Аутентификация в мси что это
Популярные вопросы и ответы
Общие вопросы о МСИ
Безопасность
Общие вопросы о МСИ
Mежбанковская система идентификации (МСИ) — это система, используемая для удаленной идентификации клиентов без их личного присутствия и предоставления им услуг с помощью цифровых каналов обслуживания.
Какие данные клиента могут быть переданы из МСИ банкам или иным организациям, осуществляющим финансовые операции?
По собственной инициативе банк или иная финансовая организация не может запросить данные клиента из МСИ.
Как можно узнать, какой банк или иная финансовая организация запрашивала мои данные из МСИ?
В личном кабинете МСИ ведется журнал обращений к данным Вашего профиля.
Доступна ли регистрация в МСИ иностранным гражданам?
В настоящее время регистрация доступна только для иностранных граждан с видом на жительство в Республике Беларусь.
Как войти в МСИ по биометрии?
Рекомендации при создании биометрических шаблонов
Внимание: на устройствах под управлением операционных систем «IOS» и «MacOS» не доступен функционал авторизации (аутентификации) с использованием биометрических данных (в связи с накладываемыми «IOS» и «MacOS» техническими ограничениями на видеозапись в интернет-браузерах).
Изменился номер мобильного телефона
Ошибки, возникающие в процессе регистрации
При возникновении проблем в процессе регистрации необходимо на электронный адрес info@raschet.by направить следующую информацию:
Не актуальные данные в кабинете пользователя
Как удалить информацию обо мне из МСИ?
Удаление информации из МСИ не осуществляется.
Банки и иные финансовые организации могут получать данные только с Вашего согласия, которое предоставляется при регистрации.
Если Вы не проходили процедуру регистрации и не давали согласие – получить Ваши данные банки и иные финансовые организации не смогут.
Если Вы проходили процедуру регистрации и давали согласие – в личном кабинете пользователя МСИ Вы можете заблокировать доступ банков и иных финансовых организаций к данным о себе (как всем банкам, так и отдельным).
О МСИ
Межбанковская система идентификации (МСИ) – это система, используемая для удаленной идентификации клиентов без их личного присутствия и предоставления им услуг с помощью цифровых каналов обслуживания.
МСИ позволяет, единожды пройдя процедуру личной идентификации в одном из банков, получать обслуживание посредством цифровых каналов банков и других участников финансового рынка Республики Беларусь в удобное для клиента время.
Передача банкам и участникам финансового рынка персональных данных клиента в процессе использования МСИ происходит исключительно с согласия клиента.
МСИ создана согласно Указу Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2015 г. № 478 «О развитии цифровых банковских технологий» и начала свое функционирование 1 октября 2016 года.
В апреле 2019 года был принят Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 148 «О цифровых банковских технологиях», который расширил список организаций, имеющих право использовать МСИ для идентификации своих клиентов.
Дополнительно приняты следующие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы удаленной идентификации клиентов:
— Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь № 497 от 21.09.2016 г. «Об утверждении инструкции о порядке функционирования межбанковской системы идентификации»;
— Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь № 379 от 19.09.2019 г. «Об утверждении инструкции об использовании программно-аппартных средств и технологий, проведении процедур удаленной идентификации, удаленного обновления (актуализации)».
Основные преимущества использования МСИ для участников финансового рынка:
Основные преимущества использования МСИ для клиентов:
Аутентификация в мси что это
Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.
Почему нужно поменять браузер.
Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!
Межбанковская система идентификации – что это? (Комментарий к постановлению Правления Нацбанка Республики Беларусь от 21.09.2016 № 497)
Одним из шагов на пути развития в Республике Беларусь цифровых банковских технологий является создание межбанковской системы идентификации. Что это за система? Для чего она создана? Что она позволяет сделать? Автор разъясняет эти вопросы.
С 1 октября 2016 г. в стране создается межбанковская система идентификации |*| на базе АИС «Расчет» (далее – МСИ) (Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.2015 № 478 «О развитии цифровых банковских технологий»; далее – Указ № 478). Она предусматривает, что личное обращение в банк для совершения банковской операции необходимо 1 раз, после чего для клиента (юридического или физического лица) становится возможным дистанционное банковское обслуживание (далее – ДБО) с использованием банками информации АИС «Расчет».
Нацбанку Республики Беларусь предоставлено право определять перечень банковских операций, которые совершаются дистанционно (утвержден постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 06.05.2016 № 241). Соответствующие договоры заключаются как в письменной форме, так и в электронном виде (с ЭЦП или без нее).
Что включают в себя сведения об идентификации
Инструкция о порядке функционирования межбанковской системы идентификации, утвержденная комментируемым постановлением (далее – Инструкция № 497), регламентирует порядок создания и использования МСИ, которая включает в себя:
– отношения между банком и клиентами.
После того как клиент лично обратился в банк за идентификацией, в течение 3 банковских дней банк обязан представить в МСИ соответствующую информацию о клиенте:
а) дату и время проведения банком идентификации клиента, его представителя;
б) дату получения согласия клиента, его представителя на представление данных о клиенте, его представителе из МСИ и иное использование этих данных (при наличии);
в) сведения о банке, проводившем идентификацию клиента, его представителя при личном присутствии;
г) имя и (или) фамилию (при наличии) клиента, его представителя латиницей;
д) номер(-а) контактного(-ых) телефона(-ов), в т.ч. с помощью которого осуществляется верификация клиента, его представителя в МСИ (при наличии);
е) адрес электронной почты клиента, его представителя (при наличии).
У каждого клиента будет учетный номер
Каждому клиенту банк присваивает учетный номер – цифровой, буквенный, знаковый код, являющийся основным идентифицирующим признаком клиента, его представителя в процессе внесения данных о клиенте, его представителе в МСИ, их актуализации, исключения, хранения, восстановления, представления, использования и защиты.
Информация о клиенте должна быть проверена
Постановление № 497, как и Указ № 478, разделяют 2 понятия:
1) идентификация – комплекс мероприятий по установлению, фиксации о данных о клиентах, их представителях, а также подтверждению достоверности этих данных;
2) аутентификация – комплекс мероприятий по подтверждению подлинности и проверке принадлежности клиенту, его представителю введенных им имени пользователя и статического или динамического пароля.
Говоря проще, идентификация отвечает на вопрос «Кто это?», аутентификация – «Тот ли он, за кого себя выдает?». В реальном мире идентификация физического лица производится путем предъявления паспорта, а аутентификация – путем сличения фото в нем с внешностью обладателя. Само фото выступает в качестве аутентификационного фактора.
В виртуальном мире (при совершении дистанционных банковских сделок):
а) идентификация клиентов в МСИ осуществляется банками при обращении клиентов, данные о которых уже содержатся в МСИ, в банк за совершением финансовой операции через системы ДБО, в т.ч. с использованием программно-аппаратных средств и технологий;
б) для аутентификации в МСИ клиент использует имя пользователя и пароль, полученные при регистрации в МСИ:
– имя пользователя – условное слово или цифровой, буквенный, знаковый код, используемые клиентом, его представителем для верификации (процедуры подтверждения личности клиента) и аутентификации при получении данных о них в МСИ;
– пароль – условное слово или цифровой, буквенный, знаковый код, предназначенные для подтверждения личности клиента, его представителя. Пароль может быть:
динамический – используется только для одного сеанса аутентификации;
статический – при многократных сеансах.
Для проведения аутентификации клиента в МСИ применяются процедуры однофакторной или многофакторной аутентификации, причем для ее проведения используются не только пароли, но и личный номер, а также сертификат открытого ключа проверки ЭЦП республиканского удостоверяющего центра. Эти вопросы решаются уже в договоре между банком и клиентом.
Порядок регистрации в МСИ
1) физическое лицо – идентификационный номер физического лица;
2) юридическое лицо, ИП:
а) регистрационный номер, дату государственной регистрации юридического лица, ИП;
б) идентификационный номер физического лица, являющегося представителем клиента.
Возможна и обратная ситуация, когда клиент опасается совершения посредством ДБО каких-либо несанкционированных операций (например, списания средств) от своего имени. Поэтому и Указ № 478 (подп. 2.7 п. 2), и Инструкция № 497 требуют получения согласия клиента на предоставление данных о себе из системы МСИ. Данное согласие может быть получено лично на бумажном носителе при заключении с банком договора на осуществление банковских операций либо в электронном виде при регистрации в МСИ.
10 лет на сайте
пользователь #408521
9 лет на сайте
пользователь #510264
забыл пароль, как восстановить?
10 лет на сайте
пользователь #408521
Существует такой недочет
9 лет на сайте
пользователь #510264
когда еще помнил пароль, в кабинете вроде все данные были верными.
Идеябанк как бы давал создать аккаунт в их ИБ
а вот БИБ залогиниться не разрешал, ввиду отсутствия в данных email адреса.
хотя карты есть 4-х банков, как минимум в 3-х из них в данных есть мой email, странно и хитро выгружают банки свои базы данных.
10 лет на сайте
пользователь #408521
БИБ уже работает. Проверьте еще раз.
9 лет на сайте
пользователь #510264
БИБ уже работает. Проверьте еще раз.
я б с удовольствием, только
забыл пароль, как восстановить?
p.s. надеюсь до конца года
сервис по восстановлению пароля будет организован.
11 лет на сайте
пользователь #220835
Беларуси с 1 октября 2016 г. и позволяет клиентам, единожды пройдя процедуру идентификации в одном из банков, обслуживаться в других. Технологической базой выступает Единое расчетное информационное пространство (ЕРИП).
В соответтвии с Указом доступ к информации о клиентах, хранящейся в МСИ, кроме банков получат также страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, лизинговые и микрофинансовые организации, форекс-компании и др. Такая возможность появится и у государственных органов.
Также предусматривается возможность при проведении идентификации и аутентификации клиентов использовать их биометрические данные (фото- и видеоизображение клиента, голос). При этом для вышеназванных организаций появится возможность совершать сделки при осуществлении банковских, финансовых операций и иной деятельности в электронном виде с применением программно-аппаратных средств и технологий без использования электронной цифровой подписи.
Появится возможность совершения сделок при осуществлении банковских и финансовых операций и иной деятельности посредством нового вида финансовых сделок – смарт-контракта (компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения коммерческих контрактов с помощью технологии блокчейн).
Для дополнительной защиты прав граждан действия Национального банка и участников системы МСИ в отношении физических лиц будут осуществляться с соблюдением требований законодательства, регулирующего вопросы защиты прав потребителей. Предусматривается право клиентов отозвать свое согласие на предоставление данных о них из системы идентификации.
В перспективе нормы Указа окажут содействие развитию услуг в электронной форме, оптимизируют издержки, снизят стоимость банковских услуг для населения, а также будут способствовать созданию рынка дистанционных финансовых услуг и активизации инвестиционной деятельности в стране.
Основные положения Указа вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Проведение пользователями МСИ процедур удаленной идентификации
Валентина Васильевна Воробьева,
экономист в банковской сфере
12 января 2020 г. вступила в силу Инструкция N 426. Документ определяет:
— случаи и условия проведения пользователями МСИ процедуры удаленной идентификации клиентов, их представителей (далее — клиент) с использованием биометрических данных;
— случаи, условия и порядок проведения процедуры удаленного обновления (актуализации) данных о клиентах.
Процедура удаленной идентификации
Случаи
Условия
Чтобы провести процедуру удаленной идентификации, потребуется соблюсти ряд условий. Их перечень содержится в п. 5 Инструкции N 426. Так, пользователь МСИ для проведения этой процедуры должен:
— обеспечить возможность блокирования данных о клиенте в системе удаленной идентификации, т.е. принимать меры, которые при необходимости сделают невозможным использование данных о клиенте;
— фиксировать биометрические данные о клиенте в отдельной базе данных, т.е. биометрические данные должны быть зафиксированы в одной базе данных, а иные данные, которые получены в ходе данной процедуры, в другой базе данных;
— маркировать данные о прошедших идентификацию через процедуру удаленной идентификации клиентах в своей базе данных;
— осуществлять фиксацию лица клиента и его документа, удостоверяющего личность, в процессе одного общего видеосеанса с ним;
— проверять подлинность полученного изображения, документа, удостоверяющего личность, и проводить анализ особых признаков подлинности этого документа;
— использовать такие программно-технические средства, с помощью которых возможно обнаружить и предотвратить любые неправомерные действия. К примеру, которые выявляют применение средств имитации внешности, мимики, голоса клиента;
— проводить сравнение биометрических моделей, сформированных на основании лица клиента и фотографии клиента из документа, удостоверяющего его личность, и определять степень их сходства.
Процедура удаленного обновления (актуализации) данных
Случаи
Процедура удаленного обновления (актуализации) данных о клиенте (кроме биометрических) может проводиться в двух случаях:
Процедура удаленного обновления (актуализации) биометрических данных о клиенте также может проводиться в двух случаях:
— по истечении 3 лет с даты обновления (актуализации) биометрических данных клиента или внесения новых данных в базу данных пользователя МСИ;
Условия
Пользователь МСИ проводит процедуру удаленного обновления (актуализации) при соблюдении ряда условий :
— пользователь МСИ может удостовериться в актуальности предоставленных данных.
Порядок
Процедура удаленного обновления (актуализации) проводится в определенном порядке. Он закреплен в п. 11 Инструкции N 426:
— клиент проходит процедуру аутентификации в системе дистанционного обслуживания пользователя МСИ;
— пользователь МСИ или сам клиент делает запрос на обновление (актуализацию) данных о клиенте;
— после осуществления запроса клиент указывает актуальную информацию, заполняя анкету, либо пользователем МСИ осуществляется сеанс видеосвязи с клиентом для получения от последнего актуальной информации. Способ получения актуальной информации (заполнение анкеты или сеанс видеосвязи) выбирает пользователь МСИ;
— пользователь МСИ проверяет актуальность данных, предоставленных клиентом;
— в зависимости от результата проверки актуальности данных пользователь МСИ:
фиксирует актуальные данные в соответствующей системе (базе данных) (при положительном результате);
оповещает клиента и указывает возможные способы обновления (актуализации) предоставленных данных, в том числе при личном обращении клиента к пользователю МСИ (в случае отрицательного результата проверки актуальности предоставленных данных).
Таким образом, с 12 января 2020 г. пользователи МСИ могут осуществлять удаленную идентификацию клиентов, а также удаленное обновление их данных.
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex