Аудио ресивер что это
Каждому своё: AV ресивер или стереоусилитель?
Сохранить и прочитать потом —
Планируя приобретение тех или иных компонентов домашней аудиосистемы, будущий пользователь сталкивается с большим количеством вопросов, в которых не всегда можно разобраться без специалиста. В результате может получиться набор компонентов, который, может быть и неплохо звучит, но удовольствия своему владельцу не доставляет. Почему так? Всё дело в нюансах, которые порой являются решающими. Например, выбор компонента, отвечающего за коммутацию и усиление звука.
Усилитель или ресивер? Этот вопрос задавал себе чуть ли не каждый, кто планировал покупку новой аудиотехники. Для кого-то это должно было стать новой покупкой, а кто-то апгрейдил уже имеющуюся систему, стараясь привнести в неё больше возможностей и улучшить звучание. И вот на этапе выбора очень многие шли в неверную сторону. Проблема заключается в непонимании принципиальной разницы между этими двумя устройствами. А она есть. Попробуем разобраться…
Итак, начнём с особенностей выбора техники в наши дни. Мы приучены рекламой выбирать то, что обладает максимально возможным набором функций. Естественно, в дальнейшем мы и половиной из этого пользоваться не будем, но на стадии выбора голосуем кошельком именно за обширные возможности. А значит, выбираем AV ресивер. Что такое, в сущности, этот самый ресивер? Если не влезать в технические дебри, то по сути это тоже усилитель, только не стереофонический, а многоканальный. Традиционно в нём не менее пяти каналов усиления. А вместе с ними в одном корпусе находятся система коммутации, декодирования, обработки. То есть, это по умолчанию более сложный по сравнению со стереоусилителем прибор. И, имея какую-то строго определённую сумму на покупку, среднестатистический покупатель выбирает то, в чём больше функций. При этом совершенно игнорируя свои истинные потребности. А выбор этот весьма прост. Если вы большую часть времени работы будущей системы планируете слушать музыку, то вам лучше обратить внимание на стереофонический усилитель. А если вы заядлый киноман, а музыка для вас либо как редкое времяпрепровождение либо как фон, то в этом случае вам нужен AV ресивер.
Почему так? Почему меломану не стоит покупать ресивер? Всё дело в особенностях его конструкции. Как мы уже уяснили выше, при одинаковой стоимости мы можем купить либо простой усилитель либо более сложный AV прибор. Однако, в ресивере у нас функций больше, а значит, где-то нас ждёт компромисс. И он есть. Это аудиотракт. Он более простой и менее требовательный. Во-первых, для стерео используются более качественные элементы. Снова вспомним, что мы располагаем фиксированной суммой на покупку. Отсюда можно сделать логический вывод, что мы купим либо два качественных стереоканала либо пять чуть менее хороших. Не забудем, что в эту стоимость у нас ещё входит процессор, набор декодеров и ещё масса коммутационной электроники. Во-вторых, аудиотракты для музыки и кино создаются по разным принципам. Для музыки важны тонкость, чувствительность к малейшим изменениям, «воздух». В то же время кинофонограмма полна мощными динамическими перепадами звуковых эффектов, яркими и чёткими тембрами, характеризующими ту или иную сцену. Если упростить описание, то музыкальная запись позволяет услышать и представить, тогда как саундртек в кино сопровождает картинку. Да, в обоих случаях звук создаёт определённое настроение, но они принципиально разные.
Против требовательного меломана выступают ещё и особенности схемотехники AV ресивера. Дело в том, что большая часть ресиверов из недорогого и среднебюджетного диапазонов не имеют возможности отключения блока обработки звука: эквалайзера, пространственного процессора, декодеров. И, даже если такой ресивер и оборудован схемой bypass с возможностью обхода процессорной части, то на аналоговый тракт всё равно влияют помехи от работающих микропроцессоров. Многие AV приборы позволяют «хитрость» – подключение стереосигнала непосредственно к многоканальному входу, если ресивер таковым оборудован. В этом случае музыка действительно звучит более естественно и объёмно. Однако, как мы уже говорили выше, конструкция усилителя ресивера такова, что определённая часть музыки так и не достигнет акустических систем, так как затеряется в шумах от наводки электронной части и навеки утихнет в самом аудиотракте. Вряд ли меломан-аудиофил будет рад такому результату.
Так что же делать? Думаем, это уже понято. Техникой необходимо пользоваться строго по её основному назначению. То есть, если вы любите кино, то выбирайте AV ресивер. Однако, если вы меломан, то забудьте о всех дополнительных функциях и многоканальном звуке. Всё равно вы ими не будете регулярно пользоваться. Лучше заплатите эти деньги за более высокое качество звука.
AV-ресивер в вопросах и ответах
Выбираем осмысленно
AV-ресивер в вопросах и ответах
Выбираем осмысленно
Термин AV-ресивер постоянно на слуху. Общеизвестно, что это центральное звено системы домашнего кинотеатра – краеугольный камень, который берет на себя координацию работы остальных компонентов комплекса. Какие задачи он выполняет, как устроен и почему его не способен заменить ни саундбар, ни пара колоночек к телевизору? Попробуем разобраться в этой статье.
Основной задачей многоканального AV-ресивера является декодирование цифровой звуковой дорожки, сопровождающей фильм или программу, поканальное преобразование цифрового потока в аналоговый вид и усиление каждого канала. Но, конечно, решением основной задачи функционал современного AV-ресивера не ограничивается. Прежде всего, такой аппарат обрабатывает не только аудио, но и видеосигналы. Как минимум он берет на себя коммутацию источников и вывод видео на один или два устройства отображения. Кроме того, AV-ресивер используется не только для просмотра фильмов и различных видеопрограмм, но и для прослушивания музыки – как в многоканальном варианте, так и в классическом стерео. При этом, в ресивер зачастую встроен и источник аудио – как минимум, аналоговый и цифровой тюнеры, а в последнее время все чаще встречаются модели, способные стримить музыку из сети.
Наличие в составе AV-ресивера серьезной по мощности вычислительной платформы позволяет не просто декодировать саундтреки, но и производить различную по характеру предварительную обработку материала. Наиболее распространенным в последнее время стала реализация различных систем автоматической калибровки звучания под акустические особенности кинозала. В работе с видеосигналами кроме коммутации в AV-ресивере зачастую реализуют скалирование (повышение разрешения), а также перевод аналоговых видеосигналов в цифровую форму для последующей обработки и вывода через порт HDMI.
– AV-ресивер или AV-процессор с усилителями мощности?
Разделение тракта по функциональному признаку на отдельные компоненты – вполне логичное решение на пути совершенствования вашей AV-системы. Впрочем, это относится не только к оборудованию домашнего кинотеатра, но и к стереофоническим системам. Если рассмотреть крайний случай подобного разделения, когда используются отдельные моноблоки для усиления каждого канала, то преимущества такого решения очевидны – усилитель каждого канала многоканальной системы в этом случае обслуживается отдельным блоком питания, а значит в любой ситуации, на самом сложном материале, усилители не будут испытывать дефицита подводимой мощности, что самым благотворным образом отразится на динамических характеристиках. Кроме того, выделение процессорной части в отдельный корпус серьезно улучшает ситуацию с взаимными наводками и помехами, а также облегчает организацию качественного питания цифровых схем. Но вернемся к AV-ресиверу, объединяющему под одной крышей все перечисленные узлы. У такого решения лишь одно преимущество, но очень серьезное – компактность, простора установки и сравнительная доступность. Именно поэтому AV-ресиверы не только захватили бюджетный сегмент техники, но и занимают сильные позиции в топовых инсталляциях – далеко не все готовы мириться с пачкой железных ящиков, опутанных проводами.
AV-ресивер Yamaha AVENTAGE RX-A3070
Тип – AV-ресивер | Название – Yamaha RX-A3070 | Выходная мощность, Вт – 9 х 150 (на 8 Ом, 20 Гц – 20 кГц, при загрузке двух каналов, КНИ 0,06%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да | Система автокалибровки – да, YPAO-R.S.C. | Коммутация HDMI v.2.1 с поддержкой 4K 60p (4:4:4), HDCP v.2.2, HDR, BT.2020, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер – до Ultra HD | Дополнительно – 3D, CINEMA DSP HD3, USB, Wi-Fi, Bluetooth, Ethernet RJ45, MusicCast, Airplay, Wireless Direct | Энергопотребление (max), Вт – 1210 | Габариты, см – 43,5 x 19,2 x 47,4 | Масса, кг – 19,6
– Какие бывают форматы окружающего звучания?
Основными грандами в области стандартизации многоканальных саундтреков к фильмам стали Dolby Laboratories и Digital Theater System (DTS). Самыми распространенными форматами звуковых дорожек являются соответственно Dolby Digital и DTS, позволяющие кодировать до восьми каналов. При этом, сжатие материала в этих стандартах производится с потерями, аналогично формату MP3. Позже появились форматы, предусматривающие сжатие аудиоматериала без потерь, как это происходит в стандарте FLAC. Они получили названия Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Следующий прорыв в окружающем звучании домашнего кинотеатра был связан с появлением новых форматов саундтреков для больших коммерческих кинозалов – Dolby Atmos и DTS:X, дополняющих систему окружающего звучания так называемыми «верхними» каналами, монтируемыми на потолке. Но это лишь внешнее отличие новых стандартов. Главной же их особенностью стал объектно-ориентированный подход при кодировке саундтрека, когда описывается поведение виртуальных источников звука, а раскладывание этой информации по каналам происходит автоматически при декодировании. «Бытовые» варианты Dolby Atmos и DTS:X на «транспортном» уровне используют форматы Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно. В качестве «потолочных» работают два, четыре или шесть каналов. Таким образом, типичные конфигурации систем окружающего звучания для новых форматов варьируются от 5.1.2 до 7.2.6, где последняя цифра – количество верхних каналов.
AV-ресивер Pioneer VSX-LX303
Тип – AV-ресивер | Название – Pioneer VSX-LX303 | Выходная мощность, Вт – 9 х 170 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке одного канала, КНИ 1%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.1.2 или до 5.1.4) | Система автокалибровки – да, MCACC | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 7 / 2 | Видеоскалер 4K – да (для сигнала 1080) | Дополнительно – порт USB (2), Bluetooth A2DP/AVRCP 1.3, Wi-Fi 2.4 / 5 ГГц, Ethernet 10/100 Мбит | Энергопотребление (макс), Вт – 760 | Габариты, см – 43,5 × 17,3 × 37 | Масса, кг – 10,8
– Для форматов Dolby Atmos и DTS:X придется монтировать колонки на потолке? Это ведь очень трудоемко и не всегда в принципе осуществимо. Нет ли других вариантов?
Если по каким-либо причинам вы не можете разместить акустические системы на потолке кинозала, то можно воспользоваться решением, предлагаемым многими производителями. Верхние каналы в этом случае обслуживаются специальными АС, устанавливаемыми поверх фронтальной или тыловой пары, направленными под углом вверх и работающими на отражение от потолка. Если материал потолка хорошо отражает звуковые волны, то «верхние» эффекты не потеряют в выразительности по сравнению с использованием реальной потолочной акустики. Единственный важный момент – ваш AV-ресивер должен поддерживать такую конфигурацию, обрабатывая специальным образом информацию для «верхних» каналов.
AV-ресивер Denon AVR-X8500H
Тип – AV-ресивер | Название – Denon AVR-X8500H | Выходная мощность, Вт – 13 х 190 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке двух каналов, КНИ 0,7%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.2.6) | Система автокалибровки – да, Audyssey MultEQ XT32 | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, Dolby Vision, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 8 / 3 | Видеоскалер 4K – да | Дополнительно – порт USB (2), Bluetooth A2DP/AVRCP 1.3, Wi-Fi 2.4 / 5 ГГц, Ethernet 10/100 Мбит, AirPlay 2 | Энергопотребление (макс), Вт – 900 | Габариты, см – 43,4 × 19,5 × 48,2 | Масса, кг – 23,3
– В характеристиках AV-ресивера часто указывают чипы ЦАП. Какую функцию они выполняют в ресивере?
Микросхемы ЦАП в AV-ресивере выполняют ровно ту же самую функцию, что и в компонентах стереосистемы – внешнем блоке ЦАП, сетевом плеере или проигрывателе CD. То есть, они занимаются переводом цифрового потока в формате PCM или DSD, получаемого от DSP после декодирования многоканальной дорожки, в аналоговый вид для последующего усиления. Такое преобразование осуществляется отдельно для каждого из каналов системы, для чего используются либо отдельные чипы ЦАП, либо многоканальные модели микросхем. Критерий оценки и выбора здесь тоже не отличается от стерео – модели, популярные в компонентах для воспроизведения музыки, хорошо покажут себя и при сопровождении фильмов.
AV-ресивер Onkyo TX-RZ3100
Тип – AV-ресивер | Название – Onkyo TX-RZ3100 | Выходная мощность, Вт – 11 х 200 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке одного канала, КНИ 1%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.2.4) | Система автокалибровки – да, AccuEQ | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер 4K – да | Дополнительно – THX® Select2™ Plus, порт USB, Bluetooth, Wi-Fi, Ethernet 10/100 Мбит, AirPlay | Энергопотребление (макс), Вт – 340 | Габариты, см – 43,5 × 20,2 × 45,3 | Масса, кг – 22,5
– Зачем AV-ресивер подключают к компьютерной сети и оснащают портами USB?
В наше время все большую популярность приобретает стриминг музыки – либо с домашнего сервера с личной фонотекой, либо со специальных сервисов во всемирной паутине. Сетевой проигрыватель стал составной частью и любого современного AV-ресивера. Именно для его работы ресивер оснащается портами Ethernet и USB, а также адаптерами Wi-Fi. Не очень понятно, почему до сих пор производители не оснащают AV-ресиверы проигрывателями для воспроизведения видео, что было бы логично, учитывая интеграцию этого компонента в компьютерную сеть с одной стороны, и его подключение к устройству отображения AV-системы. Надеюсь, что в скором времени мы увидим и такие модели. Кроме стриминга аудио подключение к компьютерной сети используется для обновления системного программного обеспечения ресивера.
AV-процессор/усилитель NAD T777 V3
Тип – AV-ресивер | Название – NAD T777 V3 | Выходная мощность, Вт – 7 х 140 (на 8 Ом) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 5.2.2, либо 7.2.4 с внешним усилением) | Система автокалибровки – да, Dirac Live Lite | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 6 / 2 | Видеоскалер 4K – нет | Дополнительно – модульная концепция, MQA, BluOS, порт USB, Bluetooth, Ethernet 10/100 Мбит | Энергопотребление (макс), Вт – нет данных | Габариты, см – 43,5 × 17,2 × 42,5 | Масса, кг – 20,5
– Какие усилители лучше выбирать в составе AV-ресивера? Какой класс усиления выходных каскадов ресивера предпочтительнее?
Учитывая значимость для многоканального AV-ресивера проблемы энергоснабжения, наилучшим выбором здесь будут усилительные каскады, работающие в классе D, которые обладают высоким КПД и не требуют в связи с этим серьезных мер для охлаждения. Особенно это стало актуальным после того, как подобные усилители оставили в прошлом свои детские болячки, негативно влияющие на качество звучания. Современный усилитель, работающий в классе D, не уступает по основным параметрам классическому усилению, сохраняя все свои преимущества.
AV-ресивер Marantz SR-7013
Тип – AV-ресивер | Название – Marantz SR-7013 | Выходная мощность, Вт – 9 х 165 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке одного канала, КНИ 1%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.2.2) | Система автокалибровки – да, Audyssey MultEQ XT32 | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 8 / 3 | Видеоскалер 4K – да | Дополнительно – усилительные модули HDAM, порт USB, Bluetooth, Wi-Fi, Ethernet 10/100 Мбит | Энергопотребление (макс), Вт – 710 | Габариты, см – 44,0 × 18,5 × 41,1 | Масса, кг – 14,2
– Почему в отчетах о тестировании AV-ресиверов столько внимания уделяется энергопотреблению?
Мощность блока питания – одна из важнейших характеристик AV-ресивера. Дело в том, что на блок питания в ресивере ложится одна из сложнейших задач – обеспечить энергией все усилители компонента, которых в современных моделях может насчитываться более десятка. Представьте, к примеру, что в технических характеристиках аппарата значится, что мощность каждого канала составляет 100 Ватт. Каналов у ресивера, к примеру, девять. А максимальная потребляемая мощность указана 600 Ватт. Даже если в ресивере работают волшебные усилители с КПД 100%, чего в реальной жизни не встречается, мощности блока питания не хватит для того, чтобы все десять каналов отдали в нагрузку 100 Ватт. Но и в характеристиках никакого обмана нет – просто измерения мощности усилителей производитель проводит отдельно для одного (реже – для двух) одновременно работающих каналов. Некоторым оправданием производителя может считаться тот факт, что в реальных звуковых дорожках фильмов редко встречаются моменты равномерной полной загрузки всех каналов. Но это не снимает проблему энергоснабжения в многоканальных AV-ресиверах полностью. В этом ключе, кстати, проблему облегчает использование энергоэффективных каскадов усиления, работающих в классе D, а в кинотеатральных системах с раздельными компонентами и моноблочным усилением эта проблема решена полностью.
AV-процессор/усилитель Rotel RAP-1580
Тип – AV-процессор/усилитель | Название – Rotel RAP-1580 | Выходная мощность, Вт – 7 х 150 (на 8 Ом, 1 кГц, при загрузке двух каналов, КНИ
– Какие особенности нужно учитывать при установке AV-ресивера?
Современный AV-ресивер, даже оснащенный выходными каскадами с высоким КПД, требует эффективного охлаждения. Если у вас в домашнем кинотеатре нет отдельной аппаратной комнаты с 19-дюймовой стойкой и профессиональными усилителями, а вся электроника размещается непосредственно в кинозале, то вопрос шума системы охлаждения выходных каскадов будет актуальным. Именно поэтому в современных AV-ресиверах крайне редко можно встретить активные системы охлаждения с вентиляторами. Поэтому при определении места установки ресивера нужно предусмотреть достаточные зазоры от вентиляционных решеток на стенках корпуса ресивера до мебельных панелей и стен, а также избегать установки других компонентов непосредственно на ресивер. Перегрев – худшее, что может произойти с вашим AV-ресивером. Кроме того, при расположении ресивера следует учитывать размещение остальных элементов системы домашнего кинотеатра. Особенно это актуально для кинозалов с проектором, где компоненты AV-системы распределены по всему помещению. Дело в том, что длина кабеля HDMI может оказаться критичной, особенно при трансляции видео в современных стандартах 4K/60 Гц, HDR, 4:4:4. И в этом случае, чтобы избежать потенциальных проблем и мучительных экспериментов по подбору нормально работающего кабеля HDMI большой длины, нужно по возможности минимизировать его длину между AV-ресивером и устройством отображения. В случае использования проектора можно рассмотреть возможность установки стойки с аппаратурой у задней стены кинозала – пусть лучше будут длинными акустические провода к фронтальной паре АС и колонке центрального канала.
AV-ресивер Anthem MRX 1120
Тип – AV-ресивер | Название – Anthem MRX 1120 | Выходная мощность, Вт – 11 х 170 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке двух каналов, КНИ 1%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.2.4) | Система автокалибровки – да, ARC® Anthem Room Correction | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, Dolby Vision, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер 4K – нет | Дополнительно – DTS Play-Fi, порт USB, Ethernet 10/100 Мбит | Энергопотребление (макс), Вт – 570 | Габариты, см – 43,9 × 16,5 × 37,5 | Масса, кг – 14,5
Как выбрать AV-ресивер (2019)
DVD и Blu-ray плееры в качестве основы домашних кинотеатров потихоньку уходят в прошлое: стремительное развитие технологий привело к тому, что ориентироваться на какой-то конкретный носитель и тип данных попросту бессмысленно. Поэтому современные головные устройства домашних кинотеатров – AV-ресиверы – ориентированы в первую очередь на коммутацию аудиосистемы с самыми различными источниками: телевизорами, медиаплеерами, DVD-проигрывателями, смартфонами, сетевыми источниками медиа и т.д. Также AV-ресиверы декодируют цифровой сигнал, преобразуют в аналоговый и усиливают его. А наличие FM-тюнера на практически каждой модели – скорее дань традиции, чем реальная необходимость. И основное внимание при выборе AV-ресивера следует уделять именно коммутационным параметрам, аудиохарактеристикам и поддерживаемым опциям.
Подключение к аудиосистеме
Формат акустической системы. Поскольку AV-ресиверы предназначены для использования в составе домашних кинотеатров, поддержка объемного звука для них является обязательным требованием. Однако технологии объемного звука также не стоят на месте – кроме уже привычного формата 5.1, на рынке появляется все больше новых – 5.2, 7.1, 9.1, 10.2, 11.1 и т.д.
Общеизвестно, что человек плохо определяет направление на источник низкочастотного звука, именно поэтому сабвуфер в аудиосистемах обычно один. Зачем же появляются форматы 5.2, 10.2 и т.п. со вторым низкочастотным каналом?
Во-вторых, установка дополнительного сабвуфера вдобавок к имеющемуся позволяет вдвое увеличить его мощность по минимальной цене.
Однако в небольших комнатах от установки второго сабвуфера лучше воздержаться – звук низкой частоты распространяется всенаправленно, и, если его источников будет несколько, то с учетом отражений звука от стен, пола и потолка, звуковая картина в помещении может превратиться в невнятную гудящую кашу.
Увеличение количества каналов с 5 до 7, 9 или 11 – в зависимости от конфигурации системы – позволяет добавлять новые объемные эффекты, разделять звуки нижней/верхней полусферы, создавать виртуальные источники звука перед слушателем и за слушателем.
В стандартной конфигурации формат 7.1 отличается добавлением двух боковых каналов, 9.1 – добавлением верхних фронтальных, 11.1 – добавлением верхних тыловых. Существуют и нестандартные конфигурации, например, формат 7.1, отличающийся добавлением верхних тыловых каналов.
Разумеется, чтобы добиться требуемого эффекта, расположение колонок должно соответствовать выбранной (и установленной в AV-ресивере) конфигурации. Кроме того, источник звука также должен быть многоканальным – только многоканальная запись обеспечит реальный объемный эффект. Хотя производители используют различные технологии, добавляющие объем в обычный стереозвук, ждать от таких функций многого не стоит. И если звуковая дорожка для формата 5.1 – обычное дело, то найти любимый фильм с дорожкой 7.1 намного тяжелее. Не говоря уже о форматах 9.1 и выше – таких записей пока вообще немного.
И, разумеется, AV-ресивер должен «понимать» форматы записи многоканального звука, иначе количество каналов и сателлитов системы не будет иметь никакого значения. За это «понимание» отвечают декодеры – алгоритмы и правила, распределяющие поток цифровых данных записи по отдельным каналам:
Еще один нюанс, касающийся объемного звучания – объемные эффекты сильно зависят от правильного расположения динамиков относительно слушателя, от формы комнаты и от её размеров. Подстройка каналов в зависимости от этих параметров – непростая задача, и для её решения некоторые AV-ресиверы снабжаются функцией автоматической калибровки объемного звука или функцией Audyssey. Такие модели могут самостоятельно настроить каждый канал для достижения оптимального эффекта, анализируя сигнал от выносного микрофона.
Выбрав формат аудиосистемы, обратите внимание на количество каналов усилителя – очень часто в AV-ресиверах отсутствует усилитель для сабвуфера, т.е., у системы 7.2 только 7 усиленных выходов на динамики (7 пар клемм для подключения акустики), а выходы на сабвуфер помечены надписью («PREAMP» – «Предусилитель», или, проще говоря, линейный выход). Это значит, что сабвуфер к такому AV-ресиверу следует подключать через отдельный усилитель или же он (сабвуфер) должен быть активным.
У аудиосистемы по схеме Bi-Amping каждая полоса подключается отдельно – разумеется, если такая схема поддерживается как усилителем (AV-ресивером), так и акустикой. Tri-Amping – все то же самое, но уже для трехполосной акустики. Использование этих схем позволяет улучшить звучание колонок, но не забудьте при таком подключении снять перемычки с клемм аудиосистемы, иначе усилитель AV-ресивера может выйти из строя.
К сожалению, для удешевления схемы многие производители упрощают её, убирая предусилитель и активный кроссовер. В результате схема принимает такой вид:
При подключении АС следует также обратить внимание на мощность каждого канала AV-ресивера и на минимальное сопротивление нагрузки. Мощность каждого канала AV-ресивера – это максимальная мощность отдельного канала, выдать такую мощность по всем каналам одновременно AV-ресивер не сможет.
Нежелательно, чтобы мощность отдельного канала немного превышала максимальную мощность колонки, но не смертельно: просто не надо подавать на неё максимальную громкость. А вот минимального сопротивления нагрузки следует придерживаться. Если подключить динамик с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить нагрузку на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.
Аудиохарактеристики
Качество звука зависит не только от количества каналов AV-ресивера и его возможностей по воспроизведению объемного звука. Следует обратить внимание на все аудио параметры, чтобы убедиться, что звук будет не только объемным, но и качественным.
Частота дискретизации аудио ЦАП – это частота, с которой электроника AV-ресивера преобразовывает записанный цифровой сигнал в аналоговый для динамиков. Чем выше частота, тем с большей точностью будет воспроизведен оцифрованный звук. Но следует помнить, что аудиозапись имеет свою частоту дискретизации и частота ЦАП, превышающая частоту дискретизации аудиозаписи, ничуть не улучшит её звучания. Минимальной для современных AV-ресиверов частоты ЦАП в 96 кГц более чем достаточно для абсолютного большинства доступных аудиозаписей, включая DVD и Blu-ray lossless аудио.
Разрядность аудио ЦАП также должна соответствовать разрядности аудиозаписи. И если о разнице между записями с дискретизацией 96 кГц и 48 кГц можно спорить, то отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому разрядность ЦАП в 24 бита – минимум для AV-ресиверов.
Для ценителей качества большое значение имеют такие показатели, как коэффициент нелинейных искажений и соотношение сигнал-шум.
Нелинейное искажение – это привносимый гармонический шум, с частотой, отличающейся от частоты самого сигнала. Высокий уровень нелинейных искажений проявляется пропаданием чистоты звука, звук становится глухим, шипящим, что особенно хорошо заметно на высоких частотах. Коэффициент нелинейных искажений – это отношение амплитуды вносимых гармоник к амплитуде полезного сигнала. Для качественного звучания необходимо, чтобы он был не более 1% на всех частотах. Для Hi-Fi техники принято иметь коэффициент гармонических искажений в районе 0,5-0,7%, а топовые модели могут похвастаться показателем в сотые и тысячные доли процента, хотя большого смысла в этом нет: гармоники амплитудой менее 0,5% сигнала человеческих ухом неразличимы.
Кроме гармоничного шума, усилитель привносит в сигнал еще и шум случайный, источником которого служит множество факторов: тепловой шум, паразитные связи, самовозбуждение и т.д. Уровень такого шума, вносимого усилителем, характеризуется соотношением сигнал/шум. Чем больше это отношение, тем меньше шум влияет на характеристики системы. Для того, чтобы говорить о качестве музыки, нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 90 дБ. Топовые же модели способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110-120 дБ и выше.
Подключение аудио- и видео- техники
Цифровые и аналоговые входы нужны для подключения AV-ресивера к источнику аудио- и видеосигнала:
HDMI – используется для передачи цифрового видео- и аудиосигнала. Стандарт допускает передачу видео высокой четкости (Ultra HD) и многоканального звука. При наличии этого разъема на источнике, следует предпочесть соединение именно по HDMI. Исключение может быть только в том случае, если источник выполняет преобразование аналогового сигнала в цифровой (виниловый проигрыватель, микрофонный усилитель) и вы не уверены в качестве этого преобразования – тогда лучше завести в AV-ресивер аналоговый сигнал.
S/PDIF – цифровой формат передачи звука, по возможностям сравнимый с HDMI. Для многих источников заметной разницы между HDMI и S/PDIF не будет, но при прослушивании многоканального звука предпочтительнее HDMI. Битрейт S/PDIF ограничен 1,5 Мбит/с, а записи форматов DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и аналогичных могут иметь битрейт до 25 Мбит/с. S/PDIF может использовать коаксиальный кабель, подключаемый к разъему, внешне неотличимому от аналогового RCA и оптический кабель, подключаемый к разъему S/PDIF optical (Toslink). Второй вариант предпочтительнее, так как оптический кабель менее подвержен воздействию помех, чем коаксиальный.
Возможность подключения к локальной сети – немаловажная опция для современных AV-ресиверов. Все больше аудио- и видео- устройств способны отдавать сигнал по локальной сети – как непосредственно в виде файлов, так и с использованием DLNA. Поэтому подключение по Wi-Fi или порт RJ-45 (Ethernret) для подключения к локальной сети и поддержка DLNA позволят AV-ресиверу не отстать от жизни.
Компонентный вход YPbPr (RCA) предназначен для передачи аналогового видеосигнала, содержащего информацию о яркости, об уровнях синего и красного цветов. Из распространенных аналоговых стандартов YPbPr обеспечивает наилучшее качество. Для передачи такого сигнала используется три разъема RCA, обычно помеченных цветами и/или буквенной маркировкой – зеленого (Y), синего (Pb) и красного (Pr) цветов.
Композитный видеосигнал содержит всю видеоинформацию в одном канале, что плохо сказывается на качестве изображения: из всех стандартов передачи видеосигнала, композитный обеспечивает наихудшее качество. Для такого сигнала используется один разъем RCA желтого цвета с пометкой «video».
Линейные входы в виде разъемов jack или пар разъемов RCA на каждый канал используются для передачи аналогового звукового сигнала линейного уровня. К этим входам можно подключать самую различную аудиоаппаратуру, но использовать этот вариант подключения следует с осторожностью. Если подключаемое устройство воспроизводит звук с цифрового носителя, и вы не уверены в качестве его ЦАП, то лучше завести сигнал в цифровом виде и возложить преобразование на ЦАП AV-ресивера.
Цифровые и аналоговые выходы в первую очередь, предназначены для подключения к AV-ресиверу видеотехники: телевизора, проектора, монитора и т.п. Для этого предпочтительнее цифровое подключение по HDMI или S/PDIF. Подключать телевизор через AV-ресивер бывает весьма удобно при использовании нескольких источников видео, только при подключении телевизоров с высоким разрешением, убедитесь, что у AV-ресивера есть поддержка разрешения Ultra HD 4K. Также имейте в виду, что основная задача AV-ресивера – декодирование и коммутация сигналов, а не их усиление. Если вы гонитесь за высоким качеством звука, имеет смысл подключить аудиосистему через отдельный Hi-Fi усилитель.
Кроме того, у AV-ресиверов бывают и линейные аудиовыходы: они позволяют передавать аудиосигнал на усилитель или активную аудиосистему, если мощности AV-ресивера оказывается недостаточно. Выход на наушники с разъемом на передней панели может вам пригодиться, если вы захотите послушать музыку или посмотреть видео, не отвлекая окружающих. Также этот выход можно использовать для прослушивания записей с телефонов и музыкальных гаджетов – так звук будет лучше благодаря наличию в AV-ресиверах полноценного усилителя для наушников.
Варианты выбора AV-ресиверов
В качестве «мозга» домашнего кинотеатра с аудиосистемой 5.1 вам потребуется AV-ресивер с соответствующим форматом акустической системы.
Если 5.1 вам мало и вы хотите приобщиться к самым современным технологиям объемного звука, выбирайте среди моделей с форматом 7.1 и более.
Правильная расстановка и регулировка сателлитов – нетривиальная задача, от решения которой сильно зависит качество звука домашнего кинотеатра. Для упрощения этой задачи выбирайте среди моделей с автоматической калибровкой объемного звука.
Если вы стремитесь достичь самых высоких показателей чистоты звука, выбирайте среди моделей с максимальным соотношением сигнал/шум.
Многие AV-ресиверы имеют только линейный выход на сабвуфер. Чтобы подключить НЧ-динамик без дополнительного усилителя, выбирайте среди моделей с усилителем для сабвуфера.
Чтобы подключить к AV-ресиверу современный телевизор высокого разрешения, выбирайте среди моделей с соответствующей опцией.
Поддержка Wi-Fi на AV-ресивере обеспечит быструю и простую его интеграцию в домашнюю локальную сеть.