Аттестация рабочих мест и соут в чем разница
Переходный период: от аттестации к спецоценке
С 1 января 2014 года вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Эксперт Управления технической поддержки компании СКБ Контур Елена Кулакова рассказывает читателям журнала «Я кадровик», что необходимо принимать во внимание в связи с произошедшими изменениями.
В соответствии с новым документом были изменены некоторые положения актов, которые относятся к порядку уплаты взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование. В числе поправок есть и затрагивающие формирование бюджетов ПФР и ФСС РФ и расходования соответствующих средств, и касающиеся непосредственно работодателей.
Теперь все организации обязаны провести специальную оценку условий труда, по результатам которой будет ясно, какую они должны применять ставку дополнительного тарифа, установленного статьей 58.3 Федерального закона №212-ФЗ.
Кадровикам предстоит большая работа, связанная не только с оценкой условий труда, но и с отчетностью в Пенсионный фонд по новой форме РСВ-1. Теперь для отражения взноса по дополнительным тарифам в форме РСВ-1 есть целых три подраздела. Относительно заполнения подразделов 2.2 и 2.3 кадровики могли разобраться в прошлом году, когда применяли недифференцированный доптариф, не связанный с оценкой условий труда и аттестацией. В новой форме появился подраздел 2.4, который кадровики заполняют, если применяют тарифы в зависимости от аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 1 января 2014 года. Ее результаты действуют в течение пяти лет, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. Те организации, у которых истек срок аттестации, должны проводить спецоценку условий труда в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ.
Минтруд России разъяснил, что необязательно проводить спецоценку условий труда незамедлительно. Требование отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо немедленной аттестации рабочих мест не обосновано. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года. Эти результаты могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу.
И вот сейчас наступил переходный период (аттестацию уже не применяют, а спецоценку мало кто успел провести). Поскольку Федеральный закон №426-ФЗ недавно вступил в силу, у кадровиков возникают сложности с заполнением расчета. Особенно много вопросов появляется у тех организаций, где некоторые рабочие места аттестованы, а для других проведена специальная оценка условий труда. Или бывает так, что не проведены ни аттестация, ни спецоценка.
Пенсионный фонд России рекомендует воспользоваться следующей таблицей, чтобы определить порядок уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам (см. таблицу).
Наряду с этой «шпаргалкой» рекомендуем помнить о ряде моментов, которые позволят избежать ошибок при определении дополнительного тарифа и заполнении формы РСВ-1.
Кроме того, кадровики должны по каждому застрахованному лицу заполнить стаж с указанием кодов особых условий труда или кодов оснований для досрочного назначения пенсии (только при наличии уплаты взносов по дополнительным тарифам). С 2014 года классификатор параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений, дополнен новыми кодами в части «Исчисление страхового стажа: дополнительные сведения» (см.таблицу).
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Код (в разделе 6) |
Опасный | 4 | О4 |
Вредный | 3.4 | В3.4 |
3.3 | В3.3 | |
3.2 | В3.2 | |
3.1 | В3.1 |
Их можно использовать при заполнении сведений о стаже для выделения каких-либо периодов, которые должны быть включены в страховой стаж, отдельные коды включаются в льготный стаж.
И наконец, изменения относительно проведения специальной оценки условий труда были внесены не только в пенсионное законодательство — КоАП РФ также дополнен новыми нормами, а именно статьей 5.27.1, в соответствии с которой работодатель может быть оштрафован за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Величина штрафа для должностных лиц и ИП составит от 5 000 до 10 000 рублей, а для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей. Изменения, внесенные в КоАП РФ, начнут действовать с 1 января 2015 года.
Чем специальная оценка условий труда отличается от аттестации рабочих мест?
Опубликовано: 3.03.2014 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт
Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). В отличие от АРМ, при которой описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.
Отмена АРМ связана с непродуктивностью процедуры. Во-первых потому, что не достигалась одна из основных целей – улучшение условий труда на рабочих местах. Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию системы охраны труда на предприятии. Со спецоценкой немного все иначе: снизив многие барьеры в установленном порядке проведения процедуры, она тем самым стимулирует работодателей выполнять свои обязательства. Например, чтобы уменьшить размер выплат дополнительного страхового тарифа в Пенсионный фонд РФ ранее результатов АРМ было недостаточно, нужно было проводить и собственно спецоценку. Выделив СОУТ в самостоятельный институт, трудозатраты работодателя удалось минимизировать – достаточно провести процедуру, ее результатов будет достаточно для достижения большинства целей в области охраны труда (ОТ, – ред.).
Сказать о том, что раз уж спецоценку выделили в отдельный институт и процедура имеет уникальный порядок, нельзя, так как СОУТ сохранила в себе лучший опыт традиционной процедуры АРМ. На первый взгляд кажется, что отличий в порядке проведения нет и что спецоценка – практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, спецоценка отличается от АРМ. Чем?
Начнем с того, что СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.13 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н «О порядке проведения АРМ по условиям труда» от 26.04.11 года. На уровень федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда. Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа». В установленные сроки Минтруд уложился.
Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую спецоценку (Организация по СОУТ, – ред.), которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом порядке были конкретизированы и выделены в отдельные статьи. При АРМ обязательства участников содержались в тексте документа в разрозненном виде.
Кстати, при спецоценке появляется новый участник – эксперт по спецоценке. Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший в лаборатории более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов. Эти же требования остаются и для эксперта. Единственное, объем профподготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Минтруде. Теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ. И таких экспертов в штате лаборатории должно быть не менее пяти, включая врача по гигиене труда. Вся информация об экспертах теперь будет храниться в открытом доступе в специальном реестре экспертов организаций, проводящих СОУТ на сайте Минтруда.
Был подкорректирован состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.
При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50% рабочего времени. Подробнее здесь. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Периодичность проведения оценки остается прежней – 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа – пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.
Понятия «идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.)» и «декларирование соответствия условий труда» появились впервые при спецоценке. Идентификация подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам№1 и №2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры.
Относительно декларирования. При АРМ существовала схожая с процедура – сертификация организации работ по ОТ, но она никак не могла повлиять на то, что аттестацию можно будет не проводить в последующем. Отмена обязательной сертификации – в некотором роде послабление для бизнеса, так как она осуществлялась на коммерческой основе, а декларирование – совершенно бесплатно, да к тому же с рядом преимуществ для работодателей.
На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.
Как было при АРМ. Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился пакет документов. При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот травмоопасность была исключена по ряду причин. Узнайте подробнее здесь.
Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация проходила в течение 1 года.
Все результаты проведения спецоценки будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации несет организация по СОУТ. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.
Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества результатов СОУТ. Заметное изменение – ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь:
Цитата: ‘проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя’
Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины.
Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек пятилетний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года. Именно это «переходное пятилетие» покажет, с какими результатами прошла адаптация работодателей и организаций по СОУТ по новым требованиям законодательства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Аттестация рабочих мест и СОУТ – в чем разница?
Федеральный закон &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» начал действовать года, однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях процедуры специальной оценки условий труда от предшествующей ей аттестации рабочих мест (АРМ). Мы постарались по максимуму осветить этот вопрос в одном материале.
Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?
В чем сходство между СОУТ и АРМ?
В чем принципиальные различия?
Несмотря на функциональную общность, между двумя процедурами есть важные отличия.
Помимо разницы в подходе, есть и отличия в самих процедурах.
Во-первых, в СОУТ появилась процедура предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах — в АРМ ее не было. В ходе процедуры идентификации эксперты выявляют и описывают потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы. Далее сопоставляют их с классификатором потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Там, где факторы были выявлены, принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений. По результатам исследований (испытаний) и измерений производится оценка уровней воздействия факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных норм. Далее устанавливается класс (подкласс) условий труда на рабочих местах. Если эксперт не выявил потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то на таком рабочем месте исследования (испытания) и измерения не проводятся.
На некоторых рабочих местах, однако, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится. К таким рабочим местам относятся:
В этом заключается существенное отличие СОУТ от АРМ, где рабочие места никак не дифференцировались.
Во-вторых, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных ранее), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации 5 лет с возможностью автоматического продления.
В-третьих, СОУТ в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, может снизить, а в некоторых случаях и вовсе освободить от выплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Что еще нового?
Мы уже упомянули о предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Помимо этих двух процедур, в СОУТ появилось еще несколько нововведений:
В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?
Как часто нужно проводить СОУТ?
Аттестацию рабочих мест необходимо было проводить не реже одного раза в пять лет, и такое же требование сохранилось для спецоценки. Помимо обязательной СОУТ, законодательно предусмотрена возможность и проведение внеплановой спецоценки, в случае наступления определенных условий.
Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?
АРМ проводили совместно работодатель и аттестующая организация. Последняя должна была входить в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда, а у лаборатории организации должен был быть соответствующий аттестат и область аккредитации.
В СОУТ тот же принцип — процедуру проводят работодатель и экспертная организация. Последняя должна входить в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и иметь подтверждающий на это документ, а именно уведомление о внесении в данный реестр. года идет переходный период с АРМ на СОУТ, в течение которого совместно с работодателем СОУТ могут также проводить компании, входящие в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Им также положено иметь подтверждающее уведомление.
Вам нужно провести СОУТ, если:
Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?
Спецоценка до 31 декабря 2018 года должна быть проведена на всех рабочих местах за исключением нескольких категорий:
Аттестация рабочих мест и СОУТ – в чем разница?
Федеральный закон &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» начал действовать года, однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях процедуры специальной оценки условий труда от предшествующей ей аттестации рабочих мест (АРМ). Мы постарались по максимуму осветить этот вопрос в одном материале.
Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?
В чем сходство между СОУТ и АРМ?
В чем принципиальные различия?
Несмотря на функциональную общность, между двумя процедурами есть важные отличия.
Помимо разницы в подходе, есть и отличия в самих процедурах.
Во-первых, в СОУТ появилась процедура предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах — в АРМ ее не было. В ходе процедуры идентификации эксперты выявляют и описывают потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы. Далее сопоставляют их с классификатором потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Там, где факторы были выявлены, принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений. По результатам исследований (испытаний) и измерений производится оценка уровней воздействия факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных норм. Далее устанавливается класс (подкласс) условий труда на рабочих местах. Если эксперт не выявил потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то на таком рабочем месте исследования (испытания) и измерения не проводятся.
На некоторых рабочих местах, однако, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится. К таким рабочим местам относятся:
В этом заключается существенное отличие СОУТ от АРМ, где рабочие места никак не дифференцировались.
Во-вторых, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных ранее), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации 5 лет с возможностью автоматического продления.
В-третьих, СОУТ в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, может снизить, а в некоторых случаях и вовсе освободить от выплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Что еще нового?
Мы уже упомянули о предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Помимо этих двух процедур, в СОУТ появилось еще несколько нововведений:
В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?
Как часто нужно проводить СОУТ?
Аттестацию рабочих мест необходимо было проводить не реже одного раза в пять лет, и такое же требование сохранилось для спецоценки. Помимо обязательной СОУТ, законодательно предусмотрена возможность и проведение внеплановой спецоценки, в случае наступления определенных условий.
Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?
АРМ проводили совместно работодатель и аттестующая организация. Последняя должна была входить в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда, а у лаборатории организации должен был быть соответствующий аттестат и область аккредитации.
В СОУТ тот же принцип — процедуру проводят работодатель и экспертная организация. Последняя должна входить в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и иметь подтверждающий на это документ, а именно уведомление о внесении в данный реестр. года идет переходный период с АРМ на СОУТ, в течение которого совместно с работодателем СОУТ могут также проводить компании, входящие в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Им также положено иметь подтверждающее уведомление.
Вам нужно провести СОУТ, если:
Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?
Спецоценка до 31 декабря 2018 года должна быть проведена на всех рабочих местах за исключением нескольких категорий:
Аттестация рабочих мест и СОУТ – в чем разница?
Федеральный закон &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» начал действовать года, однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях процедуры специальной оценки условий труда от предшествующей ей аттестации рабочих мест (АРМ). Мы постарались по максимуму осветить этот вопрос в одном материале.
Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?
В чем сходство между СОУТ и АРМ?
В чем принципиальные различия?
Несмотря на функциональную общность, между двумя процедурами есть важные отличия.
Помимо разницы в подходе, есть и отличия в самих процедурах.
Во-первых, в СОУТ появилась процедура предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах — в АРМ ее не было. В ходе процедуры идентификации эксперты выявляют и описывают потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы. Далее сопоставляют их с классификатором потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Там, где факторы были выявлены, принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений. По результатам исследований (испытаний) и измерений производится оценка уровней воздействия факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных норм. Далее устанавливается класс (подкласс) условий труда на рабочих местах. Если эксперт не выявил потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то на таком рабочем месте исследования (испытания) и измерения не проводятся.
На некоторых рабочих местах, однако, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится. К таким рабочим местам относятся:
В этом заключается существенное отличие СОУТ от АРМ, где рабочие места никак не дифференцировались.
Во-вторых, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных ранее), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации 5 лет с возможностью автоматического продления.
В-третьих, СОУТ в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, может снизить, а в некоторых случаях и вовсе освободить от выплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Что еще нового?
Мы уже упомянули о предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Помимо этих двух процедур, в СОУТ появилось еще несколько нововведений:
В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?
Как часто нужно проводить СОУТ?
Аттестацию рабочих мест необходимо было проводить не реже одного раза в пять лет, и такое же требование сохранилось для спецоценки. Помимо обязательной СОУТ, законодательно предусмотрена возможность и проведение внеплановой спецоценки, в случае наступления определенных условий.
Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?
АРМ проводили совместно работодатель и аттестующая организация. Последняя должна была входить в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда, а у лаборатории организации должен был быть соответствующий аттестат и область аккредитации.
В СОУТ тот же принцип — процедуру проводят работодатель и экспертная организация. Последняя должна входить в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и иметь подтверждающий на это документ, а именно уведомление о внесении в данный реестр. года идет переходный период с АРМ на СОУТ, в течение которого совместно с работодателем СОУТ могут также проводить компании, входящие в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Им также положено иметь подтверждающее уведомление.
Вам нужно провести СОУТ, если:
Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?
Спецоценка до 31 декабря 2018 года должна быть проведена на всех рабочих местах за исключением нескольких категорий: