Аустерия что это такое

Путешествуя Историей

история архитектурных памятников, особняков, бывших имений и семей, ими владевших.

Аустерия

Использование материалов сайта только с согласия автора.

Аустерия что это такое. %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F93. Аустерия что это такое фото. Аустерия что это такое-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F93. картинка Аустерия что это такое. картинка %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F93.

Александрия. Аустерия. Рисунок Игнатия Вроблевского, 1890-е гг.

Двухэтажное прямоугольное здание Аустерии, стоявшее главным фасадом на юг, не отличалось ни архитектурой, ни размерами. Надпись «Аустерия» — «гостиница» продержалось на нем до самого конца её существования. Немного облагораживал её портик о четырех колонах на главном фасаде. Портик был тоже двухэтажным, вероятнее всего – деревянным, и образовывал террасу на втором этаже. На сохранившемся рисунке Игнатия Вроблевского, сделанном в 1890-х гг, также, как и на приведенных ниже фотографиях запечатлена Аустерия до ее перестройки. На рисунке видно, что только окна (и видимо двери) в портике на втором этаже имели какую-то отделку вокруг. В таком виде главный дом резиденции в Александрии конечно не производил впечатление дворца. Говорят, Александра Васильевна даже оправдывалась перед кем-то, мол ей не интересна архитектура и все тут, парки, сады, цветы — вот что ей было интересно на самом деле. И видимо так оно и было, потому что парк — наверно самый красивый в стране. Но к нему мы вернемся позднее. А пока продолжим знакомство с Аустерией.

Главный фасад «Аустерии». До её перестройки.

Из всех построек Александрии именно Аустерия сохранила нам наиболее полное представление о своих интерьерах — в виде гравюр и фотографий. Самое старое изображение относится к 1828 году и принадлежит Виллибальду Рихтеру (Willibald Richter), который делал свои акварели скорее всего по заказу Артура Потоцкого. Акварель Рихтера доносит до нас как выглядил в те годы большой салон Александры Васильевны. Браницкой, супруги Ксаверия Петровича. Впрочем, и здесь мы видим необъяснимую скромность — дощатый пол, дощатый потолок с открытыми балками, две стены, задрапированные темными шторами в мелкий рисунок, немного ампирной мебели и бюст в углу. Странно, честное слово. Мне лично, глядя на эту акварель, хочется назвать её «люди переезжают».

Аустерия что это такое. %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F134. Аустерия что это такое фото. Аустерия что это такое-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F134. картинка Аустерия что это такое. картинка %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F134.

Интерьер большого салона. Акварель Виллибальда Рихтера. 1828 год.

Следующий рисунок Виллибальда датирован 1830-м годом и изображает спальню дочери Ксаверия и Александры Браницких, Софии Ксаверьевны Браницкой (Zofia Branicka h. Korczak) (1790-1879), вышедшей замуж за Артура Потоцкого (Artur Potocki h. Pilawa (Srebrna), (1787-1832), предполагаемого заказчика акварелей Рихтера. София, рано лишившись мужа, часто возвращалась в родительский дом. Комната это отделана уже более богато — здесь мы видим и падугу потолка и два фриза — нижний в виде гирлянд — и разделенные на прямоугольные панно стены с растительным орнаментом, видимо из гипса. Слева — ширма, в центре бюро с какими-то украшениями и картиной, справа — кровать Софии, накрытая оригинальным балдахином. Прикроватный столик, ковер, еще столик перед диванчиком — вот собственно и всё.

Аустерия что это такое. %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F81. Аустерия что это такое фото. Аустерия что это такое-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F81. картинка Аустерия что это такое. картинка %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F81.

Спальня Софии Ксаверьевны Браницкой, в замужестве- Потоцкой. Рисунок В. Рихтера, 1830-й.

Спальня матери Софии, Александры Васильевны, была попышнее ее «салона» — об этом нам говорит рисунок Б. Виллевальда 1837 года — он сделан за год до смерти Александры Васильевны.

Аустерия что это такое. %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F79. Аустерия что это такое фото. Аустерия что это такое-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F79. картинка Аустерия что это такое. картинка %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F79.

Спальня Александры Васильевны Браницкой. Рисунок Б. Виллевальда,

Помимо рисунков, сохранились и письменные воспоминания об Александрии и об Аустерии. Одно из самых интересных принадлежит перу Филиппа Филипповича Вигеля:вот как он вспоминал о приеме его в Аустерии:

Проходя садом или парком, я подивился его красоте; строения, которые нашел я на конце его, меня удивить не могли. Над каменным двухэтажным домом, которому предназначено было вмещать в себе гостиницу, большими буквами выставлено было слово Аустериа, и в нем-то помещалась владетельница замка. Я нашел ее после чая или завтрака одну с дочерью, в большой комнате нижнего этажа, служащей ей и гостиной и кабинетом, в черном тавтяном, довольно поношенном капоте, в белом, довольно заношенном чепце. Она не расточительна была на ласки и приветствия; зато простое, доброжелательное обхождение ее вселяло уважение и доверенность. Поговорив со мной о матери моей, она сказала, что я непременно сколько-нибудь должен у нее погостить, а потом, позвонив, велела мне во флигиле отвести две или три весьма чистые комнаты.

Вся мебель, как и в предыдущих случаях — в модном в начале XIX века стиле — ампир. Падуга, разделенная цветом, классический фриз, растительная гирлянда под ним, высокий портал дверей, через двери видна анфилада следующих комнат. В центре потолка — хрустальная люстра. На полу — несколько ковров — один видимо восточный, другой, похоже, местной выделки. Спиной к нам сидит пожилая женщина в чепце — предположительно — сама Александра Васильевна, которая отказывалась по понятным причинам от позирования для портретов, будучи в преклонном возрасте. Рядом с ней стоит юноша, может быть внук. Большие окна её спальни выходили на павильон Эхо, до него мы еще дойдем.

Они жили в обширном деревянном доме, внутри оштукатуренном, коего стены были выкрашены просто, а потолки выбелены. Но главные комнаты сего дома были наполнены драгоценными вещами, бронзовыми, мраморными, фарфоровыми, хрустальными, из коих, как уверяли, ни одна не была куплена графиней Браницкой: все они были даны дружбою и щедротою Екатерины, а иные подарены или завещаны князем Потемкиным. Изо всех мне более показалась примечательна одна высокая бронзовая гора, на вершине коей сидел двуглавый русский орел; из боков ее струились живоносные хрустальные ручьи, а внутри ее устроенный механизм производил музыку, которая подражала журчанию вод. На полугоре сидел Сатурн с косою за плечами, одною рукой опираясь об часы, а другою держа миниатюрный портрет Екатерины, на меди писанный, в оправе из стразов, как бы забывая время свое и любуясь ее изображением.
При двух сыновьях и трех дочерях, так же как у графа Салтыкова, находились учитель и гувернер с гувернанткой, муж с женой, г-н и г-жа Дориньи и мусью Бробек. Сверх того жили в сем доме польские и русские дамы и барышни, иностранный медик и несколько отставных военных, неимущих, довольно образованных чиновных людей, занимавших должности домоправителей, приказчиков над деревнями, конюших и тому подобное …. Две враждебные нации жили тут в совершенном согласии. Домашняя услуга вся состояла из шляхтичей, и в сем доме, без лишних прихотей, все напоминало, однако же, феодальное могущество.*

«Записки Вигеля

По многим сохранившимся воспоминаниям внутреннее убранство Аустерии, за не большим исключением, не содержало каких либо ценностей, не поражало пышностью и было очень простым. Однако, даже владельцы XX века говорили об особом стиле Аустерии, заключавшемся по словам последней владелицы Александррии, княжны Радзивилл, в «очень удобном и симпатичном» интерьере или, как писала ее дочь, княжна Тереза Любомирская, интерьеры Аустерии «не имели ничего особенного, но были уютными, веселыми и очень милыми, никакого люкса, только старосветское польское гостеприимство». Одной из причин такой скромности Аустерии было то, что все свои ценности, как мы помним, Браницкие держали в особой сокровищнице в Белой Церкви, и частично в павильонах в парке. Что касается планировки интерьеров, то известно более менее о том, какова она была после реконструкции, произошедшей перед Первой Мировой, насколько она изменилась в сравнении с первоначальной планировкой неизвестно. Но в целом, можно сказать, что она состояла из помещений разного размера и форм. Лишь два помещения были одинаковой формы, оба находились за ризалитом. С северной стороны (задний фасад, выходивший во внутренний двор) находился большой длинный двухэтажный зал — гостиная, в которой в течении дня была сосредоточена вся жизнь семьи. С южной стороны, главного фасада и парка, был салон. В него, как и в гостиную, можно было зайти непосредственно с улицы. Все покои с северной стороны, стороны внутреннего двора, именовавшегося детинцем, служили жилыми либо вспомогательными помещениями. Только непосредственно примыкавшая к гостиной с восточной стороны комната была бильярдной. По линии салона с восточной стороны находились еще два салона, а с западной — столовая. Гостиная, или холл, имел стены, выполненные в сероватой тональности. До высоты 2 метра они были обшиты темными дубовыми полированными панелями. Двустворчатые двери повторяли рисунок настенных панелей. Из полированного же дуба были сделаны окна. На потолке — огромная бронзовая люстра. Паркетный пол был набран из темного и светлого дерева. Дополнял зал огромный камин серого мрамора, высотой до верхнего этажа. Его в Аустерию привезла из Флоренции Роза Браницкая, урожденная Потоцкая (Róża Potocka h. Pilawa (Srebrna), (1782-1862), супруга Владислава Ксаверьевича.

Источник

австерия

Полезное

Смотреть что такое «австерия» в других словарях:

АВСТЕРИЯ — (ит.). Так назывались при Петре I трактиры или харчевни для простого народа. В Италии австериями до сих пор называются постоялые дворы для простолюдинов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВСТЕРИЯ лат … Словарь иностранных слов русского языка

австерия — аустерия Словарь русских синонимов. австерия сущ., кол во синонимов: 5 • аустерия (1) • гос … Словарь синонимов

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом … Современная энциклопедия

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

АВСТЕРИЯ — (от лат. austerus терпкий, горький, темный, суровый). Так в Древнем Риме назывались харчевни для черни (аустерия, остерия) в отличие от локанда гостиниц и «ресторанов» для знатных людей. Петр I назвал австерией первые русские… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

Австерия — (от греч. Ιστιαστηριον трактир, итальянского osteria харчевня, польского austina странноприимница) слово, вошедшее в русский язык при Петре Великом, когда по его приказанию стали устраиваться трактиры клубы на европейский манер. Насколько таковых … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Австерия — ж.; = аустерия Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

австерия — авст ерия, и и ауст ерия, и … Русский орфографический словарь

Австерия — Аустерия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

австерия — см. Аустерия … Энциклопедический словарь

Источник

Австерия

Смотреть что такое «Австерия» в других словарях:

австерия — (от лат. austerus терпкий, горький, темный, суровый). Так в Древнем Риме назывались харчевни для черни (аустерия, остерия) в отличие от локанда гостиниц и ресторанов для знатных людей. Петр I назвал австерией первые русские трактиры… … Кулинарный словарь

АВСТЕРИЯ — (ит.). Так назывались при Петре I трактиры или харчевни для простого народа. В Италии австериями до сих пор называются постоялые дворы для простолюдинов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВСТЕРИЯ лат … Словарь иностранных слов русского языка

австерия — аустерия Словарь русских синонимов. австерия сущ., кол во синонимов: 5 • аустерия (1) • гос … Словарь синонимов

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом … Современная энциклопедия

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

АВСТЕРИЯ — (от лат. austerus терпкий, горький, темный, суровый). Так в Древнем Риме назывались харчевни для черни (аустерия, остерия) в отличие от локанда гостиниц и «ресторанов» для знатных людей. Петр I назвал австерией первые русские… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

Австерия — ж.; = аустерия Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

австерия — авст ерия, и и ауст ерия, и … Русский орфографический словарь

Австерия — Аустерия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

австерия — см. Аустерия … Энциклопедический словарь

Источник

АВСТЕРИЯ

Полезное

Смотреть что такое «АВСТЕРИЯ» в других словарях:

австерия — (от лат. austerus терпкий, горький, темный, суровый). Так в Древнем Риме назывались харчевни для черни (аустерия, остерия) в отличие от локанда гостиниц и ресторанов для знатных людей. Петр I назвал австерией первые русские трактиры… … Кулинарный словарь

АВСТЕРИЯ — (ит.). Так назывались при Петре I трактиры или харчевни для простого народа. В Италии австериями до сих пор называются постоялые дворы для простолюдинов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВСТЕРИЯ лат … Словарь иностранных слов русского языка

австерия — аустерия Словарь русских синонимов. австерия сущ., кол во синонимов: 5 • аустерия (1) • гос … Словарь синонимов

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом … Современная энциклопедия

АВСТЕРИЯ — лат. при Петре I, гостиница, трактир, харчевня, и питейный дом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Австерия — (от греч. Ιστιαστηριον трактир, итальянского osteria харчевня, польского austina странноприимница) слово, вошедшее в русский язык при Петре Великом, когда по его приказанию стали устраиваться трактиры клубы на европейский манер. Насколько таковых … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Австерия — ж.; = аустерия Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

австерия — авст ерия, и и ауст ерия, и … Русский орфографический словарь

Австерия — Аустерия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

австерия — см. Аустерия … Энциклопедический словарь

Источник

аустерия

Смотреть что такое «аустерия» в других словарях:

аустерия — австерия Словарь русских синонимов. аустерия сущ., кол во синонимов: 1 • австерия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

аустерия — ж.; = австерия Трактир (в Российском государстве при Петре I). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

аустерия — ауст ерия, и и авст ерия, и … Русский орфографический словарь

Аустерия — (австерия). Трактир с функциями клуба. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

аустерия — австе/рия; (итал. osteria) В России во времена Петра I: трактир … Словарь многих выражений

Аустерия и Австерия — ж. 1. Трактир (в Российском государстве при Петре I) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Австерия — Аустерия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

КАВАЛЕРОВИЧ Ежи — КАВАЛЕРОВИЧ (Kawalerowicz) Ежи (р. 19. 01. 1922), польский режиссер, сценарист. Учился живописи в Краковской Академии художеств (окончил в 1948), посещал Курсы кинематографической подготовки (окончил в 1946). В 1946 1950 был ассистентом режиссера … Энциклопедия кино

Кавалерович Ежи — (Kawalerowicz) (р. 1922), польский кинорежиссёр. Фильмы: «Настоящий конец большой войны» (1957, в отечественном прокате «Этого нельзя забыть»), «Поезд» (1959, в отечественном прокате «Загадочный пассажир»), «Мать Иоанна от ангелов» (1961),… … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *