Астрономия предмет в колледже о чем

Конспект урока на тему «Предмет астрономии» (1 курс колледжа)

Раздел I : ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ

Тема 1: Предмет астрономии

Что изучает Астрономия. История развития астрономии

Человека всегда интересовал вопрос, как устроен мир и какое место он в нем занимает.

Ещё в древности, существовали космологические мифы о том, что из первоначального хаоса возник космос (порядок) и потом появилось всё, что окружает человека: небо и земля, горы, моря и реки, растения и животные, а также сам человек.

Как и многие другие науки, астрономия возникла в результате практических потребностей человека. Первобытным кочевым племенам нужно было ориентироваться на местности во время своих странствий, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам. Земледельцам было необходимо высчитывать момент наступления определенного времени года, для того что бы в срок, провести сельскохозяйственные работы (посев, полив, уборку урожая). Они заметили, что смена времен года связана с изменением полуденной высоты Солнца и восходом определенных звезд. Необходимость регулярных наблюдений за светилами была обусловлена потребностью счёта времени. Строгая периодичность, свойственная движению небесных светил и легла в основу единиц счёта времени, который используется до сих пор- сутки, месяц, год.

Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

Первые записи об астрономических наблюдениях, относятся к VIII в. до н.э. Однако известно, что еще за три тысячи лет до новой эры египетские жрецы-астрономы заметили, что незадолго до начала подъема воды в Ниле, происходят два события: летнее солнцестояние и первое появление звезды- Сириуса на утренней заре после 70- дневного отсутствия её на небосводе. Из этих наблюдений египетские жрецы довольно точно определили продолжительность сельскохозяйственного года. Именно на египетской земле, в Александрии, работали позднее греческие учёные, заложившие основы современной астрономии. В Египте был создан схематический календарь, который послужил идеальной равномерной шкалой для определения интервалов между затмениями, наблюдавшимися через много лет одно после другого. Именно этим календарем пользовался в своих расчётах Птоломей, а позже и сам Коперник. Пользуясь сейчас одинаковыми для каждого времени года часами, составляющими 1/24 суток, стоит помнить, что этот счёт времени был предложен древними египтянами.

В Древнем Китае за две тысячи лет до новой эры видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. Именно в Китае позже был изобретен компас, солнечные и водяные часы.

С самых древних времен развитие астрономии и математики было тесно связано между собой. В переводе с греческого, один из разделов математики –геометрия- переводиться как «землемерие». А первые измерения радиуса земного шара были проведены еще в III в. До н.э. на основе астрономических наблюдений за высотой Солнца в полдень. Необычное, но ставшее привычным деление окружности на 360 градусов имеет астрономическое происхождение. Может кто знает какое? Это предположение возникло тогда, когда считалось, что продолжительность года равна 360 суткам, а Солнце в своём движении вокруг Земли за каждые сутки делает один шаг- градус.

Особенно быстро астрономия развивалась в эпоху великих географических открытий (XV-XVI вв.). Использование новых земель требовало многочисленных экспедиций для их изучения. Но далекие путешествия через океан были невозможны без простых и точных методов ориентировки и исчисления времени. Развитие торговли стимулировало совершенствование искусства мореплавания, которое нуждалось в астрономических знаниях и, в частности, в теории движения планет.

Настоящую революцию в астрономии произвел польский ученый Николай Коперник (1473—1543), разработавший гелиоцентрическую систему мира, в противовес догматической геоцентрической системе Птолемея, не соответствовавшей действительности. На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены слова «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». В них вся суть открытия Коперника. Ему удалось убедить людей в том, что они живут не в надёжном и неподвижном центре мира, а обитают на одной из планет, обращающейся вокруг Солнца.

Гелиос- кто это? (в древнегреческой мифологии солнечное божество- Бог Солнца)

Гелиоцентрическая система мира ( гелиоцентризм ) — суть учения заключается в том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Учение Коперника явилось началом нового этапа в развитии астрономии.

Астрономические наблюдения за движением небесных тел и необходимость вычислять их расположение, сыграли важную роль в развитии не только математики, но и физики (её раздела механика). Выросшие из единой науки о природе- философия, астрономия, математика и физика никогда не теряли тесной связи между собой. Взаимосвязь этих наук нашла своё непосредственное отражение в деятельности многих учёных.

Запуск искусственных спутников Земли ( 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, открывший космическую эру в истории человечества. Спутник, ставший первым искусственным небесным телом, был выведен на орбиту ракетой-носителем Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР, получившего впоследствии открытое наименование кто знает какое?- космодром Байконур).

Космических станций (1959 г., СССР) 2 января 1959 года с космодрома «Байконур» был запущен первый в мире космический аппарат в сторону Луны. Это была советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1». Первый в мире космический аппарат, достигший второй космической скорости, преодолевший притяжение Земли и ставший искусственным спутником Солнца.

Первые полеты человека в космос (12 апреля 1961 г., СССР) 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минуты полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса.

За ними последовали высадка людей на Луну 1969г. (США), доставка спускаемых аппаратов на поверхности Венеры и Марса, посылка автоматических межпланетных станций к более далеким планетам солнечной системы.

В настоящее время полеты к Венере и Марсу, а также запуск орбитальных станций и телескопов стали важным и развивающимся направлением космических исследований.

Значение астрономии и связь с другими науками. (1 час)

Астрономия – наука, изучающая разнообразные небесные объекты с целью их исследования и познания окружающего мира и Вселенной. Астрономия является естественно-научной дисциплиной, и как многие науки она связана с иными областями знаний.

Впоследствии, после наступления и победы христианства в Европе, а ислама в странах Ближнего Востока, центральной Азии и северной Африки, философия и астрономические изыскания стали рассматриваться как неотъемлемые части богословия (систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии). Постепенно, вместе с развитием науки, ремесел, техники и распространением книгопечатания и грамотности в Европе происходит выделение астрономии как отдельной дисциплины. При этом астрономия сохраняла и сохраняет непосредственную связь с философией. Поскольку одна из частей астрономии – это космология, дисциплина, которая отвечает на вполне философские вопросы о происхождении Вселенной, всего сущего, и будущего нашего мира.

Ещё одним примером междисциплинарного синтеза является такой предмет как нейтринная астрономия. С помощью данной дисциплины, возможно, узнавать о процессах, которые происходят в глубине изучаемых космических тел. Примером служит изучение недр нашего светила – Солнца. Эта дисциплина появилась в результате успехов ученых-физиков в исследовании атомных ядер и элементарных частиц.

Источник

Рабочая программа ОУД Астрономия для студентов 1 курса СПО

Частное профессиональное образовательное учреждение

«БАЛАШОВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ БИЗНЕСА И ТЕХНОЛОГИЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

на методическом совете

от «____» __________ 2020 г.

Астрономия предмет в колледже о чем. image001. Астрономия предмет в колледже о чем фото. Астрономия предмет в колледже о чем-image001. картинка Астрономия предмет в колледже о чем. картинка image001.

Заместитель директора по учебной работе

_________________ Н.А. Попова

от «____» __________ 2020 г.

на педагогическом совете

от «____» __________ 2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве рабочей программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол №2 от 18 апреля 2018г)

Составитель: Назарова И.А. – преподаватель дисциплины Астрономия ЧПОУ «Балашовский кооперативный техникум»

Пояснительная записка. 4

Место учебной дисциплины в учебном плане. 5

Результаты освоения учебной дисциплины. 6

Тематическое планирование. 6

Содержание учебной дисциплины. 8

Характеристика основных видов деятельности студентов. 11

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Используемая литература. 15

Программа общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия предназначена для изучения основных вопросов астрономии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена.

Программа учебной дисциплины Астрономия разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; на основании Письма Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета “Астрономия”» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Астрономия.

В настоящее время важнейшие цели и задачи астрономии заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Содержание программы учебной дисциплины Астрономия направлено на формирование у обучающихся:

• понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно-научной картины мира;

• знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временны`х масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

• умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

• познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;

• умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;

• навыков использования естественнонаучных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Астрономия — наука, изучающая строение и развитие космических тел, их систем

Методы астрономических исследований очень разнообразны. Одни из них применяются при определении положения космических тел на небесной сфере, другие — при изучении их движения, третьи — при исследовании характеристик космических тел различными методами и, соответственно, с помощью различных инструментов ведутся наблюдения Солнца, туманностей, планет, метеоров, искусственных спутников Земли.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина Астрономия изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, основывается на знаниях обучающихся, полученных при изучении физики, химии, географии, математики в основной школе.

Важную роль в освоении содержания программы играют собственные наблюдения

обучающихся. Специфика планирования и организации этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином занятии, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

При невозможности проведения собственных наблюдений за небесными телами их можно заменить на практические задания с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в частности картографических сервисов (Google Maps и др.).

При отборе содержания учебной дисциплины Астрономия использован междисциплинарный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования единой целостной естественно-научной картины мира, определяющей формирование научного мировоззрения, востребованные в жизни и в практической деятельности.

В целом учебная дисциплина Астрономия, в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение использовать методологию научного познания для изучения окружающего мира.

В процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) подведение результатов обучения по учебной дисциплине Астрономия осуществляется в рамках промежуточной аттестации.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Дисциплина Астрономия входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины Астрономия обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

−− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

−− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

−− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

−− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

−− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

−− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

−− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

−− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

−− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии или специальности составляет 54 часа. Из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Учебная нагрузка студента

Количество аудиторных часов при очной форме

Источник

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»

«АПК им. П. И. Пландина

рабочая Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования 12.02.01. Авиационные приборы и комплексы, 11.02.01. Радиоаппаратостроение, 15.02.08. Технология машиностроения, 09.02.02. Компьютерные сети, 09.02.04. Информационные системы (по отраслям) и приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»

Организация-разработчик: ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина»

Разработчики: Родионова Т.В., Колмычкова О.А.,

Утверждена Методическим советом ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина»

Протокол Методического совета № 1 от « 29 » августа 2017 г.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

условия реализации учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

11.02.01 Радиоаппаратостроение, входящей в укрупненную группу специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;

09.02.02 Компьютерные сети, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), входящих в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника

15.02.08 Технология машиностроения, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение;

12.02.01 Авиационные приборы и комплексы, входящей в укрупненную группу специальностей 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке:

Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Наладчик технологического оборудования

Наладчик компьютерных сетей

Наладчик технологического оборудования

Мастер по обработке цифровой информации

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре

Слесарь-механик авиационных приборов

Слесарь-механик по ремонту авиационных приборов

Слесарь-сборщик авиационных приборов

Слесарь по ремонту авиационной техники

Слесарь по ремонту агрегатов

Оператор станков с программным управлением

Станочник широкого профиля

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательные учебные дисциплины, ОУД.05 Астрономия

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.».

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, коммуникативной и др.);

3) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

4) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию

поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Обязательный минимум содержания основных

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии

НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи.

Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

— проработка конспекта занятий;

— работа с учебной литературой;

— подготовка к зачету;

— написание сообщений и докладов;

— подготовка творческих заданий;

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа

Раздел 1. Астрономия, ее значение и связь

Содержание учебного материала.

Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук.

Наблюдения – основы астрономии

Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемонические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

1.Проработка конспектов по темам.

2.Работа с учебной литературой;

3.Подготовка к тесту.

Раздел 2. Основы практической астрономии

Содержание учебного материала.

Звезды и созвездия

Видимое движение звезд

Определение понятия «звездная величина». Введение понятия «созвездие». Экваториальная система координат, точки и линии на небесной сфере. Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий «восходящее светило», «не восходящее светило», «незаходящее светило», «верхняя кульминация», «нижняя кульминация». Вывод зависимости между высотой

светила, его склонением и географической широтой местности.

Годичное движение Солнца. Движение и фазы Луны.

Введение понятий «дни равноденствия» и «дни солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение понятия «эклиптика». Исследование движения Солнца в течение года на фоне созвездий с использованием подвижной карты. Обсуждение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года. Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунного затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли.

Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Введение понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных периодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

1. Домашняя контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии»

2. Работа с учебной литературой;

3. Подготовка сообщений по темам:

Понятие «сумерки» в астрономии.

Четыре «пояса» света и тьмы на Земле.

Астрономические и календарные времена года.

Раздел 3. Строение Солнечной системы

Содержание учебного материала.

Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет.

Становление системы мира Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея. Достоинства системы и ее ограничения. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Проблемы принятия гелиоцентрической системы мира. Преимущества и недостатки

системы мира Коперника. Границы применимости гелиоцентрической системы мира. Подтверждение гелиоцентрической системы мира при развитии наблюдательной астрономии. Основной материал Конфигурации планет как различие положения

Солнца и планеты относительно земного наблюдателя. Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет.

Законы движения планет

Эмпирический характер научного исследования Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеплера. Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация. Методы определения размеров небесных тел: методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции.

Открытие и применение закона

Определение расстояний до планет Солнечной системы с использованием справочных материалов. Определение положения планет Солнечной системы с использованием данных «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год. Графическое представление положения планет Солнечной системы с учетом масштаба и реального расположения небесных тел на момент проведения работы. Аналитическое доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Явление возмущенного движения как доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Применение закона всемирного тяготения для определения масс небесных тел. Уточненный третий закон Кеплера. Явление приливов как следствие частного проявления закона

всемирного тяготения при взаимодействии Луны и Земли.

спутников и космических аппаратов (КА)

в Солнечной системе

Общая характеристика орбит и космических скоростей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. Достижения СССР и России в космических исследованиях. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Пилотируемые полеты и высадка на Луну. История исследования и современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

1 Домашняя контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы».

2. Работа с учебной литературой;

3.Подготовка докладов по темам:

Первые пилотируемые полеты — животные в космосе.

Достижения СССР в освоении космоса.

Первая женщина-космонавт В. В. Терешкова.

Загрязнение космического пространства.

Динамика космического полета.

Проекты будущих межпланетных перелетов.

Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.

Современные космические спутники связи и спутниковые системы.

3. Составить кроссворд по терминам «Астрономии»

Раздел 4. Природа тел Солнечной системы

Содержание учебного материала.

Современные методы изучения небесных тел Солнечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Солнечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы. Определение основных критериев характеристики и сравнения планет. Характеристика Земли согласно выделенным критериям. Характеристика Луны согласно выделенным критериям. Сравнительная характеристика атмосферы Луны и Земли и астрофизических и геологических следствий различия. Сравнительная характеристика рельефа планет. Сравнительная характеристика химического состава планет. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной системы.

Планеты земной группы

Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение

критериев, по которым планеты максимально отличаются. Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенности рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутников. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли.

Основные характеристики планет-гигантов (физические, химические), их строение. Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников. Кольца планет-гигантов и их особенности. Происхождение колец.

Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры.

Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет. Кометы и их свойства. Проблема астероидно-кометной опасности для Земли. Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Геологические следы столкновения Земли с метеоритами.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

1. Проработка конспектов.

2. Работа с учебной литературой;

3. Домашняя контрольная работа № 3 «Природа тел Солнечной системы».

4. Подготовка докладов по темам:

Загадка Тунгусского метеорита.

Падение Челябинского метеорита.

Особенности образования метеоритных кратеров.

Следы метеоритной бомбардировки на поверхностях планет и их спутников в Солнечной системе.

Раздел 5. Солнце и звезды

Содержание учебного материала.

Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца.

Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца. Формы проявления солнечной активности. Распространение излучения и потока заряженных частиц в межзвездном пространстве. Физические основы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы. Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические

объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях.

Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд.

Метод годичного параллакса и границы его применимости. Астрономические единицы измерения расстояний. Аналитическое соотношение между светимостью и звездной величиной. Абсолютная звездная величина. Ее связь с годичным параллаксом. Спектральные классы. Диаграмма «спектр — светимость». Размеры и плотность вещества звезд. Определение массы звезд методом изучения двойных систем. Модели звезд. Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Затменно-двойные системы. Цефеиды — нестационарные звезды. Долгопериодические звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары. Значение переменных и нестационарных звезд для науки.

Оценка времени свечения звезды с использованием физических законов и закономерностей. Начальные стадии эволюции звезд. Зависимость «сценария» эволюции от массы звезды. Особенности эволюции в тесных двойных системах. Графическая

интерпретация эволюции звезд в зависимости от физических параметров.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

1. Написание сообщений по темам:

«Затмение ( в системах двойных звезд)»

«Созвездие (незаходящее, восходящее и заходящее, не восходящее, зодиакальное)»

«Черная дыра (как предсказываемый теорией гипотетический объект, который может образоваться на определенных стадиях эволюции звезд, звездных скоплений, галактик)»

Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала.

Наша Галактика. Другие галактики. Метагалактика.

Наша Галактика на небосводе. Строение Галактики. Состав Галактики. Вращение Галактики. Проблема скрытой массы. Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей. Взаимосвязь различных видов туманностей с процессом звездообразования. Характеристика излучения межзвездной среды. Научное значение исследования процессов в разреженной среде в гигантских масштабах. Обнаружение органических молекул в молекулярных облаках.

«Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы общей теории относительности А. Эйнштейна. Теория А. А. Фридмана о не стационарности Вселенной и ее подтверждение. Научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюционного процесса во Вселенной. Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

1. Написание сообщений по темам:

Научная деятельность Г. А. Гамова.

Нобелевские премии по физике за работы в области космологии.

А. А. Фридман и его работы в области космологии.

Значение работ Э. Хаббла для современной астрономии.

Каталог Мессье: история создания и особенности содержания.

2. Подготовка к зачету.

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Астрономии.

Оборудование учебного кабинета:

2. Мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3. Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова- Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М.: Дрофа, 2018. — 217, [7] c.

Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro

Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru

Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http://www.astroolymp.ru

Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ. http://www.sai.msu.ru

Интерактивный гид в мире космоса. http://spacegid.com

МКС онлайн. http://mks-onlain.ru

Обсерватория СибГАУ. http://sky.sibsau.ru/index.php/astronomicheskie-sajty

Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф

Репозиторий Вселенной. http://space-my.ru

Российская астрономическая сеть. http://www.astronet.ru

Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны-года.рф/планеты%20и%20звезды.html

ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www.inasan.ru

Элементы большой науки. Астрономия. http://elementy.ru/astronomy

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса теоретического материала, проверки решения задач, тестирования, а также выполнения обучающимися домашних заданий, подготовкой сообщений и докладов.

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Астрономия, ее значение и связь

— объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины;

— иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.

— изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота);

— формулировать понятие «небесная сфера»;

— использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

— устный опрос теоретического материала

-контроль выполнения домашнего задания;

-контроль выполнения теста

«Практические основы астрономии»

— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:

— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

устный опрос теоретического материала

-контроль выполнения домашнего задания;

— заслушивание сообщений и докладов

Строение Солнечной системы

— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение

планет с использованием эпициклов и дифферентов;

— воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет» воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»;

— формулировать законы Кеплера;

— формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»;

— пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации;

— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

— определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

— описывать движения тел Солнечной системы под действием сил

тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы.

— характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;

— описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.

устный опрос теоретического материала

-контроль выполнения домашнего задания;

— заслушивание сообщений и докладов

«Природа тел Солнечной системы»

— формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы;

— использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы;

— характеризовать природу Земли;

— перечислять основные физические условия на поверхности Луны;

— объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков);

— объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее

— перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами;

— характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород;

— перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы,

— характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты;

— объяснять причины их сходства и различия;

— указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы;

— характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы;

— описывать характеристики каждой из планет земной группы;

— указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет гигантов;

— описывать характеристики каждой из планет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет;

— описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции;

— анализировать особенности природы спутников планет-гигантов;

формулировать понятие «планета»;

— характеризовать строение и состав колец планет-гигантов.

определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»;

— характеризовать малые тела Солнечной системы;

— описывать внешний вид и строение астероидов и комет;

— объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца;

— анализировать орбиты комет;

— определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов.

устный опрос теоретического материала

-контроль выполнения домашнего задания;

— заслушивание сообщений и докладов

Строение и эволюция Вселенной

— описывать строение и структуру Галактики;

— перечислять объекты плоской и сферической подсистем;

— оценивать размеры Галактики;

— пояснять движение и расположение Солнца в Галактике;

— характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик;

— характеризовать процесс вращения Галактики;

— пояснять сущность проблемы скрытой массы;

— характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездообразования;

— описывать методы обнаружения органических молекул;

— раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды;

— описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков;

— определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд;

— формулировать основные постулаты общей теории относительности;

— определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна;

— описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной;

— пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной;

— характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной;

— формулировать закон Хаббла, Научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюционного процесса во Вселенной.

Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение.

устный опрос теоретического материала

-контроль выполнения домашнего задания;

— заслушивание сообщений и докладов

— объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд;

— описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного

— объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца;

— описывать строение солнечной атмосферы;

— пояснять грануляцию на поверхности Солнца;

— характеризовать свойства солнечной короны;

— раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино;

— обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики;

— перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы);

— характеризовать потоки солнечной плазмы;

— описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи;

— называть период изменения солнечной активности;

— характеризовать звезды как природный термоядерный реактор;

— определять понятие «светимость звезды»;

— перечислять спектральные классы звезд;

— объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»;

— давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды»;

— характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы;

— объяснять зависимость «период — светимость»;

— давать определение понятия «затменно-двойная звезда»;

— характеризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых;

— объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы;

— рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды;

— объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры);

— описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд.

устный опрос теоретического материала

-контроль выполнения домашнего задания;

— заслушивание сообщений и докладов

ГБПОУ «АПК им. П.И Пландина» преподаватели Колмычкова О.А. …………………………………………………………………. Родионова Т.В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *