Аттестация и аккредитация лаборатории в чем разница
Новости технологий
Аттестация лаборатории означает, что в ней имеются все условия, для выполнения необходимых видов испытаний и анализов. Термин образован от латинского attestātio, означающего подтверждение, то есть определение квалификации и соответствие требованиям.
Сегодня аттестация любого типа — добровольная процедура, однако существует целый ряд аргументов, доказывающих её необходимость.
Аттестация позволяет повысить статус и самой лаборатории, и выпускаемой предприятием продукции. Однако наличие аттестации ещё не свидетельствует, что организация способна получать результаты, являющиеся полностью технически обоснованными.
Чтобы оценить компетентность, используется процесс аккредитации.
Это следующий после аттестации шаг определения и подтверждения технической компетенции.
Аккредитация и её особенности
Аккредитация – термин, образованный от латинского accredo, что значит – доверять. В процессе аккредитации подтверждается соответствие качества услуг определённому стандарту.
Независимые эксперты проводят обследования:
При необходимости оснащения лабораторий высокотехнологичными исследовательскими и измерительными приборами следует обращаться сюда: https://aquaanalytic.com/.
Критериями служат международные стандарты в зависимости от профиля лаборатории (ИСО). В дальнейшем производится регулярная переоценка, чтобы подтвердить уровень. В оценке, как правило, принимают участие федеральные уполномоченные органы. Кроме того, лабораториям рекомендовано участвовать в программах квалификационных проверок, для этого регулярно проводятся испытания, называемые сличительными. Потребитель, пользующийся услугами данной лаборатории, может удостовериться в том, что она аккредитована, по имеющемуся номеру аттестата аккредитации. Прежде чем воспользоваться услугами, целесообразно запросит перечень испытаний, или анализов, на который у данной организации имеется аккредитация. Есть и обязательный документ с названием «область аккредитации», там описывается её деятельность в подробностях. Документ утверждается уполномоченным органом.
Во многих странах национальные органы по аккредитации публикуют полные перечни аккредитованных лабораторий с указанием контактов и возможностей.
Польза и преимущество услуг аккредитованной лаборатории:
Таким образом, в сравнении с аттестацией, аккредитация — это более высокий уровень лаборатории: она может выдавать сертификаты соответствия, выполнять проверки других организаций.
Аттестация лабораторий
В этой статье мы разберемся, что такое аттестация лаборатории, кому она нужна и чем она отличается от аккредитации.
Содержание
Вступление
Например, в одной из статей в отношении аттестации говорится следующее: «Процедура регламентирована ФЗ РФ №412 от 28 декабря 2003 года. Правила аттестации испытательной лаборатории установлены ПП РФ №602, Приказами Минэкономразвития РФ №326 и №764 и другими нормативно-правовыми актами РФ».
И аттестация и аккредитация подразумевают подтверждение компетентности лаборатории, но, если задаться целью найти принципиальную разницу между ними, то в случае аттестации (от фр. attestation, от лат. attestātio — свидетельство, подтверждение) делается акцент на наличие всех условий для выполнения необходимых видов испытаний и анализов, а в случае аккредитации (лат. accredo, «доверять») – на соответствие качества услуг определённому стандарту, являющемуся основой для признания результатов деятельности лаборатории всеми участниками рынка. Результаты исследований аккредитованной лаборатории могут использоваться в качестве доказательной базы при возникновении спорных ситуаций с поставщиками или контролирующими органами.
Далее следует сказать, что аттестация лаборатории в РФ требуется в двух случаях:
Обязательность аттестации лаборатории устанавливается регламентирующими документами на уровне ведомства, корпорации или объединения, куда входит предприятие. Также обязательность аттестации может быть установлена заказчиком или организацией, занимающейся сбытом вашей продукции (ритейлером).
1. Обеспечение требований промышленной безопасности
В качестве примера ведомства, предъявляющего требования к аттестации лаборатории, можно рассмотреть Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
1.1. Требования законодательства
Согласно ГОСТ Р 56542-2019 «Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов», п. 3.1.1 неразрушающий контроль (НК) – это исследование материалов или деталей, узлов, компонентов изделий с целью оценки их свойств без ухудшения эксплуатационной пригодности и надежности. Иными словами, это диагностика объекта с сохранением его целостности и работоспособности.
Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, п. 9 установлено, что работы по НК осуществляются аттестованными лабораториями:
«Лаборатории и работники, выполняющие НК … при осуществлении деятельности, должны подтвердить компетентность по установленной области НК в независимых органах по аттестации системы НК, сформированной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» …».
ФНП не распространяются на работы по оценке (подтверждению) соответствия, проводимые органами по сертификации, испытательными лабораториями и иными лицами, аккредитованными на осуществление указанной деятельности в соответствии с главой 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ФНП п. 2).
1.2. Кто проводит аттестацию
Аттестацию лабораторий проводят Независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля. Функции органа по аккредитации независимых органов по аттестации в Единой системе оценки соответствия возложены на АО «НТЦ «Промышленная безопасность». С Реестром независимых органов по аттестации лабораторий неразрушающего контроля, аккредитованных в АО «НТЦ «Промышленная безопасность» можно ознакомиться здесь.
Однако, все не так просто. Статус АО «НТЦ «Промышленная безопасность» как координирующего органа в системе неразрушающего контроля оспаривается некоммерческой организацией «Российское общество по неразрушающему контролю и технической диагностике» (РОНКТД). В свою пользу РОНКТД приводит следующие доводы:
В разъясняющем письме Ростехнадзор сообщает, что:
«В настоящее время обязательные требования к функционированию системы НК … действующим законодательством в области промышленной безопасности не установлены» и
«Процедуры проверки компетенции персонала НК и лабораторий НК … устанавливаются стандартами организаций и иными документами добровольного применения, принятыми в рамках системы НК. Организации руководствуются требованиями таких документов, устанавливающих указанные процедуры, в части, не противоречащей требованиям ФНП НК, а также иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности устанавливающих обязательные требования к НК на ОПО».
Таким образом, рекомендуется принимать во внимание перечисленные факты и учитывать их при выборе органа для аттестации лаборатории в системе неразрушающего контроля.
1.3. Регламентирующий НД
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации», федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору от 1 декабря 2020 г. № 478 акционерным обществом «НТЦ «Промышленная безопасность» разработаны СДАНК-01-2020 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля».
Аттестация лабораторий НК проводится в целях обеспечения требований промышленной безопасности путем подтверждения их компетентности и готовности к проведению неразрушающего контроля, для подтверждения, что они технически компетентны и система менеджмента позволяет получать технически обоснованные и достоверные результаты неразрушающего контроля (СДАНК-01-2020, п. 1.3).
Правила аттестации и основные требования к лабораториям НК разрабатывались с учетом требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Во многом положения СДАНК-01-2020 схожи с Критериями аккредитации в национальной системе аккредитации и требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Это касается, например, требований к административной подчиненности и структуре лаборатории, беспристрастности, идентификации и минимизации рисков, помещениям, оборудованию, персоналу, системе менеджмента и т.д.
Критерии аккредитации (утверждены 26.10.2020), п. 24.4 «Помещения для проведения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям по производственной площади, характеру и объему выполняемых работ должны соответствовать требованиям документов по исследованиям (испытаниям) и измерениям, инструкциям по эксплуатации оборудования (при наличии таких требований)» и
СДАНК-01-2020 (утверждены 29.12.2020), п. 3.1 «Помещения ЛНК (размещение персонала, места проведения НК, архив и фонд НТД, хранение и эксплуатация технических средств) по производственной площади, характеру и объему выполняемых работ и окружающая среда при проведении контроля вне помещения должны соответствовать методическим документам по НК и условиям эксплуатации средств НК».
Также процедуры аттестации и аккредитации практически идентичны и включают:
Итоговым документом, удостоверяющим соответствие лаборатории указанным требованиям, является Свидетельство об аттестации.
РОНКТД также разработало собственный стандарт, регламентирующий порядок аттестации (СНК ОПО РОНКТД-03-2021 «Система неразрушающего контроля на опасных производственных объектах. Аттестация лабораторий неразрушающего контроля»).
2. Оценка состояния измерений
Если мы обратимся к истории, то увидим, что изначально на территории СССР в отношении аналитических лабораторий и ряда учреждений применялась процедура аттестации, которая представляла собой комплексную оценку метрологического обеспечения измерений химического состава и свойств веществ и материалов (РД 50-194-80 «Методические указания. Аттестация аналитических лабораторий предприятий и организаций. Основные положения»). В связи с активным внедрением в практику процедур аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, понятие «аттестации» в отношении оценки метрологического обеспечения измерений было заменено на «оценку состояния измерений«. Согласно МИ 2427-2016 «Рекомендация. ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных, измерительных лабораториях и лабораториях производственного и аналитического контроля», п. 3.2:
Решение о проведении работ по оценке состояния измерений принимает руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель, в структуру которого входит лаборатория (МИ 2427-2016, п. 4.4). Требований к обязательному проведению оценки состояния измерений в лаборатории законодательно не установлено.
Работы по МИ 2427-2016 могут проводить организации, подведомственные Росстандарту – государственные научные метрологические институты (ГНМИ) и государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний (ФБУ ЦСМ), аккредитованные в области обеспечения единства измерений на проведение работ по метрологической экспертизе.
Заслуживает внимания мнение, распространенное среди экспертов:
«МИ 2427-2016 включает нормальные рекомендации, но соответствие рекомендациям этого документа не обязательно, а добровольно. Никакого отношения к аккредитации это не имеет. Документ, подтверждающий «аттестацию» лаборатории по МИ 2427-2016, нигде не учитывается. Эксперт, проводя аудит СМК в такой лаборатории, усомнился бы в результатах и процедуре проведения метрологического надзора силами предприятия, поскольку сами не в состоянии провести надзор. Этот документ действительный, но абсолютно бесполезный. Выводы организации, проводящей такую «аттестацию», никто не засчитает. Учитывая ресурсы ЦСМ, можно предположить, что только некоторые из них достаточно квалифицированы для проведения такой проверки».
3. Регистрация электролабораторий
Допуск оформляется путем регистрации электролабораторий в журнале регистрации допуска в эксплуатацию электролабораторий, с выдачей свидетельства о регистрации.
Требования к компетенции электролаборатории, указанные в ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, в том числе наличие и качество разработанных документов, определяющие систему менеджмента качества, проверяются при выездном осмотре электролаборатории.
Регистрация электролаборатории не требуется, если испытания и измерения в процессе монтажа, наладки и эксплуатации электрооборудования не требуют оформления протоколов или других официальных документов.
Заключение
Суммируя все вышеизложенное можно прийти к следующим выводам:
1) Если лаборатория заинтересована в независимом подтверждении выполнения требований законодательства РФ в области обеспечения единства измерений и технического регулирования применительно к конкретным закрепленным объектам и измеряемым показателям, она может пройти процедуру оценки состояния измерений и получить соответствующее заключение. Обязательность проведения работ по оценке состояния измерений никакими нормативными правовыми актами не устанавливается.
2) К лабораториям неразрушающего контроля на законодательном уровне предъявляется требование проходить аттестацию в системе неразрушающего контроля, а электротехническим лабораториям – регистрироваться в территориальных управлениях Ростехнадзора.
3) В отношении остальных типов лабораторий, таких как лаборатории разрушающего контроля, аналитические и теплотехнические лаборатории, применяется процедура аккредитации на добровольной основе. Подробнее об аккредитации, ее применимости, порядке прохождения и аккредитующих органах можно прочитать в статьях раздела «Аккредитация лабораторий«.
Библиография
26.06.2021 9:20:35 | Автор статьи: LINCO Platform
Аттестация и аккредитация лабораторий
Компания Есис, готова осуществить аккредитацию лабораторий и аттестацию лабораторий:
Лаборатории Росаккредитации
Аттестация лабораторий
Аттестация лаборатории — это деятельность по подтверждению соответствия лаборатории установленным требованиям промышленной безопасности.
Аттестация лабораторий неразрушающего контроля (ЛНК) осуществляются в соответствии с требованиями ПБ 03-372-00 и нормативных документов системы неразрушающего контроля Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Порядок аттестации лабораторий, и основные требования к лабораториям, выполняющих не разрушающий контроль (НК) технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах, устанавливаются нормативными документами и требованиями.
Аттестация лабораторий НК производится в целях установления и подтверждения их компетентности при оценке готовности организаций к выполнению видов деятельности, связанных с применением НК.
В правилах используются следующие определения:
Аккредитация лабораторий
В РФ аккредитацией лабораторий занимается Федеральная служба по аккредитации.
В России существует несколько систем аккредитации лабораторий:
Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — в общем случае это процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг российскому стандарту.
Аккредитация испытательных лабораторий осуществляется в целях:
Требования к аккредитации испытательной лаборатории в России регулируются государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов.
Мы окажем помощь в аккредитации лаборатории!
Аттестация и аккредитация лаборатории в чем разница
Раздел 1. Обязательная аккредитация и добровольная аккредитация осуществляемая Росаккредитацией в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
Росаккредитация является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа РФ по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, экспертов и экспертных организаций.
Внимание!
Перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, размещены на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию (Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 22.10.2020 N 1722, Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467, Приказ Росаккредитации от 29.12.2020 N 255, Приказ Росаккредитации от 01.02.2021 N 11).
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2021 N 1121 утверждены:
— Положение об аттестационной комиссии органа по аккредитации;
— Положение об общественном совете по аккредитации;
— Положение о техническом комитете по разработке правил, требований и процедур аккредитации;
— Положение о комиссии по апелляциям органа по аккредитации;
— Правила рассмотрения поступивших в орган по аккредитации жалоб на деятельность аккредитованных органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации систем менеджмента качества.
Росаккредитацией утверждены следующие методические указания и рекомендации:
— СМ N 03.1-9.0001. Схема аккредитации в национальной системе аккредитации:
— «Требования к органу по сертификации продукции, процессов и услуг»,
— «Требования к органу по сертификации систем менеджмента качества»,
— «Требования к органу по сертификации систем менеджмента безопасности пищевой продукции»,
— «Требования к органу по сертификации систем экологического менеджмента»,
— «Требования к органу по сертификации систем менеджмента профессиональной безопасности и здоровья»,
— «Требования к органу по сертификации персонала»,
— «Требования к испытательной лаборатории (центру)»,
— «Требования к калибровочной лаборатории»,
— «Требования к провайдеру межлабораторных сличительных испытаний»).
— СМ N 03.1-9.0001. Схемы аккредитации в национальной системе аккредитации по оценке соответствия;
— СМ N 04.1-1.0005. Политика Росаккредитации в отношении трансграничной аккредитации;
— СМ N 03.1-1.0008. Политика Росаккредитации в отношении проверки квалификации путем проведения межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний;
— СМ N 03.1-1.0010. Политика Росаккредитации в отношении неопределенности измерений при калибровках;
— СМ N 04.1-9.0011. Политика Росаккредитации по метрологической прослеживаемости результатов измерений;
— СМ N 04.1-9.0014. Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации;
Правила принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 934 (действует до 21 июня 2027 г.).
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц утвержден Приказом Минэкономразвития России от 28.05.2021 N 300.
Перечни типовых нарушений (утверждены Росаккредитацией).
Приказом Минэкономразвития России от 28.01.2021 N 34 утверждены:
— Перечень несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации;
— Перечень несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства РФ к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации.
Указатель Раздела 1:
1.1. Обязательная аккредитация органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра), органа инспекции, провайдера межлабораторных сличительных испытаний, в области обеспечения единства измерений:
1.1.1. Лица, претендующие на получение аккредитации;
1.1.2. Документы для аккредитации;
1.1.3. Способ подачи документов;
1.1.4. Сроки осуществления аккредитации;
1.1.5. Срок действия аккредитации;
1.1.6. Плата за аккредитацию.
1.2. Добровольная аккредитация в отдельных сферах деятельности.
Аттестация и аккредитация лаборатории в чем разница
Кудинова Ирина Евгеньевна
Обязательно ли иметь рабочим манометрам кл. точности 1,5 (в диапазоне от 0 до 16 кгс/см) серийные (заводские) номера для проведения операции поверки и калибровки в государственном ЦСМ? Дело в том, что ЦСМ в нашем городе отказывается принимать манометры без заводского номера и паспорта для проведения поверки и калибровки.
Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 N 2510 утвержден «Порядок проведения поверки средств измерений», в п.8 которого установлено, что СИ, представляемые на поверку, должны иметь заводские (серийные) номера или буквенно-цифровые обозначения, нанесенные на СИ или, при невозможности нанесения на СИ, на эксплуатационный документ или упаковку СИ, которые должны идентифицировать каждый экземпляр СИ.
Это необходимо, потому что в соответствии с п.22 «Порядка проведения поверки средств измерений» знак поверки наносится на поверенное СИ только по заявлению лица, представившего СИ на поверку, а в общем случае поверитель просто передает сведения о поверке СИ в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Без указания заводского номера или иного уникального обозначения невозможно установить, какой именно из многих однотипных манометров был поверен.
Кудинова Ирина Евгеньевна
При подаче заявления на госуслугу (прохождение ПК) через личный кабинет Росаккредитации требуется ли прикладывать скан заявления на прохождение ПК и формы? Скан области аккредитации — да, тут нет вопроса. Каким документом регламентируются процедуры на текущий момент (до 22.10.2021)?
В соответствии с п.23 указанного Административного регламента заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются заявителем в Росаккредитацию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Следовательно, должен предоставляться электронный подлинник заявления, а не его копия на каком-либо носителе.
Перечень административных процедур при предоставлении государственной услуги в части подтверждения компетентности аккредитованного лица приведен в п.134 указанного Административного регламента. В п.п.135-182 указанного Административного регламента подробно перечислены действия, связанные с проведением процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.
Светлов Валерий Валериевич
Специалист обучился по теме «Испытания СИ в целях утверждения типа». Можно ли внести его в форму? Сейчас в форме только поверители, работающие с оборудованием, задействованным в испытаниях.
Информацию об образовании персонала необходимо вносить в форму 1, а также в личный кабинет ФГИС Росаккредитации.
В соответствии с п.56.9 приказа Минэкономразвития от 26.10.2020 N 707 к сведениям о работниках, подтверждающих соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, критериям аккредитации, относятся, в том числе, информация об образовании (наименование учебного заведения, год окончания, квалификация по документу об образовании, реквизиты документа об образовании). Несмотря на то, что уточнение к слову «образование» больше относится к диплому об образовании, информация о повышении квалификации также вносится в форму 1 с указанием данной информации, вместо квалификации рекомендуется указывать тему обучения, так как квалификацию обучающийся в рамках повышения квалификации не получает.
В соответствии с приказом Минэкономразвития от 24.10.2020 N 704 информация предоставляется посредством ФГИС Росаккредитация в течение 10 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения, но не позднее дня, когда соответствующие работники аккредитованного лица приступили к проведению работ в соответствии с областью аккредитации.
Кудинова Ирина Евгеньевна
На данный момент идет подготовка к аккредитации. Ранее работали по ГОСТ Р 54669 (п.7), в котором прописано необходимое оборудование, а именно весы — ссылка на ГОСТ 53228, в котором прописано, что мы должны иметь весы неавтоматического действия с пределом допускаемой абсолютной погрешности 0,005. А у нас сейчас в наличии весы 1 класса (Специальный) по ГОСТ OIML R76-1-2011 с пределом допускаемой абсолютной погрешности 0,0001. Деятельность ветеринарная.
Также по ГОСТ 24065 нужны весы лабораторные 2 класса точности с наибольшим пределом взвешивания 200 грамм. А по весам, которые сейчас в наличии (весы 1 класса (Специальный) по ГОСТ OIML R76-1-2011), наибольший предел взвешивания 120 грамм.
Также по ГОСТ 24067 нужны весы лабораторные 4 класса точности с наибольшим пределом взвешивания 200 грамм. А по весам, которые сейчас в наличии у нас (весы 1 класса (Специальный) по ГОСТ OIML R76-1-2011), наибольший предел взвешивания 120 грамм.
1. Имеем ли мы право работать на весах, которые сейчас в наличии по ГОСТ OIML R76-1-2011, с пределом взвешивания 120 грамм?
Если да, на что ссылаться при прохождении аккредитации?
2. По какому ГОСТу и весам нам работать, чтобы пройти аккредитацию?
В каких документах прописано все необходимое оборудование, а именно весы?
3. Можем ли мы использовать данные весы, если предел взвешивания на наших весах 120 грамм, а по ГОСТам (пример, ГОСТ 24065, ГОСТ 24067) — 200 грамм?
И так практически по всем ГОСТам, по которым мы работаем.
4. Нужно закупить новые весы с пределом взвешивания 200 грамм?
1-5. В соответствии с п.7.1 ГОСТ Р 8.563-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Методики (методы) измерений» национальные стандарты (включая действующие в качестве национальных межгосударственные стандарты) должны содержать только аттестованные методики измерений. А в соответствии с п.8.1 ГОСТ Р 8.563-2009 аттестованные методики измерений реализуют в строгом соответствии с документом, в котором они изложены. Строгое соответствие означает в том числе применение того оборудования, материалов, реактивов, которые предусмотрены методикой.
Перечень необходимого оборудования, материалов, реактивов устанавливается в каждом методе исследования (испытания) отдельно, поэтому «всё необходимое оборудование лаборатории» — это оборудование, применение которого установлено всеми методами исследований (испытаний), включенными в область аккредитации аккредитованной лаборатории (или заявителя при аккредитации в национальной системе аккредитации). Методом может допускаться использование иного оборудования с характеристиками не ниже, чем у оборудования, указанного в перечне, но если в методе не оговаривается возможность использования иного оборудования, то использовать следует именно то оборудование, которое приведено в перечне.
В соответствии с п.7.2.1.7 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» отклонение от методов для всех видов лабораторной деятельности должно допускаться только тогда, когда это отклонение оформлено документально, технически обосновано, утверждено и принято заказчиком.
В соответствии с п.7.2.2.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 лаборатория должна проводить валидацию нестандартных методов, методов, разработанных лабораторией, и стандартных методов, используемых за пределами их области применения или каким-либо иным образом модифицированных. Применение оборудования, не предусмотренного методом, можно рассматривать как модификацию метода. Валидация метода — это предоставление объективных свидетельств того, что данный метод соответствует установленным требованиям при использовании этого метода для установленных целей. Получение объективных доказательств возможности применения весов с меньшим пределом взвешивания, чем требуется стандартными методами, для каждого метода может оказаться более сложным и затратным, чем приобретение весов, отвечающих требованиям если не всех, то хотя бы некоторых методов, включенных в область аккредитации.
Кудинова Ирина Евгеньевна
Если в Руководстве по качеству указаны ссылки на ФЗ и приказы, которые утрачивают силу, то каким образом вносить изменения в Руководство по качеству?
Достаточно просто уведомить экспертов извещением и оставлять старую версию РК, или важно переделывать листы в РК? То же касается Документированных процедур, где упоминаются ссылки на законы, приказы и т.д.
Руководство по качеству, как и другие документы системы менеджмента качества, разрабатываются не для экспертов, не для аудиторов, а для самой организации. Неактуальное руководство по качеству, как и другая документированная информация, не могут применяться самой организацией.
Документы системы менеджмента качества разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования».
В п.4.4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 установлено, что организация должна в необходимом объеме разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов.
В п.6.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 установлено, что организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию о целях в области качества.
В соответствии с п.7.5.3.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 для управления документированной информацией организация должна предусматривать следующие действия в той степени, насколько это применимо:
Из вышеизложенного следует, что организация должна поддерживать документы системы менеджмента качества в актуальном состоянии и должна предусмотреть управление изменениями. Это означает, что должен быть документ (документы), в котором определены периодичность, порядок и процедуры, связанные с поддержанием документации системы менеджмента качества в актуальном состоянии.
Крикун Василий Михайлович
Если да, то на основе какого документа он разрабатывается?
Оформление (разработка) паспорта испытательной лаборатории не является обязательным условием аккредитации в национальной системе аккредитации, его содержание и какие-либо формы ни одним из действующих документов по стандартизации или в нормативно-правовых актах не предусмотрены.
Вместе с тем, при подаче заявления на аккредитацию лаборатория должна предоставить в Росаккредитацию документы и сведения, подтверждающие соответствие лаборатории критериям аккредитации, изложенным в пунктах 26.9-26.14 Критериев аккредитации (приказ Минэкономразвития от 26.10.2020 N 707).
После прохождения процедуры аккредитации испытательная лаборатория должна постоянно актуализировать часть указанных сведений в личном кабинете аккредитованной лаборатории при реализации требований Положения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2020 года N 704.
Выполнение изложенных выше требований удобно демонстрировать ведением соответствующих таблиц, оформленных в виде традиционного для испытательных лабораторий паспорта (единого документа системы менеджмента качества).
Рекомендуемый вариант таблиц, содержащих указанные выше сведения, содержится в Альбоме форм (часть 3), приведенном в Методическом пособии по разработке руководства по качеству испытательной лаборатории (центра), размещенном в ИСС «КОДЕКС».
Обоснование:
Кудинова Ирина Евгеньевна
Возможно ли применение ГОСТ 6709-72 для контроля качества дистиллированной воды в лаборатории на территории РФ, если дистиллированная вода используется при проведении испытаний продукции в рамках области аккредитации Росаккредитации?
Светлов Валерий Валериевич
Вопрос касательно документа ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 п.6.2.5 d: лаборатория должна иметь процедуру и вести записи по наблюдению за персоналом. Что конкретно подразумевается под «наблюдением за персоналом», как это практически осуществляется? Если возможно, прошу привести несколько примеров.
В связи с тем, что конкретные требования к процедуре наблюдения за персоналом не регламентированы, Испытательная лаборатория самостоятельно разрабатывает наиболее удобные способы наблюдения за персоналом.
Обоснование:
Критерии аккредитации и ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 четко не регламентируют способы наблюдения за персоналом.
К наблюдению за персоналом можно отнести наставничество для стажеров (сотрудников, не отвечающих требованиям по образованию и опыту работы, установленным Критериями аккредитации). В рамках работы со стажерами можно следовать следующему алгоритму:
а) выпуск распоряжения от имени руководителя Испытательной лаборатории о закреплении наставника за стажером;
б) разработка программы стажировки для конкретного стажера;
в) разработка формы записей по контролю работы стажера (отчеты, журналы, листы наблюдений или иные записи) и периодичность их ведения;
г) способ допуска сотрудника, прошедшего стажировку.
Также рекомендуем осуществлять периодическое наблюдение и за иным персоналом, выполняющим испытания. В таком случае Испытательная лаборатория может, например, разработать листы наблюдений, в которых будут определены критерии наблюдения и однозначный вывод по результатам наблюдений.
Лисицкая Ольга Сергеевна
Наша организация декларирует продукцию иностранных изготовителей на территории РФ.
С 1 июля вступает в действие п.1.1 приказа Минэкономразвития N 487 от 31.07.2020.
До 1 июля 2021 г. сведения о УНП/GLN (уникальном номере предприятия/Global Location Number, глобальном номере расположения), предусмотренные подпунктом «б» подпункта 7.1 пункта 7 Порядка регистрации деклараций о соответствии, прилагаемого к настоящему приказу, указываются при их наличии.
Какая процедура предусмотрена для тех организаций, у которых нет GLN номера на 01.07.2021?
Порядком регистрации деклараций о соответствии, утв. приказом Минэкономразвития России от 31.07.2020 N 478, для кода GLN введен переходный период до 1 июля 2021 г., в течение которого такой номер может указываться при наличии.
Однако 21 июня 2021 года начали действовать Правила регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 936, которые фактически продлили переходный период по обязательному указанию кода GLN до 1 сентября 2021 г. Поэтому если на 1 июля 2021 г. такого кода нет, то в заявление можно вносить информацию об отсутствии сведений о глобальном номере местоположения GLN.
А уже с 01.09.2021 становится недостаточным указание информации об отсутствии сведений о глобальном номере местоположения GLN. Помимо этого нужно будет внести альтернативные данные — иной индивидуальный идентификатор (из Перечня иных идентификаторов, который должна сформировать Росаккредитация) или определяемые по сигналам Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС географические (геоцентрические) координаты (широта, долгота) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции.
В соответствии с подпунктом «б» подпункта 7.1 пункта 7 Порядка регистрации деклараций о соответствии, утв. приказом Минэкономразвития России от 31.07.2020 N 478, для регистрации декларации о соответствии требуется заявление о регистрации декларации о соответствии, подписанное заявителем и содержащее в том числе такие сведения, как наименование и местонахождение изготовителя продукции, адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции, в том числе с указанием УНП/GLN (уникального номера предприятия/Global Location Number, глобального номера расположения) в случае декларирования соответствия продукции, произведенной за пределами территории Российской Федерации и территории стран — членов Евразийского экономического союза.
В отношении данного требования пунктом 1.1 приказа N 478 до 1 июля 2021 г. был предусмотрен переходный период и сведения о УНП/GLN (уникальном номере предприятия/Global Location Number, глобальном номере расположения) могли указываться только при их наличии.
Соответственно, 01.07.2021 истекает срок, в течение которого сведения о УНП/GLN (уникальном номере предприятия/Global Location Number, глобальном номере расположения) в заявлении о регистрации декларации о соответствии указываются при их наличии.
При этом в силу пункта 8 Порядка N 478 в случае соблюдения установленных этим Порядком требований декларация о соответствии подлежит регистрации.
Представление документов и сведений, предусмотренных пунктом 7 Порядка N 478, не в полном объеме является одним из оснований для отказа в регистрации декларации о соответствии (подпункт «б» пункта 13 Порядка N 478).
Получается, на первый взгляд, отсутствие в заявлении указанной информации может препятствовать осуществлению регистрации декларации о соответствии и послужить основанием для отказа в регистрации (в случае декларирования соответствия продукции, произведенной за пределами территории Российской Федерации и территории стран — членов Евразийского экономического союза).
Однако данный вопрос, на наш взгляд, следует рассматривать во взаимосвязи с остальным законодательством.
21 июня 2021 года начали действовать Правила регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 936.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил N 936 заявление о регистрации декларации о соответствии содержит в том числе наименование и местонахождение изготовителя продукции, адрес (адреса) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции, в том числе с указанием глобального номера местоположения GLN (Global Location Number) в случае декларирования соответствия продукции, произведенной за пределами территории Российской Федерации и территорий государств — членов Евразийского экономического союза.
В случае отсутствия сведений о глобальном номере местоположения GLN (Global Location Number) указываются:
В случае отсутствия сведений о глобальном номере местоположения GLN (Global Location Number) и об ином индивидуальном идентификаторе, позволяющем в автоматическом режиме осуществить идентификацию адреса (адресов) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции, указываются определяемые по сигналам Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС географические (геоцентрические) координаты (широта, долгота) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции.
Таким образом, по Правилам N 936:
При этом абзацы четвертый и пятый подпункта «б» пункта 8 Правил N 936 (о необходимости указания иного индивидуального идентификатора или координат по сигналам ГЛОНАСС) вступают в силу с 01.09.2021.
Тем самым, получается, что ввиду действия Правил N 936 переходный период по обязательному указанию кода GLN фактически продлевается до 1 сентября 2021 г. До этого времени (то есть и на 01.07.2021) можно просто указать, что GLN отсутствует, и больше ничего в данной части (см. абзац третий подпункта «б» пункта 8 Правил N 936).
Но с 1 сентября 2021 г., если такого кода по-прежнему нет, то вносить в заявление нужно будет не только информацию об отсутствии сведений о глобальном номере местоположения GLN, а альтернативные данные — иной индивидуальный идентификатор (из Перечня иных идентификаторов, который должна сформировать Росаккредитация) или определяемые по сигналам Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС географические (геоцентрические) координаты (широта, долгота) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции.
Кудинова Ирина Евгеньевна
Прошу дать разъяснения по новой версии Политики использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации. Какая ответственность предусмотрена за неиспользование или нарушение положений Политики? В самом документе норма отсылочная — в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. На что именно ссылаться в части ответственности? При нарушении грозит штраф или приостановление деятельности?
Есть зарегистрированный в Минюсте России приказ Минэкономразвития России от 30.07.2020 N 473, утвердивший «Порядок применения изображений знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации» (приложение 2 к приказу Минэкономразвития России). Указанный Порядок устанавливает правила применения изображений знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации. Изображение знака национальной системы аккредитации приведено в приложении 1 к приказу Минэкономразвития России от 30.07.2020 N 473.
В п.3 Порядка установлено, что аккредитованное лицо вправе использовать изображение знака национальной системы аккредитации в соответствии с Политикой использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации.
«Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации» принята Росаккредитацией в соответствии с ч.2_1 ст.13 Федерального закона N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», где установлено следующее:
— Росаккредитация принимает политику использования изображения знака аккредитованными лицами на добровольной основе,
— Росаккредитация вправе установить дополнительные требования к аккредитованным лицам, их деятельности и отчетности, определить условия выдачи разрешения на использование этого знака и порядок введения запрета или ограничений на его использование. Использование аккредитованным лицом указанного знака без разрешения Росаккредитации или с нарушением установленных запретов и ограничений является основанием для прекращения действия аккредитации во всей области аккредитации.
Таким образом, ответственность за нарушения требований, установленных Росаккредитацией в «Политике использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации», влечет не наложение штрафа, а прекращение действия аккредитации во всей области аккредитации.
Кудинова Ирина Евгеньевна
В МУК 4.2.1018 и МУК 4.2.1884 внесены небольшие изменения, в область применения документов добавлена вода бассейнов. Если есть у вас эксперты, близкие к Росаккредитации, каково их мнение: требуется ли для того, чтобы работать с водой бассейнов, проводить расширение области аккредитации? Новые редакции приняты взамен старых, больше ничего не изменилось, нет нового оборудования, новых требований. Логично было бы считать документы эквивалентными. Возможно, надо с этим вопросом обратиться в комитет по рассмотрению эквивалентности стандартов. Подскажите что-нибудь, пожалуйста. Сейчас многие лаборатории в связи с этим в затруднительном положении: СанПин поменяли, МУК поменяли, а работать все равно не можем. Если проводить расширение, то еще долго не сможем работать.
В ст.4 Федерального закона N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» область аккредитации определена как сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)», утвержденными приказом Росаккредитации от 25.01.2019 N 11, в графе 3 области аккредитации должны быть указаны объекты исследований (испытаний) и измерений, для которых проводят исследования (испытания) и измерения в соответствии с документами, указанными в графе 2 области аккредитации.
В ст.4 Федерального закона N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» дано определение актуализации области аккредитации — это изменение описания области аккредитации, осуществляемое по инициативе аккредитованного лица в рамках процедуры подтверждения компетентности и (или) в иных случаях, определенных национальным органом по аккредитации, в связи с изменением описания отдельных элементов формы области аккредитации и (или) включенных в область аккредитации документов, в соответствии с которыми аккредитованное лицо выполняет работы и (или) оказывает услуги по оценке соответствия (в том числе в связи с изданием таких документов в новой редакции или изданием документов, заменяющих или дополняющих указанные документы).
В п.7.1 «Методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)» установлено, что наименование объекта исследований (испытаний) и измерений необходимо приводить в соответствии с областью применения (распространения) документа, устанавливающего правила и методы исследований (испытаний) и измерений, отбора образцов (проб). Следовательно, добавление в графу 3 области аккредитации объектов «плавательные бассейны, аквапарки» для МУК 4.2.1018-01 «Санитарно-микробиологический анализ питьевой воды» и МУК 4.2.1884-04 «Санитарно-микробиологический и санитарно-паразитологический анализ воды поверхностных водных объектов» может рассматриваться как актуализация области аккредитации. А значит, расширять область аккредитации не требуется, достаточно ее актуализировать.
Что касается эквивалентности редакций документов, то это понятие в случае МУК 4.2.1018-01 и МУК 4.2.1884-04 неприменимо. Можно поднимать вопрос об эквивалентности документов с разными методами испытаний (исследований), применяемых к одному объекту испытаний (исследований), но в данном случае изменены не методы документов, а их области применения.
После вступления в действие ГОСТ Р 58973-2020 с 01.07.2021 протоколы испытаний необходимо будет оформлять по новым требованиям, не дожидаясь следующей процедуры ПК? И сведения об оборудовании и показателях окружающей среды необходимо вносить всем ИЛ?
Положения ГОСТ Р 58973-2020 ничего, кроме необходимости заверять протокол испытаний «печатью организации», к требованиям раздела 7.8 «Представление отчетов о результатах» ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 не добавляют. Некоторые положения только конкретизированы. Кроме того, положения ГОСТ Р 58973-2020 не учитывают требований раздела 6.5 «Метрологическая прослеживаемость» ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 о документировании результатов обеспечения такой прослеживаемости.
Следовательно, ожидать какого-либо распоряжения либо очередного визита экспертов Росаккредитации (контрольного управления) не нужно, с 01.07.2021 все испытательные лаборатории должны оформлять протоколы исследований (испытаний) и измерений (отчетов о результатах) с учетом требований раздела 6.5 «Метрологическая прослеживаемость» ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в соответствии с положениями ГОСТ Р 58973-2020. В том числе документировать сведения о применявшемся оборудовании и условиях проведения испытаний (показателях окружающей среды).
Кудинова Ирина Евгеньевна
Обязательно ли внедрять ГОСТ Р 58973-2020 «Правила к оформлению протоколов испытаний» для испытательной лаборатории в сфере санэпид. благополучия?
В соответствии с п.23 аккредитованные лаборатории должны выполнять требования ГОСТ Р 58973-2020 «Правила к оформлению протоколов испытаний».
Что касается внедрения стандарта, то есть проведения организационно-технических мероприятий для обеспечения выполнения требований ГОСТ Р 58973-2020, то каждая лаборатория самостоятельно определяет необходимость проведения таких мероприятий.
Консультация подготовлена по материалам Конференции «Регуляторная гильотина — 2021» в рамках Недели «Техэксперт»
Гончарова Ирина Вячеславовна
Обязательна ли для лаборатории аттестация, если лаборатория не планирует аккредитоваться? Для чего нужна аттестация?
Требований к обязательному проведению аттестаций лабораторий законодательно не установлено.
Получение заключения о состоянии измерений в лаборатории (заводской или любой другой, независимо от выпускаемой продукции) также не обязательно. Однако следует отметить, что обязательность получения такого заключения может быть установлена регламентирующими документами на уровне ведомства, корпорации или объединения, куда входит предприятие. Также обязательность получения заключения может быть установлена договорными отношениями (т.е. требованиями заказчика или контракта) или правилами ритейлера (сетевого или оптового представителя).
Цели проведения оценки состояния измерений установлены п.4.2 МИ 2427-2016:»Оценку состояния измерений проводят с целью установления и подтверждения соответствия условий выполнения измерений в лаборатории в соответствии с направлением ее деятельности с учетом действующих нормативных правовых актов и документов по стандартизации, предъявляющих требования к выполняемым измерениям в области деятельности конкретной лаборатории«.
Гончарова Ирина Вячеславовна
От чего зависит необходимость аккредитации лаборатории водоканала?
«Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.
Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Также статья 30_3 «Контроль состава и свойств сточных вод абонента, выполнения абонентом плана снижения сбросов» названного федерального закона устанавливает следующее:
«Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Анализ проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Таким образом, т.к. водоканал является организацией, которая осуществляет питьевое водоснабжение населения, а также отвод и принятие сточных вод, лаборатория водоканала. осуществляющая производственный контроль питьевой (холодной и горячей) воды и сточной воды, должна быть аккредитована в национальной системе аккредитации.
Также обращаю ваше внимание, что в соответствии с критериями аккредитации, установленными Приказом Минэкономразвития от 26.10.2020 N 707, и вступившими в силу 01.01.2021, лаборатории водоканала относятся к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.
Кудинова Ирина Евгеньевна
Получен протокол испытания на продукцию (тестирование показателей безопасности). В одном из показателей норма была выбрана неправильно. Все остальные показатели определены в соответствии с требованиями ТР ТС. Продукция дополнительно была протестирована по показателю, нормы которого были указаны неверно в первом протоколе.
Насколько допустимо использовать при регистрации декларации о соответствии протокол с неверно указанными нормами, если дополнительно приложить протокол с верными нормами?
В п.11 ст.23 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» установлено, что при изменении обязательных требований к пищевой продукции доказательственные материалы должны быть изменены в части подтверждения соответствия таким требованиям. При этом принятие новой декларации о соответствии не требуется.
Следовательно, ситуация, когда для корректировки отдельных результатов испытаний продукции прилагаются дополнительные протоколы испытаний, является реальной и допустимой.
В п.7 ст.23 ТР ТС 021/2011 установлено, что доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований применимых технических регламентов. Не установлено, что все результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований, должны содержаться в одном протоколе.
В п.2 ст.10 ТР ТС 010/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» установлено, что протоколы испытаний могут включаться в состав доказательственных материалов при наличии в них значений показателей, подтверждающих соответствие всем требованиям, установленным в техническом регламенте, распространяющимся на конкретную заявленную продукцию.
Следовательно, протоколов испытаний может быть несколько, главное, чтобы они подтверждали соответствие всем обязательным требованиям.
В соответствии с определением ГОСТ 16504-81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения» протокол испытаний — это документ, содержащий необходимые сведения об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и условиях испытаний, результаты испытаний, а также заключение по результатам испытаний, оформленный в установленном порядке.
Если неправильно была выбрана норма, это могло повлиять не на результат испытаний, а только на заключение по результатам испытаний (о возможном несоответствии продукции установленной норме).
Если в двух протоколах испытаний результаты испытаний по конкретному показателю расходятся незначительно (в пределах установленной прецизионности), если в этих протоколах указаны одинаковые методы, средства и условия испытаний, если повторное испытание проводилось на образце продукции из той же пробы, которая использовалась при проведении первых испытаний, или отбор проб в обоих случаях позволяет распространить результаты испытаний на всю декларируемую продукцию, то такие протоколы сопоставимы, и можно приложить второй протокол испытаний с пометкой «вместо поз.___ протокола от ___ N ___».
При значительных расхождениях в двух протоколах между результатами испытаний образцов продукции могут возникнуть сомнения в достоверности результатов обоих испытаний по всем показателям или в представительности образцов продукции, отобранных в обоих случаях для испытаний.
Кудинова Ирина Евгеньевна
После вступления в силу стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 особые трудности вызвали положения стандарта, касающиеся калибровки оборудования.
Лаборатория работает в сфере госрегулирования и обеспечивает применение в своей деятельности поверенных средств измерения. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 требует наличие калибровки (п. п.6.4.5, 6.4.6, 6.5 ).
Просьба разъяснить, должна ли лаборатория предоставить свидетельства и о поверке, и о калибровке? Кто имеет право проводить калибровку? Все СИ должны быть калиброваны — иметь свидетельство?
калибровка средств измерений — совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений;
поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Для того чтобы при поверке подтвердить соответствие средств измерений метрологическим требованиям, необходимо сначала определить действительные метрологические характеристики средства измерений, то есть провести калибровку. После этого установленные действительные метрологические характеристики средства измерений сравниваются с требуемыми. Следовательно, поверенное средство измерений является калиброванным.
Если лаборатория выполняет работы в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, то она обязана применять поверенные средства измерений, так как применение действующего в качестве национального межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» не освобождает лабораторию от соблюдения требований Федерального закона. Одной калибровки средств измерений недостаточно. Но если средство измерений поверено, то оно заведомо калибровано.
В соответствии с п.6.4.4 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 лаборатория должна подтвердить соответствие оборудования установленным требованиям перед вводом его в эксплуатацию или после возврата в эксплуатацию.
В соответствии с примечанием 4 к п.3.8 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в законодательной метрологии и при оценке соответствия в целом верификация относится к исследованию и клеймению и/или выдаче свидетельства о поверке измерительной системы.
В п. п.6.4.5-6.4.6 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 установлены требования к выбору измерительного оборудования.
В соответствии с п.3.11.6 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» измерительное оборудование — это средства измерений, программные средства, эталоны, справочный материал, вспомогательная аппаратура или их комбинация, необходимые для процесса измерения. Следовательно, не на всё измерительное оборудование распространяется требование ст.13 Федерального закона N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» к поверке.
В п.6.4.5 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 установлено требование к выбору оборудования, используемого для измерений. Это оборудование должно обеспечивать точность и/или неопределенность измерений, требуемые для обеспечения достоверного результата.
В п.6.4.6 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 перечислены случаи, когда требуется калибровка измерительного оборудования. Средства измерений, применяемые в сфере государственного регулирования, должны быть поверены, но для вспомогательной аппаратуры достаточно калибровки.
На основании вышеизложенного можно заключить: