Атмосфера что это 5 класс
Атмосфера что это 5 класс
Атмосфера — газовая оболочка, окружающая планету Земля и вращающаяся вместе с ней. Совокупность разделов физики и химии, изучающих атмосферу, принято называть физикой атмосферы. Атмосфера определяет погоду на поверхности Земли, изучением погоды занимается метеорология, а длительными вариациями климата — климатология.
Толщина атмосферы 1500 км от поверхности Земли. Суммарная масса воздуха, то есть смеси газов, составляющих атмосферу: около 5,3 * 10 15 т. Молекулярная масса чистого сухого воздуха составляет 29. Давление при 0°С на уровне моря 101 325 Па, или 760 мм. рт. ст.; критическая температура 140,7 °С; критическое давление 3,7 МПа. Растворимость воздуха в воде при 0 °С — 0,036 %, при 25 °С — 0,22 %.
Атмосферное давление — давление атмосферного воздуха на находящиеся в нем предметы и земную поверхность. Нормальным атмосферным давлением является показатель в 760 мм рт. ст. (101 325 Па). При повышении высоты на каждый километр давление падает на 100 мм.
Строение атмосферы.
Физическое состояние атмосферы определяется погодой и климатом. Основные параметры атмосферы : плотность воздуха, давление, температура и состав. С увеличением высоты плотность воздуха и атмосферное давление уменьшаются. Температура меняется также в зависимости от изменения высоты. Вертикальное строение атмосферы характеризуется различными температурными и электрическими свойствами, разным состоянием воздуха. В зависимости от температуры в атмосфере различают следующие основные слои : тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу (сферу рассеяния). Переходные области атмосферы между соседними оболочками называют соответственно тропопауза, стратопауза и т.д.
Тропосфера — нижний, основной, наиболее изученный слой атмосферы, высотой в полярных областях 8—10 км, в умеренных широтах до 10—12 км, на экваторе — 16—18 км. В тропосфере сосредоточено примерно 80—90 % всей массы атмосферы и почти все водяные пары. При подъеме через каждые 100 м температура в тропосфере понижается в среднем на 0,65 °С и достигает —53 °С в верхней части. Этот верхний слой тропосферы называют тропопаузой. В тропосфере сильно развиты турбулентность и конвекция, сосредоточена преобладающая часть водяного пара, возникают облака, развиваются циклоны и антициклоны.
Стратосфера — слой атмосферы, располагающийся на высоте 11—50 км. Характерно незначительное изменение температуры в слое 11—25 км (нижний слой стратосферы) и повышение ее в слое 25—40 км от —56,5 до 0,8 °С (верхний слой стратосферы или область инверсии). Достигнув на высоте около 40 км значения 273 К (0 °С), температура остается постоянной до высоты 55 км. Эта область постоянной температуры называется стратопаузой и является границей между стратосферой и мезосферой.
Именно в стратосфере располагается слой озоносферы («озоновый слой», на высоте от 15—20 до 55— 60 км), который определяет верхний предел жизни в биосфере. Важный компонент стратосферы и мезосферы — озон, образующийся в результате фотохимических реакций наиболее интенсивно на высоте равной 30 км. Общая масса озона составила бы при нормальном давлении слой толщиной 1,7—4 мм, но и этого достаточно для поглощения губительного для жизни ультрафиолетового излучения Солнца. Озон (О3) — аллотропия кислорода, образуется в результате следующей химической реакции, обычно после дождя, когда полученное соединение поднимается в верхние слои тропосферы; озон имеет специфический запах.
В стратосфере задерживается большая часть коротковолновой части ультрафиолетового излучения (180—200 нм) и происходит трансформация энергии коротких волн. Под влиянием этих лучей изменяются магнитные поля, распадаются молекулы, происходит ионизация, новообразование газов и других химических соединений. Эти процессы можно наблюдать в виде северных сияний, зарниц, и других свечений. В стратосфере почти нет водяного пара.
Мезосфера начинается на высоте 50 км и простирается до 80—90 км. Температура воздуха до высоты 75—85 км понижается до 88 °С. Верхней границей мезосферы является мезопауза.
Термосфера (другое название — ионосфера) — слой атмосферы, следующий за мезосферой, — начинается на высоте 80—90 км и простирается до 800 км. Температура воздуха в термосфере быстро и неуклонно возрастает и достигает нескольких сотен и даже тысяч градусов.
Экзосфера — зона рассеяния, внешняя часть термосферы, расположенная выше 800 км. Газ в экзосфере сильно разрежен, и отсюда идет утечка его частиц в межпланетное пространство (диссипация).
Структура атмосферы
На высоте около 2000—3000 км экзосфера постепенно переходит в так называемый ближнекосмический вакуум, который заполнен сильно разреженными частицами межпланетного газа, главным образом атомами водорода. Но этот газ представляет собой лишь часть межпланетного вещества. Другую часть составляют пылевидные частицы кометного и метеорного происхождения. Кроме этих чрезвычайно разреженных частиц, в это пространство проникает электромагнитная и корпускулярная радиация солнечного и галактического происхождения.
На долю тропосферы приходится около 80 % массы атмосферы, на долю стратосферы — около 20 %; масса мезосферы — не более 0,3 %, термосферы — менее 0,05 % от общей массы атмосферы. На основании электрических свойств в атмосфере выделяют нейтросферу и ионосферу. В настоящее время считают, что атмосфера простирается до высоты 2000—3000 км.
В зависимости от состава газа в атмосфере выделяют гомосферу и гетеросферу. Гетеросфера — это область, где гравитация оказывает влияние на разделение газов, т.к. их перемешивание на такой высоте незначительно. Отсюда следует переменный состав гетеросферы. Ниже ее лежит хорошо перемешанная, однородная по составу часть атмосферы называемая гомосферой. Граница между этими слоями называется турбопаузой, она лежит на высоте около 120 км.
Состав атмосферы
Атмосфера Земли — воздушная оболочка Земли, состоящая в основном из газов и различных примесей (пыль, капли воды, кристаллы льда, морские соли, продукты горения), количество которых непостоянно. Основным газами являются азот (78 %), кислород (21 %) и аргон (0,93 %). Концентрация газов, составляющих атмосферу, практически постоянна, за исключением углекислого газа CO2 (0,03 %).
Также в атмосфере содержатся SO2, СН4, N, СО, углеводороды, НСl, НF, пары Hg, I2, а также NO и многие другие газы в незначительных количествах. В тропосфере постоянно находится большое количество взвешенных твердых и жидких частиц (аэрозоль).
Конспект урока «Атмосфера: строение. структура, состав». Продолжение темы АТМОСФЕРА в следующих конспектах:
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. 5-й класс
Разделы: География
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Методы: частично-поисковый, репродуктивный, игровой.
Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебник под ред. А.Г.Хрипковой “Естествознание”.5 класс. (М.: Просвещение, 2001), демонстрационная таблица “Строение атмосферы”.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку (взаимное приветствие со стороны учащихся, демонстрация готовности к уроку.)
2. Вступительное слово учителя
Мы с вами изучили два больших раздела “Литосфера” и “Гидросфера”. Вы познакомились со строением Земли, ее составом, основными формами рельефа: равнинами и горами. Также вы узнали о строении гидросферы, познакомились с Мировым океаном, его частями, водами суши.
А сегодня мы приступаем к изучению третьего раздела. Его название я предлагаю определить, прослушав загадку.
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
(По А. Матутиа)
(Да, есть такое воздушное одеяло – атмосфера)
– А теперь я буду читать вам стихи, а вы должны отвечать “Нет” или “Да”.
Что такое атмосфера?
Может, это литосфера? – Нет!
Может, это гидросфера? – Нет!
Может, это просто точка? – Нет!
Значит это оболочка? – Да!
(Е.В. Бровко)
3. Изучение нового материала
1. Переход к новой теме
Итак, мы начинаем изучать воздушную оболочку Земли “Атмосферах-. Ее называют воздушным океаном, на дне которого мы живем. Ома окружает кашу планету и вращается вместе с ней. Атмосфера очень знакома вам с детства. Погода, дождь и снес, ветер, облака, туман и другие явления окружают нас в жизни.
Изучая эту тему, вы познакомитесь с причинами, по которым происходят эти природные процессы и явления. Узнаете, как образуются облака и почему они не падают на Землю, что такое ветер и где самое ветреное место на Земле, а также многое другое полезное и занимательное. Эти знания пригодятся вам для успешного усвоения темы “Атмосфера и климаты Земли” в курсе “География материков и океанов” в 7 классе
Сегодня на уроке вы отправитесь в путешествие по теме “Атмосфера – воздушная оболочка Земли” и познакомитесь со строением атмосферы и ее значением. Путешествие ваше самостоятельное и будет проходить по страницам нашего учебника. Вы покажете свое умение работать с книгой, извлекать из нее информацию, анализировать.
3. Актуализация уже полученных знаний
– Что такое “Атмосфера” вы уже знаете. Расскажите. (Воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с планетой.)
Запись на доске: греч. Атмос – пар, сфера – шар.
– Частицы каких гаю к образуют смесь под названием воздух? (Круговая диаграмма на доске: атмосфера состоит из смеси газов: азота 78%, кислорода 21%, др.газов в т.ч. углекислого – 1%.)
– Задумывались ли вы когда-нибудь над выражением: “Необходимо, как воздух”?
4. Самостоятельное изучающее чтение
1 этап. Чтобы ответить на это крылатое выражение, вам необходимо прочитать статью учебника на стр. 156 параграфа 54. На прочтение вам дается 3 минуты.
Учащиеся изучают статью о значении атмосферы.
Затем учащимся предлагаются вопросы для обсуждения. (Чтобы сделать упор на развитие речи, на один и тот же вопрос отвечают 2–3 учащихся, и каждый из них отвечает своими словами.)
2 этап. Вы познакомились со значением атмосферы. Теперь вам предстоит ответить на вопрос “Каково строение атмосферы?” Ответ вы найдете, прочитав статью учебника на стр. 157 этого же параграфа до предпоследнего абзаца. На чтение вам дается 3 минуты.
Учащиеся изучают статью а строении атмосферы.
3 этап. После ответов на вопросы учащимся предлагается заполнить таблицу (схема на доске).
Задание. Подпишите на рисунке названия слоев атмосферы. Подпишите мощность каждого слоя в атмосфере в километрах. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
Верхние слои атмосферы Стратосфера Тропосфера
1) сообщение учащегося о газе озоне, озоновом слое (рассказ);
2) сообщение учащегося о международных мерах защиты озонового слоя (рассказ).
4. Закрепление
На доске магнитами прикреплены обратной стороной полоски бумаги с напечатанными на них некоторыми особенностями слоев атмосферы. Учащиеся, поднимающие руку, подходят к ним, снимают полоску, читают на пей характеристику и соотносят со слоями атмосферы (прикрепляют к соответствующему слою).
5. Домашнее задание
§ 54. Отвечать на вопросы. Составить краткую памятку “Как мы можем сберечь чистый воздух на планете”.
6. Подведение итогов (рефлексия)
Учащиеся рассказывают о том, что нового узнали в данной теме, где им пригодятся эти знания, понравился ли им урок.
Учитель хвалит ребят за то, что они справились с задачами урока – умением работать с текстом, извлекать информацию, анализировать, логически правильно и красиво строить свои ответы. Комментирует оценки. Благодарит за урок.
Если останется время, читаются стихи об атмосфере.
Урок по географии на тему » Атмосфера» 5 класс
Цель урока: формировать представление об атмосфере как внешней газовой оболочке, заинтересовав обучающихся изучением данной темы. Задачи:
Тип урока: открытие новых знаний.
Изучение нового материала начинается со стихотворения, без сообщения темы урока.
Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было? Ни сложить, не развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?!
Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? (ответы учеников, ученики могут аргументировать свою точку зрения). Как оно называется? (ответы учеников)
Молодцы, оно действительно называется атмосфера.
2.Этап- целеполагание. Так что же мы будем сегодня изучать? Какова тема нашего урока? (ответы учеников) Тема урока «Воздушная оболочка Земли: состав, строение, значение». Запишем тему урока в ваши тетради.
3. Этап открытия новых знаний. Атмосфера- внешняя, самая легкая оболочка Земли, которая удерживается у поверхности силой земного притяжения. Мы с вами живем на самом дне воздушного океана. Из космоса видно, что атмосфера сплошным покрывалом окутывает Землю.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (запись).
Ребята, атмосфера имеет границы? Какие и чем представлены? (затрудняются ответить)
Тогда, давайте воспользуемся учебником § 24 стр.119, кто найдет ответ, поднимаем руку. (ответы учеников)
Итак, нижняя граница- земная поверхность, но помним, что воздух проникает в воду и горные породы. Верхней границы четкой не. Космонавты проводят на высоте 100км, географы на высоте 2000-3000км.
Итак, начнем изучение атмосферы с её состава.
Напомните мне, пожалуйста, что такое Атмосфера?
А если это воздушная оболочка земли, предположите, из чего она будет состоять? (ответы учеников)
А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы предположили? «О составе воздуха» читают диаграмму) 1.Какого газа содержится больше всего в атмосфере?
2.Сколько процентов кислорода в атмосфере?
3.Какие газы составляют 1% атмосферы?
Азот – 78% Кислород-21% Прочие газы – 1%
Азот играет роль разбавителя кислорода. Если бы мы дышали неразбавленным кислородом,
то все процессы в организме, в том числе и старение, протекали бы очень быстро. Следовательно азот регулирует скорость биологических процессов на планете.
С составом атмосферы разобрались, изучили.
Какое же строение она имеет?
По мере удаления от поверхности Земли меняется состав воздуха атмосферы, его плотность, температура, количество содержания в нем водяного пара, пыли и других примесей. Ученые выделяют в атмосфере несколько слоев. 4. Этап первичного закрепления. Работа по учебнику стр.120 « Облака» Задание 3 дополни предложение.
В ходе чтения заполняем пропуски в тетради. На работу – 10 минут.)
Очень устойчивая область на высоте примерно 13-50 км. В стратосфере почти нет водяного пара. На высоте около 25 км озоновый слой поглощает большую часть ультрафиолета. Температура воздуха увеличивается с высотой.
Дополнительно: Какие ещё интересные факты вы прочитали об атмосфере?
Мы видим, что атмосфера имеет достаточно сложное строение.
5.Этап включения в систему знаний. Задание: По предложенным вашему вниманию изображениям расскажите о значении атмосферы.
Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам.
Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолета.
Атмосферу нужно охранять от загрязнения.
Изучением атмосферы занимается целая наука.
Метеорология –наука, изучающая атмосферу.
Этап подведения итогов урока. «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
1 Движение воздуха вдоль поверхности Земли? 2 Воздушная оболочка Земли? 3.Газ, которого больше всего в атмосфере? 4 Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время? 5. Очень сильный ветер, возникающий над тропическими морями? 6 Смерч, ураган, торнадо-это атмосферные (вихри).
7. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ и ОЦЕНИВАНИЯ. Итак, мы с вами познакомились с еще одной оболочкой Земли.
-Какой? (ответы учеников)
-Что нового вы узнали на уроке?
-Действительно ли можно назвать атмосферу – прозрачным легким покрывалом нашей планеты? (ответы учеников, аргументированные, )
8..Домашнее задание: § 24 тет-дь задание 8.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Атмосфера – воздушная оболочка Земли, воздух, его состав.
В 1754 году Джозеф Блэк экспериментально доказал, что воздух представляет собой смесь газов, а не однородное вещество.
Значение атмосферы: 1. Дыхание живых организмов. 2. Защита от перегревания и от переохлаждения. 3. Защита от попадания небесных тел. 4. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего живого.
Домашнее задание: § 16, стр 68-73, читать, пересказывать.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-332433
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по природоведению на тему «Атмосфера» (5 класс)
Урок природоведения в 5 классе.
Тема урока. Атмосфера.
Оборудование: учебник, презентация, предметы для опыта.
Прозвенел для нас звонок-
Ручка есть. Тетрадь на месте?
И учебник, и дневник?
Ты прилежный ученик?
— Где расположены горы Гималаи?
— На каком материке самый холодный климат?
— На западе этого материка протянулись горы Анды.
— На каком материке самый сухой климат?
— На каком континенте расположена величайшая пустыня Сахара?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не сможем!
Отгадывают загадку – ВОЗДУХ.
Сообщаю тему урока- «Атмосфера»
4.Изучение нового материала.
— Что вы знаете об атмосфере Земли? Как вы думаете, что мы будем рассматривать сегодня на уроке?
вместе с ней. Атмосфера- что это?
1. Состав атмосферы Земли.
Читают текст на стр. 85 в учебнике первый абзац и обсуждают состав воздуха. Записывают определение в тетрадь.
2. Свойства воздуха.
— Проблемные вопросы. Найдем ответы, проведя опыты.
№1. Можно ли увидеть воздух? С помощью предметов у вас на столе, покажите, как мы можем увидеть воздух. Оборудование: пластиковая трубочка, стакан с водой, полиэтиленовый пакет.
№ 2. Имеет ли воздух вкус и запах? Распылите духи в воздухе. Имеет ли теперь воздух запах? Чем пахнет чистый воздух?
№ 3. Надуйте воздушный шарик, Попробуйте сжать его руками, какой он на ощупь? Сделайте вывод о свойствах воздуха, которые вы обнаружили.
№ 4. Надуйте воздушный шарик и поместите его в посуду с водой. Почему он не тонет? Каким свойством обладает воздух.
№ 5. Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?
В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.
— Какие сделаем выводы? Запишем их в тетрадь.
Этот слой простирается в среднем до 11 км над уровнем моря, и температура в нем падает с высотой. В тропосфере сосредоточено около 4/5 всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера – родина облаков. Большинство наблюдаемых нами явлений погоды образуются в этом слое.
Небо стратосферы черного или темно-фиолетового цвета.
Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от Земли. Воздух здесь сильно разряжен. Давление его составляет примерно 1/25000 долю нормального атмосферного давления. Именно в этом слое находится газ озон, который защищает все живое на Земле от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца. Иногда в мезосфере появляются туманообразные серебристые облака, которые видны только в сумерках.
Воздух в термосфере ещё сильнее разряжен. Здесь невиданная жара: 1000-2000˚С.Не зря этот слой так назван: по-гречески «термо»- тепло. Однако, очутись здесь человек, он не ощутил бы этой жары, потому что плотность воздуха в этом слое исключительно мала.
4. Облака: образование и виды.
Все вы видели на небе причудливые фигуры облаков. А знаете ли вы откуда они там берутся? Вопрос: Как образуются облака?
Работают с текстом учебника на стр. 85, третий абзац и отвечают на вопрос учителя:
-С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 *С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки. Из них образуются облака.
Облака – это совокупность взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов, находящихся на некоторой высоте над земной поверхностью.
Вопрос : какие бывают облака?
Неизвестно, где живет,
Налетит, деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
Вопрос : Как вы думаете, что такое ветер? Посмотрите в окно и скажите можем ли мы увидеть движение воздуха?
6. Значение атмосферы:
· Защищает землю от перегрева и переохлаждения.
· Защищает от метеоритов.
· Защищает от ультрафиолетового излучения.
· Необходима для дыхания.
5.Закрепление изученного материала.
Фронтальный опрос по вопросам:
1. Какой газ составляет основу воздуха?
С. 84-87 в учебнике. Выучить записи в тетради.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.