Аудиовизуальная культура что это такое

АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Полезное

Смотреть что такое «АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» в других словарях:

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ — [ Словарь иностранных слов русского языка

Nisi masa — (НИСИ МАСА) – это европейская сеть ассоциаций, на сегодняшний момент представленная в 19 странах. Она была создана в 2001 году, и 7 лет спустя в нее вошли уже 20 организаций из 19 стран (включая как страны ЕС, так и соседствующие – Хорватию,… … Википедия

NISI MASA — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения — (СПбГУКиТ) Прежние названия Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ … Википедия

Бардин, Павел Гарриевич — Актер, сценарист, режиссер; родился 10 октября 1975 г. в г. Москве. окончил факультет журналистики МГУ по специальности «телевизионная журналистика», диплом по теме «Интеграция ТВ, кино и компьютера новая аудиовизуальная… … Большая биографическая энциклопедия

БАРДИН Павел Гарриевич — (р. 10 октября 1976, Москва), российский актер, сценарист, режиссер. В 1998 году окончил факультет журналистики МГУ по специальности «телевизионная журналистика», защитив диплом по теме «Интеграция ТВ, кино и компьютера новая аудиовизуальная… … Энциклопедия кино

Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета — Факультет социологии Санкт Петербургский государственный университет Английское название Faculty of Sociology, St. Petersburg State University Год основания 1989 … Википедия

театральность современного сознания и постмодернистские теории театра — В современной теоретической мысли Запада среди философов, литературоведов, искусствоведов, театроведов и социологов широко распространена мифологема о театральности сегодняшней социальной и духовной жизни. Например, Г. Алмер в книге «Прикладная… … Постмодернизм. Словарь терминов.

Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС — Переговоры по договору между Украиной и ЕС взамен соглашения о партнерстве и сотрудничестве были начаты в марте 2007 года (в 2008 году стороны согласовали название будущего соглашения соглашение об ассоциации). После вступления Украины во… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Источник

Аудиовизуальная культура (медиакультура)

Аудиовизуальная культура (медиакультура)

Введение

Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет её как эпоху глобализации. В тоже время ясно одно: мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва». В этой связи усложняются наши социальные связи, заставляя обратиться к пониманию медиакультуры, ее роли в современной эпохе, а также связи с развитием информационной культуры.

Аудиовизуальная культура (медиакультура)

Как в России, так и за рубежом используются (часто как синонимы) такие наиболее распространенные термины, как «медиакультура», «медийная культура», «информационная культура», «аудиовизуальная культура», «медиаграмотность», «информационная грамотность», «аудиовизуальная грамотность», «медиаобразованность», «информационная образованность», «аудиовизуальная образованность», «компьютерная грамотность», «мультимедийная грамотность», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «аудиовизуальная компетентность», «аудиовизуальная компетенция», «медиакомпетенция», «медийная компетенция» и др.

Такого рода терминологический разнобой выявили, к примеру, исследования Н.И.Гендиной, которая провела анализ различных определений, связанных с понятием информационной культуры и обнаружила, что в современном мире «используется неунифицированная терминология, зачастую без четкого определения (…), взамен таких близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, как «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», все чаще используются понятия «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура» [2]

Аудиовизуальная культура оказывается способной уже в самом усложнении своего развития на протяжении 20 века выразить гипотетические смыслы истории культуры. Ее отражающие свойства оказываются наиболее «зеркальными», что подчеркивает ее актуальность как культурозначимого фактора. Среди исследований специфики аудиовизуальной культуры концептуальным радикализмом выделяется «коммуникативно-центрическая» позиция Г.М. Маклюэна, возвещающего эру чувственного объединения человечества в утопии мистико-мифологического культурного тела-универсума за счет абсолютного развития аудиовизуальных и других электронных средств связи. В то же время практика аудивизуальной культуры поддерживает все направления культурологической мысли, подчеркивающие плюралистические тенденции в современной культуре (диалогизм, новая эклектика, постмодернизм). [5]

Заключение

Список литературы

Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. М., 1982;

Статья Л. Б. Шамшина «Аудиовизуальная культура»

Источник

«Аудиовизуальная культура современного человека»

Аудиовизуальная культура современного человека.

Информационное поле, окружающее современного человека, преимущественно является аудиовизуальным. Развитие аудио- и видеоинформации стало особенно зримым с усовершенствованием средств записи, передачи и воспроизведения звука и изображения. Вышеназванные средства используются не только в учреждениях образования, а являются обязательным атрибутом всей нашей жизни.

Аудиовизуальная культура — область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа). Это способ фиксации и трансляции культурной информации, пришедший на смену некогда безраздельно господствовавшей вербально-письменной коммуникации.

Таким образом, аудиовизуальная культура нашего современника связана с порождением, осмыслением, передачей, переработкой звуковой и визуальной информации. Перечисленные умения генетически не заложены в человеке, а приходят в процессе обучения. Школьникам XXI века необходима аудиовизуальная грамотность, то есть умение понимать структуру и содержание информации, предъявленной в экранно-звуковой форме.

Выделяют основные этапы в развитии аудиовизуальной культуры.

Первый этап связан с механической записью звука на граммофонные пластинки и оптической записью изображения и звука на светочувствительную пленку. Записанная информация распространялась непосредственной передачей или пересылкой по почте носителей звуко- и видеозаписей.

Второй этап ознаменован появлением радио; успехами в развитии радиоэлектроники, телевидения; изобретением способа записи звука и изображения на магнитную пленку. На данном этапе развития аудиовизуальной культуры отпала необходимость в непосредственной передаче носителей изображения и звука. Распространение аудио- и видеоинформации стало возможным с помощью электромагнитных волн. Заметим, что вся записываемая и передаваемая аудио-и видеоинформация на рассматриваемом этапе развития представлялась в аналоговом виде.

Переход на современный (третий) этап развития аудиовизуальной культуры стал возможен благодаря интенсивному развитию микроэлектроники, в частности микропроцессорной техники. Использование персональных компьютеров позволило представлять звуко- и видеоинформацию в цифровом виде и сохранять ее в достаточно большом объеме на магнитных и оптических дисках.

Способы распространения информации: передача носителей и электромагнитного излучения. Необходимо отметить, что увеличение объема передаваемой информации требует высоких частот электромагнитного излучения вплоть до инфракрасного диапазона. Для снижения потерь при передаче излучения данного диапазона необходима однородная среда (в окружающем нас пространстве потери слишком велики).

В качестве таких сред используются кварцевые волокна, которые наряду с полупроводниковыми лазерами составляют основу волоконно-оптической связи. Кроме то-го, активно развивается спутниковая связь, которая работает с электромагнитным излучением меньших частот.

С учетом психофизиологических особенностей восприятия экранно-звуковой информации можно дать следующие советы по применению ТСО:

1. Процессы настройки сенсорной системы человека более инертны в сравнении с информационными. Поэтому не рекомендуется часто изменять условия восприятия: освещенность, громкость, размеры изображения, скорость предъявления, учебные установки. Иначе возникает повышенная утомляемость у ребят и эффективность работы падает.

2. Необходимо строго регламентировать время использования ТСО. Звукозапись активно воспринимается 7—10 мин, телепередача не должна превышать даже в старших

классах 25—30 мин, видеозапись лучше использовать фрагментарно по 3—10 мин. Компьютер — не более 15— 25 мин в 2—3 приема.

3. Психологи советуют упрощать структуру сложных объектов, схем по правилу: (7 ± 2) элементов в 3—4 уровня. Иначе не будет целостного восприятия объекта.

4. Перед использованием экранно-звукового материала нужна установка учителя на усвоение информации (запомнить, сравнить, выделить, объяснить и т.п.).

5. ТСО относят к активным формам обучения, поэтому их эффективность следует проверять только после длительного перерыва. Экспериментально доказано, что знания, полученные авторитарно, репродуктивным путем хорошо воспроизводятся сразу после усвоения и быстро забываются. Знания же, усвоенные активно, первоначально воспроизводятся хуже, но прочно остаются в долговременной памяти.

6. Наибольшей эффективностью обладают аудиовизуальные средства обучения. Специальные эксперименты показали, что экранно-звуковая информация дольше сохраняется в памяти. Для сравнения приводим данные по сохранению информации в памяти (через 3 часа после усвоения информации и через 3 дня):

Источник

Аудиовизуальная культура и пути ее формирования

3 Аудиовизуальная культура и пути ее формирования

Аудиовизуальная культура – это способ фиксации и трансляции культурной информации, не только дополняющий, но и служащий альтернативой прежде безраздельно господствовавшей вербально-письменной коммуникации. В настоящее время осуществляется «удвоение культурной среды», при котором все достижения человечества, полностью отраженные ранее в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение (аудиовизуализация или «визуализация» культуры), в связи с чем особое значение приобретают экранные искусства.

Аудиовизуальная культура — феномен культуры 20 века: кинематограф, телевидение, видео дали весьма наглядный пример невероятной по размаху и скорости системы распространения аудиовизуальной информации в художественной форме. Искусство экрана, по сути, явилось синтезом всех существовавших ранее искусств.

Экранное искусство, чьи связи с многовековыми традициями других искусств (живописью, литературой, музыкой) дают невероятный по силе воздействия воспитательный и образовательный эффект.

Хронология аудиовизуальной культуры включает следующие этапы развития аудиовизуальных технических средств.

Фотография – 1839 год – хотя первой в истории фотографией можно считать снимок «вид из окна» полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта (экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете), однако датой изобретения фотографии считается 1839 год, когда Даггер, работавший вместе с Ньепсом изобрел способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Вскоре англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот изобрел другой способ получения фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения он использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Тальбот получил первый в мире негатив.

Официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года. В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер».

Основные технические особенности кинематографа:

— фиксация фаз движения объекта на киноплёнке в виде ряда последовательных фотоснимков (кадров киноизображения);

— проекция движущегося изображения на экран. В современных кинотеатрах частота проекции составляет 24 кадра в секунду.

У современного человека уже не вызывает удивления наличие в кино- и видеофильмах многоканального звука; он воспринимает это как само собой разумеющееся. Однако для этого понадобился труд множества ученых и инженеров, занимавшихся разработкой звукового оборудования и технологий записи и воспроизведения звука. Сменилось несколько поколений аппаратуры, прежде чем появились звукотехнические комплексы, способные реализовать качественную многоканальную звукопередачу.

Во время премьеры «Прибытия поезда» братьев Люмьер в 1896 году за экраном была установлена специальная машина, имитировавшая грохот поезда. И в дальнейшем киносеансы шли под аккомпанемент рояля. При этом музыка была призвана, в первую очередь, заглушить сильный треск проекционного аппарата.

Первоначально делались попытки ввести звук в кино с применением механической записи (сочетание изображения с грамзаписью музыки), но из-за многих недостатков, в частности, невозможности обеспечить полную синхронность звука с изображением, эта система не прижилась. В 1906 году Юджин Лост патентует систему фотографической записи звуковых колебаний на кинопленке. Эта система обеспечивает полную синхронность звуков и изображения. В 1924 году выходит фильм «Певец джаза», который становятся пионером звукового кино.

Возникнув как технический аттракцион «живая фотография», кинематограф вскоре разделяется на художественное, хроникальное и научно-популярное кино. Учебное кино, один из видов научного кино, стало развиваться сразу после изобретения кинематографа. В 1898 во Франции снят первый учебный фильм. Начальный этап становления учебного кино характеризовался случайностью тематики и научного поиска. В 1908 производство учебных фильмов началось в США, где Т.А.Эдисон снял киноленты «Домик мухи» и «Лягушка». Новый этап в истории учебных фильмов связан с созданием кинопроекционного аппарата для узкоплёночного кино. В 20–30-е проводились исследования закономерностей восприятия и структуры фильмов путём массового эксперимента, давшего благоприятные результаты, изучалось воздействие цикла фильмов на знания учащихся. С конца 40-х гг. учебные фильмы создаются по всем курсам средней и высшей школы, многотысячными тиражами.

Первые сведения об учебном кино в России относятся к 1897 году, в этом году в Петербурге показывались учебные киноленты. С 1907 года учебные фильмы – «Электрический телеграф», «Кровообращение», «Глаз» – демонстрировались на экранах. В фильме «Инфузория» впервые использовалась микрокиносъёмка, в «Опытах с жидким воздухом» – натурная съёмка в научной лаборатории.

Телевидение (греческое tele – далеко и латинское video – вижу) — область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В телевидении принят принцип последовательной передачи элементов изображения, согласно которому в пункте передачи производят преобразование элементов изображения в последовательность электрических сигналов (анализ изображения) с последующей передачей этих сигналов по каналам связи в пункт приема, где осуществляют их обратное преобразование (синтез изображения). Телевизионный тракт (от света до света) в общем виде включает в себя следующие устройства:

1. Камера. Объектив проецирует изображение на светочувствительную поверхность. Схема развертки по строчкам считывает яркость элементов изображения. Сначала передаются нечётные строки (1-е поле), затем чётные (2-е поле). Информация о цвете передаётся на поднесущей частоте. Так формируется кадр полного цветного телевизионного сигнала (ПЦТС).

2. Передатчик. Сигнал радиочастоты модулируется телевизионным сигналом и излучается в эфир. Звук передается на отдельной частоте тоже в частотной модуляции.

До 30-х гг. 20 века телевидение развивалось по пути использования для анализа и синтеза оптико-механических устройств. В системах механического ТВ для формирования видеоизображения применялся электромотор, вращающий диск Нипкова со специальными отверстиями в нём. Телепередатчик из-за этого получался громоздким и шумным. В России первая заявка по передаче цветного изображения на расстояние была подана в 1899 году выпускником Петербургского электротехнического института Александром Полумордвиновым. Изобретение базировалось на теории трехкомпонентного цветовосприятия с последовательной передачей сигналов изображения. Между передатчиком и приемником предусматривалось наличие проводной связи.

Бурное развитие систем радиосвязи, и телевидения в частности, оказалось возможным благодаря достижениям радиотехники в области средств усиления слабых сигналов. После изобретения Ли де Форесом в 1906 году радиолампы-триода возникла и стала стремительно развиваться новая промышленная отрасль – радиоэлектроника.

Телевидение изобретено в России, профессором Петербургского технологического института Б.Л.Розингом, который в 1907 году представил первую пробную электронную систему телевидения (приемная ЭЛТ Розинга). Практически вплоть до 30-х гг. XX в. телевидение развивалось по пути использования оптико-механических устройств.

Работы Розинга продолжил его талантливый ученик Владимир Зворыкин, проживающий в то время в США. Кроме кинескопа – основного узла современного телевизора, – ему принадлежит разработка иконоскопа – главного узла телевизионной электронной камеры. В 1932 году «Радио корпорейшн оф Америка» продемонстрировала телевизионную систему, в которой применялось только электронное сканирование. Приёмной трубкой в телевизионном приёмнике служил кинескоп (от греческого «кинео» — «привожу в движение» и «скопео»), а передающей в телекамере — иконоскоп.

До 60-х годов отечественное телевидение было чёрно-белым, хотя Зворыкин еще в 1928 году получил патент на систему цветного телевидения: экран кинескопа покрывался зёрнами люминофора трёх сортов, их свечение, складываясь, давало полноцветное изображение.

Телевизионное вещание через космос посредством ИСЗ на эллиптических орбитах в нашей стране началось в августе 1960 года, а с 1975 года – посредством экваториального геостационарного ИСЗ «Радуга». Космические ретрансляторы позволили осуществлять передачи центрального телевидения круглосуточно и доводить их до самых удалённых уголков страны.

Развитие современных систем телевидения связано с повышением четкости изображения (телевидение повышенной и высокой четкости), увеличением помехоустойчивости (кабельное телевидение) и дальности действий (спутниковое телевидение).

Телевидение одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной, рекламной); оно находит применение в науке и образовании, в медицине и в быту, в искусстве и культуре, в военной и мирной технике, в мореплавании, авиации и космонавтике. Для нас уже стало привычным, что входная дверь жилого дома, квартиры или учреждения оборудована глазком с телекамерой для обеспечения безопасности. На экранах телевизоров мы видим, что происходит за многие тысячи километров от нас. Телеоборудование спутника передаёт важную стратегическую информацию или ценные научные данные о перемещениях водных масс в морях и океанах, о состоянии атмосферы, полей и лесов. Анализируя полученное со спутника изображение земной поверхности, находят залежи полезных ископаемых. Миниатюрная цветная телекамера, снабжённая микролампочкой, превращается в медицинский зонд. Вводя его в желудок или пищевод, врач исследует то, что раньше мог видеть только во время хирургического вмешательства. Современное телевизионное оборудование позволяет контролировать сложные и вредные производства. Оператор-диспетчер на экране монитора наблюдает за несколькими технологическими процессами одновременно. Аналогичную задачу решает и оператор-диспетчер службы безопасности дорожного движения, следя на экране монитора за транспортными потоками на дорогах и перекрёстках

Целенаправленное применение телевидения в учебных целях получило название систем учебного телевидения. По принципу построения и организации использования системы УТВ можно разделить на две категории: открытые и замкнутые.

Открытые системы УТВ аналогичны системам эфирного вещательного телевидения. Для их приема в отдельных аудиториях учебного заведения необходимо иметь телевизоры с подключенными к ним видемагнитофонами. Видеомагнитофон используется для записи телевизионных передач и последующего их воспроизведения (полностью или выборочно), а также для воспроизведения учебных программ, записанных на видеокассеты.

Замкнутые системы УТВ имеют другую организационно-техническую структуру. Они рассчитаны для применения в отдельном учебном заведении и обеспечивают передачу и приём учебных программ в одной или нескольких аудиториях, оборудованных соответствующей аппаратурой. В состав оборудования рабочего места преподавателя могут входить: персональный компьютер, телеэпипроектор (документопроектор), видеомагнитофон, видеопроектор, микрофон и др.

Видеотехника сначала развивалась параллельно и в тесной взаимосвязи с теорией и практикой телевидения, а затем обрела право на самостоятельное существование. В первой половине ХХ века разработка систем телевизионного вещания основывалась на принципе прямой трансляции передач без предварительной записи видеоизображения. В 50-х годах наступает эра электронного телевидения, которое быстро завоевывает позиции одного из ведущих средств массовой информации. Одновременно выявилась насущная потребность в предварительной записи видеосигнала, поскольку использование метода прямой трансляции телепередач создавало в телевидении множество неудобств.

В 1954 году американская корпорация RCA (Radio Corporation of America) продемонстрировала первое устройство продольной магнитной записи изображения на ленту, движущуюся с огромной скоростью – 9,15 м/с. Это был громоздкий аппарат, вес которого превышал 500 кг. Однако фактически рождением видеотехники можно считать 1956 год. Фирма AMPEX (США) осуществила запись изображения на магнитной ленте с помощью вращающихся магнитных головок методом поперечно-строчной записи. Этот метод позволил существенно снизить продольную скорость движения ленты в магнитофоне. Все же первые зарубежные и отечественные видеомагнитофоны были очень громоздки и далеки от совершенства. Лента хранилась в больших дисках и требовала определенных навыков заправки её в аппаратуру. Ширина магнитной ленты составляла 2 дюйма (свыше 5 см), а продольная скорость протяжки ленты – около 40 см/c.

Последующий прорыв в области видеозаписи произвела японская фирма JVC, разработавшая в 1975 году принцип наклонно-строчной записи сигналов изображения. Фирма предложила кассетную систему видеозаписи. Ширина используемой ленты снизилась до 0,5 дюйма, а продольная скорость перемещения ленты до 2,34 см/с. Резко уменьшился вес видеомагнитофона, что позволило применять его не только в условиях специализированных теле- и видеостудий, но и в домашних условиях.

Дальнейший технический прогресс был направлен на существенное улучшение параметров записываемого видеосигнала, снижение габаритов аппаратуры и создание целой гаммы видеопродукции различного назначения. Сфера применения видеотехники от студийного использования на телевидении распространилась до уровня промышленного и бытового применения: наблюдение за производственными процессами, домашнее видео, медицина, обучение, охранные системы, сфера обслуживания и др.

Наиболее революционным этапом технического прогресса, который в начале XXI века вступает в свою активную фазу, является переход фототехники, электронного кино, телевидения и видеотехники к унификации способов формирования изображений и звука на основе цифровой вычислительной техники. Это дает новый импульс совершенствованию учебного процесса. Цифровое телевидение обеспечивает возможность увеличения количества телевизионных каналов примерно в 4 раза в том же частотном диапазоне, который занимает в настоящее время телевидение стандартной чёткости. Кроме того, возникает возможность сопряжения сетей цифрового телевизионного вещания с компьютерными сетями типа Интернет и организации интерактивных (диалоговых) видов обслуживания абонентов сети путем организации обратных каналов. Возникли мультимедийные информационные технологии и начали разрабатываться соответствующие средства для них.

Мультимедиа – комплексное представление в цифровом виде разнообразной информации – текстовой, видео-, аудио-, графической, мультипликационной и др.; уплотнение этой информации в допустимых пределах, передача по каналам связи, хранение и вывод в наиболее удобной для восприятия форме.

Быстро растущая популярность сети Интернет и изначально заложенное в ней свойство интерактивности способствует расширению его использования для дистанционного обучения. Помимо студентов и школьников возрастает число нетрадиционных учащихся: пожилых людей, домохозяек, а также уже работающих людей. Такая форма обучения позволяет ввести в этот процесс наиболее квалифицированные кадры преподавателей, не требуя от них жёсткой привязки по времени к обучаемым. Обучаемые могут самостоятельно определять для себя приемлемый темп занятий и время их проведения.

Переворот в области телевидения и связанных с ним систем формирования и обработки изображений и звука затрагивает все составные части мультимедийных средств и систем.

По оценкам экспертов к 2010 году цивилизованный мир, в основном, перейдет на наземное, кабельное и спутниковое цифровое вещание.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

На современном этапе аудиовизуальные средства образования включают в себя: фонограммы; видеопродукцию; компьютерные учебные пособия; Интернет.

Этапы формирования аудиовизуальной культуры включает развитие следующих аудиовизуальных технических средств:

21 век: наиболее революционным этапом технического прогресса, является переход фототехники, кино, телевидения и видеотехники на цифровую основу. Это дает новый импульс совершенствованию учебного процесса.

Список использованной литературы

2. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю.А.Воронин. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.

5. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. – М.: Аcademia, 2001.

8. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В.М.Розин. – М.: Владос, 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *