Аудио 360 что это
О перспективах формата 360 Reality Audio, фотографиях ушей и хорошо забытом старом
Появление нового формата 360 Reality Audio в начале текущего года на CES было ожидаемым, и потому не произвело эффект взрыва информационной бомбы. Среди потенциальных конечных пользователей формат был встречен скорее прохладно и заинтересовал в основном специалистов. Между тем, познакомившись с ним и поняв, что он представляет собой, можно говорить о большом будущем этой разработки. Серьезный интерес к формату уже проявили Amazon Music, Deezer, Tidal и nugs.net.
Ещё месяц назад сервисы подтвердили информацию о том, что они намерены транслировать музыку в новом формате. Полагаю, для стриминговых платформ сыграло роль использование традиционных двух излучателей, вместо большого количества источников, которые необходимы для корректного воспроизведения при использовании формата-конкурента Dolby Atmos. Но так ли нов этот формат и что можно ожидать от него в будущем. Под катом рассказываю о 360 Reality Audio и немного вангую о его ближайших перспективах.
Новинка для тех, кто не знал о бинауральной записи
Главным достоинством 360 Reality Audio является возможность точной локализации множества КИЗ (кажущихся источников звука), тогда как у большинства бинауральных записей точно локализован один — максимум два инструмента, локализация остальных зачастую оказывается менее четкой.
Ещё одной особенностью технологии является учет индивидуальных особенностей ушной раковины слушателя. Функция реализуется благодаря приложению Headphone Connect от SONY (гарантировано работает только на совместимых устройствах). Для анализа уши достаточно сфотографировать. Что интересно, ранее также были проекты, которые учитывают особенности ушной раковины, например, стартап Nura, в котором использовали тестовый сигнал и анализ отражений.
«Узнав» о форме ушной раковины по фото, Headphone Connect формирует индивидуальный профиль и позволяет адаптировать воспроизведение под конкретного пользователя. Благодаря всему вышеизложенному SONY предлагает реалистичную звуковую картину c точным расположением множества фантомных источников в стереопанораме.
Совместимость и устройства
Если говорить о беспроводных АС и наушниках, то для использования формата понадобится обязательная аппаратная поддержка, т.е. декодер от SONY. На данный момент единственное совместимое стационарное беспроводное устройство — это Amazon Echo Studio, которое будет декодировать сигнал из Amazon Music HD. В продаже АС появится 7-го ноября. При этом важно понимать, что использование новой технологии возможно только при платной подписке.
Производитель пишет, что подавляющее большинство современных наушников будет вменяемо работать с новым форматом. Для воспроизведения вам понадобится Deezer, Tidal или Nugs.net для вашей операционной системы. Amazon Music Unlimited пока не поддерживает технологию.
Как уже упоминалось, при использовании с наушниками, совместимыми с технологией Headphone Connect, можно создать индивидуальный профиль, оптимизированный под конкретные уши. Следует также отметить, что многие пользователи ставят эффективность этой функции под сомнение — они попросту не ощущают разницы между звуком в собственном профиле и профиле, оптимизированном под другого человека.
В перспективе SONY планируют реализовать аппаратную поддержку 360 Reality Audio на устройствах Alexa а также на тех, которые будет поддерживать Google Chromecast. Ожидается, что в будущем поддержка будет реализована в базовом функционале мобильных чипов от Mediatek I, NXP Semiconductors, Qualcomm. Кроме того, в SONY заявили о сотрудничестве с Fraunhofer IIS, которое позволит сделать доступным 360 Reality Audio для создателей музыки.
Относительно перспектив технологии
Несмотря на то, что в бинауральной записи нет ничего принципиально нового, формат таки предлагает пользователям более высокую верность воспроизведения и реалистичность локализации фантомных источников. А учитывая, что 360 Reality Audio занимаются не полтора энтузиаста (как это происходило с бинауральными записями раньше), а такой гигант как SONY и крупные стриминговые сервисы, можно рассчитывать на превращение этого формата в новый стандарт.
Первоначально он будет лишь нишевым, но учитывая заметную любому разницу с традиционным стерео, в течение 5 — 7 лет приобретет популярность. Также, он вряд ли сможет потеснить Dolby Atmos, так как последний рассчитан скорее на домашние кинотеатры, нежели на воспроизведение музыки. Более того, эффекты относительно сравнимые с Dolby Atmos, у 360 Reality Audio возможны только в наушниках (на которые в первую очередь рассчитывают разработчики), что гарантировано уменьшает аудиторию.
Процесс интеграции формата в студийный процесс уже начался. По заявлениям Sony, для стриминговых сервисов уже подготовлено более 1000 треков в новом формате, среди исполнителей Марк Ронсон, Фаррелл Уильямс, Билли Джоэл и Джефф Бек.
Вангую также, что в России формат станет популярным и широко используемым значительно позже, чем это произойдет в США и Западной Европе. Так произойдет ввиду того, что стриминговые сервисы в первую очередь рассчитывают на западную аудиторию, вкусы которой существенно отличаются от музыкальных пристрастий россиян. Буду традиционно признателен за ваши мнения о перспективах и полезности формата и технологии в комментариях.
Джинса
Мы продаём электронику для высококачественного звуковоспроизведения. Вполне вероятно, что в нашем каталоге в ближайшем будущем появятся устройства поддерживающие 360 Reality Audio.
Новые впечатления с 360 Reality Audio
Сравните звучание с технологией 360 Reality Audio и обычный стереозвук, чтобы понять разницу при прослушивании контента с 360 Reality Audio через динамики и наушники.
Для воспроизведения стереозвука используются только два динамика. С технологией 360 Reality Audio источники звука — вокал, инструменты и эффекты — рассеиваются по всему пространству вокруг слушателя и создают настоящий эффект погружения.
Музыка в режиме стерео играет как будто у вас в голове. Благодаря 360 Reality Audio она окружает вас со всех сторон и создает эффект полного погружения, словно материализуя все звуки.
Как это работает с наушниками
Наслаждайтесь растущей библиотекой треков, новейшим контентом от популярных музыкантов, а также каталогами легендарной классики через партнерские сервисы для потоковой передачи музыки. Посетите веб‑сайт Music.com, чтобы прослушать демонстрационные композиции с 360 Reality Audio.
Amazon Music Unlimited
deezer
nugs.net
Постоянно растущий эксклюзивный каталог официальных концертных записей. Потоковая передача музыки по запросу и возможность сохранить файлы для прослушивания офлайн.
TIDAL
Все любимые треки. В наилучшем качестве. Попробуйте бесплатно в течение 30 дней. Страны и регионы, в которых доступен сервис:
С помощью 360 Reality Audio и приложения Sony | Headphones Connect сертифицированные модели наушников могут анализировать форму ушной раковины и оптимизировать звучание, обеспечивая непревзойденное качество аудио.
Как персонализировать и наслаждаться погружением в музыку
СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ НАУШНИКИ И БЕСПРОВОДНЫЕ КОЛОНКИ
Наслаждайтесь оптимизированным звуком
Наслаждайтесь оптимизированным звуком
Наслаждайтесь оптимизированным звуком
Наслаждайтесь оптимизированным звуком
Служба поддержки Sony предоставляет практическую информацию о том, как использовать 360 Reality Audio с сертифицированными наушниками Sony. Посетите веб‑сайт, чтобы узнать все необходимое об этой новой технологии.
Как это работает с акустическими системами
Подпишитесь на сервис для потоковой передачи музыки с технологией 360 Reality Audio и наслаждайтесь новым звучанием треков через сертифицированные колонки или домашние кинотеатры.
Подключитесь к устройству 360 Reality Audio со своего смартфона по сети Wi-Fi.
Наслаждайтесь растущей библиотекой треков в формате 360 Reality Audio, новейшим контентом от самых популярных музыкантов, а также каталогами легендарной классики через партнерские сервисы потоковой передачи музыки.
Amazon Music Unlimited
deezer
nugs.net
TIDAL
Все любимые треки. В наилучшем качестве. Попробуйте бесплатно в течение 30 дней. Страны и регионы, в которых доступен сервис:
Новые впечатления с 360 Reality Audio
Сравните звучание с технологией 360 Reality Audio и обычный стереозвук, чтобы понять разницу при прослушивании контента с 360 Reality Audio через динамики и наушники.
Для воспроизведения стереозвука используются только два динамика. С технологией 360 Reality Audio источники звука — вокал, инструменты и эффекты — рассеиваются по всему пространству вокруг слушателя и создают настоящий эффект погружения.
Музыка в режиме стерео играет как будто у вас в голове. Благодаря 360 Reality Audio она окружает вас со всех сторон и создает эффект полного погружения, словно материализуя все звуки.
Как это работает с наушниками
Наслаждайтесь растущей библиотекой треков, новейшим контентом от популярных музыкантов, а также каталогами легендарной классики через партнерские сервисы для потоковой передачи музыки. Посетите веб‑сайт Music.com, чтобы прослушать демонстрационные композиции с 360 Reality Audio.
Amazon Music Unlimited
deezer
nugs.net
Постоянно растущий эксклюзивный каталог официальных концертных записей. Потоковая передача музыки по запросу и возможность сохранить файлы для прослушивания офлайн.
TIDAL
Все любимые треки. В наилучшем качестве. Попробуйте бесплатно в течение 30 дней. Страны и регионы, в которых доступен сервис:
С помощью 360 Reality Audio и приложения Sony | Headphones Connect сертифицированные модели наушников могут анализировать форму ушной раковины и оптимизировать звучание, обеспечивая непревзойденное качество аудио.
Как персонализировать и наслаждаться погружением в музыку
СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ НАУШНИКИ И БЕСПРОВОДНЫЕ КОЛОНКИ
Наслаждайтесь оптимизированным звуком
Наслаждайтесь оптимизированным звуком
Наслаждайтесь оптимизированным звуком
Наслаждайтесь оптимизированным звуком
Служба поддержки Sony предоставляет практическую информацию о том, как использовать 360 Reality Audio с сертифицированными наушниками Sony. Посетите веб‑сайт, чтобы узнать все необходимое об этой новой технологии.
Как это работает с акустическими системами
Подпишитесь на сервис для потоковой передачи музыки с технологией 360 Reality Audio и наслаждайтесь новым звучанием треков через сертифицированные колонки или домашние кинотеатры.
Подключитесь к устройству 360 Reality Audio со своего смартфона по сети Wi-Fi.
Наслаждайтесь растущей библиотекой треков в формате 360 Reality Audio, новейшим контентом от самых популярных музыкантов, а также каталогами легендарной классики через партнерские сервисы потоковой передачи музыки.
Amazon Music Unlimited
deezer
nugs.net
TIDAL
Все любимые треки. В наилучшем качестве. Попробуйте бесплатно в течение 30 дней. Страны и регионы, в которых доступен сервис:
Аудио 360 что это
Звук, который вы чувствуете.
Погрузитесь в атмосферу объёмного звука с 360 Reality Audio.
Испытайте объёмный звук
Готовы погрузиться в будущее музыки? 360 by Deezer – это мобильное приложение, предназначенное для знакомства с новой аудиотехнологией под названием 360 Reality Audio: треки оцифрованы исполнителями таким образом, чтобы создать объёмное звучание. Просто синхронизируйте любые совместимые наушники и наслаждайтесь полным погружением в музыку.
Загрузите 360 by Deezer
Испытайте объёмный звук
Загрузите 360 by Deezer
Испытайте объёмный звук
Откройте для себя мир 360 Reality Audio
Для оптимального использования 360 Reality Audio это приложение доступно исключительно пользователям Deezer HiFi, которые могут слушать музыку в высоком качестве. У вас еще нет Deezer HiFi? Получите 3 месяца бесплатно при покупке высококлассных наушников Sony.
Deezer HiFi
Кристально чистый звук.
Неограниченное прослушивание.
/месяц, без обязательств.*
Вы можете воспользоваться плейлистами наших редакторов или создать собственные:
Что такое 360 Reality Audio?
Это новый аудиоформат, создающий эффект виртуальных колонок. Вы можете перемещать отдельные музыкальные инструменты в пространстве и слышать их в объёмном звучании на 360 градусов. Результат? Незабываемые впечатления от музыки с полным погружением.
Как попробовать 360 Reality Audio?
Прежде всего, вам нужна подписка Deezer HiFi. Оформив подписку, просто загрузите приложение 360 by Deezer и слушайте треки в формате 360 RA из нашего каталога!
В чём разница между приложением 360 by Deezer и стандартным приложением Deezer?
360 by Deezer предоставляет вам доступ к каталогу 360 RA и позволяет фильтровать вашу музыкальную библиотеку по аудиоформату. Мы рекомендуем регулярно заходить в приложение, так как в каталог 360 RA будут постоянно добавляться обновленные треки.
Как подключить наушники Sony?
Вам необходимо настроить наушники, используя приложение Sony Headphones Connect. Это приложение оптимизирует наушники, адаптируя звук к уникальной форме ушной раковины.
Как использовать код Sony?
Ваш код Sony находится на упаковке ваших новых наушников.
Введите код на сайте Sony, чтобы активировать подписку Deezer HiFi. Оформив подписку, просто загрузите приложение 360 by Deezer из вашего магазина приложений!
Бирюльки №563. Объемно-пространственное звучание от Sony
Один из наших читателей обсуждал со мной околесицу, что появляется в сети без каких-либо барьеров и ограничений. Например, вот такой текст: “Легендарный немецкий производитель фотокамер Leica, оптика которого даже используется в смартфонах Huawei, представил новую беззеркальную камеру SL2”. Удивительная примета нашего времени, когда у нас есть доступ к любым текстам, от нобелевских лауреатов до лучших умов человечества, но потребляем мы все так же разнообразную жвачку для мозгов. А мой любимый кликбейт, от которого пока никто не умер?
Содержание
В Sony планомерно копаются в своей любимой области, а именно звуке. Бывает так, что эти копания приводят к появлению чего-то экзотического, а бывает, что рождается целое направление, как это было с Walkman. Корявое название продукта настолько прижилось, что сегодня воспринимается как норма, а все оттого, что идея, стоявшая за продуктом, была понятной большинству. В начале 2019 года Sony объявили о разработке новой технологии 360 Reality Audio. В Лас-Вегасе на CES не было возможности послушать что-то толковое, вся демонстрация ограничивалась парой звуковых отрезков. У меня сложилось ощущение, что эта технология еще не готова к коммерческому запуску, хотя вопрос был в отсутствии контента. Презентация 360 Reality Audio тогда была нужна для того, чтобы стриминговые сервисы начали адаптировать записи под эту технологию, без контента даже самая интересная задумка обречена. И стриминговые сервисы схватились за возможность выделиться, сегодня поддержку 360 Real Audio можно найти у Deezer, Tidal, Nugs и ряда других стриминговых сервисов, предлагающих аудио в HiFi-разрешении.
Сам формат построен на MPEG-H 3D аудиостандарте, в нем поддерживается до 64 каналов, а пространство представлено сферой, отсюда цифра 360 в названии.
В Sony говорят о том, что можно использовать этот формат как с колонками, так и с наушниками. Предпочтительнее последнее, так как колонок нужно много, их настройка не так проста, как может показаться на первый взгляд. У меня поддержка 360 Reality Audio появилась в наушниках WH-1000XM3 (эталон по шумоподавлению, любимые наушники для поездок).
Настройка наушников под использование с этим форматом достаточно забавна, вам нужно сфотографировать свои уши, чтобы Sony оценили их и подстроили алгоритм под вас.
В Nugs годовая подписка на музыку в высоком разрешении обойдется в скромные 14 690 рублей.
Преимущество Nugs в том, что много концертных записей. И забегая вперед, скажу, что для меня это стало своего рода открытием, с большим удовольствием послушал несколько концертов. Но цена на фоне стоимости Play Music просто вымораживает. Понятно, что это сервис для тонких ценителей, он подойдет далеко не всем. Хорошее качество стоит денег, и в этом нет сомнений. Но на фоне повседневных стриминговых сервисов за музыку в высоком разрешении просят как-то неприлично много, или мне так кажется?
Чтобы оценить 360 Reality Audio, загрузил альбом Tapestry от Кэрол Кинг (максимальное качество в Play Music).
Что вам сказать, в первый момент разница совсем не ощущается, кажется, что в наушниках проигрывание плюс-минус сравнимое (к слову сказать, в приложении нужно настроить профиль для 360 Reality Audio, иначе вы просто не услышите разницы).
Но спустя полчаса понял, что 360 Reality Audio действительно имеет преимущество, звук богаче, за счет разного расстояния кажется, что он живой. В обычных записях расстояние исполнителя до микрофона плюс-минус одинаково, громкость не скачет, все максимально стандартизировано. И мы привыкли к этому. В 360 Reality Audio это так, да не так. На слух такая запись воспринимается как нечто живое, такое звучание теплее, и это ощущается. Когда переходишь с Play Music на Deezer, то разницы не чувствуешь, а вот обратный переход дается с трудом, кажется, что в музыке что-то убрали. Удалили необходимые компоненты хорошего звучания.
За неделю экспериментов понял, что мне нравится, как звучит 360 Reality Audio, но слушать эту музыку нужно в спокойных условиях, например, дома. В самолете вся разница нивелируется внешним шумом (несмотря на шумоподавление), в дороге это также не столь важно. А вот когда вы спокойно сидите и можете насладиться музыкой, тогда потенциал 360 Reality Audio раскрывается в полной мере. Но отсутствие бесплатных проигрывателей и бесплатной музыки в этом формате ставит для меня на 360 Reality Audio крест до момента, пока формат не станет популярен. Для этого нужно, чтобы кто-то из крупных игроков (Google, Apple либо кто-то сходный) начал использовать его или создал нечто аналогичное. В этом случае начнется гонка технологий, цены станут доступны, но главное, появится масса контента на любой вкус. Пока для 360 Reality Audio не так много записей, и назвать их масс-маркетом невозможно. Даже выбор исполнителей говорит о том, что технология ориентирована на данном этапе на любителей звука и хорошей музыки.
В BMW давно грозились, что поддержка Apple CarPlay, то есть возможность подключать iPhone к бортовой системе, не будет бесплатной. В зависимости от комплектации машины и тех опций, что вы приобрели, стоимость подписки будет отличаться. В большинстве стран первый год использования CarPlay будет бесплатен, в России предлагается один месяц за 100 рублей, затем подписка на 12 месяцев за 8 900 рублей. Это несколько больше, чем 80 долларов за год в США.
Эта история у меня вызывает двоякое чувство. С одной стороны, у нас есть iDrive от BMW, это родное решение компании, которое позволяет подключить ваш телефон к бортовой системе. Поддержка Android Auto на данный момент у BMW отсутствует, что-то мне подсказывает, что в будущем она также станет платной опцией. В случае CarPlay в BMW должны оплачивать наличие системы Apple, она не является бесплатной, отсюда сама идея того, что сервис продается как подписка. В чем-то это выглядит как здравая идея, если вам не нужна такая опция, то вы от нее отказываетесь. Также то, что ее можно попробовать, выглядит как здравое предложение. В конце концов, никто в BMW не обещал, что чужая система станет частью машины. Но то, что Google и Apple делают лучше софт, чем производители машин, также не вызывает сомнений. Например, мне нужна навигация от Google, также я использую голосовой набор, ответы и тому подобное. Тот же CarPlay на BMW выглядит как нечто инородное, монитор значительно больше, чем пространство, которое занимает интерфейс от Apple. Невозможно выбрать телефон с клавиш на руле, можно использовать Siri либо навигационную шайбу, также можно нажимать на сам сенсорный экран. Внешне CarPlay сильно проигрывает родному интерфейсу. И главное, в проекции на стекло нет CarPlay, вам все время придется смотреть на экран управления. Впечатления у меня, скажу честно, отрывочные, но ощущения, что за это нужно платить, нет совсем.
Продолжительный жизненный цикл означает сокращение продаж для производителей, им некуда будет расти. Но стоимость разработок не просто не падает, она ежегодно растет. И производителям придется искать где-то эти деньги, обновление софта на старых моделях как вариант такой денежной подпитки выглядит вполне здраво. Поэтому в течение нескольких лет мы можем увидеть применение такой логики на практике.
Умный дом в России, официальный приход Aqara
В ближайшие несколько лет нас ждет взлет темы умного дома. Игроков в этой области много, каждый пытается изобрести свой велосипед и доказать, что именно у него он работает наилучшим образом. Для обычных людей такие вещи остаются диковинкой, так как построить полноценный умный дом до недавнего времени было невозможно, а отдельные датчики решали только часть задач. В Китае эта тема очень популярна, но и там наблюдается фрагментация, нет единого, цельного решения, которое закрыло бы все задачи пользователя, а главное, было бы простым и понятным. Но есть подозрение, что все будет очень быстро и динамично меняться.
Ведь как у нас рассуждает большинство людей? Найдем в Китае что-то для умного дома, привезем в Россию и начнем продавать. А там уже разберемся с тем, чего хотят потребители, и, возможно, сделаем это. Сколько раз это случалось? Только на моей памяти это сотни историй.
В “СофтМастер” подошли к вопросу со своей меркой, это сервисные договора по всей стране для обслуживания устройств. Локализация софта, перевод на русский язык, адаптация каждого датчика плюс добавление навыков Алисы от «Яндекса», чтобы умный дом мог управляться голосом. Взяв за основу тот продукт, что существовал, его довели до кондиции и подготовили к российскому рынку. При этом, сравнивая цены в Китае и в России на аналогичные датчики, могу сказать, что отличие минимально. При этом надо помнить, что покупая из Китая такие датчики, вы не получите никакой гарантии.
Процитирую пресс-релиз с перечислением того, какие датчики от Aqara доступны.
“Теперь Aqara Hub с евровилкой доступен и в России вместе с основными устройствами умного дома Aqara. В продажу поступят:
беспроводные выключатели в форме куба (990 ₽)”
Выключатели возвратные, что при их стоимости выглядит очень неплохо. А вы можете управлять ими как со смартфона, так и просто физически нажимая на них. Для желающих подробностей добавлю, что нулевая линия для работы выключателя не требуется. Прелесть также в том, что такие выключатели могут работать по расписанию.
Также можно установить беспроводные “кнопки”, которые можно запрограммировать на различные действия. Все датчики работают на протоколе ZigBee.
В этом приходе Aqara с “СофтМастер” мне нравится несколько моментов, это не просто локализация коробки, это придумывание сценариев и максимальная доводка продукта для рынка. Понятно, что в теории можно сделать многое, например, датчики можно выпускать в разных цветах, поменять коробку выключателей на российскую, но это вопрос затрат времени и объема бизнеса. С чего-то нужно начинать, и на старте Aqara выглядит очень неплохо, это сбалансированное решение с хорошим соотношением цена/качество, плюс которого в том, что оно увязано в один хаб, а также работает как с Алисой, так и с HomeKit, выбирайте на свой вкус. И главное, что есть поддержка внутри страны, есть гарантия. Загорелся идеей поменять кое-где выключатели, посмотреть, что получится из этого и как будет работать.
Думаю, что те, кто задумывается об умном доме либо уже попробовал те или иные его элементы, будут готовы поругать или похвалить Aqara, их продукты известны. Расскажите в комментариях, что хорошо, что не нравится или, наоборот, привлекает.
Маруся от mail.ru, или еще одна голосовая колонка, а также Сбербанк
Несомненная заслуга «Яндекса» в России заключается в том, что компания развивает голосового помощника и другие игроки на рынке пытаются создать нечто подобное. В Google не рассматривают российский рынок как приоритетный, не торопятся выводить на рынок Google Home (но в будущем году могут появиться сторонние колонки с их ассистентом, все будет локализовано). В mail.ru о том, что разрабатывают голосового помощника Марусю, говорили еще весной, когда показывали колонку премьер-министру России. Разработка началась еще в конце 2018 года, это был этакий симметричный ответ «Яндексу».
Обычно, когда продукты продаются хорошо, то производитель имеет возможность понижать стоимость, растет объем закупок компонентов, стоимость R&D успевают отбить на первых партиях. Увы, «Яндекс.Станция» провалилась.
Посмотрите на колонку от «Мейл.ру». Она полностью наследует все, что умеет Алиса, но реализованы сервисы на базе аналогичных услуг от mail.ru. Даже цена, которую выставляют в 7 000 рублей, это выпад в сторону большой колонки. Я не верю, что в России есть множество тех, кто верит, что mail.ru обладает сколь-нибудь законченной экосистемой, это утопия, и в это можно уверовать, только работая в mail.ru. Отсюда можно сделать вывод, что эта колонка будет продаваться еще хуже, чем продукт от «Яндекса». И привлечь сторонних разработчиков будет сложнее, для mail.ru это направление не является стратегическим.
Конкуренция голосовых ассистентов в России пока напоминает соревнование инвалидов. Любой, кто пользовался в Америке колонкой от Google или Amazon, понимает, какая пропасть лежит между Алисой (а это лучшее решение) и тем, что можно делать в Штатах с помощью колонки. Проблема нашего рынка только в том, что «Яндекс» скопировал подход Google, а нужно было придумать нечто другое. А все остальные копируют «Яндекс» и множат эту боль и бессмысленность. В долгосрочной перспективе такой подход ведет к проигрышу.
На мой взгляд, одним из возможных путей развития было бы создание простых голосовых интерфейсов для разных устройств. Для этого нужно создать набор разработчика, в который входили бы SDK и возможность конфигурации простых команд. Отдельно нужно создать DSP для движка ассистента, очень простой и понятный, вплоть до того, что это может быть 5-6 команд от силы. Например, при управлении светом мне нужно дешевое решение, встроенное в выключатель, и очень ограниченное число команд:
В Samsung верно оценили, что спрос смещается из бюджетного в средний сегмент, и дали рынку отличную А-серию, она стала основой для успеха компании в 2019 году. Но спустя полгода на рынке стали появляться модели с приставкой S, что должно было означать улучшенную версию той или иной модели. Но эти модели не вызвали ажиотажа, так как возникало ощущение, что в Samsung посчитали, что дали потребителю слишком многое. Поэтому последовательный выход S-ок с ухудшенными параметрами вызвал рост продаж их предшественников, а сами S-ки превратились в альтернативные, нишевые решения.
Можно посмотреть на рынок Индии, он является определяющим для продаж А-серии от Samsung. Так, в сентябре там появились A30s/A50s, последний у нас официально не продается, его решили не выводить на рынок, так как оригинальный А50 лучше. На A30s в Индии уже произошло снижение цены на 7%, а на A50s цену снижали дважды, общее снижение составило около 14%. Это показатель востребованности этих аппаратов на рынке, они получились хуже, чем оригинальные модели. С другой стороны, изначально их выводили не для замены оригинальных аппаратов, а чтобы создать промежуточные устройства перед появлением А-серии 2020 года. Есть основания считать, что А-серия будущего года станет крайне интересной, но появляться она будет поэтапно, ровно так же, как это было в этом году.