атватер психология для жизни
Атватер психология для жизни
К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
душевно щедрому человеку,
гуманисту и мудрецу
Psychology for Living
Adjustment, Growth, and Behavior Today Eastwood Atwater Karen Grover Duffy ИСТВУД ATBATEP KAPEH ДАФФИ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБРАЗА МЫСЛЕЙ, РАЗВИТИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НАШИХ ДНЕЙ Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской Академии образования в качестве учебного пособия для студентов высших и средних учебных заведений непсихологических специальностей УДК 159.9(075.8) ББК 88.37я А Перевод с английского Н.Л. Гиндилис, Г.Ю. Любимовой, Л.П. Мордвинцевой, О.Н. Родиной Главный редактор издательства доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Атватер И., Даффи К.Г.
ISBN 0-13-958778-0 (англ.) ISBN 5-238-00549-0 (русск.) Авторы рассматривают множество типичных жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается человек в современном мире: осознание и уточнение каждым своего места в изменчивом мире, выбор жизненного пути, забота о здоровье, создание семьи, достойное расставание с жизнью и др. Читателю даются необходимые научные психологические сведения для выработки правильного понимания хода событий (включая самопонимание) и построения наилучших решений при выборе линий поведения, активности.
Читатель найдет в книге множество практических средств для самопознания, саморегуляции, обдумывания и выстраивания поведения в общественной среде.
Эта книга – и отличный учебник для студентов, в котором они найдут интересные примеры (истории) и разнообразный методический материал, в том числе и эффективные методы изучения учебного материала.
Для широкого круга читателей: студентов высших и средних учебных заведений, молодых специалистов, осваивающих профессии, предполагающие работу с людьми (психолог, педагог, акмеолог, социальный работник, менеджер по персоналу и пр.), а также для каждого из нас.
ББК 88.37я ISBN 0-13-958778-0 (англ.) Translation copyright © 2003 by UNITY-DANA ISBN 5-238-00549-0 (русск.) Publisher Psychology for Living: Adjustment, Growth and Behavior Today, Sixth Edition by Eastwood Atwater, Copyright © 1999, All Rights Reserved Published by arrangement with the original publisher, PRENTICE HALL, INC, a Pearson Education Company.
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, перевод, оформление, Книга, деловито ориентирующая человека на личностное саморазвитие Предисловие научного редактора к русскому изданию Ценно, что авторы представляемой здесь книги не просто дают повествовательный ответ на вопрос:
«Что нужно современному взрослому человеку для овладения своей психикой?», но вооружают читателя множеством соответствующих средств для активизации внутреннего диалога. А именно, вам предлагаются, в частности, опросники для лучшего самопонимания, тесты на самопроверку, упражнения. При этом авторы четко обратили научное психологическое знание на службу не просто «всем-всем», а каждой «вот этой» личности.
В книге, как видно уже из оглавления, обсуждаются разнообразные вопросы нашего существования – от осознания и уточнения каждым своего места в изменчивом мире, выбора жизненного пути, заботы о здоровье, построения семьи и кончая достойным расставанием с жизнью.
Нельзя сказать, что в отечественной общественной мысли и психологической литературе – культуре в целом – эти вопросы обойдены. Но, думается, у нас преобладает несколько иной жанр выдачи научных продуктов в области человековедения. Возможно, причины тут коренятся в области принятой у нас системы аттестации научных кадров и во многом отображающей ее постановке высшего психологического образования. Если исследователь занимается, положим, вопросами стресса, появляется в свет соответствующая основательная специальная работа-монография. Занимается специалист вопросами внешнего выражения психики (экспрессии) – опять ложится на стол солидная книга именно об этом. Общение, взаимопонимание, самосознание? Пожалуйста! Ищите специальные книги, и там найдется немало достоверной научной информации*. Но вы столкнетесь при этом с предметной ориентацией текста. Чаще всего он специально не рассчитан на применение соответствующих фактов и закономерностей к частному случаю вашей жизни.
* Например: Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону, 1999. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
Сталин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. И так далее без видимого конца. Вопросы жизни и смерти обсуждаются у нас, скорее, в исторических и культурологических работах, чем в контексте психологии. См., например, Бравина Р.И.
Концепция жизни и смерти в культуре этноса: реконструкция, традиции и современность (на материале культуры саха).
//Дисс. докт. ист. наук. – Якутск, 2000.
Другой привычный у нас жанр психологической литературы характеризуется тем, что вам доставляют систему знания о том, что такое психология «от альфы до омеги» – от простейших процессов познания до свойств личности (или, наоборот, от личности до ощущений и т.п.).
Предлагаются сведения по принципу «знай все!», независимо от того, в какого рода сведениях нуждается «вот этот» человек. Даже можете найти книгу для малолеток (страниц этак на двести). И здесь в форме сказок излагается некоторое множество категорий психологии (есть «Королевство Внутреннего Мира», «Волшебницы-потребности», «Сказка о борьбе Мотивов», «Профессор Мышление». – да мало ли еще что). Другой вопрос – пора ли уже малолетке, дошкольнику знать об основной категориальной сетке научной психологии и о соответствующих терминах? Возможно, ему надо знать что-то о себе, и притом не обязательно в тех формах, как это привычно и понятно сверхученым взрослым? Одним словом, у нас чаще, чем хотелось бы, принято строить сообщения как бы в ответ на вопрос «Что такое психология?», а не на вопрос «Что такое психика (твоя, ваша, ее, его, их)?»
Но вернемся к взрослым. Им тоже нужно знать о себе. И, по-видимому, не обязательно в том порядке, как это принято в классических университетских курсах по психологическим наукам. Нам как раз думается, что авторы предлагаемой здесь книги постарались хорошо понять нужды развивающегося взрослого человека (человека-делателя, а не просто любознательного бездельника). И сообразно этому создали структуру своей книги.
Книга Иствуда Атватера и Карен Даффи – это учебный курс. Но, повторяем, его не совсем привычное для нас своеобразие состоит в том, что он направлен не на демонстрацию читателю некоторой удобной теоретикам системы психологии. Своеобразие этого курса мы усматриваем в том, что читателя обеспечивают, повторяем, средствами для самопонимания и личностного самопостроения. Это книга прежде всего конкретно полезная, а не поучающая «вообще». Она во многом обращена к студенческой молодежи. Но не только к ней. Авторы, часто обращаясь к читателю, употребляют выражения такого рода: «. Вы учитесь или работаете». Таким образом, адресат ее достаточно широк.
Слышу возражение ревнителей фундаментального знания: «Главное – это общие научные основания практики». Правильно. Авторы предлагаемой здесь книги в необходимых случаях (и часто) ссылаются на соответствующие исследования очень многих авторов. И в целом освоение данной книги предполагает читателя, достаточно подготовленного в общенаучном отношении. Так что с основаниями предлагаемых авторами рекомендаций здесь, полагаем, все в порядке.
Ценно, что эта книга известных американских авторов написана в стиле участливого диалога с читателем, «цепляющего» насущные нужды развивающейся личности. При этом авторы ведут вас от столкновения с фактами к осмыслению некоторых общих идей. Каждая глава начинается побуждающей информацией – кратким общим обзором-намеком по поводу того, чем обогатится читатель, изучив эту главу. Затем предлагается описание волнующей житейской ситуации. Это описание (назовите его хоть «сказкой» для взрослых) задает некоторые исходные представления и чувства, помогающие далее освоить необходимые общие положения и практические рекомендации.
Изложение ведется в доходчивой форме. Здесь хочется воспроизвести слова Корнея Ивановича Чуковского, сказанные по другому поводу, но, полагаем, полностью подходящие к данному случаю:
«. в книжке едва ли найдешь насупленные, скучные страницы, но это отнюдь не значит, что она не научная. Это только значит, что научность (по крайнему моему разумению) далеко не всегда сочетается с дремучими словесными дебрями и с нагромождением умопомрачительных терминов»*. Эту оговорку мы не удержались сделать по той причине, что у изрядной части наших психологов (и педагогов) еще не изжита мода на зашифровывание сообщений сверхучеными словечками. По-видимому, часто полагают, что это является своего рода визитной карточкой «учености». А если изложение ясно и понятно, то оно считается чем-то пригодным, скорее, для второсортного читателя. Так нет же. Истинная наука умеет говорить на ясном и понятном языке. И в этом достоинстве никак нельзя отказать авторам предлагаемой книги. Правда, поскольку вы имеете перед собой перевод с английского, многие термины несут на себе печать своего происхождения. Они могут быть непривычны и как бы мертвы для русскоязычного сознания. Группа, готовившая книгу к изданию, постаралась по ходу текста давать необходимые примечания, пояснения (в которых не нуждался бы англоязычный читатель). Полагаем, что необходимые для дела термины обогащают, а не засоряют наш язык (ведь прижилось же в свое время славянское слово спутник во многих языках мира).
* Чуковский К.И. От двух до пяти// К.И. Чуковский Сочинения в двух томах Т. 1. – М., 1990. – С. 404.
Естественно, что книга отображает американский образ жизни, склад ума, а также и соответствующий контекст психологической науки. Отечественному читателю она будет полезна, в частности, для достижения лучшего взаимопонимания между разными культурами. Мы не призываем вас рабски подражать и следовать всему тому, что сообщается в этой книге («догонять Америку»).
Авторы книги и сами относятся к сложившемуся в их стране образу жизни достаточно рационально. Да, темп жизни возрос. Да, это может быть причиной затруднений, неприятностей, тяжелых переживаний.
Но вот вам средства от имени науки для того, чтобы вам стало лучше. Правильная позиция.
Будет разумно, если русскоязычный читатель станет сопоставлять сообщаемую в книге информацию с фактами своей жизни, с традициями своего народа;
размышлять и деятельно развивать такую культуру, которая ему по душе.
Как изучать эту книгу? Авторы дают по этому поводу немало советов, рекомендаций. Мы ограничимся в связи с этим несколько крамольной мыслью – знание о психике – не таблица умножения, и его важно не столько зубрить, сколько любить. Иствуд Атватер и Карен Даффи внесли предлагаемой вам сейчас книгой очень хороший вклад в формирование у читателя положительного отношения к психологии и ее предметной области.
Е.А. Климов Профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Президент Российского Психологического общества Предисловие Эта книга предназначена для тех, кто хотел бы применить находки и открытия психологии в собственной жизни, чтобы лучше понимать себя и строить свою жизнь более эффективно. Поэтому мы представили в ней материал из основных отраслей психологической науки – психодинамики, когнитивной и поведенческой психологии и гуманистической психологии. Мы включили также наиболее показательные выдержки из текстов, относящихся к различным областям психологии, – клинической, психологии личности, социальной психологии и психологии развития, а также из важнейших областей когнитивной, биологической психологии и психологии здоровья.
Во многих главах читатель может найти различные подходы к одной и той же проблеме, а также вопросы, которые должны помочь ему выработать собственное критическое суждение. Наша цель состояла в том, чтобы дать читателю не только новые знания, но и развить его понимание, чтобы в дальнейшем он смог продолжать пополнять эти знания самостоятельно.
Основные особенности данного, шестого, издания состоят в следующем.
Новое содержание Содержание и порядок расположения глав претерпели три существенных изменения. 1) Была переделана глава о мотивации и эмоциях. Чтобы не делать ее слишком длинной, некоторые материалы из последнего издания были перенесены в другие главы. Так, материал о сне и сновидениях был перенесен из главы, посвященной мотивации, в главу, посвященную здоровью. 2) Была исключена глава о культурном разнообразии. Вместо нее информация о культурном разнообразии, половых различиях и социальных меньшинствах была так или иначе включена во все другие главы. 3) В данное издание была включена новая глава о группах. В этой главе речь идет о групповой динамике (групповых процессах), включая процессы общения (коммуникации) и социального влияния, лидерства, а также о проблемах, возникающих в группах, в частности о конфликтах, и групповом мышлении (groupthink*).
* В переводе книги Д. Майерса «Социальная психология» (СПб.: Питер, 1998) термин дается как «огруппление мышления» (Прим. перев.).
Еще одна особенность данного издания состоит в большем количестве примеров, призванных иллюстрировать изучаемый материал. Каждая глава начинается с небольшой истории. Хотя содержание этих вставок вымышленное, случаи, описанные в них, представляют собой компиляцию историй реальных личностей. Описанный случай подробно разбирается в тексте главы, чтобы лучше проиллюстрировать основные тезисы изложения. Там, где это необходимо, рассматриваются и другие случаи. Житейские истории, таким образом, одновременно делают реальным предлагаемый материал и иллюстрируют его. При этом мы специально старались составить их так, чтобы они были интересны различным группам наших читателей.
Методическая помощь Структурированное изложение материала поможет студентам наилучшим образом использовать книгу в учебных целях:
— В разделе Как работать с учебником в начале книги разбирается, как его изучать и как работать с тестами.
— «Оглавление» в начале каждой главы дает общее представление о вопросах, которые будут обсуждаться.
— Цели обучения определяют то, что студент должен знать, понимать и уметь применять после обучения.
— Словарь терминов в конце книги дает определение ключевых понятий, используемых в ней.
— Обзор в конце каждой главы, составленный в соответствии с «оглавлением», помогает читателю уловить основное содержание прочитанного.
— Тесты для самопроверки, состоящие из 10 вопросов, предполагающих выбор ответа из множества предложенных вариантов, помогают проверить понимание пройденного материала.
Практические задания Один или два вопросника, имеющиеся в каждой главе, помогают студентам применить усвоенные понятия и принципы к самим себе.
— Упражнения в конце главы повышают вовлеченность в процесс изучения.
— Вопросы для самопознания побуждают связывать изучаемый материал с собственным жизненным дпытом.
Для углубленного изучения Нововведением является также электронная библиография к теме, предлагаемая в конце каждой главы, – список сайтов, содержащих материал для более углубленного изучения. Мы входим в век высоких информационных технологий и сегодня можем найти много информации в Интернете.
В каждой главе приводятся около полудюжины названий книг с краткой аннотацией, предназначенных для желающих продолжить изучение данной темы.
Учебник для преподавателя К книге также прилагается отдельное методическое руководство для преподавателей данной дисциплины*. Каждая глава в этом учебнике включает обзор изучаемого материала, перечень возможных практических занятий со студентами, вопросы для обсуждения, библиографию и аудиовизуальные материалы. В каждой главе в разделе тестов предлагаются репрезентативные многовариантные опросники, вопросы для письменных работ, вопросы для краткого повторения и тест вопросы, предполагающие ответ верно/ неверно.
* В настоящем русском издании этот учебник не воспроизводится (Прим. ред.).
Мы благодарим за помощь, оказанную при написании данного учебника: Съю-зан О. Болман, Технический колледж, Норуолк;
Эмори Холланд, Колледж Монтгомери;
Дайану Каваго, Университет штата Калифорния во Фресно;
Шерил С. Макфадден, Технический колледж, Йорк;
Митчелла, Технический колледж Уаукеша;
Дугласа Дж. Нарби, Университет штата Луизиана в Онисе;
Кэри Шауэл, Колледж Оуктона и Дэвида Райта, Университет Брайтон Янг.
Как работать с учебником Если студент получил на экзамене плохую оценку, он, как правило, находит много тому оправданий. В некоторых случаях он может сказать: «Я просто не выучил». Но чаще всего говорят:
«На самом деле я учил. Сам не могу понять, почему ответил так плохо». Многие начинают готовиться в последний момент. Но нередко студенты просто не знают, как надо готовиться.
К какой бы из вышеназванных категорий вы себя не относили, у вас есть возможность улучшить свою подготовку с помощью следующих хорошо зарекомендовавших себя методов.
Метод PQ4R (ПВЧРПП) Этот метод получил свое название по первым буквам шести взаимосвязанных способов изучения различного рода учебников – это предварительный просмотр (preview), вопросы (questions), чтение (read), размышление (reflect), пересказ (recite) и повторение (review). Многочисленные эксперименты показали, что метод PQ4R может улучшить понимание и запоминание материала, а следовательно и результаты, получаемые на экзамене.
Предварительный просмотр Неплохо, если вы начнете изучение главы с ее беглого просмотра. Когда вы читаете роман, то обычно начинаете сначала и читаете страницу за страницей, не пытаясь поразить себя сразу неожиданной развязкой. Но когда речь идет о теоретическом и фактическом материале, то правильнее поступить иначе. Здесь важно получить общее представление о материале в целом, чтобы затем помещать в этот контекст детали, о которых вы будете читать.
— Прежде всего просмотрите оглавление.
— Затем просмотрите главу, обращая внимание на заголовки и подзаголовки.
— Затем прочтите «Обзор главы».
— Наконец, решите, как много вы сможете выучивать за один раз.
Вопросы После беглого просмотра той или иной главы у вас могут появиться вопросы относительно изучаемого материала. Будет правильно, если вы зададите себе эти вопросы и затем начнете читать главу так, чтобы найти ответы на них. Это можно сделать, например, таким образом: превратить каждый заголовок, выделенный жирным шрифтом, в вопрос. Например, первый заголовок и подзаголовки в главе 4 такие:
Что такое стресс Понятие стресса Измерение стресса Личностные и ситуационные факторы Попробуйте использовать эти заголовки и подзаголовки, чтобы обдумать некоторые вопросы.
Например: Что означает понятие «стресс»? Обозначаются ли таким образом некоторые внешние силы или что-то внутреннее? Какие были самые стрессогенные (порождающие стресс) события в вашей жизни? Почему одни и те же события для одних людей более стрессогенны, чем для других? Подобные вопросы могут оказаться еще более полезными, если вы попытаетесь их записать и потом также письменно на них и ответить.
Чтение Старайтесь вникать в то, что читаете, успевать «переварить» материал одного раздела прежде, чем переходить к следующему. Бездумное пробегание материала в лучшем случае ведет к поверхностному его пониманию, но чаще – к полной путанице. Но, если не спешить и стараться понимать, что читаете, то и запоминание улучшится. Если вам не ясен смысл какого-либо слова, загляните в словарь терминов, приведенный в конце учебника. Если вы там не нашли этого слова, посмотрите в каком-либо хорошем толковом или специализированном словаре. Смело делайте на полях учебника пояснительные заметки для себя (если книга, конечно, ваша, а не библиотечная!).
Размышление Хороший способ улучшить понимание чего-либо – периодически останавливаться и размышлять.
Задайте себе вопрос: Действительно ли я понял этот материал? Могу ли я объяснить его кому-то еще?
Если ответ отрицательный, перечитайте материал еще раз.
Полезно также подчеркивать наиболее важные мысли по ходу чтения. Это сделает вас активным участником процесса и позволит при повторении сразу же увидеть главное. Одни предпочитают подчеркивать сразу, другие сначала прочитывают материал, а затем возвращаются и выделяют наиболее важные места. Нам кажется более предпочтительным второй подход, потому что обычно, когда прочитываешь материал до конца, становится более ясно, что же было в нем главным. Поэтому мы советуем:
— прочитать весь раздел, прежде чем начать выделять и подчеркивать;
— отмечать только ключевые отрывки или мысли;
— использовать ручку или маркер, так как карандашные пометки могут стереться.
Пересказ Возможно, с вами уже бывало так, что, посмотрев в телефонной книжке чей-то номер, вы забывали его сразу же, не успев ее закрыть. Вы снова открываете книжку и находите нужный номер. Но теперь уже, закрывая ее, повторите номер вслух или про себя. Запоминание с помощью пересказа, проговаривания вслух, улучшает его воспроизведение.
Пересказ улучшает запоминание. Прежде всего внимание задерживается на странице дольше, вы можете лучше преобразовать для себя материал, добиваясь более точного его воспроизведения.
Тренировка в повторении также помогает легко воспроизводить любой отрывок, как только он вам понадобится.
Пересказывать можно различными способами: 1) размышляя или задавая вопросы, о которых мы уже говорили (это также форма пересказа);
2) закрыть книгу и мысленно вспоминать только что прочитанное;
3) пересказывать вслух или обсуждать прочитанный материал с однокурсниками, задавать вопросы или высказывать свое мнение в группе;
4) делать краткое письменное изложение прочитанного. Мы настоятельно рекомендуем последний метод, так как он заставляет выбирать главные мысли в материале. В некоторых случаях одни студенты пытаются избежать размышлений над прочитанным, ограничиваясь простым копированием заголовков и подзаголовков. Другие, наоборот, включают в свои конспекты слишком много отвлекающих деталей. Старайтесь действовать более избирательно. Вы должны научиться пересказывать целую главу из учебника на нескольких страницах письменного текста (конечно, если вы не пишите огромными буквами). Весь процесс отбора основных идей и их письменного изложения – прекрасная форма повторения. Он также позволит вам создать маленький справочник, который позже пригодится при подготовке к экзаменам.
Время, затраченное на повторение, будет зависеть от характера материала. Если вы пытаетесь вспомнить отдельные факты, например, имена или числа, то до 80% времени уходит на пересказ. Но когда речь идет об идеях или понятиях, глубоких по смыслу и сложно взаимосвязанных, на пересказ как таковой может уйти только 20% времени. Личный опыт поможет определить, какой из методов повторения лучше всего подойдет именно вам.
Повторение Когда вы готовы к повторению, перечитайте Обзор в конце главы, чтобы представить себе материал в целом. Затем вернитесь назад и просмотрите материал главы, обращая особое внимание на ключевые идеи, отмеченные или подчеркнутые вами в каждом параграфе. Если вы делали письменный пересказ, просмотрите также и его. В идеале было бы хорошо повторять материал регулярно, чтобы не забывать его сразу же, как только вы перестали его учить. Советуют повторять первый раз в течение суток после первоначального прочтения, затем через три дня. Позднее, в течение всего периода до экзамена, хорошо повторять материал раз в неделю.
Когда вы почувствуете, что достаточно подготовлены, переходите к самотестированию в конце главы. Проверьте свои ответы с помощью списка правильных ответов, приведенного в конце книги.
Если вы ответили неверно на какой-то вопрос, важно вернуться назад и посмотреть правильный ответ, иначе вы можете повторить ошибку. Обратите внимание, что порядок вопросов в тесте аналогичен порядку изложения материала в самой главе, что облегчает использование самотестирования для учебных целей.
Когда и где учить С началом учебного года важно начинать планировать и собственное время, которое вы будете отводить на самостоятельное изучение материала. Посмотрите расписание занятий, нагрузку по каждому предмету, учтите другие занятия, например, работу или семейные дела. Будьте реалистичны.
Не пытайтесь выучить слишком много материала за один раз.
Не менее важно выделить специальное время для учебных занятий. Может быть, вы отведете учебе строго определенное время и будете заканчивать занятия, независимо от того, сколько вы прочитали.
Или вы сможете выучивать определенный объем материала, независимо от того, сколько времени для этого понадобится. В любом случае хорошо заниматься разумное количество времени: от одного до трех часов. Если заниматься дольше, то уже будет трудно удерживать внимание на изучаемом материале. Поэтому неплохо делать краткий перерыв, по крайней мере, каждый час или даже каждые полчаса, когда попадается особенно трудный материал. Кроме того, можно определить другие дела, которыми вам нравится заниматься, и поставить их в зависимость от учебных занятий. Например, если хочется позвонить товарищу или посмотреть телевизор, то поставьте себе целью сделать сначала свою учебную работу, а потом уже как награду разрешите себе позвонить или посмотреть телевизор.
Но самое главное – не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Старайтесь реалистично распределять свое время, не пытаясь выучить слишком много материала за один раз. Так, если вам нужно прочитать четыре главы из этого учебника, чтобы подготовиться к контрольной работе, не планируйте прочитать за один раз больше одной. Распределите занятия во времени, учитывая скуку и усталость, а также механизмы работы своей памяти. Ваш ум будет продолжать впитывать материал в периоды между занятиями. Это особенно важно, когда вы проходите сложные или тяжелые для усвоения темы.
Выполнение аудиторных тестов Приступая к выполнению аудиторной контрольной работы, сохраняйте спокойствие и разумную расслабленность. Старайтесь удерживать свою тревожность на слабом или умеренном уровне, минимизируя ее влияние на процесс мышления. Если вам попадается вопрос, который вызывает особую тревогу, отметьте его на листке. Затем продолжайте отвечать на оставшиеся вопросы и только после окончания работы с ними возвращайтесь к отмеченным трудным вопросам. Сознание того, что вы сделали большую часть теста, поможет сконцентрироваться на наиболее трудных его частях.
Независимо от типа теста, старайтесь прочитывать вопросы как можно внимательнее. Будьте уверены, что вы делаете именно то, что требуется в инструкции. Если какой-то вопрос кажется особенно непонятным, поднимите руку и попросите преподавателя сформулировать его другими словами. При работе с вопросником, предполагающим множественный выбор, не забывайте внимательно знакомиться с каждым из предложенных вариантов ответа прежде, чем укажете правильный.
Приступая к написанию текста на заданную тему, набросайте его краткий план на листке бумаги. Это поможет вам направить мысли во время изложения. Если на экзамене предлагаются одновременно и вопросы с множественным выбором, и вопросы, предполагающие письменные ответы в свободной форме, прежде всего выделите вопросы для письменного ответа. Затем переходите к выполнению вопросов с множественным выбором и только потом к выполнению вопросов, предполагающих написание текста.
Прочитав вопрос с множественным выбором и выбрав ответ, который вам кажется правильным, перечитайте вопрос еще раз, чтобы убедиться что выбранный ответ наиболее подходящий. Это помогает избегать ошибок, связанных просто с «забыванием», потому что материал остается в кратковременной памяти около 30 секунд. Пока вы размышляете в поисках правильного ответа, можно забыть точный смысл самого вопроса. Следовательно, полезно перечитывать вопрос, прежде чем давать ответ. Попробуйте перечитать предлагаемые ответы и в обратном порядке.
Научитесь действовать методом «от противного», отбрасывая неправильные ответы, прежде чем остановитесь на правильном. Например, если есть четыре возможных ответа, отбросьте сначала два, которые кажутся наименее подходящими. Когда останется выбрать только из двух, ваши шансы на правильный ответ станут 50 на 50. Вопросы, содержащие слова типа «всегда», «никогда», «только», «должен» и «полностью», чаще всего встречаются в слишком широких утверждениях, которые должны быть отброшены в первую очередь.
Можно ли менять свой ответ? Все зависит от обстоятельств. Если вы готовились разумно и уверены в ответе, то держитесь его. Если же ответ вызывает у вас сильные сомнения, особенно если вы не так хорошо знакомы с темой, то, может быть, стоит вернуться к вопросу еще раз. Кроме того, многое зависит от личных качеств. Работая над контрольными со своими студентами, мы обнаружили, что тревожные, импульсивные студенты могут вначале ошибиться, им полезно вернуться к вопросу еще раз позднее. Однако студенты, отличающиеся недостаточной верой в себя, часто меняют правильный ответ на неправильный, сомневаясь в собственных способностях. Поэтому мы советуем внимательно следить за теми ответами, которые вы меняете: когда просматриваете работу в последний раз, обратите внимание на количество ответов, которые вы поменяли с «правильного» на «неправильный» и наоборот. Учтите полученную информацию о себе, когда будете выполнять соответствующую работу в будущем.
И, наконец, еще один способ извлечь пользу из полученной оценки. Если преподаватель разбирает контрольную работу на занятии, постарайтесь обязательно присутствовать. Выясните, что вы упустили и, что не менее важно, почему. Отличались ли вопросы от того, что вы ожидали, предполагая, допустим, скорее, понимание понятий, чем воспроизведение фактической информации? Если вы плохо ответили на вопрос письменно, спросите преподавателя, как вы можете улучшить свою оценку в следующий раз.
Старайтесь не терять времени, прося извинения у преподавателя, ругая его или себя. Определите, что нужно сделать, чтобы в следующий раз ваша оценка была лучше. И затем, соответственно, измените свои учебные привычки и методы работы с тестами. Желаем удачи!
Об авторах Иствуд Атватер был преподавателем психологии в Колледже Монтгомери (Country Community College), читал лекции в Gwynedd-Mercy College. Он также занимался частной психологической практикой. И. Атватер получил степень доктора психологии в Чикагском университете, где учился вместе с Карлом Роджерсом. Доктор Атватер был членом нескольких профессиональных ассоциаций.
Он является автором нескольких книг, в том числе двух учебников – «Подростковый возраст»
(Adolescence), выдержавший четыре издания, и «Человеческие отношения» (Human Relations). Доктор Атватер скончался в 1996 г.
Карен Даффи – профессор в Университете штата Нью-Йорк (College at Geneseo). Она защитила докторскую диссертацию по социальной психологии и психологии личности в Мичиганском университете. Доктор Даффи – медиатор по семейным проблемам в Нью-Йоркском суде. Она также работала в исполнительном комитете Нью-Йоркской Программы помощи служащим, а также в Совете директоров Программы по защите от домашнего насилия и в образовательном комитете Агентства по семейному планированию, выступала консультантом в различных программах по борьбе со стрессом и в других программах. Она – член Американского психологического общества и Восточной психологической ассоциации. Доктор Даффи написала несколько книг, среди них «Местные службы медиации: руководство для практических психологов и исследователей» (Community Mediation: A Handbook for Partitions and Researchers)*. «Психология местных сообществ» (Community Psychology).
Она также является редактором ежегодных приложений к журналам «Психология» (Psychology) и «Личностный рост и поведение» (Personal Growth and Behavior).
* О медиации при работе с конфликтами см. гл. 7 (Прим. перев.).
ГЛАВА 1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Цели обучения Изучив эту главу, вы сможете:
1. Назвать ряд особенностей постиндустриального общества.
2. Объяснить двойственность понимания человеческой свободы Э. Фроммом.
3. Объяснить, что такое ответственность за собственную жизнь.
4. Описать некоторые из изменяющихся ценностей, связанных с понятием «новых правил».
5. Перечислить черты личности, более или менее изменяющиеся в течение взрослого периода жизни.
6. Описать трехфазный цикл изменения личности.
7. Объяснить, что подразумевается под новым пониманием самореализации.
Перемены всегда были важной частью американского образа жизни. Чтобы понять значение этих перемен, посмотрим на двух студентов колледжа, Захария и Карен, связанных кровными узами, но разделенных годами жизни.
Захарий – первокурсник колледжа 1880 г. Он принадлежит к привилегированному меньшинству, получающему подобное образование, так как его семья достаточно обеспечена, чтобы заплатить за его обучение.
Захарий едет в колледж на поезде, оставляя за окном километры сельскохозяйственных земель и лесов. Он поддерживает связь с семьей, отправляя своим близким письма. В школе он читает при свете газовых ламп и пишет учебные работы от руки. Среди его сокурсников почти нет женщин, так как высшее образование считается ненужным для них. Кроме того, Захарий надеется стать врачом, а эта профессия была фактически закрыта для женщин в 1800-е годы. Некоторые женщины все-таки занимаются в этом колледже, но главным образом домашней экономикой, педагогикой и другими более традиционными женскими предметами. Захарий живет в пансионе для студентов. Там он ест, но занимается главным образом в библиотеке. В библиотеке нет ни компьютеров, ни других технических приспособлений типа ксерокса. Чтобы найти нужную книгу, Захарий роется в каталоге из бумажных карточек. Все, что ему нужно, он переписывает или записывает вручную.
Карен, потомок Захария в четвертом поколении, поступила в колледж в 1998 г. После развода родителей она жила с матерью и сестрой. Она смогла поступить в колледж главным образом благодаря финансовой помощи.
Карен ездит в колледж и обратно несколько раз в год, проезжая мегаполисы, тянущиеся многие сотни километров. Чтобы связаться с семьей, ей достаточно снять телефонную трубку и набрать нужный номер или отправить сообщение по электронной почте. Комнату, в которой работает Карен, освещает электрический свет.
Электричество также питает компьютер, на котором она печатает курсовые работы и корреспонденции. Она живет в общежитии вместе с сокурсниками. Для нее совершенно естественно общаться в кампусе (студенческом городке) со студентами различной этнической и расовой принадлежности, причем примерно половину из них составляют женщины. Карен также, как и Захарий, работает в библиотеке, но ей повезло – она может пользоваться электронным каталогом, ксероксом, электронным предметным поиском и имеет доступ к информации в Интернете. Карен, как и Захарий, надеется стать врачом. Однако она хочет специализироваться в гинекологии, о чем Захарий никогда не мечтал.
Социальные изменения И Захарий, и Карен жили в периоды быстрых и значительных социальных изменений (social change). Во времена Захария Америка переходила от аграрного общества к урбанистическому, многие изобретения сделали транспорт и средства сообщений и связи (коммуникации) более быстрыми и доступными. При его жизни Америка превратилась из провинциальной страны в индустриального гиганта. Карен же принимает технологические изменения как само собой разумеющиеся. Она верит, что прогресс медицины в скором времени найдет средство от многих болезней, угрожающих человеческой жизни, например, от СПИДа. Она также сознает, что нехватка нефти и загрязнение окружающей среды могут изменить тот мир, который знаком нам сегодня. Опыт показал ей, что быстрые социальные изменения естественны и неизбежны, поэтому иногда Карен задумывается над тем, что ждет впереди.
Сегодня всем становится ясно, что ускоряющиеся технологические и социальные перемены происходят во всем мире и имеют далеко идущие последствия. Социальные изменения выступают как всепроникающие приметы нашего времени (Christensen & Robinson, 1989). Большинство стран Третьего мира стремятся ускорить свое экономическое развитие. При этом народы всех стран действуют в условиях все возрастающей взаимной зависимости в мире. Революция в средствах массовой коммуникации превратила наш мир в своего рода «глобальную деревню», в которой каждое явление действительности – будь то мысль, действие или институт – рассматривается людьми в свете происходящего с народами в других частях планеты.
Постиндустриальное общество Карен известно, что наиболее экономически развитые страны, такие, как США, переживают масштабные социальные изменения во всех областях. Хотя население и признает их необходимость, оно зачастую остается недовольным решениями, принимаемыми руководством страны (Reich, 1995).
Есть люди, которые считают, что мир, который мы знаем, будет существовать неограниченно долго, и все изменения вокруг нас не смогут разрушить привычные социальные, экономические и политические структуры, скрепляющие общество. Большая часть населения, однако, постоянно сидящая на диете из плохих новостей о преступлениях, экономических проблемах, мировых кризисах и угрозе ядерной катастрофы, приняла более мрачный взгляд на вещи (Couch, 1996). Ей кажется, что ничто в действительности не находится под контролем и что общество разваливается. Некоторые граждане также опасаются, что сегодняшние решения могут стать завтрашними проблемами (Key & Frank, 1987).
В первой из своих трех книг, «Грядущий взрыв» (Future Shock), Алвин Тоффлер* (Alvin Toffler, 1971) писал о дезориентации и стрессе, вызванных слишком большими изменениями, происшедшими в столь короткое время. В следующей книге «Третья волна» (The Third Wave) А. Тоффлер (1980) развил иной, более оптимистичный взгляд на будущее общества. Он считает, что многие из технологических и социальных изменений, пережитых нами в 1980-е и 1990-е годы, не являются ни изолированными, ни случайными. Напротив, они представляют собой часть широкой картины возникающей цивилизации будущего. Рассматривая историю как последовательность волн социальных изменений, Тоффлер видит важную новую волну, накатывающуюся на передовые в экономическом отношении страны. Он считает, что сегодня мы находимся в центре третьей волны социальных перемен, которая радикально изменит привычный образ жизни. Мы переходим к постиндустриальному (postindustrial), или технологическому (technological), обществу с новыми правилами игры практически во всех областях.
* Алвин Тоффлер – американский футуролог и психолог (Прим. перев.).
Хотя общая картина социальных изменений является достаточно сложной и постоянно изменяется, в целом постиндустриальный период отличается от индустриального прежде всего преобладанием в экономике сектора обслуживания (service industries) в отличие от производственного и сельскохозяйственного секторов в индустриальный период (табл. 1.1). Практически все виды труда изменяются под влиянием автоматизации и компьютеризации. Возрастающая потребность в технических решениях делает первостепенно важным теоретическое и техническое знание.
Соответственно большую часть рабочей силы начинают составлять образованные рабочие, принадлежащие к среднему классу. И наконец, правительство и централизованное политическое руководство начинают доминировать в постиндустриальную эру, подобно тому как бизнес доминировал в индустриальную.
Таблица 1. Изменение структуры занятости на протяжении трех десятилетий (в тысячах) Тип занятости 1970 1980 Производство 20,746 21,942 20, Торговля 15,008 20,191 25, Финансовый сектор 3,945 5,993 8, Сфера услуг 20,385 28,752 42, И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of the Census (1995). Statistical
Abstract
of the United States, 1995 (115th ed.). Washington, DC: US Government Printing Office, p. 416.
В последней из книг трилогии «Смена власти» (Power Shift) Тоффлер (1990) высказывает мысль о ключевой связи, существующей между знанием и властью. Он пишет, что «знание является источником высококачественной власти и (что) его важность возрастает с каждой пролетающей долей секунды».
Обладающие знанием имеют и будут иметь значительное количество власти, причем власти совершенно иного рода, чем власть, основанная на насилии. Поэтому обучение становится «способом существования», особенно если будущее полно неопределенности или непредсказуемо (Vaill, 1996).
Американские школы откликаются на смену приоритетов и потребность в новых технологиях, увеличивая количество компьютеров, предоставляемых в распоряжение учащихся. Быстрый рост компьютерного оснащения американских школ показывает табл. 1.2.
Таблица 1. Использование компьютеров в учебных целях в начальных и средних школах 1985 Количество компьютеров, используемых для обучения, на тыс. 1,034 3, Количество школ, использующих компьютеры, % 86 Количество школ, располагающих 15 и более компьютерами, % 24 И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115th ed.).
Washington, DC: US Government Printing Office, p. 169.
Одна из проблем, связанных с ростом знаний и использованием новых технологий, состоит в том, что выделяются люди, боящиеся сложной техники. Их страхи называются технофобией (technophobia).
Так, некоторые опасаются пользоваться компьютером, боясь поломать его, совершить дорогостоящие ошибки, выглядеть глупыми, или боятся, что ситуация выйдет у них из-под контроля (Bloom, 1985).
Pilisuk и Acredolo (1988) показали, что, как правило, наиболее высокий уровень технофобии демонстрируют женщины, представители меньшинств и индивиды с наиболее низким образовательным уровнем. Другими словами, группы, обладающие наименьшей властью и имеющие наименьший опыт использования современного оборудования, опасаются их больше всего;
хотя, с другой стороны, именно эти индивиды могли бы получить наибольшую пользу от знакомства с новыми технологиями для собственного карьерного роста.
Знакомы ли вам какие-либо из признаков постиндустриального общества? Какие из них наиболее явно бросаются в глаза? Как показал Рорепое (1989), теория постиндустриального общества может быть подвергнута критике. Например, политическая атмосфера в США в последнее время заставляет некоторых граждан противиться росту централизации и правительственного контроля (Reich, 1995).
Критики также отмечают, что многие черты постиндустриального общества не так уж сильно отличаются от особенностей индустриальных обществ. Проблемы отчуждения, социального и экономического неравенства, расизма и бедности в больших городах продолжают оставаться все такими же насущными. Некоторые авторы считают, что проекция тенденций развития постиндустриального общества в будущее предполагает слишком оптимистический взгляд на него. Высокий уровень бюджетного дефицита, инфляция, безработица и нехватка энергетических носителей говорят о том, что горизонты развития не безграничны, как и перспективы развития стран Третьего мира. В результате этих размышлений в последние десятилетия появился более пессимистический взгляд на будущее передовых обществ, заставляющий задуматься о ценности прогресса и сохранении или изменении нашего образа жизни. Нельзя также не учитывать, что мир в XXI в. будет более населенным, загрязненным, с менее устойчивой экологией и более подверженным угрозе разрушения.
Неопределенное, но оптимистическое будущее Восприятие каждым из нас происходящих в современном мире изменений напоминает известную поговорку о том, что одну и ту же бутылку можно воспринимать и как наполовину пустую и как наполовину полную. Пессимисты, скорее, посчитают ее наполовину пустой;
оптимисты – наполовину полной. Так же и те, кто пытается предсказать будущее нашего общества в долгосрочной перспективе, соглашаются, что мы живем в неопределенные времена, и все же в целом они оценивают будущее оптимистически. Хотя они и расходятся во мнениях относительно того^что будущее несет нам;
как правило, они считают его многообещающим.
Наши решения настолько правильны, насколько верна информация, на которой они основаны Социальные пророки типа Алвина Тоффлера видят многие проблемы нашего времени, скорее, как возрастающие трудности успешного роста, чем предвестие гибели. Проблемы перенаселения, экономического неравенства, загрязнения окружающей среды, нехватки природных ресурсов и бедности признаются существующими. Но они рассматриваются как временные или региональные явления, которые общество пытается разрешить, а вовсе не как предзнаменование неизбежной гибели цивилизации.
В XVIII–XIX веках Томас Мальтус (Thomas Malthus) первым предсказал ужасающие последствия перенаселения. Он подсчитал, что в то время как население растет в геометрической прогрессии (2, 4, 8, 16 и т. д.), количество продовольствия растет только в арифметической прогрессии (2, 3, 4, 5 и т. д.).
Исходя из этого он предположил, что, когда количество населения значительно превысит имеющиеся в его распоряжении запасы продовольствия, начнутся голод, мор и войны, возрастет смертность, которые уменьшат население до уровня, соизмеримого с запасами продовольствия. Чтобы избежать подобных последствий, Мальтус предлагал такие способы, как более поздние браки и воздержание. Однако он не мог предвидеть возникновение новых эффективных методов контроля над рождаемостью или революционных изменений в сельском хозяйстве, позволивших значительно увеличить производство продовольствия (Рореnое, 1989). Хотя рост населения планеты продолжает оставаться проблемой, он несколько стабилизировался в последние годы, в том числе благодаря успешным программам контроля над рождаемостью в развивающихся странах (табл. 1.3).
Таблица 1. Мир и население США (в тысячах) Географическое расположение 1980 2000 (прогноз) Мир 4,457,463 6,169, США 227,726 276, И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115th ed.).
Washington, DC: US Government Printing Office, pp. 845, 847.
Другие социальные изменения Хотя и Карен и Захарий оба были свидетелями технологических изменений своего времени, изменения, которые пришлись на долю Карен, оказались принципиально иного рода. Изменения во времена Захария затрагивали главным образом сферы производства и сельского хозяйства, а в эпоху Карен они преобразили прежде всего средства коммуникации. Поэтому, несмотря на рост населения, мир кажется Карен меньше, чем он представлялся Захарию.
Какие еще изменения мы можем ожидать в глобальной деревне, которую мы знаем как нашу планету? Одно из изменений, связанное с продолжающимся ростом населения, состоит в загрязнении и других проблемах поддержания здоровой окружающей среды. Как пишет Donella Meadows (1991), автор книги «Гражданин мира» (The Global Citizen), 60% населения земли не имеют доступа к свежей питьевой воде. Каждый день исчезают 80 кв. миль тропических лесов. Каждую минуту сжигаются млн баррелей невозобновляемого горючего. Каждый день от 10 до 100 видов жизни начинают угасать из-за разрушения человеком их привычных сфер обитания. Спасти нашу планету могут только серьезные природоохранные мероприятия. Но надо помнить, что проблема загрязнения или сокращения природных запасов в одной стране является проблемой для всех других стран.
Благодаря разнообразию своего населения США обладают богатым запасом культурных традиций, языков и обычаев. Умение чувствовать и понимать другие культуры является сегодня совершенно необходимым для успешной жизни.
Другие драматические изменения связаны с ростом гетерогенности населения США (неоднородности по признаку происхождения). В страну въезжает все большее количество иммигрантов из различных регионов планеты. Они приносят с собой собственные культурные представления, языки и привычки.
Этим людям нелегко приспособиться, особенно учитывая узость мышления некоторых американцев, их незнание или нечувствительность к культурным различиям. Табл. 1.4 показывает, как население США изменилось за два десятилетия. Поскольку культурное разнообразие (cultural diversity) в стране все возрастает, в этой книге мы постараемся рассказать о различных расовых и этнических группах в Америке и о том, каким образом они решают проблемы своей адаптации (приспособления) в американском обществе.
Таблица 1. Особенности населения США (в процентах) Период Белые американцы Афроамериканцы Латиноамериканцы Другие 1980 85,9 11,8 6,4 2, 2000 (прогноз) 81,9 12,8 11,3 5, И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115th ed.).
Washington, DC: US Government Printing Office, p. 14.
Выбор собственного жизненного пути Быстрые социальные изменения и растущее значение информации и технологий усиливают важность самоопределения (self-direction), т.е. реализации потребности в том, чтобы больше узнать о самих себе и мире, построить свою жизнь более эффективно. Например, подобно Карен, молодой женщине, о которой было рассказано в начале главы, некоторые люди считают компьютеры замечательным изобретением и активно ищут способы их применения, стараясь узнать о них как можно больше. Другие рассматривают компьютеры как угрозу, жалуются на необходимость их использования или пассивны в этом отношении (Staufer, 1992). Аналогично мы можем отвечать и на другие происходящие в нашей жизни события: пугаться их или изменяться самим.
Это особенно верно в отношении людей в демократических и индивидуалистических обществах (individualistic societies). Индивидуалистическими мы будем называть такие общества, где выгода для индивида ценится больше, чем общая выгода для общества. Индивидуалистические общества могут быть противопоставлены коллективистским обществам (collectivist societies), где коллективная или социальная выгода ценится выше, нежели индивидуальные успехи. Многие восточные и азиатские культуры представляют собой коллективистские общества. В американской культуре мы пользуемся большей личностной свободой и возможностями самоопределения и больше гордимся личностными достижениями, чем люди в восточных обществах, которые лучше знают, что от них ожидается и каково их положение в обществе. Но в силу тех же самых особенностей мы, американцы, чувствуем себя в меньшей безопасности, чаще ошибаемся в жизни и более одиноки.
Неоднозначность личностной свободы Никто не писал так красноречиво о двойственности человеческой свободы, как Эрих Фромм (Erich Fromm, 1963), один из наиболее известных психоаналитиков. Юношеский период его жизни пришелся на годы нацистского режима в Германии, затем он переехал в США, и этот личностный опыт дал ему глубокое понимание проблем тоталитаризма и человеческой свободы. Основополагающая идея Фромма состоит в том, что человеческая свобода имеет двойственное значение для людей в современном мире:
(1) свобода «от» власти традиционных авторитетов, например, таких как государство и (2) свобода «для» актуализации собственной индивидуальной судьбы. Фромм утверждал, что хотя люди в передовых развитых обществах оказались свободны от пут прединдивидуалистических обществ, дававших своим гражданам одновременно ограничения и безопасность, они не приобрели свободы в позитивном смысле реализации собственного «Я», т.е. наилучшего выражения своих умственных, эмоциональных и общественных возможностей (потенциала). Скорее всего тенденция к большему соблюдению прав человека и большей личностной свободе будет только усиливаться, в то время как традиционные источники безопасности, такие как тесные семейные связи и авторитарные церковь и школа сами будут претерпевать изменения. В результате мы имеем больше свободы для самоопределения – от деталей повседневного существования до более важных решений, как например, выбор карьеры. Но возможность самоопределения заставляет людей одновременно чувствовать себя более тревожными, небезопасными и одинокими. Фромм считал, что подобная изоляция переживается многими так тяжело, что люди склонны бежать от свободы, принимая новые виды зависимости, например, обращаясь за помощью к экспертам или правительству или уподобляясь в своем поведении толпе.
Вставка 1.1. Мир на двух страницах Каждый день на нашей планете 35 тыс. человек умирают от голода, 26 тыс. из них – дети. Это равносильно похоронному звону по 100 полностью загруженным реактивным самолетам Боинг-747, разбивающимся ежедневно. Каждые три дня умирает такое же количество людей, как во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме. И каждый день из-за роста населения Земли рождаются 220 тыс. ртов, нуждающихся в пропитании.
Между тем уже сейчас каждый год производится достаточно продуктов, чтобы прокормить не только сегодняшнее население в 5,2 млрд человек, но и 6,1 млрд населения, которые ожидаются к 2000 г.
Каждый день 57 млн тонн пахотного слоя почвы пропадают из-за эрозии. Этого было бы достаточно, чтобы покрыть всю площадь моего родного города Плэнфилда в штате Нью Гемпшир слоем толщиной примерно 20 см.
Каждый день площадь пустыни расширяется на 70 кв. миль, что каждые четыре года составляет площадь, превышающую площадь Западной Германии.
Тем не менее количество продовольствия, производимого на планете, удвоилось за последние 35 лет. Сотни тысяч фермеров знают и применяют сельскохозяйственные технологии, которые позволяют сохранить почвенный слой, свести к минимуму использование вредных химических веществ и получать большие урожаи.
Если эти технологии получат широкое распространение, производство продовольствия в мире может снова удвоиться.
В странах Третьего мира 60 % населения не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, что вызывает ежегодно множество заболеваний, инфекций и смертей, которых можно было бы избежать. Четверть мировых запасов свежей дождевой воды становится сегодня непригодной к употреблению из-за загрязнения.
При этом количество денег, которое необходимо, чтобы чистая вода стала сегодня доступной для всех, составляет лишь треть от суммы, которая тратится во всем мире на курение. Среднегодового количества чистой дождевой воды на планете достаточно, чтобы дважды перекрыть сегодняшние потребности человечества – и даже больше, если вода будет лучше сохраняться или будет прекращено ее ненужное загрязнение.
Каждый день площадь тропических лесов сокращается на 80 кв. миль. Годовое сокращение лесов соответствует площади, превышающей площадь таких штатов, как Мэн или Индиана. Сокращение площади лесов приводит к эрозии почвы, наводнениям и засухам, заиливанию водоемов, исчезновению видов животных и растений и усилению парникового эффекта на Земле.
Между тем затраты на поддержание лесов большей частью экономически нерентабельны и поддерживаются только субсидиями правительств, которые не понимают их непосредственной экономической ценности.
Сохранение лесов могло бы сегодня принести деньги некоторым беднейшим нациям планеты.
Каждую минуту сжигаются 60 млн баррелей нефти, запасы которой невозобновимы. Мы расплачиваемся за это нефтяными пятнами, токсическими выхлопами, зарубежным долгом, загрязнением воздуха в городах, кислотными дождями и выбросами углекислого газа в атмосферу в таких количествах, которые угрожают привести к глобальному изменению климата.
Между тем мир в состоянии производить все создаваемые сегодня товары и услуги, используя лишь четверть той энергии, которая затрачивается на это, лишь благодаря ее более эффективному использованию. Энергия, в две тысячи раз превышающая общее потребление энергии на планете, каждый день поступает от Солнца;
она бесконечно возобновляема и не создает загрязнения.
Каждый день на нашей планете 2 млрд долларов затрачиваются на вооружения.
Каждый день от 10 до 100 видов животных и растений угасают из-за разрушения среды их обитания деятельностью человека.
И с т о ч н и к : Meadows D. H. (1991). The Global Citizen. Washington, DC: Island Press.
Эрих Фромм Двойственность человеческой свободы особенно очевидна, когда надо сделать какой-то важный жизненный выбор, например, выбрать, кем мы хотим стать и как мы хотим прожить свою жизнь. Мы можем почувствовать свою тревогу, «застыть» перед лицом важных решений. Для обозначения страха перед принятием важных жизненных решений можно использовать термин десидофобия – боязнь решений (decidophobia), предложенный Уолтером Кауфманом (Walter Kaufmann, 1973). Он считает, что большинство людей в тот или иной момент жизни использовали различные стратегии, помогающие избежать необходимости принятия важных, судьбоносных решений, т.е. осуществить свою положительную свободу. Наиболее распространена стратегия, состоящая в том, чтобы плыть по течению. Вместо того, чтобы выбирать как жить, люди просто следуют за течением жизни, либо принимая статус-кво (существующее положение вещей), либо, наоборот, выпадая из него, подобно тем, чья жизнь вообще лишается каких-либо связей, обозначений, традиций или общей цели. Другая стратегия основана на совместном принятии решений, как например, в различных комитетах, браке, семейной жизни, отношениях между друзьями. Вместо того, чтобы принимать решение, люди просто разговаривают, дожидаясь пока нечто не произойдет само собой. Они предполагают согласие, часто даже не обсуждая его. Но если обстоятельства складываются неудачно, никто не чувствует себя ответственным: каждый просто продолжает жить дальше. Третья часто встречающаяся стратегия основана на обращении к тому или иному авторитету – эксперту, движению, религии или общественному установлению. Хотя люди могут испытывать напряженность между лояльностью (удерживанием себя в границах заданных правил) по отношению к этим авторитетам, с одной стороны, и собственной совестью, – с другой, они находят бесконечное количество способов оправдать любой из альтернативных выборов.
Действительно, автономные (самостоятельные) личности не прибегают ни к одной из вышеперечисленных стратегий. Некоторые психологи называют этих подлинно независимых, оптимальных существ самоактуализированными (self-actualized) индивидами. (О самоактуализации будет более подробно рассказано в следующей главе). Автономные, или актуализированные, люди принимают ответственность за собственную жизнь и внимательно изучают доступные им возможности.
Они также умеют смотреть в глаза действительности, мужественно признать свои ошибки и изменяться.
Многие русские писатели, жившие в советские времена, такие, как, например, Александр Солженицын, являются примерами подлинно автономных индивидов, принимавших одно судьбоносное решение за другим, чтобы сохранить личную честность зачастую вопреки несметному количеству трудностей в репрессивном обществе того времени.
Вставка 1.2 рассказывает историю другого советского писателя Иосифа Бродского, получившего позднее Нобелевскую премию по литературе и пережившего жесточайшие преследования из-за одного своего желания стать писателем. Для большинства русских, живущих в сегодняшнем более демократическом обществе, самоактуализация также возможна. Однако то, насколько русский народ сможет своевременно и активно ответить на демократические изменения и защитить свой новый образ жизни зависит от понимания того, что его судьба находится не в руках правительства, а в его собственных руках (Balakrishnan, 1993).
Брать на себя ответственность за собственную жизнь Сегодня люди во всем мире все так же находятся в поисках свободы. Драматическим примером является смелые попытка Горбачева и Ельцина ввести капитализм и демократию в недавно сформированном Содружестве Независимых Государств*. Значительная часть неудовлетворенности, которую испытывают народы в других странах, отражает их желание иметь больше свободы и экономических возможностей, которые они видят в более экономически развитых обществах. Многие из тех, кто иммигрирует в США, ищут подлинной свободы, которая для нас, граждан этой страны, является само собой разумеющейся.
Вставка 1.2. Иосиф Бродский 18 февраля 1964 г. в Ленинграде в Дзержинском районном суде – грязной комнате с заплеванным полом – началось слушание дела Иосифа Бродского, который уже был хорошо известен в городе. Двадцатитрехлетний Бродский обвинялся в «злоумышленном тунеядстве», т.е. в том, что не работал, а это являлось нарушением советских законов. Высокий и худой, с рыжими волосами и горящими щеками, Бродский (рядом с которым стоял милиционер) говорил спокойно, стараясь объяснить невежественной и враждебно настроенной судье, что его работа состоит в том, чтобы писать стихи. Между ней и Бродским произошел следующий разговор, тайно записанный журналисткой Фридой Вигдоровой, сочувствовавшей Бродскому.
Судья: А кто признает вас поэтом? Кто считает вас таковым?
Бродский: Никто. (Бесстрастно.) А кто считает меня принадлежащим к человеческой расе?
Судья: Вы учились этому?
Судья: Быть поэтом. Вы пытались поступить в учебное заведение, где бы готовили. где бы учили.
Бродский: Я не думаю, что этому можно научить.
Судья: А как же тогда это приобретается?
Бродский: Я думаю, что это. (запинаясь). от Бога.
Это было похоже на Кафку или какую-то пьесу из театра абсурда. Судья отправила Бродского в сопровождении милиционеров в психиатрическую лечебницу, чтобы определить его вменяемость. Там ему пришлось тяжело: ему насильно делали уколы, из-за чего малейшее движение причиняло непереносимую боль.
Судебные психиатры сочли Бродского вменяемым, и он вернулся в суд. Тот же самый судья, которая отправила его в лечебницу, спросила «Что хорошего вы сделали для своей родной страны?».
Бродский ответил со спокойной настойчивостью «Я сочиняю стихи. Это моя работа. Я убежден. Я верю, что то, что я пишу, послужит народу и не только сейчас, но и будущим поколениям».
Все попытки Бродского объясниться наталкивались на глухоту. Заранее известное решение суда гласило:
«Бродский систематически уклонялся от выполнения долга советского человека по производству материальных ценностей. Он писал и декламировал свои декадентские стихи. Из доклада Комиссии по работе с молодыми писателями ясно, что Бродский не является поэтом. Бродский направляется в места отдаленного поселения на пять лет на принудительные работы».
И с т о ч н и к : Печатается с разрешения Free Press, a Division of Simon & Schuster, from St. Petersburg: A Cultural History by Solomon Volkov. ©1995 by Solomon Volkov.
Переживание позитивной свободы означает, что человек готов сам принимать решения в своей жизни, в том числе важные жизненные решения, определяющие его судьбу. Однако боязнь принять решение, которое показалось бы другим неверным, столь велика, что многие молодые люди говорят о том, чтобы «сохранять все возможности открытыми», жить в «широком и богатом возможностями мире» и «избегать ангажированности (зависимости)». Учитывая неопределенность нашего времени, многие из этих реакций понятны. Тем не менее исследования показали, что люди, внутренне ориентированные на финансовый успех, привлекательную внешность или социальное признание, обладают пониженной жизнеспособностью (vitality), более низким потенциалом самореализации и чаще указывают на наличие физических симптомов (ухудшенного здоровья), чем люди, ориентированные, скорее, вовнутрь, на себя. Внутренне мотивированные автономные индивиды оказываются более здоровыми, принимающими себя и коллективистски мыслящими (community minded) (Kasser & Ryan, 1996).
Принятие ответственности за собственную жизнь означает, что мы можем и должны сами делать свой выбор. Отказ от принятия решения фактически является решением. Конечно, приходится принимать решения, основываясь на собственном ограниченном опыте, поэтому наши выборы могут оказаться далекими от идеала. Но хорошо уже то, что ни одно решение не выбито на камне. Мы можем и часто меняем решения по мере того, как растем и взрослеем. Со временем мы обнаруживаем, что наши решения хороши настолько, насколько хороша информация, на которой они были основаны, и это снова обращает наше внимание на ценность образования и развития критического мышления.
Поведение, основанное на позитивной свободе, означает также принятие ответственности за собственный выбор, когда человек не ругает других или судьбу, за то, что с ним происходит.
Характерно, что самоактуализированные или внутренне мотивированные люди переживают меньше межличностного стресса (interpersonal distress) и больше межличностной близости (interpersonal closeness) (Sheffield, Carey, Patenaude & Lambert, 1995), возможно, именно благодаря тому, что они меньше расположены обвинять в чем-то других. Интересно также, что самоактулизация коррелирует (статически связана) с альтруизмом (altruism), или желанием помогать другим за собственный счет (Sharma & Rosha, 1992). Мы не выбираем, быть ли нам брошенными в мир, но мы можем выбирать многое из того, что определяет, как мы живем. Мы часто слышим, как люди говорят «Не могу ничего изменить, потому что так сложилась моя жизнь» или «Я так живу просто потому, что меня так воспитали». Эти люди не понимают, что свободный выбор и ответственность идут рука об руку. Для того чтобы постоянно напоминать об этом факте, Виктор Франкл (Victor Frank, 1978) предложил дополнить статую Свободы на Восточном побережье США статуей Ответственности на Западном.
Самореализация также подразумевает разумно рассчитанный риск и взятие на себя обязательств несмотря на отсутствие полной уверенности в результатах. Взросление предполагает, что человек выходит в незнакомые и потенциально опасные ситуации, и, следовательно, оказывается более уязвимым для боли и разочарования. Индивиды, слишком сильно стремящиеся к совершенству, особенно склонны избегать риска и демонстрируют низкий уровень самоактуализации.
Самоактуализированные люди более терпимы к неудачам (Rett, Hewitt, Blankstein & Mosher, 1991).
Насколько вы стремитесь к совершенству? В иллюстрации 1.1 дана «Шкала полного совершенства», с помощью которой вы можете больше узнать о себе и о собственной склонности к совершенству.
Илл. 1.1. Шкала полного совершенства И н с т р у к ц и я : Если вы совершенно не согласны с предложенным утверждением обведите цифру 1;
если вы полностью согласны с предложенным утверждением, обведите 7. В остальных случаях отмечайте цифры от до 6 в зависимости от степени вашего согласия.
Стандарты и порядок 1. Я люблю порядок.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 2. Я предъявляю высокие требования к своим успехам на работе и в школе.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 3. Я должен признать, что в сущности я перфекционист.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 4. Мне неприятно, когда меня отвлекают во время работы.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 5. Я считаю, что вещи надо убирать на место.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 6. Меня раздражает, когда дело не доведено до конца.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 7. Я люблю всегда быть организованным и дисциплинированным.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 8. Я часто думаю, что легче что-то сделать самому, чем поручать сделать это другому.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 9. Я люблю быть очень внимательным и точным, когда я измеряю что-либо.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 10. Все, что я делаю, я стараюсь делать как можно лучше.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 11. Аккуратность очень важна для меня.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 12. Я люблю составлять список дел, которые надо сделать, и потом вычеркивать их по мере выполнения.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен Человеческие отношения 13. Я хочу иметь более тесные отношения со своими друзьями.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 14. Я ненавижу плакать.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 15. Когда у меня возникают проблемы, я должен постараться решить их самостоятельно.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 16. Найти хорошего советчика трудно.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 17. Другим легче строить человеческие отношения, чем мне.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 18. Когда дело доходит до эмоций, я стремлюсь понять их, чтобы избавиться от них.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 19. Иногда мне кажется, что я заплачу, но я не хочу этого делать.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 20. Показывать сильные чувства не хорошо.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 21. Мне трудно говорить о собственных чувствах.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 22. Я чувствую себя неуютно, если отношения становятся слишком близкими.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 23. Некоторые говорят, что я кажусь слишком холодным и отстраненным.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 24. В мире очень мало людей, с которыми я был бы действительно тесно связан.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен Тревожность 25. Мне трудно расслабиться.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 26. Я боюсь совершить ошибку.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 27. Когда я думаю о том, что мне нужно сделать, я чувствую беспокойство 1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 28. Я часто беспокоюсь, когда мне нужно сделать какую-либо работу 1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен Промедление 29. Я часто откладываю свои дела, поэтому никогда не могу сделать их вовремя 1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 30. Другие кажутся более эффективными, чем я.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 31. Я часто тяну так долго, как только могу.
1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен 32. У меня такие высокие требования, что часто я затягиваю выполнение работы 1 2 3 4 5 6 совершенно не согласен совершенно согласен Обработка данных: подсчитайте общее количество баллов. Чем больше полученная сумма, тем сильнее ваша тенденция к совершенству. Чтобы определить, в какой области вы более склонны к совершенству, подсчитайте количество баллов по каждому разделу (требования и порядок, отношения с другими, тревожность, промедление). Крайняя степень стремления к совершенству предполагает высокий балл во всех четырех областях.
И с т о ч н и к : Johnson D. P.& Slaney R. В. (1996). Perfectionism: Scale development and a study of perfectionistic clients in counseling. Journal of College Student Development, 37(1), 29–41.
Решение стать более взрослым или актуализировать собственный потенциал часто принимается несмотря на опасности и, следовательно, требует мужества. Теолог Пауль Тиллих (Paul Tillich) называет это «смелостью быть», т.е. смелостью утверждать собственное «Я» или собственные возможности несмотря на риск, с которым это связано – тема, развитая также в работах таких психологов, как Карл Роджерс (Carl Rogers) и Ролло Мэй (Rollo May).
MacKay & Kuh, 1994). Маслоу (Maslow, 1968) как-то заметил, что большинство из отличительных психологических расстройств нашего времени, таких как «личность с задержкой в развитии», «аморальная личность» или «апатичная личность», связаны с базисной неспособностью расти.
Новые правила К счастью, время, в которое мы живем, создает окружение, более благоприятное, хотя и более рискованное, для актуализации нашей позитивной свободы. Это, в свою очередь, усиливает необходимость самоопределения. Совокупное влияние социальных изменений привело к формированию новых социальных ценностей и новых правил (new rules) сегодняшней жизни. В целом их новизна заключается в том, что люди меньше озабочены приспособлением к существующему положению вещей и больше – изменением окружения в соответствии с собственными потребностями и целями. Это изменение ценностей не может рассматриваться просто как усиление сосредоточенности на собственном Я или потворство собственному Я – излишества «Я-поколения» – как утверждают его критики. Конечно верно, что многие люди озабочены сегодня только собой. Но возрастание сосредоточенности на собственном Я может также оказаться сиюминутным проявлением переходной фазы от старых правил к синтезу старых и новых.
Более важной особенностью является изменение базисного договора дал/получил (giving/ getting pact) (Yankelovich, 1981), или соглашения между индивидом и его окружением. Этот договор содержит неписаные правила, определяющие то, что мы вкладываем в наши отношения с другими людьми, в работу и сообщество и что мы ожидаем получить взамен. Эти правила редко сформулированы в явном виде. Скорее, мы считаем их настолько само собой разумеющимися, что с трудом осознаем их силу и присутствие только тогда, когда они начинают меняться.
Прежний договор дал/получил, действовавший на протяжении большей части двадцатого столетия, был больше основан на самоотверженности и лояльности по отношению к обществу, почти как в современных коллективистских обществах. Это чувство можно было бы передать следующим образом:
«Я буду много работать и выполнять свои обязательства. Я буду подавлять свое недовольство и душить собственные желания. Вместо них я буду делать то, что от меня ожидают. Я буду делать не то, что нужно мне самому, но прежде всего то, что нужно обществу. Я знаю, что я даю много, но то, что я получу взамен, стоит этого – постоянно повышающийся уровень жизни, верную жену и детей, хорошую работу и красивый дом. И последнее по счету, но не по значению, это гордость быть американцем, гражданином самой великой страны на земле». Эта этика составляла значительную часть так называемой американской мечты – возможности подняться наверх за счет напряженного труда и честности или увидеть, как это сделают твои дети;
веры в то, что нужно работать, чтобы откладывать заработанное и соответствовать существующим социальным нормам.
Однако сегодня миллионы американцев относятся с растущей настороженностью ко всем призывам к жертвам ради будущего, которые они не считают больше оправданными. Кажется, что американцы стали более индивидуалистичными и эгоцентричными. Им кажется, что старые правила неоправданно ограничивали свободу индивида в пользу больших институтов, особенно крупного бизнеса и правительства, использовавших свою власть в собственных интересах. Поэтому многие американцы вовлечены в исправление этого перекоса. Они заняты изменением договора дал/получил таким образом, чтобы получать больше за свои усилия. Хотя эти перемены более ярко видны на молодом поколении, выросшем уже при новых правилах, они проникают и в поведение населения в целом, затрагивая людей всех возрастов и социальных слоев.
Новый договор дал/получил основан на стремлении к личностным достижениям и индивидуальным правам. Большая часть американцев сегодня тем или иным образом вовлечена в поиски самоосуществления (self-fulfilment), или самоопределения, в той или иной его форме. На самом деле все более очевидно, что самоопределение является одной из нескольких универсальных человеческих ценностей, которые можно обнаружить во многих культурах (S. Schwartz, 1994). Взаимоотношения многих универсальных человеческих ценностей иллюстрирует схема 1.2. Обратите особое внимание на самоопределение и его взаимосвязь с открытостью к изменениям и к восприятию нового.
Илл. 1.2. Универсальные человеческие ценности. Теоретическая модель взаимоотношений между мотивирующими ценностями, ценностями высшего порядка и биполярными ценностными измерениями.