Ати это расшифровка грузоперевозки что
Что такое АТИ
АвтоТрансИнфо (АТИ) – это информационный сайт, где вы можете найти информацию о грузовых автоперевозках и найти деловых партнеров. Данный ресурс популярен на территории России, Украины, Европы и Балтийских стран. Здесь вы можете бесплатно размещать заявки на грузоперевозки и искать свободных попутчиков в требуемых направлениях и грузы по регионам. Таким образом, сайт позволяет грузоотправителям и перевозчикам организовывать эффективную логистику транспортировки грузов.
Чтобы найти груз на АТИ (для перевозчиков) или свободный автомобиль (для грузоотправителей), достаточно заполнить простую форму поиска, указав пункты отправления и прибытия, дату перевозки, тип кузова, вес груза. Доступны также дополнительные фильтры результатов. В случае успешного поиска, обе стороны одобряют условия сотрудничества и подписывают онлайн-сделку, после чего грузоперевозчик приступает к непосредственному выполнению заказа. Вы можете быть уверены в добросовестности перевозчика благодаря наличию на сайте рейтинговой системы.
Как работать с АТИ грузоперевозки
Поиск грузов по регионам работает очень просто: достаточно выбрать направление перемещения (к примеру, из Новосибирска в Красноярск или из Москвы в Санкт-Петербург) и АТИ выдаст релевантные результаты. На сайте доступна удобная мобильная версия, а также горячая линия поддержки клиентов, где вы можете получить оперативную консультацию. АТИ предлагает множество компаний-грузоперевозчиков в разных странах Европы. Если случилась пропажа груза при работе с АТИ, Вам необходимо обратиться в службу поддержки.
Если вас интересует быстрая, эффективная и доступная по цене доставка грузов различных габаритов, из России в Казахстан, ГК SAMCOM поможет вам в этом.
Забор груза в течение 2-х часов
в любом населенном пункте России или Казахстана
Преимущества и недосатки работы с системой АТИ грузоперевозки
Я порой вспоминаю, как же начинал свой бизнес, а начиналось все с сайта «АТИ грузоперевозки» доступного по адресу Ati.su. Давайте рассмотрим все нюансы работы с биржей грузоперевозок АТИ СУ. Начинаем!
Рынок грузоперевозок сегодня перенасыщен предложениями перевозчиков и заявками на доставку товаров. Зачастую заказчику требуется срочно найти машину для доставки попутного груза, а перевозчику необходимо собрать достаточное количество заявок на транспортировку сборного груза. Искать предложения, опубликованные в печатных изданиях нереально. На помощь в этом деле приходит Интернет. Но и здесь наобум найти выгодное предложение или заказ не так-то просто. Необходимо знание специальных информационных ресурсов. Сейчас в Интернете активно развиваются сайты с информацией о грузоперевозках. Это могут быть сайты специализированные, предназначенные для перевозки определенных групп товаров (например, транспортировка негабаритных грузов). Могут создаваться сайты более широкого профиля. Самое главное, что при разработке подобных сайтов, заказчику и перевозчику стало гораздо легче общаться, а так же, появилась возможность быстро найти удобный для обеих сторон заказ.
На данный момент наиболее популярным и востребованным является сайт «АвтоТрансИнфо», или, сокращенно АТИ.СУ. Сайт «АТИ грузоперевозки» является надежной системой обмена информацией между заказчиками и перевозчиками. Ежедневно на страницах сайта появляются до нескольких тысяч предложений и заявок на транспортировку грузов. Зарегистрироваться на сайте можно как платно, так и бесплатно. Бесплатная регистрация – это своего рода пробный шаг. При бесплатной регистрации вы получаете доступ только к части заявок размещенных на сайте, можете поработать с ними, что-то выбрать и заключить договор. Но если вы нацелены на долгосрочную работу с помощью этого сайта, лучше всего пройти платную регистрацию и заключить договор абонентского обслуживания. Тогда за умеренную плату вы получите доступ ко всему функционалу сайта. Сюда относятся и расчеты маршрутов, и карты, и дополнительные сведения о состоянии дорог, а также новости, касающиеся отрасли грузоперевозок.
Любой клиент, зашедший на сайт «АТИ грузоперевозки» может абсолютно свободно подать бесплатную заявку на необходимый ему автотранспорт, а перевозчик – разместить сведения о наличии автотранспорта, ожидающего загрузки.
Сам сайт АвтоТрансИнфо состоит из разделов «Груз» и «Попутный транспорт». В одном разделе вы можете выставить данные о своем грузе, и тогда свободные перевозчики смогут обратиться к вам с предложениями. В транспортном разделе размещаются предложения о наличии свободного транспорта.
На портале АТИ.СУ есть форум, где можно пообщаться с более опытными коллегами и получить исчерпывающие ответы на все интересующие вас вопросы, а также обсудить новости в мире грузоперевозок. Кроме того, с помощью дополнительных опций вы можете рассчитать продолжительность маршрута, получить несколько вариантов маршрута и выбрать наиболее подходящий, также определить примерное время, необходимое для доставки груза.
Как зарегистрироваться на сайте АТИ грузоперевозки
Зарегистрироваться на сайте «Ati грузоперевозки» достаточно просто. Для начала определитесь, кто вы – заказчик (грузоотправитель) или перевозчик. Далее заполняете все поля формы (указываете наименование юридического лица и реквизиты, либо свои личные данные как физическое лицо), указываете реальный адрес электронной почты (на него вам отправят подтверждение в регистрации). После того, как вам прислали письмо с подтверждением на e-mail, можно начинать работу. Как правило, подтверждение приходит в течение 5-10 минут. Если вы желаете пользоваться всеми опциями сайта, вам необходимо пополнить счет на сайте. Сделать это можно с помощью электронного кошелька, банковского перевода или путем отправки денег с мобильного телефона.
АТИ грузоперевозки: оплата услуг
Оплата услуг производится через «Кабинет пользователя». Здесь вы находите ссылку «Оплата услуг» и выбираете все необходимые опции путем выделения. После этого программа автоматически подсчитывает сумму, и вы вносите необходимые деньги. При оплате доступа ко всему функционалу сайта вы получаете определенное количество баллов в свой «Паспорт надежности».
АТИ.СУ: «Паспорт надежности»
«Паспорт надежности» на сайте «АвтоТрансИнфо» свидетельствует о стабильной работе компании, а также служит оценкой деятельности организации. В паспорте появляются баллы после проверки модераторами сайта информации о вашей компании. Также, баллы добавляются после получения положительных отзывов со стороны контрагентов. Таким образом, чем больше баллов у компании, будь то грузоперевозчик или заказчик (грузоотправитель), тем надежнее работа с ней. Основными показателями, свидетельствующими о надежности, являются сроки работы компании, насколько достоверны данные, заявленные организацией, наличие отрицательных и положительных отзывов со стороны клиентов. Данные этого рейтинга автоматически прописываются в каждой заявке, опубликованной вами на сайте. Кроме того, увидеть полную информацию о компании, включая данные паспорта, может любой зарегистрированный участник сайта. В «Паспорте надежности» отражены все положительные отзывы, а также причины, по которым оставлены отрицательные мнения.
Ищем свободный транспорт на сайте АТИ.СУ
Поиск свободной машины на сайте АвтоТрансИнфо начинается с заполнения заявки, в которой вы указываете параметры груза, сроки доставки, место назначения и требуемый вид автотранспорта. Сформировав запрос и сбросив его на сайт «АТИ грузоперевозки», вы тут же получаете ответ о наличии свободных машин. Большой плюс работы данного сайта – мгновенная выдача результатов поиска. Но, для пользователей, которые не пользуются платными услугами, перечень полученных машин будет ограничен. То же касается и тех пользователей, кто не прошел процесс регистрации. Так что, лучше всего оплатить хотя бы часть услуг сайта. Оплата, кстати, весьма приемлемая. В любом случае, окупится она практически сразу, так как доступная информация достаточно велика и разнообразна.
Поиск груза на сайте АТИ.СУ
Для того чтобы перевозчику найти необходимый для доставки груз, достаточно перейти в раздел «Грузы». После заполнения заявки программа выдает перечень возможных для доставки грузов. Кстати, на сайте «АТИ грузоперевозки» доступна функция «Эллипс», которая выдаст вам не только список грузов, находящихся в желательных для перевозчика точках назначения, но и предложит всевозможные варианты грузов, расположенных в относительной близости от необходимых пунктов. Эта дополнительная услуга дает перевозчику возможность не только найти груз для перевозки, но и получить возможность транспортировки попутного груза на любом протяжении пути. Кроме этого вы можете выбрать вид груза, который хотели бы перевезти. Допустим у вас открытый грузовик, предназначенный для перевозки строительных материалов. Достаточно завести в заявку тип груза, и вы получите перечень грузов, необходимых для перевозки (именно строительных материалов).
Как и на многих транспортных биржах на сайте «АвтоТрансИнфо» существует система списков. В эти списки могут заноситься определенные регионы, города, области. Кроме того, на «АТИ грузоперевозки» существует деление на партнерские, черные и белые списки. Вся эта систем призвана облегчить поиск благонадежных транспортных компаний, а также завести перечень фирм-партнеров, сотрудничество с которыми осуществляется на постоянной основе.
Как добавить свой автотранспорт на сайт АТИ грузоперевозки
При добавлении своего автотранспорта на сайт «АвтоТрансИнфо» тоже никаких сложностей не возникает. Нужно лишь зайти в транспортный раздел сайта и заполнить форму, в которой отражены основные данные вашего автотранспортного средства (или нескольких). Необходимо указать тип машины, номера, типы грузов, для перевозки которых предназначен данный вид автотранспорта. В общем, форма для заполнения достаточно понятна и проста.
Как добавить груз на сайт АТИ.СУ
Добавить на сайте данные о грузе тоже достаточно просто. Необходимо указать тип груза, его специфические особенности (товары длительного хранения или скоропортящиеся, продовольственные или товары народного потребления). Обязательно нужно указать требуемые сроки доставки груза и дату погрузки. Также тип необходимого для грузоперевозки автотранспортного средства.
При заполнении данных о транспортном средстве и грузе необходимо оставлять свои контактные данные.
АТИ.СУ: «Тендеры»
Раздел «Тендеры» появился на сайте «АТИ грузоперевозки» уже давно, и сразу же приобрел популярность. Крупные грузоотправители выставляют на тендер партии товаров, перевозчики участвуют в тендере путем подачи заявок. По результатам тендера компания-перевозчик, удовлетворившая всем требованиям клиентов, получает право осуществлять доставку грузов. Правила проведения тендера стандартны и ничем не отличаются от тендеров, проводимых в других отраслях бизнеса.
Страхование груза на АТИ.СУ
Полезным сервисом является страхование грузов прямо на сайте «АТИ грузоперевозки». Застраховать перевозимый груз можно прямо из «Кабинета пользователя». В этом кабинете существует подраздел, посвященный страхованию. Здесь хранятся заключенные ранее договора страхования, также здесь можно сформировать и отправить заявку на вновь заключаемый договор. Произвести необходимые действия можно с помощью вкладок «Заявление», «Запрос тарифа».
Кроме всех вышеперечисленных функций на сайте есть разделы, посвященные купле-продаже грузовых автотранспортных средств и оборудования. Здесь можно найти предложения, как по продаже подержанных автомобилей, так и предложения от дилеров автопроизводителей. Функционал сайта позволяет не только просмотреть перечень предлагаемых автомобилей, но и заполнить заявку на покупку, оформление кредита или лизинг.
Кроме этого на сайте есть раздел, содержащий полезные данные: базу нормативно правовых документов, необходимых для процесса грузоперевозки, образцы стандартных документов, новости законодательства, касающиеся отрасли грузоперевозок.
Форум АТИ.СУ
Форум АвтоТрансИнфо, существующий на сайте – это не просто вопросы и ответы. На данном форуме существуют подразделы. Здесь есть разделы, посвященные юридическим тонкостям в доставке грузов, где рассматриваются различные ситуации и спорные моменты. Есть раздел, посвященный техническому обслуживанию и ремонту грузового транспорта. Форум АТИ грузоперевозки пользуется наибольшей популярностью.
На форуме есть раздел, посвященный дорогам. Здесь можно задать вопрос о качестве и состоянии дорог в любом регионе страны, а также обсудить возможные варианты маршрутов. Кроме того, водители новички могут поинтересоваться у дальнобойщиков со стажем, где на маршруте можно найти место для безопасного ночлега или просто остановиться и перекусить в хорошем кафе.
Кроме вышеперечисленных подразделов на форуме есть опция «Круглый стол», где можно обсудить возникновение различных спорных ситуаций, происходящих на дороге и поделиться опытом. Таким образом, если вы и не платите за абонентское обслуживание, то посещение форума Ati.su в любом случае принесет вам много полезной информации, которая пригодится в дальнейшей работе.
Недостатки сервиса «АвтоТрансИнфо» (АТИ.СУ)
Что же касается сервиса «АТИ грузоперевозки», работа на сайте – это замечательная возможность вновь созданным транспортным компаниям попробовать свои силы в грузоперевозках. Кроме того, это шанс обзавестись постоянными клиентами и работать с ними на условиях долгосрочного сотрудничества. Кроме того, данные, размещенные на сайте, просто выручают перевозчиков тогда, когда необходимо быстро найти попутчиков для формирования сборного груза или доставки попутного груза после выполнения основного заказа.
P.S. Будем благодарны за ваши отзывы о совместной работе с данной биржей грузоперевозок. Комментарии оставляйте ниже.
© Блог «Диспетчер грузоперевозок» актуальная информация сферы перевозки груза.
ATI.SU — стартап-единорог длиною в 21 год. Святослав Вильде. Часть 1
ATI.su — крупнейшая площадка по автомобильным грузовым перевозкам на территории СНГ. Флагман рунета по грузоперевозкам. Идея проекта появилась у Святослава на стыке опыта в грузоперевозках и его первого IT-проекта по курсам валют «Рейтинфо».
Год основания компании: 1999
Выручка компании в 2019 году: 1,5 млрд. рублей
Кол-во грузов ежемесячно: 2,5 млн. штук.
Кол-во зарегистрированных перевозчиков: 141 071
Кол-во зарегистрированных экспедиторов: 61 751
Кол-во месячных визитов на сайт: больше 6 млн.
Установки приложения Android: 1 129 257
Установки приложения IOS: 196 904
MAU Android: 206 844
Интервью идет в рамках обзора it-проектов российского рынка грузоперевозок и будет разделено на две части, первая — это прошлое, вторая которая выйдет завтра — это настоящее и будущее. Интервьюер — Алексей Козлов, www.vezetvsem.ru.
— Добрый день, Святослав! Вернемся в 99 год, проект АвтоТрансИнфо, вы только начали. Было понимание, куда двигаться, план действий?
Сразу было понимание, что мы не движемся (смеется). Мы сделали систему и ей никто не пользовался. В то время никакой контекстной рекламы не было, понятия «диджитал маркетинг» тоже не существовало. Все только зарождалось. Естественно, что мы начали раскрутку с офлайна — это оказалось удачным ходом. Мы начали выпускать бумажный рекламно-информационный бюллетень. В первом номере было 4 полосы. Второй номер — 8 полос. Достаточно тоненькая двухцветная черно-зеленая газетенка, для которой мы наняли штат своих курьеров и тупо начали разносить по офисам.
— С целью привлечения грузоотправителей?
Да. Во-первых, мы туда свою рекламу вставляли. Для затравки публиковали в каждый номер табличку с грузами из нашей системы — у нас там было какое-то количество грузов. Тогда были популярны газеты типа Шанс, Из рук в Руки. Просто таблички, там перечень этих товаров или что там продавалось, цена и контактный телефон. Вот это мы раскидывали по офисам, по бизнес-центрам, своими силами бесплатно. Во-первых, народ на это начал немножко обращать внимание, а во-вторых, у нас интересный был эффект — появилась возможность работать по бартеру с выставками. Мы им рекламу, они нам место на выставке. Выставки были достаточно хорошим каналом продвижения. Потом в интернете тоже раскручивались: «Рамблер» хороший канал был. Мы там поначалу, в том числе накрутками занимались. Как все. Там это еще не отлавливалось активно. То есть получалось выводить себя просто накрутками.
— Все делали на собственные средства?
Да, все на собственные средства. Делали на деньги с «РейтИнфо», оно в принципе было прибыльное. Тяжело было потом — РейтИнфо кончился, а АТИ еще не раскачалось. То есть мы года 3-4 были в минусе, и партнер мой своими деньгами перекрыл.
— Можете сказать, сколько вложили до того, как вышел проект более-менее на окупаемость?
Максимальный минус у нас был 10 тысяч долларов. Это максимальная просадка, которая покрывалась средствами партнера. Суммарно может вложили 20-30 тысяч долларов.
— Возвращаясь опять к изначальному вопросу, 99 год, запустили АвтоТрансИнфо, уже тогда вы понимали, что это будет биржа?
Да, естественно, что мы понимали, что будут грузы, будут перевозчики. Первоначально ценность именно в грузах, и соответственно мы все ориентировали на привлечение грузоотправителей. Единственное, что мы тогда еще не понимали, что такое стартап, что такое маркетплейс. Таких терминов просто не существовало, и что такое критическая масса для маркетплейса.
— Сейчас это называется кастдев (от англ. Customer development, сокращенно custdev). Как вы тогда кастдевили в 99 году?
Никак, потому что все было просто. Мы сделали доску объявлений, на которой было добавление груза, добавление машины, поиск и все. Кастдев существует у нас всегда и постоянно. Приходят пожелания пользователей, и мы их учитываем. Это ежедневная работа. Это не так, как у стартапов: MVP, потом «покастдевили», поправили продукт, что-то получили и все. Нет, кастдев на протяжении всей жизни.
Это не так, как у стартапов: MVP, потом «покастдевили», поправили продукт, что-то получили и все. Нет, кастдев на протяжении всей жизни.
— Как пришли к монетизации. Сразу было понятно с чего будете зарабатывать. Тестировали?
Да, во-первых, мы и раньше в РейтИнфо работали по модели абонентской платы и другие варианты даже не рассматривали. Понимали, что люди за доступ к некой базе данных могут платить абонентскую плату. Ценность — это контакты грузоотправителей. Достаточно очевидные вещи и простые.
— Может были какие-то системы монетизации были, которые тестировали, но не дожили до наших дней?
Да все дожило, как ни странно. Лицензионная модель с первых дней и до сих пор. Единственно, периодически добавляются новые виды лицензий. Значимое изменение было, когда мы виртуальный счет пользователя добавили с атисами, 7-8 лет назад. Атисы дали дополнительные возможности. Вернее мы их ввели, потому что нам нужна была возможность продавать какие-то разовые услуги. Которые в абонентскую плату не помещались.
-Почему нельзя было за рубли продавать просто?
— Зачем внутренняя валюта? Чуть-чуть забегаю вперед, раз уж коснулись.
Потому что атис — это АтиСервис. Наш сервис, который мы продали заранее, авансом. Еще не знаем, какой точно это будет сервис, но это будет точно сервис АТИ. Это точно не внутренняя валюта, потому что за нее наказывают регулирующие органы. Мы специально не делали возможности, чтобы участники обменивались атисами, это не валюта. Это именно наши сервисы, проданные заранее.
— Когда поняли, что тема пошла, когда первый миллион рублей заработали?
Что тема живая и может иметь некий коммерческий смысл мы поняли достаточно рано, потому что мы видели, что рост идет. Он был очень медленный, такой тугой, но все равно был: 100 грузов в день, потом 300, 500. Ощущение того, что мы на правильном пути, наверное, было, но не было вот этого «вау». Оно начало ощущаться только в 2008 году, когда начался быстрый экспоненциальный рост.
Ощущение того, что мы на правильном пути, наверное, было, но не было вот этого «вау». Оно начало ощущаться только в 2008 году, когда начался быстрый экспоненциальный рост.
— С чем вы это связываете?
Связываем с кризисом. Во-первых, мы уже 10 лет существовали, и все равно какая-то критическая масса набиралась. А в 2008 случился кризис, в результате которого многие налаженные цепочки сломались и перевозчики потеряли заказчиков. Это привело к тому, что перевозчики начали искать себе новых клиентов, новые контакты, а заказчики в свою очередь начали задумываться над оптимизацией расходов на логистику. Обратные загрузки и раньше существовали, но в этот период возник особый интерес к оптимизации и у одних, и у других. К тому же, в это время еще и критическая масса набралась. Благодаря этому так и сложилось, что после кризиса 2008 года пошел взрывной рост. То, что кризис — это возможности, мы знаем из китайского языка. В нашем случае так и получилось — кризис дал очень сильный толчок.
— Изначально название было «Автотрансинфо»?
Да, уже был «РейтИнфо», и вот «Автотрансинфо», выбирали по накатанной.
— Потом сократились до Ati.su?
Да. До Ati.su мы сократились буквально в прошлом году, хотя домен ati.su был давно. Мы начали с «autotransinfo.ru», но это очень длинный, сложный домен. Потом открылась регистрация на домене su, с ним была целая история. Сначала он был открытый, потом его закрывали, потом открывали, но было очень дорого. Домен стоил каких-то кошмарных денег по сравнению с ru — в сотни раз дороже. Потом сделали нормальные цены, и там было достаточно свободно, т.е. были короткие домены и т.д. Как раз в этот момент мы этот домен и взяли, а ati.ru был уже занят.
— А с прошлого года вы официально переименовали в ati.su, сделали ребрендинг?
Да, потому что люди уже давно называли нас между собой «атисушка, атисушка» или «ати», а последней каплей стал случай на выставке «ТрансРоссия». Я стою, люди подходят и спрашивают: «А что за «Автотрансинфо»?». Мы отвечаем: «Ati.su», а нам: «Ati.su, так бы сразу и сказали». Стало понятно, что многие, слыша «АвтоТрансИнфо», вообще не понимали, о чем идет речь.
— Ход с «Ati.su» вообще довольно очевидный, странно, что долго шли. А домен RU пытались выкупить? У вас такой большой проект, и без домена RU.
Да, попытались сделать это в самом начале, когда мы были совсем бедными. Мы предложили около тысячи долларов, но для «Автотехноимпорта» тысяча долларов была ни о чем. Попытка не удалась, и мы взяли ati.su.
— Сейчас, я смотрю, стоит заглушка.
На ati.ru? Значит прогорела эта компания.
— Будете охотиться на этот домен?
Вряд ли, смысла нет. Ati.su — это уже бренд, именно Ati.su. Конечно, можно было бы за небольшие деньги взять чисто для коллекции, но не думаю, что в этом будет какой-то большой коммерческий смысл.
— Насколько я знаю, расчет расстояний — это одна из ваших фишек, начали строить маршруты до Google и Яндекса. На чем вы это делали, как это технически устроено? Как справлялись с нагрузками в пиковый период? Прошли ли пиковые периоды, или еще остались?
Этот алгоритм я придумал сам, еще когда работал над программой ТМS (Transport Management System) для диспетчера. Сначала у меня была первая версия, она работала, но плохо. При добавлении каждого нового отрезка она все пересчитывала, это был тупиковый путь. Потом я придумал нынешний алгоритм, который просто из маленьких отрезков составляет кратчайший путь, т.е. в базе лежат отрезки между соседними пунктами, а алгоритм из этих отрезков выстраивает маршрут.
— То есть маршрутизация — полностью ваша разработка?
Да, кроме того, я 2 года назад еще раз занялся программированием. У нас есть сервис цепочки грузов. С ним тоже была интересная история. Я эту идею озвучил, и за нее взялись программисты на хакатоне.
— А в чем состояла сложность?
Сложность состояла в том, чтобы это делать быстро. Если мы говорим про комбинаторику, то перебор вариантов из сотен, тысяч — это миллионы и миллиарды вариантов, и если их просто перебирать, то для одного пользователя сервер будет делать расчеты очень долго. А если пользователей будет тысячи, то нужно будет дата-центр устраивать. Поэтому необходимо было придумать быстрый алгоритм, который будет работать по принципу расчета расстояния, но с грузами. Так вот, программисты на хакатоне с этим не справились. Мы потом еще ломали голову над этим делом, но так и не придумали этот алгоритм. А где-то через несколько месяцев я, ложась спать, снова начал думать об этом, и вдруг меня осенило: «Вот же этот алгоритм!». Его принцип похож на расчет расстояний, но там был один нюанс. В тот момент я понял, что можно сделать, и на следующий день поставил старое доброе Delphi, вспомнил молодость, как говорится, и написал рабочий прототип.
А где-то через несколько месяцев я, ложась спать, снова начал думать об этом, и вдруг меня осенило: «Вот же этот алгоритм!»… В тот момент я понял, что можно сделать, и на следующий день поставил старое доброе Delphi, вспомнил молодость, как говорится, и написал рабочий прототип.
— Это как новый брак.
Да. Я, честно говоря, с большим удовольствием окунулся в эту историю, потому что программировать — это прекрасно. И где-то за месяц я сделал рабочий прототип, который составлял цепочки на реальных данных, на реальных грузах.
— А для чего нужен сервис подбора грузов, какая от него польза? Просто чтобы читателям было это понятно. В чем идея?
Идея в том, что кругорейс туда-обратно простой, поэтому многие его легко просчитывают, например, Москва-Питер, Питер-Москва. Чтобы пустым не возвращаться, все ищут обратки. Когда у нас есть две точки, то можно достаточно просто посчитать суммарный рубль за километр, сколько получается за кругорейс. Но кататься между двумя точками туда-обратно, особенно по центровым направлениям, это не очень выгодно. Стоит добавить в эту схему третью точку, и уже можно найти варианты поинтересней, где рубль за километр на круг получается выше. Но это вручную пересчитывать сложно, т.к. нужно перебирать множество вариантов.
— Нужна рекомендательная система.
Да, поэтому и появилась идея сделать автомат, который будет подбирать 3-4 груза, включая местами порожние пробеги, т.е. он может и 50-100 километров проехать пустым до следующей точки загрузки, но все равно рубль на круг получается за километр выше, в каких-то случаях может быть выше в 1,5 раза. В этом и состояла идея сделать автоматический поиск таких кругорейсов. А сейчас вторую версию мы делаем с возможностью догруза. Теперь несколько рейсов может быть параллельно.
— Учитываете параметры груза и машины?
Да, если у него 20 тонн, он может несколько грузов по 3 тонны взять. Такой вариант очень сильно повышает рубль за километр.
— Догрузы — сейчас способ выживания для большинства перевозчиков.
Из-за того, что не было догрузов, первая версия цепочек не сильно пошла. Кто-то ей пользуется, но нет большого восторга. Уже в этом октябре, наверное, мы запустим вторую версию, которая будет с догрузами. Я ожидаю, что это будет уже более крутая история.
— Когда вы представили свою разработку по построению маршрутов, Yandex и Google еще не открыли публичный доступ к маршрутизации. А вы это сделали с привязкой к настоящим дорогам с более-менее оптимальными маршрутами. Я правильно понимаю, что тогда это стало неким маркетинговым ходом?
— Это был виджет, который многие себе устанавливали на сайт. Они приходили именно за этим.
Да. Причем даже легковые приходили — автомобильные путешественники тоже рассчитывали дорогу.
— В виджете была ссылочка на ваш сайт и, может быть, она есть и сейчас. Это помогло с продвижением в поисковых системах?
Тогда, думаю, да, сейчас-то нет.
Нет, не думали. Во-первых, тогда еще не было фотографий OpenStreetMap, а делать свою картографию было очень накладно. Во-вторых, мы понимали, что тут придется конкурировать с Google и Yandex, что достаточно бесперспективное занятие для маленькой компании. Над тем же Яндекс.Навигатором работала команда из ста программистов, для нас в то время это был просто какой-то космос. Мы понимали, что придется соревноваться с ними и сознательно туда не пошли. Сейчас, когда есть OpenStreetMap, когда есть большое количество библиотек, задача сделать навигатор сильно упростилась, и это можно сделать достаточно дешево. Качество будет, конечно, похуже, чем у Яндекс.Навигатора, но по этому пути уже многие пошли и сделали навигаторы — Трафик, Фура и т.д. Не исключено, что мы тоже его сделаем. Сейчас мы работаем над приложением для водителей, и, может быть, там появится навигатор, но пока большого смысла в этом нет.
— Как я понимаю, период где-то до 2008 года, по-моему, даже до 2010, ведь где-то в 2010-2013 Yandex и Google начали выпускать свою маршрутизацию, этот период был пиковым для виджета-маркетингового хода. Сейчас только по привычке, скорее всего?
Нет. Во-первых, сейчас это часть АТИ. У нас в каждом грузе есть расстояние, и этот виджет — служебная часть АТИ, прикладная.
— Я понял, вы не используете сторонние сервисы.
Да, не используем, и, грубо говоря, это нам экономит миллион в год, как минимум.
— А смотрели ли вы на зарубежные проекты, т.е. вдохновлялись кем-то, заимствовали какие-то вещи? Кто для вас ориентиры за рубежом?
За рубежом вдохновения мы не особо находили, шли своим путем. Если посмотреть на зарубежные аналоги и посмотреть на АТИ, то сразу бросится в глаза разница — у нас по грузу информации раза в 3 или 4 больше, чем стандартно в западных системах. У них там все просто: откуда, куда, вес, объем, тип кузова. Все. У нас все шло эволюционным путем. Пользователи постоянно просили: «добавьте это, добавьте то, добавьте третье-десятое». В итоге у нас в форме добавления грузов очень много параметров. Мы достаточно много информации размещаем о грузе. Этим мы сильно отличаемся от западных систем, где они очень аскетичны. Может быть, у них более стандартизированные перевозки и там это проще, а у нас слишком много нюансов. Поэтому, кстати, уберные технологии на Западе хоть как-то работают, а у нас не очень, потому что у нас каждый груз – это индивидуальность. Там есть свои нюансы.
— Большая форма не сказывается отрицательно на конверсии?
Когда мы её сделали, слова «конверсия» еще не существовало в русском языке, и мы вообще про это не думали. Мы исходили из пользовательского СКД, из удобств пользователей. Они просят: нам нужно это, мы им это даем. И нам было все равно, как это скажется на продвижении дальше. На этом не зацикливались.
— Помню, в 2011-2013, может немного ошибаюсь, у ati.su была техническая проблема масштабирования, постоянно падали серверы, отключения.
Да, там были такие моменты.
— Не думали тогда, что это тот самый момент, когда надо привлечь инвестиции и потратить 1-2 миллиона долларов на разработку?
Нет, во-первых, у нас уже тогда было достаточно своих денег. Нам не требовались инвестиции, чтобы решать какие-то технические вопросы с серверами и т.д. Проблема на самом деле была не в серверах, а в программах, в базе, стандартное узкое горло, и был организационный момент. У нас базовый доступ имели все программисты, поэтому если где-то кто-то не оптимально написал запрос, то всё.
— То есть, все-таки стартап, стартаповские вещи.
Да, но на самом деле мы потом все это ужесточили, наняли отдельных администраторов базы данных. Вся валидация запросов идет только через них, т.е. теперь программисты у нас не могут написать запрос, их в базу никто не пускает и близко. Все это только через администраторов. Это, конечно, замедляет процесс разработки, выкладки и т.д.
— А писали вы на чем изначально? На Delphi?
Нет, на ASP. Вернее, сначала это был ASP чистый, потом ASP.NET C#.
Исторически большая часть на C#, но у нас сейчас много есть и на Python.
— То есть, в микросервисы уходите, да?
На микросервисы уже планомерно года 4 или 5 переходим. Но до сих пор еще есть небольшое нерастасканное ядро.
— Наверное, будет старейшее ядро рунета. Такие топовые как Рамблер, Yandex уже либо умерли, либо переписались полностью.
(смеется) От ядра, наверное, 10-15% осталось, но еще чуть-чуть есть, и мы планомерно это все распиливаем. Достаточно много нового появляется. Мы вполне спокойно относимся к этим пробам новых технологий. Нет какой-то жесткой установки «только на этом и все», мы экспериментируем.
— Кто-то подбирался максимально близко к вам за этот 21 год, чтобы вы действительно заволновались?
(задумался) Не знаю. Может быть, Перевозки.ру, хотя нет. Настолько близко, в России точно нет. На украинском рынке есть Ларди. Они в одно время очень бодро стартанули и росли. Была не то что бы опасность, но мы думали, что они могут попробовать выйти на российский рынок. Они пытались, но в итоге ничего у них так и не получилось.
— А не было такого у ati.su, что чем дальше на восток, тем меньше его популярность, востребованность, и там мелькали какие-то свои игроки на востоке России, например, Флагма?
Нет. Флагма — это из истории Авито, т.е. это некая сборная солянка, это неспециализированный ресурс по перевозкам. У них какой-то объем есть, но понятно, что неспециализированные ресурсы проигрывают, потому что профессионалы все-таки любят какими-то профессиональными инструментами пользоваться, это другой уровень подхода к рынку.
— Мы заканчиваем большой раздел прошлого. Последний вопрос. Оглядываясь назад, назовите три вещи, которые вас привели к номеру 1 на рынке.
Да, если оглядываться далеко назад, очень значительной вехой стал выпуск бумажного журнала, который нам дал толчок. Как канал продвижения — это был очень удачный ход, хотя мы, естественно, были в этом деле нулями. Это была своего рода авантюра, но у нас получилось. Журнал развивался, потом стал цветным, потом глянцевым. Мы даже успели выйти в Москве, выпустить там пару номеров, но потом все накрылось. Уже не помню точно, когда мы его закрыли. В общем, поняли, что реклама перешла в интернет.
— То есть у вас эта история 7-10 лет с журналом шла? Не только первый год.
Да. Она шла, развивалась, и журнал, в общем-то, был самоокупаемый. Он даже какую-то прибыль приносил.
— С точки зрения пользователя, это дало преимущество в надежности?
Да. Понятно, что мы начали задумываться над вопросом безопасности, потому что эта область требовала улучшений. Эта система понравилась, и люди начали ценить свои звезды. Дало достаточно сильный толчок. Люди начали становиться платными пользователями, потому что, чтобы получить звезды, нужно пройти верификацию, получить подтверждение деятельности.
— Это в какой год произошло?
2008 год. Это было очень серьезным толчком. Люди со временем начали ценить свои звезды.
— Это было правильным шагом. А третий? Можно просто ответить: «в нужное время, в нужном месте» или, может быть, прокладка маршрута?
Да, наверное, действительно благодаря тому, что у меня был этот некий опыт, связанный с грузоперевозками, мы от Рейтинфо перешли на рынок перевозок. У нас там были еще другие идеи, мы могли в другое заскочить. Но именно из-за того, что у меня был диспетчерский опыт, мы этот рынок одними из первых оценили и поняли, что там есть, где развернуться. Наверное, еще стоит упомянуть виртуальный счет, который нам позволил развивать разовые услуги. Их у нас уже набралось много, и еще добавляются.
— «Светофор» (внутренний сервиc оценки контрагентов от ati.su)?
— Да, «Светофор», «Проверки», «Приоритетный показ», «Стелс» — есть ряд разовых услуг. Мы в какой-то момент почувствовали некий стеклянный потолок, когда не росла клиентская база, и немного сменили вектор повышения своей доходности за счет предоставления новых платных услуг существующим пользователям, чтобы поднять средний чек. Правда потом этот потолок мы пробили, был еще рост. Сейчас мы ощущаем новый потолок, уже где-то два года упираемся. Даже почему пробили тот — не очень понятно. Так что важным шагом стал переход на монетизацию дополнительных услуг. Мы начали привлекать партнеров.
Конец первой части. Вторая часть (про сегодняшний день и будущее) выйдет завтра. Задавайте свои вопросы к Святославу в комментариях, он обязательно ответит, а 6 октября проведет online прямую линию.