Атака звука что это
Атака звука
Классическая трактовка.
Атака в вокальной методике означает начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. Различают три вида атаки.
Твердая атака характеризуется плотным смыканием голосовых складок до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подскладочного давления. Звук при этом бывает обычно точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировке – жестким.
При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создает своеобразное придыхание. Звук не сразу достигает полноты звучания и точной высоты (образуется так называемый «подъезд к ноте»). При придыхательной атаке может появиться «утечка» воздуха, его повышенный расход через неплотно сомкнутую голосовую щель, голос может потерять необходимую чистоту тембра, яркость, энергию, опору.
Мягкая атака, которой стремятся пользоваться певцы, характеризуется одновременностью смыкания голосовых складок и посыла дыхания. Она обеспечивает чистоту интонации и наилучшие звуковые возможности работающим голосовым складкам.
Певец должен владеть всеми тремя видами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач. Разные виды атаки используются в педагогической практике для организации певческого голосообразования, для борьбы с дефектами певческого звука.
Стереотипные заблуждения.
Часто атакой звука считают начало фонации слога, начинающегося с согласного звука. В русском языке существует всего пять гласных, которые можно атаковать описанными способами – У, О, А, Э, И. Йотированные гласные звуки – Е, Ё, Ю, Я являются лишь производными от «чистых» гласных. Перед фонацией А звучит согласный Й, и звук превращается (в самом начале) в Я.
Так же нельзя рассматривать атаку в том случае, если слог начинается с какого-либо другого согласного звука. Например: РА, МУ, НЭ, ДИ и так далее.
Наше дополнение.
В современном вокале, кроме вышеназванных, присутствует и понятие fry-атаки, выполняемой в расслабленном состоянии смыкания голосовых складок (механизм М0).
Придыхательная атака является основой вокальности «фальцет» (или «субтон», если речь идет о нотах низкого регистра), которая, в свою очередь, занимает в современном вокале очень мощные позиции. Так что некорректно говорить о «подъезде к ноте», такое явление свойственно вокалистам, еще не слишком хорошо владеющим своим вокальным аппаратом.
Наоборот, придыхательная атака, выполняемая всегда при жестком состоянии смыкания голосовых складок, частое явление на современной сцене. И в данном случае потеря «чистоты тембра, яркости, энергии, опоры» как раз служит выразительным задачам, ведь в опере фальцет (субтон) не используется, а «сипловатый» тембр звука часто применяется в современных песнях для оттенения эмоции раздумья, горечи, сожаления, скорби и проч.
Твердая атака звука является потенциально опасной с точки зрения возникновения спонтанного вокального зажима (срабатывания особого сфинктера Ложных Голосовых Связок). Поэтому обучаться использовать твердую атаку звука необходимо после овладения контролем над ЛГС.
Мягкая атака звука является наиболее необходимой (потенциально), поскольку служит навыку получения «тонкого» состояния смыкания голосовых складок. Это состояние, в свою очередь, служит основным певческим задачам, поскольку оно – механизм генерации звука в среднем и верхнем регистрах.
Научиться хорошо петь середину и верха диапазона возможно только в случае верного освоения мягкой атаки звука.
Атака звука что это
Хорошо сказанное слово — уже пение, а хорошо спетая фраза — уже речь.
Голос — уникальный и могущественный инструмент, с помощью которого человек существует и проявляется в обществе.
С помощью голоса Вы можете говорить и петь, выражать мысли и эмоции, силу или слабость, любовь или ненависть, управлять желаниями и чувствами, намерениями и действиями людей. Качество Вашего голоса влияет на все аспекты Вашей жизни. В любой ситуации — от приватной беседы до публичного выступления, Ваш успех во многом определяется качеством Вашего голоса.
Если Вы поете, выступаете публично, то чтобы наилучшим образом донести до людей свои эмоции и чувства, откровения и мысли, Ваш голос должен звучать красноречиво и откровенно, внятно и проникновенно, красиво и музыкально.
Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений — цель этого руководства.
В чем различия между певческим голосом и речью? В пении используется весь имеющийся диапазон голоса, а в речи — только его часть. Независимо от диапазона, говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить удобнее, и он не устает. Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром — более богатой окраской звука.
Развитие певческого голоса важно не только для хорошего вокала, но и для публичных речевых выступлений. Во многом для речи и для вокала применяются одни и те же механизмы звукоизвлечения, поэтому рекомендуем Вам внимательно и всесторонне пользоваться руководством.
С точки зрения физики звук — это волна, возникающая в воздушной среде в результате колебаний. Физические параметры звука: период колебаний, длина звуковой волны, амплитуда и частота колебаний.
По характеру колебательных движений звуки можно разделить на чистые тоны, сложные тоны и шумы. В природе мы практически не встречаемся с чистыми тонами, они подобны дистиллированной воде лабораторий, нас же окружает вода ручейков, речек, озер, прудов. Чистые тоны можно воспроизвести только с помощью камертона, или электроакустическим методом. Окружающие нас звуки — сложные. Помимо основного тона, имеется масса добавочных тонов, или обертонов. Звуки, состоящие из смеси тонов самых разных частот, в которых невозможно выделить основной тон, называются шумами.
Мы живем в мире шумов, шумы и шорохи доминируют в окружающем нас звуковом фоне. В лесу это — шелест листьев, в поле — шум ветра, на берегу моря — плеск волн. В природе абсолютной тишины не бывает. Тем более не бывает тишины в городе, здесь мы можем говорить только о большем или меньшем уровне шума. Поэтому известный исследователь свойств звука Лангенбек писал: «Человек с детства должен тренироваться, чтобы слышать определенные звуки, несмотря на шум».
Распространению звуковой волны мешают препятствия, встречающиеся на ее пути. Способность звуковой волны огибать препятствия называется дифракцией. Низкие звуки обладают лучшей дифракцией, чем высокие. Этим, например, объясняется тот факт, что когда группа поющих людей сворачивает за угол, то сначала перестают быть слышны высокие голоса, а затем уже низкие.
Волна может отражаться от большой поверхности, оказавшейся на ее пути. При этом возникает явление, называемое эхом. Каждый из нас встречался с ним в лесу, в горах, где отражающими поверхностями являются деревья, скалы.
Эхо может наблюдаться и в закрытых помещениях, где звук будет отражаться от стен, потолка, мебели. Такое многократное отражение звука в закрытых помещениях от различных предметов носит название реверберации. Реверберация может быть сильной, и тогда мы говорим о «гулкости» помещения. Зодчие Древней Руси, хотя и не знали законов современной физики, строили храмы, уникальные по своим акустическим свойствам. Например, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря под Новгородом, построенном еще в XII веке, можно слышать слова, произнесенные даже шепотом в любом из углов собора. Во многих старинных соборах (Знаменский собор в Новгороде, Софийский в Полоцке, Домский в Риге) открыты концертные залы с великолепными акустическими свойствами.
Некоторые тайны древних зодчих удается раскрыть. Когда будете в старых церквах Киева, Владимира, Пскова, обратите внимание на круглые отверстия, расположенные по основанию купола. Это голосники — горлышки глиняных горшков, вделанных мастерами в толщу каменного купола при строительстве. Они значительно усиливают эффект реверберации. Для этой цели создаются специальные формы помещений с «направленным звуком» — концертные залы, эстрадные «раковины». Типичный пример такого сооружения — знаменитая эстрада Певческого поля в Таллинне, вмещающая одновременно несколько тысяч певцов.
Реверберацию можно ослабить путем изоляции отражающих поверхностей пористыми или губчатыми материалами, занавесями, коврами.
Электронная реверберация, наряду с другими эффектами, широко применяется для обработки звука при воспроизведении и записи музыки и вокала.
Объективные физические признаки звука, воздействуя на слуховые органы человека, вызывают в нем появление субъективных физиологических ощущений: высоты, громкости и тембра звука.
Оценка высоты звука производится в герцах (Гц) по имени немецкого физика Генриха Герца. Эта величина означает число колебаний в 1 секунду.
Диапазон воспринимаемых человеческим ухом частот находится в пределах от 15…16 до 20 000…22 000 герц. Звуки с частотой выше 20 000…22 000 герц относят к ультразвукам, ниже 15…16 — к инфразвукам. Воздействие этих частот на слуховые органы человека не воспринимается как звуковое ощущение, хотя и не остается для него бесследным.
Различные части диапазона воспринимаются ухом неравномерно. Лучше всего слышны тоны средних частот и особенно в зоне 800…2000 герц, хуже — крайние части диапазона: ниже 50 и выше 10 000 герц.
Собственно частота колебаний барабанной перепонки равна приблизительно 1000 герц. Эту частоту с полным основанием можно назвать «собственным тоном» барабанной перепонки, при воздействии звуковых колебаний этой частоты отмечается наилучший ее резонанс. В большинстве окружающих человека «приятных» звуков — шум леса, дождя, моря и т. д. — определяющей является частота в 1000 Гц.
С древности известно о целебных свойствах звуков. До наших дней дошли монотонные, тихие напевы колыбельных песен, которыми матери убаюкивали своих детей. Археологические раскопки сообщили нам о существовании в древности многочисленных лечебниц для нервных больных, в которых единственным методом лечения была постоянно журчащая вода протекающих ручейков.
В средние века высоту звука обозначали не частотной характеристикой, а октавой. Понятие «октава» существует столько же, сколько существует музыкальная грамота. Октава, как известно, состоит из 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Самый низкий звук нашего диапазона, равный 16 герцам, представляет собой «до» субконтроктавы, самый высокий — «ре-ми» седьмой октавы. Диапазон нашего слуха охватывает около 16 октав. Частотный интервал октавы, соответствует увеличению частоты звуковых колебаний ровно в два раза. (Так до — 131 герц, до 1 — 262, до 2 — 524, до 3 — 1048).
Основными частотами, при помощи которых люди общаются друг с другом, используя речь, являются 500…4000 герц. Частотный спектр «голосов» многих представителей животного мира располагается в диапазоне слуха человека. Так, например, слоны «разговаривают» в зоне 95…380 герц, земноводные — 1000… 3000, цикады — 3000…8000, жуки — 5000…8000, саранча — 3000…15 000 герц.
Еще одна характеристика звука — сила звука. Она измеряется в единицах, получивших название белл — в честь Александра Грехема Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Введение такой единицы при акустических измерениях дало возможность выразить интенсивность всех звуков области слухового восприятия в относительных единицах от 0 до 140 децибел. Для сравнения мы приведем цифры, где показаны уровни интенсивности звуковой активности, выраженные в децибелах:
Атака звука. Различные виды атак и их роль в пении.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Атака звука. Различные виды атак и их роль в пени.
Атака звука определяется различными вариантами взаимодсйствия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак: Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердуто атаку, так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком, возникащим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака ветречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и nотому совершенно непригодна для голосообразования.
Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мяrкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения> голосовьгх складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.
Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздука. Придыхательная атака рассматривается самостояrельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.
Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха
Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образованин головного и смешанного регистров.
Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание. Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно. В вокально-педагогической практике используется мягкая и твердая атаки, придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях. Применение того или другого вида атаки определяется иидивидуальными особенностями учащегося. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание складок) и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых складок пользоваться более твердой атакой. И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (пересмыкание голосовых складок) и «горление» (горловой призвук звучания), то полезно вначале применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной. Но применение такой атаки должно быть осторожным, чтобы не вызвать «подъездов» к звукам.
Атака является выразительным средством в пении. Вариация видов атак позволяет передать различные настроения. Лирические настроения обычно связаны с применением более мягкой атаки, а драматические эмоции выражаются при помощи более твердой атаки звука. Твердой атаки требуют драматически насыщенные произведения или фрагменты из них. С твердой атакой сопряжено, как правило, исполнение маршеобразных песен. При этом необходимо следить, чтобы такой способ подачи звука не отяжелял звучание детских голосов.
Атака звука (Методические рекомендации)
Ионина Г.И., педагог дополнительного
образования МБУДО «Лянторский ЦДО»
1.Твёрдая атака. Характерна для плотного смыкания голосовых связок до начала звукообразования и сильном их сопротивлении воздуху при извлечении звука. Звук при этом твёрдый, яркий, энергичный, резкий.
В разговорной речи твёрдой атаке соответствует громкий разговор и крик.
2.Придыхательная атака. Возникает тогда, когда голосовые связки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха и остаются неплотно сомкнуты в течение всего звукоизвлечения. При этом вместе с гласной слышится звук, похожий на «х». При придыхательной атаке происходит повышенный расход воздуха, зачастую неточны попадания на ноты, а также возникает потеря яркости звука.
В разговорной речи придыхательной атаке соответствует приглушённый, доверительный разговор «по секрету».
3.Мягкая атака. Она занимает промежуточное положение между первыми двумя. Мягкая атака возникает при одновременном смыкании голосовых связок и начала выдоха. Этот вид атаки обеспечивает наилучшие вокальные возможности голосовым связкам, голос становится мягким, богатым обертонами и меньше устаёт.
В разговорной речи мягкой атаке соответствует обычный негромкий, задушевный разговор с приятным тебе человеком.
Хороший певец владеет всеми тремя видами атаки и употребляет ту или иную в зависимости от характера исполняемого произведения.
Наверное, все знают замечательную певицу Кристину Агилеру. Может, далеко не все являются её поклонниками, но в том, что её голос обладает высочайшими возможностями, согласятся все. И известна она прежде всего очень сильным, звонким голосом с широким диапазоном. Певица практически постоянно использует твёрдую атаку при исполнении песен.
И, конечно же, я не смог удержаться и включил песню «Save Me From Myself» в свой заочный курс аккомпанемента на гитаре, в качестве одного из уроков. Если ты действительно хочешь достичь вершин в вокальном исполнении, обязательно познакомься с этой композицией!
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Атака звука
Сегодня певцы и педагоги уделяют атаке звука не так много внимания, как раньше. Хоть это и важная составляющая качественного звука, чаще всего певцы, не задумываясь, пользуются той атакой, которую усвоили в годы обучения. Тем не менее, этот вопрос заслуживает внимания.
Атака звука — это самое начало гласного звука, от которого зависит качество всей фразы, запас дыхания и эмиссия (см. ниже). Если фраза начинается с согласного, то сама природа согласного помогает «зацепить» дыхание. А если первое слово начинается с гласного, то здесь важна атака. (Опять же: гласные — река, согласные — берега). Этому элементу вокальной техники надо уделять внимание прежде всего при пении вокализов, особенно начинающими певцами.
Эмиссия звука — важная характеристика голоса певца, напрямую связанная с тембром. Это интенсивность и плотность звучания голоса на единицу времени, которые должны быть равномерны и однородны. В идеале звук должен получаться чистым и ровным, но густым.
Виды атаки звука
В разных школах по-разному подходят к классификации атаки. В целом, она зависит от того, начинается ли выдох до, во время или после смыкания связок. Атака бывает мягкой, придыхательной и твердой.
Придыхательная атака предполагает, что певец перед подачей звука уже начал выдыхать. В этом случае звук как бы садится на поток воздуха, но становится свистящим или даже сиплым и надтреснутым, а дыхание быстро расходуется или, как говорят, происходит утечка воздуха. Кроме того, от такой атаки искажается гласная, так как перед ней все время слышится придыхательный согласный «х», а это большой дефект. Такой звук можно использовать для выразительного эффекта, когда это необходимо, но не увлекаться им, так как он достаточно вялый, инертный, тусклый и будто завуалированный. Слишком вялая атака звука бывает от вялости связок (физиологические причины — вегето-сосудистая дистония, упадок сил, индивидуальные особенности и пр.), от вялости дыхания, отсутствия певческой опоры.
Другая крайность — жесткая атака. Происходит она от удара воздухом о связки, вызывая напряжение в горле. В этом случае сначала происходит смыкание связок, а потом подача воздуха. Долго так петь невозможно и вредно, так как быстро наступает утомление. Такая атака похожа на кашель и дает слишком металлический твердый звук, отталкивающий слушателя. Часто такую атаку называют «coup de glotte» или «colpo di glottide«, что означает «удар глоткой». Очень редко такой прием может быть использован для драматического эффекта.
И все же для успешной атаки звука нужно, чтобы начало выдоха и подача звука осуществлялись ОДНОВРЕМЕННО. Это и есть мягкая атака. И именно она происходит при пении фраз, начинающихся с согласного. Поэтому упражнения часто поются не на «А«, а на «Ма» и другие слоги.
Конечно, певец должен уметь владеть всеми тремя видами атак, используя при этом преимущественно мягкую. Но твердая и придыхательная нужны для художественных эффектов. В то же время, педагог может рекомендовать ученику временно (!) использовать твердую атаку для корректировки придыхания в начале фраз, или использовать придыхание для исправления привычки к твердой атаке, так как она в итоге не только вредна, но и форсирует голос. После исправления недостатка, начнет вырабатываться правильная мягкая атака звука.