аткай аджаматов биография кратко
Кумыкский мир
Культура, история, современность
Персоналия
Аджаматов Аткай Акимович (Аткай)
(1910 / 1998)
место рождения: с. Эндирей
Известный поэт, прозаик, драматург и переводчик.
В 1929 году окончил Первый Буйнакский педагогический техникум. Учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького в Москве. В течение многих лет работал консультантом правления Союза писателей Дагестана, руководил секцией кумыкских писателей.
Член Союза писателей СССР с 1934 года.
Первые публикации Аткая появились в 1927 году на страницах кумыкской областной газеты «Ёлдаш».
Перу Аткая принадлежат широко известные поэмы «На аульской свадьбе», «Кызыл-Яр», «Оленьи рога», «Сотав и Рашия», «Айдемир» и другие.
В разные годы в издательствах «Советский писатель», «Советская Россия», «Воениздат», «Современник», а также в Дагкнигоиздате вышли его книги на русском языке: «Побратимы», «Каменная колыбель», «Постоянство», «Рабият», «Горящий камень», «Белый голубь», «В кругу друзей».
Аткай написал пьесы «Стальной капкан», «Ансар», «Невесты» «Мост дружбы», «Сотав и Рашия», поставленные на сцене Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова, а пьесы «Птица Гуглухай» поставлена на сцене дагестанского Театра кукол.
Проявил себя он и в переводческой деятельности. Им переведены на кумыкский язык произведения русских классиков и поэтов народов СССР.
Аткай составил поэтические сборники кумыкских поэтов о войне «На фронт, товарищи, на фронт» (1942) и «Вперед, товарищи, вперед» (1944). Им подготовлен к изданию один из разделов сборника «Сокровищница песен кумыков» (1959, 1979).
В Махачкале, на доме по улице М. Гаджиева, 3, где жил Аткай, установлена мемориальная доска.
Аджаматов, Аткай Акимович
День рождения 27 июня 1910
кумыкский поэт, прозаик, драматург и переводчик; народный поэт Дагестана
Аткай Акимович Аджаматов (27 июня 1910, Андрейаул — 1998) — кумыкский поэт, прозаик, драматург и переводчик; народный поэт Дагестана.
Биография
Настоящее имя Аджиакав, имя Аткай изначально возникло как литературный псевдоним. Родился в известном зажиточном роде:
В 1929 году окончил Первый Буйнакский педагогический техникум. Учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького в Москве.
В дальнейшем в течение многих лет работал консультантом правления Союза писателей Дагестана, руководил секцией кумыкских писателей. Член Союза писателей СССР с 1934 года.
В 1937 году был необоснованно репрессирован; спустя полтора года, ввиду недоказанности вины, был освобождён.
На протяжении десятилетий являлся одним из неофициальных лидеров кумыкской интеллигенции.
Творчество
Первые публикации Аткая появились в 1927 году на страницах кумыкской областной газеты «Ёлдаш» («Товарищ»).
Избранные произведения
Источник — Электронные каталоги РНБ
Аткай составил поэтические сборники кумыкских поэтов о войне «На фронт, товарищи, на фронт» (1942) и «Вперед, товарищи, вперед» (1944).
Подготовил один из разделов сборника «Сокровищница песен кумыков» (1959, 1979).
Награды
Память
В конце 1990-х годов Гвардейский переулок в Махачкале был назван улицей Аджаматова.
На доме № 3 по улице М. Гаджиева в Махачкале, где жил Аткай, установлена мемориальная доска.
«Мы как деревья славной чащи этой. «
… Мы как деревья славной чащи этой.
Из разных стран, – но мы одна семья…
Аткай
На небосклоне Дагестана загорелась яркая звезда. Этой звездой стал общественный деятель, Народный поэт Дагестана и просто замечательный человек Аткай Акимович Аджаматов. Родился он в с. Эндери в 1910 г. Это год смерти Л. Толстого, и это знак свыше, символично и неслучайно. В 2020 году мы отмечаем несколько знаменательных дат: 110-летие Аткая, 170-летие поездки Л.Н. Толстого на Кавказ, 110 лет со дня смерти Л. Толстого (два года назад мы отмечали 190-летие Л.Н. Толстого).
Л. Толстой – великий писатель, человек-гуманист, титан мысли. А. Аджаматов – Народный поэт Дагестана, автор многих замечательных произведений, составивших золотой фонд дагестанской литературы. Оба творческие и талантливые люди. Великий русский писатель М. Горький сказал: “Не зная Толстого – нельзя себя считать культурным человеком”. Аткай знал, любил и почитал Толстого. Толстой оказал огромное влияние на творчество дагестанского писателя. Моей задачей является показать влияние русских писателей на дагестанскую литературу, в частности, хочется поговорить о поэме Аджаматова “Оленьи рога”. Свободный живой разговор, великолепно построенные диалоги, богатство народных преданий – все это сделало поэму занимательной и одухотворенной. Оригинальные герои, любовь к своему народу, к русским поэтам. Эта поэма – романтика настоящего поэта.
В 1956 году Аткай Аджаматов посетил Ясную поляну, дом-музей Л.Н. Толстого. Его привлек экспонат музея – оленьи рога. Заинтересовало это его потому, что экскурсовод рассказал интересную историю о них. Рога Л. Толстой привез с Кавказа в качестве символа освободительного духа в период правления Николая I. Многоаспектный образ оленьих рогов символизирует поэтический и многогранный талант Л. Толстого и дух свободы народов Кавказа.
Оленьи рога – присказка, яркая деталь, подтолкнувшая к созданию поэмы. Аткаю Акимовичу пришла идея написать поэму “Оленьи рога”. В поэме довольно искусно переплетаются реальное и легендарное. В ней автор рассказывает о детских впечатлениях, связанных с чтением произведений Л.Н. Толстого (“Хаджи-Мурат”, “Кавказский пленник”). Аткай удивлен, что, будучи русским человеком, Лев Николаевич так убедительно воспел мужество горца. Далее повествуется о Залимхане из Байрам-аула, который, живя в Ясной поляне и, являясь ряд лет ссыльным (он был кровником, в те далекие времена это приветствовалось на Кавказе), полюбил русскую девушку Александру. Она и явилась прототипом главной героини поэмы “Оленьи рога” – Марусей.
Вторая часть поэмы повествует о дружбе русского и кавказского народов, о большой любви сынов Кавказа и самого автора к Толстому.
А. Аджаматов – продолжатель прекрасных традиций дагестанской семьи. В поэме поэт использует факты из своей жизни и окружения, чтобы показать реальность происходящих событий.
Таким образом, поэма состоит из двух частей. Толстой соединил два любящих сердца, помог создать новую семью: Мария прожила счастливо, приняв все традиции и обычаи дагестанского народа. II часть поэмы – это влияние русских писателей на становление дагестанской культуры и литературы.
Аткай известен также и как собиратель и хранитель кумыкского фольклора. Трудно представить и назвать другого писателя, который знал бы лучше него устное народное творчество своего народа. Народные изречения украшают поэму, их можно встретить и во всех произведениях Аткая:
Ему плитой – зеленая трава,
Живой водой – народная молва.
Все честь по чести.
Талант – кремень.
Но, коль не бить кресалом,
То пламени вовек не увидать.
В поэме автор показал любовь Толстого к произведениям устного народного творчества кавказцев в целом.
Именно по сюжету поэмы олень был подстрелен Л.Толстым на охоте. На самом же деле – это художественный вымысел поэта, так как рога оленьи были подарены Л. Толстому дедом А. Аджаматова – Шихмурзой, когда Толстой гостил у него в имении. Оленя подстрелил Шихмурза Аджаматов. Толстой был восхищён гостеприимством. Эту историю Аткай слышал от своего дяди.
Главная идея произведения заключается в том, что Бог един – религий много. Человек должен оставаться человеком и быть терпимым, гуманным и толерантным к окружающим, и это прослеживается в тексте.
. Прошло два столетия, однако, мы вновь и вновь возвращаемся к тем, кто оставил глубокий след в сердцах людей, благодаря кому мы соприкасаемся с нашими истоками. Своей поэмой автор словно хотел сказать: “И малые звезды украшают небо”. Кроме того, они передают свою живительную энергию и тем большим звездам, которые вот-вот готовы угаснуть.
Поэт, прозаик, драматург Аткай (Аткай Акимович Аджаматов)
Страницы работы
Содержание работы
Поэт, прозаик, драматург Аткай (Аткай Акимович Аджаматов) относится к тому поколению старших дагестанских советских писателей, творческий путь которых складывался пол, благотворным воздействием идей советского общества.
Аткай, как большинство представителей его поколения, много сделал для становления родной литературы и дальнейшего ее развития. Наиболее значительные его произведения были, вместе с тем, определенным вкладом и во всю дагестанскую литературу. Одна из первых поэм Аткая «Огонь по частной собственности» (1933), наряду с первыми поэмами А.-В. Сулейманова и А. Фатахова, прокладывала в дагестанской поэзии пути создания жанра поэмы. Ёго прозаические произведения 30-х годов также способствовали становлению прозы в дагестанской литературе, обогащали ее новыми жанрами.- Вышел далеко за рамки кумыкской литературы и ряд его произведений, созданных в период войны и на современном этапе. Таковы драма «Стальной капкан» (1942), поэмы «Рабият» (1957), «Оленьи рога» (1958), повесть «В кумыкской степи» (1953), цикл гражданских стихов.
Родился Аткай в 1910 году в Эндерей-ауле Хасавюртов-ского района ДАССР. В 1929 году он окончил Первый Дагестанский педагогический техникум в г. Буйнакске. И с тех пор принимает активное участие в литературной жизни республики не только своими произведениями, но и личным активным участием в работе, сначала по объединению литературных сил республики в единый Союз писателей Дагестана, а затем как его активный член правления и руководитель кумыкской секции. Много сделал Аткай и как переводчик русской классической и советской литературы на родной язык. Выделяются его переводы произведений Гоголя, Чехова, Толстого, Горького, Пушкина, Лермонтова, а также переводы из братских литератур Дагестана.
Аткай известен и как собиратель и издатель родного фольклора. Ему принадлежит честь открытия самобытного таланта Аяу Акавова. Аткай много работает с литературной молодежью.! Вся эта многогранная деятельность в сочетании с его природной жизнерадостностью, обаянием личности человека широкой души снискали Аткаю популярность и известность в республике.
Литературный путь Аткая начался в период бурного преобразования республики на новых социалистических началах, когда еще стоял вопрос: «Кто—кого?». И молодой поэт активно включается в эту борьбу. Его первые стихи, опубликованные в 1927—28 гг. в газете «Ёлдаш» звали к общественно полезному труду, страстно пропагандировали мероприятия Советской власти. В эти годы в республике развернулась кампания по борьбе с неграмотностью, за новый быт, получившая название «культсанштурм». Аткай принял в ней активное участие.
УЖивые впечатления этих лет легли в основу его новых произведений, созданных по горячим следам культсанштурма. Это были очерки «Добровольность — основа победы» (1932), «Из тесных гор на простор равнин» (1933) и сборник «Атака по невежеству» (1934). Место очерков Аткая определяется не только тем, что они были первыми произведениями этого жанра на родных языках в Дагестане, но и тем, что в них автор подхватывает и дальше развивает наметившуюся в кумыкской и дагестанской литературах тенденцию изображения живой реальности, главных вопросов времени и роста нового героя — активного участника борьбы за новую жизнь.
Очерки Аткая были своего рода репортажами с мест, где особенно остро проходила борьба с темнотой и невежеством. Будучи пробой сил молодого поэта в прозе, очерки в художественном отношении были еще слабы. Но они подготовили автора к более широкому отражению живой реальности во всей сложности и противоречивости, сказавшейся вскоре в поэме «Огонь по частной собственности» (1933). Острый социальный конфликт, лежащий в основе поэмы, отражал реальную обстановку в дагестанском ауле периода коллективизации.
Герой поэмы—бедный крестьянин Джалюк—попадаег под влияние кулаков, которые отговаривают его от вступления в колхоз. В конце концов, многое пережив, он убеждается в том, что ему не по пути с кулаками. Автору удалось довольно убедительно раскрыть процесс переделки психологии отсталого крестьянина под влиянием новой советской действительности. В этом сказалось возросшее мастерство поэта, реалистическое изображение характеров центральных персонажей, особенно судьбы Джалюка.
В поэме отчетливо проявились черты литературы социалистического реализма: конкретно-историческое изображение действительности в революционном развитии, показ роста человека-труженика, хотя она и не лишена отдельных художественных недостатков. И все же вместе с произведениями И. Курбаналиева «Сон и явь» (1919), А.-В. Сулейманова «Прошедшие дни», «Вали и Мария» (1928), А. Фатахова «Ударник Гасан» (1931) поэма Аткая способствовала формированию этого жанра в кумыкской и дагестанской литературах; она встретила одобрение читателя и зарождавшейся литературной критики. Э. Капиев, К. Султанов, Г. Леле-вич отвели ей видное место среди произведений дагестанской литературы, созданных перед первым съездом писателей республики.
Творческий рост Аткая в эти годы сказывается и в прозе. В 1935 году появилась повесть «Тупау», в которой значительно преодолены слабости его первых прозаических произведений. В этой повести писатель поднимает вопросы воспитания, показывает благотворное влияние советской школы и коллектива на воспитание подрастающего поколения. Рост мастерства писателя сказывается в широком охвате действительности, в изображении бытовых картин, живой обрисовке персонажей, правду ещё в основном только главных—Тупау и его бабушкид Писатель разрабатывает приемы изображения типических характеров в типических обстоятельствах. И язык повести стал живее, образнее, хотя порой осложняется тяжелыми периодами. Речь героев изобилует образными народными выражениями, пословицами, и поговорками. Автор умело использует их для индивидуализации языка персонажей. Особенно это хорошо сказывается в речевой характеристике бабушки героя.
Близость к фольклору становится одной из характерных особенностей языка и стиля произведений Аткая. В эти годы в республике начинается большая работа по сбору и записям образцов народного творчества, которая увлекает и Аткая. Аткай способствует популяризации самобытного таланта Аяу Акавова, работает с ним, записывает его сказйи. Работа по сбору образцов устной поэзии народного творчества способствует обогащению языка повести «Тупау».
Удачи и недостатки повести отражали общее состояние кумыкской литературы тех лет. И хотя создание крупных жанровых форм оставалось одной из актуальных задач для кумыкской литературы, повесть Аткая вместе с произведениями «Герой победы» (1931) А.-В. Сулейманова, «Весна, пришедшая с севера» (1935) Ю. Гереева открывали путь к решению этой задачи. Таким образом, уже в первый период творчества Аткай своими произведениями способствовал обогащению и развитию кумыкской поэзии и прозы.
Наиболее значительным из созданного Аткаем перед войной является рассказ «Я горжусь» (1940), который можно отнести к лучшим произведениям кумыкской и дагестанской прозы. В центре рассказа образ славного сына кумыкского народа поэта-революционера Зейналабида Батырмур-заева, расстрелянного деникинскими палачами в 1919 году. Автор сумел опоэтизировать своего героя, показать его бесстрашие, мужество, преданность народу. Его образ сродни лучшим образам советской литературы. А форма рассказа — воспоминание, данное от первого лица, придает ему глубокий лиризм и эмоциональность. Проблема создания характера героя решается в героико-романтическом плане.
Аджаматов Аткай Акимович (Adjamatov Of Atki Akimovich).
|
|