Аудиовизуальные технологии что это такое
Аудиовизуальные технологии обучения как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках
Аудиовизуальные технологии обучения как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках информатики
Проблемой развития познавательно активности в разное время занимались такие ученые как Д. Н. Богоявленский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А.К. Маркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И. С. Якиманская и другие. Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. [3]
Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения не происходит само собой, а требует особого внимания и специального педагогического воздействия. Подготовка к познанию должна складываться в определённую систему обучения, требующую использования новых обучающих технологий, поскольку традиционные учебные технологии, построенные на объяснительном способе передачи информации, в данном случае не дают должного эффекта.
Младшему школьнику, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты. Применение аудивизуальных технологий позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности для формирования познавательной активности младших школьников на уроках информатики.
Большинство авторов (Дворецкая А.В., Дурова А.И., Завьялова О.А., Комарова И. И.) признают технические средства обучения, в частности аудиовизуальные и компьютерные технологии, в качестве эффективного средства активизации обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств данных технологий для повышения познавательной активности младших школьников.
Использование аудиовизуальных технологий обучения на уроках информатики способствует формированию познавательной активности младших школьников.
Перед учителями встает вопрос: как формировать познавательную активность младших школьников на уроках информатики с помощью аудиовизуальных технологий обучения?
Аудиовизуальные технологии – это совокупность технологий, аудиовизуальных средств обучения, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Аудиовизуальные технологии образования на современном этапе включают в себя: фонограммы, видеопродукцию, компьютерные учебные пособия, мультимедийные технологии, Интернет.
Аудиовизуальные технологии обучения позволяют организовывать урок таким образом, что взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования, которые позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационной интерактивности между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.
Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
Познавательная активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.
Условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках информатики:
обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы;
исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;
стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;
занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.
Аудиовизуальные средства обучения являются результативным источником улучшения качества обучения, повышения познавательной активности младших школьников, благодаря яркости, выразительности и информативной значимости визуально-слуховых образов, отражающих окружающую действительность.
В результате теоретического исследования эффективности применения аудиовизуальных технологий обучения как средства формирования познавательной активности младших школьников на уроках информатики, можно сделать следующие выводы:
при передаче больших объёмов информации, сложной для восприятия и требующей наглядных иллюстраций, использование аудиовизуальных технологий отображения информации является более эффективным, чем использование традиционных средств наглядности;
эффективность использования аудиовизуальных технологий отображения информации, прежде всего, связана с их высокой информативностью, возможностью задействовать в процессе обучения для восприятия и запоминания учебного материала большее число органов чувств учащихся;
ученики и учителя заинтересованы в получении, подаче и проверке знаний с помощью аудиовизуальных технологий отображения информации, вследствие чего повышается эмоциональный фон занятий;
аудиовизуальные технологии обучения должны обладать необходимым уровнем и качеством в соответствии с требованиями системы образования;
Важно отметить, что активное использование аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего учебного процесса в целом, дает ему большую ясность и целенаправленность, влияет на формирование познавательной активности младших школьников.
Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы
Дата публикации: 20.01.2015 2015-01-20
Статья просмотрена: 3023 раза
Библиографическое описание:
Маркова, Ю. В. Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы / Ю. В. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 805-808. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15125/ (дата обращения: 01.12.2021).
Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства мультимедиа. Их применение в учебно-воспитательном процессе позволяет значительно повысить эффективность наглядности в обучении, полнее и точнее информировать учащихся об изучаемом объекте или явлении, расширить арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний.
Ключевые слова: аудиовизуальные средства обучения, эффективность обучения, общекультурные компетенции, современная методика преподавания.
Активные процессы глобализации и интеграции все больше проявляются и укрепляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области высшего образования. От каждого выпускника вуза требуется усвоение обширного набора компетенций, знаний и умений, что влечет за собой необходимость ориентирования системы высшего образования на формирование мультикультурной личности, конкурентоспособного специалиста.
Новые образовательные стандарты по различным специальностям включают от восьми до двадцати четырех и более общекультурных компетенций (ОК). Например, владение культурным мышлением, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способностью анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы; способность понимать сущность и значение информации в развитии общества, готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, умение работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, соблюдение основных требований информационной безопасности и многое другое. Важнейшей целью высшего образования является успешное формирование данных компетенций, таким образом педагогу необходимо как можно более доступно представлять материал обучающимся.
На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром, принимая информацию о нем и от него с помощью своих пяти органов чувств. Современный мир — это визуально ориентированный мир, мир информационных технологий и виртуальных возможностей. Вследствие этого телевидение и видео начали привлекать аудиторию не только как развлечение, но и активно использоваться с когнитивной целью во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.
Активное развитие средств массовой информации изменило дидактический ландшафт, ученическую аудиторию: повысился общий интеллектуальный уровень обучаемых. Нынешние студенты — это поколение, полностью воспитанное под воздействием информационных технологий. Вне зависимости от наших желаний, на данный момент школа высшего образования в большой мере уступает средствам массовой информации в формировании естественнонаучной картины мира. Любая перспективная система образования уже не может ссылаться только на преподавателя — как единственного источника академической информации. Сегодня его роль заключается, прежде всего, в организации учебного процесса, многогранном становлении учащихся. Новейшие тенденции развития информационных технологий предписывают необходимость расширения методов, форм и средств обучения за счет масштабного использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, мультимедийные средства. Их использование в образовательном процессе делает возможным значительно улучшить эффективность наглядности в образовательно-воспитательном процессе, полнее и точнее информировать студентов о рассматриваемом объекте или явлении, расширить многообразие методических систем педагога в образовательном процессе изложения информации. [2, с. 168]
«Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную среду, через которую с помощью системы прямых и обратных информационных связей влиять на природу и общество, решать массу проблем, включая глобальные». На данном этапе становления общества любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их дальнейшего исполнения.
Вопросы, касающиеся эффективного представления образовательной информации, являются одними из первостепенных проблем обучения. Особое значение они получили в настоящий период, в связи с широким применением информационных технологий в системе высшего образования.
Посредством проведения экспериментов, было выявлено, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и может переработать до одной тысячи условных единиц полученной информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч подобных единиц, в связи с тем, что при единовременном влиянии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация восприятий, что приводит к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.
Так высокая эффективность использования аудиовизуальных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала, в обучении студентов высших школ совершенно очевидна.
«Аудиовизуальные средства обучения (другими словами — «слухозрительные» от лат. audire — слышать и visualis — зрительный) — это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в образовательном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации». [1, с. 8]
Эти образовательные средства подразделяются на (по классификации Ляховицкого):
— визуальные средства (зрительные видеограммы), которые представляют собой рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;
— аудитивные средства (слуховые фонограммы), т. е. грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;
— сами аудиовизуальные средства (зрительно-слуховые видеофонограммы), которыми являются кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ.
Существует еще одна классификация аудиовизуальных средств обучения. Она содержит экранные, звуковые и экранно-звуковые средства (по классификации Зельманова).
Также аудиовизуальные средства обучения могут быть:
1) учебными, специально предназначенными для занятий языком и включающими в себя методически обработанный учебный материал, а именно наглядные пособия;
2) учебными, созданными для занятий по другим дисциплинам, но еще и привлекаемыми в качестве учебных материалов по языку, т. е. средства наглядности;
3) естественными средствами массовой коммуникации, заключаемыми в учебный процесс. [4, с.105]
Аудиовизуальные средства обучения играют особую роль среди других методов обучения и оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, благодаря тому, что гарантируют образное восприятие преподносимого материала и его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания; являются единством точного научного изложения фактов, принципов, событий, явлений с элементами искусства, «поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино- и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.)».
Дидактические особенности аудиовизуальных средств обучения следующие:
— высокая информационная насыщенность;
— совершенствование преподнесения научной информации;
— отображение изучаемых явлений в развитии, динамике;
— реальность показа действительности.
Внедрение аудиовизуальных средств обучения способствует реализации принципа целенаправленности, принципа связи с жизнью, принципа наглядности, положительному эмоциональному фону образовательного процесса.
Аудиовизуальные средства обучения являются результативным источником улучшения качества обучения студентов высших школ, благодаря яркости, выразительности и информативной значимости визуально-слуховых образов, отражающих ситуации общения и окружающую действительность.
В современной методике преподавания принято различать аудиовизуальные средства обучения (пособия для занятий) и технические средства обучения (технические приспособления для демонстрации пособий).
К аппаратуре относятся кино-, диа- и графопроекторы, электропроигрыватели, радиоприёмники, магнитофоны, телеприёмники, видеомагнитофоны и видеопроигрыватели, школьные радиоузлы, теле и видеостудии. Особую группу составляют лингафонные устройства, которые представляют собой языковые лаборатории, а также обучающие машины и компьютеры.
Аудиовизуальные средства образования на современном этапе развития включают в себя:
1. Фонограммы: все разновидности фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции.
2. Видеопродукция: видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы, видеолекции, тематические слайды и транспаранты.
3. Компьютерные учебные пособия: электронные учебники, самоучители, пособия, справочники, словари, прикладные обучающие контролирующие программы, тесты и учебные игры.
4. Интернет: сетевые базы данных, видеоконференции, видеотрансляции, виртуальные семинары, телеконференции на специальных тематических форумах, телекоммуникационные проекты.
С момента своего возникновения интернет стал бесценным инструментом в жизни современного человека. Мало кто из людей современности может представить себя без интернета. Доступ в глобальную сеть дает возможность беспрестанного виртуального контакта с миром и окружающей действительностью. Интернет с его сетевыми ресурсами имеет важнейшее предназначение в современном образовании студентов. Огромное количество электронных библиотек предоставляет возможность прочитать практически любую книгу, статью или научный журнал, не выходя из дома.
Интернет с его огромными информационными и дидактическими возможностями способен оказать исключительно ценное содействие образованию:
— в самостоятельной познавательной активности учащихся (поиск информации; изучение, углубление первого или второго изучаемого языка, устранения пробелов в знаниях, умениях, навыках; подготовка к сдаче экзамена, зачета);
— в учебной деятельности в процессе дистанционного обучения;
— в учебно-воспитательном процессе на уроке и во внеурочной деятельности, особенно в системе дополнительного образования. [1, с. 56]
В образовательной сфере все чаще прибегают к проведению онлайн конференций, олимпиад, лекций и семинаров. Это позволяет стереть границы между странами и обогатить свои познания, посредством вступления в разнообразные международные сообщества. Эта онлайн практика ценна и для самих педагогов, так как позволяет делиться своим опытом и черпать новые методы обучения у своих коллег из любой точки мира.
Важно отметить, что активное использование аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего учебного процесса в целом, дает ему большую ясность и целенаправленность, влияет на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студента.
Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, сенсорики. И ввиду того, что мир сегодня — это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий, то аудиовизуальные средства — кинематограф, телевидение, видео, мультимедиа — обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. Они дают чрезвычайно наглядный пример исключительной по размаху и скорости системы распространения аудиовизуальной информации.
1. Воронин, Ю. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю. А. Воронин. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001. — 135 с.
2. Золотухина В. П. Обучение студентов неязыковых специальностей устному научно-техническому переводу / В. П. Золотухина // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2011. — № I — 2 (5). — С. 30–32.
3. Ильина, Ю. В. Роль подготовки студентов технического вуза к иноязычной коммуникации // Дальний Восток России: историко-культурное наследие и социально-культурное развитие. Чтения, посвященные памяти профессора Л. Н. Долгова: материалы Международной науч.-практ. конференции, Комсомольск-на-Амуре, 17 марта 2–14 г. / редкол.: Я. С. Иващенко (отв. ред.) [и др.] — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014. — 201 с.
4. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. — М.: Аcademia, 2001. — 256 с.
5. Носкова, Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т. Н. Носкова. — СПб.: СПбГУКиТ, 2004. — 197 с.