атамкулов ерлан думшебаевич биография
Атамкулов ерлан думшебаевич биография
НОВЫЙ ГЛАВА «КАЗАКСТАН ТЕМИР ЖОЛЫ» ЕРЛАН АТАМКУЛОВ ВСТРЕТИЛСЯ С ЖУРНАЛИСТАМИ
С нового года тарифы на услуги железной дороги могут вырасти на 5-7 процентов. «Казакстан темир жолы» намерен применить новую методику расчета своих затрат. Такой шаг вызван тем, что все имущество нашей железной дороги окончательно изношено. Об этом сегодня заявил новый руководитель предприятия. Ерлан Атамкулов сообщил, что предложенная ранее программа реструктуризации будет пересмотрена.
ПО ДАННЫМ Д.Р.АШИМБАЕВА («КТО ЕСТЬ КТО В КАЗАХСТАНЕ», АЛМАТЫ, 2002)
Атамкулов Ерлан Думшебаевич родился в 1948 году в Каскеленском районе Алма-Атинской области (земляк Н.А.Назарбаева). В 1982 году окончил Алма-Атинский архитектурно-строительный институт по специальности «инженер-строитель».
АКЦИОНЕРЫ ОАО «КАЗАХТЕЛЕКОМ» ИЗБРАЛИ НОВЫЙ СОСТАВ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ
ОАО «Казахтелеком», ценные бумаги которого торгуются по официальному списку биржи категории «А», представило Kазахстанской фондовой бирже (КASE) копию протокола внеочередного общего собрания акционеров, которое состоялось 20 апреля. В соответствии с повесткой дня собрание акционеров «Казахтелекома» единогласно приняло решение досрочно прекратить полномочия всех членов Совета директоров ОАО и избрать новый состав Совета директоров в количестве семи человек, передает Казахское информационное агентство.
В новый Совет директоров вошли А.Налибаев, А.Есенгараев, Э.Утепов, А.Бектасов, А.Алшинбаев, Н.Жусупова, и Н.Субханбердин. Собрание акционеров также приняло решение внести в Положение «О Совете директоров ОАО «Казахтелеком» изменения и дополнения касательно определения минимального количества заседаний Совета (не реже двух раз в квартал).
Также на собрание акционеров был вынесен вопрос о заключении соглашения об открытии кредитной линии между «Казахтелекомом» и ОАО «Казкоммерцбанк» на сумму до 38 миллионов долларов США сроком на 5 лет. По данному вопросу было принято решение о передаче его на рассмотрение Совета директоров «Казахтелекома» в связи с необходимостью дополнительного изучения условий сделки, и в случае необходимости вынести указанный вопрос на рассмотрение общего собрания акционеров.
Токмади неожиданно разбогател после происшествия на охоте
Существенные детали жизни и психологического портрета исполнителя заказного убийства банкира Ержана Татишева раскрываются в ходе судебного процесса в Таразе по уголовному делу в отношении обвиняемого в организации этого убийства Мухтара Аблязова, передает корреспондент МИА «Казинформ».
Выступающий на суде свидетелем Ерлан Атамкулов, президент группы компаний «Тенгри Инвест» и уроженец Жамбылской области, рассказал об обстоятельствах своего знакомства с осужденным за убийство банкира Ержана Татишева Муратханом Токмади:
«В 1993 году, будучи генеральным директором СП «Рахат», я занимался строительством гостиничного комплекса «Рахат-Палас». Примерно в это время М. Токмади был назначен на должность моего заместителя, в его обязанности входило обеспечение порядка на стройке. С ним у меня были только служебные отношения, несколько раз с ним выезжал на охоту, последний раз в 1999 году, но больше совместного времяпрепровождения не было».
По словам Ерлана Атамкулова, на тот момент финансовое положение Токмади было невысоким.
«Насколько мне известно, он владел домом, каких-либо крупных активов и средств у него не было. Однако удивило, что в 2004 году, после случая на охоте, материальное состояние Муратхана резко поднялось».
Подробно Ерлан Атамкулов рассказал о знаменательном эпизоде, после которого прервал с Токмади всякое общение.
В дальнейшем Токмади пытался попасть на прием к Ерлану Атамкулову, пробовал пообщаться с ним на мероприятиях, но тот дистанцировался от него.
По словам свидетеля, за день до убийства на охоте Ержана Татишева Токмади неоднократно звонил Атамкулову и предлагал вместе с ними поехать на охоту.
Что касается отношений с погибшим банкиром Ержаном Татишевым, то свидетель отметил, что у них были деловые отношения.
Он выразил удивление, что Токмади поддерживал отношения с Ержаном Татишевым.
По приговору суда от 16 марта 2018 года М. Токмади, обвиняемый в убийстве банкира Ержана Татишева, был осужден к 10 годам заключения в условиях максимальной безопасности.
«Райское досье» из офшоров с именами казахстанской элиты
Международный консорциум журналистских расследований (International Consortium of Investigative Journalists, ICIJ) и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) обнародовали новый массив документов, по масштабу сопоставимый с «Панамским архивом». Он называется Paradise Papers («Райское досье») и содержит 13,4 миллиона регистрационных документов офшорных компаний. В списке владельцев офшоров упоминаются и несколько человек из Казахстана.
Авторы доклада нашли в списках регистрационной компании Appleby множество имен действующих и нынешних политических деятелей со всего мира и предполагают, что офшорные компании и их владельцы таким образом уходили от налогообложения в своих странах. Упоминаемые офшоры охватывают различные юрисдикции, в первую очередь Каймановы, Бермудские и Британские Виргинские острова.
В докладе фигурируют министр торговли США Уилбур Рос, государственный секретарь США Рекс Тиллерсон, частный фонд королевы Великобритании Великобритании Елизаветы II Duchy of Lancaster, который управляет ее личным состоянием, член Европарламента от Литвы Антанас Гуога и многие другие известные личности.
Среди казахстанцев, включенных в доклад, есть по крайней мере два человека, занимающих сейчас высокопоставленные должности. Один из них – в государственной структуре, другой – в квазигосударственном секторе. Это министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Бейбут Атамкулов и нынешний глава национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев (вместе с Мынбаевым в докладе упоминаются несколько бизнесменов и бывших совладельцев крупнейшего казахстанского банка).
МЫНБАЕВ КАК «МАГНАТ»
«Тайные миллиардеры Казахстана» – расследование под таким названием опубликовал Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) 5 ноября по результатам утечки информации из офшорного регистратора Appleby. Главным фото этого материала на сайте OCCRP стал снимок председателя правления казахстанской национальной компании «КазМунайГаз» 54-летнего Сауата Мынбаева.
Основываясь на масштабной утечке материалов относительно владельцев частной компании Meridian Capital, в публикации заявляют, что Мынбаев – не просто «правительственный технократ», но и магнат. Журналисты-расследователи из OCCRP пишут, что сфера интересов Мынбаева и его партнеров по бизнесу (в их числе называют нескольких казахстанских бизнесменов) охватывает не только нефть и газ, но и недвижимость, логистику, авиацию, пищевую промышленность. Сауат Мынбаев и группа влиятельных банкиров, как говорится в публикации, создала бизнес-империю на миллиарды долларов, работающую в США, Европе, Азии, Африке и даже Австралии.
Расследователи приводят данные, что компания Meridian Capital, созданная в 2002 году, активно росла вместе с карьерным ростом Мынбаева, который в 2007 был назначен министром энергетики, затем стал министром нефти и газа, а в 2013 году возглавил нефтегазовую компанию «КазМунайГаз».
Совладельцы Meridian Capital, пытавшиеся сохранить в тайне свои капиталы, выбрали Бермудские острова как идеальную гавань, не требующую от компании раскрывать имена своих владельцев, отмечают расследователи. Они пишут, что Meridian Capital – вершина огромной пирамиды, состоящей из разных компаний в десятках юрисдикций. Им приписывают контроль над десятками компаний, осваивающих месторождения углеводородов от Аляски до Африки и Австралии, а также над железнодорожной компанией, обслуживающей крупнейшие предприятия казахстанского нефтегазового сектора. Meridian Capital, по сообщениям расследователей, контролирует компанию, владеющую 14 аэропортами в России. «Бизнес-империя», как предполагается, продала торгово-развлекательный центр Galeria Mall в Петербурге компании Morgan Stanley за 1,1 миллиарда долларов, провернув самую дорогую на тот момент сделку на российском рынке недвижимости.
Азаттык обратился за комментариями в национальную компанию «КазМунайГаз». В приемной ее главы Сауата Мынбаева сообщили, что его сегодня нет на рабочем месте в связи с выездом, попросив отправить интересующие редакцию вопросы через пресс-службу. Азаттык направил официальный запрос, в пресс-службе «КазМунайГаза» 6 ноября подтвердили получение письма.
АТАМКУЛОВ КАК «ВИНОДЕЛ»
У министра оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Бейбута Атамкулова нашлась зарегистрированная на Мальте компания Centraz Finance Ltd. основанная еще в 1998 году: она до сих пор ведет хозяйственную деятельность. Бейбут Атамкулов в прошлом работал в структуре МИД, был ответственным секретарем министерства по инвестициям и развитию, с 2015 до 2016 года занимал должность акима Южно-Казахстанской области.
Другой директор компании на Мальте – брат Атамкулова Ерлан, который в 2002–2007 годах возглавлял национальную железнодорожную компанию «Казахстан темир жолы». Ерлан Атамкулов ушел в отставку на фоне дела о коррупции в железнодорожной компании, но конкретно ему обвинения не предъявлялись. Мальтийская компания, директорами которой являются братья, занимается производством и продажей вина.
Азаттык обратился в приемную и в пресс-службу министерства оборонной и аэрокосмической промышленности, чтобы узнать позицию Бейбута Атамкулова относительно публикации Paradise Papers. В пресс-службе пообещали предоставить информацию позже. На момент публикации материала комментарий не был получен.
Это не первый случай утечки документов из занимающихся офшорами компаний. В прошлом году Международный консорциум журналистов-расследователей и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности открыли доступ к размещенной в Интернете базе данных о владельцах офшоров и связанных с ними лицах, основанной на «Панамском архиве» – утечке данных из панамской фирмы Mossack Fonseca. В документах фирмы упоминаются 72 бывших и нынешних главы различных государств, а также многие известные компании и люди. Например, там содержатся данные о секретных офшорных компаниях, связанных с семьями и сподвижниками Хосни Мубарака в Египте, Муаммара Каддафи в Ливии, Башара Асада в Сирии, Владимира Путина в России.
В документах приводился и список участников офшорных зон из Казахстана, который, по некоторым данным, состоит из более 260 физических лиц, около десятка компаний, семи посредников и 243 юридических адресов. В опубликованных в Интернете сведениях значится «Dariga N. Nazarbayeva»: персональные данные совладелицы зарегистрированной на Британских Виргинских островах офшорной компании Asterry Holdings LTD схожи с именем и фамилией Дариги Назарбаевой, старшей дочери президента страны, депутата сената парламента. В публикациях об офшорных счетах «Панамского архива» называлось и имя Нурали Алиева, сына Дариги Назарбаевой, старшего внука президента Казахстана, работавшего до весны прошлого года заместителем акима Астаны.В «Панамском архиве» есть информация об офшорах совладельца металлургического гиганта ENRC Патоха Шодиева, бизнесмена Маргулана Сейсембаева, упоминается также Erlan Sagadiev (человек с таким именем и фамилией занимает пост министра образования и науки Казахстана).
Власти Казахстана на «Панамский архив» де-факто не отреагировали: генеральная прокуратура Казахстана заявила, что не ведет расследований по этим утечкам.
Атамкулов Ерлан Думшебаевич
Асанова Балнур Есмухамбетовна
Аухадиев Кенес Мустаханович
Атамкулов Ерлан Думшебаевич
Ф. И.О.: Атамкулов Ерлан Думшебаевич
Дата рождения: 13.10.1958г.
Ученая степень, звание: к.э.н., почетный профессор
Место работы, должность: экс-президент АО «Қазақстан темір жолы»
Позиция в НИА РК: член-корреспондент (2003 год)
Научные труды и изобретения: автор более 25 научных и методических работ, монографии «Управление инвестиционным процессом в строительной индустрии», а также 5 докладов на международных конференциях.
Участие в проектах: является известным ученым в области изучения финансово-инвестиционных, организационно-экономических, нормативно-правовых вопросов управления инвестиционных процессов в строительстве. Автор ряда теоритических и методологических положений повышения результатов и эффективности проектного инвестирования на основе рационализации управления инвестиционным процессом воспроизводства основных фондов строительной индустрии Республики Казахстан
На кого работает КТЖ?
Ответ на этот вопрос лучше всех знает Ерлан Атамкулов
Более двух десятков уголовных дел, возбужденных в отношении ряда руководителей «Казахстан темир жолы», а также скоропостижная отставка с поста президента национальной компании Ерлана АТАМКУЛОВА создали в обществе ощущение, что государство полно решимости навести наконец порядок на казахстанской железной дороге. Между тем надежды в очередной раз могут оказаться ложными. Поскольку похоже, что власти до сих пор не понимают и не представляют себе реального масштаба деяний, совершенных в течение последних пяти лет гном Атамкуловым и теми, кто за ним стоит. Хотя верится в это с большим трудом.
Если называть вещи своими именами, то сегодня целая страна поставлена в зависимость от воли, капризов и желаний небольшой группы частных лиц, которым отдана на откуп одна из главных стратегических отраслей экономики.
Как, когда и почему это произошло?
Все эти годы под чутким руководством Ерлана Атамкулова на нашей железной дороге происходил очень сложный и запутанный процесс, в официальных документах названный реструктуризацией. Согласно постановлению правительства реструктуризация была направлена на то, чтобы заставить работать железнодорожную отрасль более эффективно, создав в ней конкурентную среду. Но, видимо, у гна Атамкулова и его единомышленников и покровителей было другое видение целей реструктуризации. В итоге получилось нечто противоположное тому, что замышляло наше прогрессивное правительство.
Единый государственный железнодорожный комплекс Казахстана в результате таких новаций был раздроблен на целый ряд частных структур, совокупность которых представляла собой гигантского монстра. В его щупальцах оказались все финансовые потоки. И те деньги, что выделяются железной дороге из государственного бюджета. И те, что платят граждане, покупая билет или заказывая перевозку груза.
Насколько это большая сумма?
В год обороты казахстанской железной дороги составляют порядка полутора миллиардов долларов. Сегодня ими полновластно и безраздельно «рулят» всего несколько человек. Но об этих людях чуть позже…
Под программу разгосударствления первой попала система магистральных сетей. Так на профессиональном языке называется самое ценное, что есть у железной дороги республики, это железнодорожные пути. Нет, конечно, даже столь отчаянные ребята, как Атамкулов и его команда, не рискнули бы отдать в частные руки такие стратегические объекты, как перегоны, протянутые от станции к станции, насыпи, рельсы или шпалы. Они просто продали все (!) имевшиеся в Казахстане предприятия по ремонту путей. Со всем оборудованием, включая несколько передвижных ремонтных комплексов. Каждая такая машина целый комбинат, который, передвигаясь по путям, проводит их дефектацию, замену или ремонт изношенных рельсов и шпал, всасывает в себя, как пылесос, гравий насыпей, промывает его или заменяет новым. Каждая такая машина стоит около двух миллионов долларов. Без передвижного комплекса невозможно получить государственную лицензию на ремонт путей и выиграть тендер. И вот все имеющиеся в Казахстане такие машины их всего 7 штук после реструктуризации оказались в руках трех частных компаний три у «ТемирЖолЖондеу» и по две у «ЖолЖондеушы» и «РемПуть». Все три компании за всю любовь заплатили государству 13 миллионов долларов. То есть на миллион баксов дешевле, чем стоили по номиналу упомянутые передвижные ремонтные комплексы. Но дело тут даже не в дешевизне приобретения. Главное получить право на ремонт железнодорожных путей в такой обширной стране, как Казахстан.
Почти все имеющиеся в нашей стране 18 тысяч километров стальных магистралей уже очень давно нуждаются в капитальном ремонте. Именно изза этого в последнее время так часто на нашей железной дороге происходят аварии со сходом с рельсов вагонов. Но ремонт ремонту рознь. Можно по первому разряду сделать, поменяв все рельсы, шпалы, гравий. А можно по второму или третьему разряду, сделав лишь косметический ремонт, слегка подшаманив пути. Но ведь в нашей замечательной стране недокументированных возможностей вообще можно сделать так, чтобы ремонтные работы, закупка новых рельсов или шпал производились только на бумаге.
По имеющейся у нас информации, именно за подобные проделки задержан и находится сейчас под следствием один из ведущих специалистов «Казахстан темир жолы» по вопросам снабжения Болат ШАКИРОВ, случайно приходящийся племянником Ерлану Атамкулову. Как и ныне находящийся в розыске заместитель президента компании Канат ЖАНГАСКИН. Знающие люди говорят, что как раз на шпалах и погорели родственник и заместитель Атамкулова…
Не менее лакомыми кусками при продаже были локомотивы и ремонтные депо. Благодаря заботам руководства КТЖ основной парк локомотивов между собой поделили такие частные структуры, как «Казжелдортранс» и «Локомотив2030». Их приватизация также сопровождалась разными забавами. Например, с вполне рабочего и еще пригодного к эксплуатации российского тепловоза, находящегося на балансе госкомпании, списывали и срезали всю надстройку вместе с двигателями и прочими агрегатами. Затем все это по цене металлолома продавалось двум названным выше структурам. Оставшаяся от разобранного тепловоза тележка, которая по сравнению с самим тепловозом стоит сущие копейки, отправлялась на переоборудование. На нее устанавливали американские дизели «Дженерал электрик» и новую надстройку. Если не знать, что американские двигатели в наших условиях ведут себя очень капризно, греются и не дают нужной тяги, то все происходящее можно было гордо назвать обновлением локомотивного парка. Вот только срезанные надстройки российских тепловозов, списанные и проданные как металлолом, в «Локомотиве2030» получали вторую жизнь. За деньги, которые ни в какое сравнение не идут со стоимостью нового тепловоза, их монтировали на новые тележки. В итоге, как и следовало ожидать, рабочие тепловозы вскоре остались только у «Локомотива2030» и «Казжелдортранса». И, разумеется, эти частные структуры сразу же начали сдавать эти тепловозы в аренду нацкомпании, которая вдруг ощутила острую нехватку локомотивного парка.
С приватизацией локомотиворемонтных депо тоже все было интересно. Разбросанные по республике 18 предприятий продали в частные руки всего за 61 миллион долларов, в среднем по три миллиона долларов за каждое депо. Теперь, как вы догадываетесь, они охотно продолжают обслуживать КТЖ. Но уже по другим расценкам.
Атамкулов и компания не стали ничего нового изобретать и при продаже имевшихся при железной дороге топливноэнергетических комплексов (ТЭК). ТЭК это расположенные близ крупнейших станций хранилища горючесмазочных материалов для тепловозов, а также системы их заправки водой и соляркой. Их продали еще в ноябре 2001 года трем ТОО «ТЭК Алматы», «ТЭК Астана» и «ТЭК Батыс». Шефство над ними взяло добровольное объединение юридических лиц в форме ассоциации «Транс Петролеум Групп», возглавляемое неким выходцем из Узбекистана, а ныне гражданином США З. КУШНИРОМ. Эта частная структура вот уже несколько лет поставляет казахстанской железной дороге горючесмазочные материалы, цена на которые ежегодно неизменно поднимается в среднем на 30 процентов. При этом ТЭК работают по предоплате, причем за месяц вперед. Изза этого государственная компания вынуждена брать кредиты в одном из коммерческих банков под 1215 процентов годовых. Таким образом, казахстанская железная дорога переплачивает за каждую тонну солярки или масла для тепловозов чуть ли не вдвое. Судя по имеющимся в редакции документам, примерная сумма средств, занимаемых КТЖ, ежемесячно составляет не меньше 3 миллиардов тенге.
Ну и, конечно, не менее аппетитным куском железнодорожного пирога были вагоны. Любой, кому время от времени приходится ездить поездами, знает, что цены на пассажирские билеты в железнодорожных кассах растут чуть ли не день ото дня. Но при этом пассажирские перевозки у нас почемуто считаются убыточными, которым требуются солидные государственные дотации. Хотя сами пассажирские вагоны после реструктуризации также находятся в руках коммерческой структуры «Пассажирской лизинговой вагонной компании». Пакет акций этой компании еще два года назад предполагалось вернуть государству, однако КТЖ до сих пор пользуется вагонами только на правах аренды.
Но это сущая ерунда по сравнению с тем, какие деньги делаются на аренде грузовых вагонов. Поскольку грузовых вагонов у нас всегда не хватает, то многие компании и предприниматели готовы платить за них и две, и три цены. Вот вам и готовая почва для глубокоэшелонированной коррупции чиновников железной дороги. Кстати, при Ерлане Атамкулове ремонт вагонов тоже был продан в частные руки. И показательно, что десяток частных компаний, ставших владельцами вагоноремонтных депо, тоже словно по приказу объединились в свою единую ассоциацию. Их хорошо слаженную работу по опустошению кошелька единственного клиента в лице КТЖ с очень большой натяжкой можно назвать конкурентной борьбой.
Список подобных трудовых подвигов Ерлана Атамкулова, совершенных им в кресле главы КТЖ, можно продолжать до бесконечности. С его легкой руки продавалось все существующие при железной дороге прачечные, гостиничный сервис для локомотивных бригад на станциях по всей стране, ресторанный бизнес…
Чтобы все подвиги перечислить, газеты не хватит. Публикация перечня свершений Атамкулова может занять не один номер. Проще сказать, что за эти годы руководством «Казахстан темир жолы» было распродано все, что хоть скольконибудь стоило. Самой нацкомпании достались разве что долги, которые сейчас благополучно повесили на госхолдинг «Самрук».
Самое важное организованная руководством КТЖ беспрецедентная по масштабам и методам распродажа всего железнодорожного имущественного комплекса дала государственной казне меньше 160 миллионов долларов. Тогда как суммарный доход нынешних владельцев составляет никак не меньше 300 миллионов долларов в год.
Соратники и покровители
Сейчас злые языки всерьез поговаривают, что помимо изрядно засвеченной в разных скандалах, но все равно непотопляемой персоны Ерлана Атамкулова в дележе пирога поучаствовали еще несколько наших весьма известных сограждан.
Так, например, некоторые весьма осведомленные люди утверждают, что лишь одна из компаний, занимающихся ремонтом магистральных сетей, оформленная на подставных лиц, принадлежит самому Атамкулову. Зато две другие якобы аффилированы с одним из руководителей Евразийской группы Александром МАШКЕВИЧЕМ.
Топливноэнергетическим комплексом Ерлан Атамкулов 50 на 50 поделился будто бы с другими не менее именитыми компаньонами.
Как утверждают злые языки, не случайно именно Евразийский и Народный банки выступили основными заемщиками кредитных средств для выкупа имущества железной дороги.
Известно, что на железной дороге сохранил свои некоторые позиции и такой известный и многоуважаемый сын Отечества, как Кайрат САТТЫБАЛДЫ. По нашим сведениям, он опосредованно, через своих доверенных людей, влияет в какойто степени на пассажирские перевозки и ремонт локомотивов.
Известно также, что при деле оказалась и семья бывшего спикера сената, а ныне посла в России Нуртая АБЫКАЕВА его сын Сергей очень даже приподнялся на поставках различных масел и песка для буксов локомотивов.
Все эти утверждения можно было бы считать полной ерундой и наветами завистников, если бы не одно интересное обстоятельство. Практически все перечисленные здесь предприятия (как и множество других, пока не перечисленных), а также упомянутые ассоциации недавно объединились в единый частный холдинг «Магистраль». Холдинг имеет статус объединения юридических лиц. Руководит им на правах наемного работника Юрий ЛАВРИНЕНКО, в недалеком прошлом вицеминистр транспорта и коммуникаций. Кстати, Лавриненко и нынешний президент КТЖ Кулекеев до последнего времени дружно работали в нацкомпании «Казмунайгаз». В общем, все сходится. Понятно, что официального разглашения имен истинных владельцев холдинга мы не дождемся. Но совершенно ясно, что именно эта коммерческая структура будет диктовать свои условия национальной компании. А значит, и государству. И нам с вами.
В ближайших номерах мы продолжим свои изыскания на железных дорогах Казахстана.