Аукцион на понижение что это
Редукцион в госзакупках: понятие, особенности и процедура проведения
Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! Тему, которую мы раскроем в данной статье, нельзя назвать сложной. Однако, от этого менее важной она не становится. Не все знают, что такое редукцион, ведь этого термина нет в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Рассмотрим особенности данной процедуры, виды и порядок ее проведения.
Понятие редукциона в закупках
Каждый человек, даже не связанный с госзакупками, в той или иной мере знает, что такое аукцион. Эта процедура часто встречается нам на экранах телевизора и на страницах литературных произведений. Некоторое количество людей находится в специальном помещении, в руках у них таблички с номерами. За трибуной стоит ведущий, который выкрикивает наименование лота в ожидании предложения лучшей цены. Участники процесса, поочередно поднимая таблички, показывают, что готовы поднять цену на заранее оговоренную сумму (шаг аукциона). Ведущий считает до трех, и после слов «продано» (а также обязательного удара молотком о поверхность трибуны) лот отходит последнему участнику, предложившему самую высокую цену. Это и есть аукцион.
Схема повышения цены описана в ст.447 Гражданского кодекса РФ. Но 44-ФЗ понимает под аукционом процедуру, при которой сведения о закупке сообщаются заказчиком неограниченному кругу лиц посредством направления и размещения извещения и документации о закупке на сайте Единой информационной системы (zakupki.gov.ru). При этом к участникам предъявляются единые и дополнительные требования. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. По сути, этот процесс называется редукционом.
Виды редукциона
Редукцион – вид закупки, при которой победителем признается тот, кто предложит наименьшую цену. Названный вид торгов делится на две категории:
Открытый – когда информация о проведении сообщается заказчиком неограниченному количеству лиц;
Закрытый – поучаствовать могут не все поставщики, а только те, которые получили от заказчика приглашение на участие.
По способу проведения редукцион бывает:
В электронной форме – это значит, что все этапы данного вида закупки будут проводиться на электронной торговой площадке (ЭТП).
Порядок проведения открытого редукциона в электронной форме:
«Вживую» — участники собираются в заранее указанном месте. Им выдаются номера, с помощью которых они будут вносить окончательные ценовые предложения. Когда процедура начинается, участники предлагают цену, поднимая таблички. Побеждает последний человек, предложивший самую низкую цену.
По степени сложности редукцион бывает усложненный и базовый.
Схема усложненного редукциона:
Публикация – прием заявок – рассмотрение первых частей заявок – торги – рассмотрение вторых частей заявок – объявление результатов.
Схема базового редукциона:
Публикация – прием заявок – рассмотрение – торги – объявление результатов.
Как мы видим из схем при базовой разновидности перед проведением торгов рассмотрение первых и вторых частей заявок происходит одновременно.
Обеспечение заявок при редукционе
Участник заранее должен побеспокоиться о сумме, необходимой для обеспечения заявки, на своем спецсчете (с 01.10.2018 г. нужно обязательно иметь такой счет для участия в госзакупках);
Денежная сумма блокируется на спецсчете банком, а после прохождения мероприятия средства возвращаются участникам путем разблокирования в течение не более чем одного рабочего дня в соответствии с ч.8 ст.44 44-ФЗ.
Отличие редукциона от аукциона
Из сказанного мы можем сделать вывод об отличии редукциона от аукциона. Попросту говоря, аукцион – это торги на повышение цены, а редукцион – на понижение. Но в 44-ФЗ принят термин «аукцион», который принято проводить на понижение. На самом же деле заказчики проводят редукционы.
Заказчикам, которые организовывают закупки по 223-ФЗ, разрешено использовать нестандартные способы закупки, т.е. можно применять редукцион. Проводя редукцион по 223-ФЗ, заказчики обязаны включить его в Положение о закупках.
Схема проведения аукциона и редукциона очень похожа, но второй термин не закреплен в ст. 447-449 ГК РФ, а следовательно, не является торгами. К заказчику нет строгих требований о размещении извещения и принятии заявок. Предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок. Также заказчик не обязан заключать контракт с победителем, если это указано в закупочной документации. Он регулируется только правилами, прописанными в положении о закупках. Если в покупке товаров и услуг нет необходимости, то договор не оформляется.
Практика проведения редукциона
Статистика показывает, что торги на понижение проводятся намного реже, чем на повышение. Количество редукционов на сайте ЕИС проводилось в 15 раз меньше, чем аукционов. А самая высокая цена редукциона была мизерной по сравнению с самой высокой ценой аукциона.
Заказчик вправе не составлять закупочную документацию. Всю полагающуюся информацию он указывает в извещении.
Данный вид торгов выбирают, когда предлагаемая цена становится главным условием при определении поставщика. Рационально проводить редукцион при покупке большой партии товара с однотипными характеристиками.
Преимущества торгов на понижение цены
Редукцион можно назвать очень выгодным мероприятием, потому что обеспечиваются гарантии, что торги пройдут без нарушений (в отличие других способов закупки и на других площадках). Такие закупки отличаются соревновательным духом между участниками. В основном заказчики предлагают выгодные условия, касающиеся доставки, дают гарантию на долгий срок. Часто такие условия делают проведение торгов более эффективными. Также следует отметить, что для участия в них нужно иметь определенные знания и навыки, чтобы не допустить ошибок.
Конечная стоимость зависит от того, сколько участников подали заявки. В ходе мероприятия заказчики изучают различные данные, чтобы понизить цену товара. Такие условия влияют на размер его дохода. Участники в свою очередь стараются перекрыть расходы. При изменении условий по сделке, меняется цена заявки. Но в таких случаях заказчики получат низкую прибыль.
Электронный аукцион: стратегии участников
Казалось бы, электронный аукцион — довольно простая процедура. Участники подают заявки на понижение, и побеждает тот, кто предложил минимальную цену. Однако опытные аукционщики знают, что существуют различные стратегии поведения. Важно уметь разглядеть то, что задумали ваши конкуренты. Конечно, это приходит с опытом, но и на начальном этапе можно кое-что заметить.
Процедура электронного аукциона
Торги проводятся в аукционном зале ЭТП. В назначенный день и час там собираются все участники, чьи первые части заявки прошли отбор. Торги проводятся по московскому времени. Например, если аукцион начинается в 11:00 по МСК, участник из Саратова должен прийти в аукционный зал к 12:00, а участник из Уфы — к 13:00.
Предел возможного изменения цены контракта за одну ставку называют шагом цены. Он равен от 0,5% до 5% от НМЦК. Если начальная цена контракта 2 млн рублей, то диапазон шага цены равен 10-100 тыс. рублей.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Интерфейс торговых площадок интуитивно понятен, хотя и немного различается. На каждой ЭТП участнику доступны кнопки, предназначенные для подачи минимальной и максимальной цены. Однократное нажатие на кнопку делает шаг со стандартным изменением цены, равным 0,5%. На Сбербанк-АСТ дополнительно можно промотать список и выбрать нужную цену.
При подаче ценовых предложений должны исполняться следующие правила:
На первую ставку дается 10 минут. После каждой улучшающей цену ставки время аукциона продлевается также на 10 минут. Таким образом, если конкурент улучшил текущую ставку, у участника всегда есть время на размышление.
Стратегии, основанные на скорости подачи заявки
Рассмотрим некоторые стратегии поведения в аукционе, которые могут применять участники в расчете обойти своих соперников.
Быстрое снижение цены
В первые секунды после ставки участника конкурент опускает цену сразу на 5%, то есть предлагает минимально возможную на данном этапе стоимость контракта. Тем самым он пытается дать понять, что бороться с ним бессмысленно, поскольку он настроен победить. Участник-новичок действительно может перестать бороться за тендер и покинуть аукционный зал. Более опытные же участники продолжат свою игру.
Затягивание торгов
Иногда можно заметить, что конкурент всякий раз снижает цену на последних секундах отведенной 10-минутки. Таким образом, он, что называется, берет соперников измором. При этом он движется малыми шажками, то есть делает ставки с минимально возможным шагом цены. Расчет делается на то, что длительная процедура измотает конкурентов, и те выйдут из игры.
Смешанная тактика
Упомянутые выше методы могут применяться вместе, точнее, по очереди. В начале торгов участник может изматывать соперников, подавая заявки на последних секундах, а затем резко «упасть» в цене по максимуму. Цель всегда одна — «вытряхнуть» конкурентов из аукциона тем или иным способом.
Рекомендации участникам
Специалисты советуют по возможности не обращать внимания на подобное поведение соперников, а придерживаться собственного плана. Другими словами, если вы решили опуститься до определенной цены, нужно спокойно идти к этой цели.
Однако, тактика и изматывания может привести к тому, что вы потратите на аукцион несколько часов, но в итоге в нем не победите. Нужно учесть на будущее, что на площадках Сбербанк-АСТ и РТС-Тендер есть возможность поставить на торги робота — программу, которая будет делать ставки за вас. Роботу можно заранее ограничить минимальную цену аукциона. Правда, нюанс в том, что настроить программу нужно предварительно — за сутки до начала торгов.
Круглая цена
Вы участвуете в аукционе с одним соперником и чувствуете, что конец уже близко. И вот появляется ставка с круглой ценой:
Что это означает? Скорее всего, конкурент изначально принял решение, что в этом аукционе будет «падать» не ниже определенной цифры. То есть вероятно, что круглая цена — это тот самый минимум, который определил для себя ваш соперник. В этом случае он не стал «шагать» от предыдущего минимума, а сразу обозначил интересующую его цену.
В такой ситуации очевидным решением для участника будет снизиться от круглой цены на минимальный шаг, то есть на 0,5%. Безусловно, гарантировать победу такой ход не может. Ведь круглая цифра в действительности может и не являться пределом соперника. Однако если это все-таки так, то опускаться сильно ниже этой цифры он не будет. Ну и, конечно же, не стоит самому делать круглые ставки — лучше рассчитывать минимальную цену в пределах шага цены.
Обратите внимание! Выше мы привели примеры стратегий, в которых участники не делают ничего незаконного. Они лишь пытаются воздействовать на конкурентов психологически, что в действительности срабатывает лишь с новичками. Такое поведение не имеет ничего общего с применением различных схем на основе сговора или ввода в аукцион участников-пустышек. Ярким примером служит схема «Таран».
Подведем итоги
Итак, нет никакой волшебной стратегии для того, чтобы всегда побеждать в аукционах. По большому счету в торгах всегда побеждает тот, кто имеет возможность предложить минимальную цену. Тем не менее участникам можно посоветовать следующее:
Стратегии поведения в электронном аукционе
Нас периодически спрашивают, как вести себя во время электронного аукциона, чтобы повысить шансы на победу? По сути стратегия выигрыша одна — быть конкурентоспособным и предложить наименьшую цену. Но на аукционе также важно правильно интерпретировать действия других участников, чтобы не дать сбить себя с толку.
Как проходит электронный аукцион
Мы уже писали о правилах электронного аукциона, его тонкостях и подготовке первой части заявки. В этой статье напомним о работе на электронных торговых площадках (ЭТП):
Участники, чьи первые части заявок допущены к участию, в назначенный день и час заходят в аукционный зал ЭТП. Торги проходят в реальном времени: например, если ЭТП назначила торги на 15:30 по Москве, то поставщики из Новосибирска сядут участвовать в 19:30.
Шаг аукциона — от 0,5% до 5% от НМЦ. Например, если НМЦ 1 000 000 рублей, можно подавать цену в диапазоне от 5 000 до 50 000 рублей. Интерфейс всех ЭТП отличается, но понятен. Везде есть кнопки для подачи минимальной и максимальной цены. Нажимая одну кнопку, можно ходить стандартным шагом 0,5%. На самой популярной площадке Сбербанк-АСТ есть скролл для выбора цены.
Можно сделать любой шаг из диапазона от 0,5% до 5% (например, 13 929 рублей), если соблюдать следующие условия:
Дальше поговорим о тактиках, которые могут применять участники и которые нужно уметь считывать.
Если конкурент переключает скорости
Быстро и агрессивно снижает цену
Участник делает свой шаг моментально (5-10 секунд) после шага своего конкурента с и максимальным размером шага 5%. Тем самым он дает понять, что обдумывать нечего, нацелен на победу. Неопытный конкурент может остановить снижение, так как посчитает, что бороться нет смысла, и выйдет из аукционного зала. Сработать может крайне редко и только с самыми неопытными участниками.
Изматывает конкурентов
Участник делает шаг каждый раз на последних секундах (за 10-30 секунд до конца времени на шаг). Таким образом аукцион может быть затянут на долгое время. Шаги в такой тактике всегда делаются с минимальным размером шага 0,5%.
Использует комбинированную тактику
Например, на начальном этапе участник может избрать медленную тактику, а затем применить агрессивную, затем снова перейти на медленную. Это запутает конкурентов, неопытные участники, увидев резкое падение по цене, могут отказаться от участия в аукционе.
Что делать?
Если вы заметили, что конкурент применяет одну из этих схем, не переживайте. Контрстратегия тут максимально простая — спокойно идите к своей минимальной цене вне зависимости от действий соперников.
Если чувствуете, что участие в торгах может затянуться (например, раньше в аналогичных торгах вы сидели по 5 часов) и вы не можете себе позволить сидеть долго за компьютером, поставьте робота на участие с установленной заранее минимальной ценой — это можно сделать за сутки до начала аукциона. Пока такая возможность есть только на Сбербанк-АСТ и РТС-Тендер.
Также можно обратиться к специалистам по сопровождению торгов, которые поучаствуют в торгах за вас и опустятся до цены, которую вы обозначили.
Общая рекомендация: не следует затягивать время аукционов специально. Те, кто намеренно делают каждый шаг раз в 10 минут тратят не только время конкурентов, но и свое собственное.
Если конкурент предложил круглую цену
Пожалуй, один из самых часто работающих сценариев. Представьте себе, идет борьба, снижение уже на 30-40% от НМЦ и мы понимаем, что у нас и конкурента близок порог подачи последних ценовых предложений и исход может решить одно понижение. И тут конкурент ставит ровную цифру, выглядит это так:
У некоторых участников цена рассчитана примерно и округлена до определенной цифры, ниже которой конкурент снижаться уже не готов. В своей работе во время аукционов мы часто сталкиваемся с тем, что руководитель/коммерческий директор компании говорит: “в этом аукционе опускаемся до восьмисот тысяч рублей”, так как многие просто не хотят тратить время, высчитывая ровную цену снижения и говорят “на глазок”.
Что делать?
После такого лучшим вариантом будет сделать еще одно стандартное снижение на 0,5% от “ровной” цены конкурента. Конечно, это не значит, что следующим шагом вы выиграете, тем не менее, иногда это действительно работает. Также старайтесь рассчитывать свою минимальную цену до рубля, чтобы своей округленной цифрой не давать конкуренту повода думать, что вы достигли минимума.
Выводы
В электронном аукционе нет секретного способа, который гарантированно приведет вас к победе. Тем не менее, нужно быть всегда внимательным, уметь верно интерпретировать действия других участников, подмечать время подачи ценовых предложений и размеры шагов конкурентов.
Заранее определяйте свою цену, до которой вы готовы опускаться в ходе торгов.
В ходе аукциона не входите в кураж, пытаясь выиграть закупку любой ценой. В своей практике мы встречали случаи, когда клиент входит в азарт и ему уже без разницы по какой цене выиграть у конкурента. Последствия могут быть негативные: работа в ноль или в минус или уклонение от подписания контракта, так как контракт невозможно исполнить за предложенную сумму.
Не бойтесь применять робота для участия в электронных аукционах.
Рецепт победы — иметь возможность предложить в аукционе цену ниже, чем у конкурентов.
Что за госзакупки на минус миллион?
Читатель Игорь спрашивает:
Изучал сайт с госзакупками, стало интересно, какие минимальные суммы бывают. Отсортировал по цене и нашел контракты на рубль, три рубля и почти на минус миллион.
Что это может значить?
Закон разрешает проводить аукционы с отрицательной ценой
Аукцион может уйти в минус — пункт 25, статья 68 закона «О госзакупках»
Игорь, подобные закупки — это чаще всего электронные аукционы, и закон разрешает проводить их с отрицательной ценой. Обычно происходит так:
Например, МВД хочет закупить сто блокнотов и назначает максимальную цену — 10 000 рублей. Производители блокнотов предлагают свои цены: 9500 рублей, 8000 рублей, 5000 рублей — и так доходят до 50 рублей. В этот момент торги начинают идти в обратную сторону: теперь поставщики предлагают заплатить МВД за право поставить блокноты. Так появляются контракты с минусовой суммой.
А закупки на рубль — это аукционы на ведение или открытие банковских счетов. Банкам такие контракты выгодны, потому что заказчики будут хранить на счетах деньги.
Зачем компании платят за контракты
Ситуация, когда поставщик платит, чтобы поставить товар или оказать услугу, выглядит странной, но по закону всё чисто. Остается вопрос, зачем это компаниям? Тут два варианта:
Обычно такие контракты заключают на услуги, например банковское обслуживание, или недорогие товары. Если анализировать закупки, видно, что в контрактах с высокими затратами снижение цен до минуса не встречается. Желающих строить миллиардные дороги бесплатно нет.
Квартирные аукционы: насколько выгодна покупка жилья на торгах
Банки, муниципальные и федеральные власти и структуры, связанные с банкротством, на регулярной основе проводят торги, где продается залоговое или городское и госимущество. Таким способом продажи иногда пользуются и государственные застройщики.
В Москве на осень 2020 года на продажу выставлено около 1 тыс. жилых объектов — домов, квартир или долей в них. Обычно начальная стоимость лотов ниже рынка, но в ходе торгов она может подняться и выше него. Рассказываем, как устроены аукционы по продаже жилой недвижимости, что на них выставляют и как в них участвовать.
Кто проводит аукционы. Обзор площадок
Торгов и аукционов в Москве проходит огромное количество. Актуальные предложения представлены на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru). Здесь можно найти все объекты недвижимости во всех регионах России. Но этот информационный ресурс предназначен, скорее, для кредиторов, так как здесь можно разместить информацию о торгах, но нельзя принять в них участие как покупателю.
С московскими торгами также можно ознакомиться на сайте столичного Тендерного комитета. Сейчас на торги выставлено 385 лотов с жильем. Торги по продаже имущества проходят на площадке «Росэлторг». Она предназначена прежде всего для торгов по госзакупкам, однако там можно купить и жилье, которое строит государственный застройщик КП УГС. Собственником квартир является город Москва (это проекты, реализацией которых занимается «Мосреалстрой»: на Базовской, в Некрасовке, в Северном и др. Всего порядка 20 ЖК). Благодаря электронным торгам процедура приобретения квартир полностью прозрачна, исключает возможность для спекуляций, не содержит никаких скрытых доплат. С победителем аукциона КП УГС заключает договор купли-продажи.
Помимо городских новостроек, на аукционах выставляются и так называемые «бабушкины» квартиры. Столичный ГУП «Московская социальная гарантия» занимается социальной поддержкой одиноких пенсионеров, инвалидов в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города. После этого имущество реализуется на столичных аукционах.
Также надежным ресурсом для покупателей залогового жилья является «Дом.РФ». Правда, пока предложений здесь немного: например, квартир в Москве нет, а по Санкт-Петербургу выставлено всего два объекта. По всем регионам представлено свыше 800 объектов. «Дом.РФ» проводит аукционы через торговую площадку Сбербанка (УТП Сбербанк АСТ), как, например, и Инвестиционный портал города Москвы. Подача заявок осуществляется электронно.
Будьте бдительны
Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «Бест-Новострой»:
— В интернете очень много сайтов, которые предлагают участие в торгах на покупку недвижимости. Среди них есть те, кто будет навязывать вам сопутствующие брокерские услуги, без оплаты которых вы не сможете быть допущены к аукциону, — стоимость таких услуг может превышать 100 тыс. руб. Лучше участвовать в торгах, связанных только с государственными ведомствами (КП УГС, Моссоцгарантия, Инвестиционный портал города Москвы, «Дом.РФ»).
Как проходят аукционы по продаже квартир
Торги по продаже имущества проходят по стандартной схеме. Основной принцип — квартира достается покупателю, который предложил наиболее высокую цену. Перед стартом торгов определяются начальная цена, которая зачастую бывает ниже рыночной стоимости, и шаг повышения. Как только участники аукциона прекращают повышать цену, победителем признается тот, чья сумма была установлена последней. Отличия могут быть в шаге аукциона: где-то это 5% от стартовой цены, где-то 1% или конкретная сумма (например, 10 тыс. руб.), отмечает Доброхотова.
«Если предложение не заинтересовало никого из покупателей, аукцион на втором этапе стартует с меньшей цены. В случае отсутствия спроса на обновленный лот цена идет на понижение. В зависимости от площадки схемы проведения могут отличаться, но основные принципы сохраняются», — говорит управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.
Насколько выгодна покупка жилья на торгах
Покупка квартиры на аукционе является привлекательным вариантом в первую очередь из-за возможности приобрести недвижимость по цене ниже рыночной. В связи с первоначальным демпингом на аукционе есть возможность заработать до 10–15%. Однако покупка жилья на аукционе — довольно сложный и не всегда выгодный процесс, поэтому конечных покупателей среди участников не так много, отмечает Литинецкая. Для участия в торгах необходимо регулярно изучать предложения и состояние торгов, выбирать привлекательные варианты, собирать документы и вносить определенную сумму для участия. Поэтому часто квартиры покупают опытные инвесторы и риелторы, говорит эксперт.
Сложности в покупке жилья на торгах
Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE):
— Для совершения удачной сделки необходимо глубокое понимание рынка: изучение предложений с аналогичными характеристиками, оценка ликвидности, формирование стратегии поведения на торгах на основе характеристик лота. Чтобы уберечь себя от переплаты, стоит определить максимально возможную стоимость квартиры: для неликвидного объекта она должна определяться как рыночная стоимость минус 10%, для привлекательного — от рыночной стоимости на 5–10% выше. Также необходимо учитывать, что такой способ приобретения жилья имеет определенные риски. От предыдущих собственников могут достаться неоплаченные счета или даже прописанные жильцы. Еще одной сложностью является зачастую отсутствие возможности увидеть квартиру или даже ее фотографии. Поэтому риски при покупке вторичной недвижимости через аукцион довольно велики.
Кто может участвовать в аукционах
В аукционе может принять участие любой желающий. Для этого, однако, необходимо выполнить некоторые процедуры: зарегистрироваться на электронной площадке и зафиксировать правовые отношения с помощью электронной цифровой подписи.
По словам Доброхотовой, нужно иметь в виду, что два-три дня может уйти на проверку документов при регистрации на торговой площадке. Поэтому готовиться к аукциону стоит заранее. При оплате задатка и неучастии в торгах задаток не возвращается — его вернут, только если вы проиграли аукцион. Победителю задаток зачитывается в стоимость квартиры.
Частные аукционы
Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group:
— Институт частных аукционов России на сегодняшний день отсутствует, и, как показал наш эксперимент, который мы проводили летом этого года, покупатель недвижимости еще не готов, так как не понимает ценности, сомневается в чистоте сделки и опасается возможных последствий. Тогда как в Европе подобные практики нередки.
Схемы: это либо голландский аукцион, когда стоимость идет на понижение, либо классические торги на повышение. Участников привлекает то, что на торгах можно купить актив дешевле, чем его реальная стоимость.
В сентябре 2020 года Фонд защиты прав дольщиков выставил на торги квартиры, не проданные застройщиком-банкротом «Урбан Групп». На продажу выйдут квартиры в различных корпусах жилых комплексов «Видный город» (Видное), «Опалиха О3» (с. Опалиха), «Митино О2» (Красногорск). Всего на торги выставлено 544 квартиры. Жилье будет реализовано посредством электронных аукционов на площадке «Сбербанк-АСТ».
В июне прошлого года столичные власти сообщали, что за период с 2014 года через городскую компанию «Мосреалстрой» на городских аукционах было реализовано около 11 тыс. квартир в новостройках.