Атмосфера что это такое 5 класс

Урок по географии в 5 классе по ФГОС «Атмосфера, её строение и состав»

План конспект урока

Тема урока « Атмосфера Земли, её состав и строение»

1. ФИО (полностью) Арефьева Татьяна Анатольевна

2. Место работы МБОУ «Ватаженская ООШ»

3. Должность учитель географии

4. Предмет География

6. Тема и номер урока в теме

География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.А. Летягин под ред. В.П. Дронова.-М.: Вентана-Граф, 2012.

Создать условия для формирования представления об атмосфере как внешней газовой оболочке, усвоения понятия атмосферного давления Земли, заинтересованности изучения данной темы учащимися.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы учащихся : индивидуальная, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет, компьютер на каждого учащегося.

Раздаточный материал : таблица для заполнения; листы бумаги, стаканы для проведения опыта.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

На рабочем столе ученика размещён перечень используемых на данном уроке ЭОР

( таблица 2) с ссылками на используемые ресурсы Интернета

1.Исходя из предложенных ЭОР, попробуйте сформулировать тему урока;

2. Предлагается учащимися определить значимость учебного материала темы

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

«Как вы думаете, оказывает ли атмосферное давление влияние на здоровье человека?»

Ученики концентрирую своё внимание на перечень ЭОР и предугадывают тему урока.

Ученики формулируют практическую значимость материала урока.

Высказывание учащихся по проблеме.

Гипертекст с видеоматериалом (1)

Гипертекст с иллюстрацией (2)

Гипертекст с видеоматериалом (3)

Демонстрация ресурса. Электронный учебный модуль «Строение Атмосферы, её состав и строение»,

Целью данного модуля является: рассмотреть ключевые элементы строения Атмосферы, выделить границы атмосферы, сущность оболочек.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя по материалам демонстрации ЭОР:

1. Что такое атмосфера?

2. Каков состав воздуха?

3. Из каких оболочек состоит атмосфера?

4. Что такое атмосферное давление, каково его нормальное значение?

5. Какой итог можно сформулировать по влиянию атмосферного давления на человека?

Воспроизведение учащимися знаний и способов действий

Групповая форма работы.

Дается задания по группам:

Установите соответствие понятий.

Докажите существование атмосферного давления на основе опыта, предложенного в тексте учебника стр. 67

Заполняют таблицу (см. приложение1.)

Демонстрируют опыт по инструкции учебника стр. 67 и объясняют наличие атмосферного давления вокруг нас.

Применение учащимися приобретенных знаний, выполнение пробных упражнений

Демонстрация ресурса (слои Атмосферы, атмосферное давление) и установление соответствия названий оболочек Атмосферы.

Выполнение практикума индивидуально

Анализ и оценка итогов работы. Определение и разъяснение домашнего задания

Слайд на доске с заданием по оценке деятельности учащихся на уроке.

Рефлексия учащихся в конце урока при подведении итогов:

Изучить параграф 12 и составить словарь основных понятий по теме.

Составить кроссворд на тему «Атмосфера»

Сделать модель своего барометра по инструкции учебника и попробуйте определить давление.

Оцените свою деятельность на данном уроке:

Сегодня на уроке я чувствовал себя….

Я узнал, что атмосфера…

Я никогда не знал, что…

Когда я проанализировал, то мне стало понятно…

В работе с тренажером мне было…

При выполнении практической части на компьютере я испытал…

2. Здесь температура с высотой падает до нескольких десятков градусов ниже нуля

5. Температура в этом слое атмосферы характеризуется тем, что в среднем растет с высотой

3. Газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля.

4. Расположен на высоте 12-45 км от поверхности Земли, защищает от ультрафиолетовых лучей

1. Нижняя, преобладающая по массе часть земной атмосферы, в которой температура понижается с высотой

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Атмосфера Земли, её состав и строение.

Электронный учебный модуль «Строение Атмосферы её состав и строение».

Электронного учебного модуля «Строение Атмосферы, её состав и строение». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала. Рассматриваемый модуль рассчитан для детей в освоении предмета на базовом уровне.

Рисунок «Атмосфера Земли»

Электронный учебный модуль «Атмосфера Земли»

Целью данного модуля является: рассмотреть ключевые элементы строения Атмосферы, правильность расположения оболочек и их состав.

Электронный учебный модуль «Атмосферное давление»

Видеоматериал электронного учебного модуля.

Тест. Целью данного модуля является: закрепление полученных знаний, анализ и оценка своей работы.

Атмосфера что это такое 5 класс. 0815 000105fc 035ac698. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-0815 000105fc 035ac698. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка 0815 000105fc 035ac698.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Атмосфера что это такое 5 класс. 11ef 0003a7e6 2d670842. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-11ef 0003a7e6 2d670842. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка 11ef 0003a7e6 2d670842.

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Атмосфера что это такое 5 класс. 0bae 0001cce5 0ba40493. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-0bae 0001cce5 0ba40493. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка 0bae 0001cce5 0ba40493.

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Атмосфера что это такое 5 класс. a loader. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-a loader. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка a loader.

Данный урок разработан для учащихся 5 класса, обучающихся по новым стандартам ФГОС.

Базовый учебник, по которому составлен материал: География:Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.А. Летягин под редакцией В.П. Дронова- М.: издательство Вента-Граф, 2012 год.

Целью данного урока является создание условия для формирования представления об атмосфере как внешней газовой оболочке, усвоения понятия атмосферного давления Земли, заинтересованности изучения темы учащимися.

В данном материале представлен конспект урока, гиперссылки на электронные ресурсы, которые позволят более интересно и легче усвоить учащимся материал урока. Также имеется приложение с заданием для групповой работы.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет, компьютер на каждого учащегося.

Раздаточный материал: таблица для заполнения; листы бумаги, стаканы для проведения опыта.

«СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Источник

Презентация по географии на тему «Атмосфера» (5 класс)

Атмосфера что это такое 5 класс. presentation bg. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-presentation bg. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ Презентация по географии в 6 классе Автор: Учитель географии Емельяненко Татьяна Викторовна

Атмосфера «Атмос» – (греч) пар «Сфера» – (греч) шар, оболочка

Эпиграф Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, не развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?!

Строение атмосферы Экзосфера Термосфера Мезосфера Стратосфера Тропосфера

Домашнее задание: Параграф 16 решить задачи (карточки прилагаются) найти стихотворение или сочинить стихотворение об атмосфере.

Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет? Атмосфера

Спасибо за внимание!

Атмосфера что это такое 5 класс. placeholder. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-placeholder. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Атмосфера что это такое 5 класс. placeholder. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-placeholder. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Атмосфера что это такое 5 класс. placeholder. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-placeholder. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Атмосфера что это такое 5 класс. a loader. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-a loader. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-1007802

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Атмосфера что это такое 5 класс. 12ca 000988a9 e32712b1. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-12ca 000988a9 e32712b1. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

Атмосфера что это такое 5 класс. placeholder. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-placeholder. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка placeholder.

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

Атмосфера что это такое 5 класс. placeholder. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-placeholder. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка placeholder.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Атмосфера что это такое 5 класс. placeholder. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-placeholder. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка placeholder.

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Атмосфера что это такое 5 класс. placeholder. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-placeholder. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка placeholder.

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

Атмосфера что это такое 5 класс. placeholder. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-placeholder. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка placeholder.

Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси

Время чтения: 1 минута

Атмосфера что это такое 5 класс. placeholder. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-placeholder. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка placeholder.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по природоведению 5 класс «Атмосфера Земли»

Цель урока: рассмотреть строение и состав воздушной оболочки Земли.

образовательная – сформировать представления об атмосфере, ее строении, вещественном составе и значении;

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, презентация, сигнальные карточки, оборудование для опытов (воздушный шар, стакан с водой, блюдо с водой, пластиковая трубочка, полиэтиленовый пакет, флакон духов).

Приветствую учеников, проверяю готовность их к уроку, настраиваю на хорошую работу во время урока.

Самый большой материк.

Самая длинная река мира.

Самая полноводная река планеты.

Самое глубокое озеро мира.

Самый жаркий континент.

Самая высокая гора мира.

Самая большая пустыня.

Самый влажный материк.

Самый сухой материк.

10.Самый холодный материк.

Самый маленький материк.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый и все же

Без него мы жить не сможем!

Отгадывают загадку – ВОЗДУХ.

Сообщаю тему урока « Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Изучение нового материала.

Что вы знаете об атмосфере Земли? Как вы думаете, что мы будем рассматривать сегодня на уроке?

Показываю на слайде план изучения темы:

Состав атмосферы Земли.

Облака: образование и виды.

Состав атмосферы Земли.

Читают текст на стр. 85 в учебнике первый абзац и обсуждают состав воздуха. Записывают определение в тетрадь.

3 упругость и сжимаемость.

Можно ли увидеть воздух? С помощью предметов у вас на столе покажите как мы можем увидеть воздух. Оборудование: пластиковая трубочка, стакан с водой, полиэтиленовый пакет.

№ 2. Имеет ли воздух вкус и запах? Распылите духи в воздухе. Имеет ли теперь воздух запах? Чем пахнет чистый воздух?

№ 3. Надуйте воздушный шарик, Попробуйте сжать его руками, какой он на ощупь? Сделайте вывод о свойствах воздуха, которые вы обнаружили.

№ 4. Надуйте воздушный шарик и поместите его в посуду с водой. Почему он не тонет? Каким свойством обладает воздух.

№ 5.Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

2)Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло. Поэтому в домах делают двойные рамы.

Он получил своё название от греческого слова « тропос »- поворот. Этот слой простирается в среднем до 11 км над уровнем моря, и температура в нем падает с высотой. В тропосфере сосредоточено около 4/5 всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера – родина облаков. Большинство наблюдаемых нами явлений погоды образуются в этом слое.

Тут лишь иногда появляются так называемые перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлажденной воды.

Небо стратосферы черного или темно-фиолетового цвета.

Его название – от греческого « мезо »- средний, промежуточный.

Иногда в мезосфере появляются туманообразные серебристые облака, которые видны только в сумерках.

Воздух в термосфере ещё сильнее разряжен.

Здесь невиданная жара: 1000-2000˚С.Не зря этот слой так назван: по-гречески «термо»- тепло. Однако, очутись здесь человек, он не ощутил бы этой жары, потому что плотность воздуха в этом слое исключительно мала.

Высота этого слоя 500-600 км. Воздух здесь разряжен ещё сильнее, чем в термосфере. Этот «этаж» называют также «слоем рассеяния», потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство.

Облака: образование и виды.

Все вы видели на небе причудливые фигуры облаков. А знаете ли вы откуда они там берутся? Вопрос: Как образуются облака?

Работают с текстом учебника на стр. 85, третий абзац и отвечают на вопрос учителя:

-С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 *С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки. Из них образуются облака.

Облака – это совокупность взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов, находящихся на некоторой высоте над земной поверхностью.

Вопрос: какие бывают облака?

Неизвестно, где живет,
Налетит, деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.

Вопрос: Как вы думаете, что такое ветер? Посмотрите в окно и скажите можем ли мы увидеть движение воздуха?

Защищает землю от перегрева и переохлаждения.

Источник

Что такое атмосфера — слои, строение и состав атмосферы Земли

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Атмосфера имеется у многих небесных тел (почти всех планет солнечной системы), но нас больше интересует атмосфера Земли, ибо мы в ней живем.

Атмосфера что это такое 5 класс. atmosfera chto takoe. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-atmosfera chto takoe. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка atmosfera chto takoe.

Давайте сегодня поговорим, что такое атмосфера, из чего она состоит, какова ее структура, а также рассмотрим каждый из выделенных в ней слоев в отдельности. Будет интересно, не переключайтесь.

Атмосфера — это.

Слово «атмосфера» имеет древнегреческие корни: «атмос» (пар) и «сфера». В простейшем понимании оно обозначает газовую оболочку любого небесного тела, которая удерживается вокруг него силой гравитации.

Чёткой границы между атмосферой планеты и космическим пространством не существует, поэтому под атмосферой понимается газовая среда, которая вращается вместе с небесным телом как единое целое.

Атмосфера Земли простирается на высоту до 800 км над уровнем моря. Однако условная граница с космосом по определению международной авиационной федерации (ФАИ) проходит на высоте 100 км над уровнем моря и носит название «Линия Кармана».

О существовании земной атмосферы известно каждому (о ней пойдёт речь ниже).

А вот о том, что помимо Земли атмосфера есть также у Солнца (это как?) и у восьми (из девяти) планет солнечной системы («обделённым» остался лишь Меркурий), знают, скорее всего, немногие.

Если же «копнуть» ещё глубже, то к этой плеяде нужно добавить спутник Сатурна Титан, обладающий достаточно плотной атмосферой (у других спутников, в том числе у Луны, газовая оболочка настолько разрежена, что её нельзя считать полноценной атмосферой).

У каждой атмосферы свой химический состав и особенности поведения.

Например, атмосфера околоземных планет (Венеры и Марса) состоит главным образом из двуокиси углерода (СО2) с вкраплениями азота, кислорода, аргона и других газов.

Состав атмосферы Земли

Состав земной атмосферы, по данным википедии, приведен в нижеследующей таблице:

ГазОбъёмное содержание, %Весовое содержание, %
Азот (N)78,175,5
Кислород (H)20,923,1
Аргон (Ar)0,91,3
Углекислый газ (СО2)0,040,05
Иные газы (неон, гелий и др.)0,060,05

Структура и слои земной атмосферы

Атмосферная толща нашей планеты делится на следующие слои:

Атмосфера что это такое 5 класс. atmosfera sloi. Атмосфера что это такое 5 класс фото. Атмосфера что это такое 5 класс-atmosfera sloi. картинка Атмосфера что это такое 5 класс. картинка atmosfera sloi.


Тропосфера
распространяется на высоту от 8 до 18 км в зависимости от географической широты и времени года. Самый тонкий слой находится в полярных широтах, самый толстый – в тропических. Зимой толщина тропосферы сокращается, летом – увеличивается.

Нижний (пограничный) слой, простирающийся в высоту на 1-2 км, содержит порядка 80% общей массы атмосферного воздуха и почти 90% водяного пара.

В тропосфере из-за разности температур (она может достигать 100 о С) и давления постоянно образуются турбулентные и конвекционные воздушные потоки, возникают облака, формируются циклоны, антициклоны и другие атмосферные явления, формирующие погодные условия.

Стратосфера располагается на высоте 12-50 км. Её характерной особенностью является тот факт, что в нижнем слое (на участке 12-25 км) температура меняется незначительно, а далее начинается её рост (от – 50 до 0 о С).

В средних слоях стратосферы находится озоновый слой, защищающий Землю от ультрафиолетовых лучей.

Газовая оболочка, расположенная ниже озонового экрана, составляет биосферу (это что?), состав и строение которой в значительной степени определяют живые организмы. В стратосфере сосредоточено около 20% массы атмосферы. В ней время от времени формируются тонкие перламутровые облака, которые иногда можно увидеть на закате.

Мезосфера начинается с высоты 45-50 км и заканчивается на отметке 85-90 км. В мезосфере наблюдается устойчивое понижение температуры (от 0 до – 100 о С) при среднем градиенте 0,3 о С на каждые 100 м, а также активный лучевой теплообмен и фотохимические процессы.

В этом слое, как и в стратосфере, всё ещё присутствует небольшое количество водяного пара, которого хватает для образования самых высоких облаков – серебристых.

Мезосфера малопригодна для полётов: для самолётов воздух слишком разреженный, а для космических летательных аппаратов – слишком плотный.

Термосфера – её верхний предел находится на высотах 500 — 800 км. Этот слой характеризуется устойчивым ростом температуры (от – 100 до + 1200 о С!) на протяжении пятисоткилометровой толщи, после чего она стабилизируется и остаётся практически постоянной на большом участке.

В тропосфере расположена основная часть ионосферы, где происходит ионизация воздуха, а на больших высотах преобладает атомарный кислород.

При низкой активности Солнца (циклическая активность составляет 11 лет) размер термосферы заметно уменьшается.

Переход от слоя к слою протекает плавно, в этой связи выделяют промежуточные этапы:

Загрязнение атмосферы

На состав и поведение земной атмосферы сильное влияние оказывает хозяйственно-экономическая деятельность человека, что влечёт за собой ухудшение экологической обстановки, изменение климата и другие отрицательные явления.

Проблема загрязнения атмосферы всё больше волнует не только учёных, но и простого обывателя.

Обществом принимаются меры по исправлению ситуации в лучшую сторону (сокращение вредных выбросов, строительство очистных сооружений, переход на возобновляемые источники энергии и многое другое). Удастся ли радикально переломить тревожную тенденцию, покажет время.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Хорошо, что наша планета достаточно крупная, чтобы удерживать свою атмосферу, да и ядро Земли генерирует магнитное поле, которое так же защищает нашу атмосферу от воздействия солнечного ветра, который сдул практически всю атмосферу Марса.

Источник

Урок в 5 классе «Воздушная оболочка Земли. Погода и метеорологические измерения»

Пояснительная записка

Место урока в учебном курсе: урок № 24. Это первый урок по теме «Атмосфера».

Планируемые результаты:

Образовательные ресурсы: презентация, СИЛ № 18, метеорологические приборы.

Методические особенности урока: урок имеет практическое значение для обучающихся, знания и умения формируются на основе различных видов деятельности, встроенных в беседу.

Содержание урока

I. Начало урока. Мотивация к деятельности

Ребята, послушайте, какая тишина:
Это в школе начались уроки.
Не будем тратить время зря,
Приступим к работе.

II. Ознакомление с целью урока. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, что вы видите на слайде 2? (скорее всего будет ответ – самолет).

– И только? Не хотите задать мне какой-то вопрос? (почему летящий в небе самолет оставляет за собой белый след?)

– Может кто-то объяснит это явление, используя свойства воздуха и подсказку второго рисунка на слайде? (Эти белые следы, образуются тогда, когда горячие и влажные выхлопные газы из двигателя самолёта смешиваются с более холодным наружным воздухом. Водяной пар из выхлопов замерзает и становится видимым – так же, как наше тёплое дыхание в холодную погоду.)

– Теперь скажите мне, что вы видите на слайде 3?(прогноз погоды)

– Вы часто интересуетесь состоянием погоды на ближайшее время? Всегда ли оправдывается прогноз погоды? (нет) Как вы считаете, почему? (детей надо подвести к пониманию того, что не все мы еще знаем о природных процессах, надо совершенствовать методы их изучения)

– Кому и зачем нужен прогноз погоды?

– Можно ли по каким-то местным признакам предсказать изменения погоды?

– Вернемся к самолету. Летящий самолет может оставить слабый и быстро исчезающий след, а может оставить след насыщенный и стойкий. Попытайтесь определить почему, и какой след является признаком хорошей погоды? (Слабый и быстро исчезающий след означает, что воздух на этой большой высоте имеет низкую влажность, что служит признаком хорошей погоды. Насыщенный и стойкий след указывает на высокую влажность и может означать приближение грозы.)

– В какой земной оболочке происходят изменения погоды? (в атмосфере) Надо ли ее изучать? Тогда приступим к работе. Смайлик приглашает нас в путешествие в царство Великого Невидимого. Я уверена, что в течение этих двух уроков вы откроете многие тайны об окружающем нас воздушном пространстве.

Слайд 4. Но вот незадача. Дорогу нам преградили грозовые облака. Чтобы миновать их, необходимо вспомнить все, что мы уже знаем об этом удивительном царстве-государстве.

III. Воспроизведение ранее изученных знаний об атмосфере

Вопросы и задания.

О б л а к о № 1. Что такое атмосфера? (Атмосфера, от греч. atmos– пар и spharia – шар, воздушная оболочка Земли)

О б л а к о № 2. Как у Земли появилась атмосфера?

О б л а к о № 3. Вращается ли атмосфера вместе с Землей?

О б л а к о № 4. Связана ли атмосфера с другими геосферами?

О б л а к о № 5. Что означают эти цифры: 78%, 21%, 1%?

О б л а к о № 6. Что означают эти рисунки?

О б л а к о № 7. Как нагревается воздух?

Учитель. Слайд 5. Молодцы, ребята, справились с заданиями. Солнце развело тучи и хозяин царства – Волшебное Облако – дает нам пропуск в свой воздушный мир – Мир Великого Невидимого.

IV. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы отметили значение атмосферы Земли. Оно многогранно, поскольку атмосфера, с одной стороны, является посредником между Землей и Космосом, с другой – тесно взаимодействует с литосферой, гидросферой и биосферой.

Каждый, кто отправляется в путешествие, разрабатывает маршрут. Наш маршрут следующий:

Мы вспомнили значение атмосферы для планеты. Добавим еще одно.

Слайд 6. Объясните природный процесс, изображенный на рисунках (обучающихся надо подвести к пониманию того, что атмосфера способствует переносу вещества и энергии на планете).

Слайд 7. Из космоса атмосфера выглядит тонкой пленкой вокруг Земли. Если мы сравним толщину атмосферы и размеры Земли, ее ядра и мантии, то убедимся в небольшой толщине воздушной оболочки нашей планеты. Масса современной атмосферы составляет приблизительно одну миллионную часть массы Земли.

Уточнить размеры атмосферы нам поможет учебник на стр. 65.

Работа с учебником. Прочитайте текст «Размеры атмосферы Земли», поставьте вопросы к тексту. Ученик, задающий вопрос, сам выбирает отвечающего.

Необходимо, чтобы обучающиеся усвоили следующее:

Учитель акцентирует внимание на последнем факте и предлагает вернуться к нему в конце урока.

Беседа о составе атмосферного воздуха и его формировании. Слайд 8.

Атмосферный воздух представляет собой смесь около двух десятков газов.

– Как вы считаете, соотношение между какими газами почти не изменяется? (между азотом и кислородом – 99%).

– Содержание каких газов постоянно изменяется? От чего это зависит? (содержание углекислого газа и водяного пара)

– Вам что-то известно об «озоновых дырах»?

Газ озон образуется при электрических разрядах (например, во время грозы) и в результате действия ультрафиолетовых солнечных лучей на кислород, защищая тем самым Землю от их разрушительного действия. В атмосфере его ничтожно мало. Основная масса содержится на высоте 20-25 км. Это так называемый озоновый слой. В последние годы замечено глобальное сокращение количества озона, связанное с выбросом в атмосферу фреонов, окислов азота и водяного пара, которые взаимодействуют с озоном. Уменьшение толщины озонового слоя вредно для всего живого на Земле, поэтому человечество должно приложить коллективные усилия по его сохранению.

Минутка здоровья. Слайд 9.

На дворе весна, не за горами лето – пора отдыха, купания на реке. Следует помнить о том, что нельзя подолгу находиться под прямыми солнечными лучами и уметь правильно загорать.

– Всегда ли состав воздуха был таким как сегодня? (нет) Благодаря какому явлению в геологической истории Земли атмосфера обязана своим происхождением? (вулканизму)

Предлагаю воссоздать историю земной атмосферы, используя рисунки-подсказки. Слайд 10.

Падение космических тел на земную поверхность.

Образование первичной атмосферы из водорода и гелия.

Разогрев недр, вулканизм, химические процессы.

Пополнение атмосферы азотом, углекислым газом, кислородом, водяным паром.

Образование облаков и выпадение осадков.

Зарождение жизни в древнем океане.

Пополнение атмосферы кислородом и образование озонового слоя.

Учитель. Послушайте, как был совершен один из первых полетов на воздушном шаре.

В 1862 г. два англичанина, Глешер и Коксвел, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.

Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.

Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.

Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море.

Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели спускаться. Напротив, они высыпали весь песок из корзинки, так что шар стремительно пошел вверх.

На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он не мог ни пошевелиться, ни поднять руки. Еще несколько минут – и он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.

А шар все поднимался.

Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

– Почему с высотой становится трудно дышать? (воздух становится разреженным, изменяется его состав)

Почему с поднятием вверх температура воздуха понижается? (воздух нагревается от земли)

– Какую вы знаете закономерность? (на каждый 1 км подъема температура понижается на 6°С)

До конца XIX в. считалось, что температура воздуха понижается непрерывно от поверхности Земли к верхней границе атмосферы. После того как французский метеоролог Леон де Бор в 1890 г. запустил аэростат с измерительной аппаратурой на высоту 15 км, стало известно, что на высоте 10-11 км температура перестает падать и даже несколько растет. Дальнейшие измерения температуры воздуха на различных высотах позволили выделить в атмосфере несколько слоев.

Наша дальнейшая задача – подняться сквозь эти слои вверх до границы атмосферы и увидеть их природу. Уверяю, ощущения будут незабываемые.

Как известно, в полет отправляются сильные и выносливые, поэтому собачки, которые совершали такие полеты, предлагают тренировку.

Физкульминутка

Учитель. Готовы? Поехали!

Звучит инструментальная музыка «Страх полета» Дм. Маликова.

Слайд-шоу 11. На облаке обучающиеся совершают воображаемый полет до границы атмосферы, отмечают природные явления на пути и составляют характеристику атмосферных слоев.

– Назовите вертикальные слои атмосферы. В каком слое мы живем? (тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера)

– Что лежит в основе разделения атмосферы на пять слоев? (температурный режим)

Учитель. Ребята, а воздух имеет вес? (да)

Значит ли это, что воздух оказывает давление на земную поверхность и все, что на ней находится, в том числе и на нас? (да)

Эту силу называют атмосферным давлением. Чтобы доказать его существование, проделайте дома эксперимент по плану на стр. 67 учебника.

Работа с учебником. Какова эта сила, узнайте из учебника в Школе географа-следопыта, прочитав вслух последние два предложения на стр. 67.

Много это или мало, решим задачу.

Вычислить, какова сила давления воздуха на поверхность человеческого тела, если его площадь равна 1,5 м2.

Решение. 1,5 м 2 = 15000 см 2 кг x 15000 см 2 =15000 кг =15 т

Учитель. Слайд 12. Почему же человека не расплющивает такая сила, ведь она равна силе КамАЗа, груженого кирпичом? Оказывается, воздух внутри человека создает давление, способное противостоять давлению воздуха снаружи. При разнице в давлении могут возникнуть головные боли, тошнота, головокружение, слабость. Это так называемая метеозависимость человека.

Влияние состояния атмосферы на самочувствие человека – еще одна из причин необходимости изучения атмосферы.

Слайд 13. Это интересно! Одним из ярких подтверждением тому является воздействие атмосферы на организм человека с увеличением высоты.

Высота, км

Сложности, которые испытывает человек

Человек без необходимой тренировки начинает ощущать кислородное голодание. Отметка в 5 км – конец физиологической зоны атмосферы, поэтому альпинисты используют специальные кислородные баллоны.

Концентрация кислорода в атмосфере настолько уменьшается, что дыхание станет невозможным. Из-за изменения давления кислород совсем перестает поступать в легкие человека.

Давление атмосферы снижается до критической для человеческого организма точкинастолько, что вода, находящаяся в тканях человека, закипает. Если человек в результате какой-нибудь катастрофы окажется на открытом воздухе, он мгновенно погибнет.

На организм человека оказывает воздействие интенсивная ионизирующая радиация – первичные космические лучи, от которых ранее он был защищен плотными слоями воздуха.

Организм человека испытывает действие опасных ультрафиолетовых лучей солнечного спектра.

Постепенно исчезают такие обычные для нас свойства атмосферы, как распространение звука и возникновение аэродинамической подъёмной силы и сопротивления.

Управляемый аэродинамический полет становится невозможным, летательными аппаратами можно управлять, используя только реактивные двигатели.

Исчезает способность атмосферы проводить тепло.

Таким образом, человек идеально приспособился к жизни в нижних слоях атмосферы – тропосфере. Но чем выше поднимается человек, тем сильнее на нем сказывается изменение свойств атмосферы Земли и тем большие сложности он испытывает.

Метеорология – наука о воздушной оболочке Земли – использует информацию радиозондов, метеорологических ракет и спутников Земли. Традиционный метод науки – наблюдения на метеостанциях. Для этого используется специальное оборудование.

Учитель знакомит обучающихся с метеоприборами, после чего предлагает создать дома самодельные приборы с помощью Школы географа-следопыта (стр. 72-75 учебника) и выполнить практическую (домашнюю) работу № 10 «Метеорологические измерения самодельными приборами».

Учитель. Десятилетиями, а то и столетиями накапливаются необходимые сведения о состоянии атмосферы. Сегодня насчитывается до 7000 метеостанций по всему миру. Одни из них находятся на бортах суден, которые курсируют в открытом океане, другие – в аэропортах или городах. Даже самолеты регистрируют метеоданные во время рейсов. Вся информация направляется в региональные метеоцентры в одно и то же время, а оттуда – в Международные метеоцентры – в Москву, Вашингтон и Мельбурн. Координирует обмен сведениями между странами Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

Исходя из полученной информации, синоптики составляют прогноз погоды.

Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данный момент времени.

Основные элементы погоды – температура, давление, влажность воздуха, направление и сила ветра, облачность, осадки.

Погода очень изменчива. Но у природы нет плохой погоды…

Звучит песня «У природы нет плохой погоды».

Слайд-шоу 14.

V. Заключение. Рефлексия

– Оцените значимость сегодняшнего урока для себя.

Чудесного вам настроения в любую погоду.

VI. Домашнее задание

§§12,13, СИЛ. Подготовить отчет о своих наблюдениях за атмосферой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *