькал в новостях. Последнее упоминание — ноябрь 2016 года. Тогда завод за счет заказов для Лукойла в два раза перевыполнил собственный план развития. С тех пор — тишина. Более того — у завода даже нет собственного сайта, что по меркам 2018-го года (даже с поправкой на нашу провинцию)— нечто невероятное.
ВЕГА
(Ахтубинск, Заводская улица, 117)
Первомайский
(Астрахань, набережная Тимирязева, 64)
Вот и все более-менее крупные судостроительные и судоремонтные заводы Астраханской области.
Машиностроение
Магнитные материалы
(Астрахань, улица Савушкина, 6, корп. 2)
Станкостроитель
(Астрахань, улица Латышева, 16а
Астраханский Станкостроительный завод жив и работает. Производит он, в основном, токарно-винторезные станки стоимостью от одного до трех миллионов рублей. Также есть вертикально-сверлильные станки, радиально-сверлильные станки и ленточнопильные станки (если вам это о чем-то говорит). Продукция завода поставляется не только по России, но также в Казахстан и Белоруссию.
Инструментальщик
(Астрахань, улица Савушкина, 6, корп. 1)
Это, конечно, гигант, и не только регионального масштаба. Это единственное предприятие по ремонту маневровых тепловозов в ЮФО и одно из ведущих — в России. Астраханский ТРЗ входит в состав АО «Желдорреммаш». Но и тут цифры мы вам раскрыть не можем (потому что никто не раскроет их нам), так что о доходах предприятия нам ничего не известно.
Обновленная информация: а вот мы и ошиблись, пресс-служба завода с удовольствием раскрыла нам цифры, так что спешим поделиться с вами: АТРЗ в 2017 году выпустил из ремонта 191 секцию локомотивов, что на 11% больше, чем годом ранее. При этом 161 секция была отремонтирована для основного заказчика – ОАО «РЖД», а 30 секций для других партнеров. На 46% (54,2 млн. рублей) вырос объем производства и продаж запасных частей (заглушек, втулок, вкладышей и поршней различных модификаций). Объем коммерческих заказов в 2017 году составил более 11 млн рублей. В их числе изготовление чугунных блоков фирме «Автомост» для проведения капитального ремонта Кирикилинского моста в Астрахани. Это дало толчок для интенсивного развития производства литейного и механического цехов предприятия. Так что развитие идет, и довольно успешно.
ООО «БТ СВАП» производит защитные антикоррозионные полимерные, бетонные и теплоизоляционные покрытия на стальные и полимерные трубы. Предприятие — федеральное, в Астрахани находится одна из производственных площадок. Продукция пользуется спросом при строительстве нефтегазопроводов Каспийских месторождений.
ООО ПКФ «Карон-Мет» производит втулки, вкладыши и поршни для дизельных двигателей железнодорожного и морского транспорта. Продукция поставляется не только по России, но также в Казахстан, Польшу и Эстонию. Собственного сайта у завода нет.
На этом список астраханской тяжелой промышленности подошел к концу. А следующий материал мы посвятим легкой промышленности.
»Made in Astrakhan»: как рождались и умирали наши заводы
Читайте также:
Одежда на экспорт в соседние страны, собственная табачная фабрика, пивной и ликёро-водочный заводы, обувь, электроника, кинооборудование, шубы, корабли, всевозможные крупы, консервы и сладости, холодильники, краски – список производимой продукции в этом городе можно продолжать бесконечно. Что же это? Москва? Нью-Йорк? Прекрасная Астрахань будущего после постройки канатной дороги? Нет, таким был наш город еще совсем недавно. Мы решили вернуться в недалекое прошлое и узнать, как жили несколько знаковых астраханских заводов и что сейчас находится на их месте.
В 1957 году в тринадцати километрах от Астрахани на правом берегу Волги вверх по течению началось строительство целлюлозно-картонного комбината. Это сейчас для горожан сочетание букв «АЦКК» ассоциируется с районом, в который хочется пореже приезжать, а 60 с небольшим лет назад туда по путевкам комсомола отправлялись почти три тысячи молодых специалистов. Для них и был построен городок «Бумажников». Помимо жилых домов, там появились Дворец Культуры на 1200 мест, летний кинотеатр, 3 школы, больница, поликлиника, детские сады, профтехучилище, санаторий-профилакторий, стадион, магазины. Старожилы рассказывают, что в местный ДК, который являлся одним из самых крупных в Союзе, приезжали самые востребованные артисты того времени. К примеру, группа Интеграл. Это сейчас Бари Алибасов пьет «Крота», чтобы оставаться востребованным, а тогда мэтр российской эстрады шумел со своим джаз-ансамблем на всю страну. Для сравнения, представьте, что в районный ДК приезжает с концертом какой-нибудь Моргенштерн. В 70-х такое происходило в АЦКК.
В 1962 году, спустя всего 5 лет после начала строительства, атлант расправил плечи, на долгие годы став лидером Союза по производству целлюлозной продукции. Вдумайтесь, АЦКК – первое в мире предприятие, производившее картон из камыша, которого в нашем регионе всегда было хоть отбавляй. Гениально! Тридцать лет схема работала и давала результат, но кризис 90-х не пощадил никого. В 1992 году завод был приватизирован, а спустя еще три года полностью приостановил свою работу.
Анжелика Григорьева трудилась на АЦКК с 1986 года до самого его закрытия. Она рассказала «Блокноту-Астрахань», как жилось молодым специалистам на заводе АЦКК.
«Я вообще-то с Вологодской области, закончила там техникум, в 20 лет по распределению должна была поехать в Астрахань, но не захотела. В итоге меня нашли через прокуратуру и все-таки заставили поехать. Так, я осела в Астрахани. Работала я в диспетчерской завода, мастером цеха гофротары и мастером картонно-бумажного цеха. Когда мы только приехали, нам, как молодым специалистам, выдали общежитие, заплатили подъемные. Зарплаты были высокие, были и премии. Самым ярким событием, пожалуй, было то, что мы с мужем получили от комбината квартиру. Мне жаль, что завод закрылся. Хотя сейчас и говорят, что он был вредным, но были рабочие места рядом с домом, была в нашем поселке жизнь, все было гораздо лучше», – поделилась наша собеседница.
Сейчас завод АЦКК представляет из себя жалкое зрелище. Брошенные здания находятся в состоянии близком к аварийному, а рядом с ними образовались пруды-испарители, превратившиеся в тлеющие торфяные болота. В сентябре этого года региональные власти заявили, что в рамках федеральной программы «Чистая страна» национального проекта «Экология» завод АЦКК и прилежащие к нему территории будут ликвидированы. Как говорится, press F to pay respect.
«Похоже, финансовой помощи им ждать неоткуда. Глава администрации области А.П. Гужвин, ровно два года тому назад побывавший на заводе и принародно пообещавший помочь в решении денежных проблем, про свои обещания, видимо, забыл. Волго-Каспийский акционерный банк, соглашавшийся было предоставить приемлемый долгосрочный кредит, в этом отказал, похоже, побоявшись, что деньги не вернут. Впрочем, возможно, они и правы: пока еще даже потенциальные потребители новых компрессоров не определены. Как же без этого можно строить какие-то планы? А ширпотребом и разной мелочевкой завод ведь погоду не сделает», – из материала «Черные дни АЗХО», газета «Волга», 1999 год. Когда-то входивший в пятерку крупнейших европейских производителей промышленного компрессорного оборудования, завод с коллективом в 5000 сотрудников сегодня фактически просто сдает производственную территорию в аренду. Холодильное оборудование там более не выпускается.
«Район Трикотажного комбината не предлагать»
Такие слова можно было не редко увидеть в объявлениях астраханцев об обмене жилья в семидесятые годы прошлого века. Но как же ошибались те, кто не верил в этот завод. Решение о строительстве трикотажки было принято в 1966 году, а 20 апреля 1974 года комбинат был запущен в работу. Как и в случае с АЦКК, специалисты на предприятие прибывали со всей страны. Рабочие и инженеры устанавливали и осваивали современную отечественную и зарубежную технику, лучшую на то время. Параллельно основным работам велось строительство зданий вспомогательных служб, общежитий, жилых домов, первый из которых заселили уже в 1973 году. Трикотажники уже в первый рабочий год значительно опередили плановые задания.
В состав предприятия входили прядильная и трикотажная фабрики, сеть филиалов из нескольких швейных цехов, комбинат питания, фирменный магазин «Российский трикотаж». Имелось подсобное хозяйство, 4 садоводческих товарищества, база отдыха и свой стадион с известной футбольной командой. На балансе Комбината находились 3 детских сада, 7 общежитий, 11 жилых корпусов. В конце 1980-х годов Астраханский трикотажный комбинат был одним из ведущих предприятий местной промышленности. Ежедневно выпускалось по 40 тысяч единиц одежды, 18-20 тонн пряжи, шло постоянное обновление ассортимента – ежегодно 120-130 моделей. Именно на этот период пришелся пик расцвета предприятия: строилось жилье, повышалось благосостояние работников, комбинат участвовал в благотворительных акциях. Численность работников составляла примерно 5 тысяч человек, средний возраст которых не превышал 30 лет. В 1987 году комбинат перешел на самофинансирование и полную самоокупаемость.
Но беспощадные 90-е не обошли стороной и Трикотажный комбинат. Приватизация, банкротство – всё как у всех. Новое название, «Астратекс», не спасло ситуацию. Зарплата стремительно падала, работники не видели ее по полтора–два года. Все это привело к окончательной смерти предприятия. В результате, Астрахань лишилась пяти тысяч рабочих мест, а одеваться мы стали в турецкий и китайский ширпотреб. На месте некогда великого комбината сегодня находится торговый центр. Район «Трех Котов» не предлагать. История закольцевалась.
«Первая партия новогодних подарков, изготовленных на Астраханской кондитерской фабрике «Слада» отправилась в республику Коми. Эту приятную новость, подтверждающую высокий класс продукции «Слады», сообщил гендиректор предприятия Карлос Галстян. Кроме того, на астраханский рынок будет поставлено более 300 тысяч новогодних подарков. Это вдвое больше, чем в прошлом году. Причем каждому они будут по карману, так как стоимость красиво упакованных подарков будет разной – от 18 до 200 рублей», – газета «Волга», 2000 год. Фабрика официально закрылась в 2005 году, но продолжала работать до 2007 года. На территории располагаются семь зданий, все они в аварийном состоянии. В холодильном цехе рухнула кровля, при этом проломив деревянный пол.
«Ведь мало того, что у большинства здесь работающих зарплата не превышает 200 рублей, так еще и не выплачивали ее семь месяцев. Вот почему люди вынуждены были сесть на шеи родителей-пенсионеров, стали продавать личное имущество, стыдно сказать, но даже рыться на свалках», – так в 1998 году охарактеризовал положение дел на машиностроительном заводе «Прогресс» рабочий А. Очертяной. Действительно, безрадостная картина. Работники завода устраивали марши протеста к областной администрации, да только все без толку. В 1999 году средняя зарплата и вовсе упала до 130 рублей, а работников осталось всего 150.
Но так было не всегда. Завод «Прогресс» был создан в семидесятые годы и специализировался на производстве электронно-вычислительных машин, преимущественно для целей обороны. Располагался он на улице Савушкина. «Прогресс» был единственным в СССР предприятием, которое выпускало особые ферритовые сердечники первых советских компьютеров. На пике своей активности завод занимал огромную территорию, и там трудилось 15000 человек!
«Раз в полгода нам повышали разряд. Зарплата была отличная – от 200 рублей и выше. В конце года давали 13-ю зарплату и 14-ю за выслугу лет. Воспоминания от того времени остались только самые лучшие. До сих пор общаемся и дружим с девочками с завода. Это самое лучшее место, где я работала. Завод занимался изготовлением военных заказов, после начала перестройки, будь она не ладна, все предприятия пришли в упадок», – поделилась с нами своими воспоминаниями Эльмира Конеева, проработавшая в «Прогрессе» с 1984 по 1990 годы.
После развала СССР большая часть территории, которую занимал «Прогресс», была продана или сдана в аренду, производство сохранилось лишь на небольшом участке. Предприятие, которое производило «мозги» для оборонки, попытались перепрофилировать на изготовление гражданских магнитофонов и телевизоров. Первые до прилавков добрались, последние – уже нет. Сейчас на месте советского передового производства находится жилой комплекс. Регресс – сделано в Астрахани.
Когда-то здесь была проходная завода «Прогресс»
Сегодняшний вид закрывшегося в конце 80-х кирпичного завода «Керамик», что в 6-м микрорайоне, лучше всего характеризует наше состояние после написания этого текста. Десятки тысяч рабочих мест, достойная оплата труда, доступное жилье и широкий ассортимент экспортируемых товаров: вот, чем являлась промышленность для Астрахани. И она была хладнокровно убита, цинично расчленена, попилена и растащена. От удара 90-х астраханская промышленность оправиться не смогла, и сегодня мы пожинаем плоды той эпохи: вакансий продавцов в супермаркете в разы больше, чем инженерных, а утечка молодых специалистов происходит со скоростью Флэша в его лучшие годы. Конечно, мы не можем объять необъятное в одном материале. Обязательно пишите нам свои воспоминания, связанные с астраханскими заводами, и историю какого предприятия вы бы хотели узнать подробнее. А тот самый завод «Керамик» выглядит сегодня вот так. Валар моргулис.
Новости на Блoкнoт-Астрахань
Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Астрахань»
в избранное.