Аукцион березка что это
Инструкция по работе с ЕАТ «Березка»
Электронная торговая площадка «Березка» — это портал для проведения закупок малого объема по № 44-ФЗ. C 01.07.2021 действует новый регламент регистрации на ЕАТ, а 11.08.2021 опубликовали новые руководства пользователей для поставщика и заказчика.
Скачать руководство пользователя по работе на ЕАТ для заказчика от 11.08.2021 |
Скачать руководство пользователя по работе на ЕАТ для поставщика от 11.08.2021 |
Что это за ресурс
С 2019-го заработала электронная торговая площадка «Березка» для проведения закупок малого объема:
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы работать с единым агрегатором торговли без ошибок и нарушений.
В сети официальный сайт ЕАТ «Березка» — https://agregatoreat.ru/. На портале приобретают различные объекты закупок:
Ресурс необходим для создания конкуренции среди поставщиков, с которыми заключаются контракты по госзакупкам малого объема. Порядок функционирования ЭТП «Березка» определен в Распоряжении Правительства РФ № 824-р от 28.04.2018.
Регистрация в ЕАТ «Березка»
Регистрация в едином агрегаторе торговли начинается с оформления сертификатов электронной подписи. Необходимо получить сертификаты удостоверяющего центра Федерального казначейства и Головного удостоверяющего центра. После того как исполнитель получит сертификаты, начинается регистрация на портале для госзакупок «Березка».
Разберем пошагово действия специалиста:
Шаг 1. Устанавливаем на рабочий ПК сертификаты. Для этого открываем файл, переданный Казначейством, нажимаем правой кнопкой мыши «Открыть» и выбираем действие «Установить сертификат».
Нажимаем «Автоматически выбрать хранилище» либо помещаем все сертификаты в определенное хранилище и прописываем доступ к нему.
Шаг 2. Настраиваем рабочее место. Чтобы пользователь мог свободно войти в личный кабинет ЕАТ «Березка», необходимо добавить адрес https://agregatoreat.ru/ в список доверенных узлов в настройках браузера. Рекомендуется использовать «Спутник» или «Internet Explorer», разработчик единого агрегатора торговли не гарантирует, что в других браузерах система заработает без сбоев.
В открывшихся настройках переходим во вкладку «Безопасность», а затем «Надежные сайты» и «Сайты».
Добавляем новый надежный узел — вводим адрес ЕАТ «Березка».
Далее настраиваем безопасность: в настройках выбираем поле «Надежные сайты», затем «Другой» и во всплывающем окне задаем такие параметры безопасности.
Теперь необходимо настроить всплывающие окна. Для этого переходим в свойствах браузера во вкладку «Конфиденциальность» и снимаем блокировку.
В этой же вкладке настраиваем автоматическое предопределение обработки cookie-файлов. Переходим в раздел «Дополнительно» и отмечаем нужные настройки.
Далее устанавливаем параметры обозревателя по умолчанию в настройках браузера.
Теперь удаляем временные файлы, истории обзоров и cookie-файлы в свойствах браузера в блоке «Общие».
Шаг 3. Устанавливаем необходимое программное обеспечение. Чтобы проводить торги на «Березке», понадобятся две программы:
Дистрибутивы скачайте на официальном сайте КриптоПро, затем запустите для установки. Вот инструкция для КриптоПро ЭЦП Browser plug-in.
Специалист выбирает роль администратора. После этого начнется установка.
Остается только добавить адрес информационной системы «Березка» в надежные узлы КриптоПро ЭЦП Browser plug-in. Делается это через настройки плагина.
Откроется страница используемого браузера, на которой необходимо добавить и сохранить новый надежный узел — официальный сайт ЕАТ «Березка» в сети Интернет.
Шаг 4. Зарегистрироваться на едином агрегаторе торговли «Березка». Для этого переходим на официальный сайт системы и заходим в личный кабинет.
Если пользователь зарегистрирован, то он выбирает «Вход», если специалисту необходима регистрация в ЕАТ, то он нажимает на соответствующее действие.
Определяем роль пользователя для регистрационной процедуры.
Система автоматически проверит параметры ПК.
После проверки переходим к авторизации на ЕАТ «Березка». Если пользователь зарегистрирован на портале государственных услуг ЕСИА, то при регистрации на ЕАТ «Березка» используются данные об организации из Единой системы идентификации. Понадобится подтвердить права доступа, а затем выбрать организацию.
Пользователь соглашается с протоколом предоставления прав доступа к информационной системе и заполняет заявление на аккредитацию поставщика в ЕАТ «Березка». В открывшейся форме следует заполнить все пустые поля. Когда все готово, на указанный адрес электронной почты придет код подтверждения, который необходимо ввести в форму.
Заполняем идентификационные данные поставщика, сохраняем форму, проверяем введенную информацию, подписываем и отправляем на аккредитацию. После выбора действия «Подписать» поставщик получает статусы «Аккредитован в ЕАТ» и «Активен».
Работа с сервисами единого агрегатора торговли
Теперь рассмотрим, как пользоваться ЕАТ. Каждый зарегистрированный поставщик вправе участвовать в закупках. Заказы осуществляются поэтапно: исполнитель выбирает закупку и формирует предложение, пополняет счет и, после того как заказчик согласится на его условия, подписывает контракт.
Вот пошаговый алгоритм, как работает единый агрегатор торговли «Березка».
Шаг 1. Добавьте товар в каталог предложений ЕАТ. Это необязательная процедура, но, если поставщик хочет, чтобы закупочная сессия прошла успешно, специалисты ЕАТ рекомендуют ввести поставляемую продукцию в каталог. Чтобы добавить предложение о предоставляемых товарах, работах или услугах, поставщик переходит в раздел «Мои предложения».
После того как специалист выберет действие «Добавить предложение», откроется классификатор ЕАТ «Березка» для выбора позиции.
Выбираем нужные ТРУ и формируем предложение.
Заполняем все необходимые поля, подгружаем документацию, подтверждающую соответствие товара, и нажимаем кнопку «Включить в каталог». После этого предложение поставщика проходит процедуру валидации. Если товаровед аннулировал предложение, то специалист вносит требуемые изменения и снова направляет его на проверку.
Шаг 2. Проверьте состояние лицевого счета. Работа в ЕАТ предполагает внесение определенной суммы денежных средств на счет поставщика в «Березке». Это нужно, чтобы обеспечить участие исполнителя в закупочной сессии. В качестве обеспечения ценового предложения берется депозит в размере 10 % от начальной цены. Дополнительно ЕАТ взимает комиссионный сбор.
В пользовательской инструкции указано, как пополнить счет на «Березке» — необходимо оплатить специальный счет, который формирует оператор ЕАТ. Исполнитель направляет платеж на счет оператора ЕАТ с указанием реквизитов своего счета. Денежные средства перечисляются в течение нескольких дней, следовательно, поставщик вносит обеспечение заблаговременно. Для проверки текущего счета необходимо перейти в меню личного кабинета и выбрать «Состояние лицевого счета».
Шаг 3. Определите закупку и подайте ценовое предложение. Когда заказчик объявит закупочную сессию, поставщику придет уведомление о начале закупки в случаях:
Сессия занимает 2 часа или 24 часа. За это время поставщик вправе подать несколько ценовых предложений, но каждое последующее ценовое предложение не должно превышать предыдущее. Все актуальные сессии представлены в разделе «Закупки».
Чтобы объявить свою цену, необходимо нажать на кнопку «Подать предложение».
В новом окне с заявлением проверьте и подтвердите информацию.
Если цена поставщика — самая низкая, то он победит в закупочной сессии. По завершении закупки заказчик формирует протокол.
Шаг 4. Подпишите контракт. Заказчик направляет победителю документы на подписание. Исполнитель подписывает контракт или составляет протокол разногласий. Во вкладках «Мой кабинет» и «Закупки» появятся сведения о закупочной сессии, в которой поставщик является победителем. Их необходимо подтвердить.
Если исполнитель согласен с условиями заказчика, то он подписывает контракт.
Контракт подписан. Со внесенного депозита поставщика взимается комиссионный сбор. Его размер — 1 % стартовой цены, но не более 5000 рублей без учета НДС. Если заключается сделка у субъекта малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, — не больше 2000 рублей.
Контракт необходимо подписать не позднее 1 рабочего дня, иначе закупку отменят. При отмене закупки, независимо от причин, по которым не подписаны документы, депозит на обеспечение заказа поставщику не возвращается.
Как проводить закупки вне ЕАТ «Березка»
В п. 7 Распоряжения Правительства № 824-р от 28.04.2018 указано, что заказчики, которые обязаны покупать ТРУ на ЕАТ, вправе не использовать электронный магазин «Березка», но только если заключат контракт по цене ниже, чем на агрегаторе. Сведения о таком контракте все равно размещаются в реестре закупок на ЕАТ. Исключение — информация о закупках, которые провели по п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Эти данные публикуются в реестре контрактов ЕИС.
Правительство в РП № 2013-р от 07.09.2019 расширило перечень случаев, когда заказы малого объема разрешено проводить не на ЕАТ. Если в агрегаторе нет товаров, удовлетворяющих потребности заказчиков, они вправе закупать их не на «Березке».
С сентября 2019 года для некоторых заказчиков установлен лимит малых закупок вне ЕАТ. ФСО России (и их подведомственные казенные учреждения) и Росгвардия (и ее подведомственные казенные учреждения) вправе закупать не больше 20 % от СГОЗ не в едином агрегаторе торговли.
С 01.07.2021 действует новый регламент функционирования ЕАТ.
Как работает единый агрегатор торгов «Березка»
Благодаря новому агрегатору торгов заказчики и поставщики могут проводить закупки малого объема по Закону № 44-ФЗ. Применять площадку должны федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения.
«Березка» – это единый агрегатор торговли (ЕАТ), который работает с 1 июля 2018 года. Он основан на информационной системе, созданной для проведения небольших закупок согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Доступ к сайту открыт поставщикам и заказчикам.
На площадке нет ограничений для работы заказчиков. С апреля 2019 года негосударственные заказчики также могут регистрироваться в ЕАТ.
С 1 ноября 2018 года ресурс дает возможность закупать канцтовары. К 1 февраля 2019 года к нему присоединилось более 8000 заказчиков, в их числе муниципальные и региональные заказчики, а также 3000 поставщиков. В общей сложности от них поступило более 200 000 предложений товара, было проведено более 7000 закупочных сессий, а на сайте зарегистрировано более 6000 сделок, общая сумма заключенных и зарегистрированных контрактов превысила 100 млн руб.
Правовые основы
28 апреля 2018 года вышло Распоряжение Правительства РФ № 824-р «О создании единого агрегатора торговли». Акционерное общество «РТ-Проектные технологии» разработало регламент функционирования агрегатора. Начиная с июня 2018 года появились четыре версии документа, описывающего порядок осуществления основных процессов и правила взаимодействия участников на площадке.
При желании поставщики и заказчики могут подать обращение на горячую линию электронной площадки и попросить добавить новые функции или внести изменения в существующий функционал площадки.
Согласно п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.18 № 824-р через «Березку» возможно проведение следующих закупок:
На площадке нельзя проводить закупки, составляющие государственную тайну, закупки услуг физических лиц, а не ИП, а также закупки для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства.
С 1 марта 2019 года можно осуществлять закупки всех товаров и услуг в полном объеме. Ранее возможности были ограничены только канцелярскими товарами для федеральных органов государственной власти и подведомственным им федеральных казенных учреждений (согласно поправкам, внесенным Распоряжением Правительства РФ от 27.10.2018 № 2326-р).
Структура агрегатора торговли
«Березка» связывает Единую информационную систему (ЕИС), государственных (Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ) и негосударственных заказчиков, Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), производителей и поставщиков, средний и малый бизнес, поставщиков-агентов и отраслевые B2B-площадки, e-commerce, B2C, региональные и муниципальные площадки.
Агрегатор имеет несколько модулей с определенным функционалом:
Интеграционное взаимодействие: обеспечивает общение с внешними контрагентами, ЕИС и ЕСИА, региональными площадками, крупным бизнесом через обмен xml-сообщениями.
ЕАТ «Березка» и интернет-магазин: в чем отличия?
Единый агрегатор торговли часто путают с электронным магазином и электронной площадкой для проведения аукционов. На самом деле это федеральный информационный ресурс, который агрегирует ценовые предложения на идентичные товары, работы и услуги в соответствии с запросом заказчика.
Заказчик указывает, что он хочет купить, и система находит для него товар, а не поставщика, как на других электронных площадках. Заказчик не обязан проводить закупку именно в ЕАТ. Он проводит закупочную сессию, узнает цену и совершает закупку, если его устраивает цена.
Если заказчик нашел товар по более низкой цене на другой площадке, он может купить его там, но он должен занести эту информацию в реестр закупок, чтобы представители ЕАТ переработали эту информацию и отправили ее в каталог товаров, работ и услуг Минфина.
Как начать работу на площадке?
Чтобы начать работать в личном кабинете ЕАТ, придется получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре квалифицированную электронную подпись. Если вы уже используете такую подпись на других площадках, ничего дополнительно делать не нужно.
После этого нужно настроить рабочее место. На сайте площадки есть специальное меню для проверки рабочего места пользователя. Нажав на него, можно перейти на страницу с нужными настройками, на которой зелеными галочками будет отмечено, всё ли в порядке с рабочим местом пользователя. Если что-то не так, система подскажет, что нужно поправить. Настройки не займут больше 15 минут. Инструкцию по настройке рабочего места можно скачать на сайте ЕАТ.
Как начать работу по Закону № 44-ФЗ
Система тесно связана с ЕИС, поэтому вся информация заказчика по Закону № 44-ФЗ хранится там.
Чтобы заказчик смог пользоваться площадкой, ему достаточно:
Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу
Допустимые полномочия в ЕИС:
организация, осуществляющая полномочия заказчика на осуществление закупок на основании договора в соответствии с ч. 6 ст. 15 Законом № 44-ФЗ.
Как начать работу по Закону № 223-ФЗ
Заказчик по Закону № 223-ФЗ проходит идентификацию через ЕСИА, поэтому он должен быть зарегистрирован и в ЕИС, и в ЕСИА. Зарегистрировать свою организацию в ЕСИА и прикрепить сотрудников, которые будут работать в ЕАТ, на сайте «Госуслуги» можно за один день.
Достаточно зайти на сайт ЕАТ в роли администратора, подтвердить регистрацию электронной подписью и раздать полномочия сотрудникам, добавленным на предыдущем этапе регистрации в ЕСИА. Теперь сотрудники смогут проводить закупочные сессии и подписывать контракты.
Аккредитация поставщиков
Процедура похожа на регистрацию заказчика по закону № 223-ФЗ. Пользователю нужно зарегистрировать свою организацию в ЕСИА и прикрепить сотрудников, которые будут работать на сайте ЕАТ — это можно сделать на сайте «Госуслуги».
После этого администратор на сайте ЕАТ должен подтвердить аккредитацию на присоединение к регламенту электронной подписью.
В ЕСИА не хранятся банковские и контактные данные, поэтому процесс регистрации в этом случае немного дольше.
Чтобы внести изменения, нужно вернуться обратно в ЕСИА и уже там поменять данные по регистрации компании. Данные о пользователе и контактные данные заказчика можно поменять прямо в ЕАТ. Это можно сделать за один день — за это время на сайте «Госуслуги» их проверит налоговая инспекция.
Порядок взаимодействия ЕАТ и ЕИС
ЕАТ интегрирован в ЕИС, откуда на площадку поступает вся информация о заказчиках по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ. На площадке хранится информация только о контактном лице, которое занимается закупками, и его полномочиях в рамках ЕАТ. Информация поступает из реестров: каталога товаров, работ и услуг (КТРУ) и из единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП).
Площадка отправляет информацию обо всех сделках, поэтому если заказчик купил что-то не в ЕАТ, ему нужно зарегистрировать закупку, чтобы можно было передать о ней информацию.
Интеграция в части подачи предложений в каталоге ЕАТ
Крупным поставщикам, которые работают с площадкой, неудобно вносить большое количество товаров вручную. Лучше делать это через интеграцию в части подачи предложений. Поставщики могут обновлять, загружать товары, менять характеристики и цены. Инструкцию по интеграции можно найти на сайте ЕАТ в разделе «Информационные материалы».
Вносить товары через личный кабинет не нужно — он предназначен для участия в закупках или внесения до десяти закупок и предложений.
Как внести ТРУ в каталог ЕАТ через личный кабинет
Поставщик заходит на сайт ЕАТ через личный кабинет или через интеграцию и размещает свое предложение товаров, работ и услуг. После внесения предложения автоматически включается система поствалидации. Товароведы проверяют включенные товары постфактум.
Есть специальная система фильтров, которая проверяет, правильно ли поставщик заполнил данные и прикрепил фотографии. В случае необходимости система уведомляет о том, что по конкретному товару, работе и услуге есть проблема.
Как только пользователь вносит исправления в личном кабинете, система размещает товар у себя на сайте, и он становится мгновенно доступен на всей территории России.
Как проходит закупочная сессия
Андрей Шабанов, советник генерального директора АО «РТ — Проектные технологии» и ведущий вебинара «Единый агрегатор торгов (ЕАТ Березка): как работать», делится «сценарием» закупочной сессии:
Заказчик должен определиться, как он собирается проводить закупку. Есть два варианта:
Чаще всего это касается товара, для которого важна маркировка. Например, нужен картридж для принтера определенной модели. Если вы выберете конкретный картридж из каталога, представить и продать его смогут только те, у кого есть именно такой картридж на складе.
Например, он хочет купить синюю пластиковую ручку. Для этого нужно зайти в классификатор, выбрать нужные характеристики и проводить закупку по шаблону. В этой закупочной сессии смогут принять участие все поставщики, которые продают синие пластиковые ручки.
Вскоре на площадке появится возможность при выборе товара поставить значок «или аналог» и указать, какие критерии товара не являются существенными. Поставщики смогут предложить свои варианты, подходящие под определенные критерии.
Объявление о закупочной сессии включает:
Информация о заказчике
Заказчик должен внести контактную информацию о себе, чтобы с ним могли связаться поставщики и уточнить детали в случае, если он забыл что-то указать в своей закупочной сессии. Это позволяет быстро связаться с заказчиком и поправить закупочную сессию.
Условия закупки
Есть два варианта закупочной сессии:
Когда вы выбираете товар, система рассчитает примерную стоимость. Заказчик сам принимает решение, занизить стоимость или повысить. Например, если доставка может повлечь за собой расходы и цена на товар сейчас чуть выше, можно поднять цену и привезти товар по более высокой стартовой цене.
Если бюджет ограничен и нужно купить определенное количество товаров, можно занизить стоимость и указать, что это максимальная сумма денег на закупку, чтобы предложения начинались именно с этой суммы. Поставщики не смогут предложить цену выше указанной.
Дальше заказчик указывает вид и условия оплаты — безналичный или наличный расчет, сроки поставки, планируемую дату заключения контракта. На заключение контракта по регламенту дается три дня, но можно выбрать дату пораньше.
Завершение закупочной сессии
Заказчик может отменить закупочную сессию на этапе ее проведения. В течение рабочего дня после завершения закупочной сессии, когда вам предложили ценовое предложение, можно понять, стоит ли вам заключать контракт или нет, и найти товар по более низкой цене.
Для заключения контракта нужно в течение одного рабочего дня после завершения закупочной сессии направить поставщику форму контракта или электронную форму, сформированную системой.
Во второй рабочий день после закупочной сессии поставщик может отказаться от контракта, но в этом случае он теряет обеспечение заявки, поэтому в его интересах заключить контракт.
В третий рабочий день заказчик должен точно решить, будет он подписывать контракт или нет.
У заказчика много шансов передумать и отказаться от контракта. Поставщик после получения предложения о заключении контракта должен его подписать, чтобы не потерять обеспечение заявки.
Блокировка денег
После выбора товара вы размещаете закупочную сессию, и поставщики предлагают вам свои товары. Делая ценовое предложение, они обязаны прикрепить именно тот товар, который собираются поставить. Позже он попадет в электронную версию контракта.
Поставщик предлагает цену и 10 % его денег блокируются — это необходимо для гарантии того, что он подпишет контракт.
Если закупка отменена, деньги разблокируются. Если предложение не было отправлено, система блокирует деньги на один день. Если предложение было отправлено, деньги блокируются на три дня — до заключения контракта.
В закупочной сессии побеждает тот, кто первым предложил минимальную цену в рамках закупочной сессии. С ним заказчик может заключить контракт.
Заключение контракта
Заказчик отправляет поставщику проект контракта в течение одного рабочего дня.
Поставщик в течение одного рабочего дня подписывает документы или направляет заказчику протокол разногласия, если заказчик ошибся.
На третий рабочий день заказчик подписывает документы КЭП, после чего контракт можно считать заключенным.
Если контракт не заключен, деньги разблокируются, и закупочная сессия будет признана несостоявшейся.
Внесение информации об исполнении контракта
Как зачислять и возвращать деньги
Поставщик обязательно должен внести депозит для участия на площадке. Его можно отправить платежным поручением, указав номер лицевого счета. Деньги будут зачислены в течение одного рабочего дня со времени поступления информации в банковскую систему.
Если поставщик хочет срочно поучаствовать в закупке, он может отправить платежное поручение на почту eat@tpt.ru, тогда деньги зачислятся за час в рабочее время.
В личном кабинете можно отслеживать поступления. Чтобы вывести деньги с площадки обратно на электронный счет, нужно заполнить электронную форму и подписать ее КЭП. Деньги вернутся в течение дня.
Если что-то не получается
На сайте доступны видеоинструкции по всем основным операциям в системе: регистрация, подача предложений, внесение товаров. Также есть руководство пользователя для заказчиков и поставщиков о том, как настроить рабочее место, как начать работать, как получить заключенный контракт.
Также можно обратиться в службу поддержки. При обращении из личного кабинета все поля запроса заполняются автоматически.
Обеспечение работы поставщиков-агентов
Поставщики-агенты помогают другим компаниям размещать и классифицировать товары, мониторить, подавать ценовые предложения и участвовать в закупочных сессиях.
Компания, аккредитованная на площадке, может получить статус агента. Если поставщик заключил договор с агентом, он может предоставить ему доступ к личному кабинету для внесения информации о товарах, работах и услугах и участия в закупочной сессии. В этом случае 10 % от суммы блокируются у агента, а не у поставщика.
Как поставщику-агенту начать работать в ЕАТ от имени поставщика
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.