асылмуратова балерина биография алтынай
Полвека в балете: Алтынай Асылмуратова отмечает 60-летие
60 лет легенде советского балета. Алтынай Асылмуратова, которая танцевала на сценах лучших театров мира, сегодня празднует день рождения. Большинству она известна как прима Мариинского театра, но мало кто знает, что артистка танцевала в труппе Королевского балета в Великобритании, в Марсельском театре во Франции, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Алена Грачева.
Это не я выбрала балет, а балет выбрал меня, говорит Алтынай Асылмуратова. Она родилась в семье артистов. Мама не хотела отдавать дочь в балет. Но дед уговорил, и Алтынай все-таки начала заниматься.
«Такого, чтобы бросить профессию, никогда не было. Но был момент в начале моей исполнительской деятельности. Я только пришла в театр и сломала ногу. И так неудачно сломала, что врач, когда меня смотрела, спросила, чем я занимаюсь. А я гордо сказала: «Я танцую в Мариинской театре». Мне сказали: «Ну, с танцами придется завязать». Вот здесь, конечно, было страшно», – рассказала художественный руководитель балетной труппы «Астана опера», ректор Казахской академии хореографии Алтынай Асылмуратова.
«Кармен», «Баядерка», «Лебединное озеро» и сотня других постановок. Завершив карьеру балерины, оставлять искусство Алтынай Абдуахимовна не захотела. Долго работала в России проректором и худруком академии имени Вагановой. В 2015 году артистку позвал в Казахстан первый президент республики Нурсултан Назарбаев. С тех пор она художественный руководитель труппы Астана Опера.
«С приходом Алтынай Абдуахимовны у нас появились такие спектакли, о которых мы даже не мечтали. Это все благодаря авторитету Алтынай Абдуахимовны. Потому что не в каждом театре ставятся такие уникальные спектакли, жемчужины, можно сказать, как «Манон», «Собор парижской богоматери», «Капелия» Ролано Пети», – рассказал заслуженный деятель республики Казахстан, педагог театра «Астана опера» Рустем Сейтбеков.
Под руководством Алтынай Абдуахимовны более ста танцоров. Артисты показывают не только традиционный классический балет, но и пробуют себя в новых направлениях. В труппе и ее дочь – Анастасия Заклинская.
«Мы с мамой очень редко видимся. Особенно сейчас. Мы живем не вместе, и мы видимся только в театре на репетициях», – рассказала артистка театра «Астана опера» Анастасия Заклинская.
Алтынай Асылмуратова недавно стала ректором казахской национальной академии хореографии. В ней учатся более 500 будущих танцоров. Артистка признается: лучший подарок для нее – успехи воспитанников и новые премьеры.
boyko_nazarova
Охота к перемене мест
— И как прошел дебют?
— Это случилось во время гастролей труппы в Париже. Ситуация типичная: пришлось заменить заболевшую исполнительницу. К тому моменту партия Одетты-Одиллии была мною уже полностью «сделана», но как же я тряслась от ужаса! Тем более что французская пресса в те гастроли была настроена к нам очень придирчиво. Обсуждали не только спектакли, танец солистов, но даже. форму носа одной артистки! В тот вечер мне очень помогла моральная поддержка труппы, особенно наших девочек из кордебалета, я всегда им буду за это благодарна. Публика приняла меня тепло, а пресса наградила такими похвалами, что теперь о возвращении в кордебалет не могло быть и речи.
-В паре с Фарухом Рузиматовым вы оказались первыми нашими артистами, кому довелось танцевать с нью-йоркской труппой Эй-Би-Ти во главе с Михаилом Барышниковым.
— Действительно, нам посчастливилось в годы перестройки стать «первыми ласточками», преодолевшими «железный занавес». Ведь до того контакты с эмигрантами решительно пресекались.
— А как восприняла такую смену амплуа ваша семья?
— Хуже всех к этому отнеслась дочь. Она меня слишком мало видит. А супруг терпит. Ему не впервой, и он настоящий мужчина, наша с Настей опора.
— Что вы можете сказать как член жюри недавно прошедшего Московского международного балетного конкурса? Не скрою, многих удивило, что ученики вашей же академии, да и артисты Мариинского театра не приняли в нем участия.
— За театр ответить не могу, а что касается школы. Я сейчас, честно говоря, жалею, что никого из наших детей не привезла. Думаю, в следующий раз мы обязательно будем среди участников. Кроме того, в следующем году на базе академии мы планируем провести Международный конкурс имени Агриппины Вагановой.
— Это значит, что ваша дочь будет видеть вас еще меньше. Может быть, Насте стоит пойти учиться к вам в академию, чтобы чаще с мамой видеться?
— Не знаю, станет ли моя дочь профессиональной балериной. Если только ей этого захочется так же сильно, как когда-то захотелось мне.
NUR.KZ удалось взять интервью у великой балерины Алтынай Асылмуратовой
Художественный руководитель балета «Астана Опера», педагог, ректор Казахской национальной академии хореографии, известная в мире балерина, отдавшая сцене почти четверть века, Алтынай Асылмуратова согласилась дать интервью NUR.kz
— Алтынай Абдуахимовна, сегодня вы являетесь художественным руководителем балета «Астана Опера», ректором Казахской национальной академии хореографии. Однако Вас знают и как прима-балерину ведущих театров мира: Мариинского театра, Английского Королевского балета, Марсельского балета, как народную артистку России, как художественного руководителя Академии русского балета им. Вагановой. Как вас удалось завлечь в столицу Казахстана?
— Мой первый приезд в Астану состоялся благодаря приглашению руководства театра «Астана балет». Тогда я впервые увидела этот театр, увидела город и впервые в Казахстане, поставила небольшой отрывок из балета. Чуть позже мне предложили стать художественным руководителем балета театра «Астана Опера». Сразу дать согласие было трудно, поэтому я решила для начала «попробовать всю эту кухню». Окунулась в столичную атмосферу, с удовольствием начала работу с ведущими солистками над партией Зарема в балете «Бахчисарайский фонтан». Самое главное, я почувствовала их отдачу, и желание перенимать мой опыт, мои знания. В такие моменты ты хочешь лишь отдавать себя вдвойне…
Асель Ракымжан: В годы независимости народное творчество пробудилось с новой силой
— Какие балетные спектакли с Вашим приходом были поставлены в столичном театре?
— «Собор Парижской Богоматери», «Манон», «Дон Кихот», «Баядерка» и несколько концертных гала-программ.
— Правообладатели спектаклей «Собор Парижской Богоматери» и «Манон» не каждому театру разрешают их ставить. Каким образом вам удалось организовать постановку шедевров Пети и Макмиллана в «Астана Опера»?
— Это правда. Большую роль здесь сыграло то, что в Марселе и Лондоне меня знают с хорошей стороны, поэтому и доверили. Если говорить о «Соборе», то какое-то время я проработала в Марселе с Роланом Пети (французский танцовщик и хореограф один из признанных классиков балета XX века – прим. NUR.KZ) и Луиджи Бонино, который в фонде Р. Пети является основным «переносчиком» его балетов. С ним у нас сложились доверительные отношения, поэтому он с радостью согласился прилететь в Казахстан. Для начала я ему показала труппу и ведущие солисты станцевали три красивых дуэта. Луиджи Бонино окунулся в творческую атмосферу и принял решение о постановке. Со спектаклем «Манон» ситуация была идентична. Карл Барнетт, также побывав здесь, дал свое согласие работать с балетной труппой «Астана Опера».
Любимое блюдо Армана Давлетьярова: сочный бешбармак из казы
— А как публика встретила эти постановки?
— Очень хорошо. Я считаю, что это – шедевры. Это лучшее, что было создано за последние 100 лет.
— Считаете ли вы, что балет в Казахстане может сам себя окупать?
— В реализации Ваших планов ощущаете ли Вы поддержку министерства культуры?
Мне очень нравится, что в Казахстане большое внимание уделяется развитию культуры. И в этом плане Министерство культуры и спорта оказывает достойную поддержку театрам, в том числе и «Астана Опера», за что мы благодарим министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы.
Самал Еслямова: биография и карьера актрисы
— У вас есть зарубежный опыт. Как ситуация обстоит там?
— Интересный вопрос… Везде есть свои особенности. Но мне нравится, что в Казахстане на искусство денег не жалеют даже, несмотря на кризис. Доказательством этому служит шикарная Казахская академия хореографии, возведение такого потрясающего театра и постановка лучших спектаклей. Наши требования не остаются без ответа. Могу точно сказать, что в Казахстане лучше, чем в других местах.
— Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?
— Планов достаточно. Но боюсь сглазить, поэтому говорить о них я пока не буду…
— Что вы можете сказать по поводу утверждения репертуара? Вы сами его определяете как художественный руководитель или все-таки учитываете мнение руководства?
Екатерина Градова: биография, роли актрисы
— Наши желания всегда сходятся, поэтому никакого давления нет. Руководство хочет пополнить репертуар солидными постановками. К примеру, сейчас необходимо пополнить репертуар спектаклями для детей и осуществить постановку национального спектакля. Мы с руководством мыслим в одном направлении.
— Есть ли в Казахстане отечественная школа балетной критики?
— С балетной критикой дела во всем мире обстоят не совсем хорошо. Вот в ХХ веке были сильные критики. Были профессионалы, которые знали, о чем пишут, знали, как и что с чем сравнивать. А в нынешнее время весь этот процесс перетекает в журналистику, охватывающую общее впечатление и тенденции. Короче говоря, передают информацию, не вникая глубоко в смысл постановки.
Асель Садвакасова: биография, что известно об актрисе
Критики как таковой в Казахстане еще нет. Нужно развивать это направление. Но тут все должны понимать, что критика – это не критиканство. Критика – это способ объяснить и научить нас понимать искусство, детально разбираться в нем.
— Мне довелось побывать на вашей репетиции и ощутить особую атмосферу спокойного и полного погружения в процесс работы. При этом отчетливо видна полная отдача от ваших учеников. Что вы можете о них сказать? Есть ли все-таки талантливая молодежь в Казахстане?
— Есть (улыбается). Молодежь есть. Талантливые ребята и артисты есть. Я считаю, что в Казахстане не только есть полезные ископаемые, но также живет очень много талантливых людей, которые находятся в процессе роста. И это не может не радовать.
Алтынай Жорабаева: биография, творчество певицы
— Алтынай Абдуахимовна, как ректор Казахской национальной академии хореографии, что вы можете сказать о будущем поколении казахстанского балета? Какая ситуация будет через 5-10 лет?
-Думаю, что благодаря Президенту Казахстана, реализующему программы по формированию духовного развития нации, модернизации сознания населения, через 5-10 лет Казахстан ждут большие положительные изменения.
Что касается нашей академии, то у нас достаточно большой педагогический коллектив, который работает только на результат. Несмотря на то, что у педагогов большой опыт образования, все зависит от многих составляющих. Может быть хороший преподавательский состав, но при этом не быть хорошего материала. И наоборот: может быть хороший материал, но отсутствие толковых преподавателей. А от этого зависит качество.
Дильназ Ахмадиева: биография, семья и творчество артистки
На сегодняшний день мы стараемся привезти все в баланс, где и детки, отобранные по всему Казахстану, будут талантливыми, где педагоги будут любить и отдаваться делу на 100%.
Ко всему прочему наша академия предоставляет шикарные условия для обеих сторон. Осталось вот только…
— Привести все в баланс…
Автор статьи: Аяна Кунаева
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Алтынай Асылмуратова
Родилась в Алма-Ате (Казахстан).
Окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой (класс профессора Инны Зубковской).
С 1978 года в труппе Мариинского театра. Солистка с 1982 года.
Народная артистка России (2001).
Показать полностью.
Заслуженная артистка РСФСР (1983).
Лауреат премии «Балтика» (1998), «Золотой софит» (1999).
Художественный руководитель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой в 2000—2013 годах.
15 ноября 2013 года была награждена орденом Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства.
С 2015 года — художественный руководитель балетной труппы театра «Астана-опера», с 2016 года — ректор Казахской академии хореографии.
Супруга танцовщика и педагога Константина Заклинского.
Худрук Вагановской балетной академии Алтынай Асылмуратова ушла в отставку по собственному желанию и приняв предложение Владимира Кехмана назначена советником гендиректора Михайловского театра в Санкт-Петербурге.
В петербургский Театр имени Леонида Якобсона «Хореографические миниатюры» назначен новый художественный руководитель – Андриан Фадеев.
Назначение вызвало скандал. Тут же во все возможные инстанции отправились письма, подписанные деятелями культуры – среди них вдова Якобсона Ирина Якобсон, Майя Плисецкая, Алла Осипенко, Алтынай Асылмуратова, Николай Боярчиков, Никита Долгушин, Олег Каравайчук, Нателла Товстоногова-Лебедева. Прежний худрук, узнав новость, прямо с репетиции отправился в больницу. В такой обстановке представление труппе нового руководителя с каждым днем становится все более проблематичным.
«Она совершенная классическая балерина и красивейшая женщина. Ученица Инны Зубковской, она усвоила благородную пластику своего педагога, наполнив ее восточным темпераментом. Лучшие ее партии — Зарема, Никия в «Баядерке», Китри в «Дон-Кихоте» с чудесной редакцией последней вариации с веером, так восхитившей Галину Сергеевну Уланову. И, конечно же, прекрасен ее дуэт с Фарухом Рузиматовым в «Шехеразаде» Фокина. Исполнители поднимаются здесь на ту же вершину балетного искусства, что дуэты Улановой и Сергеева, Дудинской и Чабукиани, Максимовой и Васильева. Но сейчас Алтынай полностью поглощена ШКОЛОЙ. Она трудится одержимо, самозабвенно. Кроме дочери Насти и руководства Академией, ее ничего не интересует. Хорошо ли это для Мариинского театра, лишившегося одной из лучших своих балерин? Наверняка — плохо. Но наверняка хорошо для улицы Зодчего Росси иметь такого умного, тонкого, преданного, молодого художественного руководителя.» А. Белинский.
_________________________________________________________________________________________________
В номинации «Учитель» Алтынай Асылмуратова, художественный руководитель Академии русского балета имени А.Я.Вагановой (Санкт-Петербург)
________________________________________________________________________________________________
Все кто любит Алтынай сюда. Приглашаем друзей!
Сергей Сураго запись закреплена
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БАЛЕТА
Долгое время, начиная с 1982 года, труженики этого чудесного искусства отмечали свой праздник 29 апреля вместе со всеми, кто имеет отношение к искусству танца. Тот праздник и носит название Международный день танца. Он отмечается и теперь.
Показать полностью. Однако, в Великобритании в Ковент-Гардене родилась идея необычной популяризации именно балета – как особого вида хореографического искусства. Там в залах установили камеры и провели прямую трансляцию репетиций Королевского балета Великобритании через интернет и социальные сети. Акция оказалась настолько успешной, что первый же день собрал свыше полумиллиона просмотров!
Проведение этого мероприятия стало ежегодным с 2014 года. К Лондонскому Королевскому балету присоединились балетные труппы ведущих театров мира: Московского Большого театра, Австралийского балета Мельбурна, Монако, Амстердама, Сан-Франциско, Национального балета Канады в Торонто. Первая трансляция длилась 9 часов. А теперь во Всемирный день балета (World Ballet Day) ежедневные будни балетной жизни могут увидеть все желающие на примере одного из обычных репетиционных дней.
Онлайн трансляции продолжаются до 20 часов подряд. Для многих это становится возможностью окунуться в настоящий мир балета, увидеть и понять, что выход на сцену – яркий, красочный и удивительный итог ежедневной многочасовой работы, тяжёлого труда, неимоверных усилий, стараний и любви к своему делу, без которой невозможно выдержать все эти трудности. Та красота, порыв и чувственность, выраженные в танце, которые мы наблюдаем на сцене, – плод труда танцоров, балетмейстеров, хореографов. Мгновения на сцене превращают артистов балета для зрителя в небожителей, далёких от реалий повседневности.
Они порождают ту любовь к балету, которая сохраняется на всю жизнь. Однако Международный день балета, а точнее формат его проведения рождают ещё нечто не менее важное – это уважение к труду артистов балета, осознание того, что к славе и красоте на сцене они пришли через долгий путь труда.
Артистам российского балета есть чем гордиться. Отечественный балет заслуженно занимает высочайшие позиции и имеет богатую историю. Он дал миру имена великих мастеров: танцоров, хореографов и балетмейстеров. Достаточно назвать такие имена, как Мариус Петипа, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Рудольф Нуриев, Марис Лиепа, Юрий Григорович, Вячеслав Гордеев, Владимир Васильев и многие другие.
Точной фиксированной даты проведения Всемирного дня балета нет, так как это связано с необходимостью координации времени проведения онлайн трансляций крупнейших балетных коллективов мира. На сегодняшний день около 50 театров со всего мира принимают участие в акции.
Праздник поддерживают не только артисты балета и поклонники этого искусства, но и средства массовой информации, официальные порталы Министерства культуры. Главные же мероприятия в этот день пройдут в гримёрках, репетиционных залах, классах и на сценах знаменитых балетов мира, которые готовы открыться для всех поклонников этого замечательного искусства в онлайн режиме.
Georg Dell запись закреплена
Алтынай Асылмуратова запись закреплена
Натали Дель Ветти приглашает
Снова отвлекусь от публикации своих работ.
Давно, лет 12 назад, когда я только зарегистрировалась во ВК, меня пригласили в группу, посвящённую балерине Алтынай Асылмуратовой. И я тогда перепечатала статью из исторического номера журнала «Советский балет» для этой группы.
Статья написана в 1986 году, когда балерина была в начале пути.
Показать полностью.
Прохорова В. Алтынай Асылмуратова // Советский балет.- 1986.- № 3.- С. 30-32.- (Галерея молодых)
Алтынай Асылмуратова родилась и выросла в балетной семье. Её бабушка и дедушка танцевали на сцене театра музыкальной комедии, мать и отец выступали в Театре оперы и балета Казахской ССР. И потому о выборе профессии она не задумывалась: конечно, пойдёт по стопам родителей. Но они мечтали о том, чтобы Алтынай стала пианисткой, и девочку отдали в музыкальную школу. Училась она хорошо, но любовь к танцу оказалась сильнее, и через три года будущая артистка всё же перешла в хореографическое училище, которое тогда работало при консерватории. Летом, после окончания первого учебного года в балетной школе, Алтынай поехала погостить к родственникам в Ленинград. Улица Зодчего Росси произвела на девочку такое сильное впечатление, что она буквально «заболела» Ленинградским училищем. И её туда приняли. Училась она самозабвенно. Самые светлые воспоминания оставили три последних года, когда Асылмуратова занималась в классе И.Зубковской. На выпускном спектакле Алтынай показалась в разнообразном репертуаре – его составили па де де из «Корсара», роли Злюки во фрагменте из «Золушки» и Рока в «Аппассионате». Юная танцовщица сразу же завоевала симпатии зрителей.
Асылмуратова пришла в Театр оперы и балета имени С.М.Кирова в 1978 году. Здесь её репетитором и педагогом стала Ольга Николаевна Моисеева. Первой их совместной работой была партия Фанни Черрито в романтическом па де катре. Алтынай удалось ощутить и передать пластикой своего танца особый, чуть рафинированный стиль старинной хореографии, аромат той эпохи и воссоздать игривый характер очаровательной юной танцовщицы.
Затем мы увидели её в партиях Персидки в опере «Хованщина», феи Сирени в «Спящей красавице», Эсмеральды во фрагменте из одноимённого балета, который включён в программу «Вечера старинной хореографии».
Интересной и неоднозначной получилась у Асылмуратовой Ширин в «Легенде о любви». Шаловливая девочка-принцесса выглядит здесь экзотическим цветком с изысканно-прихотливыми по рисунку лепестками-движениями. Жертвенный подвиг сестры постоянно, как вечный укор, преследует её, висит над ней как рок, напоминая о себе даже в радостные минуты свидания с любимым. И лишь отказываясь от личного счастья, обрекая себя на вечную разлуку с Ферхадом, разделяя с сестрой горечь одиночества, обретает она душевный покой. Асылмуратова органично почувствовала поэтическую и образную сущность партии, затейливую восточную грацию её танцевальных пассажей, застенчивую трепетность и певучую кантилену адажио. Хороши её руки – то капризно изогнутые, то трепещущие, то мягкие, ласковые, то скорбно-покорные…
Первой премьерой Асылмуратовой стала партия Асият. О.Виноградов Создал новую редакцию своего известного балета «Горянка», назвав его «Асият». Заглавная партия спектакля кажется созданной для юной исполнительницы: всё, начиная от внешнего облика, «ложится» на её данные, отвечает её индивидуальности. Никакой фальши, никакого наигрыша, всё органично и естественно. Героиня Алтынай – настоящая горянка, родившаяся в одном из дагестанских аулов. Тоненькая, длинноногая порывистая девушка-подросток с большими, немного раскосыми по-восточному глазами, разлетающимися чёрными бровями и длинными косами по-детски резвится и прыгает, точно дикий оленёнок. Но отец сообщает о предстоящей свадьбе. Так для неё кончилось детство, наступила пора самой определять свою судьбу. Потрясённая, растерянная, смятённая, мечется она, точно птица в клетке, пытаясь заставить себя подчиниться… Но чувство собственного достоинства, непреклонность характера, вольный нрав зовут её к бунту, к протесту. И она, бросив к ногам жениха свадебный наряд, уходит, гордо разрывая оковы тысячелетних обычаев, «осквернив» завещанный предками обычай.
Среди самых недавних партий Алтынай Асылмуратовой – баядерка Никия и Китри, партии, поднявшие молодую артистку на новую ступень мастерства.
Ставьте лайк и вступайте в мою группу!
Алтынай Асылмуратова запись закреплена
Евгений Нефф с Константином Заклинским, Алтынай Асылмуратовой with Kevin Flanagan & friend
во время гастролей Кировского балета
Алтынай Асылмуратова запись закреплена
Музыкальный эфир
15 АВГУСТА в 15 часов
БАЛЕТ «Бетховен – Бессмертие – Любовь»
на музыку Л.Бетховена, И.С.Баха, И.Гайдна, В.А.Моцарта и Д.Хаубриха
250-летию великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, которое мировая музыкальная общественность отмечает в наступившем году, посвящается балет «Бетховен – Бессмертие – Любовь». Его премьера состоялась 14,15 февраля в театра «Астана Опера».
Показать полностью.
Автор либретто и хореограф-постановщик – Раймондо Ребек, известный нашему зрителю по одноактному балету How long is Now? («Сколько длится Сейчас?»), который с успехом идет на сцене театра.
Музыкальной основой стали произведения самого Бетховена (в том числе знаменитая Девятая симфония с участием хора), а также Баха, Гайдна, Моцарта и современного композитора Дирка Хаубриха.
Дирижер-постановщик – Абзал Мухитдин, Заслуженный деятель Казахстана
Сценограф и автор концепции светового дизайна – Йоко Сеяма
Ассистент художника по свету – Валерио Тибери
Художник по костюмам – Роса Ана Чанза
Ассистент художника по костюмам – Арасель Досмуратова
Художник по проекциям – Серджио Металли
Главный хормейстер – Ержан Даутов, Заслуженный деятель Казахстана
Заведующий оперной труппой – Азамат Желтыргузов, Заслуженный деятель Казахстана
Ассистент дирижера-постановщика – Руслан Баймурзин
Соло на рояле – Долорес Умбеталиева
Художественный руководитель балетной труппы – Алтынай Асылмуратова, Народная артистка России
Балет рассказывает о трагедии и триумфе великого творца, спутниками жизни которого стали Болезнь, Страдание, Любовь и Вдохновение.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Бетховен – Далер ЗАПАРОВ
Бессмертная Любовь – Марико КИТАМУРА
Эвтерпа – Гаухар УСИНА, Заслуженный деятель Казахстана
Болезнь – Серик НАКЫСПЕКОВ
В.А. Моцарт – Галымжан НУРМУХАМЕТ
Й. Гайдн – Данияр ЖУМАТАЕВ
Граф – Жанибек АХМЕДИЕВ
Графиня – Молдир ШАКИМОВА
Отец – Куат КАРИБАЕВ
Мать – Елена СЕМЕНОВА, Заслуженный деятель Казахстана
СОЛИСТЫ ОПЕРЫ:
Сопрано – Бибігүл ЖАНҰЗАҚ, Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері
Альт – Татьяна ВИЦИНСКАЯ
Тенор – Рамзат БАЛАКИШИЕВ
Бас – Талғат ҒАЛЕЕВ
АРТИСТЫ БАЛЕТА, СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР И ХОР ТЕАТРА «АСТАНА ОПЕРА»
https://www.youtube.com/watch?v=inBHiVNpjxo
Алтынай Асылмуратова запись закреплена
Балерины XX века
Алтынай Асылмуратова и Константин Заклинский
. Наступал вечер. Нью-Йоркская «Метрополитен опера» уже зажгла огни, и сквозь стекла фасада таинственно мерцали полотна Марка Шагала, украшающие главный вестибюль. Публика втекала в театр неторопливо и вальяжно — до спектакля оставалось полчаса.
Показать полностью.
Яркие полотна афиш, плескавшиеся на ветру и окаймлявшие весь Линкольн-центр, частью которого и является «Метрополитен опера», возвещали о спектаклях гастролеров — балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Давали «Корсара».
Прочитал эти строчки и с тревогой подумал: «Похоже на зачин какого-то романа. Может быть, начать сразу же с творческого пути моих героев — сдержанно и сухо? Впрочем, почему «сдержанно»? Разве их жизнь — с ее творчеством, поисками, взлетами, разочарованиями, встречами с людьми, неизбежным чувством грусти, которое испытывает всегда ищущий и требовательный художник, — разве эта жизнь не своего рода роман? Роман конца XX столетия, особого типа рассказ о «воспитании чувств», дефицит которых ощутим сегодня повсюду? Пожалуй, я прав.
Итак, в тот вечер давали «Корсара». Моим героям предстояло станцевать и сыграть в этом очаровательном стародавнем балете свои партии: ей — юную гречанку Медору, судьба которой напоминает быстро меняющиеся рисунки калейдоскопа, ему — хитроумного, коварного (и, конечно, безнравственного) работорговца Ланкедема.
Она — Алтынай Асылмуратова, он — Константин Заклинский, солисты балета Театра имени Кирова, бывшей Мариинки, которая — благодарение судьбе! — вот уже третье столетие приносит радость и счастье всему миру. Они оба — заслуженные артисты РСФСР. Впрочем, разве титулы и звания отражают истинное положение вещей, подлинную меру таланта? Мы свыклись попросту с этой довольно условной «табелыо о рангах» и нередко подсознательно меряем танцовщика с помощью этой шкалы. Если уж строго говорить, то им давно положено быть в графе «народные», а если именовать их общечеловеческими титулами, то она — прима-балерина труппы, он — первый танцовщик. Так-то будет яснее, не правда ли?
. До спектакля оставались считанные минуты, сцена была занята актерами: кто уже был при полном параде, кто еще «в шерсти» — теплых гамашах да свитерах, чтобы согреть и довести мышцы до кондиции. Алтынай стояла у корабля, которому предстояло через несколько минут попасть в бурю и потерпеть крушение: держась за него, уже в костюме и гриме, она делала экзерсис. Я подошел к ней и спросил о чем-то (мог бы, кстати, и повременить) и тут же пожалел, что прервал какой-то неведомый мне поток мыслей и чувств: Алтынай была уже там, в вымышленной стране балета, в его наивной и чуть сентиментальной поэтике, Помните, как у Тютчева:
. О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.
Как хрупки грани этого бытия. Еще минута, и Алтынай — на сцене. Выразительная, пластичная, красивая. Смотрю на нее, а слухом весь в зрительном зале: американцы, повидавшие на своем веку множество балетных трупп мира, — как они воспримут санкт-петербургского «Корсара»?
Свою вариацию-выход Асылмуратова танцует смело и широко, сразу заявляя характер героини — женственный и открытый, не терпящий неволи и гнета, порывистый и искренний, И вот первые аплодисменты — единодушные и горячие. Кажется, приняли.
Медора-Асылмуратова — красива. Это нынче дорогого стоит. Много ли можем мы найти сегодня поистине красивых лиц в балете (да и в театре вообще), которые завораживали бы и притягивали. А в балете, искусстве, что ни говори, изысканном и элитарном, эта нехватка особенно ощутима. Помню, как на приеме в муниципалитете Дублина мэр города Бен Бриско буквально окаменел, увидев Асылмуратову, входившую в зал. Придя в чувство, он снял с себя тяжелую цепь мэра столицы и надел ее на танцовщицу, а потом, усадив ее в кресло, попросил фотографов запечатлеть «красавицу из Ленинграда». «Такое совершенство нужно увековечить», — шепнул он окружающим.
. А коварный Ланкедем-Заклинский не дремлет: вот уж и пленены греческие красавицы, вот уж и торги начинаются. Заклинский, вне сомнений, замечательный классический танцовщик, но он, ко всему, и прекрасный актер, понимающий толк в пантомиме, выразительном жесте, особой «драматической» пластике. В партии Ланкедема сошлось и то и другое. Как умеет расхваливать свой живой товар этот купец — все на продажу! — как играет на людском тщеславии и гордыне, какие цены заламывает: одним словом, — негодяй. Но какой обаятельный! В дуэте с Гюльнарой (чаще всего — с Еленой Панковой) он — отличный партнер, внимательный и аккуратный, в собственной вариации — виртуоз-премьер, смело захватывающий пространство сцены в легких, стремительных прыжках. Он подает танец крупно, рельефно, выделяя большие, опорные движения, сочетая их с чеканностью поз и законченностью фразы. Человек с большим чувством юмора (пародия и анекдот его «вторая профессия»), Заклинский и в спектакль привносит остроумие и веселье, словно с доброй улыбкой смотрит он на дела давно минувших дней, на их условность и эстетику, бесконечно ценя танец как ее высшее выражение.
. Зал смеется. Я вижу, как улыбается Анна Киссельгоф, самый «суровый» критик Америки, вот уж который год возглавляющая отдел танца в газете «Нью-Йорк таймс», от души смеется и аплодирует Клайв Барнс, так мною лет пишущий о советском балете, — он служит в другом ведомстве, газете «Нью-Йорк пост». Успех, успех. Газеты будут много писать об этом спектакле, о балете, который они никогда не видели прежде целиком и довольствовались лишь известным па де де из второго акта, которое в оригинале, как выяснилось, па де труа и которое многие зарубежные танцовщики, вытащив из контекста всего спектакля, давно превратили в бойкий эстрадный номер. И в каждой рецензии будут звучать высокие слова похвалы, адресованные ленинградским премьерам Асылмуратовой и Заклинскому.
Успех. Но его нужно подтвердить и завтра, и через несколько дней. А завтра уже другой мир, другой балет, со своей стилистикой, своеобычностью, трудностями.
Игорь Ступников
Советский балет, №5 1990