Асу тоир что это
ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТОиР
ТОиР 4.0
ШКОЛА ТОИР 4.0
Цифровизация, цифровая трансформация, Индустрия 4.0, цифровые двойники и интернет вещей, четвертая промышленная революция — эти термины появляются в нашей жизни все чаще и чаще. Но, как правило, они появляются и уходят, не затрагивая область ТОиР. И мы, погруженные в борьбу с отказами и простоями оборудования, выдыхаем, то ли с сожалением, то ли с облегчением… И правда, своих проблем хватает, не до цифровизации. Вот, начали внедрять (далее подставить нужное: SAP, 1C:ТОИР, Microsoft Dynamics…), до сих пор в себя прийти не можем.
Тем не менее, в глубине души мы понимаем, что выживет только тот, кто сможет приспособиться к изменяющейся среде. А внешняя меняется очень и очень быстро. И постепенно изменения доходят и до ТОиР. Изменения рождают сопротивление коллектива, потому что не хочется в очередной раз наступать на те же грабли внедрения чего-либо по указке сверху без должной подготовки; потому что есть опасения, что добавится нагрузка сверх существующей без соответствующей мотивации; есть страх оказаться некомпетентным в новых процессах, и, как следствие, быть уволенным.
Но хотим вас со всей ответственностью предупредить. Просто так взять, и перейти к цифровой трансформации сервиса и внедрить Индустрию 4.0 на неподготовленный ТОиР не получится.
Для начала необходимо освоить базовые практики обслуживания, такие как эксплуатация до отказа, как плановые ремонты по времени и по состоянию. Научиться интегрировать процессы эксплуатации и сервиса оборудования в рамках методик обслуживания по надежности и рискам.
Несомненно, нужно научиться азбуке процессов разрушения и развития отказов.
Развить навык поиска коренных причин отказов оборудования.
Постигнуть смысл цели управления производственными активами.
Общаясь с людьми на разных предприятиях и видя потребности специалистов, занимающихся организацией и проведением технического обслуживания и ремонта, отвечающих за управление производственными активами, мы решили в 2020 году запустить новый информационно-образовательный проект «ТОИР 4.0», где и будем учить перечисленным выше практикам.
Этот проект призван шаг за шагом поднимать общий уровень культуры технического обслуживания и готовить бизнес-процессы ТОиР к работе в условиях четвертой промышленной революции. Мы будем вести регулярную публикацию материалов о базовых вопросах надежности, точного технического обслуживания, планирования, управления активами, сервисных стратегиях и тактиках.
На главной странице нашего сайта https://toir.pro/ есть форма подписки на новости ШКОЛЫ ТОИР 4.0. Подписка и все материалы, распространяемые по этой подписке — бесплатные.
Так что подписывайтесь, и давайте меняться вместе, готовясь жить в условиях быстрых изменений и новых технологий в ТОиР.
1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования
Ведение списка оборудования
Глубина и структура дерева произвольная. Обычно отражается производственно-технологическая структура предприятия, до единиц оборудования, требующего планирования и учета ремонтов.
Объекты ремонта и обслуживания – это элементы дерева. Каждый элемент представлен информацией о паспортных данных конкретного объекта ремонта.
Справочники системы
Виды дефектов: предназначен для хранения списка возможных видов дефектов используемого на предприятии оборудования. С помощью справочника можно произвести дополнительную классификацию однотипных видов дефектов различных объектов ремонта;
Виды графиков работ: содержит перечень всех графиков работы предприятия и хранит в себе информацию об объемах рабочего времени по дням и/или сменам. Параметры графика задаются в Помощнике заполнения графика, который позволяет задать общие параметры, и на основании этих параметров автоматически заполнить график работы на очередной год. График можно заполнить по одному из предложенных шаблонов или выполнить настройки вручную;
Технологические карты ремонтов: при вводе технологической карты ремонта указывается перечень технологических операций. Неотъемлемыми реквизитами каждой технологической операции являются материально-техническое обеспечение и обеспечение трудовыми ресурсами, а также РД и Инструкции, регламентирующие данный ремонт.
Паспорт оборудования: Для каждого объекта ремонта можно указать следующие основные паспортные данные: завод изготовитель, дата выпуска, номер паспорта, заводской номер, технологический номер, инвентарный номер.
Объект ремонта: для каждого объекта ремонта в системе предусмотрена возможность хранения информации обо всех выполненных ремонтах. Задаются технические характеристики объекта ремонта, предусмотрена возможность ведения учета значений контролируемых показателей оборудования, а также журнала наработки оборудования. Для каждого оборудования уполномоченным сотрудником в систему вносятся значения наработки. Количество видов наработки для каждого объекта не ограничено.
Планирование ремонтов
дату составления графика;
период, на который необходимо составить график;
организацию, для которой составляется график;
подразделение, для которого составляется график;
список объектов ремонта, для которых необходимо составить график;
перечень видов ТО и ремонтов для каждого объекта ремонта, которые необходимо включить в график.
Для удобства пользователя в системе реализована возможность автоматического подбора группы объектов ремонта.
Оперативное планирование ремонтных работ в системе производится в виде ремонтных заявок, в которые можно включать только требуемые материалы и операции, утверждённые в спецификациях и технологических картах. При создании заявок автоматически определяются плановые затраты, а при учёте хода выполнения ремонтов материалы и трудозатраты списываются на конкретный ремонт.
Заявка может быть инициирована одним из следующих событий:
На основании сформированных заявок на ремонт формируются наряды на выполнение ремонтных работ. Наряд выдается исполнителям (рабочему, бригаде) до начала работы. Наряд заполняется автоматически на основании информации, указанной в заявке, и содержит следующую информацию:
Учет выполненных работ в системе осуществляется путем формирования актов выполненных работ. Акт выполненных работ формируется на основании наряда. После ввода и проведения акта выполненных работ затраты МТО и трудозатраты могут быть списаны.
Информация для бухгалтерии
Ниже приведена интегрированная система на базе «1С:УПП», где показано через какие документы происходит обмен. Также видно, что в систему могут поступать технологические данные с систем АСУТП предприятия, таким образом, данные по контролируемым показателям и наработке будут загружаться в систему «1С:ТОИР» в автоматическом режиме.
Управление ремонтами и техническим обслуживанием
ТОИР и управление ремонтами
ТОИР – это совокупность различных важных для предприятия ремонтно-профилактических работ. Представляет собой комплекс процессов по восстановлению или поддержанию оборудования в том состоянии, в котором оно может выполнять возложенные на него задачи и функции. К подобным процессам относятся техническое обслуживание, наладка, модернизация, ремонт, настройка, монтаж, диагностика, мониторинг состояния. Каждая из этих работ не может выполняться отдельно. Все процессы взаимосвязаны. Они выступают частью ТОИР.
Элементами данной системы являются:
Для организации всех работ по ТОИР обычно на предприятии создается специализированное подразделение. Назначается руководитель, который несет ответственность за работоспособное состояние оборудования и техники перед директором компании. Для выполнения задач в области ТОИР используются специальные модули и программы. Они автоматизируют необходимые процессы.
Что даёт автоматизация ремонтов
Вручную фиксировать изменения в состоянии техники, формировать прогнозы и отчеты сложно. Требуется анализировать большой объем информации. Это отнимает много сил и времени. К тому же есть вероятность допущения ошибки. Просчеты же могут приводить к нестабильности в работе предприятия. Из-за некорректно составленного прогноза компания может столкнуться с тем, что важное оборудование в самый ответственный момент выйдет из строя.
Во избежание подобных проблем внедряются и используются многими предприятиями специальные программные продукты. Такие системы обеспечивают автоматизацию процессов касательно управления ремонтами и ТО. Они сокращают временные затраты до минимума. Исключают человеческий фактор, а значит, сводят вероятность допущения ошибки при анализе и обработке данных к нулю.
Автоматизация позволяет управлять ремонтами более эффективно. От работоспособности оборудования напрямую зависит деятельность предприятия, его возможность выполнять планы по объему производства.
Автоматизированное управление ремонтами дает организации надежность и уверенность в завтрашнем дне. Повышает эффективность ее работы и конкурентоспособность. Современные информационные системы воздействуют на все бизнес-процессы.
Автоматизация ремонтов на предприятии дает следующее:
Автоматизация ремонтов позволяет:
Таким образом, автоматизация ТОИР делает предприятие более надежным, стабильным и успешным.
Автоматизация ТОИР в аграрном предприятии
Существуют разные программы ТОИР. Они отличаются функционалом, имеют свои особенности работы. Наиболее популярной и эффективной сегодня считается 1С ТОИР. Это современный гибкий продукт для управления производственными активами и ресурсами. Относится к системам класса ЕАМ.
Enterprise Asset Management (EAM) — систематическая и скоординированная деятельность организации, нацеленная на оптимальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами на протяжении всего жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации
Позволяет планировать ремонты, ТО и управлять ими. Подходит для учета станков, техники, оборудования, сооружений и прочих активов. Дает возможность наладить взаимопонимание между техническими специалистами и финансистами. Позволяет выявлять проблемные места, повышать эффективность ремонта, техобслуживания, сокращать расходы на ТОИР.
1С ТОИР создана на базе платформы 1С, программное обеспечение которое знакомо широкому классу специалистов сельскохозяйственной отрасли. Поэтому может быть введена на предприятии любого размера и направления деятельности.
Основные функции 1С ТОИР:
Данный продукт подходит:
Работает 1С ТОИР достаточно просто. На этапе внедрения системы в нее вводятся исходные данные по каждому оборудованию, задействованному в процессе производства на предприятии и подлежащему ремонту и ТО. Задаются значения измеряемых показателей. Вводится информация о начальном состоянии, последних проведенных ремонтах, наработках, простоях, гарантиях. Делается это во вкладке «Учет оборудования и нормативов». Тут же задаются и нормативы для каждого объекта ремонта.
Формируется список нормативных документов, которые регламентируют периодичность проведения разных видов ремонта. На основании этой информации составляется план ремонтов и техобслуживания. Согласно ему, проводятся все необходимые работы. Они выполняются по нарядам. Информация о всех ремонтах фиксируется в 1С ТОИР. Система позволяет отслеживать выполнение работ по нарядам. Также она учитывает часть проделанной работы.
Программа ТОИР дает возможность устанавливать периодичность проведения ТО, текущего и капитального ремонтов по каждому оборудованию. Для визуального представления ремонтного цикла можно составлять график. Он формируется по единице оборудования либо определенному цеху, участку, всему предприятию.
В системе автоматически создается годовой отчет о потребности в материально-техническом обеспечении. Это дает предприятию возможность своевременно закупать необходимые для ремонта и обслуживания детали, инструменты и материалы.
Максимальный эффект от применения 1С ТОИР можно получить при интеграции данного продукта с «1С:ERP», «1С:УПП». Также возможен информационный обмен с программами АСУ ТП (SCADA).
Учет ремонтов и технического обслуживания на примере АПК
В любой сфере, особенно в сельском хозяйстве, в котором часто используются машины и техника, необходима программы для автоматизации ТОИР. Но, к сожалению, внедрение продуктов автоматизации ТОИР в сельском хозяйстве идет замедленными темпами. Это связано с тем, что подобные программы не учитывают специфику данной отрасли.
В аграрной сфере характер производства зерна, семян подсолнечника или свеклы сезонный. Техническое обслуживание и ремонт выполняются в межсезонье и требуют использования продвинутых инструментов планирования. Отказ от программ по автоматизации ТОИР не несет для аграриев ничего хорошего. Ручная обработка информации, ведение бумажной документации сопряжены с большими затратами времени, сил и вероятностью допущения грубой ошибки. Например, при ручном оформлении заказа может потеряться важная информация о запчасти. Это приведет к тому, что поставщик получит неполную или недостоверную информацию. Соответственно, предприятие АПК закупит неподходящую деталь. Поэтому в сельском хозяйстве целесообразно использовать программные продукты. Но они должны быть адаптированы под отрасль сельского хозяйства.
Ремонт и техническое обслуживание в АПК имеет свои особенности. И программное обеспечение может это учитывать. Например, для предприятий по растениеводству, где задействованы комбайны и грузовые автомобили, актуально создание электронных каталогов запчастей и паспортов оборудования, учет использования запасов запчастей и управление их хранением и применением.
Выбор подходящей сельскохозяйственному предприятию программы позволяет формировать структуру парка спецтехники (тракторов, землеройных машин, комбайнов), вести учет ремонтов оборудования, принимать решения о том, когда лучше покупать новую машину, а также своевременно закупать необходимые запчасти и материалы для проведения ТОИР. Все это способствует росту эффективности функционирования организации.
КОНТРОЛИРУЙТЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ
1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования.
Построение системы ППР с помощью автоматизации ТОИР
Условно систему ППР можно разделить на две части:
Все мероприятия по планово-предупредительным ремонтам фиксируются в соответствующей документации. На любое оборудование составляется регламент и годовой план проведения ППР. Вести все это вручную сложно. Автоматизация может упростить данный процесс, избавить от бумажной волокиты. Рекомендуется использовать 1С ТОИР.
Программа позволяет составлять и вести график ППР. Для формирования графика планирования ремонтов необходимо указать в системе такую информацию:
Оперативное планирование ремонтов осуществляется на базе заявок на проведение ремонтных работ. Формируются они при выявлении дефекта в технике или при наступлении даты планового ремонта. В них можно включать операции и материалы, утвержденные в технологических картах и спецификациях. При создании заявок плановые затраты определяются автоматически системой. На основании таких заявок составляются наряды. В них приводится список необходимых работ, сроки выполнения, указывается ремонтный персонал.
Учет ремонтных работ ведется в системе путем создания актов выполненных работ. Формируются они на базе наряда. После проведения акта трудозатраты и затраты МТО списываются.
Для выполнения в срок запланированных планово-предупредительных работ необходимо иметь требуемые инструменты, запасные части. Чтобы планировать объем и сроки их закупки, нужно знать потребность в МТО. Она легко определяется в 1С ТОИР. В системе должны быть внесены сформированные графики ППР на рассматриваемый период. Потребность в запчастях, инструментах и материалах рассчитывается в системе автоматически на основании данных о планируемых ремонтах и ТО. Чтобы посмотреть потребность в МТО, нужно сформировать отчет «План МТО».
Для закупки требуемого количества материалов, инструментов и запчастей надо иметь соответствующий бюджет. В системе 1С ТОИР предусмотрена возможность его формирования. Для просмотра суммы затрат в программе есть специальный отчет «Прямые затраты на выполнение ремонта». С целью контроля затрат стоит формировать отчет «План-фактный анализ затрат МТО».
От того, как будет проходить управление техническим обслуживанием оборудования и его ремонтом, зависит срок исправной работы.
Современные предприятия используют для этого программное обеспечение для автоматизации ТОИР. Создание информационной взаимосвязи между ремонтными бригадами, работами и информацией о запчастях, позволяется сократить издержки предприятия, планировать выполнение ППР, вести электронных архив проведённых ремонтов.
Информационная система ТОиР
Информационная система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) — совокупность программных средств для оптимизации и контроля процессов, связанных с ремонтом и обслуживание аппаратной части, агрегатов и узлов промышленных и производственных предприятий.
Каталог ТОиР-решений и проектов доступен на TAdviser
Содержание
Внедрение специализированной системы управления в области ТОиР является экономически обоснованным с точки зрения сокращения затрат на ремонты, снижения потерь от простоев оборудования. Внедрение модуля ТОиР позволяет руководителям технологических служб интегрироваться в корпоративную систему, получать и предоставлять более точную и своевременную информацию по всем задачам, связанным с планированием и учетом ТОиР.
Российский рынок ИС ТОиР
Российские автоматизированные системы управления ТОиР находятся в самом начале своего развития. Это характеризуется присутствием небольшого количества игроков, в нашем обзоре приняло участие только 20 компаний разного масштаба. Для сравнения, на Западе в этом секторе играют до 50 крупных и несколько сот мелких компаний. Тут надо отметить, что большинство этих компаний начали предлагать свои решения по автоматизации ТОиР более 25 лет назад.
Классификация
В современной разработке информационных систем все системы относятся к автоматизированным системам управления (АСУ), при этом достаточно часто используется общий класс АСУ ТОиР. Уже около 30 лет существует класс информационных систем для автоматизации управления процессами ТОиР. В его состав входят три вида систем:
системы специального назначения, предоставляющие возможность автоматизировать весь процесс ТОиР и обеспечивающие его процессы, такие как, управление ремонтным персоналом, материальную базу, поставки и т.д.
Программные продукты для управления проектами, которые временами попадают в разряд систем управления ТОиР, нельзя назвать полноправными решениями для управления ТОиР, поскольку они используются, главным образом, для календарного планирования сроков проведения работ.
Задачи и инструмент
Главными задачами управления проектом ТОиР являются:
Для решения выше перечисленных задач необходимы специализированные программные средства. Они дают возможность многократно увеличить эффективность управления проектом ТОиР и модификации с помощью более подробного планирования работ, средств и финансовых параметров проекта, разработки вариантов развития проекта и т.д. В программном обеспечении фирмы Primavera Systems предоставлен набор инструментов такого плана.
Характеристики
Размер предприятия и отрасль, в которой оно работает, являются главными характеристиками объекта автоматизации. От этих характеристик во многом зависит выбор определенного решения по автоматизации и его архитектура. В капиталоемких отраслях большим предприятиям требуются более сложные и дорогие решения по автоматизации процессов ТОиР.
Процессы ТОиР обычно характеризуются широкой территориальной распространенностью. Для автоматизации данных процессов необходима установка рабочих мест как можно ближе к месту проведения ремонтных работ или же к местам, где накапливается информация о состоянии оборудования, например, диспетчерские или пункты диагностики. Следует отметить, что результат эксплуатации системы требует установки рабочих мест в непосредственной близости от места проведения работ (участки, требующие ремонта, склады ТМЦ, пункты диагностирования, места выписки нарядов на работы).
Важным показателем для начала ремонта является количество записей по номенклатуре ТМЦ, поскольку мотивированность планирования при проведении ремонтов в большей мере определяется аргументированностью планирования ТМЦ, поэтому, как правило, заказываемые позиции должны вноситься в систему и использоваться при формировании планов ремонта.
Количество единиц оборудования в базе дает возможность проанализировать, с какой точностью проведено описание структуры оборудования. В зависимости от того, на сколько широко проведено описание может зависеть дальнейшая оценка информации и разработка улучшенных стратегий обслуживания. Большая часть проектов характеризуется результатом описания структуры оборудования. Это значительно усложняет применение в автоматизированной системе таких подходов как ремонт по состоянию и анализ причин отказов.
Количество наряд-заданий, которые создаются в системе вручную или автоматически, показывает активность использования данной системы. Соответственно, чем больше наряд-заданий, тем больше информации для дальнейшей оценки. Суммарные, большие наряд-заказы, главной задачей которых является списание на них расходов по работам нельзя считать достаточными для решения аналитических задач.
Виды ТОиР
Существует три основных вида ТОиР, используемых на предприятиях.
Третий вид обслуживания – «по состоянию». С помощью установленных на оборудовании измерителей или экспертным путем производится оценка его состояния, на основании чего делается прогноз, о времени вывода данного оборудования в ремонт. Положительные стороны этого типа обслуживания в том, что себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ очень высока.
Автоматизация ТОиР. Хроника внедрений
Опубликовано Простоев.НЕТ в 04.02.2021 04.02.2021
Авторы: Скворцов Дмитрий, Ноздрина Оксана (ООО «Простоев.НЕТ», Москва)
В статье приводятся результаты ежегодного обзора проектов внедрения информационных систем управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, косвенно характеризующий положение и уровень решения задачи управления производственными активами в России.
Актуальность – май 2013 г.
1. С какой целью собирается информация о проектах внедрения информационных систем в области управления процессами ТОиР?
Цель обзора — на постоянной основе собирать и систематизировать информацию о проектах внедрения информационных систем в области управления процессами ТОиР (техническое обслуживание и ремонт оборудования).
Аналитической информации по этому классу систем крайне мало, большинство материалов по автоматизации ТОиР теряются в описании систем управления всеми процессами предприятия.
По нашему анализу перечня компаний «Эксперт-400», 187 из 400 описанных компаний (47%) можно отнести к индустриальным компаниям – то есть к таким, для которых промышленные активы составляют основу бизнеса, и от их состояния, применяемых технологий, уровня системы ТОиР зависят ключевые показатели компании.
Объем средств, которые эти компании ежегодно расходуют на ТОиР (не включая затраты на модернизацию и техническое перевооружение), составляет, по нашей оценке, не менее 2,1 трлн. руб. (70 млрд. долл.).
Вот почему в последнее время все более актуальными для российских топ-менеджеров становятся задачи обеспечения прозрачности расходования средств на ремонты, оптимизации бюджетов на ТОиР, обоснования тарифов в части ремонтов и обслуживания для регулируемых отраслей. И в этом существенную поддержку оказывают АСУ ТОиР.
2. Кому этот обзор будет интересен, и как им воспользоваться с пользой для себя?
Данный обзор предназначен для руководителей предприятий, главных инженеров и специалистов по ТОиР, руководителей служб ИТ для помощи в ориентировании в предложении систем по управлению ТОиР, а также организации визитов на предприятия для ознакомления с реализованными проектами. Обзор может быть полезным всем участникам рынка для оценки уровня своих проектов и своих конкурентов.
Заказчиками проектов выступают четыре разные группы заинтересованных лиц:
Соответственно, профиль проекта, глубина его реализации и работоспособность в течении многих лет определяется заказчиком проекта.
3. Есть ли аналогичные обзоры на Западе, в чем отличия их от России?
На Западе существует несколько организаций, которые проводят подобного рода работы (например, ARC Advisory Group, Gartner Group). Зачастую, результаты этих обзоров приводятся в качестве аргументов в выборе той или иной системы в России. Однако в эти обзоры не входят российские проекты и российские разработчики систем, что делает такие обзоры недостаточно применимыми для российских заказчиков. В настоящем обзоре представлен анализ информации с учетом состояния дел только на рынке России.
4. Каков охват обзора по имеющимся на рынке системам, и насколько актуальна информация обзора?
В обзор вошли более 800 проектов внедрения АСУ ТОиР. Проектом в целях обзора считается обособленный проект внедрения на отдельной промышленной площадке (завод, фабрика, электростанция). По некоторым масштабным проектам (КЭС-Холдинг, Иркутскэнерго, ГидроОГК, Холдинг МРСК, судоходные компании) объектом внедрения считали группу объектов (филиал).
В различных системах АСУ ТОиР в России работает свыше 70 тысяч пользователей, а с учетом ротации сотрудников мы оцениваем количество не менее чем в 140 тысяч человек. За последние 4 года ежегодно появляется не менее 3000 новых пользователей. Такой масштаб ввода новых рабочих мест должен формировать значительный спрос на услуги специального обучения передовым методам использования АСУ ТОиР, формирование специальности и профессии «планировщик ТОиР в АСУ». Однако массовой тенденции в этом пока нет, пользователи часто обучаются внутренними силами команд внедрения и тиражирования проектов, хотя наблюдаются отдельные запросы на проведение таких тренингов (около 100 человек за 2011 — 2012 гг.)
Базы данных оборудования АСУ ТОиР содержат более 100 миллионов записей, включая мега-проекты в сетевой энергетике, что должно сформировать общепринятые российские отраслевые шаблоны, справочники и типовые структуры данных, типовые методы описания оборудования. Но часто, мы каждый раз наблюдаем в проектах разработку таких решений «с нуля», по шаблонам западных коллег и инструкциям к АСУ ТОиР.
Основные поля таблицы обзора:
5. Источники получения информации
Всем компаниям разработчикам продуктов для автоматизации ТОиР был разослан опросный лист, на основании ответов которого составлялся обзор. На втором этапе проводилась верификация информации у заказчиков проектов внедрения. Для компаний, не предоставивших информацию, данные взяты из открытых источников.
По многим проектам за прошлые годы были внесены уточненные данные на начало 2013 года.
Практически все компании-поставщики отказываются раскрыть финансовые показатели выполненных проектов. Поэтому в обзоре нет данных, связанных с финансовыми показателями проектов.
6. Какие отрасли реализовали проекты АСУ ТОиР?
В обзор мы включили отрасли, для которых задача эффективного использования оборудования особо актуальна:
Мы отмечаем, что государственные органы исполнительной власти, такие как МЧС, МВД, Министерство обороны (Сухопутные войска, ВВС, Флот, РВСН, ВКО, ВДВ), Росавтодор никак не представлены в обзоре, хотя они эксплуатируют значительные по объему и сложности активы, нам неизвестны проекты внедрения там АСУ ТОиР.
В данном обзоре мы поставили перед собой задачу оценить глубину охвата анализируемых отраслей проектами внедрения АСУ ТОиР – количество предприятий, имеющих АСУ ТОИР к общему количество предприятий отрасли – и получили следующие экспертные оценки.
Отрасль | Итог | Оценка |
газовая | 50% | |
горная | 25% | |
ЖКХ | 5% | |
машиностроение | 17% | |
металлургия цветная | 75% | |
металлургия черная | 100% | |
нефтедобыча | 75% | |
нефтепереработка | 67% | |
транспорт | 40% | |
угольная | 100% | |
химическая | 100% | |
целлюлозно-бумажная | 75% | |
энергетика атом | 40% | |
энергетика гидро | 100% | |
энергетика сети | 100% | |
энергетика тепловая | 83% | |
Общий итог | 65% |
Таким образом, чуть более половины предприятий внедряли проекты АСУ ТОиР, остальные даже не начинали подобные проекты, и по-прежнему используют электронные таблицы. Например, в энергетике России более 420 ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, АЭС. Из них были проекты АСУ ТОиР на 220 станциях (52%), на 200 станциях проектов не было.
7. Рынок информационных систем для ТОиР
В обзоре приняло участие большинство компаний, которые присутствуют на рынке РФ и предоставляют различные решения для автоматизации управления процессами ТОиР оборудования.
Российские автоматизированные системы управления ТОиР находятся в фазе активного развития. Это характеризуется присутствием сравнительно небольшого количества игроков, в нашем обзоре приняло участие только 17 продуктов. Для сравнения, на Западе в этом секторе играют до 50 крупных и несколько сотен мелких компаний. Тут надо отметить, что большинство этих компаний начали предлагать свои решения по автоматизации ТОиР более 30 лет назад.
В обзоре приняло участие большинство продуктов, которые присутствуют на рынке РФ:
В обзор не вошли самописные системы предприятий, хотя бы и на базе промышленных ERP-платформ, а также проекты, реализованные в единичных экземплярах.
Из 15 разработчиков, за последние 2-3 года активные внедрения наблюдались лишь у 9 поставщиков. Это свидетельствует об уходе части разработчиков с рынка, и концентрации пула поставщиков.
90% всех рабочих мест за весь обозреваемый период приходится на пять продуктов: SAP R/3 PM, IBM Maximo, Oracle eAM, TRIM, 1С:ТОиР.
Для половины разработчиков всего один-два заказчика дают свыше 70% проданных лицензий, что говорит как о сильной концентрации промышленности, так и о действительно малом опыте проектов АСУ ТОиР для таких решений.
Из 15 разработчиков, отечественные компании предоставляют шесть продуктов: 1С:ТОиР, Global-EAM, TRIM, Галактика, ИС: ТОиР Гроссмейстер, Парус. Из них активно реализуют проекты в последние 2-3 года только четыре (1С:ТОиР, Global-EAM, TRIM, Галактика).
Более того, из 800 внедрений, мы нашли около 25 объектов, где проект внедрения АСУ ТОиР реализовывался второй, и третий раз, с разными продуктами. Рынок знает примеры, когда решение АСУ ТОиР на базе одной и той же ERP внедряется повторно. В обиходе этот феномен называют «рестарт проекта ТОРО/ТОиР».
8. Референс-визит на проект
Основным методом выбора АСУ ТОиР (после анализа формальных показателей: стоимость лицензий и внедрения, функционал, интеграционные возможности) является анализ опыта внедрения в России и выполнение референс-визитов на проекты, где данная АСУ ТОиР успешно работает. В программу визита обычно включают беседу с руководителем технической службы, презентация-обзор проекта, визит в цех, беседы с непосредственными пользователями АСУ ТОиР.
В нашем обзоре собрана информация о компаниях, проектах и руководителях предприятий, где возможно проведение референс-визита – колонка «Референс». По нашей оценке, проекты активно эксплуатируются в 148 (19%) объектах, и туда можно организовать референс-визит. Остальные проекты либо уже не эксплуатируются, либо функционал и масштабы работы системы не соответствуют заданным требованиям.
Компании, упомянутые в обзоре и успешно внедрившие у себя проект АСУ ТОиР, могут скорректировать данный показатель, направив авторам обзора информацию о возможности (или невозможности) проведения референс-визита.
9. Кто внедряет проекты АСУ ТОиР?
Проекты внедрения систем ТОиР выполняются консалтинговым подразделением компании разработчика, интегратором, либо самостоятельно заказчиком с привлечением консультаций от разработчика. Проекты, вошедшие в обзор, выполняются самостоятельно в 23% проектов от общего количества, разработчик выполняет 19% проектов, а остальные 58% проектов выполняют консалтинговые компании.
Положительным моментом в выполнении проекта внедрения АСУ ТОиР разработчиком является то, что изменения программы под требования заказчика могут выполняться быстрее (если это ключевой заказчик), выбираются оптимальные решения по доработкам, так как у консультантов разработчика глубже знания продукта. У такого внедрения есть минус в том, что по своей сути разработчик – это программист, и в его компетенцию входит только автоматизация процессов, но не решение задачи оптимизации управления ТОиР. Управленческого консалтинга в таких проектах почти не бывает, и эти функции берет на себя заказчик либо приглашенный соисполнитель, консалтинговая компания.
Если же говорить о крупных системных интеграторах, то они имеют доступ к крупнейшим заказчикам капиталоемких отраслей, но тема ТОиР, к сожалению, всегда была на третьих ролях. В основном такие проекты АСУ ТОиР решают задачи учета затрат на ТОиР.
10. Масштаб проекта – как его описать?
Отрасль
Основной характеристикой объекта автоматизации ТОиР является отрасль, в которой работает предприятие, и его размер. От этого в значительной степени зависит выбор конкретного решения по автоматизации, а также его архитектура. Большие предприятия в капиталоемких отраслях в общем случае требуют более сложных и дорогих решений по автоматизации процессов ТОиР, ввиду сложных корпоративных бизнес-процессов и масштабов базы данных, количества пользователей. Мы отмечаем, что на сегодня в основном сложились типовые решения по функциональности и структуре базы данных оборудования для всех ключевых отраслей.
Количество пользователей
Наша капиталоемкая промышленность концентрирована в холдинги, объекты внедрения проекта (заводы, предприятия, электростанции) характеризуются высокой территориальной распределенностью. Автоматизация таких процессов требует установки рабочих мест как можно ближе к месту проведения работ (ремонта) или же к местам, где собирается информация о состоянии оборудования (диспетчерские, пункты диагностики).
Количество единиц оборудования
Количество единиц оборудования в базе позволяет оценить, с какой глубиной проведено описание структуры оборудования. От глубины описания оборудования будет зависеть обоснованность плана ТОиР, учета затрат, дальнейший анализ информации (например, по отказам) и разработка более совершенных стратегий обслуживания. Многие проекты характеризуются обобщением описания структуры оборудования (цех-участок-агрегат).
Это затрудняет реализацию в автоматизированной системе таких подходов как ремонт по состоянию и анализ причин отказов.
11. Организация проекта АСУ ТОиР
Анализируя опыт реализации успешных проектов, мы выделяем следующие общие характеристики проекта:
В составе проекта автоматизации управления ТОиР можно выделить направления, которые содержат специальную компетенцию членов команды внедрения (от заказчика и от подрядчика):
Внедрение ИТ-продукта (серверная инфраструктура, линии связи, рабочие места, приобретение лицензий, разработка расширений и отчетов);
Успешные проекты отличаются наличием в явном виде всех этих направлений.