Атропос бог чего в греческой мифологии

Атропос бог чего в греческой мифологии. moiri vechnie pryadilschici. Атропос бог чего в греческой мифологии фото. Атропос бог чего в греческой мифологии-moiri vechnie pryadilschici. картинка Атропос бог чего в греческой мифологии. картинка moiri vechnie pryadilschici.

Мойры – это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.

Мойры: имена сестер

Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:

Лахесис (Лахеса) – сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением; отвечает за прошлое;

Клото – Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы; считается богиней настоящего;

Атропос (Атропа, Айса) – Неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного; соотносится с будущим.

«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.

Мойры: атрибуты богинь судьбы

Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:

Свиток. В него фиксировались судьбы всех живущих в мире, даже бессмертных богов. Ничто не могло изменить записанное – Лахесис строго следила за этим.

Прялка. Приспособление было необходимо для прядения нити. Его обладательница – Клото.

Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде – дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.

Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:

На светлом Олимпе. Такое жилище соответствует высокому статусу трех сестер, которые, согласно одному из мифов, были дочерьми Зевса, верховного бога, и Фемиды, богини справедливости. Их отца также называли Морием; он ведал, что и кому предопределили мойры. Иногда бог лично взвешивал жребий на весах, желая узнать ответ судьбы.

В глубокой пещере. Нередко троицу называют дочерьми Нюкты – ночи, которая также породила эриний, богинь мести. Мойры и эринии – союзницы и сестры. По другой версии, богини-пряхи были детьми Ананке, олицетворяющей рок и отвечающей за неизбежность. В обоих случаях местом, где живут мойры, называли удаленную пещеру в непроходимой чащобе. Самовольно попасть туда не мог никто.

По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, – знак долгой и счастливой жизни младенца.

Мойры и парки – есть ли разница?

Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире. Имена парки получили следующие:

Децима – соответствует Лахесис, определяет судьбу;

Нона – выполняет работу Клото, выпрядает нить;

Морта – забрала себе функции Атропос, обрывает жизнь.

Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима – младшая, Нона – средняя, Морта – старшая сестра.


Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти

В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер – грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:

Одинаковое количество и идентичные родственные связи. Три сестры – самая частая ассоциация для богинь судьбы. Тем не менее грайи тоже соответствуют этой характеристике.

Внешний вид. Нередко мойр изображают пожилыми. Грайи же всегда считались уродливыми древними старухами.

Владение информацией о судьбе. И мойры, и грайи посвящены в тайны неизбежного и знают о грядущем.

Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка – прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания. Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:

Дино (Дейно) – Оса, отвечает за дрожь;

Порфредо (Пемфредо, Пефредо) – Буря, в ее зоне ответственности тревога;

Энио – Злоба, соотносится с ужасом, иногда считается спутницей воинственного Ареса.

Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер – горгоны. Грайи легко узнаваемы по таким признакам:

Имеют один глаз на всех и пользуются им по очереди.

Обладают лишь одним зубом, которым им также приходится делиться друг с другом.

Рождаются сразу седыми.

Мойры – богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.

Источник

Богини чего Мойры

Атропос бог чего в греческой мифологии. lazy placeholder. Атропос бог чего в греческой мифологии фото. Атропос бог чего в греческой мифологии-lazy placeholder. картинка Атропос бог чего в греческой мифологии. картинка lazy placeholder.

Цитаты классической древнегреческой литературы

Гесиод. Теогония. 901-906. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Зевс же второю Фемиду блестящую взял себе в жены.

И родила она Ор – Евномию, Дику, Ирену

(Пышные нивы людей земнородных они охраняют),

Также и Мойр, наиболе почтенных всемудрым Кронидом.

Трое всего их: Клофо и Лахесис с Атропос. Смертным

Людям они посылают и доброе все и плохое».

Платон. Государство. Книга десятая. 617c-617d / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 416) (греческий философ 4 в. до н. э.):

«…Мойры, дочери Ананки: Лахесис, Клото и Атропос; они – во всем белом, с венками на головах. В лад с голосами Сирен Лахесис воспевает прошлое, Клото – настоящее, Атропос – будущее. Время от времени Клото касается своей правой рукой наружного обода веретена, помогая его вращению, тогда как Атропос своей левой рукой делает то же самое с внутренними кругами, а Лахесис поочередно касается рукой того и другого».

Мойры, общие сведения

Младшая сестраЛахесис

Средняя сестраАтропос

(смерть)АтрибутыНить, книга судебПрялка и веретено, книга событий.Посох, отмеряющий длину жизни; шар с гороскопом, определяющим судьбу; реже свиток с предначертаниями.Ножницы, весы, солнечные часы, свитки, восковые таблички.Священные животныеГолубь-черепаха (Европейская горлица), собака, лошадь.Священные растенияБелладонна (лат. Atropa belladonna)РодителиЗевс (Мойрагет) и Фемида – наиболее распространённая версияНикта и Кронос или только Никта (архаические источники)Эреб и Никта (встречается у Гигина и Цицерона)Хаос (в эпоху поздней античности)Ананке (у орфиков и Платона)Место обитанияГора Олимп

Советники и помощницы высших богов

Богини судьбы оставались в тени, когда боги сражались за свои интересы. Но в решающие моменты оказывали неоценимую помощь, восстанавливая мировое равновесие.

Благодаря этому предупреждению, владыка Олимпа избежал опасности. Когда гекантохейр Бриарей попытался украсть жертвенные внутренности, Зевс послал коршуна, чтобы помешать ему. Затем он поместил птицу-спасителя на небо в виде созвездия. Сам Офиотавр, предположительно, символизирует зодиакального Тельца.

Пророчество о сыне Фетиды. Морская нимфа, дочь бога-старца Нерея очень нравилась Зевсу. Однако Мойры предупредили, что от связи с небожителем у Фетиды родится сын, превосходящий могуществом отца. Опасаясь за трон и жизнь, Зевс отвернулся от нимфы, после чего её выдали замуж за смертного Пелея. Фетида произвела на свет героя Ахиллеса, который действительно превзошёл силой Зевса, однако, не обладая даром бессмертия, пал от руки Париса в Троянской войне.

Покровительницы времён года и смены сезонов

В сферу влияния сестёр входили и явления природы, а также божества их олицетворяющие:

I. Мойры скрепили брачный союз Зевса и Фемиды. От него родились богини времён года – Оры.

II. Также сёстры наблюдали за своевременным возвращением на землю Персефоны в начале весны, а затем её спуском в царство теней осенью. Они же уговорили Деметру не гневаться на похищение дочери Аидом, тем самым вернув земле плодородие.

Богини рождения

Триада сестёр нечасто встречается в греческой мифологии. Однако они всегда присутствовали при рождении олимпийцев, чтобы огласить их функции и привилегии. В некоторых случаях сёстры одаривали божественных младенцев землями для строительства святилищ и дальнейшего покровительства.

I. Рождение Аполлона

Мойры видели появление на свет Аполлона и подтвердили его божественное происхождение. Мать олимпийца – титанида Лето, промучилась девять дней и ночей, поскольку рядом с ней не было богини лёгких родов Илифии. Событие происходило на плавучем острове Делос, неподалёку от Миконоса.

II. Рождение Артемиды

Сестра-близнец Аполлона родилась первой, не заставляя мать томиться схватками. Более того, она помогала Лето разрешиться от беремени во второй раз, заменив Илифию. В гимне поэта Каллимаха говорится, что участвовать в родах Артемиде велела Лахесис. После этого акушерство стало одной из главных функций богини-охотницы, наряду с покровительством браку и защитой невинности.

III. Рождение Афины

IV. Рождение Эриний

Не знающие жалости богини мести появились на свет вместе с первым преступлением – оскоплением Урана его сыном Кроносом. Упавшие на землю капли крови превратились в трёх ужасных сестёр Эриний. У Эсхила в трагедии «Эвмениды», посвящённой матереубийству, богини мести так комментируют своё предназначение: «На эту службу обрекла нас безжалостная Мойра-судьба. Тех, кто решился на безрассудное убийство, мы преследуем, пока они сами не отправятся в подземное царство. Но и там не будет им покоя. Таково наше предназначение, однако, бессмертные боги могут удержать нас».

V. Зарождение Олимпийских игр

Согласно древнегреческой мифологии, первые спортивные состязания в Олимпии учредил Геракл – то ли легендарный герой, то ли его архаический тёзка-дактиль. Посвящались Игры Зевсу и были частью религиозных праздников. На открытии присутствовали Мойры и Хронос – единственные судьи, чей приговор считался истинным и неизменным.

VI. Передача Гелиосу острова Родос

Солнечный бог Гелиос был покровителем Родоса. Вход в местную гавань украшала гигантская статуя-маяк в его честь. По одной из версий, остров подарили Гелиосу Зевс и Мойры, поскольку ему негде было построить святилище. В другом варианте говорится, что солярный бог собственноручно вынес Родос из пучины моря.

VII. Посейдон и остров Кос

Владыка морей – Посейдон безуспешно пытался отнять у Гелиоса Родос. Тогда Мойры подарили ему остров Кос в Эгейском море.

VIII. Святилище Эвменид в Афинах

Мудрая Афина-Паллада, желая умилостивить грозных Эриний, основала для них святилище в родном городе, рядом с Акрополем. Она призвала жителей Аттики почитать богинь справедливого возмездия и жить с ними в мире. На открытии святилища присутствовали сёстры-Мойры и Зевс.

Наделяющие судьбой в момент рождения

Через три ночи после рождения ребёнка, призывались Мойры, чтобы определить его жизненный путь. В более поздних трудах Гесихия Александрийского указывается седьмой день, когда семья решала, принять ли младенца в род и давала ему имя. Поскольку речь шла о новорожденных, сестёр сопровождала богиня Илифия – покровительница молодых матерей.

Рождение Мелеагра

Матери этолийского героя Мелеагра – Алфее было предсказано, что сын умрёт, как только догорит в очаге головня. Она тут же погасила огонь, а роковое полено убрала в сундук. Однако Мелеагр погиб именно так, как обещали Мойры – мать, разгневавшись на него из-за убийства родных, достала головню и сожгла.

Рождение Геракла

Ревнивая Гера послала Мойр и богиню Илифию задержать роды у персеиды Алкмены. Царевна должна была произвести на свет великого богатыря – Геракла, зачатого Зевсом. Пока Алкмена мучилась, не в силах разрешиться от бремени, её служанка Галиантида обманула божественных стражей, сообщив, что роды уже состоялись. Как только посланницы Геры скрылись, Геракл вышел из лона матери.

«Прядильщицы» судеб

Гомер в «Илиаде» впервые упомянул о Мойрах, прядущих нити человеческих жизней. Но описал лишь одну, неумолимую силу-судьбу – Айсу. Атрибутом этой хтонической богини служило веретено, которое она запускала вместе с рождением и вращала до момента смерти. В «Одиссее» Гомер уже говорил о Клото, которая сопровождала Айсу или о нескольких безымянных «пряхах». Классическую триаду можно найти у Гесиода и более поздних авторов.

Богини, распределяющие удачу

Сёстры-Мойры, в широком смысле, символизировали человеческую жизнь с её радостными и горестными моментами. Каждому отмерялись удачи, взлёты и падения в пропорции, установленной ещё до рождения. И никто не мог получить больше, чем ему предназначено судьбой (долей). Этот закон, согласно древним авторам, распространялся преимущественно на смертных, хотя иногда ему подчинялись и боги.

Оракулы

Три сестры в некоторых случаях занимались пророчествами, хотя обычно эта роль отводилась Аполлону. Присутствуя при рождении смертных и богов и, читая книгу их судьбы, Мойры крайне редко вмешивались в ход событий. И даже если они делали это, как в случае с Мелеагром, предписание высших сил всё равно исполнялось, пусть и с отсрочкой.

Богини смерти

Атропос (или Айса) ревностно следила, чтобы человек не прожил дольше положенного срока. Старшая из сестёр, известная также как Μοϊραι κραταιαί, разрезала нить судьбы, вместе с порождениями Никты – Танатосом и Керами. Первый считался богом мирной смерти, вторые – насильственной, например, на поле боя.

Богини подземного мира

Неразрывно связанные не только с жизнью, но и со смертью, три сестры часто упоминались в связи с подземным царством. В «Республике» Платона они описываются как «сидящие вокруг престола Аида каждая на своём троне, в белых одеждах и с кипарисовыми венками на голове».

Судьбоносным сёстрам приносили в жертву чёрных животных, что характерно только для богов подземного мира и океанских глубин. В то время как для олимпийских небожителей выбирали коров, овец или птицу белого цвета. Античные авторы писали, что Мойры принадлежат к подземному миру, но тайно управляют жизнями тех, кто находится наверху. У Платона души умерших, чтобы вернуться на землю в новом перерождении, должны были сначала выбрать себе судьбу.

Карающие за убийства и самоубийства

Убийство расценивалось древними греками как нарушение воли судьбы, насильственное прерывание нити жизни. От имени Мойр преступника наказывали Эринии, постоянно преследуя его и напоминая о тяжёлой вине.

Изменяющие судьбу

Даже неумолимые сёстры-Мойры иногда могли пойти на уступки, изменив течение человеческой жизни.

I. Воскрешение Пелопа

Фригийский царь Тантал, желая испытать богов, подал им на пиру мясо собственного сына – Пелопа. Однако олимпийцы разгадали обман, после чего Клото воскресила мальчика. Его имя теперь носит остров Пелопоннес.

II. Освобождение от смерти Адмета

III. Возвращение Эвридики

Жена великого певца Орфея – Эвридика, погибла сразу после свадьбы от уксуса змеи. Молодой вдовец своим пением смог разжалобить самого Аида, после чего тот согласился воскресить умершую. Сёстры-Мойры провожали Эвридику в мир живых, однако Орфей, обернувшись, нарушил договор с правителем преисподней и вновь потерял возлюбленную.

IV. Посещение живыми мира мёртвых

Только в исключительных случаях разрешалось проникать в тёмное царство Аида до того, как Атропос перережет нить жизни. Это удалось:

V. Освобождение Хирона от бессмертия

Мудрый кентавр Хирон был ранен ядовитой стрелой, случайно выпущенной Гераклом. Страдая от невыносимой боли, он передал дар бессмертия Прометею, чтобы прекратить свои мучения. После этого Хирона превратили в созвездие Стрельца и поместили на небо. Обмен происходил при участии богинь судьбы.

Божества посмертного апофеоза или метаморфоз

В античности верили, что смерти можно избежать путём обожествления погибшего человека, а также его превращения в животное или растение. Есть несколько примеров, когда богини судьбы принимали непосредственное участие в процессе:

I. Апофеоз Гиацинта

II. Метаморфоза Ампелоса

Юный Ампелос – сын сатира и нимфы, полюбился богу виноделия Дионису. Однако вскоре погиб от рогов свирепого быка (по другой версии, сорвался с дерева). Видя горе Диониса, другие боги превратили Ампелоса в виноградную лозу.

Богини-изобретательницы алфавита

Считается, что богини судьбы изобрели первые семь букв греческого алфавита – ABHTI U. Эти знаки носили ритуальный характер и использовались в священных мистериях.

Мойры и Зевс

Воплощая неумолимые силы судьбы, Мойры властвовали над смертными людьми, но их взаимоотношения с представителями олимпийского пантеона не были так однозначны. Часть древнегреческих авторов указывает, что Зевс, как воплощение мирового порядка, мог управлять действиями сестёр, внося в них коррективы. Другие считали громовержца лишь проводником судьбы, не способным противостоять ей, чтобы не нарушить равновесие сил во вселенной.

I. Зевс управляющий (Мойрагет)

В «Теогонии» Гесиода – подробной родословной греческих богов, Зевс выступает в роли отца Мойр, рождённых от него Фемидой (правосудием). Это даёт громовержцу власть над тремя сёстрами и, как следствие, оставляет за ним последнее, решающее слово. Зевс Мойрагет (Μοιραγέτης), которому поклонялись в период Классической Греции, переводится как «тот, кто определяет судьбы». Иногда подобного титула удостаивался и Аполлон, о чём свидетельствует надпись на его статуе в Дельфах.

Зевс на особых золотых весах взвешивает деяния людей, чтобы определить, насколько справедливо обходится с ними судьба. И, выявив несоответствие, может в последний момент отвести смертоносную руку Атропос. Так, в «Илиаде» Гомера, громовержец взвесил жребии героев Ахилла и Гектора, чтобы решить, кто из них должен погибнуть в бою.

В храме Зевса в Мегаре, согласно описанию Павсания, над головой громовержца изображены Оры (богини порядка) и Мойры. Такое взаимное расположение свидетельствовало о бесспорном главенстве царя Олимпа. На рельефах храма Аполлона в Дельфах, Зевс составляет триаду с Клото и Атропос, заменив собой среднюю сестру – Лахесис.

По мере развития греческой цивилизации, Мойры утрачивали своё могущество. Молодые боги смеялись над ними, а солнечный Аполлон даже напоил, чтобы спасти от смерти своего друга – царя Адмета. Считалось, что и люди могут изменить судьбу, избежав опасности, если заранее узнают о ней.

II. Зевс подчиняющийся

Часть древнегреческих авторов считает, что Мойры – порождения хтонической Никты (ночи) или богини необходимости Ананки. В этом случае, влияние Зевса на них минимально и олимпиец играет, скорее, подчинённую роль. Об этом заявляла в своих пророчествах дельфийская пифия. Она указывала, что никто, в том числе и верховные боги, не в силах повлиять на неотвратимый ход судьбы.

Примером служит сын Зевса от финикийской царевны Европы – Сарпедон. Несмотря на усилия божественного отца, он погиб в Троянской войне от руки героя Патрокла. Громовержец знал о трагедии заранее, но не мог противиться неизбежному. В орфических гимнах сёстры-Мойры именуются «суровыми и непоколебимыми богинями судьбы», более могущественными, чем Зевс и остальные олимпийцы.

III. Брачные союзы Зевса

Мойры не только пряли нити судьбы, но и сплетали их между собой. Имена этих могущественных сестёр обязательно упоминались в свадебных обрядах. Ведь от того, насколько прочно сплетены нити двух жизней, зависела продолжительность брака. Также Мойры имели отношение к деторождению, наделяя младенца тем, что в индийской религии принято называть дхармой. Божественная триада устроила два свадебных союза Зевса: со второй супругой – Фемидой, а затем с Герой.

IV. Законы небесного Олимпа

Мойры, как исполнители высших и незыблемых законов природы, а также дочери Фемиды, поддерживали божественный правопорядок. Вместе с океанидой Стикс, они следили за соблюдением священных клятв олимпийцев. Помогали богиням мести Эриниям или заменяли их, преследуя убийц или тех, кто оскорбляет родителей.

V. Защита власти Зевса

Богини судьбы стояли на страже интересов царя Олимпа, своевременно предупреждая его об опасностях и участвуя в сражениях за «интересы трона». Они оказали решающее влияние на исход битвы с чудовищем Тифоном, когда увидели, что Зевс своими силами не может одолеть его.

Другие богини, управлявшие судьбой

В разные времена управление человеческими судьбами брали на себя и другие олимпийцы:

Атрибуты

Образы богинь в греческой мифологии

Символизируя тайные силы мироздания, Мойры редко изображались античными художниками. Нет единого мнения, как выглядели эти богини. Чаще всего их представляли молодыми девушками, закутанными в длинные одежды. В вазописи все богини-сёстры: Мойры, Оры, Хариты и Музы выглядели примерно одинаково. Однако древнегреческие поэты характеризовали богинь судьбы, как «строгих, суровых и непреклонных», что выражалось в чертах лица.

Платон в поэме «Государство» писал, что сёстры облачены в белые, сияющие одежды, а на голове у них венки. Сидя на высоких тронах, они поют в унисон с божественными сиренами под музыку небесных сфер. У некоторых авторов, например, у Овидия в «Метаморфозах», упоминались три старухи отталкивающего вида. Иногда сёстрам приписывали хромоту, которая мешает жизни двигаться слишком быстро. В эпоху Возрождения и позднее, в виде пожилой женщины изображали только Атропос.

Источник

МОЙРЫ: ВЕЧНЫЕ ПРЯДИЛЬЩИЦЫ СУДЕБ.

Атропос бог чего в греческой мифологии. jpeg. Атропос бог чего в греческой мифологии фото. Атропос бог чего в греческой мифологии-jpeg. картинка Атропос бог чего в греческой мифологии. картинка jpeg.

Вопросами о судьбе люди задавались задолго до наступления нашей эры. И одним из способов «перевесить» ответственность за собственную участь стала передача обязанности контроля над жизненным процессом мойрам. Что они собой представляют? Кто такие мойры?

Мойры – это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.

Мойры: имена сестер.

Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:

«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.

Мойры: атрибуты богинь судьбы.

Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:

Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде – дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.

Где жили мойры:

Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:

По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, – знак долгой и счастливой жизни младенца.

Мойры и парки – есть ли разница?

Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире.

Имена парки получили следующие:

Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима – младшая, Нона – средняя, Морта – старшая сестра.

Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти.

В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер – грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:

Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка – прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания.

Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:

Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер – горгоны.

Грайи легко узнаваемы по таким признакам:

Мойры – богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *