Аудит организации предусматривает что учетная политика предприятия регламентируется
Учетная политика
Определение
Учетная политика – это совокупность вариантов ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности. Учетная политика вырабатывается каждой организаций самостоятельно. При этом происходит выбор вариантов учета в рамках предусмотренных нормативными актами. Также в учетной политике находят отражения выбранные организацией способы учета, которые неоднозначно трактуются в бухгалтерском или налоговом законодательстве.
Основным документом, регламентирующим выработку организацией учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Однако отсылки к учетной политике содержатся во многих других ПБУ. Учетная политика для целей налогообложения упоминается в Налоговом кодексе РФ.
Примерами положений учетной политики являются: способ списание стоимости материально-производственных запасов (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО), метод амортизации основных средств и нематериальных активов и др. См. пример учетной политики.
Структура учетной политики
Обычно положения учетной политики разделяют на положения учетной политики для целей бухгалтерского учета и положения учетной политики для целей налогового учета. Как правило, и те и другие утверждаются в рамках одного внутрифирменного документа – приказа об учетной политике.
К приказу учетной политики обычно оформляют приложения: рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы используемых организацией первичных документов и др. информацию, являющуюся частью учетной политики.
Утверждение и изменение учетной политики
Учетная политика утверждается организацией до наступления или в самом начале финансового года. Утверждать учетную политику ежегодно, если она не претерпела изменений, не требуется.
Изменять учетную политику организация может в установленных ПБУ 1/2008 случаях. В частности, при изменении законодательства, при существенном изменении условий хозяйствования и др. Обычно изменения производятся с начала отчетного года. При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Как составить учетную политику
Удобный способ быстро подготовить учетную политику – онлайн помощник » Мастер учетной политики». Сервис позволяет по шагам, с подсказками выбрать применимые для организации варианты ведения бухгалтерского и налогового учета (всего ок. 60 пунктов).
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Аудит учетной политики
Что такое аудит учетной политики
Аудит учетной политики (далее — УП) проводится по-разному и с разными целями, в зависимости от того, какая назначена проверка.
Независимая аудиторская проверка
Эту проверку проводят аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, у которых есть соответствующая лицензия. Они проверяют учетную политику на соответствие законодательству РФ, и смотрят, соблюдает ли организация утвержденные в ней положения.
Для некоторых организаций ежегодный аудит обязателен — их перечень определен в ст. 5 ФЗ №307-ФЗ. Например, это все акционерные общества и организации с выручкой свыше 400 млн рублей в год. Обязательный аудит УП не предусмотрен, но ее тоже могут проверить.
Также независимую аудиторскую проверку могут инициировать материнская компания и третьи лица, например, ваш банк-кредитор или потенциальный инвестор.
Добровольная аудиторская проверка
Добровольная аудиторская проверка начинается по инициативе руководства. Ее можно проводить силами самой фирмы или тоже пригласить независимых аудиторов. Как часто проверять решает менеджмент организации или собственники. Вот самые частые поводы для начала проверки:
Такой аудит поможет скорее выявить проблемы в учете организации и поправить положение дел. Его цель — найти угрозы деятельности, выявить ошибки и выработать рекомендации по их устранению и минимизации финансовых рисков.
Налоговая аудиторская проверка
Этот вид выделять не совсем корректно, так как налоговая не проводит аудит УП в стандартном понимании. При камеральной и выездной проверке налоговики могут запросить документ, но интересуют их, как правило, именно наличие учетной политики, нормы и правила, которых вы придерживаетесь в учете. Если УП у вас нет или она составлена с нарушениями, бухгалтера могут оштрафовать.
Зачем проводить аудит учетной политики
Крупные компании и акционерные общества уделяют аудиту учетной политики большое внимание. Ее важно корректировать и улучшать, не только чтобы хорошо показать себя перед налоговой или инвесторами, но и для собственной эффективности.
Профессиональные аудиторы подскажут, способствует ли принятая УП эффективной работе организации, и проверят, насколько утвержденные методы оценки, начисления амортизации и пр. соответствуют типу компании. Расскажут, что можно улучшить.
Как запланировать аудиторскую проверку компании
Руководство организаций, которые не подлежат обязательному аудиту, часто поручает проведение аудита своим сотрудникам. Как правило, этим занимаются простые бухгалтеры под командованием главбуха. От работы их при этом не освобождают, все наваливается комом, и такая проверка априори не может быть эффективной.
От этого варианта не стоит отказываться, если вы стеснены в средствах или просто не имеете другой возможности. Но проверка от независимых аудиторов будет куда эффективнее.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.
Аудиторы проверят рациональность методик учета и их соответствие законодательству. Составят аудиторское заключение со всеми недостатками УП, проблемами в ее выполнении и дадут рекомендации по устранению недочетов.
Что проверяют при аудите учетной политики
Профессиональные аудиторы проверяют УП для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Мы расскажем, на что они обращают внимание, а вы можете попробовать повторить действия специалистов в своей организации. Проверьте, есть ли в компании следующие документы и соответствуют ли они законодательству:
Кроме проверки соответствия УП отраслевым стандартам, №402-ФЗ и ПБУ 1/2008, аудитор сопоставляет документы разных учетных направлений. Это помогает найти незаконные хозяйственные операции, ведущие к налоговом и финансовым нарушениям.
Для аудита УП для целей налогообложения проверьте:
По заказу специалист дополнительно подготовит план мероприятий по оптимизации УП и найдет возможности для экономии, которые разрешены НК РФ.
Типичные нарушения в учетной политике
При проверках УП чаще всего встречаются следующие нарушения:
Встречаются и другие нарушения. Поэтому проверкой лишь этих направлений ограничиваться не стоит.
В сервисе Контур.Бухгалтерия есть образцы учетной политики для разных систем налогообложения, которые полностью соответствуют актуальному законодательству. Ведите учет, платите зарплату, начисляйте налоги и взносы в нашем сервисе. Дарим всем новым пользователям две бесплатных недели работы в бухгалтерии.
Как проводится аудит учетной политики
Учетная политика организации представляет собой важнейший компонент управленческой системы. В ней сформулированы принципы и правила, согласно которым внутри предприятия осуществляются финансовый учет и контроль. Подразумевается, что эти правила будут отражать ведущийся в компании бухгалтерский учет адекватно действующему законодательству. Именно это соответствие и проверяется компетентными органами в ходе аудита учетной политики.
Рассмотрим, что именно становится объектом проверки в рамках такого аудита, какие цели и задачи он преследует и каким результатом завершится, а также какие типичные ошибки чаще всего встречаются у проверяемых.
Чем руководствуются аудиторы
Проверяя, насколько применяемые в данной организации методики бухгалтерского учета соотносятся с последними законодательными нормами, контролирующие органы действуют в рамках следующих нормативных актов:
Цель проведения аудита учетной политики
Знакомясь с учетной политикой, аудиторы ставят перед собой конкретную цель: выяснить полноту и соответствие отечественному законодательству правил бухучета, принятых в данной организации, а также корректность их применения. Для достижения этой цели перед проверяющими встают следующие основные задачи:
Вопрос: В организации с 01.02.2020 сменились директор и главный бухгалтер. Необходимо ли внести изменения в учетную политику в связи с этим? Если необходимо, то какой датой?
Посмотреть ответ
Что именно будут проверять
Изучая финансовую отчетность и внутренние нормативные акты, аудиторы могут:
В ходе аудита проверяющие должны дать оценку таким показателям учетной политики, как:
Ожидаемый результат аудита
В результате проверки формируется компетентное мнение о достоверности финансовой отчетности фирмы. Аудиторы смогут четко ответить на вопрос, допущены ли нарушения правил бухгалтерского учета, есть ли противоречия с актами законов, в результате чего возникают налоговые несоответствия.
Где искать доказательства
Результаты аудиторской проверки должны подкрепляться документальными доказательствами. Такой доказательной базой в ученой политике служат следующие документы:
Со всей этой документацией аудиторы имеют право беспрепятственно ознакомиться и изучить ее.
Важно! Помимо внутренних документов, в арсенале аудиторов есть государственные законодательные акты, на соответствие которым проверяется учетная политика. Во внимание также будут приняты предыдущие аудиторские заключения, если таковые имеются.
Дополнительными источниками доказательств могут служить сведения, разъяснения, заявления руководящих кадров организации.
Типичные ошибки, фиксируемые аудиторами
Руководителям предприятий следует быть особенно внимательными. Ряд нарушений, нередко встречающихся в учетной политике, легко узнаваем при аудиторской проверке, именно на эти моменты контролеры обращают внимание прежде всего:
Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)
Когда проводится анализ учетной политики организации
Анализ учетной политики (УП) проводится:
Крупные холдинги и фирмы уделяют значительное внимание анализу УП, а также актуализации, корректировке и иным способам ее улучшения. Для этих целей даже могут выделяться отдельные трудовые и финансовые ресурсы.
Для организаций микро-, малого и среднего бизнеса анализ УП — мероприятие редкое. Необходимо отметить, что значительная часть некрупных фирм подходит к формированию УП формально, а ее анализом вообще не занимается. В результате такого подхода УП зачастую не отражает фактически применяемые в практической деятельности учетные способы.
Просчеты в составлении УП могут пагубно отразиться на деятельности фирмы, и такая УП не сможет помочь в налоговых и судебных разбирательствах.
Что требуется для проведения анализа учетной политики предприятия
Чтобы провести анализ УП, необходимо:
ВНИМАНИЕ! С 2022 года обязателен к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Стандарт можно применять и раньше, закрепив его положения в учетной политике предприятия.
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Если аналитик не в полной мере ориентируется в указанных нормативных документах, эффективность анализа УП может оказаться сниженной.
К примеру, плохо понимающему технологию производства специалисту-аналитику будет затруднительно дать оценку установленным в УП способам формирования себестоимости продукции или сформировать мнение о правильном и рациональном распределении расходов на прямые и косвенные.
Нюансы анализа учетной политики
При анализе УП необходимо исходить из следующих особенностей ее формирования:
Пример учетной политики для целей бухучета, а также для различных систем налогообложения, можно скачать в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В процессе анализа особое внимание необходимо уделить тем разделам УП, в которых:
Содержание УП необходимо сопоставить с фактически применяемой учетной системой и обязательно сделать анализ самостоятельно разработанных фирмой учетных схем, алгоритмов, методик и инструкций. Их проверяют на соответствие общим учетным принципам, рациональность, логичность, законность и правомерность.
Как анализ учетной политики фирмы может повлиять на результаты аудита
Анализ УП является одним из первых этапов аудита отчетности фирмы, но и на остальных этапах УП используется аудиторами как основополагающий внутрифирменный документ, в котором сконцентрированы применяемые фирмой учетные принципы и приемы. Нередко данную процедуру называют аудитом учетной политики организации.
Подробнее о содержании аудиторских процедур читайте в статьях:
Важность этого этапа аудита трудно недооценить — несоответствия УП в целом или отдельных ее положений законодательству могут повлиять на вид аудиторского заключения при выражении мнения относительно достоверности отчетности клиента.
То же самое может произойти, если в результате анализа УП выяснится, что в практической деятельности фирма применяет иные способы, методики и учетные приемы (чем утвердила в своей УП) или нарушает общие учетные принципы и допущения.
Если в УП присутствуют устаревшие требования, но фактически применяются соответствующие закону способы, методы и нормативы — на вид аудиторского заключения этот факт не повлияет, но он будет отражен в письменной информации (отчете) руководству и собственникам компании по результатам аудита.
Итоги
Анализ учетной политики — важное мероприятие, которое может преследовать разные цели и в силу этого проводиться либо независимыми аудиторами, либо своими внутренними специалистами и контролерами. Для проведения такого анализа требуется не только детальное понимание специфики деятельности фирмы, но и знание отраслевых нормативных документов, а также требований налогового и бухгалтерского законодательства.
Аудит полноты учетной политики: программа и объекты контроля
В целях проверки соблюдения организацией требований законодательства необходимо оценивать обоснованность принятой учетной политики (далее — УП) ( ФСАД 6/2010 и приложение к письму от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) и ее полноты. Рассмотрим этапы проведения контроля на примере.
Применяемая в организации учётная политика соответствует нормам, изложенным в п. 4 ПБУ 1/2008. Утверждённая приказом (распоряжением) учётная политика раскрывает способы ведения бухгалтерского учёта, в том числе следующую информацию:
Основные принципы аудита
Процедура аудиторской проверки состоит из трёх основных этапов.
План (программа) проверки
Программа аудита заключает в себя общие принципы (процедуры) проверки раздела аудита
Проводится контроль формирования и применения учётной политики
Рабочий документ аудитора
В таблицах отражаются все проверенные мероприятия и соответствующий комментарий аудитора
Выводится итоговая часть проверки
Программа аудита
Перед началом проверки составьте программу в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Программа варьируется от специфики деятельности предприятия.
Аудитором оценивается соответствие УП бизнесу организации и принципам подготовки финансовой отчётности, а также правилам учёта, применяемым в данной отрасли.
Аудит учётной политики предприятия состоит из сопоставления представленного документа с пониманием деятельности аудируемого лица и среды, в которой он существует.
Аудит полноты учётной политики включает в себя следующие этапы:
Пункты программы аудита
Информация для анализа
Соблюдение правил оформления УП
Приказ (распоряжение) об утверждении УП
Рабочий план счетов бухучета
Утверждённые формы первичной документации
Утверждённые регистры бухучета
Оценивается рациональность сроков обработки документов
Порядок проведения инвентаризации
Проверяется порядок сохранения документации
А также другие приложения и методики
Изучение форм, регистров, графиков и методик
Раскрытие как минимум всех методов ведения учёта, которые допускаются законодательством в отношении тех или иных объектов, применяемых в проверяемой организации
Сопоставление избранных методов учёта действующему законодательству
Проверка соответствия избранных методов учёта на соответствие действующему законодательству
Соблюдение непрерывности деятельности
Проверка имущественной обособленности
Последовательность использования учётной политики
Оценка правомерности изменений
Проверка изменений на соответствие действующему законодательству
Определяется отличие действующей версии от применяемой ранее. Выявленные отличия оцениваются с точки зрения существенности их влияния на оценку показателей отчётности
Выявление фактов недобросовестных действий
Оценивается, насколько выбор (в особенности вопросов, связанных с субъективными оценками и сложными хозяйственными операциями) могут свидетельствовать о недобросовестном составлении бухгалтерской отчётности в результате попытки руководства аудируемого лица манипулировать прибылью
Оцениваются принципы учётной политики, которые отличаются от характерных для данного вида деятельности
Выявление операций, которые отражены неправильно в части учётной политики аудируемого лица
В период проведения проверки аудитор должен получить понимание построения учётной политики организации, а также правил её применения, включая причины внесения изменений, и выявить основные принципы учётной политики в ключевых областях (например, признании выручки, оценки НЗП и т.д.).
В ходе контроля необходимо оценить риски существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности.
Рабочий документ аудитора
По завершении проверки раздела создаётся рабочая документация аудитора. В документе обосновываются итоги проверки в соответствии с Правилом (стандартом) № 2 «Документирование».
Рабочий документ «Аудит учётной политики», пример:
Вопросы для проверки
Есть документ, утверждающий и вводящий в действие учётную политику?
На кого возложена ответственность за ведение бухгалтерского учёта?
Каков порядок обработки учётных данных?
Проверка принятых приложений:
рабочий план счетов?
формы первичной документации?
регистры бухгалтерского учёта?
формы внутренней отчётности?
Определён круг лиц, располагающих правом подписи первичных документов?
Организована сохранность документации?
Каковы сроки и порядок проведения инвентаризации?
Есть структурные подразделения на отдельном балансе?
Какой используется метод начисления амортизации ОС и НМА?
Установлен стоимостный лимит для введения активов в состав ОС и НМА?
Каков порядок проведения переоценки ОС и НМА?
Какие используются способы учёта НМА?
Как оцениваются материалы в бухгалтерском учёте?
Каков порядок списания материалов?
Как организованы учёт и оценка готовой продукции?
Как организована оценка НЗП?
Как распределяются коммерческие и управленческие расходы?
Как происходит списание расходов на продажу?
Созданы ли резервы?
Каков порядок признания доходов?
Иные значимые вопросы.
Аудиторский отчёт
В аудиторском отчёте обосновываются итоги проверки и выражается мнение о влиянии учётной политики на бухгалтерскую отчётность.
Аудиторское заключение подготавливается в соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчётности аудитор в обязательном порядке оценивает обоснованность принятой учётной политики.
Несоответствие реального ведения бухгалтерской отчётности утверждённым способам или выбор ошибочных методов учёта существенно влияют на формирование финансового результата. Соответственно, вывод должен быть отражён в итоговой части аудиторского заключения. Указанные обстоятельства могут привести к выдаче аудиторского заключения с выражением модифицированного мнения (ФСАД 2/2010).