Асуфр ржд что это
Организация бухгалтерского учета основных средств в «ЕК АСУФР SAP R/3» ОАО «РЖД»
Рубрика: Информационные технологии
Дата публикации: 10.01.2016 2016-01-10
Статья просмотрена: 13167 раз
Библиографическое описание:
Авдеева, А. В. Организация бухгалтерского учета основных средств в «ЕК АСУФР SAP R/3» ОАО «РЖД» / А. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 76-81. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25117/ (дата обращения: 01.12.2021).
Ключевые слова: Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР), система, SAP R/3, автоматизация, основные средства, основная запись.
В настоящее время в железнодорожной отрасли активно производится внедрение проекта ЕК АСУФР, основной задачей которой является создание автоматизированной системы управления, которая в совокупности охватывает сферы учета и отчетности. Основой функционирования данной системы служат специализированные вычислительные комплексы, в составе которых содержится высокопроизводительный сервер системы R/3, а также группа клиентов системы R/3. Они объединены в единую локальную сеть, которая, в свою очередь, является сегментом локальной сети ОАО «РЖД».
Основа производственно-хозяйственной деятельности любой организации состоит не только в использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов, но также и в использовании основных средств. Дело в том, что основные средства играют большую и незаменимую роль в трудовом процессе: они определяют производственную мощь предприятия, образуя в своей совокупности его производственно-техническую базу. Соответственно, важна и правильность, полнота, своевременность их учета, чему способствует высококачественная автоматизированная система управления. SAP R/3 — это бухгалтерская программа, являющаяся автоматизированной системой, которая позволяет планировать ресурсы крупных организаций, полностью и абсолютно точно рассчитывать все показатели, формировать единое информационное пространство.
Для начала рассмотрим значение ЕК АСУФР, а также систему SAPR/3, применяемую в качестве основного продукта, реализующего прикладную функциональность ЕК АСУФР.
Основной задачей Единой корпоративной автоматизированной системой управления финансами и ресурсами является единая и систематическая автоматизация деятельности объектов российских железных дорог, которая осуществляется в условиях единого процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью на основе комплексного и неделимого информационного пространства.
ЕК АСУФР — Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами. [3]
Данная система создана согласно Концепции информатизации железнодорожного транспорта Российской Федерации и полностью охватывает инфраструктуру железных дорог нашей страны. Эта многофункциональная система управления позволяет не только отчетливо следить за системой финансового и бухгалтерского учета, выработать и поддерживать единую методологию учета, но и способствует интеграции и повышению эффективности координирования абсолютно всеми бизнес-процессами.
Специалисты ОАО «РЖД» посредством ЕК АСУФР в режиме реального времени контролируют основные показатели деятельности в финансовой области (осуществляют контроль денежных потоков, контроль над целевым использованием денежных средств, наличием запасов), в области имущества, материально технического снабжения.
ЕК АСУФР не имеет аналогов во всем мире, как по охвату, так и по объему операций.
С ее помощью имеется возможность объединения таких систем, как:
поддержки принятия решений;
управления финансами и ресурсами предприятия.
Основа ЕК АСУФР — это система управления предприятием фирмы SAP R/3 на всех уровнях управления отраслью. Благодаря чему обеспечивается и поддерживается необходимая открытость данной системы. Для учета и контроля над изменениями внешних условий функционирования Единой корпоративной автоматизированной системой управления финансами и ресурсами, в составе R/3 содержатся средства настройки функционирования любой компоненты или внешних интерфейсов системы.
Система SAPR/3, применяемая в роли основного продукта, который реализует прикладную функциональность ЕК АСУФР, обеспечивает следующие функциональные преимущества:
1) R/3 применяют на всех уровнях, используют как для автоматизации отдельного предприятия или группы предприятий, так и для автоматизации управления денежными потоками в пределах многоуровневой корпорации. Что подтверждает универсальность системы.
2) R/3 имеет модульный принцип построения, что увеличивает функциональность ЕК АСУФР на каждом из уровней, а значит, в рамках единого комплекса решен вопрос интеграции задач управления.
3) Функции, реализованные средствами R/3, свободно и быстро приспосабливаются к увеличению количества объектов управления и рабочих мест пользователей ЕК АСУФР.
4) Посредством специальных функций системы R/3, можно способствовать непосредственному взаимодействию между ЕК АСУФР различных уровней, путем информационного объединения базы данных и исключения передачи данных с уровня на уровень через промежуточные структуры.
Система SAP R/3 — многофункциональна в своих областях (Учет и отчетность, Логистика и Персонал), а также во множестве модулей, на которые каждый из них подразделяется. К примеру, чтобы автоматизировать управление финансовой деятельности, существуют следующие прикладные модули системы SAPR/3: Финансы (FI), Производственное планирование (PP), Управление проектами (PS), Управление основными средствами (AM), Контроллинг (CO), Сбыт (SD), Управление материальными потоками (MM) и многие другие. Так, посредством множества модулей можно использовать не только отдельные компоненты данной системы, но и их различные комбинации. Кстати, все модули объединены между собой в режиме реального времени.
Обратим наше внимание на модуль «Управление основными средствами».
Что такое основные средства?
Основные средства состоят из стоимостного выражения средств труда и предметов непроизводственного назначения. То есть, это основные фонды, которые постепенно переносят свою стоимость на выпускаемую продукцию частями и по мере износа, в течение нескольких производственных циклов. В отличии от оборотных средств, в производственном процессе основные средства используются многократно и не изменяют свою натурально-вещественную форму. Наряду с оборотными средствами, основные средства — это составляющий элемент уставного капитала организации, и, благодаря их эффективному использованию организация может регулировать результат своей хозяйственной деятельности.
Итак, рассматриваемый нами модуль «Управление основными средствами», позволяет вести управление и учет основных средств и включает в себя такие элементы, как например: замена основных средств, ремонт оборудования, техническое обслуживание, техническое управление основными средствами, амортизация основных средств, управление инвестициями, продажа активов и, собственно, традиционный бухгалтерский учет основных средств.
Рассмотрим подробнее как же на практике осуществляется организация учета основных средств в системе SAPR/3.
Известно, что внедрение финансово-экономической системы должно быть направлено на улучшение функционирования организации и обеспечение выживания в конкурентных условиях. Поэтому, чтобы добиться эффективного функционирования организации, повысить ее конкурентоспособность, необходим переход от классических и устоявшихся структур, ориентированных на функции, к более гибким и разносторонним формам, ориентированным на процессы. С помощью соответствующих инструментальных средств системы такой переход может быть осуществлен (для SAP R/3 — это «Бизнес-инжиниринг»). Способ настройки рассматриваемой системы является одним из показателей ее технического уровня: чем больше возможность настройки и конфигурирования системы без потребности в ее переписывании, тем выше технический уровень. Система SAP R/3 — конфигурируемая система, а это значит, что организация, которая ее приобретает, настраивает систему под свои параметры в соответствии со спецификой осуществляемой деятельности (то есть, будет работать с индивидуальной версией SAP R/3).
В соответствии с этим, речь пойдет о Единой Корпоративной Автоматизированной Системе Управления Финансами и Ресурсами ОАО «РЖД» на версии ECC 6.0, а конкретнее — о создании основной записи основного средства в SAPR/3.
Операция создания основной записи основного средства в данной системе осуществляется при вводе объектов основных средств в эксплуатацию. Данные, которые вносятся в основную запись, формируют инвентарную карточку основного средства. Вообще, процесс создания такой записи систематизирован и логически построен, что значительно облегчает учет и работу бухгалтеров в принципе.
При создании основной записи, не избежать использования справочников, формирующих бухгалтерскую и статистическую отчетность по основным средствам. Это такие как:
Указатель инвентарных объектов (УИО), позволяющий провести классификацию объектов основных средств, определить срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета, амортизационную группу и код ОКОФ (Общероссийского классификатора основных фондов) и помогающий формировать отчетность с использованием этих классификаторов;
ОКОФ — справочник, являющийся основным классификатором основных средств в РФ и помогающий формировать отчетность;
ОКОСЖТ (Отраслевой классификатор основных средств железнодорожного транспорта), помогающий формировать отчетность в разрезе данного отраслевого классификатора;
Справочник строк 6-жел: по форме 6-жел осуществляется разбивка основных средств по видам отрасли;
Справочник видов собственности имущества: в системе SAPR/3 — это поле «Код собственности». Он указывает вид собственности объектов основных средств и классифицирует их для формирования Формы 5.
Справочник льгот налога на имущество: в системе SAPR/3 — это поле «Код классификации»;
Справочник видов деятельности основных средств;
Справочник материально ответственных лиц;
Справочник по амортизационным группам.
При сохранении в системе основного средства, автоматически ему будет присвоен номер основного средства (диапазон номеров определяется для каждого класса основных средств).
Итак, для создания основной записи основного средства из транзакции Z00ATDS4 «Меню бухгалтера по учету основных средств» проделаем следующий путь: выбираем в меню пункт: «Основное средство» и далее — «Создать». После чего на экране появится окно: «Создание основного средства: Экран запроса» (рис.1), в котором в вертикальном порядке будет представлена группа полей для обязательного заполнения пользователем:
Рис. 1. Окно «Создание основного средства: Экран запроса»
Рассмотрим значения этих полей.
Класс Основных Средств: необходимо определить класс основного средства (его можно найти в таблице «Соответствие классов ОС счетам Главной книги»);
БЕ: указать номер балансовой единицы (дело в том, что рассматриваемая структура ОАО «РЖД» осуществляет ведение бухгалтерского учета в одной балансовой единице);
Число одинаковых Основных Средств;
Группа полей «Образец»: заполняют в случае, если основная запись основного средства создается по образцу.
Окончив заполнение полей, необходимо подтвердить внесенные данные, нажав кнопку «ENTER», которая в системе выглядит следующим образом (рис.2):
Рис. 2. Кнопка «ENTER»
Далее на экране высветится следующая группа полей для заполнения, содержащая три основных раздела:
Первый — «Общие данные», включающий, в свою очередь, поля: Название, Текст основной номер основного средства, Выбор счета, Серийный, Инвентарный, Номенклатурный и Сетевой номер основного средства, Количество и Дата ввода в ОАО «РЖД»;
Второй — «Инвентаризация»: Дата последней инвентаризации и Ссылка;
Третий — «Информация о проводках».
После подтверждения данных появится окно «Указатель инвентарных объектов» (рис 3):
Рис. 3. Окно «Указатель инвентарных объектов»
Таким образом, на практике мы можем наблюдать тот факт, что при создании основной записи в системе SAP R/3 обязательно необходимо использовать справочники, формирующие бухгалтерскую и статистическую отчетность по основным средствам. Так, на данной стадии каждой создаваемой основной записи основного средства присваиваем позицию справочника Указателя инвентарных объектов либо ОКОФ (на рис. 3 они отображены в виде иерархической структуры). Различить их несложно: позиции справочника ОКОФ имеют последние 3 цифры кода равные «000», а справочника Указателя инвентарных объектов — отличные от «000». И, соответственно, если выбор нужно сделать из справочника ОКОФ, то дополнительно следует указать амортизационную группу. Далее, при заполнении групп полей основных данных, в обязательном порядке будут использоваться справочники, о которых в данной статье ранее было сказано.
Как в системе SAP R/3 осуществляется ведение справочников?
Для этого рассмотрим один из справочников — «Налоговые инспекции»: он предназначен для обобщения информации о налоговых инспекциях, на территории которых могут находиться объекты основных средств. В системе имеется окошко «Список налоговых инспекций», где таблица содержит шесть столбцов, имеющих названия соответственно:
1 — «Текст», в котором содержится код причины постановки на учет БЕ (КПП БЕ) в налоговой инспекции на территории которой находится имущество Балансовой Единицы;
2 — «ИМНС» — наименование налоговых инспекций;
3 — «Код налоговой инспекции»;
4 — «ОКАТО» (код территории, на котором находится объект основного средства);
6 — «Город/ Населенный пункт»;
Количество строк в таблице зависит от количества налоговых инспекций на территории нахождения объектов основных средств.
Отметим, что помимо создания основной записи, в системе возможно выполнение массы операций при учете объектов основных средств. Это: просмотр, изменение, блокирование, удаление основной записи основного средства; массовое изменение полей основной записи; массовая активация/деактивация признака «ОС остановлено» и некоторых других.
После создания основной записи основного средства, ее просмотр, изменение или блокирование можно производить, войдя в ту же самую транзакцию Z00ATDS4 «Меню бухгалтера по учёту основных средств». При просмотре данные основной записи основного средства не изменяются, а при изменении основной записи данные можно изменить. В случае удаления основной записи основного средства войти нужно в транзакцию Z00ATDS4 «Типовое рабочие меню бухгалтера по основным средствам». Удаление произвести возможно, только если на основном средстве нет значений, а также если по нему не было движений. Если в стандартной карточке основного средства (основной записи основного средства) не предусмотрены дополнительные поля Инвентарной карточки (например, закладки: переоценка, амортизация, драгоценные металлы и т. д.), то их можно заполнить.
Путь по меню бухгалтера при выполнении всех операций довольно прост. Изобразим его в форме наглядной схемы (рис. 4)
Выводы
Таким образом, система SAP обеспечивает средства для стратегического управления и анализа результатов производства и деятельности организации. Она предоставляет возможность полной функциональности для единого и систематического управления всей деятельностью организации, объединяя при этом процессы производства, сбыта, управления, планирования, взаимодействия с поставщиками и подрядчиками и финансовый учет в комплексную цепочку. Соответственно, широкий спектр функций системы SAP R/3 указывает на ее способность решать основные задачи, которые необходимо решить даже самым крупным организациям.
Данная система обеспечивает правильность, надежность, своевременность, полноту организации учета основных средств. Систематизированная организация учета в системе позволяет избежать неполноты внесения данных, что не допустит искажения финансового результата организации или крупной корпорации.
1. Керимов, В. Э. Бухгалтерский учет: учебник для бакалавров / В. Э. Керимов. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 192 с.
2. Операционная инструкция «Основная запись Основного средства» / Типовая система ЕК АСУФР 6.0 (ТДС/ТФС ЕК АСУФР 6.0) / А. Н. Филин — Зам. Генерального директора ООО «ОЦРВ». — 122 с.
Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами ОАО «РЖД» (ЕКАСУФР)
Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) ОАО «РЖД» – это отраслевая ERP-система, охватывающая всю инфраструктуру российских железных дорог. Основными задачами ЕК АСУФР являются повышение прозрачности финансового и бухгалтерского учета, выработка и поддержание единой методологии учета и управления, обеспечение соответствия бухгалтерского учета международным стандартам, а также интеграция и повышение эффективности управления всеми бизнес-процессами. Для отрасли внедрение системы стало очередным шагом на пути реформирования российской железнодорожной сети.
Проект стартовал в 1998 году, после принятия решения о создании ЕК АСУФР, а также определения продукта, составившего основу будущей системы. Им стала система R/3 – разработка немецкой компании SAP AG. Выполнение работ было поручено компании ТехноСерв А/С.
Непосредственная реализация проекта началась в 1999 году с разработки и внедрения пилотного модуля управления финансами на платформе mySap.com. В том же году был построен прототип ЕК АСУФР и выработана детальная документация, определившая дальнейшее развитие проекта. Для централизованного внедрения решений был создан Отраслевой центр разработки и внедрения (ОЦРВ) и центры внедрения (ДЦВ) на дорогах пилотной зоны.
На втором этапе было проведено расширение проектных решений, которые охватили ряд ключевых служб ОАО «РЖД» и два уровня управления – центрального руководства ОАО «РЖД» и управлений дорог. Итогом второго этапа стало внедрение в опытную эксплуатацию четырех подсистем управления финансами и материально-техническими ресурсами, а также создание 300 рабочих мест.
При разработке ЕК АСУФР была использована уникальная для России архитектура ERP-системы. Главная ее особенность состоит в отсутствии самостоятельных систем на уровне железных дорог (линейном уровне). Предприятия оснащены удаленными рабочими местами, подключенными к центральному серверу Дорожной системы, что обеспечивает двухуровневую вертикальную интеграцию.
Около 60 рабочих станций линейного уровня и Дорожной системы также подключено непосредственно к Центральной системе. Данное решение обусловлено необходимостью объединения финансовой информации, поступающей с этих станций, в Центральной системе.
Использованная трехуровневая архитектура гарантирует, с одной стороны, надежность и четкость развернутой системы, а, с другой, централизованный сбор всех необходимых данных об отраслевых ресурсах для их последующей обработки.
В рамках реализации проекта перед разработчиками стояла задача отраслевой миграции от устаревших информационных систем в сторону стандартизированного ПО для сокращения совокупной стоимости владения корпоративной информационной инфраструктурой. Кроме того, было необходимо подготовить надежный базис для промышленной эксплуатации ЕК АСУФР. Для решения этих задач была развернута вычислительная инфраструктура в ГВЦ ОАО «РЖД» и ИВЦ дорог, налажена система подготовки специалистов. Внедрение системы осуществляется на мощной аппаратно-программной платформе, основу которой составляет SAP R/3, серверы SUN, системы хранения EMC и StorageTek, ОС Sun Solaris, СУБД Oracle. Для доступа пользователей к R/3 используется отраслевая сеть передачи данных. Успешное решение основных проектных и технологических задач позволило ТехноСерв А/С перейти к тиражированию типовой системы на линейном уровне и создать тысячи новых рабочих мест пользователей. В течение 2001 года было проведено внедрение решения в Управлениях дорог, создано более 6 тысяч рабочих мест. Параллельно осуществлялось запланированное обновление функциональных подсистем, а также поддержка перехода отрасли на новый план счетов.
В течение последующих лет осуществлялось динамичное развитие проекта. К концу 2002 года было создано около 8000 рабочих мест пользователей на более чем 450 объектах внедрения, установлено более 65 серверов в 17 ИВЦ железных дорог и ГВЦ ОАО «РЖД» и более 8000 комплектов лицензионного ПО. Кроме того, специалисты ТехноСерв А/С разработали, внедрили и интегрировали с ЕК АСУФР ряд функциональных подсистем, унифицировавших управление отраслевыми бизнес-процессами.
В настоящий момент количество пользователей системы превышает 15 000. Согласно оценке специалистов компании SAP AG, внедрение ЕК АСУФР стало крупнейшим проектом R/3 в Европе.
Создание ЕК АСУФР как единой, управляемой и развиваемой информационной системы, реализующей модель управления финансовыми потоками отрасли, должно обеспечить:
· получение оперативной и достоверной информации на всех уровнях (от кладовщика до начальника ЦФ);
· достижение новых качественных характеристик управления и новых управленческих функций;
· создание единой нормативной базы, поддержка единой нормативно-справочной информации.
Назначение Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР)
Назначением ЕК АСУФР является комплексная автоматизация деятельности различных объектов РЖД, осуществляемой в рамках единого процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью на основе единого правового, методологического и информационного пространства. Развитие системы ЕК АСУФР должно обеспечить эффективное управление финансовыми и иными ресурсами отрасли на всех уровнях системы управления.
В рамках созданной СИСТЕМЫ реализуется:
· оперативный сбор финансовой информации;
· финансовое планирование и контроль выполнения планов;
· бюджетирование и контроль исполнения бюджетов;
· прогнозирование и моделирование результатов управленческих решений;
· контроль над параметрами финансовой деятельности и оповещение при достижении критических результатов;
· учет затрат по подразделениям и видам деятельности;
· возможность изменения организационной структуры в короткие сроки без потери информации и управляемости;
· независимость информации от конкретных людей;
· использование одной и той же информации на всех уровнях.
Система ЕК АСУФР создавалась поэтапно. При этом на каждом из этапов создаваемые и внедряемые функциональные подсистемы обеспечивали законченное решение для конкретных служб и подразделений, информационно и технологически совместимое с предыдущими и последующими разработками. Единая архитектура, платформа и технологическая основа ЕК АСУФР позволила обеспечить оперативное автоматическое продвижение информации о состоянии всех функциональных подсистем, а также консолидацию информации на верхних уровнях управления в интересах поддержки оперативного принятия решений руководством РЖД.
Принципы построения Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР)
Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) Российских железных дорог – многофункциональная интеллектуальная многопользовательская человеко-машинная система управления. По классу решаемых задач и функциональности ЕК АСУФ является ERP-системой (англ. Enterprise Resource Planning – комплексная интегрированная система планирования ресурсов предприятия, как правило, уровня крупной компании или концерна, составляющая часть корпоративной информационной системы).
При разработке общей архитектуры СИСТЕМЫ и реализации функциональных подсистем руководствовались следующими основными принципами:
Для масштабов отрасли и сопоставимого объема выполнения операций система должна поддерживать многоуровневую архитектуру «клиент-сервер» и обеспечивать промышленную эксплуатацию на соответствующем уровне интегрированной платформы аппаратных средств и СУБД.
Обеспечение взаимосвязи между модулями, единократный ввод информации должен порождать в системе соответствующую реальному управленческому процессу цепочку операций. Система должна обеспечивать настройку, внедрение и интеграцию широкого набора типовых управленческих процессов и функций (комплексы учета и отчетности, логистики, управления персоналом и проектами).
3. Реальная автоматизация управленческих процессов
4. Гибкость и настраиваемость
Возможность редактирования необходимых входных и выходных форм, наличие развитого пользовательского интерфейса.
Обеспечение защиты инвестиций при расширении системы.
Развитый уровень управления системой и контроля доступа.
Функции системы ЕК АСУФР и ее подсистем
ЕК АСУФР строилась по многоуровневому принципу. В составе ЕК АСУФР выделяются две самостоятельные системы:
Основное отличие между системами ЕК АСУФР заключается в обеспечении различной функциональности, необходимой на каждом из уровней управления. Единство прикладных программно-технологических средств, применяемых при построении каждой из систем ЕК АСУФР, обеспечивает полную информационную совместимость и простоту решения комплексных прикладных задач, обрабатывающих информацию различных уровней ЕК АСУФР.
Общей функцией ЕК АСУФР всех уровней управления является реализация информационной поддержки принятия решений по управлению финансами.
Обмен информацией между уровнями управления осуществляется преимущественно представлением регламентных отчётных форм, отражающих сведения о состоянии финансовой деятельности структурных единиц нижнего уровня.
Общая схема ЕК АСУФР представлена на рисунке 10.40.1.
Рисунок 10.40.1 – Общая схема ЕК АСУФР
На сетевом уровне управления финансовой деятельностью Российских железных дорог осуществляется автоматизация функций Управления Финансов (ЦФ) ОАО «РЖД». Важнейшими задачами, решаемыми в системе ЕК АСУФР/Ц, являются:
· Отражение операций по начислению доходов дорогам;
· Централизация амортизации по сети железных дорог;
· Отражение операций по капитальным вложениям (расчёты с кредиторами);
· Формирование финансовых резервов и фондов;
· Взаиморасчёты с управлениями дорог;
· Отражение операций по начислению доходных поступлений (расчёты с дебиторами);
· Бюджетирование дорог и контроль за расходованием лимитов финансирования;
· Работа с дебиторской и кредиторской задолженностью в масштабах отрасли.
Решение на сетевом уровне ЕК АСУФР проблемы внедрения и использования системы уникальных кодов для взаимодействующих с ОАО «РЖД» организаций и предприятий, позволит организовать: сквозной учёт финансовых операций, дебиторской и кредиторской задолженности предприятий – контрагентов в общероссийском масштабе, а также определять консолидированную задолженность концернов, типа РАО ЕЭС, Газпром и т.п. Использование кодов ОКПО предприятий-контрагентов ОАО «РЖД» на основе системы кодирования Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) позволяет оперировать в рамках ЕК АСУФР информацией об учредителях, филиалах и дочерних компаниях, ведущейся в ЕГРПО по учредительным документам хозяйствующих субъектов. На первом этапе уникальное кодирование внедрили для крупнейших контрагентов ОАО «РЖД» на сетевом уровне ЕК АСУФР.
Другой важнейшей составляющей ЕК АСУФР сетевого уровня является автоматизация деятельности специализированных учреждений, ведающих различными аспектами управления финансовыми потоками в масштабе отрасли и взаимодействующими с ЦФ.
На дорожном уровне управления финансами главная задача, решаемая ЕК АСУФР, состоит в создании универсального инструмента по объединению информационных потоков. Основная доля информации о доходной части финансовых операций, осуществляемых на дорожном уровне, вводится и обрабатывается в рамках комплексов информационных технологий по управлению перевозочным процессом.
Основными функциями ЕК АСУФР/Д дорожного уровня являются:
· Формирование оборотов реализации;
· Отражение операций по централизации амортизации;
· Перечисление средств сформированных фондов;
· Отражение перечисления средств, полученных от ЦФ на оплату поставщикам и расчёты с местными бюджетами;
· Взаиморасчёты с поставщиками и местными бюджетами;
· Оприходование основных средств и материалов;
· Формирование финансовых результатов.
Основными функциями ЕК АСУФР/Д уровня линейного предприятия являются:
· Расчёты по капитальному строительству;
· Расчёты по налогам (НДС, налог на прибыль и т.п.);
· Расчёты по средствам в порядке оказания финансовой помощи;
· Расчёты за материалы верхнего строения пути;
· Расчёты по суммам в составе выручки, не относящимся к доходным поступлениям;
· Расчёты по выделенному имуществу;
· Иные операции, отражающие специфику линейных предприятий различных типов.
Важнейшей функцией ЕК АСУФР/Д является объединение данных о финансовой деятельности линейных предприятий, входящих в структуру железной дороги. Переход к автоматизированной обработке отчётности линейных предприятий, а в дальнейшем к прямому взаимодействию ЕК АСУФР/Д с различными АСУ линейного уровня, позволит объединить и концентрировать первичную информацию предприятий непосредственно на дорожном уровне, отказавшись от промежуточной обработки в отделениях дорог. ЕК АСУФР/Д используется также для автоматизированного получения сводной отчётности, представляемой управлением дороги и специализированными организациями дорожного уровня в органы государственного и территориального управления по месту дислокации.
Информационное взаимодействие между уровнями Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР)
Подход к реализации ЕК АСУФР в виде отдельных систем сетевого и дорожно-линейного уровней предполагает решение проблемы информационного взаимодействия между уровнями. Применение единой ERP-системы на всех уровнях ЕК АСУФР решает задачу обмена с использованием технологий ERP-системы и существующей глобальной информационной сети ОАО «РЖД».
В переходный период, до завершения процессов внедрения ЕК АСУФР во всех организациях на всех уровнях управления, должны применяться вспомогательные решения по обмену данными между уровнями.
Для работы сотрудников финансовых служб дороги (например, казначейства) с данными специализированных балансовых единиц ЕК АСУФР/Ц необходима установка в управлении дороги удалённых клиентских рабочих мест ERP-системы, работающих в рамках ЕК АСУФР/Ц. Средствами удалённого рабочего места может осуществляться импорт данных дорожного уровня и ручной ввод форм и отчётов. По мере внедрения отдельных функций ЕК АСУФР дорожного уровня объём ручного ввода данных средствами удалённого рабочего места будет сокращаться.
Данные нижестоящего уровня могут быть переданы средствами электронной почты информационной сети ОАО «РЖД» в виде файлов на вышестоящий уровень и затем импортированы средствами ERP-системы. Данный способ не позволяет оперативно реагировать на обнаруженные прикладными задачами вышестоящего уровня ошибки во входных данных. Однако данный способ будет длительное время являться основным для ввода информации линейных предприятий в ЕК АСУФР дорожного уровня.
Применение R/3 в качестве основного продукта, реализующего прикладную функциональность ЕК АСУФР, обеспечивает необходимые качества решения:
Масштабируемость. Реализованные средствами R/3 функции естественно адаптируются к увеличению числа объектов управления (по мере внедрения ЕК АСУФР на линейных предприятиях) и рабочих мест пользователей ЕК АСУФР.
Функциональная расширяемость. Модульный принцип построения R/3 позволяет наращивать функциональность ЕК АСУФР на каждом из уровней, решая проблему интеграции задач управления в рамках единого комплекса.
Специальные функции системы R/3 позволяют организовать прямое взаимодействие между ЕК АСУФР различных уровней, информационно объединив базы данных и исключив передачу данных с уровня на уровень через промежуточные структуры.
Средства и технические требования Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР)
В типовую конфигурацию аппаратных средств отдельной установки ЕК АСУФР входят:
Серверное оборудование. Потребности ERP-системы R/3 удовлетворяются оптимальным образом при использовании серверов SUN Ultra Enterprise производства корпорации SUN Microsystems. Конкретная модель сервера SUN должна выбираться исходя из общего числа конечных пользователей данной установки ЕК АСУФР и состава эксплуатируемых модулей ERP-системы. Установки с повышенными требованиями к бесперебойности работы ЕК АСУФР могут быть оснащены кластерами.
Средние и мощные конфигурации ERP-систем предполагают обособление функций сервера баз данных на отдельном сервере (кластере), а также распределение потока запросов пользователей по нескольким серверам приложений.
Для промышленных конфигураций с большим количеством конечных пользователей системы может быть рассмотрен вариант использования универсальных сетевых серверов и кластеров класса Mainframe.
Многопользовательские ERP-системы требуют для производительного функционирования объединения всех информационных ресурсов и баз данных системы. Вычислительные центры ОАО «РЖД» и железных дорог используют интегрированные дисковые массивы Symmetrix производства корпорации ЕМС Corp.
Оборудование архивного хранения данных. Для обеспечения технологических процессов текущего страховочного копирования оперативных данных, а также создания электронного архива финансовой информации установка ЕК АСУФР должна быть оснащена автоматизированной ленточной библиотекой. Планируемые объёмы архивной информации позволяют применить компактные модели TimberWolf производства корпорации Storage Technology.
Клиентские рабочие места. Рабочее место каждого конечного пользователя ERP-системы должно быть оборудовано персональной ЭВМ, имеющей доступ к соответствующему серверу системы средствами локальной сети.
Открытость системы: ЕК АСУФР создается с учетом возможности эволюционного развития системы и расширения.
Эволюционный характер внедрения. Проявляется в наличии этапов разработки и внедрения ЕК АСУФР, цели и задачи которых согласованы со стратегическими целями реформирования РЖД.
Способность к масштабированию и тиражированию. Обеспечивается возможность увеличения количества одновременно работающих пользователей.
Оперативность. ЕК АСУФР работает в режиме реального масштаба времени. Периодичность обновления данных и отчетной информации определяется дискретностью функционирования платежной системы государства и составляет один операционный день.
Совместимость. При создании ЕК АСУФР предусмотрена реализация информационных интерфейсов для обеспечения взаимодействия с другими информационно-управляющими системами отрасли
Модульность. Система состоит из отдельных модулей, взаимосвязанных между собой. Возможно поэтапное наращивание производительности и функционального состава системы.
Единство методологической базы. Создание методологической базы (единой учетной политики, единого перечня хозяйственных операций, единого плана счетов, единой номенклатуры расходов, системы аналитических показателей, инструкций, положений и пр.) ЕК АСУФР, обеспечивает достоверность и сопоставимость данных.
Единство нормативно – справочной информации. Создание единой нормативно-справочной базы на основе разработки и внедрения шаблонов, справочников, классификаторов и кодификаторов объектов ОАО «РЖД».
Информационная безопасность, отказоустойчивость и надежность. Управление информационной безопасностью реализуется на базе средств защиты информации, предоставляемых системой R/3, средств операционных систем, средств системы управления базами данных и дополнительных сертифицированных программно-аппаратных средств.
Общая характеристика вычислительных средств Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР)
Определённая автономность вычислительных ресурсов ЕК АСУФР обусловлена следующими причинами:
· Строгость и определённость процедур обмена данными между ЕК АСУФР и другими информационными системами всех уровней управления. Несанкционированные модификации данных ЕК АСУФР не допускаются.
· Конфиденциальность данных о финансовой деятельности. Как правило, круг доступа к данным ЕК АСУФР ограничивается пользователями финансовых служб и высшим руководством соответствующего уровня.
Открытость и функциональная наращиваемость Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР)
При создании ЕК АСУФР необходимо было соблюдать принцип открытости системы. Решение должно позволять выполнять доработки, связанные с изменениями в прикладной области (изменения в законодательстве и политике отрасли по управлению финансами), а также с обеспечением интеграционных решений в рамках КИТ МЭФ и информационной системы ОАО «РЖД» в целом. Указанные причины могут привести, например, к пересмотру некоторых ранее принятых методологических решений и потребовать внесения изменений в основные постановочные документы ЕК АСУФР.
Применение R/3, как основы ЕК АСУФР, обеспечивает необходимую открытость системы. В составе R/3 имеются средства настройки функционирования любой компоненты либо внешних интерфейсов системы, позволяющие учитывать изменение внешних условий функционирования ЕК АСУФР.
Принципиальная открытость системы R/3 дополняется принципом функциональной закрытости ЕК АСУФР, обеспечиваемой организационно-технологическими мероприятиями в ходе реализации проекта. Закрытость ЕК АСУФР предполагает централизованное планирование и выполнение всех модификаций программно-технологического обеспечения ЕК АСУФР с последующим внедрением решений по принципу «сверху вниз». Такой подход ограничивает возможность внесения в систему несанкционированных изменений, а также локальных изменений, вступающих в противоречие с общим ходом развития системы. Таким образом, свойство открытости R/3 остаётся доступным только для разработчиков ЕК АСУФР.
Помимо открытости, важное значение для развития ЕК АСУФР имеет предоставляемая системой R/3 возможность функционального наращивания прикладной системы. Основная функциональность, необходимая для задач автоматизации управления финансовой деятельностью отрасли сосредоточена в следующих модулях информационной системы R/3:
В ходе развития ЕК АСУФР последовательное расширение функциональности системы управления обеспечивается подключением дополнительных модулей R/3 к общему ядру системы за счёт широкого спектра интеграционных возможностей, заложенных в архитектуру R/3.
Информационная поддержка принятия решений
Входящий в состав системы R/3 специальный модуль EIS позволяет осуществлять мониторинг состояния управляемой системы и представить пользователю (руководителю), принимающему решения в области управления финансовой деятельностью необходимую информацию в максимально консолидированном и наглядном виде.
Для отображения состояния показателей в R/3 используется графический интерфейс пользователя и принцип индикации проблемных ситуаций. Руководитель, получив сигнал о возникновении критической ситуации, может немедленно проанализировать имеющиеся в системе данные и определить причины возникших проблем. Система R/3 предоставляет возможность многоуровневой детализации консолидированных данных, а также возможность затребовать данные из системы R/3 нижнего уровня для анализа и принятия мер.
Возможности развития Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР)
Перспективы и направления развития вычислительной инфраструктуры ЕК АСУФР определяют, в основном, следующие факторы:
— подключение к использованию ЕК АСУФР новых предприятий, подразделений и служб, ранее не входивших в контур оперативного управления ERP-системы;
— увеличение числа пользователей ЕК АСУФР на предприятиях, уже охваченных ERP-системой;
— расширение функциональности ERP-системы, используемой в промышленном режиме эксплуатации ЕК АСУФР;
— консолидация объектов и систем управления, вызванная внешними причинами, в т. ч. объективными тенденциями развития отрасли и совершенствования механизмов управления на всех уровнях ОАО «РЖД»;
— нарастание объемов данных, подлежащих хранению, обработке средствами вычислительной техники и передаче по локальным и глобальным сетям, вследствие роста числа пользователей и развития функциональности ERP-системы, в т.ч. перехода к усовершенствованным версиям продуктов R/3;
— необходимость повышения надежности хранения и оперативности восстановления корпоративных данных, обеспечения целостности данных;
— повышение требований к экономической безопасности данных и степени защищенности других сетевых ресурсов от несанкционированного доступа;
-необходимость минимизации затрат на внедрение и эксплуатацию ERP-системы, а также сохранения и рационального применения ранее сделанных инвестиций при развитии системы.
С учетом указанных факторов, развитие вычислительной инфраструктуры ЕК АСУФР должно обеспечивать достижение следующих основных целей:
· улучшение качества подготовки решений по управлению отраслью посредством достижения 100% охвата подведомственных предприятий и организаций технологиями оперативного взаимодействия с ERP-системой, что, в частности, позволит:
· отказаться от промежуточных решений по периодическому вводу отчётности неавтоматизированных объектов управления, существенно повысить полноту и достоверность информации ERP-системы;
· достичь максимальной оперативности в представлении консолидированной информации о состоянии объекта управления на всех уровнях – от линейного предприятия до дороги и ОАО «РЖД» в целом;
· переход к полнофункциональной замкнутой схеме управления, основанной на достоверной первичной информации и контролируемых технологиях её обработки и консолидации;
· отказ от унаследованных локальных и частных решений, радикальное решение проблем параллельного ввода и дублирования данных в различных прикладных комплексах;
· обеспечение высоких показателей надежности, отказоустойчивости и безопасности функционирования ERP-системы в масштабе отрасли;
· обеспечение поэтапного масштабирования технических решений с учетом требуемых объемно-временных характеристик функционирования ERP-системы на основе преемственности использования аппаратно- программных средств и сохранения ранее сделанных инвестиционных вложений;
· концентрация инвестиций на развитии наиболее перспективной технологии управления предприятиями, дорогами и отраслью в целом.
Указанные цели могут быть достигнуты в рамках следующих основных направлений текущего и перспективного развития вычислительной инфраструктуры ЕК АСУФР.
На этапах опытного и массового внедрения ЕК АСУФР по мере развития функциональности корпоративной ERP-системы и охвата ею все большего числа предприятий и организаций представляется возможным осуществлять развитие инфраструктуры вычислительных комплексов дорог в рамках модельного ряда серверов Sun Enterprise.
Варианты развития вычислительной инфраструктуры дорог на основе аппаратно-программной платформы Sun могут быть следующими:
· наращивание мощности имеющихся серверов в пределах, допустимых для данных моделей;
· установка дополнительных серверов с целью выделения под функции серверов приложений и серверов баз данных необходимого количества аппаратно-программных комплексов;
· замена имеющихся серверов более мощными.
Замена серверов не влечет за собой потерю ранее сделанных инвестиций, поскольку высвобождаемые при этом аппаратно-программные комплексы могут быть использованы другими дорогами, реализующими этапы начального освоения и опытного внедрения ERP-системы или имеющими меньшее число пользователей.