Аудио скрининг новорожденным что это такое

Диагностика слуха у детей

Аудио скрининг новорожденным что это такое. rannyaya diagnostika sluha metod registratsii otoakusticheskoy emissii oae 0. Аудио скрининг новорожденным что это такое фото. Аудио скрининг новорожденным что это такое-rannyaya diagnostika sluha metod registratsii otoakusticheskoy emissii oae 0. картинка Аудио скрининг новорожденным что это такое. картинка rannyaya diagnostika sluha metod registratsii otoakusticheskoy emissii oae 0.

Существует ряд методик, с помощью которых можно выявить нарушения слуха у детей сразу после рождения. Такая диагностика используется в большинстве развитых стран. Обследование носит название «скрининг».

Ранняя диагностика нарушений слуха у детей выполняется по методу регистрации отоакустической эмиссии. Процедура безвредна и безболезненна, она занимает около 15 минут. В результате обследования выявляются нарушения слуха и, при необходимости, проводятся более детальные тестирования.

Особенности аудиоскрининга

По своей сути аудиоскрининг является процедурой, которая применяется в отношении детей от рождения и до 6 месяцев. Если выявлен ряд нарушений, ребенка направляют на дальнейшие обследования с целью определения степени поражения слуха.

На территории России массовый скрининг младенцев выполняется с 2008 года. Он проходит в два основных этапа:

Также в возрасте 1, 4 и 6 месяцев выполняется повторный аудиоскрининг. Если реакции на звуки у малыша отсутствуют, его направляют для дальнейшего исследования в центр сурдологии.

О пользе аудиоскрининга

Аудио скрининг новорожденным что это такое. kogda provoditsya sluhoprotezirovanie. Аудио скрининг новорожденным что это такое фото. Аудио скрининг новорожденным что это такое-kogda provoditsya sluhoprotezirovanie. картинка Аудио скрининг новорожденным что это такое. картинка kogda provoditsya sluhoprotezirovanie.Диагностика тугоухости у детей в раннем возрасте является обязательным и полезным мероприятием. В первые годы жизни ребенок учится понимать речь, воспринимать разные звуки. Если у него будут проблемы со слухом, это негативно скажется на развитии интеллектуальных и речевых навыков.

Благодаря тому, что современная медицина получила возможность обнаруживать дефекты слуха на раннем сроке, сегодня малышам оказывается своевременная помощь. Уже доказано, что дети с 3-4 степенью тугоухости, прошедшие слухопротезирование в возрасте до полугода, активно развиваются и ничуть не отличаются от сверстников без потери слуха.

Диагностика нарушения слуха и своевременное слухопротезирование позволяют ребенку:

Если коррекция слуха была выполнена позже 6 месяцев, ребенок может отставать в речевом развитии. Поэтому проведение аудиоскрининга должно выполняться своевременно для коррекции тугоухости у детей.

Где провести аудиоскрининг

Диагностика тугоухости у новорожденных проводится далеко не во всех роддомах и детских поликлиниках. Специалисты в области сурдологии рекомендуют родителям озаботиться данным вопросом самостоятельно и организовать раннюю диагностику слуха у детей у сторонних специалистов. Особенно это важно в нескольких случаях. В частности, если:

Своевременное обследование поможет избежать различных проблем, которые могут возникнуть у ребенка по мере взросления. Обращайтесь в центр «Мелфон», и наши специалисты проведут аудиоскрининг с использованием самых современных методик. Также, в случае выявления проблем со слухом у малыша, они подберут оптимальные методы его коррекции.

Записаться можно по телефону: +7 (495) 150-63-00

О диагностике слуха маленьких детей, в том числе новорождённых, рассказывает врач-сурдолог Мелфона, кандидат медицинских наук Елена Ивановна Шиманская. Смотрите наш фильм «Обследование слуха у детей раннего возраста» на YouTube: http://youtu.be/k5rcZ1HxRuI
или с нашего сайта.

Выбрать батарейки для слухового аппарата у нас на сайте.

Если вы хотите подобрать слуховой аппарат – перейдите в каталог

Источник

Аудиологический скрининг новорожденных

Обследованию подлежат абсолютно все новорожденные в родильных домах на 3-4 день после рождения или непосредственно перед выпиской. Противопоказаний к применению данного скрининга нет.

Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей 1-го года жизни проводится в два этапа.

Если по каким-то причинам аудиологический скрининг в роддоме не проводился или отсутствует в документации новорожденного (в истории развития ребенка) информация о проведении аудиологического скрининга, то при его поступлении под наблюдение в детскую поликлинику по месту жительства аудиологический скрининг проводится в детской поликлинике.

Для чего делают аудиологический скрининг новорожденных

Целью аудиологического скрининга является своевременное выявление нарушений слуха и оказание необходимой медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у малыша может приводить к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Доказано, что при нарушениях слуха у детей наиболее эффективными являются программы помощи, начатые не позднее 6 месяцев жизни. Поэтому выявление и последующая диагностика нарушений слуховой функции у ребенка должны быть проведены в первые три месяца жизни и это возможно выявить только при проведении аудиологического скрининга у новорожденного.

Как проводят аудиологический скрининг

Каждому новорождённому на 3–4-ые сутки жизни врачом-неонатологом (при помощи прибора для скринингового исследования) проводится автоматическая регистрация ОАЭ. Электроакустический зонд с миниатюрным телефоном и высокочувствительным микрофоном (акустический зонд, на который надевается ушной вкладыш) герметически вводят в наружный слуховой проход ребенка, находящегося в спокойном состоянии, в период между кормлениями. Зонд подсоединён к прибору для регистрации ОАЭ. Новорожденный должен быть неподвижным и спокойным; желательно, чтобы он спал; для успокоения ребёнка может быть использована пустышка, однако в момент исследования необходимо вынуть пустышку изо рта ребёнка, поскольку сосание вносит дополнительный шум и снижает вероятность прохождения теста. Исследование проводится в тишине.

Результат аудиологического скрининга

В приборах для аудиологического скрининга автоматически при прохождении ребенком теста на экране высвечивается ответ, а именно, появляется слово «Pass» («прошел») ли «Reffer» («не прошел», сомнительный результат).

Если ребенок «Не прошел» скрининг в роддоме (положительный результат), то он направляется на повторное прохождение первого этапа в детской поликлинике. При повторных положительных результатах (непрохождении) скринингового тестирования по регистрации ОАЭ врач-педиатр направляет ребёнка в региональный центр реабилитации слуха (сурдологический кабинет) для проведения второго этапа аудиологического обследования, то есть углубленного диагностического обследования.

Детей из группы риска направляют на прохождение второго этапа скрининга в центр реабилитации слуха вне зависимости от результатов обследования. Исследование проводит врач сурдолог-оториноларинголог.

Факторы риска по тугоухости

Источник

Пресс-центр

Аудиологический скрининг новорожденных: суть процедуры и методика выполнения

Как проходит процедура проверки слуха?

Аудиологический скрининг новорожденных: суть процедуры и методика выполненияПри проведении скрининга используется оптимальный метод для выявления тугоухости у новорожденного — регистрация вызванной отоакустической эмиссии, или ВОАЭ. Ценность метода в том, что он выявляет даже незначительное снижение слуха и регистрирует почти все отклонения в развитии каждого отдела уха.

Диагностируется слух в каждом ухе младенца отдельно. Аудиологический скрининг выполняется в тишине — между кормлениями, когда малыш спит. Если ребенок бодрствует, то для успокоения ему можно давать пустышку. Тем не менее в момент скрининга ее придется вынуть изо рта младенца. Дело в том, что сосание мешает проведению теста — вносит дополнительный звук, как следствие, снижает вероятность правильного анализа.

Слух у младенца проверяется прибором для ВОАЭ. Сразу же надо сказать, что к проведению процедуры нет никаких противопоказаний. В ухо малыша вводится специальный вкладыш — обтуратор. Затем к нему приставляется прибор — он посылает в ухо новорожденного два звуковых импульса, которые имеют разные частоты и напоминают щелчки. Сам процесс и его результат можно отслеживать на мониторе.

Как исполняется аудиологический скрининг новорожденных?

Аудиологический скрининг новорожденных: суть процедуры и методика выполненияТестирование слуха состоит из двух этапов. Первый проводится в роддоме, рекомендуемое время для теста — 4-5-й день после рождения, поскольку раньше этого срока у некоторых детей тугоухость не регистрируется. Если ребеночек не прошел скрининг в родильном доме или он из группы риска, то его врачи обследуют в 4-6-недельном возрасте. Если итог тестирования отрицательный, то оно повторяется через месяц-полтора. В том случае, если и при этом тесте нарушения слуха подтвердились, то ребенка направляют в детский сурдологический центр для более глубокого диагностического обследования.

Второй этап скрининга проводится, когда ребенку исполняется год — в центре реабилитации слуха врачом сурдолог-оториноларингологом — вне зависимости от результатов первого теста. Повторное обследование жизненно необходимо для детей из группы риска! К нему привлекают и здоровых детей, поскольку тугоухость может развиваться медленно и показать себя лишь на втором этапе скрининга.

Источник

Аудиологический скрининг новорожденных: для чего он нужен?

Аудиоскрининг – процедура, направленная на обследование слуха у новорожденных и детей до 3 месяцев с целью выявления нарушений слуха, и направление таких детей на дальнейшее диагностическое обследование для определения степени тугоухости и уровня поражения слуха.

С 2008 года в перечень обязательных мероприятий в рамках скрининга новорожденного включается исследование слуха. Это связано с тем, что привычными способами выявить отклонения крайне сложно, а нарушения слуха врожденного характера существенно влияют на психоречевое развитие детей.

ЗАЧЕМ НУЖЕН АУДИОСКРИНИНГ? В первые три года жизни малыш учится воспринимать различные звуки, в том числе и речь. Если у него будут проблемы с восприятием звуков или ребенок будет плохо слышать, то у него возникнут проблемы с пониманием речи и с ее воспроизведением. По статистике лишь 0,1% новорожденных имеют глубокие потери слуха. Современная медицина имеет возможность выявлять таких детей на раннем сроке и оказывать им своевременную помощь. Ведь по проведенным исследованиям установлено, что младенцы с 3-4 степенью тугоухости, которые были протезированы слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев ничем не отличались по развитию от сверстников с нормальным слухом. Речевое, языковое развитие, пассивный и активный словарь, усвоение грамматической системы языка у них идет в нормальном темпе. Если же коррекция слуха была произведена после 6 месяцев, то такие дети будут иметь существенные отставания в развитие речи. Поэтому так важно, чтобы тест на слух у новорожденных был проведен вовремя.

КАК ПРОВЕРЯЮТ СЛУХ НОВОРОЖДЕННЫМ? для проверки слуха сегодня используется особый миниатюрный прибор, позволяющий безболезненно и быстро проверить — слышит ребенок или нет. Для проверки слуха у новорожденных применяют метод задержанной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Он представляет собой небольшой мобильный аппарат, снабженный гибким зондом. На конец трубки надевается специальный ушной вкладыш, который затем помещается в ухо ребенка. Процедура не приносит малышу дискомфорта, не вызывает боли. Во время обследования прибор создает тестовые звуковые импульсы, направляющиеся по зонду и попадающие в слуховой орган ребенка при помощи микрофона. Процедура длится до 1,5 минуты. Наличие ответной реакции и регистрация колебаний говорит о том, что слух ребенка в норме. Если аудиоскрининг проводится у новорожденного, то делается это на 3-4 день после родов. Существование такого правила связано с тем, что отоакустическая эмиссия фиксируется у детей со вторых суток жизни. интенсивностью 40 дБ. Перед проведением обследования желательно убедиться в том, что ребенок накормлен, пребывает в спокойном состоянии, неподвижен. Лучше всего проверять слух во время сна, при этом стараясь не нарушить спокойствие новорожденного. Получить результаты может помешать такой фактор как чрезмерная подвижность при проведении проверки слуха. Чтобы успокоить малыша, его прикладывают к груди матери, используют пустышку или бутылочку. Однако даже в этом случае, когда ребенок начинает активно сосать молоко, возникают помехи при обследовании. Также мешают аудиоскринингу наличие в наружном ухе жидкости –слизи, первородной смазки, серные массы. Все перечисленные факторы создают вероятность ложного отрицательного результата. После проверки слуха прибор отображает информацию о том, прошел или нет ребенок обследование.

КАК УЗНАТЬ ПРОЙДЕН У РЕБЕНКА АУДИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ИЛИ НЕТ? Когда мать с малышом покидает роддом, в обменной карте указываются результаты аудиоскрининга. Запись должна выглядеть следующим образом: Аудиоскрининг: D (+); S (+) или D=S (+). В этом сокращении буквой D обозначается правое ухо, а S – левое. Наличие знака «плюс» свидетельствует о положительном результате, то есть говорит о том, что слух у ребенка есть. Если напротив буквы указан знак «минус», то это значит, что аудиометр не обнаружил в ходе процедуры ответной реакции наружных волосковых клеток, то есть возможно у новорожденного имеются нарушения слуха. Не стоит расстраиваться раньше времени, часто бывает, что новорожденные дети не прошли аудиоскрининг в роддоме, а потом при повторном исследовании слух оказался в норме. Бывает и так, что требуются дополнительные исследования. Результаты аудиоскрининга у детей с нормальным и нарушенным слухом. Поэтому можно сделать вывод, что положительный аудиоскрининг, говорит о том, что у ребенка все в порядке со слухом на данном этапе развития, а отрицательный аудиоскрининг говорит лишь о том, что следует провести дополнительное обследование, на основании его нельзя поставить какой-либо диагноз.

ОСОБЕННОСТИ АУДИОСКРИНИНГА У НЕДОНОШЕННЫХ? отличие от доношенных детей, дети рожденные от преждевременных родов физиологически незрелые и сроки проведения аудиологического скрининга для них сдвигаются проводится в 4 и 6 месяцев.

ГРУППЫ РИСКА ПО СЛУХУ? При обследовании органов слуха у детей выделяют группы риска по тугоухости. Больше всего внимания требуют малыши родителей, у которых наблюдаются нарушения слуха, обычно в отношении таких детей применяется термин наследственной тугоухости. Недостаток часто передается от отца или матери. Такие дети в первые месяцы жизни находятся на постоянном контроле у сурдолога. Также в группу риска попадают малыши, мать которых во время беременности или при родах переболела инфекционными или вирусными заболеваниями, принимала медикаментозные препараты. Благодаря аудиоскринингу удается на первых этапах определить отклонения и приступить к их лечению уже в раннем возрасте, а также выявить группу пациентов, нуждающихся в наблюдении у сурдолога. Однако есть и такие формы тугоухости, которые с трудом поддаются диагностике при помощи отоакустической эмиссии. Их относят к редким и сложным. Обычно к ним причисляют тугоухость, вызванную повреждением или аномальным развитием слухового нерва и слухового центра головного мозга. Но вместе с тем стоит учитывать, что подобные случаи наблюдаются не часто, на их долю приходится 1% от числа всех зафиксированных диагнозов, связанных с сенсоневральной тугоухостью. Также аудиологическое обследование возможно провести в качестве дополнительной процедуры по желанию родителей, если у них есть сомнения в показаниях, полученных в ходе аудиоскрининга.

ЕСЛИ НОВОРОЖДЕННЫЙ НЕ ПРОШЕЛ ТЕСТ НА СЛУХ? Если при тестировании слуха получен отрицательный результат, то ребенок после осмотра отоларингологом должен быть направлен на диагностическое обследование слуха в детский республиканский сурдологический кабинет. Лучше это сделать до 3 месяцев жизни. Ребенку будет проведено расширенное аудиологическое обследование. На основе полного диагностического обследования ребенку ставится диагноз, определяется тип и степень нарушения слуха, строится аудиограмма для подбора и настройки слуховых аппаратов, оценивается возможность проведения кохлеарной имплантации, строится план коррекции слуха и речи со специалистами, оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

ГДЕ ПРОВОДИТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА? Дополнительное обследование на нарушение слуха ребенка можно пройти в Республиканском детском сурдологическом кабинете, который находится на базе Детской поликлиники №2 по адресу: г. Саранск, ул. Попова, д. 73, кабинет 1. Для бесплатного консультирования и обследования ребенка с собой необходимо иметь полис ОМС и амбулаторную карту.

Источник

Аудиологический скрининг новорожденных

В течение многих лет, занимаясь диагностикой нарушений слуха у детей раннего возраста, я нередко сталкивалась с ситуацией, когда диагноз тугоухость или глухота устанавливался ребенку в возрасте 2-3-х лет, хотя было очевидно, что нарушение слуха у ребенка было врожденным или возникло в первые месяцы жизни. При этом мама давно замечала, что ребенок не реагирует на имя, ее беспокоило, что ребенок не говорит. Мать обращалась к врачам. Однако врач-оториноларинголог, осмотрев у ребенка уши, успокаивал ее: «У ребенка все в порядке. Он просто невнимательный. Многие дети начинают говорить после 3-х лет. Подождите. Не беспокойтесь». Другой врач говорил: «Возможно, ваш ребенок плохо слышит, но мы можем это точно определить только в 3 года. Давайте подождем, понаблюдаем». Между тем, время проходило, ребенок так и не начинал говорить, и только в 2-3 года было проведено необходимое обследование, и был установлен диагноз, что ребенок глухой.

Такие ситуации в значительной степени были вызваны тем, что многим врачам были недоступны объективные методы оценки слуха. Но почему врач не рекомендовал родителям обследовать ребенка в специализированном центре, оснащенном современным оборудованием? Я не могла понять, каким образом, посмотрев в ухо ребенка, врач делал заключение, что у ребенка все в порядке? Через барабанную перепонку ни один, даже самый опытный и талантливый врач, не способен увидеть рецепторы слуха и, тем более, слуховой нерв и слуховые центры мозга! Возникал вопрос, как же он учил анатомию и физиологию в институте и ординатуре на ЛОР-кафедре, если слуховая система у него заканчивается барабанной перепонкой?

В настоящее время в области диагностики и реабилитации детей с нарушениями слуха произошли революционные изменения:

Благодаря этому дети даже с большими потерями слуха имеют шанс научиться слышать и говорить. Однако достижения науки и медицины окажутся эффективными, только если мы сможем выявить у ребенка нарушения слуха очень рано.

Внедрение в клиническую практику объективных методов, позволяющих выявлять снижение слуха и определять степень слуховых потерь у детей, начиная с первых дней жизни, требует изменения подхода к диагностике патологии слуха и реабилитации детей с такой патологией. Ранее, при наличии у ребенка нарушения слуховых реакций в возрасте до года или задержки развития речи, врачи часто занимали выжидательную позицию, откладывая направление на диагностическое обследование слуха до 1-3-х лет. Современный подход требует как можно раньше обследовать слух ребенка при выявлении у него любых нарушений реакции на звук.

Важно выявить даже небольшое снижение слуха, поскольку у маленьких детей оно приводит к задержке и нарушению речевого развития. Уже при потерях слуха 1 степени (20-40 дБ), при которой взрослый человек может не испытывать проблем восприятия речи, ребенок не слышит в обычной речи наиболее тихие ее компоненты – глухие, шипящие, свистящие согласные, окончания слов, предлоги, приставки. Это затрудняет овладение ребенком речи, нарушает восприятие и понимание речи в шумных условиях, и, как следствие, приводит к задержке общего психического развития ребенка, поскольку речь – это не только средство общения, но и средство познания мира.

Как свидетельствует мировой опыт, важнейшее значение в выявлении нарушений слуха у детей в раннем возрасте имеют массовые профилактические скрининговые обследования. Основной задачей скрининговых аудиологических обследований является выявление детей с подозрением на наличие нарушений слуха и направление их в сурдологические центры для диагностического обследования с целью определения степени слуховых потерь и уровня поражения.

Диагностическое обследование проводится для определения типа нарушения и степени снижения слуха, а также получения аудиограммы, использующейся при настройке слухового аппарата.

Методы скрининговых обследований должны удовлетворять нескольким критериям:

Сегодня доказана наибольшая эффективность объективных методов – регистрации ОАЭ и слуховых вызванных потенциалов мозга. Чувствительность и специфичность метода стволомозговых слуховых вызванных потенциалов составляет 98-99% и 95-96%, соответственно. Это означает, что он позволяет выявить 98-99% детей с нарушениями слуха среди всех обследованных, при этом ошибочно диагностирует нарушения слуха только 4-5% здоровых детей. Эти показатели при регистрации ОАЭ несколько ниже – чувствительность ОАЭ составляет более 90%, а специфичность 93-95%. Эти различия связаны с тем, что при использовании ОАЭ дети со слуховой нейропатией успешно проходят скрининг и диагностируются как здоровые. Слуховая нейропатия – это нарушение звуковосприятия, обусловленное поражением в локусе «внутренние волосковые клетки – синапс – слуховой нерв (десинхронизация возбуждения)» и характеризующееся сохранностью наружных волосковых клеток. При регистрации слуховых потенциалов мозга эта группа детей надежно выявляется.

Начиная с 90-х годов 20 века, в европейских странах и США стал вводиться аудиологический скрининг новорожденных детей. Это стимулировало создание простых в управлении моделей приборов для регистрации ОАЭ и слуховых потенциалов, предназначенных для скрининговых обследований. С каждым годом увеличивается число стран, в которых действуют национальные программы аудиологи-ческого скрининга новорожденных с помощью объективных методов.

В России благодаря деятельности Центра аудиологии и слухопротезирования в соответствии с Приказом №108 МЗ и Минпрома РФ «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни» уже с 1996 года проводится скрининг слуховых нарушений у детей. Он проводится в два этапа. На первом этапе в роддоме у новорожденного выявляются факторы риска по тугоухости и глухоте, и в выписной справке ребенка делается соответствующая отметка.

Второй этап скрининга, осуществляемый в детской поликлинике по месту жительства, включает анкетирование родителей и проверку поведенческих реакций ребенка на звуки в возрасте 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста. При отсутствии реакции ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для диагностического обследования.

Анализ результатов скрининга по Санкт-Петербургу показал, что введение программы аудиологического скрининга, безусловно, способствовало увеличению числа выявленных детей с нарушениями слуха в возрасте до года. В основном это были дети с большой потерей слуха, которые направлялись в диагностический центр в возрасте после 4-6-ти месяцев. Однако у значительной части детей нарушения слуха продолжали выявляться после года, что объяснялось определенными недостатками данной скрининговой процедуры. Регистрация поведенческих реакций ребенка на звуки является субъективным методом. Он обладает низкой чувствительностью при обследовании маленьких детей. Поэтому с его помощью плохо выявляются дети с небольшими и средними потерями слуха, дети с односторонней тугоухостью, резко нисходящей аудиограммой. Особую сложность представляют дети с тяжелой неврологической патологией. У них плохие поведенческие реакции на звуки часто рассматривают как следствие неврологических нарушений. Неисправность звукореактотеста в период прохождения скринингового обследования ребенком также нередко была причиной позднего выявления у него нарушения слуха – ребенок просто «выпадал» из скрининга.

Это позволило нам дать специалистам, занимающимся аудиологическим скринингом, следующие дополнительные рекомендации:

Особое внимание должно быть уделено детям с задержкой речевого развития, в том числе и более старшего возраста.

Очевидно и еще одно обстоятельство – скрининговые обследования слуха не должны ограничиваться детьми, имеющими факторы риска по тугоухости, поскольку уже установлено, что у 50% детей с нарушениями слуха в анамнезе отсутствуют факторы риска по тугоухости. А значит, аудиологический скрининг должен охватывать всех новорожденных.

Массовые обследования слуха необходимо также проводить в детских учреждениях для детей с расстройствами речи и задержкой психического развития, поскольку эти нарушения имеют общие факторы риска с нарушениями слуха. Как показали исследования, 28% детей логопедических детских садов (с диагнозами – общее недоразвитие речи, дизартрия) имеют слуховую дисфункцию. Снижение слуха 1-3 степени обнаруживается у 70% детей с болезнью Дауна и у 20% детей с аутизмом, патология слуха встречается у 80% детей с врожденными расщелинами неба.

Совместная работа сотрудников СП НИИ ЛОР, СПб городского детского сурдоцентра, Института раннего вмешательства в этих направлениях способствовала тому, что дети со средними потерями слуха и неврологическими нарушениями на диагностическое обследование стали направляться раньше. И, как следствие, у них раньше стали диагностироваться нарушения слуха.

Среди рекомендаций особое место занимал пункт о необходимости введения обследования слуха у детей с помощью объективных методов в больницах для новорожденных, поскольку у детей, нуждающихся в интенсивной терапии в первые дни и месяцы жизни, вероятность нарушения слуха в 10 раз выше. При этом наблюдается рост числа детей с врожденными нарушениями слуха вследствие увеличения патологии беременности и родов, а также в результате достижений современной медицины, обеспечивающих выживаемость глубоко недоношенных детей и детей с аномалиями развития.

В настоящее время аудиологический скрининг с помощью объективного метода – регистрации вызванной отоакустической эмиссии – вводится и в России. Согласно государственной программе, роддома оснащаются необходимым оборудованием, а специалисты трех ведущих центров – ФГУ Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, ФГУ Российский центр аудиологии и слухопротезирования и ФГУ НИИ оториноларингологии – обучают персонал роддомов проведению аудиологического скрининга детей с помощью этого оборудования.

Многолетние наблюдения у нас в стране и за рубежом свидетельствуют, что аудиологический скрининг необходимо проводить у новорожденных детей в роддомах. Причем оптимальным методом в этом случае является регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Этот метод позволяет выявить даже небольшое снижение слуха, причем независимо от того, является ли это кондуктивной или сенсоневральной тугоухостью. Аудиологическое тестирование новорожденных в родильных домах методом регистрации ОАЭ рекомендуется проводить не ранее 4 дня жизни, поскольку в более ранний период у части детей она не регистрируется.

Особую ситуацию представляет аудиологический скрининг в больницах для новорожденных, где длительное время находятся недоношенные дети и дети с различными соматическими заболеваниями. Здесь необходима также регистрация слуховых вызванных потенциалов. Дело в том, что у этих детей не только значительно выше встречаемость нарушений слуха, но также высока вероятность возникновения слуховой нейропатии. Если использовать только отоакустическую эмиссию, то такие дети ошибочно диагностируются как нормальнослышащие. В отделениях патологии новорожденных аудиологическое тестирование целесообразно проводить перед выпиской ребенка из стационара.

При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Отрицательным результатом первичного скрининга назы- вается отсутствие отоакус- тической эмиссии или отсутствие слуховых вызван- ных потенциалов на пороговый уровень стимулов (35-40 дБ для разных приборов) для одного или двух ушей.

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.

Повторное обследование слуха следует рекомендовать и новорожденным, успешно прошедшим скрининг в родильном доме, но затем госпитализированным в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией.

Внедрение аудиологического скрининга новорожденных в нашей стране должно позволить приблизиться к современным стандартам в области помощи детям с нарушениями слуха:

Исследования показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев, то их речевое и языковое развитие, в том числе накопление пассивного и активного словаря, овладение грамматической системой родного языка, будет такое же, как у нормальнослышащих детей. Если же детям надеть аппараты после 6-ти месяцев, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.

Но наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка! И мы сегодня владеем методами слухопроте-зирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.

Поэтому, на наш взгляд, программа аудиологического скрининга «заработает», если не только роддома будут оснащены современным качественным оборудованием, но и специалисты обновят свои представления и знания о возможностях ранней реабилитации.

От нас, специалистов, зависит, будет ли у глухого ребенка шанс научиться слышать и говорить, как нормальнослышащие дети.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *