Аудиолог кто это и что лечит
Стоит ли бояться кохлеарной имплантации – интервью с аудиологом Николаем Пудовым
Автор: Редакция Мастерслух
«Не забыть белье, чашку, зубную щетку…». А вы помните, как собирали в больницу своего ребенка? Кроме списка вещей, документов и анализов, кандидатов на кохлеарную имплантацию весь путь до встречи с врачами сопровождают страхи и сомнения. Как пройдет операция? А если осложнение? Как жить после? Будет ли жизнь моего ребенка такой же, как раньше? Эти и многие другие вопросы родители задают на каждой встрече с Николаем Пудовым, аудиологом, экспертом программы «Я слышу мир» и специалистом по настройке систем кохлеарной имплантации. Сегодня и мы попросили его ответить на самые распространенные.
Про таких специалистов, как Николай Пудов, говорят: «Это у него в крови». Помимо того, что Николай много лет занимается практической работой, он еще один из представителей семейной династии сурдологов-реабилитологов. Николай Викторович выезжает в регионы, где проводит настроечные сессии для детей с кохлеарными имплантатами и настраивает КИ удаленно через систему телемедицины. Мы обратились к Николаю Викторовичу как к специалисту, имеющему уникальный опыт по настройке системы кохлеарной имплантации, с вопросами, которые часто задают обеспокоенные пациенты.
– Николай Викторович, почему пациенты или родители детей, которым рекомендовано установить кохлеарный имплантат, боятся операции? Что их чаще всего пугает?
– Пугает неизвестность, и, как ни странно, многие больше боятся не самого хирургического вмешательства, а использования наркоза.
– Что Вы обычно говорите таким пациентам?
– Рассказываю, в чем заключается суть процедуры, объясняю последовательность манипуляций. Хорошо, если получается дать возможность пообщаться с людьми, у которых уже установлен имплантат.
– Долго длится операция?
– Такие операции начали делать более 40 лет назад, и в наше время – это уже усовершенствованная медицинская процедура, которая занимает всего 30 минут при условии, что у пациента нет анатомических особенностей и заболеваний. Во время операции работает бригада специалистов: анестезиолог с помощником, хирург, сурдолог-оториноларинголог и операционная сестра.
Николай Пудов рассказывает, как бороться со страхами, связанными с операцией по установке КИ
– Как подготовиться к такой операции?
– Любое вмешательство в организм воспринимается как сильный стресс. Подготовка к операции должна быть одним из этапов лечения. От подготовки во многом зависят результаты дальнейшей реабилитации. В этот момент с пациентом и его семьей проводят определенную работу. Потому что важно не только физическое состояние пациента, но и его психологическое и эмоциональное самочувствие: у него самого или у родителей ребенка должна быть мотивация.
– Чем отличаются кохлеарные имплантаты разных производителей?
– Сейчас в России представлено пять фирм, производящих системы КИ. Модели кохлеарных имплантатов отличаются длиной электродной цепочки, числом электродов, стратегиями обработки речевой информации и другими техническими параметрами.
Николай Пудов часто проводит «ликбезы» о системах КИ
– Можно самому выбрать систему кохлеарной имплантации? Если да, то как это сделать?
– В Федеральном законе № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что пациент может выбрать медицинское учреждение, в котором будет проведена операция. То есть можно выбрать клинику, где установят КИ необходимой модели.
– Как долго пациенты адаптируются к системе кохлеарной имплантации?
– Все зависит от индивидуальных особенностей и периода глухоты. Чем меньше длится глухота, тем успешнее пройдет реабилитация, и пациент быстрее адаптируется к кохлеарному имплантату.
– У нас был маленький пациент – кандидат на КИ, у которого оказалась доброкачественная опухоль мозга, что явилось противопоказанием к операции. Скажите, пожалуйста, много таких противопоказаний?
– Противопоказаний несколько. Это полная или частичная, но значительная облитерация улитки; ретрокохлеарная патология; отрицательные результаты электрофизиологического тестирования; сопутствующие соматические и психические заболевания, препятствующие проведению хирургической операции под общей анестезией и последующей слухоречевой реабилитации; отсутствие мотивации к послеоперационной слухоречевой реабилитации и поддержки со стороны местных специалистов и членов семьи.
– Какие медицинские манипуляции противопоказаны пациентам с КИ? А каких не стоит опасаться?
– Пациенты с кохлеарными имплантатами могут проходить терапевтическое и хирургическое лечение, диагностические обследования: рентген, компьютерную томографию, ЭКГ, ЭЭГ. А вот ультразвук и лечение лазером строго запрещены. В любом случае перед проведением медицинских процедур всегда сообщайте врачу, что у вас установлен кохлеарный имплантат.
Перед проведением любых медицинских манипуляций нужно предупреждать врача, что у вас установлен кохлеарный имплантат
– В чем ограничены люди с имплантатами в обычной жизни? Можно им заниматься спортом, летать на самолете?
– Как и любые другие люди, пациенты с системами КИ могут участвовать в социальной жизни и заниматься спортом. Избегать нужно только контактных видов спорта, при которых возможны удары по голове или продолжительное давление на область имплантата, так как это может вызвать его механическое повреждение. К другим видам физической активности противопоказаний нет.
На самолете летать тоже можно. Нужно только выключать электронные приборы на время взлета и посадки, так как они могут повлиять на работу бортовой аппаратуры. Это относится также и к речевому процессору. Предварительно скажите бортпроводнику, что вы используете кохлеарный имплантат, и объясните, как с вами общаться при выключенном речевом процессоре.
Что касается систем безопасности, например в том же аэропорту, КИ может вызвать их срабатывание, но это не представляет опасности для имплантата.
– Есть характерные поломки у КИ и РП? И куда в таком случае обращаться?
– Электроника системы кохлеарной имплантации разработана с учетом требований надежности и рассчитана на долгий срок безотказной работы при аккуратном обращении. Но если наружная часть сломалась, нужно отнести аппарат в сервисный центр. На время ремонта обычно выдают подменный речевой процессор. На РП действует пятилетняя гарантия с момента первого включения. Плановую замену осуществляют каждые 5 лет на основании Приказа МЗ РФ № 178н.
– Что значит аккуратное обращение с системой кохлеарной имплантации и речевым процессором?
– Достаточно придерживаться нескольких правил. Прежде всего, прочитать инструкцию и соблюдать ее. Никогда не вскрывать корпус речевого процессора, потому что несанкционированное вскрытие влечет за собой потерю гарантии. Беречь речевой процессор от падений и следить, чтобы он не попадал в опасные зоны с работающими механизмами или с высоким напряжением. Не давить на область, где установлен имплантат. Этого будет достаточно.
Николай Пудов рассказал, как живут пациенты с КИ и почему не надо бояться операции по установке имплантата
– Николай Викторович, большое спасибо за беседу.
– Пожалуйста, рад был помочь.
Ели у вас есть еще вопросы о системах кохлеарной имплантации, речевых процессорах, оставляйте их в комментариях – мы обязательно ответим. Или запишитесь на консультацию по КИ к нашим специалистам.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат
Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →
Слуховые аппараты и музыка… совместимы
Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →
Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь
Автор: Редакция Мастерслух
По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.
Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта. Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена. Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.
Как понять, что у ребенка нарушение слуха
В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.
Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.
Положительный результат скрининга
Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).
Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:
Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.
В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.
Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник: YouTube
В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.
Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».
К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.
Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка
Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.
Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.
Что будет делать врач
Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.
Как сурдологи диагностируют тугоухость
Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.
Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.
Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии
Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.
Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога
Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.
На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.
Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки
Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.
Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.
Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура
Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.
Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.
Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.
Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.
Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента
Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.
Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте
Как лечат нарушения слуха у детей
Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.
Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.
Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.
При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.
Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.
Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.
При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.
Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.
Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.
Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать
Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.
Что такое слухоречевая реабилитация
Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:
После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.
Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше
Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат
Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →
Слуховые аппараты и музыка… совместимы
Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОКТОР. Приоритеты врача-аудиолога
Почему врожденная глухота – это не приговор, и на какие уловки идут призывники, чтобы избежать армейской службы.
Агентство «Минск-Новости» продолжает совместный проект с Белорусским государственным медицинским университетом и комитетом по здравоохранению Мингорисполкома. Герои публикаций – молодые врачи с собственным мнением о том, что происходит сегодня в медицине.
Визитная карточка: Наталья Синякова
Возраст: 33 года.
Образование: Витебский государственный медицинский университет, лечебный факультет. Год окончания – 2008. Интернатуру проходила в Витебской областной клинической больнице.
Место работы: РНПЦ оториноларингологии.
Должность: заведующая отделением функциональной диагностики.
О превратностях судьбы
Я счастливый человек. Есть любимая семья, работа. Хотя мой путь в профессию был довольно долгим: медучилище, работа медсестрой в Витебской областной клинической больнице, подготовительные курсы при Витебском медуниверситете и только потом поступление в медицинский вуз. О чем мечтала, все сбылось. По окончании учебы направили ЛОР-врачом в Докшицкую центральную районную больницу (Витебская область), где познакомилась с Андреем – врачом-травматологом, будущим мужем. Поженились, супруг поступил в клиническую ординатуру РНПЦ травматологии и ортопедии. Переехали в Минск. Муж в приемном отделении этого центра работал, но мечтал о высокотехнологичных операциях – эндопротезировании (замене) суставов. Интересно, престижно и хорошо оплачивается. А в «приемнике» – экстренные пациенты, не тот профиль. Вакансий все не было и не было. Квартира съемная. Финансово накладно для двух молодых врачей. И глава семьи ушел в зарубежную фармацевтическую компанию медицинским представителем. Мне кажется, вернется. Он до сих пор болеет травматологией и ортопедией, новинками интересуется, к коллегам в центр ездит. Хороший врач, и пациенты его любили.
О врачебном долге
Заведую отделением функциональной диагностики. У нас проверяют слух пациентам на самом современном оборудовании, которое в Беларуси есть только в РНПЦ оториноларингологии. Я врач-аудиолог.
Когда в 2011-м пришла в центр, об аудиологии имела смутное представление. Хотела врачом-сурдологом работать (лечить отосклероз, нейросенсорную тугоухость, хронический отит и так далее) и только со взрослыми пациентами. Но директор центра Людмила Эдуардовна Макарина-Кибак, человек проницательный, что-то во мне разглядела, предложила стать аудиологом. Месяц штудировала научную литературу, изучала зарубежный опыт, перенимала навыки у опытной коллеги, а после стала работать самостоятельно.
Итак, о буднях. Меня не проведешь. На симулянтов глаз наметан, да и на компьютере все видно. Это я к тому, что очень часто военкоматы присылают на обследование призывников, которые не желают служить в армии и, начитавшись медицинской литературы, хотят «откосить» по причине серьезного нарушения слуха. Притворяются, что не слышат на одно или два уха. В медкартах соответствующих пометок нет, но парни оправдываются: последние полгода-год не были у врачей, потому они не в курсе.
А недавно молодой человек (он обращался в наш центр, диагноз – нейросенсорная тугоухость легкой степени), наоборот, вместо себя приятеля с идеальным слухом привел. Думал, прокатит. Его как раз-таки понимаю. И не осуждаю. Очень уж хотелось парню поступить в вуз, где от абитуриента требовалось отличное здоровье. Номер не прошел. Жаль юношу, расстроился, но, с другой стороны, для него же лучше. В молодости мало кто думает о последствиях, а ведь неспроста в вузах требуют справку о состоянии здоровья. В жизни немало профессий, которые только бы усугубили его болезнь. Сложись иначе, поступил, окончил, а потом не смог бы работать по специальности или, еще хуже, окончательно потерял слух. И стал нужным только близким.
О взаимопонимании
Наша нация – носитель гена мутации, способного вызывать врожденную глухоту. Поэтому из 1.000 новорожденных белорусов у 15 – проблемы со слухом, а у одного – врожденная глухота. И пока дети маленькие, чрезвычайно важно провести им грамотное обследование – аудиологический скрининг. Для этого всем родильным отделениям нашей страны закупили оборудование. Если врачи на местах сомневаются в постановке диагноза, направляют к нам. Мы обследуем на аппаратуре экспертного (самого высокого) класса. Но каким бы ни был окончательный диагноз, стараемся поддержать родителей: тугоухость (когда ребенок не слышит) – это не приговор. Существует множество методик лечения и реабилитации, благодаря которым люди возвращаются в мир слышащих. Мы-то, врачи, понимаем, а вот объяснить потрясенным родителям, что жизнь продолжается и ребенок у них замечательный, только особенный, – еще та задачка.
Даем родителям выплакаться. Встречаемся через две-три недели. Объясняю: всем нам, врачам разных специальностей, близким малыша предстоит большая работа. Операция по восстановлению слуха (кохлеарная имплантация) – это только начало долгого пути к адаптации ребенка к миру слышащих. Капля в море. За саму операцию можно не волноваться – профессионализм хирургов нашего центра высочайший. Но потом многое зависит от мотивации родных. У меня не столь богатый опыт, но если бы все семьи были так позитивно настроены, как у Аделины (самая юная белоруска с врожденной глухотой, которой в феврале 2015 года в РНПЦ оториноларингологии выполнили операцию по восстановлению слуха, о чем сообщало агентство «Минск-Новости». Девочке тогда было восемь месяцев.), успех был бы обеспечен. Малышке сначала прооперировали одно ушко, потом второе… У нас все эту семью знают, настолько они дружные, не падают духом: и родители, и братья старшие. Все стараются малышку «вытянуть». И получается! Аделина воспринимает речь, реагирует на звуки. Слышит. «Небо и земля – то, что было до и после операций», – радует нас при встрече мама.
Наталья Синякова (слева) с самой юной белорусской пациенткой Аделиной Синкевич, которой в феврале 2015 года выполнили операцию по восстановлению слуха
Об ответственности
Всегда помню, насколько велика ответственность: если в чем-то сомневаюсь, прошу родителей привезти ребенка, когда немного подрастет, на повторный прием. Иногда у недоношенных младенцев снижение слуха происходит из-за недозрелости в утробе матери клеток, отвечающих за развитие органов слуха. Постепенно все приходит в норму. Наблюдаю таких малышей. Со многими становимся друзьями.
О новых технологиях
Владею английским. Съездила в Инсбрук (Австрия) на обучающий семинар по настройке специальных систем (аудиопроцессоров). Благодаря им пациенты после операции слышат. Эти же системы устанавливают тем, кто по каким-либо причинам не может пользоваться слуховыми аппаратами. Ведь мои пациенты – не только дети, но и взрослые. Системы настраиваю на нужную волну на компьютере. Приятно, когда после моих настроек они уходят совершенно другими людьми. Слышащими.
О хобби
У меня – танцы: брейк-данс, латиноамериканские, спортивные. В медуниверситете занималась в студии современного танца вместе с сестрой на любительском уровне. Выступали на выпускных вечерах. И на своей свадьбе с мужем неординарный танец жениха и невесты исполнили. Под микс из разных мелодий «отжигали». На курсы не ходили – репетировали дома. Гостей очень удивили.
Мы с Андреем свободное время проводим вместе. По вечерам бегаем в парке, любим пешком по городу пройтись. Путешествовать нравится. Отдохнуть от суеты, мобильных телефонов, телевизора, компьютера, работы – это так здорово! В Болгарии были, в Турции, Тунисе. Хочется Европу посмотреть. А еще, может и старомодно звучит, но крестиком люблю вышивать, особенно пейзажи.
О приоритетах
Переезжать в другую страну не хочу, мне даже с Витебском, моим родным городом, тяжело было расставаться. Здесь моя родина, семья, родители, младшая сестра. Мы очень дружные, понимаем и поддерживаем друг друга. Хочется почаще навещать родных. Уеду за границу, и что? В лучшем случае раз в год будем встречаться. Родители давно грезят о наследниках, и мы с мужем о детях мечтаем. Для меня на первом месте семья. Карьерный рост? С этим можно подождать. Деньги? Конечно, они важны в нашей жизни, но это не главное. Врач – особая профессия, и для меня быть нужным своим пациентам гораздо важнее материальной составляющей. Приходит ко мне на прием человек с серьезными проблемами со слухом, предлагаю ему оперироваться, рассказываю, как изменится его жизнь. Послушает, подумает: «Хорошо, уговорили. Согласен». Для меня эти слова – бальзам на душу.