Аулия в исламе что
Аулия в исламе что
Гробницу Мехмеда Фатиха посещают в основном женщины
У турок, как и у татар, есть обычай посещения могил родственников во время религиозных праздников. В Стамбуле турки активно посещают могилы авлия (приближенных к Аллаху), которых в бывшей столице империи достаточное количество.
Обычай воздвигать мавзолеи или еще каким-то образом отмечать места захоронения духовных авторитетов и наставников существует не только в Турции, но и по всему исламскому миру. Они также являются местами массового посещения. Критики такой традиции указывают на запрет поклонения могилам, который существует в исламе, однако необходимо понимать разницу между поклонением физическому объекту, практикуемым людьми, не понимающими смысла истинного Единобожия и посещением могил авлия, чей нур и баракят остается после смерти.
Истинно верующий мусульманин, строго исповедующий Единобожие приходит на могилу авлия чтобы ощутить нур Аллаха и Его баракят, подобно тому как человек, истосковавшийся за зиму по Солнцу, весной, выходя под его лучи, жадно улавливает естественное солнечное тепло, пробуждающее все живое. И здесь никому не придет в голову обвинять его в поклонении светилу. Хотя, в то же время, в некоторых религиях Солнце напрямую обожествляется и ему совершают поклонение.
Эти люди также славились своей мудростью и прозорливостью, которой достигали путем отказа от фактического поклонения этому миру (дунья), но не путем насильственного отлучения самих себя от материальных благ, а путем постижения того, что эта земная жизнь ничего не стоит в сравнении с ахира.
Это возможно лишь в том случае, если между верующим и его Создателем отсутствует преграда – то есть, выражаясь современным языком, факторы, отвлекающие внимание раба от его Господа. А как же устранить эту преграду?
Аллах говорит в Священном Коране:
أَفَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ وَأَضَلَّهُ اللَّهُ عَلَى عِلْمٍ وَخَتَمَ عَلَى سَمْعِهِ وَقَلْبِهِ
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение, не смотря на его знания, запечатал его слух и сердце» (Аль-Джасия 45:23 –приводится лишь необходимая часть аята)
وَجَعَلَ عَلَى بَصَرِهِ غِشَاوَةً
«И наложил на его взор покрывало» (Аль-Джасия 45:23 –приводится лишь необходимая часть аята)
فَمَن يَهْدِيهِ مِن بَعْدِ اللَّهِ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ
«Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не извлечете урок?» (Аль-Джасия 45:23 –приводится лишь необходимая часть аята)
Аллах говорит в Коране:
لَهُمْ قُلُوبٌ يَعْقِلُونَ بِهَا
«У них были сердца, посредством которых они могли разуметь»
أَوْ آذَانٌ يَسْمَعُونَ بِهَا
«И уши, посредством которых они могли слушать»
فَإِنَّهَا لَا تَعْمَى الْأَبْصَارُ
«,поистине, слепнут не глаза»
وَلَكِن تَعْمَى الْقُلُوبُ الَّتِي فِي الصُّدُورِ
«а слепнут сердца, находящиеся в груди» (Аль-Хаджж 22:46)
Очень часто в востоковедной литературе наряду со словосочетанием «исламский мистицизм» можно встретить термин «суфизм». Однако востоковеды не могут определить ни его точный смысл, ни причину его появления.
И все же вернёмся к стамбульским авлия. Турецкий автор Айхан Ялчин в своей книге “Istanbul Evliyalari ve Ziyaret Yerleri” (Стамбульские авлия и места посещения) сообщает о 740 захоронениях людей, приближенных к Аллаху начиная от мавзолея султана Фатиха Мехмеда, до скромной могилы Хайдар Бабы в Ускюдаре у железнодорожной станции «Хайдар-паша».
В прошлом году муниципалитет Стамбула издал каталог под названием « 100 мавзолеев Стамбула », включающий фотографические материалы, который рассказывает в основном о местах захоронений султанов и других знаменитостей.
В 12 из них похоронены османские султаны и члены их семей, включая женщин и детей. Остальные – места захоронения придворных и суфийских шейхов. Могилы шейхов часто навещают жители близлежащих кварталов, которые и ухаживают за ними. Часто они располагаются рядом с помещениями дервишеских обителей (текке), где шейхи были духовными наставниками.
Интересная статья? Пожалуйста, расскажите друзьям в соц.сетях, сделайте репост!
Аулия’
Аулия’ (араб. أولياء — приближенные, угодники, единственное число «вали» [уали]) — близкие к Богу люди (своими помыслами, желаниями, устремлениями, поступками, культурой речи и поведения). Слово «аулия’» происходит от арабского слова «виляйя», одно из значений которого «быть близким, приближенным».
Пророки были приближенными к Богу людьми, однако их степень перед Ним выше, чем у аулия’. Причиной этому служит тот факт, что у пророков, в отличие от аулия’, имелся ряд отличительных особенностей, присущих только им: непогрешимость; вера в них (в то, что их миссии от Бога) является обязательной; им ниспосылались откровения; они были обязаны наставлять свой народ на путь веры и благочестия; произнесение оскорбительных и порочащих слов в их адрес является неверием (куфр). Кроме этого, после избрания Богом из числа людей заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада, пророческая цепь была завершена. Поэтому посланники и пророки впредь отправляться к людям не будут, а вот аулия’ всегда могут появляться в среде людской до самого Конца Света.
Говоря об аулия’, зачастую вспоминают о чудесах (карамат), которые происходили с ними. Следует заметить, что, согласно единому мнению ученых-богословов, чудеса (карамат) не являются главной отличительной особенностью аулия’, как это ошибочно полагают некоторые. Ведь в отдельных случаях чудеса (карамат) могут происходить и с безбожниками. Поэтому главная отличительная особенность аулия’ — их предельная праведность, проявляющаяся в строгом следовании предписаниям Творца и в сторонении того, что Он запретил. Большинство ученых-богословов едины во мнении о том, что действительно иногда с аулия’ могут происходить чудеса (карамат), одно из назначений которых – избавление от некоторых имеющихся у них трудностей и облегчение тягот жизни.
Как уже было сказано выше, произошедшее чудо (карамат) может свидетельствовать о статусе «аулия’» только в случае, если человек, с которым оно произошло, отличается предельной праведностью и, что немаловажно, не выдает себя за пророка. Нужно не забывать, что было немало случаев, когда некоторые люди утверждали, что с ними происходили чудеса (карамат) или утверждали о подобном в отношении другого человека, однако впоследствии выявлялась лживость их утверждений и несоответствие действительности. Настоящие же аулия’ любое произошедшее с ними чудо (карамат) всегда стараются утаить от других людей и не доводить до всеобщего сведения. Поступая подобным образом, они пытаются сохранить свою предельную искренность (ихлас) перед Творцом.
Важно добавить, что с пророками тоже происходили некоторые чудесные явления (му‘джизат), как и с аулия’. Однако сущность происходивших чудес (му‘джизат) с пророками кардинальным образом отличается от сущности чудес (карамат), происходивших с аулия’. Так, например, в отличие от аулия’, происходившие чудеса (му‘джизат) с пророками являлись неопровержимым подтверждением истинности их слов, а также подтверждением истинности их пророческой миссии в глазах отрицающих ее и не признающих. Также, в отличие от аулия’, пророки должны были предавать гласности происходящие с ними чудеса (му‘джизат) и доводить их до всеобщего сведения. Это было необходимо для того, чтобы люди уверовали в них и последовали за ними. Таким образом, чудеса (му‘джизат), происходившие с пророками, неопровержимым образом подтверждали их пророческую сущность, чего нельзя сказать в отношении аулия’, поскольку, как уже было сказано ранее, чудеса (карамат) не являются их главной отличительной особенностью. То есть произошедшее чудо (карамат) с тем или иным человеком не является явным доказательством, свидетельствующим о статусе «аувлия’».
Слово «аулия’» в корне также имеет значение «покровители», «опекуны», а слово «вали» – «покровитель», «опекун». Последнее можно найти в некоторых аятах Священного Корана, когда Творец сообщает о себе, что Он является покровителем верующих людей, используя слово «вали». Важно отметить, что главное условие покровительства Аллаха (Бога, Господа) над верующими – выполнение Его предписаний (фард) в меру сил и возможностей и сторонение того, что явным образом запрещено (харам).
Кроме этого, слово «аулия’» может означать «стоящие у власти», «управленцы». В этом значении слово используется в отношении людей, наделенных полномочиями управлять делами других людей[1].
В русскоязычном информационном пространстве «аулия’» могут печатать «авлия’».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Поклонение // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 45. С. 135–183.
Маджлис 3. Кто такой вали Аллаха?
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху. Бисмилляхи р-рахмани р-рахим.
اللَّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا
Как достичь этого прогресса, улучшения? Это возможно сделать с помощью совершения действий навафиль (желательного поклонения). А их уже возможно совершать без ограничений, ведь милость Аллаха не имеет границ. Нельзя сказать: «Такой-то достиг этого первым». Не существует никаких ограничений — мы можем двигаться и двигаться вперёд, стараясь добиться высших уровней.
Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, достиг наивысочайшего уровня, мы же просто приближаемся, всё ближе, ближе. И в совершении этих действий не будет недостатка места или конкуренции, потому что у каждого свой путь.
Таким же образом дело обстоит и с нами: мы заинтересованы в довольстве Аллаха, в Его помощи, однако для нас это одно из направлений нашего бизнеса, нас интересует и множество других вещей.
Понятно, что чем-то нужно заниматься в этой жизни. Бизнесмен, который занят своим делом, должен ещё и питаться, например. Но часто у него не бывает времени поесть спокойно. Он звонит помощникам и просит захватить ему бутерброд, потому что он занят в офисе. Или говорит им: «Давай сгоняем, быстренько перекусим». Питаться таким образом вредно, но он поступит именно так, потому что каждый раз случается что-то более важное, по его мнению. Такие люди не уверены, будет ли у них время насладиться когда-то отдыхом, пенсией и пр.
На прошлой неделе, я встречался со многими аббатами и монахами в Риме. Вот слушаешь их истории — субханаЛлах, шестидесятилетний мужчина, который никогда не был женат. «Что вы делаете для развлечения?» — спрашивали их люди, которые были с нами там. Аббаты (настоятели монастырей) — вроде учителей у них, их избирают на какое-то время, а монахи — что-то вроде их учеников. У них есть разные монашеские ордена: бенедиктинцы, францисканцы, другие. Кто-то из них носит чёрную одежду, кто-то — белую, кто-то чёрную с белым, интересно, конечно. Так вот, когда я говорил с одним из них, я сказал: «У нас в Исламе тоже есть духовные практики, есть всё, что есть у вас, но мы можем при этом жениться, нормально жить, для полноценного поклонения необязательно пребывать в монастыре. И любым из видов ибадата, всем, что поощряет Аллах, может заниматься каждый. Тебе не надо быть монахом для этого, не нужно соблюдать целибат (безбрачие). И каждый может достичь любого уровня. Конечно, если он трудится над этим, а вот этот подход в поклонении уже индивидуален».
Он ответил, что они это начали практиковать давным-давно. Очень хороший парень, тоже аббат монастыря, иншаАллах, Аллах направит его на истинный путь. Второй, с которым я говорил, долго жил среди мусульман, учился в Риме. Я ему сказал: «Ты знаешь, ты создан быть мусульманином, у меня нет цели провести открытый час для привлечения в Ислам, но ты как будто мусульманин уже, ты никогда не думал о принятии Ислама?». Он ответил, что читал о нём. «Просто, мне кажется, что ты уже очень скоро станешь мусульманином». Он ответил: «Инша Аллах».
Кто такие Авлия? Могут ли они совершать какие-либо чудеса?
Ответы
Мусульманский Психолог
Слово «карамат» означает милость, превосходство. Терминологическим значением слова карамат, является сверхъестественное явление, демонстрируемое кем-либо из аулия, из числа последователей любого из пророков, и которое выходит за рамки законов физики, химии и физиологии.
Истинность карамата аулия подтверждается Кораном: «Каждый раз, когда Закарийа входил к ней в молельню, он находил возле нее пропитание. Он сказал: «О, Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счета, кому пожелает» (Али Имран 3/37). Муфассиры, давая толкование этому аяту, говорили, что когда Закариййа (алейхи салям) заходил в комнату Марьям в летние дни, видел у нее фрукты, которые поспевают зимой, а приходя к ней в зимние дни, видел, что рядом с ней находятся фрукты поспевающие летом. Известно, что по единогласному мнению алимов, Марьям не являлась пророком. И этот аят является неоспоримым доказательством истинности карамата аулия.
Один из известнейших аулия, Шихабуддин Сухраверди сказал: «Аллах, чтобы укрепить убежденность своих любимых рабов, дарует им карамат. Но и над ними есть рабы, с сердец которых были подняты завесы, и которые познали сокрытое. Для таких рабов нет необходимости в карамате, для укрепления их убежденности. Поэтому у сахабов, относящихся к этой категории рабов, проявление карамата не было распространено. А у аулия последующих поколений, проявлений карамата было много. Потому что сподвижники были всегда рядом с посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), были свидетелями ниспослания откровений и прихода ангелов. Они не придавали значения мирской жизни, их души были чисты, а сердца сияли подобно зеркалу. Поэтому у них не было нужды в карамате».
Карамат у аулия возникает непроизвольно. Карамат делится два вида: осязаемый и неосязаемый.
Простые люди знают только об осязаемом карамате. Например, первым, что приходит людям на ум при упоминании о карамате, является умение читать мысли, видеть будущее, умение ходить по поверхности воды, летать в воздухе, мгновенное принятие всех дуа. Люди считают аулия только тех, кто способен демонстрировать все это. Не обращая при этом внимания на то, совершают ли эти люди поклонение, и соответствует ли их моральный облик требованиям Ислама.
Что же касается неосязаемого карамата, то о нем знают только избранные рабы Аллаха. К этому виду карамата относится: беспрекословное следование повелениям Ислама, стремление совершать благодеяния, выполнение всех своих обязанностей, очищение сердца от всего плохого, отказ от эгоизма, и полная покорность Аллаху.
В заключение хотелось бы повторить, что карамат – это истина, однако карамат не является непременным условием того, чтобы человек был аулия. То есть необязательно, чтобы вали обладал караматом. Только заблудший человек отрицает аулия и караматы аулия.
Культ «святых» у мусульман: кто такие аулия?
Особое место среди людей верующих занимают аулия (или авлия – от араб. «попечитель», «святой», также встречается в форме единственного числа вали).
Так называют мусульман, достигших особого уровня богобоязненности. Они регулярно совершают обряды поклонения и пользуются особым уважением в умме. Кроме того, избегают совершения тяжких грехов и строго соблюдают все предписания религии.
При этом в исламе не существует чётких требований к тем, кто может считаться аулия. В связи с чем точное их число неизвестно, к тому же проживают они по всему миру. Согласно хадису, который приводят Ибн Хиббан и Насаи, сам Пророк (с.г.в.) описывал авлия следующим образом: «Есть такие верующие, которым в Судный день даже пророки будут по-доброму завидовать. Это люди, которые любят ради Всевышнего, а не по причине материальных благ или родства. Их лица заполнены светом, и они не огорчаются, когда огорчаются другие (то есть по причине мирского – прим. Islam.Global)».
Аулия занимают особое положение в мусульманской умме и находятся под опекой Господа миров. В суре «Юнус» говорится:
«Поистине, Божьи угодники не познают страха и не будут опечалены. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни» (10:62, 64)
Зачастую мусульмане создают культ своих «национальных» авлия, возводя их в ранг святых. Вокруг них рождаются различные легенды и суеверия, а места их погребения становятся объектами массового паломничества местного населения.
Некоторые аулия активно участвовали в политике, в частности, в национально-освободительных движениях своих народов в борьбе с колонистами. Сегодня аулия пользуются особым авторитетом в суфийских тарикатах. При этом более консервативные течения в исламе отрицают институт «святых» в исламе, называя это нововведением и уподоблением христианам.
Отношение к авлия со стороны мусульман
Обязанностью верующих считается почтение и уважительное отношение к богобоязненным рабам Аллаха. Вражда с аулия считается тяжким грехом. Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорил об этом: «Тот, кто навредит моим любимцам, тому я объявлю войну» (Бухари).
Но это вовсе не означает, что аулия – сверхлюди, которые не имеют права на ошибку. Верующие не должны заблуждаться и слепо следовать за каждым особо набожным мусульманином. Все будут отвечать за свои поступки в Судный день индивидуально. Поэтому каждый может прислушиваться к мнению аулия, но решение должен принимать сам.
Наиболее богобоязненные рабы Творца, тем не менее, заслуживают уважительного отношения со стороны верующих. Шейх Ибн Усеймин писал: «Правоверные обязаны оценивать деяния каждого авлия на предмет соответствия Корану и Пречистой сунне. Если это так, то человек вправе надеяться на то, что тот может считаться аулия». При этом мы с точностью не можем утверждать, относится ли конкретный набожный мусульманин к аулия, ибо доподлинно это известно лишь Аллаху.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Салам алейкум всем. В коране часто всречается напоминание про святость Аллаха, но ни разу не встретилось про святость людей. О каких почестях авлия может идти речь так когда пророк мир ему растраивался когда люди вставали с мест когда он входил в помещение. В моем понимании святось понимается как безгрешность как идеал. а люди по природе своей грешат и ошибаются. А относится хорошо нужно ко всем мусульманам. Что у них на уме одному Аллаху только ведома Свят Он и Велик. Даже пророки мир им ошибались и осозновая свое не совершенство они были скромны и смиренны мир им.
Святые… дальше будете останкам трупов этих святых покланяться? Кто себя возомнит святым пусть вспомнит откуда он появился этот святой
К примеру, если я обьявлю себя «аулия», то я грешная, т.к. всевышний запретил им себя проявлять? А как тогда люди должны прислушиваться к словам аулия, если они о нем не знают. А аулия сам всю жизнь знает об этом, кто он такой, но молчит всю жизнь, и со скорбью и жалостью к людям наблюдает их сломанные жизни, и плачет по ночам жалея их. Знает, что его еще с детства защищает сам всевышний, и нельзя даже ей плохого слова сказать в ответ. Но не может сказать об этом людям, и лишь изредка намекает, и просит, умоляет хотя бы извиниться. И потихоньку, перестает общаться с людьми, чтобы им не навредить. Что вы могли бы посоветовать такому человеку? Закрыться от всех или сказать правду?