Аутичные черты и аутизм в чем разница
В чем разница между аутичными чертами и диагнозом аутизм?
Считается, что нет четкой границы между психическим здоровьем и патологией, но современная психиатрия проводит эту границу достаточно уверенно, различая черты характера и заболевание. Аутичные черты и аутизм не исключение
Многих родителей пугает заключение врача «АЧ» – аутичные черты, которые ставят их ребенку. Но не всегда есть повод для паники. Потому что у детей в возрасте 3-х лет (а именно в это время возможно поставить диагноз) уже достаточно сформированный характер со своими, индивидуальными чертами. И вполне есть место для одной-двух «аутичных черт».
Причины возникновения аутичных расстройств и аутизма
До сих пор не выявлены четкие причины развития аутизма, точнее, аномального развития мозга, при котором хуже работают отдельные его участки, ответственные за социальные связи. Известно, что в развитии аутизма играет роль генетический фактор, имеет место и воздействие следующих факторов:
• перенесенные во время беременности инфекции, особенно цитомегаловирус или краснуха
Но детский аутизм – всегда врожденное заболевание, не приобретенное. И его нельзя путать с аутичными чертами.
Как проявляются аутичные черты
К аутичным чертам относят следующие признаки:
• однообразные повторяющиеся движения или стимы (например, раскачивание, размахивание руками и так далее)
• бурная реакция на запахи, касания, яркий свет или громкий звук
• проблемная коммуникация – нет зрительного контакта, игнорирование обращения
• ребенок не интересуется общением, даже в семье для общения выбирает только некоторых членов
• ребенок привязан к определенным вещам
• избирательность в еде
• сложности с формированием моторных навыков
• пассивность или, наоборот, агрессивность или истеричность.
Нужно учитывать, что наличие двух или трех черт – не признак аутизма. Даже взрослый человек избирателен в еде, может не любить телесные контакты или не переносить громкие звуки. Даже стимы есть у вполне здоровых людей (привычка качать ногой, к примеру). Если некоторые из перечисленных черт проявляются, но не мешают ребенку развиваться нормально, усваивать поступающую информацию, выражать свои потребности, общаться с членами семьи – нет особого повода для беспокойства. Тем не менее, нужно следить за развитием малыша, и если черты усугубляются или к ним добавляются новые – это повод посетить специалиста.
Как проявляется более тяжелая форма аутизма
Аутичные черты и аутизм, в чем основная разница? В первую очередь, в выраженности черт и их большом количестве, из-за чего страдает развитие ребенка. К признакам аутизма относят:
• выраженное избегание контактов
• трудности в обучении новому
• отсутствие навыков самообслуживания
• отставание в развитии моторики
• нарушения памяти, внимания
• отсутствие или серьезное нарушение речи
• неумение обращаться за помощью (ребенок просто плачет или истерит, но не говорит, что ему нужно)
• невозможность зрительного контакта, ребенок не может посмотреть на что-то, если его попросят
• ребенок не может повторять действия за другими
• отсутствие сюжетно-ролевых игр.
Такие признаки требуют наблюдения у специалиста и своевременной коррекции. Нужно отметить, что при нарушении эмоционального и социального интеллекта у аутистов часто страдает умственное развитие. Также наблюдается избирательное развитие интеллекта – например, фотографическая память, отличные успехи в рисовании или математике, при существенном отставании в других областях.
Аутичные черты и ЗПР
Согласно многочисленным исследованиям в области социологии и медицины, ежегодно наблюдается прирост численности людей, страдающих аутизмом, а также задержками психоречевого развития. На каждую тысячу человек приходится около 3-5 пациентов, страдающих подобными расстройствами.
Как правило, во взрослом возрасте такие люди замкнуты и необщительны, стремятся к одиночеству. А причинами такого поведения становятся сложности в адаптации к общественному укладу. Начинается и проявляется такая особенность уже с самых ранних детских лет.
Первые признаки
Симптомы и проявления описанных психических девиаций заметны уже с малолетнего возраста. Причем их причинами бывают обыденные явления, например – плохое зрение [1].
Имея сравнительно нормальное внешнее физическое состояние, малыши сильно отличаются от сверстников в своем поведении. Проявляют странности и нетипичные привычки которые в главных моментах схожи между собой.
В Клинике Восстановительной неврологии боле 25 лет успешно лечат различные виды задержек развития, такие как аутизм, СДВГ, при помощи инновационных методик. В том числе применяем авторские способы стимуляции мозга, разработанные профессором, д.м.н. Р.Ф. Гимрановым.
Симптоматика аутичных черт
Среди главных признаков АЧ выделяют следующие:
С возрастом отставание в развитии и черты аутизма проявляются ярче. Такие люди все больше начинают нуждаться в заботе и опеке.
Задержка психоречевого развития ребенка (ЗПРР)
Под таким термином подразумевают отставание развития способности к членораздельной речи.
Отставание в способности к раздельной речи непосредственно влияет на психическое развитие в целом. Такому ребенку в школьные годы будет тяжело в общении со сверстниками, что может в конечном итоге замкнуть его на себе.
При отсутствии должного внимания к симптомам заболевания, патология психики прогрессирует, возникает усложненная запущенная форма.
Родители обязательно должны вовремя среагировать при появлении подобных признаков у малыша, тем самым предупредить усложнения.
Большинство родителей узнают о ЗПР у ребенка тогда, когда ему исполняется 5-6 лет. В этом возрасте он начинает учиться и отставание от сверстников проявляется явно. Сложность в том, что в таком возрасте, лечить задержки становится тяжело. Поэтому важно выявлять подобные отклонения в развитии заранее [3].
Синдром расстройства аутистического спектра и аутизм — одно и то же?
Слово «аутизм» в обыденном языке обозначает любые поведенческие странности ребенка — гиперактивность, задержку развития речи, стереотипные движения, откаты в развитии, а порой и простую неудобность ребенка. Еще более непонятно выглядит выражение «расстройство аутистического спектра», или РАС. Создается впечатление, что любые нелады с нервной системой — это обязательно аутизм или РАС, а РАС — это все равно что аутизм. А ведь есть еще совсем уж непонятные «аутистические черты»…
Аутизм: диагноз или?
В МКБ-10, действующем до 2022 года классификаторе болезней, на который врачи опираются, заполняя карты, болезни с таким названием нет. Точнее, в подклассе «Общие расстройства психологического развития» есть детский аутизм и атипичный аутизм. Это два разных заболевания.
Детский аутизм проявляется до 3 лет и проявляется:
Это — главные черты болезни. Они могут сопровождаться самоагрессией, избирательностью в еде, расстройствами сна, фобиями — но именно сопровождаться. Сами по себе эти признаки могут означать что угодно, но без триады основных признаков диагноз раннего детского аутизма (РДА) установить нельзя.
Атипичный аутизм — совсем другая болезнь. Развивается она после 3 лет и проявляется в первую очередь задержкой умственного развития, которая может быть как слабой, так и выраженной. Триада, характерная для детского аутизма, здесь отсутствует или выражены один или два признака, а остальные вправе не наблюдаться или быть стертыми. Наиболее точно такое состояние описывает термин-синоним из МКБ-10: умственная отсталость с чертами аутизма. То есть, первичны ментальные нарушения, которые сопровождаются отдельными особенностями, характерными для детского аутизма.
Аутичные черты — доктор, это лечат?
Так называют особенности поведения, которые часто встречаются у людей с ранним детским аутизмом. Это:
Сами по себе аутичные черты не говорят ни о чем. Практически у каждого ребенка можно обнаружить как минимум одну из них. Насторожить родителей должно присутствие 3 и более черт из этого списка. В таком случае нужна консультация врача — для начала речевого\поведенческого невролога, который составит план медицинской и педагогической коррекции. Дело в том, что комплекс аутичных черт может говорить как об аутизме — детском или атипичном, так и о расстройствах аутистического спектра, а кроме того — о состояниях, даже отдаленно не напоминающих ни один из аутизмов и скрывающихся в МКБ под кодом «Другие общие расстройства развития».
РАСплывчатое понятие
Понятия «расстройства аутистического спектра» в МКБ-10 попросту нет. Там есть синдром Аспергера, или аутическая психопатия, синдром Ретта, детская деменция (она же дезинтегративный психоз) и другие сходные заболевания с умственной отсталостью или без нее. А вот в DSM-5, американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, понятие РАС есть. Оно объединяет все болезни, которые МКБ-10 относит к общим расстройствам психологического развития.
Основным диагностическим критерием для РАС считают классическую триаду, характерную для детского аутизма. Но в том и путаница: при некоторых болезнях, включаемых в понятие РАС, эти признаки в полной мере проявляются не всегда.
В 2022 году вступит в силу МКБ-11. В новой редакции расстройства аутистического спектра — это категория в подразделе «Психические и поведенческие расстройства». Они подразделяются на 6 подкатегорий, но не по конкретным заболеваниям. Учитываются функциональный язык (без нарушений, с нарушениями, отсутствует) и интеллектуальное развитие (без нарушения или с ним). Решен в МКБ-11 и главный вопрос: аутизм и РАС — одно и то же, во всяком случае с 2022 года.
Выход из словесных джунглей
Терминологические споры — следствие слабой изученности причин заболеваний, которые проявляются характерной для РДА триадой. Это напрямую отражается в классификациях, ведь их окончательный вид зависит от того, какой принцип составители положили в основу разделения болезней на группы и подгруппы. Несмотря на то, что МКБ-11 однозначно предлагает считать аутизм и РАС одним и тем же, на практике для выбора алгоритмов диагностики, лечения и коррекции не всегда достаточно оценки только уровня интеллекта и речевого развития, ведь эти симптомы только показатель функциональной зрелости мозга. Но классификаторы не остаются неизменными. Если медицинское сообщество придет к тому, что новая классификация недостаточно хороша, в нее могут внести изменения.
Для пациентов и их родителей важно не столько название состояния, сколько ранняя диагностика, комплексная оценка состояния здоровья ребенка и подбор наиболее эффективной терапии и реабилитационных занятий. Универсальных схем для заболеваний, при которых проявляется характерная для детского аутизма триада, не существует, помогает только индивидуальный подход и активная совместная работа врачей, педагогов и родителей. Возможно, составители МКБ-11 и правы: в ранней диагностике сложно однозначно дифференцировать различные состояния, напоминающие РДА. Оказывать помощь без установленного диагноза в рамках доказательной медицины практически невозможно, а чем раньше ребенок начинает получать терапию, тем лучше прогноз.
Аутизм или не аутизм?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
В книге под редакцией доктора психологических наук Н.Л. Белопольской аутизм определён как полный или частичный отказ от общения с окружающими.
Как не спутать аутизм с другими видами нарушения психического развития? Давайте пройдёмся по понятиям.
Задержка психического развития – это отставание от уровня развития, который принято считать нормативным. При задержке психического развития можно наблюдать отставание интеллекта, сопровождающееся нарушением эмоционально-волевой сферы и психомоторики. Норматив – это некий стандарт, разработанный на основе диагностики детей, отобранных по схожести признаков (языком обывателя – «средняя температура по больнице»).
Задержка развития считается временным явлением, которое компенсируется к концу начальной школы (примерно к 4-му классу, но может сохраняться вплоть до подросткового возраста – 12, 13 лет).
Диагноз «умственная отсталость» могут поставить ребёнку на ПМПК по окончании начальной школы, если уровень развития его психических функций не достиг нормативных показателей.
До окончания начальной школы ни специалисты ПМПК, ни администрация и педагоги школы не имеют права настаивать на диагнозе «умственная отсталость» или «аутизм» (если, конечно,изначально мы не имеем дело с тяжёлым случаем, как, например, психическое расстройство, полная социальная беспомощность, непонимание происходящего). Ранняя постановка диагноза имеет место быть, если родители планируют оформить инвалидность для получения социальных льгот, пенсионного обеспечения.
Более того, такие дети имеют все права обучаться в обычной школе по индивидуальному учебному плану (для этого не требуется какой-то специальной справки, смены диагноза или перевода на домашнее обучение). В данном случае ребёнок обучается в классе с другими ребятами, но по индивидуальному образовательному маршруту, какой-то процент школьных дисциплин преподаётся ребёнку в индивидуальном формате. Это установлено ФГОС и федеральным законом «Об образовании в РФ».
Аутичные черты в виде частичного отказа от общения, ритуальности, фобичности могут проявляться и у ребёнка с задержкой психического развития, гиперактивностью и умственной отсталостью, но при этом нельзя назвать их аутистами.
Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) можно спутать с синдром Аспергера (лёгкая форма аутизма).
Вот их общие черты:
Гиперактивность относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД).
ММД характеризуются нарушениями поведения от лёгкой до выраженной степени, сочетающимися с минимальными отклонениями в ЦНС, которые могут характеризоваться различными нарушениями восприятия, речи, внимания, памяти, двигательных функций.
Учёные выявили, что сочетание сахара с углеводами приводит к усилению активности ребёнка с СДВГ.
Гиперактивного ребёнка можно отличить от ребёнка с синдромом Аспергера по избыточной активности – даже если такой ребёнок сидит спокойно на стуле (насколько это может быть спокойным), его всё равно как будто изнутри дёргает током, он до предела напряжён и то и дело, его энергия не выдерживает и как гейзер вырывается наружу, сопровождаемая мышечными тиками, криком и даже смехом. Любое, даже интересное занятие, надоедает им через 10 минут (в отличие от аутиста, который может часами заниматься однотипной деятельностью).
Гиперактивные дети очень впечатлительны, с богатым воображением (считается, что дети с синдромом Аспергера не умеют фантазировать и испытывают проблемы с абстрактным мышлением (с возрастом это компенсируется). В голове у «гиперов» всё время возникают разные образы, которые им не терпится изобразить звуком или на бумаге, что-то построить и т.д. Я знакома с ребёнком, который, например, идеально копирует разговор китов и дельфинов.
У таких детей очень развиты актёрские способности, развитая мимика, артикуляционный аппарат. У аутиста мимика слабо выражена.
Гиперактивные дети могут обожать чтение или математику. Как правило, раньше сверстников начинают читать или писать, причём писать могут без ошибок слова любой сложности, но, вследствие проблем с мелкой моторикой, почерк получается небрежным и нуждается в коррекции. Кстати многие гении имеют плохой почерк и равнодушны к порядку, как и гиперактивные ребята. Хаос для них – это родная стихия. Гиперактивный ребёнок управляем словом «хочу». Если он что-то хочет – это становится центром его Вселенной и всё другое отходит на задний план. Вот почему у них часто большие проблемы с учёбой.
Дети с синдромом Аспергера талантливы по-своему. Они обладают удивительной наблюдательностью и могут подмечать детали, невидимые взору обычного человека, у них феноменальная память. Из таких детей получаются отличные программисты, художники, картографы, конструкторы. Будучи талантливыми в каких-то узких областях, в других они могут проявлять безграмотность (кто-то и в зрелом возрасте не умеет хорошо писать, испытывает трудности с чтением, могут обучаться лишь с помощью видео, картинок, знаков).
Часто такие дети воспринимаются окружающими как чудаки из-за своего странного поведения. У них много блестящих идей, но им сложно реализовать их без сторонней поддержки, они беспомощны в житейском плане и до конца жизни остаются интровертами, имея лишь узкий круг контактов и интересов.
Существуют различные теории в определении причин возникновения СДВГ:
На формирование гиперактивности или задержки психического развития могут повлиять такие факторы, как недоношенность, гипоксия во время беременности или родов (обвитие пуповиной), наследственность, экологическое неблагополучие, факторы окружающей среды, в том числе и воспитание.
Подробнее о лечении детей с СДВГ в моей статье https://www.b17.ru/article/72836/
Чем отличен аутизм от вышепредставленных психологических дисфункций? Приведу некоторые черты:
По мнению H. Asperger основная причина психических и поведенческих нарушений – первичная слабость инстинктов, недоразвитие внутренней речи, «центральное нарушение переработки слуховых впечатлений», что приводит к блокаде потребности в контактах. Причину расстройства системы организации и планирования поведения у аутистов Д.Н. Исаев и В.Е. Каган видят в нарушении лобно-лимбических функциональных связей головного мозга.
В определении причин формирования аутизма также есть ряд научных теорий:
Влияние определённых видов пищевых продуктов, добавок, свинца также остаётся под вопросом и нуждается в дополнительных исследованиях.
Как помочь детям, имеющим эмоционально-волевые нарушения?
Благотворное воздействие оказывают прогулки на свежем воздухе, массаж, ЛФК, плавание, релаксационные техники, продолжительное пребывание в состоянии радости и счастья. К сожалению, некоторые виды терапии могут быть недоступны ребёнку в виду его особенностей (фобий). Но всегда можно подобрать вид терапии, комфортный для него.
Родителям необходимо несмотря ни на что сохранять оптимизм и хорошее настроение, т.к. плохое настроение окружающих очень вредит психологическому развитию ребёнка.
Родители, помните – в каждой трудности кроется возможность! Возможность вопреки всему доказать себе и окружающим, что вы способны сделать своего ребёнка полноценным членом общества.
Но не спешите делать выводы, лучше для начала обратитесь к специалисту!
Признаки аутизма
Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.
РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.
Характерные черты детей с аутизмом (РАС)
Ранняя диагностика аутизма
Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.
В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.
В 0-1 года необходимо оценить:
В 1-2 года:
В 2-3 года:
В 3 года:
Признаки аутизма в 4 года и старше:
За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.
Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.
После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать: