Аудиовизуальный контент что это
Классификация аудиовизуального контента
Лариса Ефимова
Совeтник государственной грaждaнской службы Российской Федерaции 1-го класса
Классификация аудиовизуального контента
Проблема защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью u развитию, давно ждет своего решения. Комитет Государственной думы no информационной политике отклонил более 40 законопроектов, содержавших поправки в Закон РФ «О средствах массовой информации», касавшихся защиты детей от вредной информации в электронных СМИ
В Государственной дyме ведется работа по подготовке законопроекта, направленного на защиту детей от вредной информации. Проект федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию» разработан НИИ укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратyре Российской федерации и в настоящее время дорабатывает рабочей группой при Комитете Государственной думы ФС РФ по делам женщин, семьи и детей.
Целью этого законопроекта является обеспечение государственной и общественной защиты прав детей, охраны их физического и психического здоровья, а также нравственного и духовного развития.
Законопроект ограничивает распространение вредной для детей информации в доступное для них время (с 7:00 до 22:00). В нем устанавливаются основные принципы возрастной классификации информационной продукции по аналогии c правилами, действующими в развитых странах Западной Европы, США, Австралии и др.
Предлагается введение возрастных групп информационной продукции по следующим категориям: «Универсальная», «С 6 лет в присутствии родителей», «С 12 лет», «С 16 лет», «С 18 лет». Предполагает, возрастная классификация будет выполнятьcя за счет производителей и распространителей информационной продукции. Распространение информационной продукции без указания рекомендуемой возрастной категории допyскаться не будет.
Информация может быть вредной
В подавляющем большинстве стран мира осуществляется классификация аудиовизуального контента согласно различным факторам, касающимся защиты детей. В процессе классифинации информационному продукту присваивается возрастная категория, которая может иметь изобразительную форму, быть в виде символа, цифрового знакa возрастного ограничения или иного классификационного пpизнака. Возрастнaя категория может иметь использоватьcя как для запрета предоставления соответствующей информационной продукции детям до достижения ими определенногo возраста, так и в качестве рекомендацин.
В Европе классификация аудиовизуальной продукции производится на внутригосударственном уровне согласно индивидуальной системе классификации, действующей в каждом европейском государстве.
Таким образом, критерии защиты детей в разных странах отличаются в зависимости от национальных традиций. Можно, к примеру, упомянуть о традиционном для скандинавских стран либеральном отношении к эротике или o демонстрации по испанскому телевидению боя быков.
Каждое общество имеет свое собственное фундаментальное представление об основных принципах образования и воспитания детей. Если исходить из того, что защита детей от вредной информации в СМИ является исключительно обязанностью родителей, которые обеспечивают своим детям доступ к средствам массовой информации, тогда предоставление родителям информации о качестве программ может явиться достаточным для обеспечения детей такой защитой.
Если же родители не способны выполнять эту роль, то на законодательном уровне принимается решение возложить эту обязанность на государство. В таком случае возрастные ограничения становятся обязательными и дети не допускаются к просмотру запрещенного контента, как это сделано, например, в Великобритании.
Британская система возрастной классификации
Категория программ «Uс» относится к той видеопродукции, которая предназначена в том числе и для дошкольников. Продyкция, отмеченная этим знаком, должна подходить для детей в возрасте четырех лет и выше, пропагандировать высокие моральные принципы и противостоять насилию.
Программы категории «PG» («parental guidance» означает «в присутствии родителей») могут смотреть дети около восьми лет и старше в отсутствие взрослых. Однако сами родители должны решить, насколько содержание этих программ может навредить юным или чувствительным детям.
Передачи, отмеченные знаком «12», «12А», указывают на возрастную категорию детей моложе 12 лет, которые согласно законодательству Великобритании не могут смотреть фильмы этой категории без сопровождения взрослых.
Категории «15» и «18» означают, что по законодательству Великобритании никто моложе 15 и соответственно 18 лет не вправе смотреть в кинотеатре фильмы, отмеченные этим знаком, брать напрокат или покупать видеопродукцию этой категории.
Знак «R18» указывает на категорию контента, который содержит эротику. Такая продукция может предоставляться только взрослым старше 18 лет в специальных, имеющих лицензию магазинах, которых в Великобритании около 90. Видеопродукция категории «R18» не может быть предоставлена по заказу или быть прислана по почте.
Нарушители будут наказаны
В законодательстве Великобритании применяется термин «непристойность», соответствующий российскому термину «порнография». Распространение публикаций, фильмов и видеозаписей, содержащих элементы «непристойности», запрещены Законом Великобритании «О непристойных публикациях» от 1959 г., в который позднее были внесены изменения и дополнения.
Согласно Закону 1988 г. о внесении изменений в Закон 06 уголовном судопроизводстве Великобритании от 1984 г. продажа или предоставление в аренду (прокат) видеозаписей, не прошедших возрастную классификацию, наказывается штрафом и/или лишением свободы до двух лет. Продажа или предоставление в аренду (прокат) видеозаписей возрастных категорий «12», «15» или «18» лицам моложе указанного на знаке возраста наказывается штрафом до 5 000 фунтов стерлингов и/или лишением свободы на срок до 6 меcяцев.
Распространение и производство электронных и компьютерных игр c чрезмерным количеством насилия или эротики считается в Великобритании уголовным престyплением. А вот газеты, журналы, театральные спектакли, телевидение, радио и даже кинофильмы (в отличие от видео и компьютерных игр) не являются объектами усиленного внимания co стороны государства. В большинстве случаев за нарушение общепринятых в Великобритании стандартов на их производителей могут быть наложены лишь минимальные санкции.
Согласно законодательству Великобритании знак присвоенной видеофильму или компьютерной игре возрастной категории (дескриптор, соответствующий общеевропейской системе классификации электронных и компьютерных игр PEGI), а также дополнительная информация, характеризующая контент, должны размещаться на упаковке. На DVD и CD перед основной записью размещается короткое информационное сообщение, разъясняющее зрителям разных возрастов, какaя информация заключена на этик дисках.
Упаковка большинства видео и компьютерных игр проходит проверку Комитетом по контролю, который следит за тем, чтобы она соответствовала общепринятым в Великобритании стандартам. Производители этой продукции к тому же обязаны соблюдать правила, установленные британским Управлением по стандартам в рекламе.
Во всех случаях представители индустриии видео и компьютерных игр стремятся предоставить как можно больше информации потребителю, чтобы он мог сделать обоснованный выбор относительно того, какую видеозапись ему или его детям стоит смотреть и в какую игру играть.
Общемировая практика показывает
10 видов визуального контента, которые доминируют над текстом
Признайтесь, кому не нравятся яркие и запоминающиеся статьи и посты в соцсетях? Очевидно: оригинальные изображения и видео в материалах притягивают нас куда больше, чем текст, как бы гениально он не был написан.
Статистика недаст соврать: контент-маркетинг становится все более визуализированным. Икак один вполе невоин, так итекст без поддержки визуалов незавоюет читателя самостоятельно.
Вэтом материале мырасскажем отом, какие секреты скрывает визуальный маркетинг ипочему Pinterest иInstagram постепенно вытесняют остальные социальные сети.
«Взрыв» визуального маркетинга: что может быть ценнее текста?
Чтобы избежать голословности, давайте посмотрим нанекоторую статистику, которую мыподобрали изразных источников.
Онлайн-образование — новая мишень фродеров
Большинство сайтов в категории заражены фрод-скриптами.
Статистика визуального контента
Почему визуальный контент-маркетинг способствует успеху в социальных сетях?
Нет нужды объяснять насколько популярны сегодня социальные сети. Многие изних недавно обновили дизайн, улучшили новостные ленты, чтобы уделить больше внимания визуализации информации. Кпримеру, последние обновления Facebook или Twitter.
Визуальные данные становятся все более популярными благодаря возможности делать хорошие снимки ивидео, используя камеры насмартфонах. Ноявляютсяли фото ивидео единственными источниками, влияющими нарост пользователей, лайков ишаринга? Или есть что-то еще? Мывыделили 10типов визуального контента, который будет на100% полезен для вашей маркетинговой стратегии всоциальных сетях.
10видов визуального контента, которые приведут соцсети куспеху
Каждый, кто когда-либо создавал ипродвигал посты всоциальных сетях, знает, что иногда бывает нелегко найти подходящие визуальные эффекты. Визуальный контент может быть секретным элементом, который будет выделять ваш пост изтысяч подобных записей. Кроме того, это будет полезно при удержании клиентов.
Картинки/ фото
Первое, что приходит наум, когда мыдумаем овизуальном контенте,— это картинки.
Картинка иногда может сказать больше, чем тысяча слов исообщить читателям много информации всего занесколько секунд, что текстовый пост никогда несможет сделать.
Заслуга изображений втом, что они разбавляют длинные статьи илишают ихмонотонности ииногда скуки. Кроме того, изображения влияют налучшую запоминаемость, помогают читателям быстрее понять суть материала имотивируют совершить покупку.
Инфографика
Маркетологи предпочитают этот вид визуального контента, поскольку пользователи делятся инфографикой в социальных сетях в3раза больше, чем любым другим контентом.
Инфографика— это маркетинговый инструмент, который объединяет много разной информации иможет содержать рисунки, тексты, графики ит.д. Она сопровождает тексты идает читателям более четкое представление очем идет речь. Маркетологи объясняют причины популярности инфографики следующим:
Видео
Еще одним популярным видом визуального контента является видео. Более60% читателей, которые смотрят видеосюжет, сбольшей вероятностью покупают продукты иуслуги, рекламируемые онлайн.
Лучше всего создавать короткие изапоминающиеся видеоролики, независимо оттого, какова длина вашего поста. Видеоконтент может отлично поддержать ваш бренд иподчеркнуть все его преимущества. Полуминутное видео покажет потребителю гораздо больше, чем большая статья.
TNW News предлагают следующую идеальную длительность для различных типов видеоконтента:
Графика
Статистическое отражение вашего материала полезной графикой идиаграммами может иллюстрировать отношения или сравнение между предметами.
Сеточные баннеры
Одна изпоследних оригинальных новинок вInstagram— сеточные баннеры (grid banners), которые позволяют пользователям разделять большую фотографию намелкие части ипредставлять ихвформе единого составного баннера. Такие составные баннеры или коллажи сейчас очень популярны как среди пользователей, так иваккаунтах малого бизнеса ибрендов.
Такой вид визуального контента отлично подходит для рекламы ипродвижения продуктов иуслуг.
Скриншоты
Скриншот представляет собой копию вашего изображения. Ееможно сделать спомощью функции print screen навашем компьютере или сосмартфона.
Винтернете можно найти несколько вариантов платных или бесплатных инструментов для этого. Почему скриншоты полезны? Кпримеру, они помогают зафиксировать момент времени, когда выобщаетесь повидеозвонку вSkype.
Цитаты
Любой текст или даже мелкий пост станет убедительнее иправдоподобнее, если выдобавите внего цитату. Спомощью картинки сцитатой вможете усилить текст, сделав акцент наопределенной его части. Цитата представляет собой высказывание авторитетного для вашего материала человека ичасто становится вечнозеленым контентом всоцсетях.
Главная цель сатирических мемов винтернете— сделать контент более виральным ипопулярным. Разве это непричина использовать ихвсвоем визуальном контент-маркетинге?
Обычно мемы ссылаются наактуальные новости или события ипреподносят ихвюмористической ичасто язвительной форме.
Викторина/ опросы/ загадки
Если выищете креативный способ вовлечь изаинтересовать ваших читателей, используйте викторины или опросники. Определенно, они обогатят ваш пост. Акак вам подобные загадки?
Кнопки спризывом
«Купить сейчас», «Присоединиться», «Опубликовать», «Получить бесплатный триал», «Получить бесплатно»— все это примеры призыва копределенному действию, которые могут быть размещены накнопках ииграть важную роль встратегии вашего визуального контент-маркетинга.
Кнопки CTA (call toaction) повсеместно используются маркетологами для получения мгновенной реакции читателей. Любой пользователь может кликнуть наних иполучитьто, что предлагается. Это является гарантией конверсии.
Без сомнений, пост (независимо оттого, как гениально оннаписан) выглядит неполноценным без кнопки призыва.
Сколько изэтих типов визуального контента выуже использовали всвоей маркетинговой стратегии?
Если высомневаетесь вэффективности своих постов или незнаете, как отследить результаты, попробуйте применить аналитические инструменты или специальные приложения. Это даст вам возможность анализировать контент иоптимизировать его всоответствии срезультатами.
Если выхотите укрепить свои навыки ввизуальном маркетинге иприобрести новый опыт, вывсегда можете обратиться кпроверенной икачественной литературе. Вкачестве бонуса мыподобрали небольшой список полезных книг, которые научат вас по-другому смотреть наваш контент исделать его более привлекательным спомощью визуального маркетинга.
5полезных книг осиле визуального контента
Фиолетовая корова (Purple Cow, S.Godin)
Один изсамых известных маркетологов современности предлагает добавить кклассической тройкеП (price, promo, publicity) четвертый элемент. Иэтот элемент— фиолетовая корова. Что это значит? Вынайдете ответ, прочитав эту интересную книгу.
Скрытое убеждение (Hidden Persuasion, M.Andrews, M. Leeuwen, R.Baaren)
Почему маркетинговая стратегия Apple настолько сильна? Почему ихвизуалы повсюду? Авторы описывают поведение покупателя вмире визуального маркетинга ипредлагают 33сильных способа убеждения.
Визуальный маркетинг (Visual Marketing, D.Langton, A. Campbell)
Авторы книги вдохновляют читателей, предлагая сразу 99советов вобластиPR имаркетинга. Многие изсоветов связаны свизуальным контентом.
Дизайн обыденных вещей (The Design ofEveryday Things, D.Norman)
Это произведение, написанное когнитивным ученым Дэном Норманом объясняет, почему предложения некоторых брендов икомпаний работают, анекоторые терпят фиаско.
Ежедневные ритуалы (Daily Rituals, M.Currey)
Еще одна достойная работа расскажет вам секрет ежедневных ритуалов известных личностей, таких как Хемингуэй или Уорхол. Выузнаете какие приемы визуального маркетинга они использовали, икак это связано собыденными ритуалами.
Почему визуально-ориентированные социальные сети доминируют?
Поскольку изображение генерирует больше трафика всоцсетях, бренды икомпании создают иуправляют аккаунтами всамых популярных визуальных сетях— Pinterest иInstagram.
Изображения, размещенные вэтих соцсетях, пробуждают реакцию впотенциальных клиентах имотивируют ихкпокупке. Это работает, поскольку потребители устают отобилия текстовой информации. Поэтому малому бизнесу давно пора присмотреться кпродвижению вИнтсаграме иПинтересте.
Ксчастью, сегодня существуют возможности детального ибыстрого анализа социальных сетей. Кроме того, пользователи могут просто планировать посты заранее инебеспокоиться. что что-то упустят.
Как выдумаете, что ожидает визуальный маркетинг вближайшее время? Возможно, увас есть свой четкий прогноз? будетли расти популярность Instagram иPinterest? Делитесь вкомментариях.
Трансформация аудиовизуального контента в новых медиа
кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия
Раздел: Новые медиа
Автор исследует трансформацию аудиовизуального контента в Интернете, кардинальные изменения в способах подачи, формах, содержании и способах его потребления. Рассмотрены жанровое разнообразие и тенденции развития аудиовизуальных материалов в Интернете и на порталах традиционных медиа.
Развитие Интернета внесло кардинальные изменения в различные сферы человеческой деятельности, в том числе и в медийную. Технологический прогресс привел к радикальной трансформации способов доставки информации и доступа к ней, к размыванию границ между традиционными медиа, к сближению и взаимопроникновению различных видов СМИ. Более того, стремительное наступление всемирной паутины по всем коммуникационным направлениям заставило специалистов размышлять о скорой гибели традиционных СМИ, в том числе и телевидения.
С внедрением Интернета вначале появилась возможность скачивать видео и просматривать его в удобное для себя время. С течением времени технологии становятся более совершенными. Flash и широкополосный доступ сделали просмотр видео в Интернете быстрым и удобным. Аудитория все меньше и меньше читает, смотрит картинки, — она все больше и больше смотрит видео. И происходит это по вполне понятной причине — видео является наиболее системным, сложным и дающим наибольшие возможности носителем. Оно очень легко передает не только информацию, оно передает и эмоции, что вообще очень важно для коммуникации человеческой. В любой коммуникации вербальная составляющая меньше 20%, а все остальное — это зрительная, слуховая, которая напрямую к информации не имеет отношения. Видео все это умеет передавать в значительной степени. Байрон Скотт, профессор Университета Миссури, уверен, что значение видеоконтента в новых медиа растет. Это происходит по нескольким причинам. Люди привыкли к телевизору — им проще «смотреть» новость, чем читать, визуальная информация проще усваивается. Новые технологии позволяют, например, смотреть подкасты с видео-сюжетами. Исследования показали, что ресурсы с видео намного популярнее, чем те, которые содержат только текст. Аудиовизуальный контент в Интернете — это другая медийная среда со своим специфическим устройством. Три главных принципа этой среды: люди сами выбирают, что смотреть, где смотреть и когда это делать. Месячный охват российской аудитории, смотрящей видео во всемирной паутине, превышает 20 млн, еженедельный охват приближается к 14—16 млн и ежедневный охват — больше 4 млн. Это люди, которые ежедневно смотрят видео в Интернете. По словам экспертов, этот рынок будет расти примерно на 30—40% в год, через некоторое время очень значительная его доля будет приходиться на видеорекламу.
Изменения в форматах и скоростях повлекло за собой целый ряд новых интернет-проектов, ориентированных исключительно на видео и непосредственно связанных с видео. Все эти проекты на сегодняшний момент можно разделить на несколько групп:
Видеохостинги — как физические серверы с контентом, так и «витрины» — участники различных партнерских программ (YouTube, Rutube, LoadUp, VideoMail и др.).
Площадки телеканалов — распространяется практика размещения в сети видео собственного производства как в виде онлайн-вещания, так и в формате отдельных видеофайлов (Первый канал, «Россия», ТНТ, НТВ).
Проекты традиционных, «не телевизонных», СМИ — газеты, журналы, информационные агентства, радиостанции и другие медиа на своих сетевых ресурсах добавляют видео к традиционному для себя контенту («Ведомости», «Коммерсантъ», «РИА новости», «Эхо Москвы», ВВС, ИД GameLand и др.), тем самым все больше превращаясь из традиционных в гибридные новые медиа.
Интернет-вещатели — провайдеры, представляющие на рынке не только доступ в Интернет, но и услуги кабельного ТВ, постепенно выходят на рынок онлайн-видео (Corbina, Stream).
Отдельные проекты — на рынок видео обратили внимание новые для отрасли игроки, предлагающие отдельные проекты с четким позиционированием (Tvigle, Mobilkinofest, Life.ru).
Основными игроками на мировом рынке интернет-видео являются: Google — YouTube, Microsoft — MSN Video, AOL — Truveo. На отечественном рынке таковыми можно назвать следующие:
Mail.ru Group, Газпром Медиа — RuTube, НТВ, ТНТ, ПрофМедиа — Rambler Vision.
Первыми видеоматериалами, которые появились на сайтах СМИ в 2004—2006 годах, были в основном презентации сотрудниками своих текстов. Корреспондент или обозреватель, сидя на своем рабочем месте или стоя на фоне плаката с логотипом издания, пересказывал свою последнюю публикацию. Потом эти пересказы стали дополняться видеорядом, чаще всего смонтированным из фотографий или взятым на любительских видеосайтах. Однако постепенно эти «видеопересказы» сменили сюжеты, снятые по мотивам публикации, интервью с экспертами, уличные опросы.
Несмотря на большое количество площадок, говоря «видео в Интернете», все равно многие подразумевают YouTube. Хотя YouTube — это не медиа. По своей структуре — это всего лишь технологическая платформа, хотя и медийная. Это медиакомпания только в том смысле, что люди приходят туда для того, чтобы потреблять медийный продукт.
Большинство медиакомпаний уже осознали, что недостаточно распространять контент только через собственные платформы.
2009 год стал первым в истории США, когда Интернет обогнал газеты по количеству часов просмотра новостного видео в неделю. На первом месте пока по-прежнему ТВ.
Профессиональные медиа поняли, что им нужно идти туда, где находится их аудитория, — на YouTube, Facebook или Twitter. На YouTube размещены миллиарды видеороликов, около 20 часов видео подгружается каждую минуту. Если говорить о YouTube в целом, то там больше контента от гражданских репортеров — просто потому, что их самих больше. При пристальном рассмотрении — ролики, набравшие наибольшее число просмотров, — видео от The Associated Press, The New York Times, ABC и прочих медиакомпаний, поскольку у них по-прежнему есть доступ к ключевым ньюсмейкерам нашего времени и на них работают лучшие журналисты. Однако случается и так, что пользовательское видео тоже выбивается в топ, оказавшись в нужное время в нужном месте. И это новый тип информации.
YouTube взаимодействует с медиакомпаниями, например с газетой «Известия» или с телеканалом Russia Today, которые используют портал, чтобы найти новую аудиторию. Для традиционных СМИ — так называемые социальные сети, любые новые технологические изобретения в Интернете — это исключительно расширение поля для сбора информации, считает шеф-редактор интернет-проектов «Эхо Москвы» Наргиз Асадова (Современное радиовещание в оценках журналистов и исследователей: 140).
Возможность участвовать в работе СМИ подталкивает добровольцев снимать все больше и больше сюжетов. Новостные организации заинтересованы в том, чтобы больше использовать непрофессиональное видео в своей работе, потому что их миссия — осветить как можно больше тем. Гражданское видео помогает справиться с этой задачей, а сервис YouTube Direct создан как раз для того, чтобы СМИ могли выполнять свою работу более эффективно. Сервис YouTube Direct был разработан, когда стало понятно, что развитие гражданской журналистики идет быстро и хаотично. Медийным компаниям было трудно извлечь выгоду из этого явления. Во-первых, они не знали, какому видео можно доверять, не могли определить, является ли конкретный ролик новостью. Во-вторых, не могли достаточно быстро связаться с автором видео напрямую. В-третьих, на сайте не хватало инструментария (причем обеим сторонам), чтобы найти своего идеального гражданского репортера и дать ему конкретный заказ.
Несмотря на активные попытки поиска любой возможности монетизации видеоконтента в Сети, этот «гаджет» до сих пор остается лишь «гаджетом» — дополнительной опцией и статьей расхода традиционных СМИ.
«Количество различных способов зарабатывания денег с помощью новых медиа просто существенно выше, чем у традиционных СМИ, и если вы посмотрите любую статистику в любой стране мира, и даже в России, которая гораздо медленнее в этом смысле развивается, чем страны Запада, то увидите, что реклама, а это основной доход любого СМИ, уходит в Интернет. Это удобнее для рекламодателя, потому что чаще всего только Интернет может предложить адресное обращение к потребителю. И это рекламодателю нравится конечно же больше», — считает генеральный директор «Объединенных медиа» Михаил Бергер (там же: 126).
Журналисты и менеджеры продолжают экспериментировать с видео, изобретая интернет-телевидение и ища новые формы и решения. Руководство радиостанции «Эхо Москвы» всегда ориентировалось на спрос аудитории. «Если есть спрос на Интернет, на сайт Интернета, — мы даем это. Есть спрос на аудио в Интернете, — мы даем. Мы видим рост спроса на видео в Интернете, — мы стараемся экспериментировать и здесь тоже, но при этом бизнес-направление у нас все время впереди. Мы не можем конкурировать с RuTube по тем сервисам, которые он предоставляет, прежде всего потому, что несопоставимы вложения. Сейчас, я ни от кого не буду это скрывать, — наш сайт в интернете окупает себя 5 раз», — утверждает генеральный директор станции Юрий Федутинов. — «Я хотел бы подчеркнуть тут очень важный момент. Мы движемся тут не от нашей воли — вот мы вдруг захотели повещать в Интернете, создать сайт, мы вдруг захотели видео выложить с нашими физиономиями. Мы двигаем все от потребностей и мы видим, куда движется потребность нашей аудитории» (там же: 138).
Радиостанция «Эхо Москвы», известная своими новаторскими решениями, уже относительно давно запустила свое «Видеорадио». Пока это всего лишь «веб-картинка» из студии, но благодаря плотному сотрудничеству с телевизионным каналом «RTVI» «Видеорадио» «Эхо Москвы» развивается. Кроме «Видеорадио» на сайте радиостанции «Эхо Москвы» есть еще несколько видеоразделов — «Видеоблог», «Все видео». В «Видеоблоге» представлены авторские колонки сотрудников радиостанции, включая главного редактора Алексея Венедиктова. «Видеорадио» — яркий пример конвергенции радио, телевидения и Интернета, когда программа, выходящая в эфир на радиостанции, одновременно записывается на видео и выкладывается в сеть. Большинство передач сопровождаются и текстовыми стенограммами.
По словам ведущей «Эхо Москвы» Татьяны Фельгенгауэр, самым неприятным из этих экспериментов стала установка веб-камеры в студии. Журналисты между собой называют ее «замочной скважиной». «Так называемая “замочная скважина” — это самое чудовищное, что могли придумать. Потому что когда сидишь в утреннем эфире, а тебе 389 сообщений “Танюш, а что это вы такая не причесанная?” — Потому что я на радио работаю, а не на телевидении! Никто не обязывает меня хорошо выглядеть в утреннем эфире» (там же: 143).
Опытным путем уже было установлено, что традиционный выпуск новостей — основа основ телевизионной журналистики — в сети не работает.
В силу разных причин, в том числе из-за различных культур потребления информации в Интернете и в «оффлайне».
«Подводки» ведущих заменили так называемые “description”, или описание под видеороликом. Ушло и понятие традиционной верстки новостного выпуска. Новости и видеосюжеты, как правило, публикуются на страницах в момент их поступления, то есть практически в режиме реального времени. Из составляющих телевизионного информационного сюжета в сети наиболее востребован так называемый «лайф» и в том или ином виде — «стендап». «Лайф», как правило, генерируется самими пользователями. Для этого их стараются привлечь разными способами.
У программы «РИА новости», к примеру, существует специальный раздел «Ты — репортер». У гражданских журналистов два мотива работы: сотрудничество со СМИ («Ура! Мой ролик показали по ТВ!») и деньги. В России телекомпания ВГТРК привлекает мобильное видео, которое можно загрузить на сайте mreporter.ru. За один ролик, если он попал на ТВ, платят до 1500 рублей.
СМИ только начинают экспериментировать с пользовательским контентом и не понимают до конца, что из этого получится.
Интересы пользователей — гражданских журналистов — можно представить в виде пирамиды. В ее основании будут комментарии на политические темы — их проще всего снять и их больше всего на сайте: включил веб-камеру и надиктовал. Средняя часть пирамиды — пойти и снять какую-то историю, это больше похоже не на развлечение, а на настоящую работу. Верхушка — свидетельства очевидцев: катастрофы, автомобильные аварии, речи политиков, особенно где они делают оговорки и ошибки, и тому подобные сюжеты, которые пользуются наибольшей популярностью.
Естественно, видеоряд с места события порталы традиционных СМИ пытаются «достать» и силами собственных журналистов. Некоторые из них с каждым разом становятся все профессиональнее (те же «РИА-Новости»). Причем если для телевидения более важна эксклюзивная информация, то для интернет-СМИ важнее, чтобы «картинка» просто была — пусть даже другого «производителя» — только, чтобы пользователь «не ушел». Традиционный «стендап» трансформируется в различные видеоблоги, авторские колонки, колонки экспертов etc. (радио «Эхо Москвы», газета «КоммерсантЪ», агентство РИАН, журнал «Афиша» и т.д.). И в интернет-версии телевизионный «стендап» звучит скорее как «ситап». Видеоинтервью или традиционный «синхрон» в Интернете — это, как правило, лишь дополнительная фиксация того, что радио или газетный журналист берет интервью у ньюсмейкера (газета «КП», радио «Эхо Москвы», радио «Серебряный дождь» и т.д.).
Хронометраж «лайфов», как правило, колеблется от 15 секунд до двух-трех минут. В то время как журналистские авторские видеообращения могут длиться и более 6 минут. Но тенденция «чем короче, тем лучше» в Интернете по-прежнему сохраняется.
Наблюдается и изменение привычки потребления новостей в интернет-пространстве. Многие смотрят и читают только то, что им посоветуют друзья. То есть близкое окружение пользователя берет на себя функцию социального фильтра. И, естественно, медиакомпании хотят быть частью этой экосистемы. Причем ее важнейшая часть — контент, и журналисты по-прежнему создают лучшие сюжеты. Им осталось только использовать те же каналы для его продвижения, что и все остальные люди. Главная привлекательность этих новых медиа — они построены на таланте и на идее, а не на деньгах, как в традиционных СМИ.
По разным причинам традиционные медиа и совсем отказываются от своих оффлайн платформ, переходя полностью в Интернет. «Мы отказались от радио, потому что количество слушателей на коротких волнах уменьшалось, — говорит шеф-редактор русской службы “Голоса Америки” Ирина Ван Дюзен. — Идея заюпочалась в том, что большая часть людей в любом случае уйдет за информацией с коротких волн в Интернет. Молодое поколение предпочитает получать новости, аналитику из Интернета, поэтому в долгосрочной перспективе за ним будущее».
Как говорит Сара Гибсон, глава отказавшейся от аналогового вещания Русской службы Би-би-си, сейчас вопрос о том, откуда ты вещаешь, из-за рубежа или из России, отходит на второй план. На первое место выходит вопрос доступности материалов аудитории. Именно поэтому Интернет и социальные сети играют все более важную роль в работе журналистов. И благодаря новым платформам и жанрам, таким как онлайн-аудио, видео и Интернет, традиционные СМИ хотят стать сильнее.
«Наша работа остается важной, поскольку, как мы знаем, в России огромные проблемы со свободой СМИ, телевидение — это вообще отдельный разговор. Поэтому само радио и сайты радиостанций остаются очень популярными», — говорит Инга Домбровская с Radio France International.
По словам главы Русской Службы Би-би-си Сары Гибсон, популярность этих сайтов отчасти обеспечивается тем, что такого информационного продукта на рынке российских СМИ больше нет.
Исследователи подтверждают, что в свое время подобные процессы происходили и в сфере печатных изданий. К моменту появления в нашей стране Интернета был и «Коммерсант» и другие крупные издания, у них были лучшие журналистские силы, у них были хорошие бюджеты, но среди лидеров в области новостных медиа во всемирной паутине появились «Газета.ру», «Лента.ру», «РБК», у которых не было ни журналистов, ничего к этому моменту. Это связывают с тем, что большие классические издания не увидели перспективу и не смогли бросить вызов новым реалиям и вызовам века.
Аналитики ожидают, что к 2012 году рынок видеорекламы перевалит за 100 млн долларов. В 2006 году в Германии рынок видеорекламы в Интернете был 9 млн евро, в 2009 году — 105 млн евро. Происходят два процесса: абсолютный рост рынка и «отьедание» им долей у всех остальных — у наружной рекламы, у телевизионной, радийной и пр.
Многие наблюдатели считают, что сейчас в медиа происходит революция. И ситуация гораздо более революционная, чем в свое время с появлением телевидения. И отличается она двумя факторами: порог вхождения нулевой, каналы дистрибуции не монополизированы. Получается, что настало время талантливых людей, которые хотят, могут и готовы создавать контент. Потому что, начав делать что-то, обращаясь напрямую к зрителю, производитель получает непосредственную, прямую обратную реакцию, ничем не перекрытую, тем самым вырастая в свое собственное медиа. Считается, что сейчас Интернет и телевидение находятся на каком-то небольшом расстоянии, существуют параллельно, но идут на сближение. Существуют прогнозы, что через пять лет они сойдутся совсем и не будет разницы между телевизором и Интернетом. И эти медиа, скорее всего, не будут ни телевизором, ни Интернетом. Скорее всего, в новых медиа останется возможность и пассивного телесмотрения, где будет и инструмент для формирования потоковой программы. Есть еще 4—5 лет, пока эти медиа еще не сраслись. И это временное окно — огромная возможность для тех, кто работает не в классических медиа, а именно в новых.
Новые медиа оказывают влияние на различные публичные сферы, ведение бизнеса и культурные традиции. Медиа должны адаптировать свои методы работы к сегодняшним технологическим реалиям, вместо того чтобы игнорировать их или пытаться их изменить. Задача медиа — разработать лучшие из всех возможных форм журналистики, основанные на доступных технологиях, включая новые продукты и методы работы.
Конечно, пока говорить о смерти традиционного телевидения бессмысленно. Проявляются четкие тенденции гибридизации, в том числе и визуализации, и персонификации традиционных СМИ. А что касается видеоконтента, то для интернет-версий традиционных СМИ из двух «вечных» телевизионных вопросов пока важнее «ЧТО?», чем «КАК?».
1 Алексеева А. Говорим «видео в интернете» — подразумеваем YouTube // Частный корреспондент. 2010. 25 января. Режим доступа: http://www.cliaskor.ru/article/govorim_video_v_internete_-_podrazumevaem_youtube_14433
3 Алексеева A. Op cit.
5 Лекция Егора Яковлева на факультете журналистики МГУ, 2011.
6 Минеева Е. «Вражеские голоса». Прошлое, настоящее и будущее // Русская служба Би-би-си. 2011. 23 марта. Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/rassian/society/2011/03/110321_western_soviet_radio_voices.slitml
7 Лекция Егора Яковлева на факультете журналистики МГУ, 2011.
Современное радиовещание в оценках журналистов и исследователей // Сборник материалов заседаний круглых столов в рамках конференции «Журналистика 2004—2011 гг.» / под ред. Л.Д. Болотовой. М., 2011.