Аты баты что значит
Санскрит раскрывает забытый смысл русских слов
Атас, русск. (прост.). Считается просто каким-то полухулиганским возгласом, имеющим смысл «Быстро, ребята, отсюда!”, но санскр. atas нареч. отсюда. Именно это оно, оказывается, и значит. Вот тебе и «хулиганский возглас”…
Аты-баты, русск. Считается просто какой-то бессмысленной приговоркой, добавленной для рифмы в «Аты-баты, шли солдаты…”, но санскритское ati означает «мимо”, bhata наемный воин (т.е. именно солдат, каковое слово происходит от названия монеты «сольдо”, поскольку в то время им, наемникам то есть, платили столько в день). Так что буквально «Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, на базар, аты-баты, что купили, аты-баты, самовар…” переводится как «Мимо солдаты, шли солдаты, мимо солдаты, на базар, мимо солдаты, что купили, мимо солдаты, самовар…” Вот тебе и «бессмысленная приговорка”.
Бабы каменные, русск. практически именно бабами в русском смысле, т.е. изображениями женщин и не являются. Следует сопоставить слово «баба» в этом смысле с «индийским» (т.е. на языке хинди, из санскрита) baba — 1) отец; 2) дед; 3) баба (обращение к старцу, аскету); 4) баба (ласковое обращение к ребенку). Т.е. каменные «бабы» на самом-то деле — изображения Отцов наших.
Бурка, русск., имени сказочного коня «Сивка-Бурка” санскр. bhur (вар. bhumi) земля + ka который как. Поэтому общее значение имени «Бурка” — «(который,
Варяг, русск., древнерус. ВАРЕНЗЬ, ВРЯГ, ВАРЯГ санскр. var покрывать, прикрывать; скрывать, прятать; окружать; закрывать дверь; отражать удар; останавливать; сдерживать; предотвращать; подавлять; vara — ограниченное, замкнутое пространство; круг; vara отпор, отражение; varaha кабан, вепрь; vartar m. защитник; varuna nom. pr. владыка вод, божество рек, морей и океанов; океан; рыба; varutar m. тот, кто дает отпор; защитник. Varutha n. доспехи, панцырь, кольчуга; щит; охрана; войско; множество. Таким образом, «варяг” — «охранник”; «наемный воин”. Раннесредневековое русское «варяг” не есть название какого-то народа, а название профессии — от «вара” — «охрана”, «стража”. В.Р.Я.: «…варять, охранять…» (в статье «свора”). Ср. тж. товар tъ varъ санскр. ta vara — «то лучшее”/ «то охраняемое”. См. тж. Ворота.
Враг, русск., ср. санскр. rahum. захватчик; nom. pr. демон, к-й проглатывает Солнце и Луну, вызывая этим затмение. «В” здесь добавляется, наподобие как в «утка—вутка”, «огонь—вогонь”. Общее значение слова «враг” — «захватчик” и «тот, кто наносит раны”. См. тж. Рана.
Дева, русск., древнерусск. ДЕВА (с ятем после «д»). Санскритское дэва (devа, от корня div-, с исходным значением «излучать, сиять”, имеет основной смысл «сияющее существо” — «небесный; божественный; бог (т.е. «один из богов»)”. Таким образом, исходный смысл слова «дева” — «сияющее существо”, «небесный,
Девясил, русск., произн. [дьвь`сил] — (дева + сил) сильная трава, посвященная бо-жествам, дэва.
Иван, русск. русск. имя личн. В нынешней звуковой форме ассоциируется с санскр. ivan(t) «столь большой”, «столь великий”, т.к. в конце концов большее значение имеет теперешняя звуковая форма, ибо она действительна для настоящего времени. Ваня — не уменьшительная форма от Иван. См. тж. Ваня.
Купала, русск., теоним. Первая часть слова «Купала” (как и в слове «кумир”) та же, что и в санскр. ku, земля, страна, край. Вторая часть — санскр. palam. сторож; хранитель; пастух; покровитель, защитник; повелитель, царь = Защитник Земли, Повелитель Земли. Пламя (полымя) – защитник от хищников.Ср. санскр. gopala Гопала (букв. «пастух”), эпитет Кришны. Название и Божество третьего месяца годового круга (кола), начинающегося с весеннего равноденствия, соответствующего маю—июню (до 22 июня). Повелитель/ Владыка Земли — эпитет и аспект Солнца.
Индра, Интра — Предводитель небесного воинства (санскр. indra 1. Владыка небесной сферы, Бог грозы и бури, Владыка Богов в ведийский период 2. царь, глава; первый среди…, лучший из…). Санскр. ina сильный, крепкий, могучий; dra идти; бежать или tra охранять; спасать; защитник. Таким образом индра может иметь общий смысл «сильно-крепко-могуче идущий”, тогда как в форме интра – «сильно-крепко-могучий спаситель-защитник”.
Мета, русск. отличительная черта; цель (ср. тж. бел. мэта цель; среднерусск. мета отметина, метка; цель; то, во что метятся; то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; польск. meta финиш (конечный пункт дистанции); дистанция, расстояние; предел, граница; указанное место; санскр. mati f. мысль, замысел; цель; представление; понятие; мнение; уважение; молитва, гимн; украинск. мета цель; чешск. meta цель прямо и переносно; ср. тж. греч. methodos, преследование, метод, от meta- через, после + hodos, путь, способ, т.е. «способ действия», «путь к цели»).
Нахал, русск. Нахуша, в индуистской мифологии мифический царь-аскет, сын Аюса, внук Пурураваса и отец Яяти. Когда Индра искупал грех убийства брахмана-Вритры, прославленный своими подвигами Нахуша занял его место царя богов на небесах. Однако он настолько возгордился, что не только пожелал жену Индры Шачи, но и передвигался на паланкине, который несли святые мудрецы-риши. Одного из них, Агастью, он ударил ногой, и после этого по проклятию мудреца должен был искупать свой грех десять тысяч лет в образе змея. Грех его пал и на его потомство. Вот уж точно нахал был изрядный… Итак, это слово означает «ведущий себя как Нахуша”.
Обида, русск. древнерус. ОБИДА — противоп. слову «победа”, т.е. поражение.
Победа, русск. древнерус. ПОБИДА/ ПОБИЭДА/ ПОБЕДА ПО + БЕДА — «после беды”, т.е. поражения. См. тж. Беда, Обида.
Рай, русск. є санскр. raзm., f. богатство. Официальной наукой почему-то считается иранским заимствованием.
Рана, русск. древнерус. РАНА, ВРАНА є санскр. vraнa ранение; рана; болячка. См. тж. Враг.
Свинья, русск.; украинск. свиння санскр. Svinna — вспотевший.
Слава, русск. є санскр. shravas n. звук; слава; зов; призыв; цена; награда; приз; восторг, восхищение; рвение; усердие; пыл; вид, внешность. См. тж. Слово. Очевидно, слава и слово — это одно и то же слово в двух фонетических вариантах. Кроме того, славления без слова просто не может быть. «С» — свет- сияние, «Лава»- мощный поток. То есть Слава это дословно — сияющий энергетический поток.
Тырловать, древнерус. ТЪРЛО; ТЪРЛОВАТИ санскр. tiryag-ga 1. 1) идущий поперек чего-л. 2) передвигающийся в горизонтальном положении. (древнерус. ТЪРЛОВАТИ — кочевать; ТЪРЛО — место, где кочуют, т.е. передвигаются горизонтально, мигрируют). tiryag-gati f. переселение (миграция) животных. tiryak Nm. от tiryanc 1. движущийся поперек; горизонтальный 2. m., n. живое существо, животное 3. n. ширина 4. adv. 1) поперек; набок, криво 2) в сторону. Тырло русск. диал. загон для скота.
Учтивый, учтивость, русск. Ср. среднерус. учтивъ; ср. тж. древнерус. ПОТЧЕМО/ ПОТЩЕМО почтим, УТЩЕХОМ почитали/ почитаем; совершали/ совершаем почитание санскр. ukta 1. (p.p. от vac) 1) сказанный, произнесенный 2. n. слово, обращение, выражение. uktha n. 1) хвала, хвалебный гимн 2) призыв, обращение (русск. почитание; почтение; чтить; честь; учтивость; польск. uczciwy честный; добросовестный; порядочный uczcic оказать почет; почтить; uczta пир; пиршество; учтивый; учтивость). ucatha см. uktha (русск. почитание; чтить; честь; польск. uczcic оказать почет; почтить; uczta пир; пиршество; учтивый; учтивость). Ucitatva n. 1) соразмери-мость 2) уместность 3) обычай. Также санскр. cit [произн. «чит”] замечать, понимать, знать. См. тж. Честь. Может быть киты (скиты,скифы) — знающие,почитающие, славящие великих предков-пращуров, т.е.славяне.
Чур. Из Словаря ВК: «ЩУРЕ – Щуры/ Чуры, сопричастные Божественному во Сварге Предки-герои (санскр. shura <произн. [щура]>мужественный, отважный; герой; воин)». В составе слова «пращур» «щ» сохраняется и до сего дня. Понятно, кто-то межи и границы должен был охранять, для того и ставились статуи — и каменные, и деревянные.
Я, русск. — личное местоимение 1 л. ед. ч.; по-древнерусски «Аз”, что также обозначает первую букву русской азбуки, тогда как я — последняя буква азбуки и заканчивается также на звук а (см. тж. А). В средневековье это слово произносилось и по-другому: «Язъ местоименiе личное стар. азъ, я. Се язъ, князь великiй и пр. Купчiя и дарственныя начинались этими жъ словами: Се язъ и пр.» (по В.Р.Я.). Санскр. ya (произн. «я”) — «который”, тогда как санскр. aham (произн. «аhам”) — мест. 1 л. ед. ч. я. Таким образом, исходное значение слова «я” — «который”. См. тж. Аз.
«Аты-баты, шли солдаты» — старинная считалка со своей историей
Считалки с давних пор вошли в детский фольклор, хотя начиналась история этого жанра серьёзно, ведь изначально эти произведения были связаны с распределением трудовых функций и магическими действиями. Кроме того, считалки отражали быт, приметы своего времени. Поэтому в старинных текстах почти всегда есть непонятные для современного человека слова и символические образы. В этом плане интересна популярная считалка «Аты-баты, шли солдаты».
Варианты считалки «Аты-баты, шли солдаты»
Русский базар рисовали многие художники, при изучении считалочки можно показать детям целую подборку
Старинная считалка «Аты-баты…» имеет несколько вариантов:
Монета 3 рубля и правда существовала, и не так давно
Начало всех вариантов считалки одинаково, везде присутствует самовар
Грош — это монета в 2 копейки
Интересно сравнить монету в 5 рублей сегодняшнюю и старинную
Варианты считалок «Аты-баты…» отличаются в основном концовкой и стоимостью самовара, иногда ещё добавляется его описание («золотой»).
Видео: школьник читает считалку «Аты-баты, шли солдаты»
История и значение считалки «Аты-баты, шли солдаты»
В считалке используется художественный приём редупликации — удвоение слова с целью усиления экспрессии. При этом второе слово может незначительно искажаться — «аты-баты» (примеры для сравнения: «шашлык-машлык», «павлин-мавлин» и пр.). Кроме того, данное сочетание слов встречается в тексте много раз — с него начинается каждая строка. Это уже приём повтора.
Филологи давно озадачились вопросом, что же означают эти загадочные слова. Имеются следующие версии:
По мнению В. Сундакова, словосочетание «аты-баты» — производное от древнерусских слов, обозначающих левую и правую стопу
Что касается в целом смысла считалки, то, по мнению многих литературоведов, речь идёт о жеребьёвке во время рекрутского набора солдат из крестьянской общины.
Царская служба на много лет лишала крестьянскую семью работника и кормильца, поэтому попытаться откупиться от рекрутского набора — логичное предположение о сути считалочки
А пресловутый самовар мог быть откупом от службы (тем более, что он «золотой»).
Возможно, золотой самовар в считалке — способ откупиться от рекрутской службы
В.В. Сундаков. Русская школа русского языка. Урок 9: Аты-баты, шли солдаты. Стенограмма
Текст стенограммы под катом.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Пока готовится у нас большой серьезный урок, я, дабы надолго не оставлять вас без, ну для многих новой, но родной, пищи для души и мозга, решил полезно развлечь вас сопутствующими размышлизмами, в канве нашей русской школы. Итак, в русском прото- или проязыке, золотом языке человечества, как мы его с вами и будем впредь величать (в связи с разъяснениями, данными в прошлом уроке), вот главное его волшебство в том, что каждое слово, что бы оно не означало, осознанно, осмысленно, крепко-накрепко, связано своим корнесловом, изводом, поконом, изначалием, со многими и многими иными, исконно русскими словами и понятиями, нагло приписываемыми каким угодно искусственным и примитивным языкам, многих из которых кстати сказать, и в помине не существовало еще пол века назад. Как вы уже наверняка если еще не поняли, то уже должны были заприметить, дорогие мои, в золотом языке названия ли это частей тела, или названия животных, растений, созвездий или предметов домашней утвари, обязательно, так или иначе, соотносятся с цветом, мерой, с названиями ландшафтов, с календарными суточными, помесячными, годовыми датами, с природными явлениями, с географическими названиями, с аграрной, ремёсельной, архитектурной терминологией, сказочным или религиозным символизмом, метафорами. Словом, поясняя одним своим значением целый ряд других сопутствующих смыслов, подобных образов, общих природных, социальных и бытовых связей. Причем и в разных масштабах и в иных темах.
Немецкая же школа, притягивая за уши, настойчиво убеждает нас, что будто бы многие, если не все, русские слова произведены якобы из иноземных чужеродных нам слов. При этом не поясняя, каким же это таким непонятным образом и способом, только в русском языке эти слова столь прочно связаны своими и корнесловами и смыслами с иными, абсолютно иначе звучащими, и пишущимися в иностранных языках словами и совершенно других понятийных, смысловых категорий. Ну, у нас же, например, не знаю, ну из слова «РУКА» образованы слова: рукав, рукавица, нарукавник, наручи, наручники, ручник, руководство, руководить, рукоделие, белоручка, поруки, поручитель, рукоприкладство, рукоблудие, рукопожатие, поручень, рукоход, ручка, рукомойник, и т.д и т.п. Понятно и то, что для понимания ими нашего золотого, образного языка, посредством своего примитивного, это способ напрочь лишенный смысла и он абсолютно безуспешен. Мы же знаем, что все словопонятия в русском золотом языке связаны меж собой, ну, также как связаны меж собой листик могучего дерева, там, с его почками, веточками и ветвями. С его стволом, соком, корою, дуплами, наростами, корнями. Как корни этого древа, в свою очередь, связаны с землею, водою, солнцем, зимой и летом, с ветром, разносящим его семена, с насекомыми, опыляющими его соцветия, с берегами на которых оно растет и даже со звездами и созвездиями, блистающими над вековыми кронами. Вот скажите: как бы могла определить устойчивую языковую взаимосвязь немецкая школа, между, ну скажем осенью и желудем? Возрастом человека и цветом? Рукавом реки и руки? Буквой и узелком? А никак! А вот мы с вами, воскресив, вновь вдыхая душу в наш язык уже сможем, как и прежде, делать это играючи! Как это делают наши дети. Вон они собрались во дворе, на задворках или на куличках, и мы уже слышим, ну, например, ставшую детской, совсем не детскую считалку:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто родился?
Аты-баты, это я!
В русской православной традиции военный человек от названия правой руки назывался «ВОИН». А в протестантизме военный человек от названия левой руки называется «СОЛДАТ». И прежде лишь солдаты, а не воины, начинали движение с левой ноги. В русском языке от слова ХАЛТЫХ происходит слово «ХОТЕТЬ». А от слова БАЛТЫХ, слово «БЫТЬ». По телу же человека, слова хотеть и быть, имеют отношение к половым органам. Да уж. Вот пока, друзья мои, не возмущайтесь этому заявлению. На специальном уроке разъясню подробно и убедительно. А для начала лишь запомним и примем на веру, что ступни ног раньше, ну, как бы соответствовали половым органам. Подошва ноги, например, называлась «ШЛИЦА». Отсюда и слова: шлепанцы или шляться (как правило, по бабам), да. Ну, а если по мужикам? Ну, тогда: «шлюндра» или «шлюха».
Ступня же левой ноги женщины называлась «СТУПНЯ». С ударением на У. Ступня правой ноги женщины называлась «КУПНЯ». С ударением на У. От этих слов происходят слова: купаться (ну, соответствие мужскому: бултыхаться), купить, покупать, купа, совокупность, копировать, вкупе.
Разные части тела соответствовали и разным деньгам. Точнее, разным номиналам денег. Подошвы ног соответствовали серебряному рублю. То есть ногами чеканили рубли. Отсюда выражение: чеканить шаг. Чеканили раньше только серебро. Чеканить алюминий, медь, золото, ну было почти бесполезно: они подолгу не держали на себе никаких изображений. Поэтому звонко идти, звенеть подковами, там сапог, и считалось: чеканить серебряные рубли. Ступни же ног, а вместе с ними и половые органы, соответствовали трем рублям. Отсюда и все скабрезные поговорки, там, приговорки, связанные с трешкой, с тремя рублями.
По-другому ступни ног назывались еще «БАЗАМИ». На базах, базируется (стоит) все тело. Отсюда и произошло русское, а не какое-то якобы, как нам говорят, тюркское слово «БАЗАР», на котором что-то продают, или покупают стоя на базах, на ногах. Иначе говоря: с ног. И слово «базарить», тоже означает болтаться по всему базару торгуясь, да прицениваясь. А вот жаргонно «БАБКАМИ» позже стали иронично называть бумажные купюры. Ну, просто потому, что на них были изображены романовские старухи, там, бабки: царицы и императрицы.
По телу, выше половых органов, находится живот, который раньше, по-другому, назывался еще и «САМОВАР». Ведь живот «самоварит», переваривает пищу. Это значительно позже самоваром стали называть устройство для нагрева воды. Так же раньше в переносном, жаргонном смысле «КУПИТЬ САМОВАР» означало добиться от женщины интересной близости. Сейчас это выражение до сих пор остается в ходу на блатном жаргоне. Отсюда, кстати, и выражение, там: «пойти к хозяйке на чай». Кстати и «чаем» раньше, называли на Руси любой напиток, который пили в ожидании чего-либо, то есть «ЧАЯЛИ», ожидая кого-либо или чего-либо. Ну а теперь, пока мы окончательно не заболтались, не забазарились, давайте уже с некоторыми знаниями переслушаем нашу не детскую присказку-считалку, с которой, собственно говоря, и начали. Итак:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто ж родился?
Аты-баты, это я!
То есть, шли солдаты мимо дома хозяйки, зашли к ней на чай. Почаяли, почаяли, да зачали. А родился я. Вот поэтому выходи, коль уж родился.
До новых скорых встреч, мои дорогие! Да! Делитесь, пожалуйста, нашими уроками со своими друзьями и знакомыми. Как можно скорее нам с вами следует вернуть наш золотой язык на его самый высокий пьедестал в мире. Как это уже, кстати, происходит на главных направлениях могущества любого государства: с нашей армией, с урожаем золота (злата, злака) и некогда иными оставленными, сданными и порушенными позициями нашей державы и нашей традиции. А уж язык наш сам вернет нам во всем своем блеске и величии свое значение. Поможет вернуть нам нашу тщательно вымаранную и оболганную иноземцами историю. И наше самосознание, и нашу мораль, честь и достоинство.
С вами сегодня, совсем недолго на этот раз, был ваш Виталий Владимирович Сундаков и Русская школа нашего с вами золотого языка.
«Аты-баты, шли солдаты» — считалка со своей историей
Из каких недр моей памяти мозг вытащил эту фразу и почему именно сейчас, спустя почти 20 лет от счастливого детства, я понятия не имею. Но в этот момент мне стало любопытно, а откуда вообще взялась эта считалочка и что значит Аты-баты. Вот, что сказал мне на это всезнающий Гугл.
Вариантов «Аты-баты…» несколько, и отличаются они, в основном, концовкой и стоимостью самовара, иногда ещё добавляется его описание:
***1***
Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар,
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты — кто выходит?
Аты-баты — ты и я.
***2***
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто родился?
Аты-баты, это я.
***3***
Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар.
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — он какой?
Аты-баты — золотой.
Аты-баты — сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты — кто выходит?
Аты-баты — это я.
***4***
Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар.
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — сколько дали?
Аты-баты — сто грошей.
Аты-баты — выходи-ка,
Аты-баты — поскорей.
***5***
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, пять рублей.
Аты-баты, аты-баты,
Выходи от нас скорей.
История и значение считалки «Аты-баты, шли солдаты»
Смысл произведения «Аты-баты…» до сих пор не разгадан до конца, несмотря на все предположения филологов. Исследователи имеют следующие версии происхождения первой фразы:
1. Заимствование из тюркского языка «ата батыр», что означает «идёт воин».
Что же до смысла дальнейших слов, то, по мнению многих литературоведов, речь идёт о жеребьёвке во время рекрутского набора солдат из крестьянской общины. А пресловутый самовар мог быть откупом от службы (тем более, что он «золотой»). Царская служба на много лет (около 25) лишала крестьянскую семью работника и кормильца, поэтому попытаться откупиться от рекрутского набора — логичное предположение о сути считалочки.
Вот так вот:) Живешь, живешь и тут откапываешь такой интересный факт, о казалось-бы простейшей и всем известной вещи.
Спасибо за внимание, всем добра.
На войну, как на парад.
Но они не виноваты,
И никто не виноват.
Если только в мире где-то
Не виновна в том ни эта,
Если где-то реет знамя
И поднялась рать на рать —
Значит, кто-то там, над нами,
Вздумал в шахматы сыграть.
Разгоняет вражью тьму.
Мы влеченье половое
Даже чувствуем к нему!
Аты-баты, шли солдаты.
Кем солдаты аты-баты?
Кто осмелился опять
М. Успенский. Белый хрен в конопляном поле.
Аты-баты шли солдаты.
Кем солдаты аты-баты?
Кто посмел ебёна мать,
Тех солдатов аты-бать?
1. Заимствование из тюркского языка «ата батыр», что означает «идёт воин».
Бред. В каком тюркском языке корень «ата» означает «идёт»? Бар, кит, кил, var, git, gel – среди них нет «ата». Ата может иметь два значения: ата – стреляет, ата – отец. Учитывая, что глагол обычно ставят в конец, ата батыр скорее означает богатыря-отца, а не «богатырь стреляет». Но все равно не факт, что аты-баты – их тюркских.
Справедливость
Впрочем, он вполне мог иметь отношение к древнему благородному роду, ибо был статен, плечист, высок, красив и располагающ, а также удивительно спокоен и тих для своих природных данных. Когда он был маленьким, он был красив какой-то взрослой красотой, зато, когда стал старше, наоборот, казался моложе всех. Но на самом деле он просто не особенно изменился. Очень удобное, прямо скажем, качество внешности.
Обычно такие мальчишки завоёвывают лидерство в классе, шутят с девчатами, балагурят на уроках, преуспевают в спорте или каком-нибудь школьном КВН, становятся старостами или вожатыми. Тучка же флегматично манкировал всеми этими ипостасями. В учёбе он тоже особенно не выделялся и, казалось, не потому, что ему не давалось или он ленится. Казалось, он что-то такое знает, чего не знаем мы…
Со своей неизменной усмешкой он сидел на третьей парте у окна и рисовал роботов в тетради, иногда отрешённо посматривая на доску и как бы думая «да, да, старайтесь, зубрите, тяните руки. Всё равно вы все вырастете и станете менеджерами по продажам. А я как рисовал роботов, так и буду их рисовать, только за такие деньги, какие вам и не снились».
Среди всех нас Тучка носил не форму или что придётся, а настоящий детский костюм – пиджак и брюки, что делало его каким-то нездешним старомодным семинаристом. Он не был гопником и драчуном, хотя мог навялять любому в классе, и к троечникам его причисляли исключительно по признаку отметок в дневнике.
Учителя привыкли к Тучке, сильно с него не спрашивали, он не создавал им проблем своим поведением, что было не так уж и мало в нашей полумаргинальной школе, а они не создавали проблем ему. Они практически задаром рисовали ему тройки, а Тучка рисовал своих роботов, безотказно помогал оформлять плакаты и стенгазеты, поливал цветы в классе, стирал с доски после уроков, не забывая нарисовать там «на завтра» какого-нибудь мутанта. За пределами школы он был таким же тихим, но при случае увлекательно и с задором показывал нам своих тетрадных киборгов, рассказывая об их суперсилах.
Новая учительница английского невзлюбила Тучку сразу. Ещё бы, он как обычно пытался рисовать своих дроидов, но на этих уроках надо было хорошенько поработать, уже хотя бы для того чтобы просто не получить двойку. Галина Васильевна недавно появилась в нашей школе, но уже успела навязать свои правила игры.
Все учителя ходили по классам, но на урок английского приходилось отправляться в отдельный кабинет в тихом крыле, уходящем в сад. Там были новенькие парты с наушниками, огромная зелёная неисцарапанная доска, роскошные бархатные шторы, портреты классиков английской литературы в позолоченных рамках и макет Биг Бэна на подоконнике. Долгое время этот кабинет был заперт на два замка и ждал своего героя, но учителей не было. Кажется, поэтому его и не разгромили, не растащили, не развандаллили. Парты были не разрисованы и наушники работали отлично.
Будете у меня говорить рефлекторно! Как инстинкт! – гордо заявляла Галина Васильевна.
Тучке приходилось работать наравне с остальными. Его привилегии главного художественного дарования класса нивелировались при входе в уютный филиал старой доброй Англии в полуразрушенной советской школе на севере Таджикистана.
Тут выяснилось, что Тучка не притворялся, а ему действительно по каким-то причинам было трудно запоминать что бы то ни было. Ещё у него были проблемы с концентрацией внимания и последовательностью изложения мыслей. Он терялся, запинался, мучительно вспоминал, смущался и терялся ещё больше. Выступления у доски, заучивание стишков и фраз были для него настоящей пыткой. Может быть он даже был аутистом, но кто будет с этим разбираться в 95-м году в Ходженте, на окраине мира.
Между тем Галявася (как мы её прозвали) действительно знала своё дело. Даже у таких, казалось бы, безнадёжных учеников (а к английскому мы подступились из-за нехватки учителей только к пятому классу, стартуя прямо с алфавита) начало что-то получаться. Загадки, песенки, скороговорки, диалоги по ролям. Это и правда работало.
Мы продвигались вперёд, бойко рассказывали короткие зарисовки о семье, время от времени повторяли что-то в её излюбленной игровой манере. И только Тучка, которого даже она к тому моменту оставила в покое, по-прежнему терзался на задней парте, героически списывая домашние задания у кого придётся.
Урок обычно заканчивался игрой и этот был не исключением.
— Я называю любую букву, а вы тут же говорите мне – какая следует за ней. Это быстро! Но не кричим, а поднимаем руки! Для тех, кто ещё не ответил это шанс получить свою пятёрку! Начинаем: F!
Это было легко. К тому же в этот день у нас было два урока английского подряд, и я уже получил свою пятёрку. Именно поэтому я не стремился участвовать в игре и увидел, как изменилось лицо Галины Васильевны на букве Q.
Я обернулся. С задней парты впервые за всё это время тянул руку Тучка. Он так робко, неуверенно её поднял, но его всё равно было видно, большого, внушительного. Галявася жестом остановила гвалт. Класс замер, а вместе с ним и весь мир.
Тучка громко встал, выпрямился, откашлялся и торжественно выпалил: АРЭСТИЮ!
Какие-то доли секунды было не ясно, что произошло.
После грянул хохот. У меня свело живот.
Позади всхлипывала Катя Бауэр. Рядом со мной колотил ладонью по столу Саид, отличник и любимчик всех учителей. У раскрасневшейся, улыбающейся и силящейся сдержаться Галины Васильевны в уголках глаз стояли слёзы. Тучка робко улыбаясь и явно не понимая, что случилось, посмеивался вместе со всеми, совершенно растерянный.
Прозвенел спасительный звонок. Мы засуетились. Это был последний урок пятницы.
— Давай дневник! – сказала расставлявшая оценки Галявася оторопевшему Тучке.
Мы вышли из школы в ароматную душную весну и уселись на горячие камни.
— Ты хоть понимаешь, что ты четыре буквы в одну слепил! – Катя Бауэр подтрунивает над Тучкой.
Тот, механически запомнив мнемоническую распевку алфавита, почему-то решил, что между Кью и Ви есть загадочная буква Арэстию, вместившая в себя RSTU. Мы снова смеёмся.
— А сколько она там тебе поставила?
Тучка молча протянул нам открытый дневник. Там напротив последнего урока красовалась размашисто выведенная пятёрка.
— Это она тебе поставила, за то, что ты хоть что-то запомнил!
— Нет, за то, что ты всех рассмешил!
Тучка улыбается, пожимает плечами.
— Это…Несправедливо это! – вдруг произносит Саид. – Вот я всё учил и мне пятёрка. А он – ничего. И ему тоже пятёрка.
— Но это же такая…смешная пятёрка, Саид!
— Но я же знаю, а он не знает. Он же у нас домашку списывает.
— А ты у меня матешу списывал однажды, и чего?
— Но он же неправильно ответил. Если ему пять, то почему нам не шесть, или хотя бы не пять с плюсом…
— Так у тебя пятёрок много, а у него всего одна. Это не меняет ничего. Это как шутка такая. Всем же смешно было.
Тучка стоит и внимательно слушает наш разговор. Он всегда настолько спокойный и тихий, что заслужил репутацию мебели, при которой можно говорить всё что угодно без стеснения, в том числе и про него самого.
— А может…а может она ему поставила, чтобы он духом поднялся. В себя поверил.
— Так не может быть. Я сам слышал, как она говорит, что он тупой.
— Она сказала «скромный», Саид…
— Нет, я слышал, она сказала «тупой». Слушай, только тупой так может, как он сегодня.
— Что ты сказал. – Тучка внезапно подошёл вплотную к Саиду.
— Тупой. Отойди от меня. Ты.
Саид попытался толкнуть Тучку в грудь, но тот внезапной размашистой богатырской оплеухой обрушил Саида портфелем на спину, как огромного жука.
— Она. Она сказала, что ты тупой. Не я. – Саид заныл, размазывая по лицу кровь и слёзы, и пошёл прочь в парк, то и дело оглядываясь.
Он был очень старательный отличник и отец его был начальником ЖЭКа. Крикливый толстый мужик, вечно выяснявший что-то с кем-то во дворах. Они жили в нашем доме. На следующий день Саид не пришёл в школу. Но Тучку он отцу не выдал.
— Она правда сказала, что я тупой?
— Правда, Тучка. Я слышал тоже.
Он предложил мне встретиться за школой после уроков и был очень серьёзен.
— Кажется, ты должен таким же сильным как и я быть… Ударь меня по лицу.
— Я Саида нечестно стукнул. Это же не он сказал. Ударь. Надо. Чтобы справедливо.
— Ну… Кулаком, как я его.
Даю ему неловкого тычка.
— Это не так было. Вот прям резко давай. Да просто сделай и всё.
— Не получится у меня. Всё. Я ухожу.
У Тучки задрожал подбородок. Он вот-вот расплачется. Я стою и знаю, что не смогу.
— Ну, пожалуйста. Чтоб справедливо.
Он жалобно смотрит смотрит мне в глаза. Кивает «давай».
Зажмуриваюсь и швыряю руку почти наобум.
Чувствую кулаком мягкие губы.
Галина Васильевна наладила ситуацию с английским в нашей старенькой школе. Её ученики становились чемпионами городских олимпиад, как и на прошлом месте её работы, как и на позапрошлом. В городе не было ни одной международной организации, в которой бы не работал какой-либо её выпускник. Она получала международные награды и была заслуженным учителем чего-то там Английского и Королевского.
Мы уже давно выпустились, а она всё учила и учила новых детей, сухонькая, чопорная, со своими неизменными мячиками, играми и песнями. «Ландын из зэ кэпитал оф Грейт Бритн энд э вэри олд таун» раздавалось в старом кабинете с бархатными шторами и макетом Биг Бэна. Она умерла прямо на уроке, как актриса на сцене, изрядно напугав учеников, а на её похороны приехал сам Британский консул.
Саид работает каким-то влиятельным чиновником в городском хукумате Худжанда, города, в котором мы ходили в школу. До обновления городского сайта на первой странице даже было видео, где можно было заметить его перед трибуной внимательно слушающим речь мэра. Этот отличник всё так же сидит на первой парте. А вот английский ему пригодился разве что для общения с одним своим одноклассником.
Ваня Тучков работает иллюстратором в городе Сиеттл. Английский стал его вторым родным настолько, что он и предложения не может произнести без английского слова, забыв какое-либо русское. «Я узнал это после смолл-ток с моими коллигз», «мы имели с братом бранч», «я с ними не совсем эгри». Он рисует городские дома, логотипы, пейзажи и людей, но иногда и роботов тоже. И он всё такой же огромный и неуместный возле пластиковой доски с маркерами.
Я не только расквасил Тучке губу, но и рассёк руку о его зубы. Всякий раз, глядя на его фото, я ищу шрам на верхней губе. Присматриваюсь. Увеличиваю. Шрама нет. На самом деле, его не было уже через месяц после того случая, но я всё равно его ищу, ведь у меня над средним пальцем правой руки шрам есть до сих пор.
Кажется, всё это справедливо.