Аудит что такое кратко
Аудит
Добились профессионального успеха в бухгалтерском учёте или другой отрасли? Считаете себя опытным специалистом? Возможно пришло Ваше время стать аудитором. Но чтобы стать успешным аудитором нужно не просто иметь достаточно опыта в отрасли, необходимо также иметь и отличные теоретические познания в области аудиторской деятельности. И чтобы помочь Вам разобраться, мы решили понятнее объяснить, что такое аудит, аудиторская деятельность, виды аудита, методы аудита и какие законы регулируют аудит (аудиторскую деятельность и аудиторов).
Содержание статьи (навигация) :
Рассматриваемые вопросы относительно аудита
Определение » Аудит » коротко и простыми словами — проверка отдельного вида деятельности организации с целью анализа на предмет эффективности, соответствия или достоверности, с последующем выражением по результатам такой проверки аудиторского заключения.
Трактовка термина » Аудит » в соответствии с законодательством РФ (п.3 ст.2 ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.
Понятие » Аудит » в широком смысле этого слова — независимая проверка финансовой и хозяйственно-экономической деятельности организации, а также процессов, систем, продуктов, документации и прочее с целью анализа на предмет эффективности или соответствия законодательным актам, или достоверности представляемой информации и выражение по результатам такой проверки обоснованного аудиторского заключения.
Как известно, деятельность аудиторов жестко регулирует законодательство. Перечислим основные законодательные акты (законы), регламентирующие и регулирующие деятельность аудитора и аудиторскую деятельность (аудита).
Виды аудита хорошо изучены многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию аудита в зависимости от различных признаков, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды аудита.
Аудит по отношению к аудируемой организации:
Виды аудита по решаемым задачам:
Виды аудита по времени осуществления:
Виды аудита по характеру проверки:
Виды аудита по обязательности проведения:
Существует множество видов аудита, а точнее видов аудиторских услуг. Перечислим основные виды услуг аудита являющиеся основными (ведущие направлений аудиторской деятельности):
Также перечислим наиболее популярные узкоспециализированные направления виды услуг аудита, иначе говоря расскажем о наиболее востребованных узкоспециализированных направлениях аудиторской деятельности:
Так что же такое аудиторская деятельность и аудиторская проверка? Будущие аудиторы хоть раз да и задавались таким вопросом. Поэтому в данном разделе мы решили Вам рассказать про эти два термина.
Сначала раскроем понятие аудиторской деятельности с точки зрения законодательства (п.2 ст.1 закон «Об аудиторской деятельности»). Термин » Аудиторская деятельность » (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.
Рассмотрим в широком смысле определение аудиторской деятельности (аудиторских услуг) в РФ. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок отдельного вида деятельности организации с целью её оценки или проверки на достоверность, по итогам которой, составляется независимое аудиторское заключение.
А теперь раскроем понятие Аудиторская проверка. Термин » Аудиторская проверка « — это совокупность мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся аудируемого вида деятельности организации, и имеющих своим результатом выражения оценки аудитором о достоверности представляемой информации, правильности и эффективности ведения деятельности экономического субъекта.
В аудиторской деятельности используется достаточно много различных методов проведения аудита организации и методов, используемых непосредственно при проведении аудита. Хотим заметить то, что с помощью методов не только познается объект аудита, но и благодаря им упорядочивается также процесс организации самой проверки.
Применяемые в настоящее время методы проведения аудита, а точнее методы организации проведения аудита (аудиторских проверок) подразделяются:
Также, считаем нужным перечислить методы, используемые при проведении аудита:
Также можете посмотреть короткие видео об аудите (на тему аудита).
Что такое аудит. Объясняем простыми словами
Проще говоря, в фирму приезжает специально обученный человек, который просматривает всю финансовую или другую документацию, изучает производственные или другие бизнес-процессы. После этого эксперт выносит официальное заключение.
Такой деятельностью могут заниматься специализированные аудиторские фирмы, индивидуальные предприниматели, аудиторы.
Аудит может быть на добровольной основе, т. е. инициатором проверки выступает сама компания. Например, по инициативе одного или нескольких учредителей (акционеров), когда у организации поменялось руководство или главный бухгалтер. Но также он бывает и обязательный.
Аудит бухгалтерской отчётности по закону обязателен для организаций:
Пример употребления на «Секрете»
«Вице-президент Facebook подчеркнул, что компания начнёт отправлять отчёт о контенте, который она публикует каждые 12 недель, на независимый аудит, так как хочет нести ответственность перед своими пользователями».
(Из новости о том, что подросткам ограничат время пользования Instagram).
Нюансы
Существует множество видов аудита, перечислим самые основные:
Финансовый аудит. Проверка экономического состояния организации с оценками достоверности и перспективами развития.
Промышленный аудит. Система мероприятий, которая совмещает в себе финансовый и технический контроль объёмов выполненных работ и их качество, требования строительных норм и правил, стартапов и так далее.
Управленческий аудит. Проверка существующей системы организации бизнес-процессов ради выявления проблем и поиска путей их решения, чтобы повысить эффективность работы компании.
Ошибки в употреблении
Не путайте с понятием «ревизия». Аудит направлен на разные стороны деятельности компании — экономическую, техническую, управленческую и так далее. Ревизия же — часть финансового аудита. Она необходима для проверки законности финансовых операций компании и их верного отражения в бухгалтерском учёте.
Ревизия выявляет различные недостатки, ошибки и махинации в финансовой сфере и ставит целью наказать виновных в подобных махинациях. Если при аудите выявлены недостатки или ошибки, то часто компания-аудитор предлагает пути их исправления.
Исторический факт
Примерно 4000 лет до н. э. древние цивилизации Ближнего Востока создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы вести учёт доходов и расходов, составлялись специальные отчёты. Спустя время это привело к тому, что необходимо было устраивать проверки составляемой отчётности на наличие ошибок.
Что такое аудит и почему его не стоит бояться?
К какой бы сфере деятельности не относилась ваша организация, есть большая вероятность, что ей рано или поздно может потребоваться внешняя аудиторская проверка. В этой статье мы поговорим в целом об аудите: кто его должен проводить, из скольки этапов состоит проверка и каковы штрафные санкции за ее отсутствие.
Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2021 году?
Необходимость аудита определяется важностью достоверности и прозрачности финансовой информации для принятия решений заинтересованными пользователями, собственниками имущества экономического субъекта.
Аудит — это независимая проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний, осуществляемая в целях выражения мнения о ее достоверности.
Его проведение касается не только крупных предприятий с большим количеством сотрудников, но и относительно маленьких компаний, если они подлежат обязательному аудиту (ежегодная проверка, проведение которой определяется прямым указанием в нормативных актах).
Чтобы понять, какие организации точно попадают под обязательный аудит, стоит воспользоваться критериями, установленными п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ в эту норму внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2021 года.
Итак, с 2021 года (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит необходим следующим организациям:
Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год можно найти на сайте Минфина России.
Может ли аудит быть добровольным?
Да, конечно же, проведение аудита может быть добровольным, то есть инициировано собственником в определенных интересах.
Например, при смене руководителя, главного бухгалтера или сомнениях в правильности и достоверности учета.
Нередко собственники заказывают аудит с целью проверки работы бухгалтерии, чтобы оценить возможные риски.
Центр обучения «Клерка» приглашает на бесплатный вебинар о том, как первичка может спасти компанию от претензий: подробнее тут.
Кто проводит аудит?
Аудит проводится независимыми аудиторскими компаниями, сотрудники которых являются аудиторами.
Не каждый человек, обладающий экономическим образованием, имеет право проведения аудита. Для осуществления такой деятельности он обязан пройти экзамен для получения специального аттестата и состоять в СРО.
От аудиторов требуется высокий уровень компетентности и знаний законодательства бухгалтерского и налогового учета в разных сферах и отраслях деятельности. При выполнении профессиональных обязанностей важную роль играют правила этики, независимости и конфиденциальность.
Как происходит аудиторская проверка?
Проверка может происходить в один этап, или поквартально, за полугодие или 9 месяцев.
Плюсы поэтапного проведения — в оперативном устранении некоторых ошибок и неточностей до окончания проверки.
Аудиторская проверка касается всех аспектов деятельности той или иной компании. Во время поведения проверки проверяются не только документация предприятия, но также проводится анализ особенностей её работы.
Она включает в себя несколько этапов:
По окончанию выдается аудиторское заключение, выражающее мнение о достоверности отчетности, и отчет (если составление отчета предусмотрено условием договора), содержащий замечания по вопросам системы внутреннего контроля, соблюдения законодательства и достоверности бухгалтерской отчетности, ссылку с указанием нормативных актов, которые были нарушены.
Полученные результаты отражают выводы о правильности ведения бухучета, а также корректности информации в финансовой отчетности организации, предназначенной для всех заинтересованных пользователей.
Есть ли штрафы за непрохождение аудиторской проверки?
В КоАП (ст. 15.11) предусмотрены штрафы за отсутствие аудиторского заключения (от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц); повторное деяние — до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет). Срок давности 2 года с момента совершения правонарушения.
Кроме того организация должна направить заключение в налоговый орган для размещения на ресурсе ГИРБО https://bo.nalog.ru/. Подается оно вместе с отчетностью или в течение 10 дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря.
По итогам обязательного аудита в течение трех дней компания также обязана его результаты разместить в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности экономических субъектов.
За непредставление или несвоевременное раскрытие сведений предусмотрен штраф (от 5 до 10 тыс. рублей; повторное нарушение —от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет) (ст. 14.25 КоАП РФ).
Многие руководители и бухгалтеры негативно воспринимают проверку, предполагая, что ее результаты могут отрицательно отразиться на деятельности компании. Однако не стоит путать с налоговой поверкой, аудитор действует всегда в интересах клиента, и никакой карательной функции не несет.
Как подготовиться к аудиту?
Не стоит несерьезно относиться или совсем игнорировать требования законодательства о проведении аудиторской проверки, а также воспринимать аудит как личный экзамен по бухгалтерскому учету.
Более того, проведенная аудиторская проверка часто оказывается крайне полезной, так как в ходе неё могут быть выявлены нарушения, способные повлечь за собой возникновение существенной ошибки, а своевременное обнаружение позволит избежать таких ситуаций в дальнейшем.
А как приятно бывает осознавать, что по результатам проведенной проверки установлено, что в учете всё в порядке, и ваши труды и время потрачены не зря!
Чтобы подготовиться к проверке, следует привести в соответствие всю первичную документацию, подготовить бухгалтерскую отчетность и проверить в ней наличие всех форм. Законодательно закрепленного перечня документов, представляемых для проведения ежегодного обязательного аудита нет. Аудиторы могут запросить абсолютно любые документы аудируемого лиц. Перед проведением аудиторской проверки аудиторы предоставят список необходимых документов.
Какие ошибки чаще всего находят аудиторы?
Приведем несколько распространенных нарушений, выявляемых в ходе проведения аудита:
1. Недостаточный контроль за формированием бухгалтерской отчетности;
2. Непроведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности или аудируемым лицом не соблюдаются сроки и периодичность проведения инвентаризации, и порядок отражения ее результатов;
3. Способы ведения учета, закрепленные в учетной политике организации, не соблюдаются фактически;
4. Отсутствуют резервы (под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, по отпускам);
5. Не создан резервный капитал (для акционерных обществ, и иных организаций, уставом, которых предусмотрено формирование фонда).
Исправление ошибок в учете
Защита при налоговых проверках
Договоры для бухгалтера
Выдаем удостоверение о повышении квалификации ( заносится в госсреестр). Программы соответствуют профстандарту «Бухгалтер».
Аудит что такое кратко
Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте
Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)
Алфавитный указатель статей в книгах и журналах
Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта
Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов
Техническое обеспечение:
Михаил Булах
Программирование:
Данил Мончукин
Маркетинг:
Татьяна Анастасьева
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua
сделано в Украине
Аудит. Шпаргалка: кратко, самое главное
1. АУДИТ: ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ
Целью аудита согласно закона является выражение независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Предпосылки возникновения аудита: 1) возможность необъективной информации со стороны администрации; 2)зависимость последствий принятых инвестором решений от качества информации о финансовом состоянии субъекта; 3) необходимость определенных знаний для прочтения информации; 4) отсутствие у пользователя отчетной информации доступа к материалам, необходимым для оценки ее качества.
Помимо закона основные определения содержит утвержденный федеральный стандарт № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». По стандарту аудит включает не только аудиторскую проверку финансовой и бухгалтерской отчетности, но и сопутствующие аудиту услуги. Согласно стандарту под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
1) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями (как внешними, так и внутренними);
2) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически;
3) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за ограничения доступа к учетной и иной информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
2. СВЯЗЬ АУДИТА С ДРУГИМИ ФОРМАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.
Для независимости от внешнего и внутреннего контроля нужны независимые аудиторские проверки. Исключением является аудит по исполнительным делам по заказу определенных организаций, заключение предоставляется только организации, заказывающей проверку. Аудит не заменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудит непосредственно связан с проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методов и форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в том числе по правовым признакам, практическим задачам, результатам работы и др.
Аудит имеет прямое отношение к проведению внутреннего контроля специалистами самой организации. Так, в ходе аудита аудитор должен использовать работу внутреннего аудита с целью изучения системы внутреннего контроля на предприятии и рабочих документов, чтобы убедиться в том, что: 1) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора; 2) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформлена; 3) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов соответствует результатам выполненной ими работы; 4) зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются при планировании работ и проверок внутренним аудитом; 5) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.
3. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА
В современной практике классификация видов аудита базируется на следующих предпосылках.
1. Статус аудитора. Внешний аудит проводится независимыми аудиторскими организациями на договорной основе с экономическим субъектом с целью обязательной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации. Внутренний аудит проводится своими силами и преследует цель эффективного функционирования системы управления.
2. Принцип инициативы проведения. Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и отчетности организации исходя из требований закона. Инициативный аудит проводится по решению администрации предприятия или его учредителей.
4. Периодичность осуществления. Первоначальный аудит проводится впервые в конкретной организации. Периодический аудит проводится в конкретной организации в течение ряда лет подряд.
4. СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Все разрешенные сопутствующие услуги определены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. К сопутствующим аудиту услугам Закон относит следующие: 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование; 2) налоговое консультирование; 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; 5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; 6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; 7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; 8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 9) проведение маркетинговых исследований; 10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; 12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательного аудита проверки по поручению государственных органов, относятся услуги по: 1) оценке активов и пассивов, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; 2) тестированию бухгалтерского персонала.
К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательного аудита, проверки на основе критериев деятельности экономического субъекта относятся услуги по: 1) постановке бухгалтерского учета; 2) улучшению ведения учета и составления отчетности; 3) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; 4) анализу хозяйственной деятельности; 5) проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала; 6) консультированию по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства; 7) экспертному обслуживанию и др.
5. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ АУДИТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выделяют два основных направления: государственное регулирование (со стороны государственных органов) и саморегулирование (со стороны общественных аудиторских организаций). В России система регулирования пока находится в процессе становления, в данный момент преобладает государственное регулирование, но в процессе реформирования появляется все больше элементов саморегулирования.
В статьях 18 и 19 Закона от 7 августа 2001 г. № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяются функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности (Министерства финансов) и функции Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основными функциями Министерства финансов являются: 1) издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; 2) организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 3) организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности; 4) организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий; 5) контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 6) определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; 7) ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам; 8) аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе организован в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. В соответствии с Законом совет по аудиторской деятельности: 1) принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа; 2) разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом; 3) рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа; 4) осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРОВ
Аудиторская деятельность является деятельностью предпринимательской и регулируется гражданским законодательством. Соответственно по общему правилу основными документами, определяющими права и обязанности аудиторов, будут Гражданский кодекс РФ, Закон «Об аудиторской деятельности», а также договоры с конкретными организациями, которые аудитор (аудиторская фирма) заключает с проверяемыми субъектами.
Права и обязанности аудитора.
1) Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита.
2) Проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации.
3) Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.
4) Отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях: а) непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; б) выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.
5) Осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
6) Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
7) Предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора.
8) В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
9) Обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
10) Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОВЕРЯЕМЫХ СУБЪЕКТОВ
Права и обязанности аудируемого лица.
1) Заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
2) Создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита.
3) Давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц.
4) Своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.
5) Не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
6) Оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.
7) Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
8) Получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора.
9) Получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг.
10) Осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
8. ПРАВА АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее вышеуказанным требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
1) участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;
2) в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
3) самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
4) по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;
5) ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;
6) ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;
7) ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
8) обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
9) содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в РФ;
10) защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти РФ и субъектов РФ, судах и правоохранительных органах;
11) разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;
12) представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
13) осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.
9. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Это определено статьей 13 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных стандартов аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье 21 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено, что аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Ответственность перед клиентом возникает вследствие нарушения обязательств, принятых на себя по договору оказания аудиторских услуг. Отдельная статья в УК РФ (ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами») устанавливает ответственность индивидуальных аудиторов за использование своих полномочий вопреки задачам аудиторской деятельности в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц. Если действия индивидуального аудитора причинили существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций или государства, то он наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 мес., либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
За осуществление аудиторской деятельности без лицензии налагается штраф в размере от 100 до 300 МРОТ.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения (т. е. составленное без аудиторской проверки или противоречащее содержанию документов) влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.
В соответствии с Законом деятельность аудиторов и аудиторских организаций должна быть независимой.
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
11. АТТЕСТАЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АТТЕСТАТ АУДИТОРА
Аудиторская деятельность подразумевает высокую профессиональную компетенцию специалистов-аудиторов. Для достижения заявленного уровня Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрена аттестация на право осуществления аудиторской деятельности.
Законом предусмотрены требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
1) высшее экономическое и (или) юридическое образование;
2) наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3 лет. Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр.
По итогам аттестации выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:
1) в области общего аудита;
2) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
3) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
4) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации.
Квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован. Законом установлен ряд случаев прекращения действия аттестата:
1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) аудитор в течение двух календарных лет подряд не осуществлял аудиторскую деятельность;
4) аудитор не повышает квалификацию ежегодно;
5) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
6) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Министерством финансов РФ.
В каждой аудиторской компании должны существовать процедуры, обеспечивающие контроль за необходимым объемом знаний и практического опыта аудиторов для выполнения ими своих обязанностей.
12. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудиторский стандарт имеет определенную структуру и состоит из следующих разделов:
2) основные понятия и определения;
3) сущность стандарта;
4) практические приложения.
В разделе «Общие положения» отражаются цель и необходимость разработки данного стандарта, объект стандартизации, сфера применения стандарта, взаимосвязь с другими стандартами. В разделе «Основные понятия и определения», используемые в стандарте, содержатся основные термины и их краткая характеристика. В раздел «Сущность стандарта» включены описание проблемы, анализ ситуации и методы решения.
Из всего многообразия можно выделить несколько видов аудиторских стандартов:
1) общие стандарты аудита;
2) рабочие стандарты аудита;
3) стандарты отчетности;
4) специальные стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.
Для уточнения общих стандартов разработаны и применяются на практике дополнительные стандарты.
1. Использование материалов другого (предыдущего) аудита.
2. Выявление ошибок и неточностей, не являющихся противозаконными.
3. Рабочая документация.
Стандарты аудита, применяемые в России, подразделяются на:
1) международные стандарты аудита (не являются нормативными документами);
2) национальные (федеральные российские) стандарты (являются обязательными);
3) внутренние стандарты, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
4) правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
13. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В октябре 2000 г. вышел в свет первый официальный перевод Международных стандартов аудита на русский язык. Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPS), который действует в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC).
Многие крупные аудиторские фирмы используют МСА в качестве основных общепринятых рекомендаций и методологии при проведении аудита. В настоящее время ведутся переговоры с IOSCO (Международной организацией комиссий по ценным бумагам) об официальном признании МСА по схеме, которая недавно использовалась для признания Международных стандартов финансовой отчетности.
Ряд документов из числа МСА и Положений по международной аудиторской практике пока не имеют российских аналогов. Это связано с тем, что разработка российских регламентирующих документов требует времени и подготовка всего пакета документов еще не завершена.
14. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ (КЛИЕНТЫ) АУДИТА И ИХ ВЫБОР
Подготовка аудиторской проверки имеет отношение как к аудиторским организациям, так и к аудируемым лицам. При подготовке аудита необходимо руководствоваться федеральными стандартами аудиторской деятельности, в частности: правилом (стандартом) № 12 «Согласование условий проведения аудита»; правилом (стандартом) № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица».
Как правило, организация имеет право выбора аудиторской организации или аудитора для проведения инициативных аудиторских проверок или оказания других услуг. При проведении обязательного аудита выбор несколько сужается, так как обязательный аудит не может проводиться индивидуальным аудитором, т. е. организация может обратиться только в аудиторскую компанию. При проведении обязательного аудита в организациях, у которых в уставном капитале доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25 %, выбор ограничивается только аудиторскими организациями-победителями открытого конкурса на право проведения аудита указанных организаций.
Аудиторская организация до начала проверки имеет право ознакомиться с учредительными документами клиента, списком учредителей и руководителей, балансом и формой № 2 с расшифровкой и т. п. При выборе клиента аудиторская организация должна установить: 1) виды деятельности организации-клиента; 2) размер организации-клиента; 3) причину, по которой клиент проводит аудиторскую проверку; 4) готовность руководства организации предоставить необходимую для аудита информацию; 5) готовность руководства организации вносить изменения и исправления в бухгалтерский учет и отчетность по результатам проверки.
15. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
Договор заключается в соответствии с требованиями главы 28 и иными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Как правило, в договоре оказания аудиторских услуг указываются: 1) цель аудита отчетности; 2) ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой отчетности; 3) объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила аудиторской деятельности; 4) аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита; 5) информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой отчетности могут остаться необнаруженными; 6) требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита; 7) цена проведения аудита или способ ее определения, а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.
В дополнение в договоре могут указываться: 1) договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита; 2) право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом; 3) обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита; 4) обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица; 5) договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов; 6) договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица; 7) договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии); 8) любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством РФ и федеральными стандартами аудиторской деятельности; 9) информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.
В тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты: 1) предмет договора на оказание аудиторских услуг; 2) условия оказания аудиторских услуг; 3) права и обязанности аудиторской организации; 4) права и обязанности экономического субъекта; 5) стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг; 6) ответственность сторон и порядок разрешения споров.
16. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ
Выделяют следующие этапы планирования аудита:
1) предварительный план;
Планирование аудита регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
17. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН АУДИТА
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на его деятельность. Аудитору также следует ознакомиться со следующими элементами жизнедеятельности организации: 1) организационно-управленческой структурой экономического субъекта; 2) видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции; 3) структурой капитала и курсом акций (в случае если акции экономического субъекта подлежат котировке); 4) технологическими особенностями производства продукции; 5) уровнем рентабельности; 6) основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
7) порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации; 8) существованием дочерних и зависимых организаций; 9) организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля; 10) принципами формирования оплаты труда персонала.
Источники информации: 1) устав экономического субъекта; 2) документы о регистрации экономического субъекта; 3) протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; 4) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; 5) бухгалтерская отчетность; 6) статистическая отчетность; 7) документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
8) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; 9) внутренние отчеты аудиторов-консультантов; 10) внутрифирменные инструкции; 11) материалы налоговых проверок; 12) материалы судебных и арбитражных исков; 13) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; 14) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; 15) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
18. ПОНЯТИЕ СУЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:
1) недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;
2) отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.
Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на возможное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц.
Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты Российской Федерации, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности. Аудитору следует принимать во внимание существенность при:
1) определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур;
2) оценке последствий искажений.
19. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСКАЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
При оценке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной. Совокупность неисправленных искажений включает:
1) конкретные искажения, выявленные аудитором, включая результаты неисправленных искажений, выявленных во время предыдущего аудита;
2) наилучшую аудиторскую оценку прочих искажений, которые не могут быть конкретно определены (т. е. прогнозируемые ошибки).
Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Руководство вправе внести поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений. В том случае, если руководство аудируемого лица отказывается вносить поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, а результаты расширенных (дополнительных) аудиторских процедур не позволяют аудитору заключить, что совокупность неисправленных искажений не является существенной, аудитору следует рассмотреть вопрос о надлежащей модификации аудиторского заключения в соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Если совокупность неисправленных искажений, выявленных аудитором, приближается к уровню существенности, аудитору необходимо определить, существует ли вероятность того, что необнаруженные искажения, рассматриваемые вместе с совокупными обнаруженными, но неисправленными искажениями, могут превысить уровень существенности, определенный аудитором. Следовательно, по мере того как совокупные неисправленные искажения приближаются к уровню существенности, аудитор рассматривает вопрос о снижении риска посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или требует от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений.
20. РИСК И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Риск аудитора означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность организации может содержать существенные необнаруженные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет. Таким образом, аудиторский риск, по сути, зависит от двух факторов:
1) от риска наличия в бухгалтерской отчетности существенных неточностей или ошибок;
2) от риска неверных выводов аудитора об отсутствии в бухгалтерской отчетности существенных неточностей (ошибок или даже завуалированных злоупотреблений) в связи с их необнаружением.
С практической точки зрения, аудиторский риск состоит из набора рисков. Как правило, выделяются следующие основные виды рисков: