Аул и аил в чем разница
Чем Отличаеться Аул От Аила?
Ау́л — населённый пункт сельского типа у тюркских народов.
В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения. Дома, как правило, двухэтажные, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Зачастую аулы расположены вдалеке от пастбищ и источников воды. В XIX веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с помощью штурма. http://ru.wikipedia.org/wiki/РђСѓР»
Аил
1) у киргизов и алтайцев в прошлом посёлок кочевого или полукочевого типа, обычно состоявший из родственников различных степеней. У алтайцев А. называлось и отдельное жилище (юрта или шалаш) с усадьбой.
2) У монгольских народов кочевая семейная группа.
3) В Киргизской ССР сельская административно-территориальная единица. В соответствии с этим сельские Советы Киргизской ССР именуются: «аилные и сельские Советы депутатов трудящихся».
Большая советская энциклопедия
Словарь иностранных слов
Статья 345
АИЛ
а, м.
1. ист. У монгольских народов: кочевая семейная группа.
2. ист. У киргизов и алтайцев в прошлом: поселок кочевников, населенный родственниками различных степеней.
3. В Киргизии: сельская административно-территориальная единица.
Аул и аил в чем разница
В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения. Дома, как правило, одно-двухэтажные, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Аулы находились в большей мере около пастбищ и источников воды, но иногда бывало и обратное. В XIX веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с помощью штурма.
На Северном Кавказе славянское население традиционно называет аулами все населённые пункты сельского типа с нехристианским населением. При этом по ОКАТО аулами числятся сельские населённые пункты с адыгским (черкесским), абазинским и ногайским населением в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии. В других республиках региона, а также Ставропольском крае (ногайские, туркменские) такие населённые пункты официально числятся сёлами, но в быту и публикациях зовутся аулами.
У народов Казахстана и Средней Азии, а также Башкирии первоначально этот термин означал подвижное поселение, которое циклично перемещается с мест зимнего выпаса скота (кышлау) на летнюю кочевку (жайляу). Становление аула как постоянного поселения связано с переходом народов (казахов, киргизов, башкир, туркменов) к оседлому образу жизни в XIX веке и начале XX века. Аул у этих народов представляет собой деревню или село с квартальной или хаотической застройкой домами из сырцового или обожжённого кирпича (реже из дерева), с загонами для скота, хлевами, амбарами, колодцами, иногда с огородами и садами. Чаще всего аулы располагаются вблизи рек или озёр, родников, либо в местах с высоким уровнем залегания грунтовых вод. Фактически аул среднеазиатского типа имеет большое сходство с деревней (или селом) славянских и финно-угорских народов.
История
Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников.
Аул мог состоять из любого количества юрт. В каждой юрте проживала одна семья (отец+мать+дети). Маленькие аулы состояли из 2-3 юрт самых близких родственников, богатые аулы могли состоять из сотен юрт.
Аулы кочевников не являлись постоянной единицей, постоянно меняя своё положение, количество и состав. Они были настолько же подвижны и изменчивы, насколько и сам кочевой образ жизни. Количество юрт в ауле диктовалось внешними условиями. Оно зависело от политической обстановки, экономического состояния, ландшафта, урожая трав для скота, климата, времени года, наличия воды и пр. факторов.
Начиная со времён Великого переселения народов, которое инициировали кочевники-тюрки хунну с Алтая, гнавшие различные евразийские народы на запад, неоднократно происходило смешение народов. Происходила, с одной стороны, «кочевнизация» и «тюркизация» народов Кавказа и Восточной Европы, с другой стороны сами кочевники быстро поглощались оседлой культурой и смешивались с местным населением.
В результате этого процесса слово аул распространилось на постоянные поселения Кавказа, где влияние тюрков было особенно сильным. Также от тюрков кавказским народам досталось слово аксакал (белая борода — тюрк.), джигит (молодой парень, юноша — тюрк.) и многие другие.
Термины, обозначающие селения и крепости, в топонимии Крыма
Кой, Джайлав, Арабат и другие
кŷэй ‘округа, квартал’ непосредственно из перс. kuy [30, с. 214]. Адыг. кыуажэ
къуадж ‘селение, деревня’ [30, с. 230] перс. küçe ‘улица’, деминутив от ku
kuy, широко представлен в качестве топоформанта в адыгской ойконимии [31—33].
Адыгский термин кŷей
gavya- ‘скот; скотоводческое стойбище’ [там же].
-эли. соответствует термин крым.-тат., караим. эль ‘люди, народ’, ног. эл ‘страна; родина; население, народ’, куман. el ‘pax’ aut fortasse ‘populus. regio’ [22, p. 233], тур. еl ‘племя, народ; страна, край, провинция’, карач.-балк. эл ‘деревня, село’, кирг. эл ‘племенной союз, род, племя, народ; страна, государство’, перс. ìIA (il) ‘народ, (кочевое) племя; подданные’, удм. эль ‘край, сторона; страна, община’.
В топонимии Крыма нашли отражение и другие термины, обозначающие временное или постоянное селение, жилище, стойбище.
АУЛ. Ойконимы Аил, Баш-Аул, Каз-Аул
Киз-Аул связаны с апеллятивом ног. авыл ‘аул, деревня’, ср. караим. авул ‘стан, лагерь; свита, сопровождающие лица’, кирг. айыл ‘аул, группа юрт близких родственников и приспешников’, тур. agıl ‘загон для скота, скотный двор’, перс. ağul ‘загон для скота, овчарня’, чув., мар. ял ‘село, деревня, селение’, монг. айл ‘группа юрт; семья; юрта, дом, двор, хозяйство’. Этот термин представлен в ойконимии Башкирии (Акаул, Чераул, Янаул), Марийской АССР (Азьял, Верхний Азьял, Большой Чашкоял, Новый Торьял, Нурьял, Руял, Салтак-Ял [13, карта 42—43]), Казахстана (Аул, Карааул, Красный Аул, Баянаул), Туркмении (Карабек-аул), Турции (Ташагыл), Монголии (Айл-Баян), Внутренней Монголии (Гурван-Айл, Улан-Айл, Улан-Айл-Гэр), Маньчжурии (Шинэ-Айл). В качестве топоформанта термин аул встречается в ойконимии Северного Кавказа: Чечень-Аул в Чечено-Ингушской АССР, Агач-Аул, Акташ-Аул, Андрей-Аул, Байрам-Аул, Каранай-Аул, Козьма-Аул, Кум-Аул, Кужан-Аул, Оразгул-Аул, Уллубий-Аул в Дагестанской АССР, Туркмен-Аул, Мангул-Аул в Кизлярском округе [13, карта 59—60].
РИБАТ. Название крепости Арабат
Рибат, расположенной на Арабатской стрелке, восходит к апеллятиву арабат
рибат ‘караван-сарай’, ср. кирг. ырабат ‘караван-сарай, постоялый двор вдали от населенных пунктов’, перс. rebat ‘подворье, бесплатный караван-сарай, странноприемный дом’, тур. ribat ‘обитель дервишей’, араб. ‘квартал города; предместье’. Термин представлен в ойконимии Ирана (Ребат, Ребате-Керим, Ребате-Торк, Ребате-Хан и многие другие), Ирака (Арбат), Афганистана (Рабати-Шах-Балуч, Рибат, Рибатхашим), Средней Азии (Рават, Кизыл-Арват, Кушрабат, Мирзарабат, Ташрабат, Чирик-Рабат), Сирии (Акрабат), Марокко (Рабат), Мальты (Рабат).
ДЖАЙЛАВ и КЫШЛАВ. В Крыму было три ойконима Джайлав, восходящих к апеллятиву со значением «летнее пастбище; летовка», ср. с тем же значением ног. яйлак, тур. yaylak, кирг. жайлоо, перс. yeylağ и ойконимы Яйлаг в Турции и Хошъейлак в Иране. В ойкониме Кишлав
Кышлав отражен термин крым.-тат. къышлав ‘зимнее пастбище; зимовье’, ср. тур. kışlak, кирг. кыштоо ‘то же’, куман. kislov ‘vervactum’ [22, p. 263], перс. ğeşlağ ‘зимовье, зимнее становище; кишлак’ и ойконимы Бай-Кишлак, Каракишлак, Каттакишлак, Коканкишлак, Янги-Кишлак в Узбекистане, Кешлак, Акчакешлак, Кызылкышлак, Ташкешлак в Иране, Гулькышлак в Афганистане.
КОШ. В Крыму известны селение Белый Кош, горы Роман-Кош и Зейтин-Кош, урочище Учь-Кош «в верховье реки Бала на краю яйлы, где татары имеют свои коши для стад овец» [15, с. 231], овраг Черкес-Кош (Биюк-Ламбатская округа). В этих топонимах отражен термин крым.-тат. къош (в XVIII веке в Крыму термин кош обозначал также сводное стадо овец в десять тысяч голов. Каждый кош имел свою тамгу, старшим над чабанами коша был одаман [34]), которому соответствуют кирг. кош ‘временная юрта, кочевой лагерь, кочевка со всем имуществом; воинский отряд, отдельная часть войска; группа людей, имеющих общее задание’, чув. хÿшĕ ‘шалаш, хижина, юрта’, калм. xoş ‘походная юрта; летняя кухня; помещение для рабочих, лагерь’, русск. кош ‘плетеный шалаш, балаган; загон, овчарня; табор, стоянка, стан, становище, казачий обоз, лагерь, стойбище’ [35, с. 183], укр. кіш (коша) ‘военный лагерь, обоз; место пребывания запорожских казаков; Запорожская Сечь; летнее жилище кочевников, кибитка; место расположения при временных работах; лагерь, становище’ [36], адыг. гŷэшь
кŷэшь ‘сарай’ (А. К. Шагиров производит этот адыгский термин от адыг. гŷы
кŷы ‘арба’ [30, с. 113]), осет. (дигор.) «кош» ‘избушка, хатёнка, хижина’ (В. И. Абаев считает осет. «кош» доиндоевропейским субстратным словом, родственным латинскому casa [6, т. I, с. 630]), ср. также ойконимы Каракош и Эль-Кош на севере Ирака. В. Г. Егоров производит тюркский термин qoş от араб. ‘хижина, лачуга’ [27, с. 313], что неубедительно ввиду семантического богатства тюркского термина сравнительно с арабским.
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Отличия в сельских населенных пунктах
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:31
Деревня, село, сельское поселение, поселок, поселок городского типа, хутор, станица, кишлак, аул
1. ДЕРЕВНЯ
Дере́вня — населённый пункт с несколькими десятками или сотнями домов индивидуальной застройки, преобладающее занятие жителей (обычно это крестьяне) — сельское хозяйство, промыслы. Большими обычно считаются деревни с 30-ю и более дворами.Основным отличием деревни от села в канонической топонимике является отсутствие церкви в деревнях, однако это не является правилом. Например, деревня Логдуз в Вологодской области имеет деревянную церковь.
2. СЕЛО
Село́ — один из видов сельских населённых пунктов в России и Казахстане, к которым также относятся деревни, посёлки, станицы, хутора, аулы, кордоны, железнодорожные станции, полустанки, разъезды и другие. В среднем село вмещает в себя около 1000—2000 жителей.
Как и деревня, располагается такой населённый пункт, как правило, довольно далеко от города. Село до революции 1917 четко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь — село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Оно часто было аналогом центральной усадьбы в советских колхозах. Именно в селе чаще всего размещались предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы и пр. Сельские жители часто заводили заимки, где трудились бо́льшую часть лета на удалённых от основного поселения пашнях и покосах.
В советский период и в настоящее время официальных отличий села от деревни не существует. В БСЭ указано, что село является центром сельского совета, но это далеко не всегда так.
В современный период не существует статистического учета числа сел в России. Учитываются все сельские населенные пункты, которых по последней переписи населения 2002 г. насчитывается 152290.
Орджоникидзевская (Ингушетия) — самый крупный сельский населённый пункт России и один из крупнейших в мире. Население станицы составляет 65,1 тыс. человек (2002), что соответствует городу средних размеров.
3. СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Се́льское поселе́ние — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Сельское поселение — один из типов муниципальных образований в России, предусмотренных муниципальной реформой.
В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).
Сельское поселение имеет административный центр — населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган данного сельского поселения.
Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения, а также отдалённые и труднодоступные местности.
Численность сельских поселений может варьировать от нескольких десятков человек до 15—20 тысяч жителей. Пример: Большеколпанское сельское поселение в Гатчинском муниципальном районе Ленинградской области.
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:32
4. ПОСЕЛОК
Посёлок — один из видов населённых пунктов. В отличие от других населённых пунктов, посёлок может быть сельского или городского типа. Соответственно, в статистических подсчётах население посёлков сельского типа включается в сельское население, а посёлков городского типа в городское население.
5. ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА
По численности населения занимает промежуточное положение между городом и сельскими населёнными пунктами. До административно-территориальной реформы 1923—1929 годов такие населённые пункты назывались посадами.
6. ХУТОР
Ху́тор — населённый пункт крайне маленького размера; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.
Включает в себя обычно не больше десятка строений. Часто бывает семейным (например хутор Тарусин, Анапский район, Краснодарский край). Иногда хутором называют отдельно стоящую группу жилых строений, административно относящихся к более крупному населенному пункту.
По мере расширения превращается в деревню, село и т.д, но в названии населённого пункта может оставаться слово «хутор».
В Эстонии хутора назывались мы́зами (от эст.mõis); известен этот термин и в юго-западной части Ленинградской области (бывшая территория Ингерманландии). Правда, в последнем случае мызами в XVII-XVIII вв. назывались не хутора, а обособленные помещичьи усадьбы с принадлежавшими им сельскохозяйственными постройками (швед.håff), служившие основой административно-территориального деления Ингерманландии. Наиболее известные мызы: Саарская мыза (позже Царская мыза, а ныне город Пушкин), Гатчинская мыза, мыза Стрелина, мыза Пелла (ныне город Отрадное), мыза Сиворицы (ныне посёлок Никольское).
В Польше и ряде стран центральной и восточной Европы использовался термин фольварк.
У донских и кубанских казаков в Российской империи хутор — поселение на территории юрта (земельной территории) станицы, не имеющее отдельного административного управления. У некоторых станиц (например ст-ца Елизаветинская) хутора по населению были больше исторически возникшего первым центрального поселения. Разросшиеся хутора нередко выделялись в отдельные станицы, то есть имели отдельный общинный юрт и приписанное казачье население. В восточных казачьих войсках аналогом хутору был станичный посёлок.
Отличия в сельских населенных пунктах
Сообщение Sergey » 24 фев 2017, 11:33
7. СТАНИЦА
Стани́ца — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки).
Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт, лица войскового сословия, живущие в юрте, станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков.
По численности населения станицы часто превышают небольшие города. Например, в станице Орджоникидзевская (Ингушетия) проживает 65,1 тыс. человек (2002), а в станице Каневской (Краснодарский край) — 44,8 тысячи (2005). Эти станицы являются крупнейшими сельскими поселениями России.
Станицы, как населённые пунккты, в настоящее время находятся в следующих субъектах России: Адыгея,
Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Чечня, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Ростовская область.
8. КИШЛАК
Кишла́к (первоначально: зимовка от тур.Kış — зима) — название поселка в Средней Азии и Афганистане. Первоначально обозначал зимовку кочевников. Кишлаки окружались глухими глинобитными стенами (дувал, девал). В каждом окруженном каменным забором доме находился подземный колодец (кяриз), поэтому люди с водой достаточно редкое явление в кишлаке. Канализация в кишлаках отсутствовала. Глиняные печи (аналог тандури) топились кизяком. Кривые улочки были грязны, по ним ходили облаченные в чадру женщины, мужчины в чалмах и халатах, навьюченные ишаки. Образ кишлака дополняет дерево чинар. Помимо жилых домов важными элементами кишлака являлся базар, мечеть и кладбище. Основным населением кишлаков были дехкане (крестьяне).
9. АУЛ
Ау́л (авул, авыл, айыл, агыл, аил, аал, йал, ял) (башк. ауыл, каз. ауыл, монг. айл, тат. авыл, тюрк. авул, тув. аал, чуваш. ял) — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.
Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников.
Аул мог состоять из любого количества юрт. В каждой юрте проживала одна семья (отец+мать+дети). Маленькие аулы состояли из 2 — 3 юрт самых близких родственников, богатые аулы могли состоять из сотен юрт.
Аулы кочевников не являлись постоянной единицей, постоянно меняя своё положение, количество и состав. Они были настолько же подвижны и изменчивы, насколько и сам кочевой образ жизни. Количество юрт в ауле диктовалось внешними условиями. Оно зависело от политической обстановки, экономического состояния, ландшафта, урожая трав для скота, климата, времени года, наличия воды и пр. факторов.
Начиная со времён Великого переселения народов, неоднократно происходило смешение народностей. Происходила, с одной стороны, «кочевнизация» и «тюркизация» народов Кавказа и Восточной Европы, с другой стороны сами кочевники быстро поглощались оседлой культурой и смешивались с местным населением.
В результате этого процесса слово аул распространилось на постоянные поселения Кавказа, где влияние тюрков было особенно сильным.
В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения. Дома, как правило, одно-двухэтажные, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Аулы находились в большей мере около пастбищ и источников воды, но иногда бывало и обратное. В XIX веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с помощью штурма.
На Северном Кавказе славянское население традиционно называет аулами все населённые пункты сельского типа с нехристианским населением. При этом по ОКАТО аулами числятся сельские населённые пункты с адыгским (черкесским), абазинским и ногайским населением в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии. В других республиках региона, а также Ставропольском крае (ногайские, туркменские) такие населённые пункты официально числятся сёлами, но в быту и публикациях зовутся аулами, что не верно.
У народов Казахстана и Средней Азии, а также Башкирии первоначально этот термин означал подвижное поселение, которое циклично перемещается с мест зимнего выпаса скота (кышлау) на летнюю кочевку (жайляу). Становление аула, как постоянного поселения связано с переходом народов (казахов, киргизов, башкир, туркменов) к оседлому образу жизни в XIX веке и начале XX века. Аул у этих народов представляет собой деревню или село с квартальной или хаотической застройкой домами из сырцового или обожжённого кирпича (реже из дерева), с загонами для скота, хлевами, амбарами, колодцами, иногда с огородами и садами. Чаще всего аулы располагаются вблизи рек или озёр, родников, либо в местах с высоким уровнем залегания грунтовых вод. Фактически аул среднеазиатского типа имеет большое сходство с деревней (или селом) славянских и финно-угорских народов. Ряд населённых пунктов с казахским населением в Омской области России (Нововаршавский район, Русско-Полянский район) числятся многочисленными аулами.
Как вас теперь называть?
Есть ли села в Актюбинской области? А поселки? И отличается ли село чем-либо от аула?
Вопросы не такие простые, как кажется, и ответы на них не такие очевидные, как хотелось бы, если руководствоваться только законодательными актами и терминологическими справочниками. Не потому ли зачастую мы в разговорах называем населенные пункты как бог на душу положит. Но хорошо бы только в разговорах. А в конечном итоге это ведь приводит к путанице, недопустимой в официальных документах.
Близнецы ли село и аул
Разберемся сначала с селом. В Законе РК от 8 декабря 1993 года «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» читаем: «аул (село) — населенный пункт с численностью не менее 50 человек, из которых работники, занятые в сельском, лесном и охотничьем хозяйстве, пчеловодстве, рыболовстве и рыбоводстве, члены их семей и специалисты здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, составляют не менее половины населения».
Таким образом, в Законе понятия «аул» и «село» тождественны. Значит ли это, что любой сельский населенный пункт, соответствующий указанным параметрам, можно называть и так, и так. По-видимому, да. Но это ведь не значит, что в списках населенных мест (того же департамента по статистике) должны присутствовать как те, так и другие. Надо как-то определиться, почему похожие по всем показателям поселения мы называем то аулами, то селами.
Понятно, что термин «село» пришел из России, «аул» — сугубо восточное наименование сельского населенного пункта. И у того, и у другого понятия есть свои особенности. Селами в России издавна называли крупные сельские поселения, в которых имелись церкви. Вокруг сел, как правило, группировались деревни, в которых церквей не было из-за малочисленности паствы. В советские годы, как мы знаем, церкви, как и другие культовые сооружения, планомерно уничтожались. Разница между селами и деревнями свелась лишь к разнице в численности населения. Поскольку в России оба термина сохранились, то по ним сегодня можно судить только о величине населенного пункта. В Казахстане согласно Закону понятия «деревня» нет, и независимо от размера поселений все они именуются селами. Несмотря на то, что закон позволяет нам называть любое поселение как аулом, так и селом, тем не менее каждый из нас представляет, чем отличается село от аула.
Так, большинство крупных населенных пунктов Мартукского и Каргалинского районов, где основная часть населения занята в земледелии, иначе как селами не назовешь. Большинство же населенных пунктов восточных и южных районов области представлены исключительно аулами. Форма хозяйствования, специализация трудоспособного населения, уклад жизни людей — все соответствует тому представлению об аулах, которое у нас сложилось исторически.
Унификация сельских населенных пунктов, к сожалению, привела и к тому, что (опять же чисто официально) исчезли другие формы расселения населения: зимовья, фермы, точки, те же поселки (в их первоначальном понимании, об этом — чуть позже)… В то же время в соседней России села по-прежнему соседствуют с деревнями, станицами, поселками, хуторами, лесничествами, заимками, аулами, аилами и прочими формами расселения. И это объективное восприятие реальности.
Сыграло свою роль в путанице типов поселений и то обстоятельство, что в Законе населенный пункт признается как субъект расселения при наличии не менее 50 душ населения. Обратимся к данным переписи населения 1970 года. На тот момент только в Актюбинской области насчитывалось 2 207 сельских населенных пунктов. В 1 592 из них проживало менее 50 человек, а в 670 — 10 и менее. Если вернуться к прежним критериям определения статуса населенного пункта или придерживаться его научного объяснения, то и сейчас в области имеется не около 400 сел (аулов), а много больше. Достаточно проехаться по районам, чтобы убедиться в этом. Многие из них и сегодня живут полнокровной жизнью, только в официальном реестре населенных пунктов отсутствуют.
При этом в Законе имеются явные расхождения, которые свидетельствуют в пользу мелких поселений.
В статье 2 читаем: «Населенный пункт — это часть компактно (выделено автором. — Ред.) заселенной территории республики, сложившаяся в результате хозяйственной и иной общественной деятельности граждан, с численностью населения не менее 50 человек, учтенная и зарегистрированная в установленном законом порядке…» В то же время в статье 3 говорится, что «крестьянские и иные поселения с численностью населения менее 50 человек включаются в состав ближайшего населенного пункта». Из этого явствует: а) крупный населенный пункт может находиться и в 50 километрах от включаемого в него, а значит, ни о какой компактности речи и быть не может; б) населенный пункт даже с численностью более 50 жителей может не быть таковым, если он «не учтен и не зарегистрирован в установленном законом порядке». Вот они «мертвые души» в системе населенных пунктов!
Поселок поселку рознь
Раньше существовало такое понятие, как поселок городского типа, или рабочий поселок. Категория чисто советская. Тем не менее благодаря ей иерархия поселений просматривалась четче. В Законе это определение исчезло, дано понимание другого статуса — поселка. Из-за этого опять же ряд населенных пунктов теперь не подходит ни под одну категорию.
Итак, «города и другие населенные пункты подразделяются: … 4) поселки, к которым могут быть отнесены населенные пункты при промышленных предприятиях, стройках, железнодорожных станциях (выделено автором. — Ред.) и других экономически важных объектах с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее двух третей…» Во-первых, неясно, приравнены ли поселки по своему статусу к городским поселениям или сельским. По-видимому, к первым, но формулировка Закона в этом отношении размыта. Во-вторых, как быть, если в населенном пункте проживает меньше 3 тысяч жителей, но формулировке «не менее двух третей» они отвечают. Причислить их к селам, а тем более к аулам, невозможно. А ведь в большинстве таких непризнанных поселками образованиях люди занимаются отнюдь не сельским хозяйством. Отсюда и разногласия. И это не так безобидно, как кажется. Особенно, когда это касается населенных пунктов при промышленных или транспортных предприятиях. Вот только один, но примечательный пример.
Под чужим паспортом
Мы немало наслышаны о случаях, когда одна ошибка в паспорте человека лишает его всяких прав как гражданина страны, и доказать то, что он есть тот, кем является, а не другим лицом, стоит ему многих сил и времени. А что касается населенных пунктов, то здесь ошибок хоть отбавляй, и ничего — никто ничего не замечает.
3 марта 1996 года появляется Постановление Правительства за № 281 «Об утверждении порядка наименования и переименования предприятий, организаций, железнодорожных станций, аэропортов, а также физико-географических объектов Республики Казахстан и изменение транскрипции их названий». Как видим, о населенных пунктах речь в нем не идет. А в 2001 году принимается совместное постановление акимата Актюбинской области и областного маслихата во исполнение решения вышестоящей инстанции.
Согласно нему в области было переименовано сразу около 40 железнодорожных станций.
Что такое железнодорожная станция? «Железнодорожная станция — предприятие для приема и отправки поездов с системой путей, устройствами для погрузки, выгрузки, сортировки вагонов и формирования состава поездов», — так говорится в «Географическом энциклопедическом словаре» (Москва, 1988 г.). Таким образом, речь идет о предприятиях, а не о населенных пунктах. Согласен с этим утверждением и Закон РК «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан». Вспомните пункт 4 статьи 3, который я цитировал выше. И тем не менее переименования механически были перенесены и на населенные пункты при предприятиях путей сообщения. При этом они коснулись не только станций, но и разъездов. Не надо, думаю, говорить, в чем разница между ними. Станция — отдельное предприятие, разъезд — подразделение предприятия. В документе всех их, скопом, назвали станциями.
В результате пострадали и такие крупные поселки (все-таки!), как Яйсан, Джурун, Берчогур, Мугоджарское, Донское. Их стали именовать, как и станции: Жайсан, Журын, Биршогыр, Мугалжар, Дон. «Повезло» Эмбе и Карауылкелды. Чтобы переименовать город, нужно согласование на уровне республики. Решения местных органов власти для этого маловато. Поэтому сегодня — город Эмба, станция Жем. Хотя возникает вопрос: зачем при этом нужно было дублировать название другого города? Что касается поселка Карауылкелды, то он получил свое названия в 2006 году (до этого — Байганин). Так что здесь все произошло по закону, хотя станция была переименована в том же 2001 году.
Нельзя сказать, что никто этих разночтений не замечает, поэтому и звучит то Джурун, то Журын, то Яйсан, то Жайсан. Попадись дотошный юрист, он без труда опротестует любой документ, в котором дается решение по несуществующему населенному пункту. А ведь нонсенса легко было избежать, если бы вслед за станциями и разъездами были официально переименованы и поселки при них. Правда, для этого пришлось бы приложить больше усилий.
Как мне видится, Закон «Об административно-территориальном устройстве…», принятый второпях на заре независимости, требует детальной доработки с привлечением научных ресурсов страны. А чиновникам на местах следует в любом случае повышать свою квалификацию.