Аудиокодек для передачи через bluetooth что это
Что такое Bluetooth аудиокодеки SBC, aptX, LDAC, AAC и какой из них лучше?
Качественное звучание музыки без перебоев и помех – мечта каждого меломана. Популярностью пользуются устройства с Bluetooth системой. Беспроводные наушники обеспечивают свободное прослушивание, отсутствие проводов создает легкость. При их применении модно совершать движения, бегать, заниматься спортом, это не отразится на работе прибора. Для функционирования используется LDAC, AAC, APTX, SBC Bluetooth кодек. Каждый из них имеет отличительные особенности, специфические функции, которые стоит предварительно рассмотреть, это поможет разораться в принципе работы данных систем.
Зачем нужны кодеки
Кодеки используются для повышения качества передаче музыкальных файлов через Bluetooth в беспроводные наушники. Изначально система была создана для передачи данных, но вот с качеством аудио у нее были проблемы. Звучание было искаженным с помехами, и разработка кодеков помогла устранить неприятные проблемы.
Работа алгоритма определяется следующими критериями:
Для справки! Между сетями операторов голосовая передача регулируется системой – Session Border Controller. Это программное оборудование операторского класса, которое является частью операторских NGN сетей. Транслирует сигнальные протоколы и их диалекты, анализирует качество медиа-каналов, по которым осуществляется маршрутизация голосового трафика.
Виды форматов хранения и передачи данных
Выделяют три формата хранения и передачи данных – не подвергнутые компрессированию, Lossy (компрессия с потерей качества) и Lossless (компрессия без потери качества). Ниже в таблице имеются положительные и негативные качества форматов, поддерживаемые файлы.
Вид формата | Достоинства | Недостатки | Форматы файлов |
Без компрессии | Переносит оригинальное звучание, совместимость со старыми программами | Занимает много памяти | WavAIFFLCPMBWF |
Компрессия с потерей качества (Lossy) | Файлы имеют небольшой размер, звучание хорошего качества | Используются алгоритмы основанные на психоакустике | MP3AACWMAATRAC |
Компрессия без потери качества (Lossless) | Уменьшает время обработки, занимает мало памяти, сжимает файлы, сохраняет оригинальное звучание | Файлы занимают много места | FLACALAC |
Какие бывают аудиокодеки Bluetooth?
Кодек – программный алгоритм, который связан с программным обеспечением. Он кодирует сигнала перед передачей с помощью Bluetooth, переносит в наушники, а внутри них раскодирует для воспроизведения.
Обратите внимание! Главное назначение кодеков состоит в уменьшении объема отправляемых данных, но при этом он переносит качество оригинального звука. Однако пока ни одна программа не достигла этого идеала.
Популярностью пользуются следующие виды аудиокодеков:
Что такое SBC Bluetooth
SBC – это популярный кодек для передачи звуковых данных через Bluetooth, но передается в сжатом и обрезанном виде. Он был разработан раньше появления моделей смартфонов. Первоначальная функция заключалась в понижении вычислительных нагрузок на кодировку и декодирование звука.
Важно! Кодек SBC осуществляет экономную передачу звуковых данных. Подключение и действие алгоритма грубое. Частотные диапазоны вместе с аудио трактом не различаются, происходит их вырезание, не кодируются.
При частоте дискретизации 48 кГц и глубине 16 бит показатель битрейта составляет 328 кбит/с. Звучание похоже на МР3, но характеристики искаженные.
Кодек SBC (scalable codec) является основным для отправки звуковых файлов через Bluetooth (это стандарт). Он подходит для разных гаджетов. Его показателя качества достаточно для поддержки МР3 и ААС. Также он поддерживается популярными сервисами Windows, Google Play Музыка и Apple Music. При желании можно переустановить обновленный и современный кодек.
Advanced Audio Coding
Система имеет хорошую передачу звука по сравнению с SBC. Для воспроизведения требуется меньший битрейт. Это обеспечивается за счет сложных алгоритмов, но для них требуются большие вычислительные возможности и это для гаджетов, смартфонов не является проблемой.
Кодек ААС распространен в устройствах популярной компании Apple. Он передает звучание аудиофайлов и отбрасывает все лишние данные. Но недавние исследования показали, что его работу производители техники настраивают по-разному. Иногда звук имеет четкое звучание, но бывают ситуации, когда передается с помехами, и они не остаются не замеченными.
Кодеки aptX и aptX HD
Популярная линейка кодеков aptX считается разработкой Qualcomm. Они подходят для блютуз-гарнитур, CD.
AptX и aptX HD имеют недостаток, требуется покупка лицензии у фирмы Qualcomm. Поэтому в продаже имеется мало совместимых устройств.
Обратите внимание! AptX и aptX HD подходят для смартфонов с флагманскими чипами Qualcomm Snapdragon. Они применяются для гаджетов брендов Huawei и Meizu. А вот на смартфонах популярной марки Apple данные кодеки не работают.
Кодек LDAC разработан фирмой Sony, он передает аудиофайлы по Bluetooth. Алгоритм считается самым продвинутым, подходит для истинных меломанов, для которых важно качественное звучание без помех и перебоев.
Если сравнивать с SBC, то алгоритм намного мощнее и функциональнее. Он способен передает в 3 раза больше данных в 1 секунду. А кодирование с параметрами 24 бита 96 кГц и с показателем битрейта до 990 кб/сек. Это способно создать звучание музыки без перебоев, помех, а сам звук будет четким.
Но и у этого кодека имеется существенный недостаток. В продаже встречается небольшое количество устройств, которые работают на базе LDAC, только техника от компании Sony способна функционировать с использованием этого алгоритма. Конечно, можно найти кодеки на пиратских сайтах, но они могут отключить множество функций устройства или приведут к полному выходу из строя техники.
Важно! Для использования требуется скачать платную лицензию у компании Sony. Однако потраченные средства будут не оправданными. В продаже встречается мало приборов Bluetooth с поддержкой LDAC.
Где звук лучше AAC (Advanced Audio Coding) или SBC кодек
При сравнении кодеков SBC и AAC можно однозначно сказать, что качество звучания лучше у второго вида. Оно появился намного позже, поэтому все недостатки были проработаны, улучшены технические свойства.
SBC – первая программа, она считается алгоритмом по умолчанию для Bluetooth-устройств. Изначально он разрабатывался для передачи голоса, но впоследствии стал применяться для передачи аудиофайлов. Потому качество звучания низкое, наблюдается скрежет, помехи, шумы.
Что касается Advanced Audio Coding – это усовершенствованный алгоритм. Его применяют в смартфонах, планшетах, наушниках от бренда Apple. Принцип работы основывается на психоакустике, она перегружает процессор. Но качество звука лучше, чем у алгоритма SBC.
Кодеки AAC подстроены под устройства Apple. А вот на гаджетах Android звучание будет низкого качества, подобно алгоритму SBC.
В чем разница между LDAC и aptX
Технология LDAC считается продвинутой, она максимально улучшает качество аудио с битрейтом 990 кбит/с, устраняет помехи и шумы. Это обеспечивается за счет использования интеллектуального комбинирования сжатия.
На разных частотах происходит изменение битовой глубины. Благодаря этому осуществляется увеличение объема отправляемой информации в отличие от алгоритмов компрессионного сжатия, которые применяются форматах МР3.
Стоит отметить! Алгоритм LDAC не разделяет частичную полосу (поддиапазон), он переходит на частотное преобразование. Из этого следует, что он использует немного похожий с aptX способ, во время которого происходит разделение аудиофайла формата PCM на несколько диапазонов с разными показателями битовой глубины.
Все за и против между aptX и LDAC :
Какой аудиокодек для Bluetooth лучше
Лучшим кодеком считается тот, который способен передать лучшее качество звука. Но ели рассматривать среди популярных форматов, то сложно выбрать подходящий вариант. Каждый имеет положительные и негативные особенности, которые оказывают влияние на конечный выбор.
При подборе кодеков стоит учитывать следующие нюансы:
Ниже имеется таблица с основными показателями и поддерживаемыми форматами популярных алгоритмов.
Кодек | Частота дискретизации (кГц) | Показатель битрейта(кбит/с) | Форматы аудио |
SBC | 46-48 | 328 | МР3 |
AAC | 42-44,1 | 250 | МР3, AAC |
LDAC | 94-96 | 990 | Loss-less-форматы, аудио Hi-Res |
aptX | 42-44,1 | 352 | CD-аудио |
aptX HD | 46-48 | 576 | Loss-less-форматы, аудио Hi-Res |
Кодек формата SBC считается устаревшим, он редко используется для воспроизведения музыки, аудиофайлов. Его создавали изначально для передачи звуковых и голосовых данных через Bluetooth. Со временем появились улучшенный алгоритмы. Если вы хотите приобрести беспроводные наушники для обычно использования, то лучше отдавать устройствам на базе aptX, они будут передавать звук без явных искажений, шумов, скрипа.
Если используются устройства компании Apple, то для них подойдут только наушники AAC. Алгоритм подстроен под данную технику, сможет передавать качество музыки. А вот при использовании его для гаджетов с ОС Android звук будет искаженным, с помехами.
Для ценителей музыки, для которых важно качественное звучание, подойдет алгоритм aptX HD. Он обладает хорошими показателями частоты дискретизации, уровнем битрейта, поддерживает современные форматы аудиофайлов. Характеристики кодека передают качественное звучание, акустика подается без искажений.
Но если цена не будет помехой, о можно позволить беспроводные наушники, гаджеты, смартфоны, планшеты, плееры на базе LDAC от известной компании Sony. Техника достаточно дорогая, стоимость может насчитывать несколько сотен долларов, но характеристики алгоритма вполне ее оправдывают.
Кодеки – важное условие для воспроизведения качественного звука при использовании гаджетов и беспроводных наушников на базе Bluetooth. Без них музыка будет низкого качества, она будет искажаться, а постоянные помехи сделают мелодию скрипучей и расплывчатой. При использовании гаджетов популярных брендов (Huawei, Xiaomi, IPhone) стоит применять подходяще алгоритмы, которые подойдут к гаджету и операционной системе устройства.
Hi-Res музыка по Bluetooth: какой нужен кодек, смартфон и наушники?
Одной из тенденций уходящего года можно смело назвать постепенный отказ производителей от 3,5-мм аудиоразъёма в смартфонах. Правда, многие не верят, что музыку в форматах Hi-Res можно передавать «по воздуху». Так и было, пока не появились качественные технологии передачи беспроводного звука. Чтобы воспользоваться ими, покупателю придётся столкнуться с множеством непонятных аббревиатур — LDAC, aptX, SBC, AAC и другими. Разобраться во всём этом и выбрать подходящие смартфоны и аксессуары вам поможет наша статья.
Зачем нужны кодеки?
Если вы слушаете музыку высокого разрешения через проводные наушники, вам не нужно ничего знать о кодеках — всю работу выполняет цифро-аналоговый преобразователь, превращающий последовательность нолей и единиц в музыку. А вот Bluetooth, несмотря на почти четвертьвековую историю, долгое время был далеко не идеальным способом передачи звука. Всё дело в его пропускной способности, втиснуть качественный звук в узкие рамки которой и призваны различные кодеки.
Первая гарнитура компании Nokia, HDW-1, выпущенная в 2002 году
Когда речь зашла о кодеках, многим из вас наверняка придёт на ум аббревиатура A2DP. И это будет неверно: достаточно посмотреть на её расшифровку — Advanced Audio Distribution Profile или «расширенный профиль распространения звука». Профиль — это всего лишь набор функций и возможностей определённого Bluetooth-устройства. Так, поддержка профиля A2DP гарантирует передачу двухканального стереозвука, но ничего не говорит о его качестве и технических характеристиках. А вот уже поверх этого стандарта необходимо использование одного из кодеков, который будет кодировать звук с минимальными потерями.
Sony MDR-1000X с поддержкой самого современного кодека, LDAC
Итак, мы выяснили, что для передачи сжатого звука от смартфона к беспроводным наушникам нам нужен кодек, который будет поддерживаться как самим гаджетом, так и акустикой. Алгоритмы работы кодека — довольно сложная вещь, но, в конечном итоге, для нас важны три характеристики каждого кодека, от которых и зависит звук.
Пропускная способность, которая сверху ограничена пропускной способностью самого протокола Bluetooth. В Bluetooth 4.0, работающего в «чистом» режиме без задействования стандарта IEEE 802.11 для увеличения скорости, пропускная способность составляет всего 1 Мбит/с — такова плата за низкое энергопотребление радиомодуля. При всём этом, даже битрейт оцифрованного CD-аудио составляет 1,4 Мбит/с, не говоря уже о записях более высокого разрешения.
Битрейт различных форматов аудио
Частота дискретизации. Фактически, это число показывает, на какое количество отрезков за одну секунду мы разбиваем исходный аудиопоток для его последующего кодирования.
Сравнение низкой и высокой частоты дискретизации при кодировании звука
Разрядность, иногда также называемая битностью. Разрядность аудиозаписи определяет, сколько бит и уровней квантования необходимо для кодирования каждого отрезка. Как правило, для увеличения качества звука и его более точной передачи используется одновременное увеличение частоты дискретизации и разрядности. Исключением является формат DSD, который при разрядности всего в 1 бит имеет огромную частоту дискретизации 5644,8 кГц.
Сравнение импульсно-кодовой модуляции PCM (применяется в большинстве форматов) и DSD
Зная это, мы можем перейти непосредственно к кодекам, чтобы выяснить, какие они вообще бывают и какие возможности предлагают слушателю.
Какие кодеки существуют и чем различаются?
SBC — самый первый Bluetooth-кодек, который появился одновременно с A2DP и поддерживается абсолютно всеми устройствами, в которых используется этот профиль. Его характеристики достаточно скромны: битрейт 328 кбит/с при частоте дискретизации 48 кГц. Этого впритык хватает для передачи звука в формате mp3, но недостаточно для любых мало-мальски качественных записей.
Битрейт Bluetooth-кодеков
aptX — второй по хронологической шкале кодек, разработка компании Qualcomm, берёт своё начало задолго до появления Bluetooth. Его характеристики лишь немногим лучше по сравнению с SBC: aptX позволяет кодировать звук на частоте 44,1 кГц при разрядности 16 бит, обеспечивая битрейт до 352 кбит/с. Несмотря на это, aptX по качеству передаваемого звука уже смог вплотную приблизиться к CD-аудио. Одним из расширений этого кодека стал aptX Low Latency, снизивший задержки звука со 100–150 мс у SBC до всего 40 мс, что немаловажно при просмотре видео и играх с Bluetooth-наушниками. Сейчас поддержку aptX можно встретить в огромном количестве устройств, за исключением продукции компании Apple.
aptX-HD или aptX Lossless — улучшенная версия кодека aptX, которая отвечает минимальным требованиям аудио Hi-Res. Этот кодек использует динамическое кодирование звука, при котором большая часть аудио кодируется без потерь, а когда это невозможно — с минимальными потерями. aptX HD использует частоту дискретизации 48 кГц, которая, при разрядности 24 бита, даёт пропускную способность 576 кбит/с. Представлен этот кодек был только в прошлом году и пока не обзавёлся большим количеством поддерживаемых устройств. Найти aptX HD можно во флагманах компаний LG, Sony, Huawei и некоторых других, но ни один из гаджетов Samsung поддержку кодека пока не получил. Разумеется, для aptX HD понадобятся и соответствующие наушники, но их пока можно буквально пересчитать по пальцам.
LG G5 — первый смартфон с поддержкой aptX HD
AAC — кодек, используемый в продуктах Apple. В отличие от остальных кодеков, перечисленных в этой статье, AAC не ограничивается Bluetooth и применяется в самых разных устройствах для кодирования звука. Однако яблочная компания отдала предпочтение именно AAC, который в своей Bluetooth-реализации обеспечивает битрейт 264 кбит/с при частоте дискретизации 44,1 кГц. Изначально перед кодеком вовсе не ставилась задача прослушивания музыки высокого качества: он всего лишь должен был обеспечивать лучшее, по сравнению с mp3, качество при меньшем битрейте и размере файлов. Качество звука AAC можно сравнить с aptX, но наушники с поддержкой этого кодека распространены не так хорошо, поэтому наличие его поддержки обязательно стоит проверять перед покупкой.
Само собой, поддержку AAC имеют фирменные Apple AirPods
LDAC — кодек, разработанный компанией Sony. LDAC обеспечивает частоту дискретизации 96 кГц и разрядность 24 бита, что даёт впечатляющую пропускную способность 990 кбит/с. Это делает кодек наиболее прогрессивным на данный момент: LDAC может обеспечить передачу аудио более качественного, чем CD-формата. Пока поддержка LDAC ограничивается гаджетами самой Sony, но есть и хорошие новости: кодек включён в проект AOSP начиная с версии 8.0 Oreo, и любая компания сможет использовать его в своих смартфонах после прохождения бесплатной сертификации. А вот производителям наушников, колонок и другой акустики всё-таки придётся раскошелиться на лицензионные отчисления, поэтому будущее LDAC всё ещё туманно.
Демонстрация возможностей LDAC: звук с частотой дискретизации 96 кГц и битрейтом 4,5 Мбит/с передаётся без потерь
Так какой кодек лучше?
Конечно, лучшим кодеком следует считать тот, который может обеспечить передачу аудио наивысшего качества. Строго говоря, однозначного определения аудио Hi-Res (High-Resolution) не существует, но большинство экспертов считают, что звук высокого разрешения должен превосходить по качеству CD-аудио. Последнее, как мы помним, имеет частоту дискретизации 44,1 кГц и разрядность 16 бит. Однако некоторые подходят к определению аудио Hi-Res более строго, относя к нему записи, сделанные с частотой дискретизации не менее 88,2 кГц и имеющие разрядность 24 бита. Так что, из имеющихся Bluetooth-кодеков, самым строгим определениям пока соответствует только малораспространённый LDAC. Более скромный по характеристикам aptX HD попадает под определение аудио Hi-Res частично, но имеет большую распространённость, а потому в ближайшее время наверняка станет основным Bluetooth-кодеком высокого разрешения.
Но стоит ли гнаться за максимальными характеристиками? Любой кодек, в том числе и LDAC, с потерями сжимает звук, чтобы понизить битрейт до максимально допустимого для конкретного кодека. Сжатие с потерями осуществляется двумя способами. Первый — обрезание неслышимых человеческим ухом частот. Второй способ заключается в использовании переменной разрядности при кодировании звука. Пик восприятия звука человеком находится в области 3 кГц — эта область в кодеках Hi-Res кодируется 24 битами, в то время как на границах слышимости разрядность может быть понижена до 12 бит. Возможно, какой-то процент людей с идеальным слухом и окажется недовольным результатом, но не стоит забывать, что Bluetooth предназначен для прослушивания музыки дома и в дороге, а не для студийного качества.
Порог чувствительности человеческого уха (синяя линия) и зависимость разрядности LDAC от частоты
Из рисунка выше видно, что LDAC поддерживает 16 частотных полос шириной 1 кГц, понижая при кодировании звука его разрядность на 1 бит на каждые 6 дБ порога слышимости. Для сравнения, aptX HD поддерживает всего четыре частотные полосы, что и делает этот кодек менее эффективным по сравнению с LDAC.
Частота дискретизации, кГц / Битрейт, кбит/с
Аудио через Bluetooth: максимально подробно о профилях, кодеках и устройствах
Из-за массового выпуска смартфонов без аудиоразъема 3.5 мм беспроводные Bluetooth-наушники для многих стали основным способом прослушивания музыки и общения в режиме гарнитуры.
Производители беспроводных устройств не всегда пишут подробные характеристики товара, а статьи о Bluetooth-аудио в интернете противоречивы, местами некорректны, не рассказывают о всех особенностях, и часто копируют одну и ту же не соответствующую действительности информацию.
Попробуем разобраться с протоколом, возможностями Bluetooth-стеков ОС, наушников и колонок, Bluetooth-кодеков для музыки и речи, выясним, что влияет на качество передаваемого звука и задержку, научимся собирать и декодировать информацию о поддерживаемых кодеках и других возможностях устройств.
Музыка через Bluetooth
Функциональная составляющая Bluetooth задается профилями — спецификациями конкретных функций. Передача музыки в Bluetooth осуществляется с использованием профиля передачи высококачественного однонаправленного аудио A2DP. Стандарт A2DP был принят в 2003 году, и с тех пор кардинально не менялся.
В рамках профиля стандартизирован 1 обязательный кодек низкой вычислительной сложности SBC, созданный специально для Bluetooth, и 3 дополнительных. Также допускается использование недокументированных кодеков собственной реализации.
По состоянию на июнь 2019 года мы находимся в комиксе xkcd с 14 A2DP-кодеками:
Передача данных через Bluetooth
В Bluetooth существует два типа передачи данных: Asynchronous Connection Less (ACL) для асинхронной передачи без установки соединения, и Synchronous Connection Oriented (SCO), для синхронной передачи с предварительным согласованием соединения.
Передача осуществляется с использованием схемы разделения времени и выбора канала передачи на каждый пакет отдельно (Frequency-Hop/Time-Division-Duplex, FH/TDD), для чего время делится на 625-микросекундные интервалы, называемые слотами (slot). Одно из устройств ведет передачу в чётных номерах слотов, другое — в нечётных. Передаваемый пакет может занимать 1, 3 или 5 слотов, в зависимости от размера данных и установленного типа передачи, в этом случае передача одним устройством ведётся в чётных и нечетных слотах до конца передачи. Всего в секунду можно принять и отправить до 1600 пакетов, если каждый из них занимает 1 слот, и оба устройства без остановки что-то передают и принимают.
2 и 3 мбит/с для EDR, которые можно встретить в анонсах и на сайте Bluetooth, являются максимальной канальной скоростью передачи всех данных суммарно (включая технические заголовки всех протоколов, в которые нужно инкапсулировать данные), в двух направлениях одновременно. Фактическая скорость передачи данных будет сильно отличаться.
Для передачи музыки используется асинхронный способ, почти всегда с помощью пакетов типа 2-DH5 и 3-DH5, которые несут максимальное количество данных в режиме EDR 2 мбит/с и 3 мбит/с соответственно, и занимают 5 слотов временного разделения эфира.
Схематичное представление передачи с использованием 5 слотов одним устройством и 1 слота другим (DH5/DH1):
Из-за принципа разделения эфира по времени мы вынуждены ждать 625-микросекундный тайм-слот после передачи пакета, если второе устройство нам ничего не будет передавать или передает маленький пакет, и большее количество времени, если второе устройство ведёт передачу большими пакетами. Если к телефону подключено больше одного устройства (например, наушники, часы и фитнес-браслет), то время передачи разделяется между ними всеми.
Необходимость инкапсуляции аудио в специальные транспортные протоколы L2CAP и AVDTP забирает 16 байт от возможного максимального количества передаваемой полезной аудионагрузки.
Тип пакета | Кол-во слотов | Макс. кол-во байт в пакете | Макс. кол-во байт полезной нагрузки A2DP | Макс. битрейт полезной нагрузки A2DP |
---|---|---|---|---|
2-DH3 | 3 | 367 | 351 | 936 кбит/с |
3-DH3 | 3 | 552 | 536 | 1429 кбит/с |
2-DH5 | 5 | 679 | 663 | 1414 кбит/с |
3-DH5 | 5 | 1021 | 1005 | 2143 кбит/с |
1414 и 1429 кбит/с точно недостаточно для передачи несжатого звука в реальных условиях, с зашумленным диапазоном 2.4 ГГц и необходимостью передачи служебных данных. EDR 3 мбит/с требователен к мощности передачи и шумам в эфире, поэтому, даже в режиме 3-DH5, комфортная передача PCM невозможна, постоянно будут кратковременные прерывания, и всё будет работать только на расстоянии в пару метров.
На практике, даже 990 кбит/с-аудиопоток (LDAC 990 kbit/s) передаётся с трудом.
Вернёмся к кодекам.
Кодек, обязательный для всех устройств, поддерживающих стандарт A2DP. Лучший и худший кодек одновременно.
Частота дискретизации | Разрядность | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|---|
16, 32, 44.1, 48 кГц | 16 бит | 10-1500 кбит/с | Всеми устройствами | Всеми устройствами |
SBC — простой и вычислительно быстрый кодек, с примитивной психоакустической моделью (применяется только маскировка тихих звуков), использующий адаптивную импульсно-кодовую модуляцию (APCM).
Спецификация A2DP рекомендует к использованию два профиля: Middle Quality и High Quality.
Производители большинства наушников устанавливают максимальное значение параметра Bitpool в 53, что ограничивает битрейт 328 килобитами в секунду при использовании рекомендованного профиля.
Даже если производитель наушников установил максимальное значение Bitpool выше 53 (такие модели встречаются, например: Beats Solo³, JBL Everest Elite 750NC, Apple AirPods, также бывает на некоторых ресиверах и автомобильных головных устройствах), то большинство ОС не позволят использовать повышенные битрейты из-за установленного внутреннего ограничения значения в Bluetooth-стеках.
Кроме того, некоторые производители задают низкое максимальное значение Bitpool для некоторых устройств. Например, у Bluedio T оно равно 39, у Samsung Gear IconX — 37, что даёт плохое качество звука.
Искусственные ограничения со стороны разработчиков Bluetooth-стеков, вероятнее всего, возникли вследствие несовместимости некоторых устройств с большими значениями Bitpool или нетипичными профилями, даже если они сообщали об их поддержке, и недостаточном количестве тестов при сертификации. Авторам Bluetooth-стеков проще было ограничиться согласованием рекомендованного профиля, а не создавать базы некорректных устройств (хотя сейчас они это делают для других некорректно работающих функций).
SBC динамически выделяет биты квантования для частотных полос, действуя по принципу от нижних к верхним, с разными весовыми коэффициентами. Если весь битрейт использовался на нижние и средние частоты, верхние частоты «обрежутся» (вместо них будет тишина).
Пример SBC 328 кбит/с. Вверху — оригинал, внизу — SBC, периодически происходит переключение между дорожками. Для аудио в видеофайле используется кодек сжатия без потерь FLAC. Использование FLAC в контейнере mp4 официально не стандартизировано, поэтому не факт, что ваш браузер воспроизведет его, но должно работать в последних версиях десктопных Chrome и Firefox. Если у вас нет звука, можете скачать файл и открыть в полноценном видеоплеере.
ZZ Top — Sharp Dressed Man
На спектрограмме виден момент переключения: SBC периодически режет тихие звуки выше 17.5 кГц, и совсем не выделяет битов для полосы выше 20 кГц. Полная спектрограмма доступна по клику (1.7 МБ).
Я не слышу разницы между оригиналом и SBC на этом треке.
Возьмём что-нибудь новее, и смоделируем аудио, которое бы получилось при использовании наушников Samsung Gear IconX с Bitpool 37 (вверху — исходный сигнал, внизу — SBC 239 кбит/с, звук во FLAC).
Mindless Self Indulgence — Witness
Я слышу треск, меньший стереоэффект и неприятное «цоканье» вокала в высоких частотах.
Хоть SBC и очень гибкий кодек, может быть настроен под низкие задержки, даёт отличное качество аудио на высоких битрейтах (452+ кбит/с) и вполне хорошее для большинства людей на стандартном High Quality (328 кбит/с), из-за того, что стандарт A2DP не задает фиксированных профилей (а даёт только рекомендации), разработчики стеков установили искусственные ограничения на Bitpool, параметры передаваемого аудио не отображаются в пользовательском интерфейсе, а производители наушников вольны выставлять свои настройки и никогда не указывают значение Bitpool в технических характеристиках товара, кодек прославился низким качеством звука, хоть это и не проблема кодека как такового.
Параметр Bitpool прямо влияет на битрейт только в рамках одного профиля. Одно и то же значение Bitpool 53 может давать как битрейт 328 кбит/с при рекомендованном профиле High Quality, так и 1212 кбит/с с Dual Channel и 4 частотными полосами, из-за чего авторы ОС, помимо ограничений на Bitpool, устанавливают ограничение еще и на Bitrate. Как мне видится, такая ситуация возникла из-за недоработки стандарта A2DP: нужно было согласовывать битрейт, а не Bitpool.
Таблица поддержки возможностей SBC в разных ОС:
ОС | Поддерживаемые частоты дискретизации | Ограничение макс. Bitpool | Ограничение макс. Bitrate | Типичный Bitrate | Динамическая подстройка Bitpool |
---|---|---|---|---|---|
Windows 10 | 44.1 кГц | 53 | 512 кбит/с | 328 кбит/с | ✓* |
Linux (BlueZ + PulseAudio) | 16, 32, 44.1, 48 кГц | 64 (при входящем подключении), 53 (при исходящем) | Нет ограничения | 328 кбит/с | ✓* |
macOS High Sierra | 44.1 кГц | 64, по умолчанию 53*** | Неизвестно | 328 кбит/с | ✗ |
Android 4.4-9 | 44.1/48 кГц** | 53 | 328 кбит/с | 328 кбит/с | ✗ |
Android 4.1-4.3.1 | 44.1, 48 кГц** | 53 | 229 кбит/с | 229 кбит/с | ✗ |
Blackberry OS 10 | 48 кГц | 53 | Нет ограничения | 328 кбит/с | ✗ |
* Bitpool только уменьшается, но не увеличивается автоматически, в случае улучшения условий передачи. Для восстановления Bitpool нужно остановить воспроизведение, подождать пару секунд и заново запустить аудио.
** Значение по умолчанию зависит от настроек стека, указанных при компиляции прошивки. В Android 8/8.1 частота только либо 44.1 кГц, либо 48 кГц, в зависимости от настроек при компиляции, в остальных версиях поддерживаются 44.1 кГц и 48 кГц одновременно.
*** Значение Bitpool можно поднять в программе Bluetooth Explorer.
aptX и aptX HD
У кодека есть только один параметр — выбор частоты дискретизации. Ещё есть, правда, выбор количества/режима каналов, но во всех известных мне устройствах (70+ штук) поддерживается исключительно Stereo.
Кодек | Частота дискретизации | Разрядность | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|---|---|
aptX | 16, 32, 44.1, 48 кГц | 16 бит | 128 / 256 / 352 / 384 кбит/с (в зависимости от частоты дискретизации) | Windows 10 (десктопная и мобильная), macOS, Android 4.4+/7*, Blackberry OS 10 | Широким числом аудиоустройств (аппаратно) |
* Версии до 7 требуют модификации Bluetooth-стека. Кодек поддерживается, только если производитель Android-устройства лицензировал использование кодека у Qualcomm (если в ОС есть библиотеки кодирования).
aptX разделяет аудио на 4 частотных полосы и квантует их одним и тем же количеством бит постоянно: 8 бит для 0-5.5 кГц, 4 бита для 5.5-11 кГц, 2 бита для 11-16.5 кГц, 2 бита для 16.5-22 кГц (цифры для частоты дискретизации 44.1 кГц).
Пример aptX-аудио (вверху — исходный сигнал, внизу — aptX, спектрограммы только левых каналов, звук во FLAC):
Верхние частоты стали немного краснее, но разницы не слышно.
Из-за фиксированного распределения битов квантования, кодек не может «перенести биты» на те частоты, которые больше всего в них нуждаются. В отличие от SBC, aptX не будет «обрезать» частоты, а будет добавлять в них шумы квантования, уменьшая динамический диапазон аудио.
Не следует считать, что использование, например, 2 бит для полосы уменьшает динамический диапазон до 12 дБ: ADPCM позволяет использовать до 96 дБ динамического диапазона даже при использовании 2 бит квантования, но только при определенном сигнале.
ADPCM хранит разницу числового представления между текущим и следующим отсчетом, вместо записи абсолютного значения, как в PCM. Это позволяет уменьшить требования к количеству бит, необходимых для хранения такой же (без потерь) или практически такой же (с относительно небольшой ошибкой округления) информации. Для уменьшения ошибок округления применяются таблицы коэффициентов.
При создании кодека, авторы рассчитывали коэффициенты ADPCM на наборе музыкальных аудиофайлов. Чем ближе аудиосигнал к тому набору музыки, на которых строились таблицы, тем меньше ошибок квантования (шумов) создает aptX.
Из-за этого синтетические тесты всегда будут давать результат хуже, чем музыка. Я сделал специальный синтетический пример, на котором aptX показывает плохие результаты — синусоида частотой 12.4 кГц (вверху — исходный сигнал, внизу — aptX. Звук во FLAC. Уменьшите громкость!):
График спектра:
Отчетливо слышны шумы.
Однако, если сгенерировать синусоиду с меньшей амплитудой, чтобы она была тише, шумы также станут тише, что говорит о широком динамическом диапазоне:
aptX HD
aptX HD не является самостоятельным кодеком — это улучшенный профиль кодирования кодека aptX. Изменения коснулись количества бит, отведённых для кодирования частотных диапазонов: 10 бит для 0-5.5 кГц, 6 бит для 5.5-11 кГц, 4 бита для 11-16.5 кГц, 4 бита для 16.5-22 кГц (цифры для 44.1 кГц).
Кодек | Частота дискретизации | Разрядность | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|---|---|
aptX HD | 16, 32, 44.1, 48 кГц | 24 бита | 192 / 384 / 529 / 576 кбит/с (в зависимости от частоты дискретизации) | Android 8+* | Некоторыми аудиоустройствами (аппаратно) |
* Версии до 7 требуют модификации Bluetooth-стека. Кодек поддерживается, только если производитель Android-устройства лицензировал использование кодека у Qualcomm (если в ОС есть библиотеки кодирования).
Менее распространён, чем aptX: по всей видимости, требует отдельного лицензирования у Qualcomm, и отдельных лицензионных отчислений.
Повторим пример с синусоидой на 12.4 кГц:
Гораздо лучше, чем с aptX, но всё равно шумновато.
aptX Low Latency
Low Latency-версия aptX не является самостоятельным кодеком, а отличается только настройками задержки и буферов, которые применяются на стороне аудиоустройства. В остальном это обычный aptX.
Кодек предназначен для интерактивной передачи аудио с низкой задержкой (фильмы, игры), там, где задержка звука не может подстраиваться программно. Софтовая реализация доступна в виде драйвера Dell для Bluetooth-чипов Intel. Также поддерживается трансмиттерами, ресиверами, наушниками и колонками, но не смартфонами.
Частота дискретизации | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|
44.1 кГц | 352 кбит/с | Windows 10 с драйвером Dell и некоторыми трансмиттерами (аппаратно) | Некоторыми аудиоустройствами (аппаратно) |
Частота дискретизации | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|
8 — 96 кГц | 8 — 576 кбит/с (для стерео), 256 — 320 кбит/с (типичный для Bluetooth) | macOS, Android 7+*, iOS | Широким числом аудиоустройств (аппаратно) |
* только на устройствах, производители которых заплатили лицензионные отчисления
В iOS и macOS используется лучший на сегодняшний день кодировщик Apple AAC, обеспечивающий максимально возможное качество аудио. В Android используется второй по качеству кодировщик Fraunhofer FDK AAC, но могут использоваться различные аппаратные, встроенные в платформу (SoC), с неизвестным качеством кодирования. По недавним тестам сайта SoundGuys, качество кодирования AAC разными Android-телефонами сильно отличается:
У большинства беспроводных аудиоустройств для AAC установлен максимальный битрейт 320 кбит/с, некоторые поддерживают только 256 кбит\с. Остальные битрейты встречаются крайне редко.
AAC обеспечивает отличное качество на битрейтах 320 и 256 кбит/с, но подвержен потерям последовательного кодирования уже сжатого контента, однако, услышать какие-либо различия с оригиналом на iOS при битрейте 256 кбит/с сложно даже при при нескольких последовательных кодированиях, при одиночном кодировании, например, MP3 320 кбит/с в AAC 256 кбит/с потерями можно пренебречь.
Как и в случае с другими Bluetooth-кодеками, любая музыка сначала декодируется, затем кодируется кодеком. При прослушивании музыки в формате AAC она сначала декодируется средствами ОС, затем кодируется в AAC еще раз, для передачи по Bluetooth. Это необходимо для микширования нескольких аудиопотоков, например, музыки и уведомления о новом сообщении. iOS — не исключение. В интернете можно найти множество утверждений о том, что на iOS музыка в формате AAC не транскодируется при передаче через Bluetooth, что неверно.
В стандарте AAC есть множество расширений стандартного метода кодирования. Одно из них — Scalable To Lossless (SLS) — стандартизировано для Bluetooth и позволяет передавать аудио без потерь (lossless). Увы, на реальных устройствах поддержка расширения не встречается. Расширение для уменьшение задержки передачи AAC-LD (Low Delay) не стандартизировано для Bluetooth.
MP1/2/3
Кодеки семейства MPEG-1/2 Part 3 состоят из известного и широкоиспользуемого MP3, менее распространённого MP2 (применяется преимущественно в цифровом ТВ и радио), и совсем неизвестного MP1.
Старые кодеки MP1 и MP2 не поддерживаются совсем: мне не удалось найти ни одни наушники и ни один Bluetooth-стек, который бы кодировал или декодировал их.
Декодирование MP3 поддерживается некоторыми наушниками, но кодирование не поддерживается ни в одном стеке современных операционных систем. Вроде бы, сторонний стек BlueSoleil для Windows может кодировать в MP3, если вручную изменить файл конфигурации, но у меня его установка приводит к BSoD на Windows 10. Вывод — кодеком фактически нельзя пользоваться для Bluetooth-аудио.
Раньше, в 2006-2008 годах, до распространения стандарта A2DP в устройствах, люди слушали MP3-музыку на гарнитуре Nokia BH-501 через программу MSI BluePlayer, которая была доступна на Symbian и Windows Mobile. В то время архитектура ОС смартфонов позволяла получать доступ ко многим низкоуровневым функциям, а на Windows Mobile и вовсе можно было устанавливать сторонние Bluetooth-стеки.
Последний патент кодека MP3 истёк, использование кодека не требует лицензионных отчислений с 23 апреля 2017 года.
If the longest-running patent mentioned in the aforementioned references is taken as a measure, then the MP3 technology became patent-free in the United States on 16 April 2017 when U.S. Patent 6,009,399, held by and administered by Technicolor, expired.
Частота дискретизации | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|
16 — 48 кГц | 8 — 320 кбит/с | Нигде не поддерживается | Некоторыми аудиоустройствами (аппаратно) |
Новый и активно продвигаемый «Hi-Res»-кодек от Sony, поддерживающий частоты дискретизации до 96 кГц и 24-битовую разрядность, с битрейтом до 990 кбит/с. Рекламируется в качестве аудиофильского кодека, как замена существующим Bluetooth-кодекам. Имеет функцию адаптивной подстройки битрейта, в зависимости от условий радиоэфира.
Энкодер LDAC (libldac) входит в стандартную поставку Android, поэтому кодирование поддерживается на любом Android-смартфоне, начиная с 8 версии ОС. Программные декодеры в свободном доступе отсутствуют, спецификация кодека недоступна широкой публике, однако, по первому взгляду на энкодер, внутреннее устройство схоже с ATRAC9 — кодеком от Sony, используемом в PlayStation 4 и Vita: оба работают в частотном диапазоне, используют модифицированное дискретное косинус-преобразование (MDCT) и сжатие с применением алгоритма Хаффмана.
LDAC использует разделение на 12 или 16 частотных полос: 12 используется для 44.1 и 48 кГц, 16 — для 88.2 и 96 кГц.
Поддержка LDAC представлена практически только наушниками от Sony. Возможность декодирования LDAC иногда встречается на наушниках и ЦАП других производителей, но очень редко.
Частота дискретизации | Битрейт | Поддержка кодирования | Поддержка декодирования |
---|---|---|---|
44.1 — 96 кГц | 303/606/909 кбит/с (для 44.1 и 88.2 кГц), 330/660/990 кбит/с (для 48 и 96 кГц) | Android 8+ | Некоторыми наушниками Sony и единичными устройствами других производителей (аппаратно) |
Маркетинг LDAC в качестве Hi-Res-кодека вредит его технической составляющей: глупо расходовать битрейт на передачу не слышимых человеческим ухом частот и повышенную разрядность, покуда его не хватает для передачи CD-качества (44.1/16) без потерь. К счастью, у кодека есть два режима работы: передача CD-аудио и передача Hi-Res-аудио. В первом случае по воздуху передаётся только 44.1 кГц/16 бит.
Так как программного декодера LDAC нет в свободном доступе, протестировать кодек без дополнительных устройств, раскодирующих LDAC, невозможно. По результатам теста LDAC на ЦАП с его поддержкой, который подключили инженеры сайта SoundGuys.com через цифровой выход и записали выдаваемый звук на тестовых сигналах, LDAC 660 и 990 кбит/с в режиме CD-качества обеспечивает соотношение сигнал/шум немногим лучше такового у aptX HD. Это хороший результат.
LDAC также поддерживает динамический битрейт вне установленных профилей — от 138 кбит/с до 990 кбит/с, но, насколько могу судить, в Android используются только стандартизированные профили 303/606/909 и 330/660/990 кбит/с.
Прочие кодеки
Другие A2DP-кодеки не получили широкого распространения. Их поддержка либо практически полностью отсутствует, либо имеется только на определенных моделях наушников и смартфонов.
Стандартизированный в A2DP кодек ATRAC ни разу не использовался в качестве Bluetooth-кодека даже самими Sony, кодеки Samsung HD, Samsung Scalable и Samsung UHQ-BT имеют очень ограниченную поддержку со стороны передающих и получающих устройств, а HWA LHDC — слишком новый, и поддерживается всего тремя(?) устройствами.
Поддержка кодеков аудиоустройствами
Не все производители публикуют точную информацию о кодеках, которые поддерживают те или иные беспроводные наушники, колонки, ресиверы или трансмиттеры. Иногда бывает так, что поддержка определённого кодека есть только на передачу, но не на приём (актуально для комбинированных трансмиттеров-ресиверов), хотя производитель заявляет просто о «поддержке», без примечаний (предполагаю, в этом виновато раздельное лицензирование энкодеров и декодеров некоторых кодеков). В самых дешевых устройствах можно вовсе не обнаружить заявленную поддержку aptX.
К сожалению, в интерфейсах большинства ОС нигде не отображается используемый кодек. Информация об этом есть только в Android, начиная с 8 версии, и macOS. Однако, даже в этих ОС будут отображаться только те кодеки, которые поддерживает как телефон/компьютер, так и наушники.
Как же узнать, какие кодеки поддерживает устройство? Самый надежный вариант — записать и проанализировать дамп трафика с параметрами согласования A2DP!
Сделать это можно в Linux, macOS и Android. В Linux можно воспользоваться Wireshark или hcidump, в macOS — Bluetooth Explorer, а в Android — штатной функцией сохранения Bluetooth HCI-дампа, которая доступна в инструментах разработчика. Вы получите дамп в формате btsnoop, который можно загрузить в анализатор Wireshark.
Обратите внимание: корректный дамп можно получить только подключившись с телефона/компьютера к наушникам/колонке (как бы курьёзно это ни звучало)! Наушники могут самостоятельно устанавливать соединение с телефоном, и в этом случае они будут запрашивать список кодеков у телефона, а не наоборот. Чтобы гарантированно записать корректный дамп, сначала разорвите сопряжение с устройством, а затем, во время записи дампа, сопрягите телефон с наушниками.
Используйте следующий фильтр отображения, чтобы отсеять нерелевантный трафик:
В результате вы должны увидеть что-то похожее:
На каждом пункте команды GetCapabilities можно нажать, и посмотреть подробные характеристики кодека.
Wireshark знает не все идентификаторы кодеков, поэтому часть кодеков придётся расшифровывать вручную, смотря в таблицу идентификаторов ниже:
Узнать, поддерживает ли ваше устройство скорости передачи EDR 3 мбит/с, можно фильтром:
Чтобы не анализировать дампы вручную, я сделал сервис, который проанализирует всё автоматически: btcodecs.valdikss.org.ru
Для Windows есть простая но полезная утилита Bluetooth Tweaker, которая, в числе прочего, показывает текущий и поддерживаемые кодеки.
В Linux также можно воспользоваться программой avinfo, входящей в состав BlueZ.
Сравнение кодеков. Какой кодек лучше?
У каждого кодека есть свои преимущества и недостатки.
aptX и aptX HD используют жестко заданные профили, которые нельзя изменить без модификации энкодера и декодера. Ни производитель телефона, ни производитель наушников не в силах изменить битрейт или коэффициенты кодирования aptX. Владелец кодека, Qualcomm, выдаёт референсный энкодер в виде библиотеки. Эти факты — сильная сторона aptX — вы наперед знаете, какого качества звук вы получите, без каких-либо «но».
SBC, напротив, имеет множество настраиваемых параметров, динамический битрейт (энкодер может уменьшать параметр bitpool, если радиоэфир загружен), и не имеет жестко заданных профилей, а только рекомендуемые «среднее качество» и «высокое качество», которые добавили в спецификацию A2DP в 2003 году. «Высокое качество» уже не такое высокое по современным меркам, а большинство Bluetooth-стеков не позволяют использовать параметры лучше, чем в профиле «высокое качество», хоть технические ограничения для этого отсутствуют.
Bluetooth SIG не имеет референсного энкодера SBC в виде библиотеки, и производители реализуют его самостоятельно.
Это — слабые стороны SBC — никогда наперед не ясно, какого качества звука ожидать от конкретного устройства. SBC может выдавать как низкое, так и очень высокое качество звука, но последнее недостижимо без отключения или обхода искуственных ограничений Bluetooth-стеков.
Ситуация с AAC неоднозначная: с одной стороны, теоретически кодек должен выдавать качество, неотличимое от оригинала, но практикой, судя по тестам лаборатории SoundGuys на разных Android-устройствах, это не подтверждается. Вероятнее всего, вина на низкокачественных аппаратных аудиоэнкодерах, встроенных в различные чипсеты телефонов. Имеет смысл использовать AAC только на устройствах Apple, а на Android ограничиться aptX и LDAC.
Аппаратура, поддерживающая альтернативные кодеки, как правило, более высокого качества, просто потому, что для совсем дешевых низкокачественных устройств не имеет смысла платить лицензионные отчисления для использования этих кодеков. По моим тестам, SBC звучит очень хорошо на качественной аппаратуре.
Я сделал веб-сервис, кодирующий аудио в SBC, aptX и aptX HD в реальном времени, прямо в браузере. С помощью него вы сможете тестировать эти аудиокодеки без фактической передачи аудио по Bluetooth, на любых проводных наушниках, колонках, и вашей любимой музыке, а также изменять параметры кодирования прямо во время воспроизведения аудио:
btcodecs.valdikss.org.ru/sbc-encoder
Сервис использует библиотеки кодирования SBC из проекта BlueZ и libopenaptx из ffmpeg, которые скомпилированы в WebAssembly и JavaScript из C, через emscripten, для выполнения в браузере. Кто мог мечтать о таком будущем!
Вот как это выглядит:
Обратите внимание, как меняется уровень шума после 20 кГц у разных кодеков. В оригинальном MP3-файле частоты выше 20 кГц отсутствуют.
Попробуйте попереключать кодеки и оценить, слышите ли вы разницу между оригиналом, SBC 53 Joint Stereo (стандартный и наиболее распространенный профиль), и aptX/aptX HD.
Я слышу разницу между кодеками в наушниках!
Люди, которые не слышат разницы между кодеками во время тестирования через веб-сервис, уверяют, что слышат её при прослушивании музыки в беспроводных наушниках. Увы, это не прикол и не эффект плацебо: разница действительно слышна, однако вызвана она не отличиями кодеков.
Конвеер обработки звука DSP Kalimba в чипах производства CSR/Qualcomm
Активация различных функций DSP для каждого кодека и выхода отдельно
Некоторые устройства премиального сегмента комплектуются программой, позволяющей настраивать параметры DSP, но большинство более дешевых наушников не имеют такой возможности, и пользователи не могут отключить пост-процессинг звука штатными средствами.
Функциональные особенности устройств
Современная версия стандарта A2DP имеет функцию «абсолютной регулировки громкости» — управление громкостью устройства специальными командами протокола AVRCP, которое регулирует усиление выходного каскада, вместо программного уменьшения громкости аудиопотока. Если при изменении громкости на наушниках, изменение не синхронизируется с громкостью на телефоне, то это означает, что ваши наушники или телефон не поддерживают эту функцию. В таком случае, имеет смысл слушать музыку всегда с максимальной громкостью на телефоне, регулируя фактическую громкость кнопками наушников — в этом случае соотношение сигнал/шум будет лучше, и качество аудио должно быть выше.
В реальности же бывают печальные ситуации. На моих наушниках RealForce OverDrive D1 для SBC включен сильный компандер, и увеличение громкости приводит к повышению уровня тихих звуков, а громкость громких звуков при этом не меняется (происходит компрессия сигнала). Из-за этого приходится устанавливать громкость на компьютере примерно в половину, в этом случае эффекта компрессии практически нет.
По моим наблюдениям, все наушники с дополнительными кодеками поддерживают функцию абсолютной регулировки громкости, видимо, это одно из требований для сертификации кодеков.
Некоторые наушники поддерживают подключение двух устройств одновременно. Это позволяет, например, слушать музыку с компьютера и принимать звонки с телефона. Однако следует знать, что в этом режиме отключаются альтернативные кодеки, и используется только SBC.
Функция AVDTP 1.3 Delay Reporting позволяет наушникам сообщать задержку передающему устройству, с которой фактически воспроизводится звук. Это позволяет подстраивать синхронизацию аудио с видео в время просмотра видеофайлов: при проблемах с передачей по радиоэфиру, аудио не будет отставать от видео, а наоборот, видео будет тормозиться видеоплеером, пока аудио и видео снова не синхронизируются.
Функция поддерживается многими наушниками, Android 9+ и Linux с PulseAudio 12.0+. О поддержке функции на других платформах мне неизвестно.
Двунаправленная связь через Bluetooth. Передача голоса.
Для передачи голоса в Bluetooth используется Synchronous Connection Oriented (SCO) и его улучшенная версия Enhanced Synchronous Connection Oriented (eSCO) — синхронная передача с предварительным согласованием соединения. Режим позволяет передавать звук и голос строго по порядку, с симметричной скоростью отправки и приёма, без ожидания подтверждения передачи и переотправки пакетов. Это понижает общую задержку передачи аудио через радиоканал, но накладывает серьёзные ограничения на количество передаваемых данных за единицу времени и отрицательно сказывается на качестве аудио.
Когда используется этот режим, и голос с микрофона, и аудио в наушники передаются с одинаковым качеством.
Передача самих данных стандаризирована профилем HSP, также описывающим дополнительные функции, вроде работы кнопок регулировки громкости, поднятия трубки и отбоя.
К сожалению, по состоянию на 2019 год, качество передачи речи через Bluetooth всё ещё низкое, и непонятно, почему Bluetooth SIG с этим ничего не делает.
Дополнительный кодек mSBC был стандартизирован в 2009 году, а в 2010 уже появились чипы, использующие его для передачи голоса. mSBC широко поддерживается различными устройствами.
Это не самостоятельный кодек, а обычный SBC из стандарта A2DP, с фиксированным профилем кодирования: 16 кГц, моно, bitpool 26.
Не блеск, но гораздо лучше, чем CVSD, однако всё ещё неприятно использовать его для общения через интернет, особенно, когда вы используете наушники для общении в игре — звук игры тоже будет передаваться с частотой дискретизации в 16 кГц.
FastStream
Компания CSR решила развить идею переиспользования SBC. Чтобы обойти ограничения протокола SCO и использовать более высокие битрейты, CSR пошли другим путём — внедрили поддержку двустороннего SBC-аудио в стандарт передачи одностороннего аудио A2DP, стандартизировали профили кодирования, и назвали это «FastStream».
FastStream передает в динамики стереозвук 44.1 или 48 кГц с битрейтом в 212 кбит/с, а для передачи аудио с микрофона используется моно, 16 кГц, с битрейтом 72 кбит/с (чуть лучше, чем у mSBC). Такие параметры гораздо лучше подходят для общения в онлайн-играх — звук игры и собеседников будет качественный.
Компания придумала интересный костыль, но из-за того, что он противоречит стандарту A2DP, его поддержка есть только в некоторых трансмиттерах компании (которые работают как USB-аудиокарта, а не Bluetooth-устройство), но поддержки в Bluetooth-стеках он не получил, хотя количество наушников с поддержкой FastStream не такое уж и малое.
На данный момент поддержка FastStream в ОС есть только в виде патча для Linux’ового PulseAudio от разработчика Pali Rohár, который не включён в основную ветку программы.
aptX Low Latency
К большому удивлению, aptX Low Latency тоже поддерживает двунаправленное аудио, реализуя такой же принцип, как у FastStream.
Использовать эту особенность кодека не получится нигде — поддержки декодирования Low Latency нет ни в одной ОС и ни в одном известном мне Bluetooth-стеке.
Bluetooth 5, Classic и Low Energy
Вокруг спецификаций и версий Bluetooth возникла большая путаница из-за наличия двух несовместимых стандартов под одним брендом, оба из которых широко применяются для разных целей.
Существует два разных, не совместимых между собой протокола Bluetooth: Bluetooth Classic и Bluetooth Low Energy (LE, он же Bluetooth Smart). Ещё есть третий протокол, Bluetooth High Speed, но он не распространён, и не используется в бытовых устройствах.
Начиная с Bluetooth 4.0, изменения в спецификации касались преимущественно Bluetooth Low Energy, а Classic-версия получала только незначительные улучшения.
Список изменений между Bluetooth 4.2 и Bluetooth 5:
Several new features are introduced in the Bluetooth Core Specification 5.0 Release. The major areas of improvement are:
• Slot Availability Mask (SAM)
• 2 Msym/s PHY for LE
• LE Long Range
• High Duty Cycle Non-Connectable Advertising
• LE Advertising Extensions
• LE Channel Selection Algorithm #2
9.1.1 Features Added in CSA5 — Integrated in v5.0
• Higher Output Power
Только одно изменение коснулось Classic-версии в рамках спецификации Bluetooth 5: добавили поддержку технологии Slot Availability Mask (SAM), призванную улучшить разделение радиоэфира. Все остальные изменения затрагивают только Bluetooth LE (и Higher Output Power тоже).
Все аудиоустройства используют только Bluetooth Classic. Наушники и колонки подключить через Bluetooth Low Energy невозможно: не существует стандарта передачи аудио с использованием LE. Стандарт A2DP, применяемый для передачи высококачественного аудио, работает только через Bluetooth Classic, и аналога в LE ему не существует.
Вывод — приобретать аудиоустройства с Bluetooth 5 только из-за новой версии протокола бессмысленно. Bluetooth 4.0/4.1/4.2 в контексте передачи аудио будет работать точно так же.
Если анонс новых наушников упоминает удвоенный радиус работы и уменьшенное энергопотребление благодаря Bluetooth 5, то знайте — они либо сами не разбираются, либо вводят вас в заблуждение. Немудрено, ведь даже производители Bluetooth-чипов в своих анонсах путаются в отличиях новой версии стандарта, а некоторые Bluetooth 5-чипы поддерживают пятую версию только для LE, а для Classic используют 4.2.
Задержка передачи аудио
Величина задержки (запаздывания) аудио зависит от многих факторов: размера буфера в аудиостеке, в Bluetooth-стеке и в самом воспроизводящем беспроводном устройстве, алгоритмической задержки кодека.
Задержка простых кодеков, вроде SBC, aptX и aptX HD, совсем небольшая, и составляет 3-6 мс, чем можно пренебречь, но комплексные кодеки, вроде AAC и LDAC, могут давать ощутимое запаздывание. Алгоритмическая задержка AAC для 44.1 кГц составляет 60 мс. LDAC — около 30 мс (по грубому анализу исходного кода. Могу ошибаться, но не сильно.)
Итоговая задержка сильно зависит от воспроизводящего устройства, его чипсета и буфера. Во время тестов я получил разброс от 150 до 250 мс на разных устройствах (с кодеком SBC). Если предположить, что устройства с поддержкой дополнительных кодеков aptX, AAC и LDAC используют качественные компоненты и маленький размер буфера, то получим следующие типичные задержки:
SBC: 150-250 мс
aptX: 130-180 мс
AAC: 190-240 мс
LDAC: 160-210 мс
Напоминаю: aptX Low Latency не поддерживается в операционных системах, из-за чего меньшую задержку можно получить только связкой трансмиттер+ресивер или трансмиттер+наушники/колонка, причём все устройства должны поддерживать этот кодек.
Проблемы устройств, сертификации и логотипов Bluetooth
Как отличить качественное аудиоустройство от дешёвой поделки? По внешнему виду, прежде всего!
Рассмотрим несколько устройств и коробок от них:
Это всё — несертифицированные устройства. В инструкции может быть логотип и название технологии Bluetooth, но самое главное — чтобы они были на коробке и/или самом устройстве.
Если ваши наушники или колонка говорят «Ze bluetooth dewise is connecteda successfulle», это тоже не говорит об их качестве:
Заключение
Способен ли Bluetooth полностью заменить проводные наушники и гарнитуры? Способен, но ценой низкого качества в режиме разговора, увеличенной задержкой передачи звука, которая может раздражать в играх, и множества проприетарных кодеков, требующих лицензионных отчислений и увеличивающих конечную стоимость как смартфонов, так и наушников.
Маркетинг альтернативных кодеков очень сильный: aptX и LDAC представляют в виде долгожданной замены «устаревшего и плохого» SBC, который далеко не так плох, как о нём принято думать.
Как выяснилось, искусственные ограничения Bluetooth-стеков на битрейт SBC можно обойти, так, что SBC не будет уступать aptX HD. Я взял инициативу в свои руки и сделал патч для прошивки LineageOS: Модифицируем Bluetooth-стек для улучшения звука на наушниках без кодеков AAC, aptX и LDAC
Больше информации можно найти на сайтах SoundGuys и SoundExpert.
Бонус: референсный энкодер SBC, информация о битстриме A2DP и тестовые файлы. Этот файл раньше был выложен на сайте Bluetooth публично, но теперь он доступен только для вступивших в Bluetooth SIG.