Атриум в школе что это
В России появится школа-трансформер с атриумом и круглыми партами. Скоро такие будут строить везде
Чиновники пообещали взять проект за образец и применять опыт его строительства по всей стране. Немаловажным фактором стало то, что смета образовательного заведения в Новосибирске не превысила стандарта из расчета 1 млн рублей трат на 1 ученика. Ориентировочная стоимость объекта — 860 млн рублей.
Здание спроектировали архитекторы по заказу компании «Брусника». В плане образовательных технологий и концепции девелопер ориентировался на образовательный комплекс «Город будущего» (на фото), открытый в сентябре этого года под Иркутском. Консультанты того центра помогали и в этом проекте. В частности, исходя из планировок и объема, они настраивали штатное расписание и продумали мелочи вроде того, сколько времени можно использовать класс и сколько его нужно проветривать.
«Брусника» по своей инициативе разработала проект школы, передала его в новосибирскую администрацию, а потом выиграла муниципальный конкурс на строительство и получила генподряд.
Девелопер взял за основу обычную советскую школу и постарался выкинуть из нее максимальное количество неэффективных помещений — разных простаивающих аудиторий, коридоров, технических помещений, лишних эвакуационных лестниц. За счет этого освободилось место для увеличения размера классов. В итоге на одного ученика вышло 19 кв. метров полезного пространства (обычно 16 кв. метров).
Проектировщики разбили классы на четыре кластера — медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. Помещения внутри кластеров универсальны и могут использоваться для изучения нескольких предметов.
Дмитрий Ступин, глава группы концепций «Брусники»:
— Когда вы входите в кабинет литературы обычной школы, то видите на стенах портреты писателей Золотого века. В современной школе один и тот же кабинет используется для разных предметов. Поэтому все, что необходимо визуально показать, делается с помощью интерактивных технологий. Раньше класс предусматривал фронтальную рассадку, все сидели перед доской, смотрели на учителя. Сегодня мы понимаем, что образовательный процесс — это еще и групповая (в больших и малых группах), и индивидуальная работа. Поэтому столы и стулья расставлены так, чтобы учащимся было удобно.
Как такового актового зала в здании нет. Вместо него появится атриум с выдвижной сценой, который можно использовать для общих собраний, выступлений и уроков хореографии. С одной стороны, говорит Дмитрий Ступин, это оборудование стоит дополнительных денег. С другой, средства экономятся за счет компактности.
«Через 20–30 лет образование изменится. Как именно, мы не знаем, поэтому при проектировании мы закладываем универсальное пространство, где можно совместить много различных сценариев. Чтобы здание было актуальным и через 50 лет, жестко не фиксировало принятые сегодня стандарты», — считает Дмитрий Ступин.
По задумке архитекторов, школа может стать коммуникационным центром, который объединит жителей микрорайона. Но пока образовательные стандарты не позволяют этого сделать. Из-за требований безопасности там нельзя сдавать площади арендаторам (например, под курсы вождения или обучения компьютерной грамотности пенсионеров), чтобы здание функционировало и по вечерам тоже. По этой же причине невозможно убрать заборы и открыть школьную территорию со стадионом и спортивными площадками для всех желающих.
Дмитрий Ступин:
По плану строительство школы закончится до конца 2021 года, после чего она перейдет под управление муниципалитета. В ближайшие годы появятся еще три подобных объекта.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Школа с оригинальной планировкой, атриумом и бассейном появится в Хорошево-Мневниках
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Школу с новаторской планировкой, где учебные классы будут разных размеров, построят в районе Хорошево-Мневники на северо-западе столицы, сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Четырехэтажное здание возведут на ул. Народного Ополчения, д. 9 (корп. 5, 6) и д. 11 (корп. 3, 4) в рамках реконструкции квартала 75.
Школу смогут посещать 336 детей. Обучение планируется в одну смену по двум параллелям: с 5 по 9 классы и с 10 по 11 классы.
Образовательный и спортивный блоки будут иметь отдельные входы. Центром здания станет атриум, образующий многосветное пространство с 1 по 4 этажи. К нему примкнут галереи, переходящие в школьные зоны отдыха.
Основные кабинеты будут организованы по «блочному методу»: на четыре класса предусмотрено две аудитории на 24 места, четыре аудитории на 12 мест, с возможностью их объединения в две, и поточная аудитория на 48 мест.
В школе оборудуют тренажерный зал и два спортивных, зал для занятий хореографией, борьбой и бассейн.
На нижних этажах расположатся помещения для художественного воспитания музыкального профиля.
Фасады школы выполнят из светопрозрачных конструкций и материалов, имитирующих натуральный камень и дерево.
Информационная служба портала Стройкомплекса
Какой должна быть современная школа?
Вместе с научным руководителем Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Мариной Битяновой объясняем, каковы тренды в проектировании современных школ и что должно обеспечить школьное здание.
Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает.
Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.
Мы уже обсуждали, что современная российская школьная архитектура остановилась в развитии на своём советском этапе. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий.
Существуют разные попытки решить эту проблему. Например, с 60-х годов стали появляться школы, чьи здания больше похожи на современные вузы — технологичные, с индивидуальной архитектурой. Обычно они и возникают при университетах:
Подобные пространства помогают ученикам чувствовать себя наравне со взрослыми значимыми участниками образования. Этого стремятся достичь и те, кто проектирует школы-офисы, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы стали появляться в 90-е:
Это, с одной стороны, тоже путь к унификации, но зато у учеников есть персональные пространства. Но что дают подобные здания? Фактически они с детства помещают ребёнка в мир, где он должен действовать как взрослый, тем самым ограничивают его возможности самореализоваться именно как ребёнку.
Но задача школы — не поскорее закончить период детства, а дать ребёнку прожить его, насладиться им и извлечь из него необходимые уроки. Каким должно быть здание школы, где, с одной стороны, не принижают значимость личности ученика, а с другой, дают им возможности оставаться самими собой, а не указывают ему, как нужно вести себя, что быть похожим на взрослого?
Это здание должно представлять из себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором ребёнок хочет находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться, радоваться и играть. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.
Каковы основные критерии такого здания и каковы тенденции при строительстве современных школ?
Открытость
Учёба в школе, как и жизнь за её пределами, — это не путешествие в одиночку, а совместная деятельность. И школа должна отражать это — для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым.
Как этого достичь? Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время. Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь. Они не преступники и не арестанты, чтобы скрывать от них то, что построено для их развития.
Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине.
Поэтому с открытостью лучше не перебарщивать. Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение. Да, это выглядит светлее и современнее, но для учениц и учительниц, которые ходят в школе в юбках, подобные прозрачные лестницы по понятным причинам вызывают серьёзный дискомфорт.
Просторность
Внутреннее устройство современных школ может удивить неподготовленного зрителя тем, насколько там просторно, насколько много там нефункционального места, которое просто радует глаз.
Такой подход к школьной архитектуре гораздо больше соответствует мироощущению современного человека. Даже в больших, экономически мощных и, казалось бы, насквозь прагматичных городах мы ищем непрагматическую альтернативу: такие места, где можно отвлечься от суеты, где можно насладиться эстетикой и получить чистые эмоции.
Безусловно, в просторном помещении больше красоты, но не для всех детей просторность автоматически означает комфорт. Наоборот: есть дети, которые теряются в таких пространствах, которым в них плохо. Например, это дети с расстройством аутистического спектра.
Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства — чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.
мобильность
Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания — это изменяемость и вариативное использование пространств.
Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.
В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя — всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе — там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.
Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.