аткай аджаматов биография кратко

Кумыкский мир

Культура, история, современность

аткай аджаматов биография кратко. rub person. аткай аджаматов биография кратко фото. аткай аджаматов биография кратко-rub person. картинка аткай аджаматов биография кратко. картинка rub person.

Персоналия

Аджаматов Аткай Акимович (Аткай)

(1910 / 1998)
место рождения: с. Эндирей

Известный поэт, прозаик, драматург и переводчик.

В 1929 году окончил Первый Буйнакский педагогический техникум. Учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького в Москве. В течение многих лет работал консультантом правления Союза писателей Дагестана, руководил секцией кумыкских писателей.

Член Союза писателей СССР с 1934 года.

Первые публикации Аткая появились в 1927 году на страницах кумыкской областной газеты «Ёлдаш».

Перу Аткая принадлежат широко известные поэмы «На аульской свадьбе», «Кызыл-Яр», «Оленьи рога», «Сотав и Рашия», «Айдемир» и другие.

В разные годы в издательствах «Советский писатель», «Советская Россия», «Воениздат», «Современник», а также в Дагкнигоиздате вышли его книги на русском языке: «Побратимы», «Каменная колыбель», «Постоянство», «Рабият», «Горящий камень», «Белый голубь», «В кругу друзей».

Аткай написал пьесы «Стальной капкан», «Ансар», «Невесты» «Мост дружбы», «Сотав и Рашия», поставленные на сцене Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова, а пьесы «Птица Гуглухай» поставлена на сцене дагестанского Театра кукол.

Проявил себя он и в переводческой деятельности. Им переведены на кумыкский язык произведения русских классиков и поэтов народов СССР.

Аткай составил поэтические сборники кумыкских поэтов о войне «На фронт, товарищи, на фронт» (1942) и «Вперед, товарищи, вперед» (1944). Им подготовлен к изданию один из разделов сборника «Сокровищница песен кумыков» (1959, 1979).

В Махачкале, на доме по улице М. Гаджиева, 3, где жил Аткай, установлена мемориальная доска.

Источник

Аджаматов, Аткай Акимович

День рождения 27 июня 1910

кумыкский поэт, прозаик, драматург и переводчик; народный поэт Дагестана

Аткай Акимович Аджаматов (27 июня 1910, Андрейаул — 1998) — кумыкский поэт, прозаик, драматург и переводчик; народный поэт Дагестана.

Биография

Настоящее имя Аджиакав, имя Аткай изначально возникло как литературный псевдоним. Родился в известном зажиточном роде:

В 1929 году окончил Первый Буйнакский педагогический техникум. Учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького в Москве.

В дальнейшем в течение многих лет работал консультантом правления Союза писателей Дагестана, руководил секцией кумыкских писателей. Член Союза писателей СССР с 1934 года.

В 1937 году был необоснованно репрессирован; спустя полтора года, ввиду недоказанности вины, был освобождён.

На протяжении десятилетий являлся одним из неофициальных лидеров кумыкской интеллигенции.

Творчество

Первые публикации Аткая появились в 1927 году на страницах кумыкской областной газеты «Ёлдаш» («Товарищ»).

Избранные произведения

Источник — Электронные каталоги РНБ

Аткай составил поэтические сборники кумыкских поэтов о войне «На фронт, товарищи, на фронт» (1942) и «Вперед, товарищи, вперед» (1944).

Подготовил один из разделов сборника «Сокровищница песен кумыков» (1959, 1979).

Награды

Память

В конце 1990-х годов Гвардейский переулок в Махачкале был назван улицей Аджаматова.

На доме № 3 по улице М. Гаджиева в Махачкале, где жил Аткай, установлена мемориальная доска.

Источник

«Мы как деревья славной чащи этой. «

… Мы как деревья славной чащи этой.
Из разных стран, – но мы одна семья…
Аткай

На небосклоне Дагестана загорелась яркая звезда. Этой звездой стал общественный деятель, Народный поэт Дагестана и просто замечательный человек Аткай Акимович Аджаматов. Родился он в с. Эндери в 1910 г. Это год смерти Л. Толстого, и это знак свыше, символично и неслучайно. В 2020 году мы отмечаем несколько знаменательных дат: 110-летие Аткая, 170-летие поездки Л.Н. Толстого на Кавказ, 110 лет со дня смерти Л. Толстого (два года назад мы отмечали 190-летие Л.Н. Толстого).

Л. Толстой – великий писатель, человек-гуманист, титан мысли. А. Аджаматов – Народный поэт Дагестана, автор многих замечательных произведений, составивших золотой фонд дагестанской литературы. Оба творческие и талантливые люди. Великий русский писатель М. Горький сказал: “Не зная Толстого – нельзя себя считать культурным человеком”. Аткай знал, любил и почитал Толстого. Толстой оказал огромное влияние на творчество дагестанского писателя. Моей задачей является показать влияние русских писателей на дагестанскую литературу, в частности, хочется поговорить о поэме Аджаматова “Оленьи рога”. Свободный живой разговор, великолепно построенные диалоги, богатство народных преданий – все это сделало поэму занимательной и одухотворенной. Оригинальные герои, любовь к своему народу, к русским поэтам. Эта поэма – романтика настоящего поэта.

В 1956 году Аткай Аджаматов посетил Ясную поляну, дом-музей Л.Н. Толстого. Его привлек экспонат музея – оленьи рога. Заинтересовало это его потому, что экскурсовод рассказал интересную историю о них. Рога Л. Толстой привез с Кавказа в качестве символа освободительного духа в период правления Николая I. Многоаспектный образ оленьих рогов символизирует поэтический и многогранный талант Л. Толстого и дух свободы народов Кавказа.

Оленьи рога – присказка, яркая деталь, подтолкнувшая к созданию поэмы. Аткаю Акимовичу пришла идея написать поэму “Оленьи рога”. В поэме довольно искусно переплетаются реальное и легендарное. В ней автор рассказывает о детских впечатлениях, связанных с чтением произведений Л.Н. Толстого (“Хаджи-Мурат”, “Кавказский пленник”). Аткай удивлен, что, будучи русским человеком, Лев Николаевич так убедительно воспел мужество горца. Далее повествуется о Залимхане из Байрам-аула, который, живя в Ясной поляне и, являясь ряд лет ссыльным (он был кровником, в те далекие времена это приветствовалось на Кавказе), полюбил русскую девушку Александру. Она и явилась прототипом главной героини поэмы “Оленьи рога” – Марусей.

Вторая часть поэмы повествует о дружбе русского и кавказского народов, о большой любви сынов Кавказа и самого автора к Толстому.

А. Аджаматов – продолжатель прекрасных традиций дагестанской семьи. В поэме поэт использует факты из своей жизни и окружения, чтобы показать реальность происходящих событий.

Таким образом, поэма состоит из двух частей. Толстой соединил два любящих сердца, помог создать новую семью: Мария прожила счастливо, приняв все традиции и обычаи дагестанского народа. II часть поэмы – это влияние русских писателей на становление дагестанской культуры и литературы.

Аткай известен также и как собиратель и хранитель кумыкского фольклора. Трудно представить и назвать другого писателя, который знал бы лучше него устное народное творчество своего народа. Народные изречения украшают поэму, их можно встретить и во всех произведениях Аткая:

Ему плитой – зеленая трава,
Живой водой – народная молва.

Все честь по чести.

Талант – кремень.
Но, коль не бить кресалом,
То пламени вовек не увидать.

В поэме автор показал любовь Толстого к произведениям устного народного творчества кавказцев в целом.

Именно по сюжету поэмы олень был подстрелен Л.Толстым на охоте. На самом же деле – это художественный вымысел поэта, так как рога оленьи были подарены Л. Толстому дедом А. Аджаматова – Шихмурзой, когда Толстой гостил у него в имении. Оленя подстрелил Шихмурза Аджаматов. Толстой был восхищён гостеприимством. Эту историю Аткай слышал от своего дяди.

Главная идея произведения заключается в том, что Бог един – религий много. Человек должен оставаться человеком и быть терпимым, гуманным и толерантным к окружающим, и это прослеживается в тексте.

. Прошло два столетия, однако, мы вновь и вновь возвращаемся к тем, кто оставил глубокий след в сердцах людей, благодаря кому мы соприкасаемся с нашими истоками. Своей поэмой автор словно хотел сказать: “И малые звезды украшают небо”. Кроме того, они передают свою живительную энергию и тем большим звездам, которые вот-вот готовы угаснуть.

Источник

Поэт, прозаик, драматург Аткай (Аткай Акимович Аджаматов)

Страницы работы

аткай аджаматов биография кратко. screen 1. аткай аджаматов биография кратко фото. аткай аджаматов биография кратко-screen 1. картинка аткай аджаматов биография кратко. картинка screen 1.

аткай аджаматов биография кратко. screen 2. аткай аджаматов биография кратко фото. аткай аджаматов биография кратко-screen 2. картинка аткай аджаматов биография кратко. картинка screen 2.

Содержание работы

аткай аджаматов биография кратко. image001. аткай аджаматов биография кратко фото. аткай аджаматов биография кратко-image001. картинка аткай аджаматов биография кратко. картинка image001.

Поэт, прозаик, драматург Аткай (Аткай Акимович Аджаматов) относится к тому поколению старших дагестанских советских писателей, творческий путь которых складывался пол, благотворным воздействием идей советского общества.

Аткай, как большинство представителей его поколения, много сделал для становления родной литературы и дальнейшего ее развития. Наиболее значительные его произведения были, вместе с тем, определенным вкладом и во всю дагестанскую литературу. Одна из первых поэм Аткая «Огонь по частной собственности» (1933), наряду с первыми поэмами А.-В. Сулейманова и А. Фатахова, прокладывала в дагестанской поэзии пути создания жанра поэмы. Ёго прозаические произведения 30-х годов также способствовали становлению прозы в дагестанской литературе, обогащали ее новыми жанрами.- Вышел далеко за рамки кумыкской литературы и ряд его произведений, созданных в период войны и на современном этапе. Таковы драма «Стальной капкан» (1942), поэмы «Рабият» (1957), «Оленьи рога» (1958), повесть «В кумыкской степи» (1953), цикл гражданских стихов.

Родился Аткай в 1910 году в Эндерей-ауле Хасавюртов-ского района ДАССР. В 1929 году он окончил Первый Дагестанский педагогический техникум в г. Буйнакске. И с тех пор принимает активное участие в литературной жизни республики не только своими произведениями, но и личным активным участием в работе, сначала по объединению литературных сил республики в единый Союз писателей Дагестана, а затем как его активный член правления и руководитель кумыкской секции. Много сделал Аткай и как переводчик русской классической и советской литературы на родной язык. Выделяются его переводы произведений Гоголя, Чехова, Толстого, Горького, Пушкина, Лермонтова, а также переводы из братских литератур Дагестана.

Аткай известен и как собиратель и издатель родного фольклора. Ему принадлежит честь открытия самобытного таланта Аяу Акавова. Аткай много работает с литературной молодежью.! Вся эта многогранная деятельность в сочетании с его природной жизнерадостностью, обаянием личности человека широкой души снискали Аткаю популярность и известность в республике.

Литературный путь Аткая начался в период бурного преобразования республики на новых социалистических началах, когда еще стоял вопрос: «Кто—кого?». И молодой поэт активно включается в эту борьбу. Его первые стихи, опубликованные в 1927—28 гг. в газете «Ёлдаш» звали к общественно полезному труду, страстно пропагандировали мероприятия Советской власти. В эти годы в республике развернулась кампания по борьбе с неграмотностью, за новый быт, получившая название «культсанштурм». Аткай принял в ней активное участие.

УЖивые впечатления этих лет легли в основу его новых произведений, созданных по горячим следам культсанштурма. Это были очерки «Добровольность — основа победы» (1932), «Из тесных гор на простор равнин» (1933) и сборник «Атака по невежеству» (1934). Место очерков Аткая определяется не только тем, что они были первыми произведениями этого жанра на родных языках в Дагестане, но и тем, что в них автор подхватывает и дальше развивает наметившуюся в кумыкской и дагестанской литературах тенденцию изображения живой реальности, главных вопросов времени и роста нового героя — активного участника борьбы за новую жизнь.

Очерки Аткая были своего рода репортажами с мест, где особенно остро проходила борьба с темнотой и невежеством. Будучи пробой сил молодого поэта в прозе, очерки в художественном отношении были еще слабы. Но они подготовили автора к более широкому отражению живой реальности во всей сложности и противоречивости, сказавшейся вскоре в поэме «Огонь по частной собственности» (1933). Острый социальный конфликт, лежащий в основе поэмы, отражал реальную обстановку в дагестанском ауле периода коллективизации.

Герой поэмы—бедный крестьянин Джалюк—попадаег под влияние кулаков, которые отговаривают его от вступления в колхоз. В конце концов, многое пережив, он убеждается в том, что ему не по пути с кулаками. Автору удалось довольно убедительно раскрыть процесс переделки психологии отсталого крестьянина под влиянием новой советской действительности. В этом сказалось возросшее мастерство поэта, реалистическое изображение характеров центральных персонажей, особенно судьбы Джалюка.

В поэме отчетливо проявились черты литературы социалистического реализма: конкретно-историческое изображение действительности в революционном развитии, показ роста человека-труженика, хотя она и не лишена отдельных художественных недостатков. И все же вместе с произведениями И. Курбаналиева «Сон и явь» (1919), А.-В. Сулейманова «Прошедшие дни», «Вали и Мария» (1928), А. Фатахова «Ударник Гасан» (1931) поэма Аткая способствовала формированию этого жанра в кумыкской и дагестанской литературах; она встретила одобрение читателя и зарождавшейся литературной критики. Э. Капиев, К. Султанов, Г. Леле-вич отвели ей видное место среди произведений дагестанской литературы, созданных перед первым съездом писателей республики.

Творческий рост Аткая в эти годы сказывается и в прозе. В 1935 году появилась повесть «Тупау», в которой значительно преодолены слабости его первых прозаических произведений. В этой повести писатель поднимает вопросы воспитания, показывает благотворное влияние советской школы и коллектива на воспитание подрастающего поколения. Рост мастерства писателя сказывается в широком охвате действительности, в изображении бытовых картин, живой обрисовке персонажей, правду ещё в основном только главных—Тупау и его бабушкид Писатель разрабатывает приемы изображения типических характеров в типических обстоятельствах. И язык повести стал живее, образнее, хотя порой осложняется тяжелыми периодами. Речь героев изобилует образными народными выражениями, пословицами, и поговорками. Автор умело использует их для индивидуализации языка персонажей. Особенно это хорошо сказывается в речевой характеристике бабушки героя.

Близость к фольклору становится одной из характерных особенностей языка и стиля произведений Аткая. В эти годы в республике начинается большая работа по сбору и записям образцов народного творчества, которая увлекает и Аткая. Аткай способствует популяризации самобытного таланта Аяу Акавова, работает с ним, записывает его сказйи. Работа по сбору образцов устной поэзии народного творчества способствует обогащению языка повести «Тупау».

Удачи и недостатки повести отражали общее состояние кумыкской литературы тех лет. И хотя создание крупных жанровых форм оставалось одной из актуальных задач для кумыкской литературы, повесть Аткая вместе с произведениями «Герой победы» (1931) А.-В. Сулейманова, «Весна, пришедшая с севера» (1935) Ю. Гереева открывали путь к решению этой задачи. Таким образом, уже в первый период творчества Аткай своими произведениями способствовал обогащению и развитию кумыкской поэзии и прозы.

Наиболее значительным из созданного Аткаем перед войной является рассказ «Я горжусь» (1940), который можно отнести к лучшим произведениям кумыкской и дагестанской прозы. В центре рассказа образ славного сына кумыкского народа поэта-революционера Зейналабида Батырмур-заева, расстрелянного деникинскими палачами в 1919 году. Автор сумел опоэтизировать своего героя, показать его бесстрашие, мужество, преданность народу. Его образ сродни лучшим образам советской литературы. А форма рассказа — воспоминание, данное от первого лица, придает ему глубокий лиризм и эмоциональность. Проблема создания характера героя решается в героико-романтическом плане.

Источник

Аджаматов Аткай Акимович (Adjamatov Of Atki Akimovich).

По датам рождения
Родившиеся в январе
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в феврале
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29

Родившиеся в марте
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в апреле
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Родившиеся в мае
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в июне
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Аджаматов Аткай Акимович.

Аджиакав Акимович Аджаматов

Эндирейаул, Терская область, Российская империя

поэт, прозаик, драматург, публицист

Настоящее имя Аджиакав, имя Аткай изначально возникло как литературный псевдоним. Родился в известном зажиточном роде:

В 1929 году окончил Первый Буйнакский педагогический техникум. Учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького в Москве.

В дальнейшем в течение многих лет работал консультантом правления Союза писателей Дагестана, руководил секцией кумыкских писателей. Член Союза писателей СССР с 1934 года.

В 1937 году был необоснованно репрессирован; спустя полтора года, ввиду недоказанности вины, был освобождён.

На протяжении десятилетий являлся одним из неофициальных лидеров кумыкской интеллигенции.

Первые публикации Аткая появились в 1927 году на страницах кумыкской областной газеты «Ёлдаш» («Товарищ»).

Аткай составил поэтические сборники кумыкских поэтов о войне «На фронт, товарищи, на фронт» (1942) и «Вперед, товарищи, вперед» (1944).

Подготовил один из разделов сборника «Сокровищница песен кумыков» (1959, 1979).

В конце 1990-х годов Гвардейский переулок в Махачкале был назван улицей Аджаматова.

На доме № 3 по улице М. Гаджиева в Махачкале, где жил Аткай, установлена мемориальная доска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *