Асвп и ксвп чем отличаются
то такое АСВП?
Модифицированный метод АСВП, разработанный профессионалами клиники «Прогноз», оценивает качество и скорость проведения звуковой информации стволовыми структурами мозга от внутреннего уха до медиального коленчатого тела таламуса. Это исследование проводится только в клинике «Прогноз». Оно выявляет скрытые причины нарушения восприятия речи у детей с аутизмом, алалией, задержкой развития, школьными трудностями.
Специфичность и чувствительность метода доказаны нашими научными исследованиями, результаты которых опубликованы в отечественных и зарубежных научных изданиях. С некоторыми статьями вы можете ознакомиться в разделе «наука»
Метод также используется для контроля эффективности лечения и реабилитации.
Внимание! Если ребенку необходимо проверить слух методом АСВП, вам следует обратиться в аудиологический центр и пройти обследование во сне или под наркозом. У исследования АСВП, которое проводят врачи-неврологи, другие задачи.
ому назначается неврологическое обследование АСВП?
ак проходит исследование АСВП?
Это абсолютно безопасное и безболезненное исследование, которое можно проводить с первых месяцев жизни. Оно занимает 12–15 минут. На голове ребенка закрепляются датчики. Через наушники он слышит серии звуков (щелчки, затем тоновые сигналы). Прибор регистрирует ответы подкорковых структур мозга на эти стимулы. Различные участки ствола мозга должны последовательно отреагировать на звуковой сигнал через определенное время, которое измеряется в миллисекундах.
Исследование состоит из трех частей.
очему так важно выявить дисфункции ствола?
Многие неврологические проблемы ребенка могут быть связаны с дисфункциями ствола мозга и других подкорковых структур. Эти структуры отвечают за то, как ребенок воспринимает информацию на слух, может ли он концентрироваться на задании, усваивает ли новую информацию. Если они работают неправильно, возникают нарушения речи, внимания и поведения. В стволе мозга также находятся центры, управляющие всеми жизненно важными функциями: дыханием, сердцебиением, жеванием, артикуляцией, мочеиспусканием и дефекацией. Поэтому нормальное функционирование ствола мозга является фундаментом развития ребенка.
Чем раньше выявлены проблемы, тем легче нормализовать работу мозга. Запишите ребенка на диагностику АСВП, нажав на кнопку под этим текстом или позвонив по телефону. Стоимость исследования вы найдете в разделе сайта «цены»
Диагностика слуха
Почему важно как можно раньше узнать о нарушениях слуха у вашего ребенка?
Выраженные нарушения слуха являются причиной затруднения адаптации пациента с тугоухостью в обществе. Это происходит, прежде всего, вследствие ограничения общения с окружающими, а также дезориентации в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Принято считать, что около 10–15% населения страдает врожденными либо приобретенными нарушениями слуха, требующими коррекции средствами реабилитации слуха (слуховые аппараты, системы КИ).
Выявлению тугоухости у детей раннего возраста в настоящее время уделяют большое внимание и считают одной из наиболее актуальных задач современной оториноларингологии. У пациентов данной возрастной группы диагностика нарушений слуха особенно важна с точки зрения социальной адаптации. Сенсоневральная (старое название «нейросенсорная») тугоухость с высокими порогами слуха наиболее грозный вид тугоухости в отношении интеграции ребёнка в речевую среду. В норме становление речи начинается уже в первый год жизни ребенка, что является основополагающим моментом в развитии психики и интеллекта. В связи с этим, объективные (т.е. не зависящие от участия пациента в процедуре тестирования) методы оценки слуха являются основным, а зачастую единственным, критерием для определения дальнейших лечебных и реабилитационных мероприятий.
Диагностика слуха у новорожденных. Аудиологический неонатальный скрининг. Что это такое?
Отличительной особенностью данной скрининговой системы являются ранние сроки выявления детей с нарушениями слуха, и, соответственно, ранние сроки начала проведения лечебных и реабилитационных мероприятий среди слабослышащих и глухих детей.
Как правило, скрининговые обследования ориентированы на раннее выявление, в случае, если доказано, что выявление данного состояния или заболевания на ранних стадиях будет способствовать более эффективному лечению. Применительно к раннему выявлению нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни это означает, что своевременная реабилитация слуха у таких детей будет способствовать сокращению доли лиц со стойким ограничением слуховой функции, когда за счет ее компенсации достигается практически полная социальная реабилитация таких детей, исключающая необходимость их содержания и обучения в специализированных учреждениях и предоставляющая им возможность стать полноценными членами общества.
Рис. 1. Структура двухэтапной программы аудиологического неонатального скрининга.
Расширенная диагностика слуха. Как выявляют нарушения слуха у малышей?
Наиболее распространённой группой объективных методов диагностики слуха считают методики регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП) мозга. В настоящее время клиническое применение получил целый ряд разновидностей регистрации СВП, а именно: электрокохлеография (ЭКоГ), регистрация коротколатентных или стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП), среднелатентных СВП, длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов (ДСВП) и регистрация слухового ответа на постоянные тоны – Auditory Steady State Response — ASSR (в ряде источников данную методику называют регистрацией стационарных ответов мозга). Каждая методика имеет свои преимущества и недостатки, что определяет выбор конкретного теста врачом – аудиологом (сурдологом – оториноларингологом).
Из перечисленных выше исследований наибольшее распространение получил метод регистрации КСВП для объективной оценки уровня слуха. Классическая методика предполагает использование акустических щелчков в качестве предъявляемого стимула.
Однако эта методика регистрации КСВП не всегда информативна по отношению к больным с высокими порогами слуха. В первую очередь это связано с тем, что максимальный уровень предъявляемого стимула при использовании акустических щелчков не превышает 100 – 105 дБ нПс (dB nHL), в зависимости от используемой аппаратуры. Во-вторых, нельзя не принимать во внимание различия между значениями порогов слуха зарегистрированных по данным КСВП и порогами слуха, полученными по данным тональной пороговой (поведенческой) аудиометрии. В-третьих, широкий частотный спектр такого стимула ограничивает оценочную возможность метода, а именно, энергия акустического щелчка содержит физические характеристики частотного диапазона улитки в интервале от 1 до 4 кГц, что снижает качество настройки слухового аппарата.
Получить данные о т.н. частотно-специфических порогах звуковосприятия позволяет тест регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон – Auditory Steady – State Response (ASSR).
Вызванный слуховой ответ (ASSR) – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы для частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустический щелчок или тональная посылка.
Такие модулированные тоны, использующиеся для регистрации вызванных ответов по своим физическим характеристикам подобны трелевым тонам, используемым в обычной аудиометрии. Кроме того, система способна предъявлять стимулы интенсивностью свыше 100 дБ (до 130 дБ) нПс (dB nHL). Эта особенность метода позволяет проводить тестирование по всем аудиометрическим частотам и получать вызванный ответ на стимул схожий по своим физическим характеристикам с теми стимулами, которые генерирует тональный аудиометр (Рис. 2).
Рис. 2. Автоматическая интерпретация данных ASSR — теста – построение ориентировочной аудиограммы.
На основе современной технологии регистрации и компьютерной обработки вызванного слухового ответа мозга на постоянные акустические стимулы (ASSR) предоставляется возможность производить объективную оценку состояния звуковоспринимающего аппарата по всем частотам речевого диапазона, в том числе у больных сенсоневральной тугоухостью с порогами слуха, превышающими 90 – 100 дБ. На основании полученных данных расширяются возможности подбора и первичной настройки слуховых аппаратов, в том числе и у детей раннего возраста. Кроме того, появляется дополнительная информация для выбора уха при кохлеарной имплантации за счет данных о сохранности отдельных частотных зон улитки.
Как готовить ребенка к исследованию слуха?
У детей до 6 лет для оценки слуховой функции наиболее информативны объектиные тесты, результат которых не зависит от ответов ребенка. Наиболее сложными являются тесты регистрации слуховых потенциалов мозга, которые проаодят в состоянии сна. Для того, чтобы исследование получилось в полном объеме, необходимо, чтобы продолжительность сна составляла не менее часа. С этой целью время проведения исследования необходимо планировать с учетом времени традиционного, например дневного, сна ребенка. Накануне исследования ребенка лучше уложить спать как можно позже и пораньше разбудить в день исследования.
Как исследовать слух, если ребенок не спит?
Если усыпить ребенка не представляется возможным, проводят исследование слуха в состоянии медикаментозного сна. Такая методика востребована у детей с тяжелыми неврологическими нарушениями и другими состояниями сопровождаемыми нарушениями сна.
Для диагностики слуха под наркозом необходимо пройти предварительное обследование в нашем Центре и затем, в тот же день провести исследование слуха.
Внимание! Решение вопроса о проведении исследования слуха в состоянии медикаментозного сна принимается только врачом СУРДОЛОГОМ после осмотра ребенка и консультации!
Исследование слуха у детей старше 6 лет
Традиционный тест исследования слуха, тональную аудиометрию проводят детям от 6 лет. Данный метод исследования является субъективным, т.е. результат зависит от заинтересованности ребенка проходить тестирование.
Диагностика методом вызванных потенциалов
Метод вызванных потенциалов мозга — это метод диагностики состояния различных сенсорных систем (зрения, слуха, осязания…), а именно структур мозга и нейронных путей, проводящих импульс от периферического органа (уха, глаза, кожи и т.д.) в соответствующие поля первичной коры головного мозга.
Каждый анализатор включает в себя внешний орган («приемник информации»), проводящие пути, «переключающие» нейронные ядра и первичные проекционные поля коры головного мозга (например, слуховые первичные поля находятся в височной доле, зрительные – в затылочной и т.д.).
На рисунке Вы можете увидеть схему слухового анализатора.
Что очень ценно: метод эффективен и информативен для маленьких детей и людей с ограниченными возможностями, которые не могут выполнять инструкции.
Исследование вызванных потенциалов мозга основано на регистрации электрических ответов мозга на различные стимулы и внутренние события (например, ожидание, опознание сигнала, принятие решения – как правило, по заданию специалиста). На практике процедура очень похожа на ЭЭГ, то есть на голову также надевают «шапочку» из множества электродов.
Возможна регистрация таких ответов от различных структур мозга. Исторически первыми были исследованы ответы от стволовых ядер мозга в 70-х годах XX века.
Меня, как специалиста, работающего со слуховой стимуляцией, очень заинтересовали именно слуховые вызванные потенциалы. Они бывают двух видов. Наиболее часто используются АСВП – акустические стволовые вызванные потенциалы. Они показывают проведение слухового сигнала в основном до коры головного мозга, то есть показывают подкорковый уровень анализатора. Есть также и корковые вызванные потенциалы, которые показывают ответ слуховой коры. Часто они проводятся вместе, такое исследование позволяет увидеть информацию о слуховом анализаторе целиком.
Диагностическую процедуру проводит только врач на специальном оборудовании. Регистрируемые ответы сравниваются с нормативными показателями, после чего пишется заключение. В зависимости от того, на каком участке анализатора нарушено проведение импульса, можно предположить характер дисфункции. Важно понимать, что нарушение проведения импульса (задержка ответа системы) в какой-либо части мозга не обязательно является дисфункцией этой структуры мозга, но с учетом данной информации можно более достоверно поставить дифференциальный диагноз. Также АСВП в своей практике я использую для отслеживания динамики состояния клиентов.
Мой опыт показывает, что проведение слухового импульса после Томатис улучшается. Приведу пример: мальчик, вышедший из алалии, имеющий в анамнезе стволовую дисфункцию. АСВП от 2016 г. При проведении слухового импульса с одной стороны – задержка на 10%, с другой – на 5%. После двух курсов Томатис: в конце января 2019 г. повторное исследование АСВП: «нарушений проведения импульса нет». Конечно, нельзя утверждать на 100%, что это только Томатис помог, ведь разница между обследованиями — два года. Но других аппаратных методик в этот период не проводилось, были только занятия с логопедом.
Второй пример: девочка девяти лет с диагнозами «смешанная дислексия, СДВГ». При проведении мной нейропсихологического обследования диагнозы подтвердились. Перед курсом Томатис-терапии ребенок дополнительно прошел исследование АСВП, которое показало нарушение проведения в области ствола, мозжечка и височной зоны коры головного мозга. При таких нарушениях данные диагнозы являются, можно сказать, классическими, как по учебнику.
Каждому новому ребенку, которому я провожу нейропсихологическую диагностику, я рекомендую дополнительно пройти обследование АСВП, и могу сказать, что результаты нейропсихологических тестов всегда совпадают с заключением АСВП. Это лишний раз доказывает точность данного вида обследования.
Еще один вид исследования вызванных потенциалов, который является очень информативным, – КВП (когнитивные вызванные потенциалы или P300). Здесь важно, чтобы обследуемый человек мог выполнять простую инструкцию. Фиксируется не столько проведение, сколько познавательная реакция. Чаще всего это обследование делают со слуховым сигналом двух типов. Один сигнал по инструкции характеризуется как незначимый, а другой сигнал в серии звуковых стимулов необходимо выделять, опознавать, подсчитывать и запоминать. Такая умственная работа включает уже не только отделы, где проходит путь слухового анализатора, но и общемозговые процессы, а также ассоциативные зоны коры. Например, у ребенка с СДВГ на такой пробе будет достоверно выявлено нарушение произвольного внимания.
В совокупности три этих исследования (АСВП, АКВП (корковые) и КВП) дают для специалиста огромное количество информации о том «звене», которое работает недостаточно хорошо, позволяют выстроить коррекционную работу более эффективно, а затем проконтролировать динамику изменений.
Кому полезно провести диагностику методом ВП:
Некоторые специалисты считают ВП прерогативой нейрофизиологов и профильных врачей (например, сурдологов), но я в своей работе использую данный метод диагностики и считаю его крайне полезным.
Регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП / КСВП)
Диагностика нарушений слуха – это набор методик в современной медицине, которые позволяют обнаружить патологии, связанные с восприятием звуков. Существуют простые методики, например, стандартный тест с произнесением врачом слов разной громкости на разном удалении от пациента. Или более сложная диагностика с помощью аудиометрии. Такая диагностика предполагает, что пациент активно вовлечен в процесс исследования. Но как провести обследование грудного ребенка? Или ребенка, который не говорит? Или для взрослого с серьезными нарушениями слуха или речи? Специально для таких ситуаций разработана методика, которая называется регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (или сокращенно АСВП). Метод АСВП может использоваться самостоятельно или в комплексе с другими методами диагностики слуха.
Диагностика нарушений с помощью АСВП (КСВП)
Это полноценное обследование, которое позволяет достоверно выявить нарушение слуха. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП, другое распространенное название этой же методики) – это электрические потенциалы клеток ствола головного мозга, которые появляются в ответ на звуковую стимуляцию. Специальная аппаратура позволяет зафиксировать изменение потенциалов с поверхности кожи пациента. Оценивая результаты, врач понимает, есть ли нарушение слуха и, самое главное, на каком уровне восприятия и обработки звука оно происходит. Исследование назначается детям и взрослым врачом-отоларингологом или сурдологом, а также врачом-неврологом.
Противопоказаний у метода нет. Исследование позволяет оценить реальную картину, а, значит, подобрать наиболее эффективную терапию.
Как происходит обследование?
КСВП – относительно трудоемкое исследование. В большей степени длительность обследования зависит от состояния пациента. Для правильного результата необходимо лежать практически неподвижно и находиться в расслабленном состоянии до получаса, а иногда и больше. Поэтому младенцам лучше выполнять это исследование во время сна. Для этого необходимо за некоторое время до посещения больницы изменить режим сна так, чтобы именно в час обследования ребенку захотелось спать. Можно уложить малыша немного позже, а поднять раньше обычного. Чтобы улучшить засыпание, ребенка рекомендуется покормить перед процедурой. Более надежный способ – проведение исследования под наркозом (седацией).
Исследование проводит врач-невролог, владеющий методикой регистрации КСВП (АСВП) на специализированном оборудовании. В случае необходимости проведения наркоза (седации) проводится консультация и осмотр анестезиолога, во время выполнения процедуры анестезиолог постоянно находится рядом с пациентом.
Во время исследования на коже пациента размещают электроды – обычно их три: один на лбу, два в области уха. Это совершенно безболезненно и не доставляет никакого дискомфорта. В наружные слуховые проходы помещают мягкие вкладыши для подачи звуковых сигналов или надевают специальные наушники.
После настройки аппаратуры и установления порога слышимости с помощью аудиометрических вкладышей или наушников, посылаются звуковые сигналы. Электроды регистрируют ответные электрические потенциалы и передают данные в компьютерную программу. Аппаратура фиксирует отклик и показывает его в виде графика, с которым работает врач, расшифровывающий результаты исследования.
Регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП / КСВП) под наркозом
Метод регистрации акустических стволовых вызванных потенциалов (коротколатентных слуховых вызванных потенциалов) заключается в записи электрической активности определенных отделов головного мозга, возникающей в ответ на звуковую стимуляцию. При записи поступающих сигналов значимая активность может быть скрыта среди других волн, возникающих за счет зрения, движений, чувствительности, дыхания, сердцебиения.
Особенные помехи создает двигательная активность обследуемого пациента в момент регистрации АСВП (КСВП).
Наибольшую сложность, в связи с этим, вызывает обследование маленьких детей. Проведение регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалом под наркозом позволяет сделать исследование более точным и выполнить его быстро. При этом используемые для наркоза препараты никак не влияют на результаты обследования.
Наркоз проводится анестезиологом реаниматологом, который после предварительной консультации определяет какой именно вид наркоза или седации (ингаляционный, внутривенный) будет использован. Все время проведения исследования анестезиолог находится рядом с ребенком, а затем следит за его пробуждением и состоянием после наркоза в течение нескольких часов. За это же время врач, проводящий исследование, расшифровывает полученные результаты и подготавливает заключение по проведенному обследованию.
Что лучше: КСВП или аудиограмма?
Объективные исследования, такие как регистрация КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) и ASSR (слуховые вызванные потенциалы на постоянно модулированный тон), произвели революцию в диагностике нарушений слуха у детей. Ведь они доступны, начиная с периода новорожденности! Также трудно переоценить их пользу при работе с уже, казалось бы, «большими» детьми, но которые не могут выполнить традиционную аудиометрию в силу сопутствующей патологии (психиатрические, неврологические заболевания и т.д.). Многие родители верят чуть ли не в «мистическую» достоверность этих методов и предпочитают их «обычным». Так, что же лучше: КСВП или аудиометрия?
Сразу хочу оговориться, что, сравнивая эти методы исследования, я говорю о качественно произведенной игровой или обычной тональной пороговой аудиометрии. Которую ребенок выполняет достоверно, повторяя одни и те же пороги слуха раз за разом. Это возможно в большинстве случаев с 3-3,5 летнего возраста, но бывают и исключения в ту и другую сторону.
Несмотря на информативность КСВП, ASSR они обладают рядом недостатков:
Несмотря на все перечисленное регистрация КСВП – отличный метод, который просто незаменим в раннем детском возрасте, входит в «батарею» тестов и является обязательным для постановки и подтверждения диагноза. Без него также невозможно достоверно выявить слуховую нейропатию.
При этом пороговая тональная аудиометрия все же позволяет нам получить более качественную информацию и всех детей с тугоухостью необходимо как можно раньше обучить ее делать. Именно она ключ к ответу на многие вопросы, обеспечивает точность настройки не только слуховых аппаратов, но и систем кохлеарной имплантации. Конечно, не нужно ждать пока ребенок научиться делать игровую аудиометрию, в ущерб своевременной диагностике при помощи объективных тестов.