Задачи АСУ в здравоохранении :
1. Повышения эффективности функционирования медицинской организации.
2. Повышение эффективности профилактических мероприятий.
3. Повышение качества лечебно-диагностического процесса, за счет снижения времени требуемого на процессы сбора, обработки и получения запрашиваемой информации медицинского характера.
4. Оптимизация ресурсной политики в здравоохранении.
5. Интенсификация научных исследований и разработка новых медицинских технологий.
Основные функции АСУ в здравоохранении :
1. Моделирование деятельности управления отраслью здравоохранения.
2. Выработка рекомендаций для принятия решений.
3. Контроль эффективности применения решений.
4. Анализ динамики показателей состояния здоровья.
5. Управление оказанием лечебно-профилактической помощи населению.
6. Прогнозирования тенденций развития здравоохранения отдельных регионов.
Цели АСУ в здравоохранении :
1. сбор, хранение, обработка и оперативная выдача информации о ходе лечебно-диагностического процесса;
2. повышение эффективности управления за счет оперативности принятия и повышения качества управленческих решений;
3. повышение эффективности деятельности структурных подразделений медицинского учреждения при использовании иерархической системы сбора, хранения, передачи и централизованной обработки информации, содержащейся в амбулаторной карте и истории болезни, с оперативным доступом к информации рабочих мест;
4. повышение эффективности труда медицинского персонала, всех сотрудников медицинского учреждения за счет автоматизации трудоемких, рутинных операций (подготовке многочисленных выписок, справок, отчетов, дублирования результатов анализов и т.д.),
5. повышение достоверности данных и оперативности информационного обслуживания;
6. организация информационного взаимодействия различных врачей-специалистов с возможностью более полного обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи на всех этапах медицинского обслуживания (диспансерного, стационарного, реабилитационного);
7. повышение качества принятия решений в процессе диагностики, лечения, реабилитации за счет использования экспертной поддержки;
8. повышение эффективности диагностики и лечения за счет создания медицинской базы данных;
9. на основе полученной базы данных проведение сравнительной оценки эффективности различных методов, схем лечения и реабилитации;
10. анализ стоимости, контроль полноты и качества диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
11. рационализация использования медицинских ресурсов (персонала, аппаратуры, оснащения и т.д.);
12. предоставление сотрудникам необходимой справочной информации по основным видам медицинской помощи с использованием Internet.
Основные этапы создания АСУ :
1. Предпроектное обследование объекта автоматизации с целью определения объема работ.
2. Написание технико-экономического обоснования (целесообразность создания АСУ с учетом затрат и ожидаемой эффективности).
3. Разработка технического задания (определение целей, задач, расчет эффективности АСУ, построение моделей и методов управления).
4. Разработка технического проекта:
― разработка информационного обеспечения ― структура баз данных: исходная информация (карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента и др.), справочная информация (международная классификация болезней и др.), выходная информация (макеты таблиц и т.д.);
― разработка программного и математического обеспечения;
― разработка организационного обеспечения;
― разработка технического обеспечения.
5. Ввод АСУ в действие (монтаж, наладка, обучение персонала, организация баз данных).
Основные проблемы внедрения АСУ в здравоохранении :
1. Технические проблемы (установление, наладка средств вычислительной техники, разработка программного обеспечения).
2. Организационные проблемы (организация процесса управления, создание службы по обеспечению функционирования автоматизированной системы).
3. Социально-психологические проблемы (адаптация сотрудников к новым условиям работы, их обучение и т.д.).
4. Проблемы обновления основных фондов (обновление технической базы программного обеспечения).
5. Финансовые проблемы.
Практическое применение АСУ :
1. Службы скорой помощи.
4. Клинико-диагностические лаборатории.
5. Санитарно-эпидемиологические учреждения.
6. Специализированные диспансеры.
7. Учреждения охраны материнства и детства.
8. Санаторно-оздоровительные учреждения.
9. Патолого-анатомические бюро.
10. Службы медицинских экспертиз.
В Беларуси компания БелСофт проводит разработку и внедрение госпитальных информационных систем (ГИС) для медицинских учреждений.
ГИС представляет собой не отдельные, разрозненные рабочие места, а единую взаимосвязанную вычислительную сеть на базе компьютерного оборудования, функционирующую в реальном масштабе времени.
ГИС представляет собой программно аппаратную и организационно-административную систему сбора и обработки информации связанной с лечебным процессом.
В ГИС реализован комплексный подход к организации компьютерного учета лечебного процесса. Весь документооборот лечебно-диагностического процесса переводится в электронный вид.
В качестве программного обеспечения управления базой данных была выбрана среда 4-th Dimension, разработанная компанией 4D, которая, в свою очередь, базируясь на использовании всех преимуществ клиент-серверной архитектуры, позволяет создавать программы любого уровня сложности. Выбор конкретной конфигурации компьютерного оборудования и сервера, аппаратных средств архивации и резервирования осуществляется по завершении предпроектного обследования, а при необходимости корректируются на этапах разработки и внедрения ГИС, т.к. стремительно развивающийся рынок этого направления позволяет предложить значительное удешевление оборудования при одновременном улучшении его технических характеристик.
В соответствии с принятой идеологией вся информация находится на сервере. Места сбора и потребления информационных услуг физически располагаются в различных точках сети, оборудованных оконечными устройствами (клиентскими компьютерами, печатающими устройствами, компьютерными системами с подключенным медицинским оборудованием и т.д.).
Работа ГИС базируются на применении Автоматизируемых Рабочих Мест (АРМ). Каждое рабочее место обладает индивидуальным графическим интерфейсом и выполняет обработку данных в соответствии с заложенным в него алгоритмом функционирования.
При определении подходов к решению вопросов санкционированного доступа к системе и ее элементам был применен комплексный подход, который предусматривает как защиту в целом базы данных от несанкционированного использования путем физического разнесения сегментов базы данных на защищенные носители, так и наделение определенными полномочиями пользователей с присвоением им индивидуальных кодов.
Процедуры обеспечения целостности, достоверности, безопасности данных и вычислений разработаны и применяются как на системном, так и на прикладном уровне.
Автоматизированные рабочие места ГИС
В состав автоматизированной информационной системы входят АРМ и подсистемы:
Источник
АСУ в здравоохранении
АСУ в здравоохранении ― это система управления медицинским учреждением, отраслью, основанная на регулярном применении современных математических методов и технических средств обработки данных в учете, анализе, планировании, организации.
― разработка информационного обеспечения ― структура баз данных: исходная информация (карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента и др.), справочная информация (международная классификация болезней и др.), выходная информация (макеты таблиц и т.д.);
― разработка программного и математического обеспечения;
― разработка организационного обеспечения;
― разработка технического обеспечения.
5. Ввод АСУ в действие (монтаж, наладка, обучение персонала, организация баз данных).
Основные проблемы внедрения АСУ в здравоохранении:
Практическое применение АСУ:
Госпитальная информационная система (ГИС), как пример АСУ.
В Беларуси компания БелСофт проводит разработку и внедрение госпитальных информационных систем (ГИС) для медицинских учреждений.
ГИС представляет собой не отдельные, разрозненные рабочие места, а единую взаимосвязанную вычислительную сеть на базе компьютерного оборудования, функционирующую в реальном масштабе времени.
Концепция построения ГИС
ГИС представляет собой программно аппаратную и организационно-административную систему сбора и обработки информации связанной с лечебным процессом.
В ГИС реализован комплексный подход к организации компьютерного учета лечебного процесса. Весь документооборот лечебно-диагностического процесса переводится в электронный вид.
В качестве программного обеспечения управления базой данных была выбрана среда 4-th Dimension, разработанная компанией 4D, которая, в свою очередь, базируясь на использовании всех преимуществ клиент-серверной архитектуры, позволяет создавать программы любого уровня сложности. Выбор конкретной конфигурации компьютерного оборудования и сервера, аппаратных средств архивации и резервирования осуществляется по завершении предпроектного обследования, а при необходимости корректируются на этапах разработки и внедрения ГИС, т.к. стремительно развивающийся рынок этого направления позволяет предложить значительное удешевление оборудования при одновременном улучшении его технических характеристик.
В соответствии с принятой идеологией вся информация находится на сервере. Места сбора и потребления информационных услуг физически располагаются в различных точках сети, оборудованных оконечными устройствами (клиентскими компьютерами, печатающими устройствами, компьютерными системами с подключенным медицинским оборудованием и т.д.).
Работа ГИС базируются на применении Автоматизируемых Рабочих Мест (АРМ). Каждое рабочее место обладает индивидуальным графическим интерфейсом и выполняет обработку данных в соответствии с заложенным в него алгоритмом функционирования.
При определении подходов к решению вопросов санкционированного доступа к системе и ее элементам был применен комплексный подход, который предусматривает как защиту в целом базы данных от несанкционированного использования путем физического разнесения сегментов базы данных на защищенные носители, так и наделение определенными полномочиями пользователей с присвоением им индивидуальных кодов.
Процедуры обеспечения целостности, достоверности, безопасности данных и вычислений разработаны и применяются как на системном, так и на прикладном уровне.
Автоматизированные рабочие места ГИС
В состав автоматизированной информационной системы входят АРМ и подсистемы:
Источник
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ). Понятие АСУ прежде всего связано с автоматизацией организационного (административного) управления. Большое значение имеют также автоматизированные системы управления технологическими процессами. Основным средством автоматизации переработки информации, используемой в работе АСУ, является электронная вычислительная машина (см.). ЭВМ используются в АСУ также и для подготовки вариантов возможных решений (например, диагнозов), принятие которых остается за человеком.
Необходимость автоматизации процессов организационного управления обусловлена ростом масштабов управляемых объектов и возросшими объемами информации, необходимой для выработки управляющих (организационных) решений.
При работах по внедрению ЭВМ в сферу административного управления необходимо учитывать существование трех возможных способов их применения.
1. Использование ЭВМ в качестве автоматического арифмометра для выполнения отдельных вычислительных работ. Эффект от применения ЭВМ достигается за счет более быстрых и точных расчетов.
2. Использование ЭВМ в автоматизированной информационно-справочной системе (АИСС), внедряемой в пределах существующей системы управления. Цель внедрения АИСС — повышение качества управления за счет своевременного предоставления информации работникам в требуемые сроки и в форме, наиболее удобной для дальнейшего использования. Освобождаясь от рутинной работы по переработке информации, персонал получает возможность уделить большее внимание вопросам принятия более рациональных решений на основе полной и достоверной информации. Существующие системы организационного управления складывались или создавались в расчете на работу в них только людей. С учетом их возможностей формировались структуры организаций, методы работы, документооборот, формы и характер используемых документов и т. д. Многие из существующих систем управления создавались без предварительного обоснования, нередко их структура складывалась случайно. Простое внедрение в существующие системы управления таких мощных средств, как ЭВМ, по позволяет полностью использовать потенциальные возможности машин и получить максимальный эффект от этого использования. Поэтому наиболее перспективным является третий способ — использование ЭВМ в АСУ.
3. Использование ЭВМ в автоматизированных системах управления. АСУ сразу разрабатывается с учетом того, что в них наряду с людьми будут работать мощные технические средства, и в первую очередь ЭВМ.
Цель внедрения АСУ заключается в резком повышении качества управления за счет возможностей нахождения наиболее рациональных с точки зрения установленных критериев решений по отдельным задачам управления, обеспечивая оптимизацию критерия функционирования всей системы управления.
При первых двух способах использования ЭВМ внедрение машин направлено на совершенствование существующей системы управления.
При разработке АСУ ставится задача создания новой человеко-машинной системы управления, предназначенной для замены существующей.
Наибольший эффект от применения машин в сфере управления, полное использование их потенциальных возможностей можно получить только в том случае, если система управления разрабатывалась из расчета на автоматизированную работу. Поэтому автоматизация существующих систем управления не может дать того эффекта, который обеспечивается внедрением АСУ.
Так, напр., в условиях больницы, существенно не меняя используемых документов и методов работы, можно использовать ЭВМ для постановки диагнозов (см. Диагностика машинная). Однако в этом случае придется содержащиеся в истории болезни сведения переписывать на специальные машинные носители и только после этого вводить в ЭВМ. Поэтому значительно эффективнее другой путь, заключающийся в изменении форм историй болезни, методики обследования больных и т. д., с самого начала ориентировав их на то, что будут работать не только люди, но и машины. При внедрении ЭВМ целесообразно также и изменение методов хранения и учета медикаментов, финансово-отчетных документов, методов наблюдения за больными и т. д. Таким образом, под АСУ следует понимать систему управления, специально создаваемую с учетом того, что в ней люди и машины являются «равноправными» функциональными элементами, те есть АСУ— человеко-машинная система с автоматизированной подготовкой, принятием и контролем за реализацией организационных решений, направленных на достижение единой установленной цели, со структурой, методами работы, документами, документооборотом, специально разработанными для эффективного (в смысле установленного критерия) использования всех ее элементов и выработки наилучших для данных условий организационно-управляющих решений. Под организационно-управляющими решениями понимаются любые решения (например, по диагнозу), которые принимаются людьми и на основании которых следуют соответствующие действия.
При разработке АСУ необходимо решить тот же комплекс проблем, что и при создании обычной системы управления (не автоматизированной), плюс целый ряд дополнительных, связанных с наличием в АСУ ЭВМ.
Разработка и внедрение АСУ требуют поэтому использования значительных временных, финансовых и людских резервов.
Так, например, разработка АСУ крупной больницы требует до 5 лет работы квалифицированного коллектива разработчиков. Обычно в качестве разработчиков привлекаются коллективы специализированных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Однако успешная разработка требует их тесного взаимодействия с руководством и сотрудниками того учреждения, для к-рого разрабатывается АСУ (заказчиками).
Разработка АСУ обладает целым рядом специфических свойств и ведется обычно по отдельным задачам (функциям). По мере решения и внедрения отдельных задач происходит переход на автоматизированные методы работы на АСУ.
Выбор очередности решения отдельных задач производится в основном с учетом важности задачи (функции) и возможности постепенного наращивания мощности АСУ.
Так, при разработке АСУ медицинского учреждения возможно поочередное решение задач: снабженческих, машинной диагностики, наблюдения за больными, финансовых и т. д.
В медицинских учреждениях целесообразна автоматизация выполнения целого ряда функций. Например, известны системы автоматизации, при которых информация, получаемая при обследовании больных, поступает в память ЭВМ. Соответственно сгруппированная и обработанная, она составляет автоматизированную историю болезни, которая в случае необходимости легко извлекается из ЭВМ.
В практике все шире используются автоматизированные системы наблюдения за больными. Достаточно легко поддается автоматизации система хранения лекарств и контроля за их запасами. Значительный эффект дает автоматизация административного управления медицинскими учреждениями.
Объемы памяти современных ЭВМ, возможность соединения машины с множеством удаленных на значительные расстояния от конечных устройств позволяют автоматизировать функции, связанные с мед. обслуживанием населения целых территориальных единиц — районов, областей, республик. Создаются условия централизации медицинской информации, выдачи из единого банка данных, сведений, связанных со здравоохранением, и т. д.
Любая АСУ включает в себя ряд подсистем. Обычно подсистемы выделяются по соответствующим основным, главным, функциям.
АСУ для многопрофильного мед. учреждения может включать ряд подсистем, отличных друг от друга назначением и спецификой решаемых задач. Основные подсистемы такой АСУ:
1. «Химическая лаборатория» — подсистема, предназначенная для обработки данных, поступающих с автоматических хим. анализаторов, и результатов ручных анализов, занесения результатов обработки в автоматизированную историю болезни или выдачи их на печатающее устройство.
2. «Радиология»—подсистема, предназначенная для автоматического расчета доз облучения, обработки данных, поступающих с приборов во время радиологического обследования, и управления радиотерапией для получения оптимальных условий облучения пациента.
3. «Интенсивное наблюдение» — подсистема, обслуживающая палаты интенсивного наблюдения. Эта подсистема производит контроль за состоянием тяжелобольных, выдает сообщения о кризисных состояниях больных и может по желанию врача сообщать различные сведения о больном за определенный период времени, напр, изменение пульса либо давления больного за последние часы.
4. «Медицинская служба» — подсистема, предназначенная для автоматизации административно-хозяйственной службы учреждения, напр, для учета и распределения коечного фонда и т. д.
5. «История болезни» — подсистема, функцией к-рой является автоматизация ведения истории болезни, статистический учет и пр. Эта подсистема связана с другими подсистемами, выдающими сведения в нее, напр, результаты анализов и т. д.
6. «Аптека». Функции, выполняемые АСУ для аптечной сети больниц, следующие: 1) учет наличия и поступления медикаментов на склад аптеки; 2) обработка заказов на медикаменты, поступающих от подразделений больницы; 3) выдача справок персоналу аптеки о наличии данного вида медикаментов на складе аптеки; 4) выдача инвентаризационных и отчетных документов по аптеке, напр, о наличии медикаментов всех видов, имеющихся в аптеке по состоянию на данный день; 5) выдача сопроводительных документов для обработанных заказов (ведомость руководителю подразделения больницы на выданные этому подразделению медикаменты); 6) ведение финансово-бухгалтерской деятельности аптеки; 7) контроль за годностью медикаментов, находящихся на складе (по срокам годности); 8) контроль за нормативными запасами на складе; б) статистический учет расхода медикаментов.
Первые попытки внедрения ЭВМ в медицине были сделаны в конце 60-х годов. 70-е годы стали годами широкого развертывания работ по созданию АСУ для различного рода мед. учреждений. Дальнейшее внедрение АСУ и ЭВМ в мед. практику возможно только при активном участии в этой работе врачей и специалистов но организации здравоохранения.
Библиография: Мамиконов А. Г. Методы разработки автоматизированных систем управлении, М., 1973, библиогр.
Источник
|