Аудиопроцессор для авто для чего он
Для чего нужен процессор звука в автомобиле и как его выбрать
Встроенный процессор не требует отдельной установки. Он достаточно прост в настройке и требователен к правильному подключению системы. Если компоненты системы подключены неверно, процесс настройки будет проходить впустую. Несколько популярных автомагнитол с встроенным процессором звука:
Значительно более интересную, но гораздо более дорогую вещь представляет внешний процессор звука. Обычно он подключается к автомагнитоле и настраивается через компьютер. У него много значимых преимуществ перед встроенными. Во первых он не ограничен размерами автомагнитолы. Во вторых он находится, как правило, в багажнике и рядом с усилителями системы, что позволяет довести до него сигнал по оптике или цифровой шине и потом уже короткими кабелями RCA развести на усилители системы. Такой вариант значительно сильнее помехозащищен, чем кабели RCA, которые идут через весь автомобиль, а также позволяет получить более качественный сигнал за счет использования ЦАП процессора.
Несколько лет назад у современных производителей автомобилей появилась тенденция усложнять замену штатной автомагнитолы. Первым этапом были штатные автомагнитолы нестандартного размера и управление с руля. Эти вопросы были достаточно быстро решены переходными рамками от наших китайских товарищей и интерфейсами кнопок на руле от наших земляков. Прошло немного времени и часто установщики Автозвука стали сталкиваться с парктрониками, завязанными на автомагнитолу, штатными камерами заднего вида, которые передают сигнал по RGB, выводом показаний климат-контроля на дисплей штатной автомагнитолы. Стали появляться автомобили, которые вообще отказывались заводиться без родной автомагнитолы. Многие конкуренты-паникеры стали орать что эра автозвука закончилась, все плохо и скоро предложить будет нечего и надо переходить в другой бизнес. Но мы решили в панику не впадать, чем меньше коркурентов, тем лучше и стали знакомиться с процессорами звука. И в результате поняли, что у нашей профессии есть будущее, при чем, как минимум еще на одну пятилетку вперед.
У некоторых процессоров звука есть возможность брать сигнал с штатного головного устройства или штатного усилителя системы, чистить его от всех паразитных составляющих, если они имеются, складывать в полноценный, если штатная система делит его на части по частотам для поканального усиления и выводить на новые усилители системы. За счет этого на основе штатной автомагнитолы с использованием процессора можно собрать систему Hi-Fi и Hi-End класса, которая будет полностью невидима в интерьере современного автомобиля, не нарушит работу штатных систем. При этом звук можно улучшить в разы!
Стоит знать, что при установке процессора есть очень много ньюансов, которые могут учесть лишь опытные инсталляторы и, при всей видимой простоте подключения, часто несоблюдение этих тонкостей приводит к плохому звуку, хлопкам при включении системы, шумовому фону. После установки, процессор требует тонкой и правильной настройки, желательно человеком, который имеет в этом опыт и имеет слух. Следует помнить, что настройке процессора при его неправильном подключении не даст требуемого результата.
Встроенный или внешний аудио процессор: что выбрать в аудио систему автомобиля
Люди, ценящие хорошее звучание в своем автомобиле знают, что основа качественной аудиосистемы кроется не в динамиках, а в современном аудио процессоре. Именно благодаря аудио процессору можно добиться насыщенного звука, который будет правильно звучать в конкретном авто, с учетом параметров внутреннего объема, расположения динамиков и мощности усилителя.
Команда Mobile Sound в числе опытных разработчиков учитывает современные потребности и предлагает смелые решения для достижения лучшего звучания аудиосистемы вашего автомобиля. При выборе устройств, опытный сотрудник может дать консультацию по всем интересующим вопросам: дать советы по комплектации системы и ориентировочному бюджету. Посмотрите на сайте https://mobile-sound.ru каталог автомобильной аудио электроники от Mobile Sound.
При создании качественного звука авто – большинство людей переключают свое внимание на усилители и колонки, упуская небольшую, но крайне важную деталь – аудио процессор.
Часто это игнорирование обусловлено высокой ценой качественных моделей от производителя. Но всегда есть аналоги по приемлемым ценам и с не худшими характеристиками, которые действительно заслуживают внимания.
Аудио палитра салона авто – далеко неидеальна при использовании стандартных решений. Все дело в том, что динамики располагаются неидеально в салоне авто, сидения и подголовники выступают в качестве преграды для звуковых волн. Как результат: общая насыщенность и глубина звучания искажаются. Чтобы нивелировать эти недостатки и сделать звук максимально насыщенным и устанавливается качественный аудио процессор.
Рассмотрим основные задачи, которые призван решить аудио процессор
Фильтр частот
Процессор урезает недопустимые для конкретного динамика частоты. Тем самым удается избежать хрипов и помех. Например, в высокочастотный динамик не имеет смысла подавать частоты низкого диапазона частот.
Коррекция времени передачи сигналов в динамики системы
Неравномерный звук – частая проблема в салонах авто. Палитра звуков нарушается, какой-то один динамик может звучать громче остальных. Отдавая сигналы на воспроизведение с незначительными задержками на нужные источники, звуковые волны будут доходить до слушателя одновременно – создавая гармоничное звучание.
Коррекция амплитуды и частотности звука
Как уже писалось выше, обилие сидений выступает в роли преграды для звука, как результат возникают искажения отдельных частот. Возникает неравномерность АЧХ, аудио процессор призван исключить подобные явления и повысить качество звука на максимум.
Встроенный аудио процессор – как правило, это часть магнитолы. Такой тип не отличается высоким качеством звучания, в его наборе минимум возможностей по настройке.
Внешний процессор
Внешний процессор – сложный элемент, настройка которого требует высокой квалификации специалиста, выполняющего эту операцию. Внешний процессор аудио имеет непревзойдённые качества. Обеспечивает лучшую защиту от помех – благодаря возможности передачи сигнала через оптику или цифровую шину. Как результат – безупречное звучание в салоне автомобиля для ценителей.
Посмотрите на модели внешних аудио процессоров https://mobile-sound.ru/audio_processory.html от отечественного производителя Mobile Sound и выберите оптимальный для своего авто. Подарите своему авто по-настоящему качественное звучание по доступной стоимости.
Что важно и нужно проверять перед покупкой автомобиля б/у?
Что такое автотюнинг?
Кроссовер Jaguar F-Pace
Официальный дилер КАН АВТО
Новый кроссовер Skoda Kamiq покажут в Женеве
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Зачем нужен аудиопроцессор в автомобиле – фундамент сбалансированной палитры звука
Подготовка сбалансированного, насыщенного звука под специфику своего автомобиля и любимых композиций – целая наука, требующая основательного подхода.
«АвтоАудиоЦентр» объединил в своих рядах команду опытных установщиков и менеджеров, вместе с которыми становится гораздо проще купить автоусилитель, сабвуфер, динамики, магнитолу и сопутствующие материалы под личные требования и бюджет.
Звуковой аудиопроцессор в автомобиле – возможности и задачи установки
Несмотря на серьезные амбиции подготовить эффективную аудиосистему, многие ценители игнорируют важнейший элемент для такого результата. Аудиопроцессор часто остается одним из самых недооцененных факторов подготовки идеальной системы.
Во многом это обусловлено относительной дороговизной действительно хороших моделей. Но за качество и баланс работы всей системы приходится платить – звуковой процессор становится обязательным условием для подготовки идеального звучания.
Звуковой процессор стал неотъемлемой частью автомобильной акустики высокого уровня, учитывая неидеальные условия для аудиопалитры в салоне автомобиля. Из-за специфики форм, крайне ограниченного пространства, обилия преград, отражающих объектов и несимметричного расположения динамиков стандартный салон крайне негативно сказывается на красоте и сбалансированности звучания.
Исправить ситуацию призван правильно подобранный автомобильный процессор, который позволяет нивелировать вредные последствия указанных обстоятельств для финишного эффекта воспроизведения любимых композиций.
Какие задачи выполняет аудиопроцессор при построении современных систем
Частотный фильтр
Звуковой процессор ограничивает воспроизводимый частотный диапазон источника, если он не способен воспроизводить соответствующие частоты. В частности, удается отрезать низкие сигналы, идущие на высокочастотный динамик.
Коррекция по времени воспроизведения
В условиях размеров и специфики салона автомобиля часто отмечается проблема неравномерного расположения динамиков, на различном расстоянии от слушателя. Подобные условия негативно сказываются на акустической палитре в салоне, с неравномерным доведением звука.
Всё это сказывается и на восприятии любимых композиций – работа одного динамика может казаться громче, а другого ощутимо тише. О полноценном наслаждении звучанием в таком случае говорить не приходится.
Поэтому затраты на покупку процессоров для настоящих меломанов полностью компенсируются выстраиванием желанного баланса. Процессор будет корректировать подобную разницу во времени воспроизведения. В результате звуковые сигналы будут доходить одновременно, переплетаясь в совместном балансе звучания.
Коррекция амплитудно-частотной характеристики
Салон автомобиля выполняется из различных материалов и предполагает обилие преград на пути сигнала. Всё это провоцирует определенные искажения, с многократным отражением от поверхностей и постепенным затуханием сигнала. Результатом становятся неравномерности АЧХ, разница порой может оказаться критической. Нормализовать ситуацию призвано подключение аудиопроцессора, создавая желанный баланс звучания на выходе.
Звуковой процессор в «АвтоАудиоЦентре» – гибкие возможности выбора
Встроенные процессоры
Их в своем оснащении предполагает процессорная автомагнитола. В таком случае не потребуется отдельное подключение и последующая настройка процессора. Наиболее бюджетный вариант для автомобилистов, ценящих достаточный баланс в работе динамиков, но не стремящихся к затратам за идеальные стандарты звучания.
Внешний аудиопроцессор
Резонное стремление большинства истинных ценителей безупречного звучания. Внешний процессор подключается к магнитоле, с необходимостью довольно сложной и квалифицированной настройки для воспроизведения всего потенциала подключенной системы.
Основные преимущества выбора внешних аудиопроцессоров
Правильный выбор и установка звукового процессора – приоритет в работе «АвтоАудиоЦентра»
При всей пользе и огромном потенциале использования процессора звука, обязательно нужно помнить о сложности устройства. Поэтому для раскрытия его возможностей и точности сбалансированной работы нужно продумать вопросы эффективной, корректной настройки.
Справиться с этой задачей могут лишь опытные специалисты. Мы можем привести теоретические рекомендации, но без практики они не принесут результат. Поэтому предлагаем не просто возможность подобрать и купить аудиопроцессор под личные требования покупателя и специфику автомобиля, но и проводим работы по установке и настройке оборудования.
В основе такого результата – опыт с установкой и настройкой сотен сбалансированных аудиосистем. Внимание уделяется тщательному подбору каждого компонента акустической системы, их совместимости и подбору расходных материалов.
Что такое DSP-процессор звука? Для чего он в магнитоле?
Рекомендуемые статьи
Штатная магнитола Android на базе Allwinner TS9. Преимущества модели
Другими словами, встроенный звуковой DSP-процессор быстро изменяет поток цифровых сигналов, управляет задержками на каждом канале. Это высокоскоростная аппаратная схема, которая выполняет арифметические функции, манипулируют битами, оптимизируя большие объемы данных, чтобы быстро изменять их.
Разберем на примере:
Представьте себе ваш автомобиль изнутри с его «неправильной» формой, изгибами, со всем его наполнением: панелью, креслами и другим – все эти составляющие – это амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) вашего авто.
Среда с подобными АЧХ считается «неправильной», так как звук передается не так как в большой пустой комнате, салон с большим количеством элементов поглощает часть звука, часть просто искажается. По итогу, мы получаем не то звучание, которое излучают динамики, даже если вы воспроизводите звук в максимально высоком качестве без сжатия аудиофайла.
Так же, важным является расположение водителя и пассажиров относительно динамиков. На восприятие музыки влияет разность в громкости и силе динамиков, один будет звучать не так громко и сильно, как тот, что находится ближе. Чтобы звучание не искажалось, слушатель должен находиться по центру на равном удалении от динамиков. Но, в машине, это конечно невозможно.
Звуковая сцена — это «точность, с которой воспроизводящая система передает звуковую информацию о размере, форме и акустических характеристиках исходного пространства записи и размещения исполнителей внутри звуковой сцены в помещении для прослушивания». |
Магнитола позволяет грамотно управлять звуковой сценой, смещать ее в любом направлении. Задержки, которые производит микропроцессор, позволяют гармонично построить звучание относительно «неправильной» формы салона и расположения динамиков. Эти специальные задержки длятся миллисекунды, но за это время они выстраивают звук таким образом, чтобы он воспринимался четко без искажений со всех сторон в точке слушателя.
Звуковой процессор DSP Bu3210x позволяет произвести тонкую настройку 11 полосного эквалайзера НЧ/СЧ/ВЧ с фильтрами среза частот, регулировкой добротности, тонкомпенсацией, поканальными задержками и функцией Loud. Есть возможность усиления басов на разных частотах, сохраняя чистоту звука.
В андроид магнитолу Allwinner TS9 встроен звуковой усилитель TDA7850 MOSFET. Усилитель согласуется с акустикой 2Ом, АЧХ соответствует классу Hi-Fi аудио: имеет низкий уровень паразитных шумов, высокий показатель соотношения сигнал/шум. Благодаря этому получается чистая насыщенная звуковая картина.
Чем ниже сопротивление акустики, тем больше искажений дает усилитель, чем выше сопротивление акустики, тем меньше дает искажений усилитель.
Добиться подобной настройки звуковой сцены в магнитолах без данного процессора очень сложно
Из дополнительных возможностей, следует выделить управление функциями магнитолы посредством кнопок управления на руле при наличии встроенных или дополнительно установленных пульта ДУ. Не снимая рук с руля, можно управлять громкостью звука, переключать музыкальные треки, а так же использовать другой функционал настроенный вами.
Помимо 2 линейных стерео аудио-входов (тюльпаны), 4 линейных аудио-выхода (тюльпаны) на внешний нештатный аудио-усилитель, предусмотрен отдельный линейный выход на Subwoofer.
Как сделать процессорный звук в Жигулях
Обычно люди идут в магазин автозвука и покупают компоненты. Я же сначала спаял цифровой аудиопроцессор, а компоненты поставил какие есть.
Самая большая проблема автозвука-установка динамиков в самых неподходящих местах: динамик который играет прямо в ногу, сабвуфер массирует спину, влияние формы салона. Пока звук дойдет до ушей он будет уже не тот. Именно поэтому я начал с DSP-процессора.
Оглавление:
0. Термины
1. Начало
Вдохновился разработками фирмы miniDSP и захотел создать подобное для машины. Сердце процессора чип от Analog Devices ADAU1701
Это готовый DSP процессор для аудио со встроенным 2 канальным АЦП и 4 канальным ЦАП. Практически все используют его в режиме 2х4. Но у меня самая обычная для авто система: 2 мидбаса, 2 пищалки, сабвуфер. Нужно минимум 5 каналов.
Почитав описание выяснилось, что чип поддерживает подключение внешнего ЦАП по I2S шине.
Спаял все на макетке и проверил:
Чип действительно выдает все сигналы для работы цапа и поддерживает дополнительные каналы.
Была разработана и спаяна плата:
Подобран корпус и сделаны передние и задние панельки:
2. Что внутри
Схема главного блока:
RC_IN1 и RC_IN2 это входы для подключения крутилки/кнопки. Защищены резисторами и диодами. Конденсаторы для защиты от дребезга контактов. Транзистор для внутреннего формирователя напряжения ядра 1,8В. Инвертор с триггером Шмитта для вывода тактовой частоты(masterclock) на ЦАП. Повторитель на ОУ для средней точки аналоговых частей устройства.
Остальная обвеска по даташиту для работы внутренних частей микросхемы.
Входы принимают сигнал с тюльпанов либо с выходов на динамики (вдруг перекочует в машину со штатной магнитолой). Уровни взяты стандартные + небольшой запас, чтобы не получить клиппинг, но и не регулировать в железе. Если что усиление можно сделать в самом процессоре.
Выходной фильтр 2 порядка по даташиту:
ЦАП с точно таким же фильтром:
3. Установка
Магнитола: Alpine CDE-110
Миды: 16см 35гдн-62 в покупных подиумах внизу двери. Динамики так себе
Пищалки: 2,5см Асалаб НЕО-25 в самодельных подиумах на верхней накладке двери, развернуты на водителя. Хорошие динамики с алюмокерамическим куполом.
Сабвуфер: корпусной с фазоинвертором на 8” динамике от АСАлаб
Все динамики были в наличии, поэтому система вышла такая
Усилки: 1 готовый ACV 4 канальник (чёрный справа) и 1 самодельный для пищалок (снизу, серебристый):
4. Настройка
Настройка ведется через утилиту SigmaStudio:
Она позволяет как угодно тасовать блоки обработки, входы, выходы. Все настройки применяются “на лету”. Но после перезагрузки чип загружается с EEPROM, поэтому настройки сами не сохраняются. Нужно принудительно прошить EEPROM в этой же утилите.
Во первых были настроены все уровни:
На этом настройка отверткой закончена. Дальше все только с ноута в сигма студии.
4.1 Настройка задержек
Рулеткой замерил расстояние до динамиков. Затем пересчитывал так:
Таким образом получено расстояние на которое нужно “отодвинуть” динамик.
Задержки задавались в семплах. Т.к. Частота дискретизации была 48000, то формула такая
Задержка=48000*расстояние в метрах/340 метров в сек
Максимальная задержка получается для левой пищалки. Минимальная для правого мида и сабвуфера. Так получилось что сабвуфер и правый мид оказались на одном расстоянии.
Значение Max резервирует нужное количество памяти, чтобы регулировать на лету без компиляции.
Впоследствии при прослушивании во все каналы была добавлена задержка в 100 семплов чтобы “придвинуть” сабвуфер. Это настраивалось на слух. Очень сложно уловить что сабвуфер “придвинулся” как надо. Но если задержку убрать, то слышно что сабвуфер играет как бы отдельно сзади.
4.2 Настройка АЧХ
Далее будет много графиков АЧХ. Сразу уточню почему некоторые красивые, а некоторые кривые. Те АЧХ, которые сняты близко к динамику на расстоянии 5 сантиметров очень красивые. Но при настройке нужно использовать АЧХ в точке прослушивания. Они складываются с отраженным звуком от поверхностей салона. В некоторых местах образуются узкие и сильные провалы от стоячих волн. Это нормально. Если измерить то же самое в помещении с любой крутой системой, то будут такие же кривульки. При настройке АЧХ самое важное выровнять тональный баланс, чтобы была горизонтальная линия без наклонов, сильных горбов и пиков. Узкие провалы не так важны. Их нельзя исправить закачивая больше энергии. Можно только сделать глухую комнату. В машине это просто невозможно.
Кроме того использован некалиброванный микрофон и некалиброванный вход звуковухи. Он дает хорошие результаты до 8-10 килогерц. Дальше его показаниям не стоит верить.
Вот АЧХ из даташита микрофона:
Сначала настраиваем кроссовер. Частоты выбраны стандартные: 80 герц и 3кГц. Если с нижней частотой еще можно поиграться, то частоту среза пищалки сразу следует выбирать правильно.
На данных пищалках частота резонанса 1,4кГц. По паспорту они играют от 3 кГц. Ниже делать опасно. Выше нежелательно-сцена опустится к мидам. Кроме того левый мид не очень хорошо играет 3кГц т.к. находится под большим углом к водителю и закрывается ногой. Угловая АЧХ начинает спадать уже с 2-2,5 кгц.
АЧХ в точке прослушивания:
Для примера красивая АЧХ вблизи:
Кроссовер брался 4 порядка Линквиц-Райли (24дБ/октава).
АЧХ мида с фильтром 3 кГц:
После подстройки уровней пищалок относительно мидов появился провал на АЧХ на стыке полос:
Поэтому сигнал пищалок был инвертирован. АЧХ выровнялось. На графике не так заметно. На слух очень заметна неслитность звука, когда перепутана фаза.
Окно программы обещает провалы, но реальная АЧХ прямая. Это происходит потому, что динамики находятся в разных точках и звук у них складывается совсем не так, как на идеальном графике в программе:
Самыми проблемными по настройке оказались миды. Левый мид не играл нормально 3 кГц из-за того что не развернут и играет в ногу. Пришлось вытаскивать параметриком. На обоих мидах в точке прослушивания появился пик на 700Гц. Причем если измерять вплотную к динамику пика почти нет. Скорее всего это особенность салона. Исправлено параметриком.
У обоих мидов спад с 400 герц скорее всего из-за негерметичности дверей. Исправлено фильтром Low Shelf.
Для каждого динамика подобраны свои параметры фильтров.
АЧХ мида до коррекции:
АЧХ мида после коррекции:
Остальные неравномерности нет смысла править. Они меняются если микрофон сместить на несколько сантиметров.
При замере сабвуфера выявился существенный подъем в области 50 Гц не зависящий от положения микрофона:
АЧХ пищалок не настраивалась.Она получилась ровная за счет того, что сделаны гладкие подиумы и пищалки развернуты прямо в ухо.
Все динамики были подстроены между собой по уровню. Уровень левого канала немного убавлен, чтобы казалось что сидишь между колонками. Самый хороший эффект дает с задержками.
После того как настроены все динамики по отдельности, включаем все каналы и вносим небольшие правки в финальную АЧХ.
Подьем на суббасе в машине-необходимость. Иначе во время движения дорожный шум забивает бас. У многих качественных автомобильных систем похожий подъем.
Провал в районе 3 кГц-не совсем удалось скорректировать особенность установки мидбаса. Не все можно исправить процессором.
Выше 8-10 кГц-особенность микрофона и входа звуковухи. Дает похожий результат и на других колонках
Финальный результат прошит в EEPROM. Чтобы прошивка заработала нужно перезагрузиться: отключить USB, выключить и включить магнитолу.
5. Прослушивание
Можно приступить к прослушиванию. Проводилось со смартфона с внешним USB ЦАП и записями во flac.
Изначально эта система использовалась с фильтром из одного конденсатора на пищалке и фильтром в усилителе на сабвуфер. Все крутилось отверткой на слух. Вобщем как у всех.
После настройки звук изменился. Даже не так: ИЗМЕНИИИИИЛСЯ!1.
Сцена поднялась, тоесть звук перестал идти из ног и непонятно откуда. А переместился вперед. Все инструменты как живые. Пищалки играют так детально и слитно с мидбасами, как не играли никогда.
Такое ощущение что выкинули все эти мутно звучащие динамики и поставили новые. Удивительно что простые дешевые динамики могут ТАК играть. Сабвуфер перестал бубнеть. Не утапливает все басом. Звучит монолитно с фронтом. Иногда думаешь: где саб? Почему не звучит? А если выключить, то сразу слышно.
После прослушивания была еще одна доработка. На АЧХ сабвуфера заметно, что несмотря на хороший фильтр он играет достаточно далеко за свой диапазон. На музыке это сказалось в том, что его звук как бы затягивает удары и низкие ноты которые и так отыгрываются передними динамиками. В итоге был добавлен еще 1 фильтр выше 100 герц. И этот недостаток пропал.
6. Итоги, достоинства, недостатки
Вывод: не динамики красят звук. Динамики просто должны быть достаточно качественными и нормально установленными. Но самое главное: НАСТРОЙКА. С готовыми кроссоверами без настройки вы никогда не получите идеальный результат. Можно мучаться и менять систему постоянно или настроить 1 раз и радоваться звуку.
Вчера проехался на пассажирском: звук вроде тот же, но уже какой-то простоватый, нет глубины. В безпроцессорной системе этот недостаток тоже есть, но там нет такой большой разницы. Что у водителя, что у пассажира “сцена” хуже, чем на водительском месте системы с процессором.
Самое главное достоинство: Очень приятно настраивать звук с ноута и микрофона. Все изменения не требуют крутить отверткой, паять детали, менять компоненты.
Можно легко исправить любые мелочи, которые в обычной системе потребуют существенной переделки.
Из планов на будущее: улучшить установку мидов. Сейчас двери и технологические отверстия просто проклеены виброй STP. А покупные подиумы прикручены на тонкую обшивку двери.
Провести более тонкую настройку АЧХ и задержек.
7. БОНУС
Кто внимательно читал “ЦАП PCM1754 2 канала”. Это значит что процессор получился 6 канальный! Чтобы получить шестой канал достаточно припаять еще один тюльпан к выходу ЦАПа.
Данная статья написана с целью самозанятости, потому что в данный момент нахожусь в поиске любых предложений для сотрудничества.
Интересна ли вам тема автозвука?