Атаман что это значит
Значение слова «атаман»
1. В старину: выборный начальник вольных казачьих дружин.
2. В дореволюционной России: назначаемый или выборный начальник в казачьих войсках и селениях, выполнявший военные, полицейские и административные функции. Станичный атаман. Войсковой атаман.
3. Главарь, предводитель. Атаман разбойников. □ Рыбаки с неводом ехали на ночь в Камышовую бухту. Шесть человек команды спали на дне лодки; седьмой — атаман — правил рулем. Никандров, Береговой ветер.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
По одной из версий, слово происходит от тюркского слова «ата» — «отец»/«дед» с личным окончанием «ман» («мен — человек») и буквально означает «отец людей». Аналогами титула «атаман» являются такие обращения к старшим и начальникам как батя-командир, батюшка-царь, батька-атаман (ср. с турецким «ага» или «офицер», от «ага» — старший, старшина).
Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств. Так у Соловьева находим: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаём, что уже тогда в 1294 году три ватаги великокняжеские ходили на море со своим атаманом».
АТАМА’Н, а, м. 1. Начальник — название различных военных и административных должностей в казачьих войсках (дореволюц.). Войсковой а. Станичный а. 2. Предводитель разбойничьей или воровской шайки. А. разбойников. || перен. Коновод, предводитель (шутл.). Толпа деревенских мальчишек во главе со своим атаманом гналась за ним.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
атама́н
2. истор. в дореволюционной России — назначаемый или выборный начальник казачьих войск и поселений, выполнявший военные, полицейские и административные функции ◆ Станичный атаман.
3. устар. перен. предводитель, главарь шайки разбойников или воров || вообще предводитель (шутл.), коновод (устар.) ◆ Да чего и ждать от шайки разбойников, у которой атаманом убийца родного своего брата. Загоскин, «Аскольдова могила», 1833 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Может, кто из разбойников был не согласен с атаманом, да с ним не поспоришь. Вадим Бурлак, «Хранители древних тайн», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стеснённость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова атаман
Словарь Ушакова
атам а н, атамана, муж.
2. Предводитель разбойничьей или воровской шайки. Атаман разбойников.
| перен. Коновод, предводитель (шутл.). Толпа деревенских мальчишек во главе со своим атаманом гналась за ним.
Политическая наука: Словарь-справочник
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Выборный (с XVI в.) и назначаемый (с XVIII в.) высший начальник казачьего войска; выборный командир на время военного похода.
* ► А наказным атаманом не пригоже быть никому другому, как только одному Тарасу Бульбе. Нет из нас никого равного ему в доблести. // Гоголь. Тарас Бульба // *
2. Главарь разбойничьей или воровской шайки.
* ► Зарецкий, некогда буян, картежной шайки атаман. // Пушкин. Евгений Онегин // *
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Выборный (с XVI в.) и назначаемый (с XVII в.) высший начальник казачьего войска.
* А наказным атаманом. не пригоже быть никому другому, как только одному Тарасу Бульбе (Н. Гоголь). *
2. Главарь разбойничьей или воровской шайки.
* Было двенадцать разбойников, был Кудеяр-атаман (Н. Некрасов). *
Тюркизмы в русском языке
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
АТАМАН, а, м.
1. Высший начальник в казачьих войсках, а также военно-административный начальник в казачьих областях. Станичный а. Войсковой а. А. казачьего круга.
2. перен. Главарь, предводитель. А. разбойников.
| ж. атаманша, и (ко 2 знач.; разг.).
| прил. атаманский, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Атаман
Эта статья входит в тематический блок |
Казачество |
---|
Казаки по регионам |
Дунай · Буг · Запорожье/Днепр · Дон · Азов · Кубань · Терек · Астрахань · Волга · Урал · Башкирия · Оренбург · Сибирь · Семиречье · Енисей · Иркутск · Якутия · Забайкалье · Амур · Уссури · Камчатка · Персия |
История казачества |
Реестровое казачество · Кавказское линейное войско · Слободские казацкие полки · Поход за зипунами · Городовые казаки · Станичные казаки · Некрасовцы · Хопёрские казаки · Расказачивание · Казачий стан |
Казачьи чины |
Пластун · Приказный · Пятидесятник · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник· Подъесаул · Есаул · Войсковой старшина · Казачий генерал |
Организация казачества |
Атаман · Гетман · Кош · Круг · Майдан · Юрт · Паланка · Курень · Станица · Зимовник |
Казачьи атрибуты |
Папаха · Нагайка · Шаровары ·Шашка |
Атама́н (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле. Слово происходит от слова «ата» — «отец», «дед» у тюркских народов. Таким образом аналогами титула «атаман» являются такие обращения к старшим и начальникам как батя-командир, батюшка-царь, батька-атаман и др, которые очередной раз напоминают об определённых пластах культурного и исторического наследия русского народа, общего с другими народами Великой Степи.
Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств, подданных Золотой орды. Так у Соловьева находим: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаем, что уже тогда в 1294 году три ватаги великокняжеские ходили на море со своим ватамманом (ватагаманом, атаманом)». Интересно заметить, что по мнению некоторых исследователей именно эти вольные ватаги или компании вольных русских промышленников дали начало русскому казачеству, купечеству и промышленности, из таких людей вышли известные русские казацко-купеческие рода Строгановых, Добрыниных и другие.
Содержание
Этимология
Слово «Атаман» имеет несколько версий происхождения.
История
История Всевеликого Войска Донского согласно А. С. Пушкину [неавторитетный источник?] начинается во времена борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и распада Великого Войска Степного на землях возле Волги и Дона. Именно тогда, в условиях царившей анархии и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные войны-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Войска Степного. Со временем, к казачьим отрядам начали также присоединяться тюркоязычные жители этого региона.
Поэтому нет ничего удивительного, что своих начальников донские казаки продолжали называть атаманами. Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом — народным собранием всего казачьего войска. На этих общественных сходах на открытой площади, казаки действительно составляли из себя круг, стоя без шапок в знак уважения к месту и случаю. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. Зачастую на выборах происходила борьба партий, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой ожесточившихся сторон.
В помощь войсковому атаману избирались ещё два войсковых есаула, а для ведения письменной части — войсковой дьяк. Войсковой атаман был лишь исполнительным органом войскового круга, самостоятельной власти он не имел никакой. Блюститель порядка и исполнитель решений круга, он по собственному почину ничего не мог и не смел предпринимать, в противном случае ему грозило позорное лишение должности, а иногда и суровая казнь.
Войсковой атаман обыкновенно докладывал в кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения всего войска, для чего он вместе с своими есаулами выходил на середину круга, но это не было его исключительным правом: всякий казак мог выступить в середину и предлагать вопросы на суд народный. Голос атамана был равен голосу всякого другого казака: он имел вес лишь постольку, поскольку подкреплялся личной доблестью атамана и уважением, которое к нему питало войско. Сложив с себя звание по окончании выборного срока, атаман поступал в общее число войска и уж ничем не отличался от рядовых казаков. По образцу этого общего войскового управления начали в конце XVI столетия складываться и частные управления в городках. Всякая казачья община, жившая в городках или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.
Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман — это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот, отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «атаманы — молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».
Сословие атаманов
Но с течением времени дело изменилось: возникло на Дону целое сословие атаманов, резко отделявшееся от народа и рядовых казаков. Впрочем, наряду с этим, слово «атаман» и в смысле начальника и должностного лица, и в смысле просто знатного казака начинает заменяться словом «старшина». Впервые название старшины упоминается в 1649 г. в донесении дворянина Андрея Лазарева в Посольский приказ, где слово это употреблено вместо «атаман». Далее в показании, данном в Посольском приказе станичным атаманам Козьмой Дмитриевым, приехавшим с Дону в Москву в 1655 г., между прочим говорится, что начальником казаков в морском походе был старшина Павел Нескочихин. После этого весьма часто встречается в актах название старшины, которое означало то же, что и атаман. С 1680 г. название «атаман» весьма редко встречается в актах, кроме одних только грамот, в коих обыкновенно писали: «на Дон в нижние и верхние юрты атаманам и казакам, войсковому атаману (такому-то) и всему войску Донскому»; в донесениях же в Посольский приказ разных чиновников, бывших на Дону, атаманов всегда называли старшинами.
При Петре I название старшины сделалось столь общим, что и само Войско Донское в донесениях своих к государю именовало знатных людей старшинами: «и мы, выбрав в кругу, — доносили государю казаки в 1705 г., — старшин Максима Фролова, Василья большого Познеева, Ефрема Петрова и прочих…». Из современных актов не видно, в какое именно время название старшин обратилось в звание сословное и чин. Надо полагать, что это последовало в середине XVII столетия, когда число казаков значительно умножилось, возникли постоянные и обширные селения, появились богатые и бедные, проникли в среду казаков роскошь и честолюбие.
Классовость в казачестве
Атаманы и старшины, как первенствующий класс войска, естественно имели перевес над прочими казаками, отличаясь богатством и умом, и потому они постепенно присвоили себе навсегда преимущества, сопряжённые с временной должностью, и поставили себя в положение, резко отличавшее их от всего войска. Власть и значение старшин усиливались по мере того, как ограничивались вольности казацкие; вскоре по восшествии на престол Петра I они мало-помалу сосредоточили в своих руках права круга.
Этому способствовали разные обстоятельства, но главным образом беспрерывное снаряжение казацких отрядов в состав московского войска под начальством старшин и назначение войскового атамана властью государя. Возведение в звание старшин зависело от войска, оно же за преступления и лишало этого достоинства, но в 1754 г. запрещено было Войску Донскому производить в старшины без представления в военную коллегию. Наряду с возникновением отдельного сословия старшин расширялась и усиливалась власть войскового атамана. Со второй половины XVII в. он является уже прямым начальником казаков в дни мира и брани. К нему перешли разного рода дела по внутреннему управлению и внешним сношениям, которые до того ведались одним лишь войсковым кругом: он разбирал тяжбы, защищал от обидчиков, разделял царское жалованье между казаками, принимал послов турецких, татарских и калмыцких, вёл с ними предварительные переговоры и лишь окончательное решение передавал на суждение круга.
Должность войскового атамана оставалась выборной до 1718 г., выборным и наказным (назначенным) атаманом Всевеликого Войска Донского (1707—1718) был Войсковой писарь П. Е. Ромазанов (? — 1718), а с той поры она замещалась по назначению от правительства, то есть атаманы уже не избирались. Первым войсковым атаманом, назначенным царским указом, был Василий Фролов, по смерти его в 1723 г. определен был на место его старшина Андрей Лапатин, в 1735 г. назначен был Иван Фролов, в 1738 г. — Данило Ефремов. С того времени назначение войсковых А. зависит от высочайшей власти. Войсковые атаманы в знак достоинства своего искони носили в руках «насеку» (трость), которую они, оставляя должность, передавали вновь избранному в это звание с особенной церемонией. Пётр Великий, желая придать войсковым атаманам более важности и власти, пожаловал в 1704 г. Войску Донскому серебряную печать и насеку, украшенную на концах серебряной оправой; на верхней оправе была надпись: «насека войска донского 1704 г.». В 1705 г. он пожаловал войсковым атаманам в знак их достоинства пернач, вызолоченный по серебру и украшенный цветными каменьями.
На Украине войсковой атаман назывался гетманом. Начальники отдельных селений, также выборные, некогда именовались куренными атаманами, а впоследствии просто отаманами или сельскими атаманами. Последние были в то же время и судьями. Жалобы на их решения, в основном словесные, поступали в сотенную канцелярию, где заседал атаман сотенный — первое лицо в сотне после сотника. Вместе с сотником он решал дела в сотенной канцелярии и в отсутствие его правил его должностью. Звание это было очень важно с 1600 г. до половины XVIII века. Выборный начальник всей Запорожской Сечи именовался кошевым атаманом и номинально был подчинён гетману; начальники отдельных частей назывались куренными атаманами (Сечь делилась на курени, то есть группы домов или жилищ).
Далее, повсеместно предводитель отряда, выступавшего в поход, получал название походного атамана. В отсутствие войскового атамана назначался исправляющий его должность под именем наказного атамана. В XIX веке, когда войсковым атаманом всех казачьих войск считался наследник престола, казачьи войска постоянно управлялись наказными атаманами.
Наконец, атаманом называется вообще старший в деле, например, атаман рыболовный — временный начальник рыболовства на реке Урале. В постоянных приморских рыбных ловлях артель или ватага также избирает атамана (ватаммана). Это главный распорядитель работ: «без атамана дувана не дуванят», то есть добычи не делят. В этом именно смысле начальника промысловой партии, рыболовной ватаги «ватамман» (ватагаман, атаман) впервые упоминается в новгородских грамотах XIII в. В малороссийском и новороссийском крае атаманом зовут сельского старшину, старосту, также старшего пастуха или чабана, большака рыболовной ватаги и проч.
Атаман
Из Википедии — свободной энциклопедии
Атама́н (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).
По одной из версий, слово происходит от тюркского слова «ата» — «отец»/«дед» с личным окончанием «ман» («мен/мэн» — я) и буквально означает «я ваш отец». Аналогами титула «атаман» являются такие обращения к старшим и начальникам как батя-командир, батюшка-царь, батька-атаман (ср. с турецким «ага» или «офицер», от «ага» — старший, старшина).
Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств. Так у Соловьёва находим: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаём, что уже тогда в 1294 году три ватаги великокняжеские ходили на море со своим атаманом».
«Терпи казак – атаманом будешь!» Кто же такие атаманы? Часть 1
Вольные времена казачества
Ни для кого не секрет, что в нашей жизни очень многое зависит от того, кто и как руководит людьми. Общественные науки и человеческий опыт доказывают, что общества без власти не бывают. Что говорить о людях, когда даже в сообществах животных присутствуют отношения господства и подчинения! Но там это формируется на уровне инстинктов и, конечно, не рефлексируется. Люди же устроены так, что все время спорят по поводу властных, а значит, политических отношений, ругают и ненавидят или терпят и подчиняются.
Редко кто когда любит власть, редко вызывает она положительные эмоции. Возможно, все дело в человеке, его страстях и личных качествах. Кстати, мало кто выдерживает испытание властью. Но, тем не менее, власть будет существовать всегда. И здесь, скорее всего, важно то, как и на каких основаниях, эта власть организуется.
История нашей страны знает если и не уникальный, то удивительный способ взаимоотношений общества и власти. Причем способ, который пережил века. Во многих других структурах жизни он стал анахронизмом, и исследователи изучают его в исторической ретроспективе, рассматривая как что-то начальное, далекое от более высоких «сакральных» или «договорных» основаниях существования власти.
Это способ выбора обществом, по его мнению, лучшего представителя для руководства людьми в различных сферах жизни. Историческим примером здесь может служить казачество, где институт выборной атаманской власти прошел через века и долгое время был синонимом справедливого устройства взаимоотношения общества и власти.
Образ казачьего атамана для обычного человека — это всегда что-то очень сильное, яркое и красочное. За этим званием в сознании людском стоят несколько столетий воплощенной народной мечты о справедливом общественном устройстве и не менее справедливом управлении. Так получилось, что в наиболее законченных формах идея народного самоуправления была воплощена в казачьей общине и в должности выборного казачьего атамана.
Весьма интересно, что само по себе казачество прошло сложный путь эволюции, притом, что время его формирования было отнюдь не доисторическое. Всё происходило уже в хронологических рамках второго тысячелетия новой эры, то есть уже в эпоху письменной истории народов. А что касается должности казачьего атамана, так весьма примечательно, что она была выборной, срочной (на время) и очень ответственной. Ответственной во всех смыслах, притом что главный смысл может быть в ответственности перед обществом, перед теми, кто этого атамана выбирал, так как если обязанности исполнялись не должным образом, атаман переизбирался.
Вообще, откуда взялось само понятие «атаман»? Версий здесь несколько. Что может быть авторитетней официальной энциклопедии. Слово «атаман», по мнению некоторых исследователей, восходит к польскому hetman, которое, в свою очередь, произошло от немецкого Hauptman, что значило «начальник» или «старший». Другие же считают, что «атаман» слово древнерусское, но также заимствованное из тюркских языков, где odaman означало «старейшина пастухов или казачьего лагеря». Кстати, в «Большой советской энциклопедии» говорится также про тюркские языковые источники.
Считается, что на Руси слово «атаман» впервые встречается в новгородских грамотах. В каком-то смысле перед нами опять вечная дилемма очень многого в русской жизни, особенно в историческом контексте. В данном случае это заимствование слова и спор идет, откуда, с Востока или Запада, оно к нам пришло. Но на самом деле это не так уж и важно…
Есть и другие интересные, иногда баснословные версии, но оставим их пытливым умам и договоримся, что определять атаманов будем мы именно вышесказанным образом.
Изначально атаманами казаки называли своих военных предводителей. Как уже было сказано выше, атаманская должность была выборной. Для этого казаки собирались в круг и путем голосования определяли себе вождя. Характерно, что выбранный атаман был хозяин в жизни и смерти казаков. Он представлял собой высшую власть, но, что важно, только во время похода. После возвращения казачьей ватаги в родные пенаты атаман складывал с себя полномочия и становился рядовым казаком, причем подсудным, как и другие члены казачьей общины.
Если атаман переставал быть высшей властью, то что представляла собой высшая власть в казачьем сообществе? И вот здесь надо сказать об удивительных вещах. Казачество как социальная структура было устроено достаточно интересно. Особенностью было, по-настоящему демократическое устройство казачьей общины. Высшим органом власти у казаков был войсковой круг (рада, коло). Именно на Круге происходили все значимые для казаков политические и иные решения. Круг соединял в себе все ветви власти, а именно законодательную и судебную, лишь на время военных походов, передавая власть исполнительную в руки атаманов. Но и здесь присутствовала еще одна особенность.
Как уже было сказано выше, атаман во время похода концентрировал в своих руках более чем только распорядительную, т.е. исполнительную власть. Его слово было законом, а его распоряжения в области наказания за какие-либо провинности обсуждению не подлежали и оспорены быть не могли, вплоть до смертной казни. Все претензии к атаману откладывались на потом, т.е. на возвращение из похода, после которого он (атаман) складывал свои полномочия, становился равен всем и подсуден как все, а к Кругу, который обретал вновь свои полномочия, казаки могли вновь апеллировать, если считали какие-то действия атамана несправедливыми или чрезмерными.
Старейшим в России является Донское войско. Официально установленное старшинство, т.е. здесь уместно сказать «как бы», начало войска ведется с 1570 г. Естественно, что история казачества насчитывает гораздо более длинную историю. Не вдаваясь особенно в подробности этого вопроса (особенно в баснословную его часть), скажем, что первые серьёзные упоминания о казаках появляются, по меньшей мере, в XIV в., а в дальнейшем связаны были с устройством юго-восточных границ Рязанского княжества.
Список известных по разным источникам донских атаманов с XVI по XX в. насчитывает более 60 человек. Это те, чьи имена вошли в официальную историю Донского войска. А были бесчисленные «неформальные» атаманы, поднимавшие казаков на «охоту за зипунами», на различные бунты и восстания против власти, на бесчисленные «воровские» походы на казачьи реки. В годы русской Смуты начала XVII в. казачество и крестьянство, которое тоже хотело стать казаками, дали такое количество атаманов, которое невозможно исчислить. И надо сказать, что принципы организации власти, что у «голутвенных» казаков, что у так называемых «официальных» казаков продолжали оставаться неизменными.
Пройдемся по некоторым персоналиям. В Донском войске отметим как неизвестных, так и получивших всемирное признание атаманов. Начнем с XVI в., т.к. до этого известных по именам казачьих атаманов не находится. У Н.М. Карамзина находим под 1549 г. информацию о неком Сарыазмане, казачьем атамане, который, кстати, уже был с войском подданными Ивана Грозного, так вот они «завладели сею рекою (Доном) до самого устья, требовали дани с Азова, воевали ногаев, Астрахань, Тавриду (Крым); не щадили и турков, обязывались служить вдали бдительной стражей для России».
И хотя немного известно о первом донском атамане, все же он попал в переписку глав государств, содержание которой во многом показывает накал взаимоотношений и дипломатические коллизии, возникавшие на почве действий казаков. В грамоте 1550 г. посланной от ногайского правителя Юсуфа Ивану Грозному говорится о Сарыазамане: «Холопи твой, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и четырех местах городы поделали, да наших послов и людей…забирают, иных до смерти бьют…» Царь Иван отвечал, что, мол, «те разбойники… живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут». И далее царь лукаво предложил, мол, ты Юсуф, поймай их сам да в Москву пришли, здесь мы этого Сарыазмана с другими ворами и казним.
Этот момент очень интересен. Известно, что считается, что служба казаков, в частности донских казаков русскому государству начинается именно в XVI в. при Иване Грозном. Но служба эта была очень своеобразна. До XVIII в. донские казаки были с русским государством как бы в равных отношениях. То есть напрямую подчинения казачеству царской власти не было.
Казаки общались с московским царством на равных, их станицы, бывавшие в Москве, имели по существу, дипломатический статус. Это происходило по тому, что центральная власть, с одной стороны, не могла сильно влиять на казаков, а с другой стороны, была очень заинтересована в прикрытии своих юго-восточных границ со стороны Дикого Поля. Именно поэтому, между Москвой и казачеством сложились весьма своеобразные отношения. Казаки по клятве-присяге обязались защищать рубежи Московского государства, за это государство платило жалованье, хлебом, деньгами и иными материальными благами, например, оружейными припасами, в которых у казаков всегда был недостаток, т.к. изначально хозяйством они не занимались.
Основным занятием казачества была война. Но во внутренние дела казачества власть не совалась, что и предопределило дальнейшую эволюцию казачества. Оно изначально было очень самостоятельным, в отличие от многих других подданных царя, были лично свободными, обладали в связи с этим чувством собственного достоинства, и к тому же были способны к самоорганизации.
Правда редкость употребления имени первого известного донского атамана некоторыми исследователями ставит самого его под сомнение. Например, Е.П. Савельев выводит имя из иранского языка, где «сарыазман» означает «удальца». Есть и другие версии, но уже подтверждающие общеизвестную точку зрения и лишь уточняющие её.
Как казачество делится, по сути, на раннее татарское и более позднее синтезированное из разных народов, так и Сарыазман, возможно был татарином или русским, носившим татарское прозвище. И для Московского царства и для друзей-противников его казаки в целом, а Сарыазман в частности, были разбойниками, но для русского государства «нашими», а значит почти «хорошими» разбойниками, а для других — «чужими», «московскими», а значит «плохими», «лихими» людьми. Но, собственно так всегда и бывает в большой внешней политике. Для нас же главное, что в XVI в. наконец прозвучало реальное имя казачьего предводителя. И звали его Сарыазман.