Аудиовизуальный сервис что это
Роскомнадзор представил список аудиовизуальных сервисов, одобренных для предустановки на смартфоны и умные ТВ
2 декабря 2020 года Роскомнадзор опубликовал список российских аудиовизуальных сервисов (АВС), которые смогут претендовать на предустановку своих приложений на смартфоны и умные телевизоры перед продажей в России в следующем году.
В список АВС РКН включил следующие сервисы: Ivi, Megogo, More.tv, Movix, Okko, Premier, SPB TV Россия, Start, Wink, Амедиатека, Билайн ТВ, Кино1ТВ, Кинопоиск, Матч ТВ, Мегафон ТВ, МТС ТВ, НТВ ПЛЮС, Первый канал, Смотрим, Триколор кино и ТВ онлайн.
Роскомнадзор пояснил, что в этот список попали АВС, которые разработаны и ориентированы преимущественно для российских пользователей. Также учитывалась их посещаемость, нижняя планка этого ограничения составила 100 тыс. пользователей в сутки. За какой период была предоставлена статистика по этим АВС, РКН не уточнил. Ведомство пояснило, что эти данные предоставили владельцы аудиовизуальных сервисов.
Согласно Федеральному закону от 2 декабря 2019 года N 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации „О защите прав потребителей“ (с изменениями и дополнениями от 1 апреля 2020 года), на смартфоны, компьютеры и умные телевизоры, произведенные после 1 января 2021 года, должно быть предварительно установлено российское ПО.
В конце ноября правительство утвердило правила, которые касаются обязательной предустановки отечественного ПО на всю ввозимую электронику. Например, для предустановки на смартфоны предлагается 16 типов отечественных приложений, включая АВС — браузеры, поисковые системы, социальные сети, мессенджеры, сервисы электронной почты, картографические и навигационные сервисы, голосовые помощники, новостные агрегаторы, антивирусы, офисное ПО, аудиовизуальные сервисы, программы для онлайн-трансляций и доступа к пользовательскому контенту, приложение платежного сервиса «Мир», облачные хранилища, приложение «Госуслуги», «программы для доступа к ресурсам», включенные в перечень социально значимых.
В середине ноября Госдума запланировала отсрочить вступление в силу закона об обязательной предустановке российского ПО на смартфоны и гаджеты на 1 марта 2021 года.
В начале ноября производители и продавцы электронной техники предупредили, что из-за правовой неопределенности не успеют к началу 2021 года начать установку российского ПО на новые устройства.
Аудиовизуальный сервис что это
(введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 87-ФЗ)
2) осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификацию аудиовизуальных произведений до начала их распространения в случае, если классификация соответствующего аудиовизуального произведения не была осуществлена ранее его производителем или распространителем, а также обеспечивать обозначение категории данного аудиовизуального произведения соответствующим знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения среди детей информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за исключением аудиовизуальных произведений, размещаемых на таком аудиовизуальном сервисе его пользователями;
3) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
4) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
5) не допускать распространения аудиовизуальным сервисом телеканалов или телепрограмм, не зарегистрированных в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации»;
6) разместить на аудиовизуальном сервисе адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица);
7) установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети «Интернет» программ для электронных вычислительных машин;
8) обеспечить возможность проведения уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории, указанной в части 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, исследования объема аудитории аудиовизуального сервиса и распространяемых им аудиовизуальных произведений в соответствии со статьей 12.2 настоящего Федерального закона.
(п. 8 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 266-ФЗ)
1.1. Владелец аудиовизуального сервиса обязан:
1) обеспечить распространение с использованием указанного аудиовизуального сервиса всех общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, определяемых в соответствии со статьей 32.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации», без заключения договоров с вещателями таких телеканалов и без взимания платы за распространение таких телеканалов;
3) не вносить изменения в общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, доступ к которым предоставлен в соответствии с пунктом 2 настоящей части;
4) не допускать передачу и (или) предоставление доступа к общероссийским обязательным общедоступным телеканалам и телеканалам, получившим право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, третьим лицам для дальнейшего распространения таких телеканалов в сети «Интернет»;
5) не допускать взимание платы с пользователей сети «Интернет» за право просмотра общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации;
6) информировать пользователей сети «Интернет» о возможности просмотра общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 261-ФЗ)
1.2. Владелец аудиовизуального сервиса обязан при распространении в сети «Интернет» общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, использовать программу для электронных вычислительных машин, соответствующую требованиям, указанным в пункте 1 части тринадцатой статьи 32.2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации», исключительное право на которую принадлежит уполномоченной организации по обеспечению распространения телеканалов в сети «Интернет», либо программу для электронных вычислительных машин, соответствующую указанным требованиям, исключительное право на которую принадлежит данному владельцу аудиовизуального сервиса.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 261-ФЗ)
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ведет реестр аудиовизуальных сервисов. В целях обеспечения формирования реестра аудиовизуальных сервисов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи:
1) организует мониторинг информационных ресурсов;
2) утверждает методику определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки;
3) вправе запрашивать у владельца аудиовизуального сервиса и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра. Указанные лица обязаны предоставлять запрашиваемую информацию не позднее чем в течение десяти дней со дня получения запроса федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
3. В случае обнаружения в сети «Интернет» информационного ресурса, который используется для формирования и (или) организации распространения в сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации, включая рассмотрение соответствующих обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан или организаций, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи:
1) признает информационный ресурс аудиовизуальным сервисом и включает его в реестр аудиовизуальных сервисов;
2) определяет провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение аудиовизуального сервиса в сети «Интернет» лицо;
3) направляет провайдеру хостинга или указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца аудиовизуального сервиса;
4) фиксирует дату и время направления указанного в пункте 3 настоящей части уведомления провайдеру хостинга или указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
4. В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 3 настоящей статьи, провайдер хостинга или указанное в пункте 2 части 3 настоящей статьи лицо обязаны предоставить данные, позволяющие идентифицировать владельца аудиовизуального сервиса.
5. После получения данных, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, направляет владельцу аудиовизуального сервиса уведомление о включении его информационного ресурса в реестр аудиовизуальных сервисов с указанием требований законодательства Российской Федерации, применимых к данным информационным ресурсам.
6. Владелец аудиовизуального сервиса, получивший указанное в части 5 настоящей статьи уведомление, обязан в течение двух месяцев со дня его получения предоставить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, документы, свидетельствующие о соблюдении требований части 7 настоящей статьи.
7. Владельцем аудиовизуального сервиса может выступать российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства другого государства. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более двадцати процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, их аффилированные лица, в совокупности или каждый в отдельности владеющие информационным ресурсом, который используется для распространения в сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений и количество пользователей которого на территории Российской Федерации составляет менее пятидесяти процентов от общего количества пользователей такого информационного ресурса, вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно в отношении более чем двадцати процентов долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса при условии согласования указанных владения, управления либо контроля с правительственной комиссией.
8. Правительственная комиссия принимает решение о согласовании владения, управления либо контроля, указанных в части 7 настоящей статьи, при условии, что такие владение, управление либо контроль в отношении владельца аудиовизуального сервиса будут способствовать развитию рынка аудиовизуальных сервисов в Российской Федерации.
9. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации.
11. Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении владельцем аудиовизуального сервиса требований части 7 настоящей статьи, а также форма и порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, таких документов утверждаются Правительством Российской Федерации.
12. В случае, если доступ к аудиовизуальному сервису на протяжении трех месяцев составляет в течение суток менее ста тысяч пользователей сети «Интернет», данный аудиовизуальный сервис по заявлению его владельца исключается из реестра аудиовизуальных сервисов, о чем владельцу аудиовизуального сервиса направляется соответствующее уведомление. Данный аудиовизуальный сервис может быть исключен из реестра аудиовизуальных сервисов при отсутствии заявления его владельца, если доступ к данному аудиовизуальному сервису на протяжении шести месяцев составляет в течение суток менее ста тысяч пользователей сети «Интернет».
13. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, направляет владельцу аудиовизуального сервиса требование принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в случае неисполнения им требований, предусмотренных частями 1.1 и (или) 1.2 настоящей статьи, или обнаружения на аудиовизуальном сервисе информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису в случае:
1) установленного вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении повторного в течение года неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требования принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;
2) неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требований, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи.
15. На основании вступившего в законную силу решения суда до исполнения владельцем аудиовизуального сервиса требований, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, доступ к аудиовизуальному сервису ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи». Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с оператором связи, владельцем аудиовизуального сервиса, а также порядок ограничения и возобновления доступа к аудиовизуальному сервису и порядок информирования о таком ограничении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Не являются аудиовизуальными сервисами:
1) информационные ресурсы, которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий;
2) поисковые системы;
3) информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети «Интернет». Порядок и критерии определения таких информационных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
17. Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса требований настоящей статьи влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как будет работать закон об онлайн-кинотеатрах
Основные положения документа, который вступает в силу 1 июля 2017 года.
Сайт или приложение, ориентированные на российских пользователей, которые используются для просмотра фильмов, передач и сериалов. Доступ к ним предоставляется за плату или по рекламной модели. Суточная посещаемость онлайн-кинотеатра должна составлять более ста тысяч пользователей, находящихся на территории России. Подходящие под эти требования проекты должны быть включены в специальный реестр аудиовизуальных сервисов.
Закон не распространяется на социальные сети, видеосервисы YouTube, Vimeo и другие, на которых используется «преимущественно пользовательский контент» (что нужно понимать под «преимущественно», в документе не указывается), проекты поисковых систем (в частности, «Яндекс.Видео» и «Афиша.Mail.ru»), а также сайты телеканалов, которые зарегистрированы в соответствии с законом «О СМИ».
Его ведением занимается Роскомнадзор. По закону Роскомнадзор в случае обнаружения сервиса, подпадающего под действие закона, направляет его владельцу уведомление о внесении в реестр. Тот должен в течение двух месяцев предоставить необходимую информацию Роскомнадзору. В частности, данные о владельце онлайн-кинотеатра, а также сведения о других собственниках и инвесторах проекта.
Ведомство еще не утвердило методику определения суточной посещаемости онлайн-кинотеатра. Пока что в Роскомнадзоре не говорят, с помощью каких именно инструментов будут подсчитывать аудиторию, но обещают решить этот вопрос до вступления закона в силу.
Закон обязывает владельца онлайн-кинотеатра установить на сайт проекта один из выбранных Роскомнадзором счетчиков. Это может быть LiveInternet, SimilarWeb, Mediascope или другой проект.
Нужно привести структуру владения к определённому стандарту. Владельцем онлайн-кинотеатра, внесенного в реестр, может быть только юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства других стран. Доля иностранного участия в уставном капитале не должна превышать более 20%.
Аудиовизуальный сервис также должен содержать возрастную маркировку продукции или текстовое предупреждение об ограничении распространения среди детей того или иного контента. Владельцы онлайн-кинотеатров должны классифицировать фильмы и сериалы самостоятельно.
Аудиовизуальным сервисам нельзя транслировать и программы телеканалов, у которых нет свидетельства о регистрации СМИ.
В законе предусмотрено исключение для тех сервисов, у которых все же есть иностранный капитал или они являются юридическим лицом, зарегистрированным в другой стране, но количество российских пользователей составляет более 50% от общей аудитории. Таким онлайн-кинотеатрам не придется проводить юридическую реорганизацию и создавать абсолютно российское предприятие, как это ранее делали СМИ и измерители.
Сейчас можно сказать, что исключение выводит из-под действия нормы о собственности ivi. Не подпадает под ограничение иностранного владения до 20% и Megogo и Okko, рассказали vc.ru в этих компаниях.
Штрафы. За показ телепередач незарегистрированных СМИ граждан накажут на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; юридических лиц — от 5 тысяч до 700 тысяч рублей.
За контент, причиняющий вред здоровью и развитию ребенка, для граждан штрафы составят от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; для должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; для юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.
За публикацию экстремистских материалов граждан накажут на сумму от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; должностных лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей; юридических лиц — от 600 тысяч до 1 млн рублей.
За неисполнение требований Роскомнадзора об устранении выявленных нарушений законодательства штрафы для граждан составят от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; для должностных лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей; для юридических лиц — от 600 тысяч до 1 млн рублей.
За повторное нарушение граждан ждет штраф в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей; должностных лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей; юридических лиц — от 1,5 млн до 3 млн рублей
Если Роскомнадзор не получит ответ на запрос данных для включения в реестр или обнаружит нарушение формы владения кинотеатром, то сервис может быть заблокирован по решению суда. Также ведомство может ограничить доступ, если владелец аудиовизуального сервиса не выполнил дважды за год требование об удалении запрещенного контента.
Санкции для таких онлайн-кинотеатров в законе не прописаны.
Прямо сейчас закон не влияет на Netflix, несмотря на то, что документ позиционировался властями как защитная мера от зарубежной экспансии. Однако китайская компания LeEco ещё во время обсуждения документа заморозила планы по выводу онлайн-кинотеатра на российских рынок.
Руководитель ведомства Александр Жаров на прошедшей 19 апреля коллегии Роскомнадзора заявил, что Netflix собирается соответствовать закону. Его посещаемость на российском рынке не раскрывается, но опрошенные vc.ru игроки рынка сомневаются, что она превышает 100 тысяч пользователей в сутки.
В целом, описание работы с реестром аудиовизуальных сервисов напоминает то, как сейчас Роскомнадзор ведет списки блогеров и организаторов распространителей информации (ОРИ).
При этом Роскомнадзор может использовать более жесткий механизм, чтобы заставить владельцев сервисов предоставить данные. Так, мессенджеры Line, Imo и BlackBerry Messenger не ответили на запрос российского ведомства, что в Роскомнадзоре расценили как отказ регистрироваться в качестве ОРИ. По этой причине в мае 2017 года сервисы попали в реестр запрещенных сайтов.
Что будет с онлайн-кино после 1 июля 2017 года?
С 1 июля 2017 г. свою порцию правового регулирования получат аудиовизуальные сервисы. Для этого в Закон об информации добавлена статья 10.5 «Обязанности владельца аудиосервиса».
Так, что же такое аудиовизуальные сервис (далее — АС)? То же самое, что и онлайн-кино, ivi или американский netflix, например? Чего ждать и к чему готовиться владельцам кучи сайтов с сериалами и фильмами?
Что такое аудиовизуальный сервис?
Вот понятие взятое из закона, слегка переделанное для понимания читателя:
Что это все значит? Как понять, что такое аудиовизуальный сервис?
Законные признаки аудиовизуального сервиса:
Только при совокупности этих сайт или приложение (программа для ЭВМ) подпадает под регулирование в качестве аудиовизуального сервиса.
Что не является аудиовизуальным сервисом
Закон устанавливает, что аудиовизуальным сервисом не являются:
Большой вопрос вызывает именно третий пункт, полагаю сюда относятся видео агрегаторы (youtube, rutube, vimeo и др.). Порядок и критерии определения таких информационных ресурсов определяются Роскомнадзором.
Требования к владельцу аудиовизуального сервиса
Новый закон вводит ряд требований, которые обязан соблюдать владелец сервиса:
Говоря русским языком:
а) не допускать использование сайта в целях совершения преступления;
Больше всего вопрос вызывает запрет на публикацию материалов, содержащих нецензурную брань. Что под ней понимать? Что делать, если фильм содержат такие выражения? Не понятно.
2. «Осуществлять классификацию аудиовизуальных произведений до начала их распространения в случае, если классификация соответствующего аудиовизуального произведения не была осуществлена ранее его производителем или распространителем, а также обеспечивать обозначение категории данного аудиовизуального произведения соответствующим знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения среди детей информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за исключением аудиовизуальных произведений, размещаемых на таком аудиовизуальном сервисе его пользователями (Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)».
Иными словами, нужно удостовериться, что произведение имеет возрастное ограничение (предупреждение). Если оно отсутствует, то его следует присвоить.
3. «Соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах».
4. «Соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации».
Пункт 3 гласит о соблюдении правил предвыборной агитации, а вот пункт 4 приравнивает аудиовизуальный сервис к средствам массовой информации (СМИ).
5. «Не допускать распространения аудиовизуальным сервисом телеканалов или телепрограмм, не зарегистрированных в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации».
Запрет на трансляцию зарубежных каналов, не зарегистрированных в РФ.
6. «Разместить на аудиовизуальном сервисе адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, а также свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица)».
Aka способ связи с владельцем должен быть доступен любому пользователю.
7. «Установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети «Интернет» программ для электронных вычислительных машин».
Очень интересно, что предложит Роскомнадзор за программу? Почему нельзя предоставить право смотреть метрику (Яндекс Метрика, Google Analytics)? Не понятно. А главный вопрос: для чего изобретать велосипед? Очередной госконтракт на разработку ненужного абсолютно ПО.
Как «попасть» в реестр аудиовизуальных сервисов и какими правами наделен Роскомнадзор?
Роскомнадзор будет вести реестр аудиовизуальных сервисов. Для этих целей он наделен полномочиями:
Если с организацией мониторинга более менее все очевидно, то вот с методикой определения количества пользователей в сутки далеко нет. Вероятно эта методика скоро «родится на свет» и на сколько она будет соответствовать реальному положению вещей далеко не ясно. В яндекс метрике есть показатель «Посетители», возьмите его и пользуйтесь! Уже все готово! Зачем придумывать что-то новое? Поживем, увидим.
На запросы Роскомнадзора следует отвечать в течение 10 суток.
Что еще делает Роскомнадзор?
Если он обнаружил аудиовизуальный сервис с посещаемостью более 100 000 пользователей из РФ в сутки (подумайте, как он их обнаружил, если его ПО по учету количества пользователей еще не установлено на сервисе), то:
Провайдер обязан будет дать ответ в течение 3 дней.
Параллельно Роскомнадзор направляет уведомление владельцу аудиовизуального сервиса о включении в реестр с указанием законных требований к данной информационной системе (читать: аудиовизуальному сервису).
Владелец в свою очередь обязан в течение 2 месяцев представить документы, подтверждающие свою «категорию», а именно имеет ли он право быть владельцем сервиса в РФ.
Перечень документов, их форма и порядок уведомления будет сформирован Правительством РФ.
Права и обязанности владельца аудиовизуального сервиса
А теперь самые жесткие ограничения.
Владельцем аудиовизуального сервиса может являться российское юридическое лицо или гражданин РФ, не имеющий гражданства другого государства.
Для лиц не являющихся ни российским юридическим лицом, ни гражданином РФ, не имеющим гражданства другого государства установлены специальные требования.
В законе перечислены следующие категории владельцев аудиовизуального сервиса:
организация, находящаяся под контролем международной организации;
иностранное юридическое лицо;
российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%;
лицо без гражданства;
гражданин РФ, имеющий гражданство другого государства;
аффилированные лица каждого с вышеуказанными.
Перечисленные категории при условии соблюдения двух пунктов:
владеет аудиовизуальным сервисом;
количество пользователей на территории РФ составляет менее 50% от общего количества пользователей;
Вправе владеть более чем 20% долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса в РФ при условии согласования этого правомочия с правительственной комиссией. Комиссия также будет учреждена.
Исключение из реестра
Исключение из реестра возможно при соблюдении следующих условий:
Ответственность
Вопрос ответственности наиболее важен. Ответственность или санкции обуславливают исполнение этой части закона.
Если Роскомнадзор обнаружит, что с помощью сервиса происходит распространение информации (в любой форме) противоречащей требования законодательства РФ, он направит требования владельцу об устранении выявленных нарушений.
При этом Роскомнадзор обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису в следующих случаях:
установленного вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении повторного в течение года неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требования принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требований, связанных с предоставлением информации и документов требуемых в рамках регулирования деятельности аудиовизуальных сервисов.
В кодекс об административных правонарушениях РФ вводятся ряд административных составов. Не буду их глубоко и подробно рассматривать, это тема отдельного ряда статей, укажу лишь вкратце.
Появятся следующие статьи:
Статья 13.35. Распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации
Статья 13.36. Нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Статья 19.7.10-2. Неисполнение владельцем аудиовизуального сервиса требований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
Предстоит достаточно большая работа каждому владельцу аудиовизуального сервиса.
Вы спросите: «Какой будет первый шаг? Что делать вначале?»
Считаю, что следует ожидать проявления инициативы со стороны Роскомнадзор, ведь все функции по мониторингу и наполнению реестре лежат на нем. Однако, все же стоит проверить нет ли нарушений с присвоением возрастных ограничений, не содержат ли материалы (видеофайлы) информацию, запрещенную для распространения.
Думаю, что следует уделить больше внимания вопросам защиты сервиса и сайта, дабы не допустить непреднамеренных нарушений.