Аудиогид что это такое и как им пользоваться
Радиогиды и аудиогиды: в чем разница
Аудиогид – это оборудование для проведения экскурсий, воспроизводящее заранее записанную текстовую информацию. Сегодня им часто пользуются посетители крупных музеев, совершающие осмотр экспозиций самостоятельно. Устройство удобно тем, что позволяет подолгу задерживаться у одного экспоната, никуда не торопясь. С другой стороны задать уточняющий вопрос некому, а сведения об интересном предмете могут быть излишне краткими.
Радиогид передает живую речь экскурсовода членам туристической группы. В музейной тиши она слышна более или менее отчетливо, а в условиях парков или городских улиц из-за посторонних шумов и невозможности приблизиться к оратору неизбежно возникнет дискомфорт. В нашем случае гид говорит в микрофон, а сигнал передается на гарнитуры, закрепленные на ушах слушателей.
Есть комплекты с самыми разными функциональными возможностями. Помимо, различного количества абонентов, это синхронные переводы и использование в качестве аудиогида. Последняя опция реализуется путем подключения к базовому устройству mp3-плеера. Этой возможностью регулярно пользуются, например, экскурсоводы, работающие на речных трамвайчиках, курсирующих по водным артериям Санкт-Петербурга.
О частном
Наличие данной функции радиогиде существенно расширяет диапазон возможностей экскурсовода, ведущего группу. Во время перемещения между незначительными объектами он может заполнить эфир музыкой, экспертным мнением, интересными фактами, не имеющими привязки к конкретному месту. Экскурсия получается более насыщенной и увлекательной. Это важно, например, для многочисленных частных гидов, работающих в условиях достаточно жесткой конкуренции.
Кстати заметить, что пользователь не несет дополнительных затрат на приобретение дополнительного рабочего оборудования. Он покупает, как бы, два разных устройства в одном. Причем, опция подключения внешних устройств является скорее нормой, чем исключением из правил.
Рекомендуем заинтересованному читателю, кликнуть по ссылке и перейти в каталог интернет-магазина mikrofons.ru и ознакомится с его предложением.
©Пенза-Взгляд, 2015–2016. Портал актуальных новостей «Пенза-Взгляд».
Новости Пензы. События, факты, мнения.
Использование материалов разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на фото-видео, графический и изобразительный контент принадлежат их авторам. Допустимо цитирование не более 30% от исходного текста. Полностью дублировать материалы запрещено (в том числе с использованием RSS). При цитировании материалов гиперссылка на penzavzglyad.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за содержание блогов и комментариев, а также не предоставляет справочной информации. Позиция «Пенза-Взгляд» не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на интернет-портале.
Все замечания, пожелания и предложения присылайте на penzavzglyad@yandex.ru. Прогноз погоды предоставлен сервисом Яндекс.Погода.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+.
Гид по аудиогидам: как выбрать, где скачать и как использовать
Что такое аудиогид?
Под словом «аудиогид» обычно понимают:
Аудиогид: портативное устройство
При большом количестве экскурсионных групп не всегда можно услышать экскурсовода. Не всегда удобно переспрашивать — не хочется отвлекать экскурсовода и задерживать группу. В помощь гидам придумали системы звукоусиления, которые позволили экскурсоводу звучать громче. Но все экскурсоводы вокруг тоже стали использовать подобные системы. На больших пространствах, например на круизных теплоходах, курсирующих по Москве-реке, или на уличных экскурсиях по загруженным улицам организаторам приходится решать вопрос борьбы с внешними шумами. С развитием технологий появились компактные системы, которые состоят из передатчика с микрофоном и набора приемников с наушниками, которые раздаются экскурсантам. И они тоже носят название туристических аудиогидов. Использование систем с несколькими передатчиками позволяет экскурсионному бюро организовывать мультиязычные экскурсии и туры, когда гид ведет рассказ, а переводчик (один или несколько) его синхронно переводят.
Даже в самой организованной группе, которых привезли в музей, найдется несколько человек, которые не хотят слушать гида, а гуляют сами по себе. Увеличение количества интровертов, которым чужды коллективные прогулки, привело к появлению компактных кассетных плееров, на которые записаны аудиодорожки. В этой ветке развития технологий приборы заменили человека. Кассеты сменились MP3 — плеерами, плееры превратились в пульты, а затем в мультимедийные девайсы. Сегодня трудно представить приличный музей, в котором нет аудиогидов. Как и на рынке видеоконтента, модель on demand находит своего почитателя.
Аудиогиды очень удобны для посетителя:
Групповая экскурсия, проводимая живым человеком, лишена этих достоинств.
Сегодня аудиогид — это небольшое устройство, напоминающее мобильный телефон или пульт дистанционного управления телевизора, содержащее аудиофайлы об экспонатах. Все модели оснащены дисплеем, на котором отображается базовая информация: уровень громкости и номер файла для воспроизведения. Наиболее продвинутые аудиогиды проигрывают видео и позволяют просматривать фотографии.
Аудиогиды бывают двух типов: ручные и автоматические. Если при использовании первых номер аудиодорожки необходимо вводить вручную, то на вторых проигрывание аудиофайлов запускается автоматически при приближении к специальным маякам-триггерам (радио- или инфракрасным меткам), размещаемым в непосредственной близости от экспонатов.
Аудиогид: аудиокниги и приложения
Аудиогид – не только небольшое устройство, о котором шла речь выше. Под словом «аудиогид» также понимают предварительно записанную фонограмму, которую можно проигрывать с плеера, мобильного телефона, или с ПК. Обычно аудиоэкскурсия длится около часа. Каждый трек посвящен своему объекту на местности или музейному экспонату. Если раньше туристу приходилось скачивать дополнительное пояснение к архиву с аудиофайлами, зачастую в виде брошюры, то с появлением смартфонов эта задача облегчилась.
Сравнительно новый вид аудиогидов – приложения для смартфонов, позволяющие собрать в одном месте карты, аудио, фото и текстовую информацию. Использование технологии позволяет отказаться от огромных карт и тяжелых путеводителей. Путешественник получает возможность не привязываться к экскурсионной группе, исследуя город и его достопримечательности в своем темпе. Только отказавшись от привычной туристической спешки, можно начать видеть город таким, каким его видят местные жители. Смартфон отслеживает местоположение экскурсанта по GPS и базовым станциям сотового оператора и предлагает тот или иной конент.
Сегодня в Интернете представлено множество вариантов аудиогидов. Дадим несколько рекомендаций:
Как пользоваться аудигидом
Музейные ручные аудигиды — приборы не сложные в использование. По сложности использования они находятся между пультом от вентилятора и mp3-плеером. Типовое использование заключается в простых действиях:
Рассказ можно поставить на паузу. Некоторые модели аудиогидов позволят использовать ускоренную перемотку в рамках одной дорожки.
Как мы уже упоминали, отличие автоматических аудигидов от ручных заключается в наличии внутри пульта системы считывания меток. В зависимости от степени автоматизации системы, посетителю остается либо считать NFC / IR / RF/ RFID-метку около экспоната, либо считать QR-код, либо же датчики сами определят местоположение прибора. Наличие ЖК-экрана облегчает использование прибора. Некоторые приборы имеют дополнительные кнопки выбора языка, помощи.
Почему же музеи не используют смартфоны посетителей в качестве аудиогидов, а внедряют свои системы и заставляют посетителей изучать интерфейсы? Причинами тому являются низкая точность геопозиционирования, огромный объем данных, который должен быть доступен без привязки к интернету и сложность разработки и поддержки кроссплатформенных приложений.
Хотите узнать больше о создании аудиогидов?
Аудиогид в библиотеке
Уже давно библиотеки предлагают разнообразный контент, не ограничиваясь исключительно книгами.
В музыкальных гостиных при библиотеке ставят джазовые пластинки, на большом экране можно посмотреть любимый фильм, известный телеспектакль или балет, на стенах висят репродукции известных полотен, а на библиотечных планшетах можно поиграть в любимую игру.
Логичное продолжение такого подхода — создание аудиогида, который может как прокомментировать интересные издания и маршрут читателя, крадущегося между книжными стеллажами, так и дать полноценную аудиоэкскурсию по городу, улице, зданию библиотеки.
На этой неделе познакомимся с библиотечным аудиогидом поближе: узнаем о том, для кого он предназначен, как воплотить задуманное и чем можно вдохновиться.
Аудиогид — что такое
Внутренняя форма слова недвусмысленно намекает, с чем мы имеем дело. «Аудио» + «гид» подразумевает такую программу, основное содержание которой передается через звуковой канал, при том что по своему функционалу программа способна заменить полноценного гида-экскурсовода.
Несомненно, особое распространение аудиогиды получили в музейной сфере. Именно там представлено большое количество экспонатов, роль которых в мировой культуре и истории не всегда можно полноценно оценить без дополнительного комментария специалиста. Однако у посетителей музеев не всегда есть возможность или желание обратиться к экскурсоводу: не всегда собирается полноценная группа, иногда нет свободных экскурсоводов или экскурсий на определенном языке, да и просто это может быть недешево.
Такую проблему в музеях решили с помощью аудиогидов: слушая заранее записанную экскурсию, посетитель сможет получить максимум информации на комфортном для себя языке, в своем темпе перемещаясь между экспонатами. Кроме того, взять аудиогид намного дешевле, чем обратиться к экскурсоводу: подготовленная единожды, запись экскурсии легко тиражируется на устройствах музея.
Взять на вооружение подобную технологию могут и библиотеки. Это не только способ заинтересовать новых читателей, освоить новый формат, выйти в онлайн, но и полноценно задействовать принципы инклюзии.
Идея инклюзии, красной нитью проходящая через значимость аудиогида в библиотеке, не случайна: часто библиотеку воспринимают как место адаптации и социализации для людей с нарушением зрения и другими проблемами со здоровьем.
Поэтому для многих из них аудиогид по библиотеке, который чуть больше расскажет об историческом здании, в котором размещается библиотека, или о ее мероприятиях, о писателе, в честь которого названа библиотека, — это отличный выход.
Однако инклюзия не предполагает ориентации только на тех, кому сложнее жить в мире в сравнении со среднестатистическим человеком. Напротив, это такая интеграция новых технологий и инструментов, которая не выделяет конкретную группу населения, а, напротив, помогает ей встроиться в общество. Поэтому и аудиогид должен быть универсальным, информативным, познавательным и удобным в использовании для всех категорий.
В качестве ориентира можно использовать музейные идеи. Например, в американском кабинете Иосифа Бродского (музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург) мини-аудиозарисовки встроены в телефонную трубку: когда подносишь ее к уху, слышишь отрывки из писем и стихотворений поэта, в которых он упоминает представленные на экспозиции предметы интерьера и личные вещи.
Примеры использования
ЛаЛаЛань предлагает вам вдохновиться примерами уже реализованных аудиогидов для библиотек и их окрестностей — улиц, музеев, переулков, театров.
На представленных ниже сайтах можно прослушать полноценный аудиотур по библиотеке.
Как создать самому
Подготовить аудиогид и разместить его на электронной площадке можно самостоятельно.
Узнать подробнее о создании аудиотура можно, например, вот здесь. При переходе по ссылке откроется сайт izi.travel, который позволит размещать разнообразные материалы — не только аудио, но и текст, видео, изображения — для создания полноценного тура по библиотеке, ее экспозициям и ценным книгам.
Несколько советов от ЛаЛаЛани для тех, кто решил создать аудиогид для своей библиотеки:
Аудиогид что это такое и как им пользоваться
Что такое аудиогид?
Аудиогид – фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставки, городскими и природными маршрутами. Текст для аудиогида должен обладать всеми особенностями живой речи для удобства восприятия на слух. Считается, что в первые 30 секунд звучания речи человек принимает решение, готов ли он слушать дальше. Поэтому аудиотекст должен с первых секунд вызвать интерес слушателя.
Как вызвать интерес у слушателя?
Написание текстов для аудиогида – особый вид литературного творчества. Задача автора – создать зрительный образ в воображении слушателя, помочь ему увидеть самое интересное в картине, пейзаже и сообщать только самые важные и запоминающиеся факты. В таких текстах не нужно большого количества эпитетов и описаний, потому что зритель легко соотносит услышанное со зрительным рядом, идет ли речь о картине в музее или архитектурном сооружении по маршруту экскурсии. В этом ему помогают профессиональные дикторы и звукорежиссеры. Тексты для аудиогидов – это истории, рассказанные зачастую под музыку с применением различных звуковых эффектов. Это специальные тексты «для слуха», которые помогают зрителю получить незабываемый личный опыт. Разница между сказочно интересной и скучной экскурсией заложена именно в тексте. Если текст составлен неудачно, экскурсию не спасут ни высокий профессионализм диктора, ни фоновая музыка, ни звуковые эффекты. Как правило, простое перечисление фактов и дат не находит отклик в душе слушателя. А хорошо рассказанная история вызывает искренний интерес.
В чем особенность текста для аудиогида?
Текст для аудиогида пишется простыми и понятными словами. Смысл этих слов должен быть абсолютно прозрачным. Хорошо написанный текст кажется знакомым. У слушателей возникает ощущение, что они участвуют в интересном разговоре. Представьте, что вы сидите с другом в баре и рассказываете ему о своем путешествии. Вы не будете использовать клише, говорить официальным языком или употреблять многочисленные причастные и деепричастные обороты, рассказывая о своих приключениях в итальянской провинции. Так же и здесь: для описания того, что слушатель видит вокруг, нужно использовать короткие и емкие предложения и даже фрагменты предложений. Важно придерживаться разговорного стиля. Как и в беседе с друзьями, слушатели должны почувствовать эмоциональный контакт с профессиональным рассказчиком.
Какие типичные ошибки встречаются в аудиотекстах?
— Перегруженные синтаксические конструкции, которые больше напоминают фрагмент юридического документа, чем рассказ о достопримечательности.
— Обилие дат: большие цифры плохо воспринимаются на слух и уж тем более плохо запоминаются.
— Употребление большого числа имен и названий.
— Подробное перечисление объектов, которые слушатель видит перед собой.
— Слишком большая продолжительность звучащего текста: для одного объекта она не должна превышать трех минут.
— Отсутствие логических связей между отдельными текстами, относящимися к разным объектам экскурсии.
Аудиогид что это такое и как им пользоваться
Потребности посетителей, которые приходят в музей, просты – получить представление о культуре, своими глазами увидеть артефакты, расширить кругозор, провести досуг, пройти экскурсию и т.д.
Все эти и другие потребности посетителя может закрыть аудиогид — мобильное приложение для самостоятельного знакомства с экспонатами музея или городскими достопримечательностями, с помощью которого каждый может прослушать аудиоэкскурсию в тот момент, который удобен именно для него.
В чем польза этой технологии?
Как известно, у человека есть несколько типов восприятия информации. Среди посетителей музея можно встретить: аудиалов, визуалов, дигиталов и кинестетиков. Прелесть аудиогидов в том, что они содержат информацию для разных групп посетителей. Кроме того, аудиогиды на мобильных устройствах могут повысить доступность экспозиции для посетителей с ограниченными возможностями.
Перечислим основные преимущества аудиогидов:
Единственным препятствием к использованию аудиогидов, является адаптация старшего поколения к новым девайсам, но на наш взгляд это временно!
Как применяют аудиогиды наши заказчики?
За все время работы нам удалось посотрудничать с несколькими музеями и создать аудиогиды, которые по сей день сопровождают посетителей по выставкам. Ниже расскажем про каждый проект подробнее.
Аудиогид для Алтайского Государственного мемориального музея Г. С. Титова
Аудиогид для Краеведческого музея Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области
Разработанное приложение имеет интуитивно понятный интерфейс. Меню разработанного приложения состоит из 4 крупных разделов: “Экспозиционный зал №1”, “Экспозиционный зал №2”, “Экспозиционный зал №3”, “Выставочный зал “Соляная жемчужина”. Помимо аудиодорожек имеется текстовая и визуальная информация об артефактах.
Аудиогид для Алуетского историко-краеведческого музея
Еще один интересный проект в нашем портфолио. Приложение получилось крайне простым с точки зрения дизайна и пользовательского интерфейса. Путеводитель содержит текстовую часть с фотографиями знаковых мест и аудиогид. Отдельно хотим отметить уникальность этого проекта, что сам музей находится на Командорских островах в небольшом селе. Радует, что даже в небольших краеведческих музеях из глубинки востребованы подобные технологии.
Подведем итог:
В современных реалиях аудиогиды просто необходимы музеям. Практика показала, что в посткарантинный период музеи вынуждены отказаться от сопровождения больших экскурсионных групп. Особенно остро стоит этот вопрос в малых музеях. Так например, для проведения образовательной экскурсии с одним классом в условиях посткарантинных ограничений потребуется 3–4 экскурсовода, зачастую в малых музеях есть проблема кадровой ограниченности.
Поэтому рекомендуем присмотреться к аудиогидам, как к технологии которая упрощает работу, а главное делает посещение музея для посетителя удобным и безопасным!