Аутистический синдром у детей что это такое
Аутизм: виды, симптомы, особенности заболевания
Аутизм: что это такое
Аутизм — это расстройство психологического, а также психического развития. Заболевание сопровождается выраженным недостатком эмоциональных проявлений, отсутствием тяги к общению. Само по себе слово «аутизм» переводится как человек, замкнувшийся в себе. Так, пациенты, страдающие этим заболеванием, склонны к осуществлению действий, в которых отсутствует социальный смысл. Также эти люди никогда не проявляют эмоции, а в их взаимодействии с окружающими отсутствуют жесты.
Ранний детский аутизм ставят детям дошкольного возраста. Первоначальные симптомы заболевания, а также особенности его проявления зависят от формы патологии. Чаще всего на начальном этапе патология сопровождается нарушением речи, жестов, а также мимики в процессе общения.
Причины, симптомы и признаки заболевания
Аутизм влечет за собой задержку полноценного умственного развития пациента. Чаще такие дети хуже сверстников учатся в школе. Заболевание сказывается на способности ребенка-аутиста концентрировать внимание и запоминать изученный материал.
Глубокая умственная отсталость возможна у тех детей, у которых аутизм был вызван другими тяжелыми заболеваниями головного мозга или нервной сситемы. Главная особенность аутизма — избирательный интеллект. Дело в том, что некоторые аутисты могут демонстрировать превосходные успехи в музыке или рисовании, но при этом значительно отстают по другим предметам. Примером этому могут быть некоторые известные в истории личность, которые внесли ощутимый вклад в науку, например, Альберт Эйштейн, который также был аутистом.
Внешне невозможно определить, есть ли у ребенка такое заболевание, как аутизм. Точные причины подобного нарушения нервной системы до конца не известны, однако названо несколько основных провоцирующих факторов:
Постановка точного диагноза возможна только после полного обследования ребенка. Заподозрить ранний аутизм возможно, если обратить внимание на особенности поведения ребенка. Патология возможна при следующих состояниях:
Кроме того, ранний аутизм можно заподозрить у пассивного или гиперактивного ребенка при наличии дополнительных вышеперечисленных признаков заболевания.
Как проявляется аутизм
Заболевание проявляется в появлении характерных симптомов, которые можно обнаружить уже на втором году жизни малыша.
Изолированность от окружающих
Родители могут заподозрить нарушение нервной системы, протекающее в легкой форме, если ребенок не реагирует на речь взрослого, всегда отводит взгляд в сторону, не смотрит на человека, который к нему обращается. Ребенок при этом может смеяться без видимой на то причины или, наоборот, даже не станет улыбаться при любых попытках взрослого его рассмешить.
Старается общаться только жестами, при этом делает это только в том случае, если есть необходимость обозначить взрослому свои желания или нужды.
Его совершенно не интересует общение с ровесниками, также он не способен найти контакт с другими малышами, поэтому предпочитает проводить время в одиночестве. Такой ребенок любит играть один, а при попытке другого малыша к нему присоединиться с большой долей вероятности устроит истерику или будет капризничать.
Дополнительное отличие ребенка-аутиста — отсутствие способности играть в любые ролевые игры. Он не может придумать сюжет игры, а любую игрушку он воспринимает совершенно иначе, недели здоровые дети. Например, малыша может заинтересовать только конкретная часть игрушки, он может часами рассматривать колесико от машинки и даже не подумает о том, что этот предмет можно использовать по-другому, например, катать по полу.
Несмотря на то, что ребенок с аутизмом не способен проявлять эмоции, он все же начнет беспокоиться, если его мама пропадет из виду.
Нарушение коммуникации
Абсолютное отсутствие речи или задержка полноценного развития речи — нарушения, которые часто встречаются у самых младших пациентов. Развитие речевых навыков у таких детей зависит от степени тяжести заболевания. Если тяжелая форма патологии была запущена, то ребенок в дальнейшем может совсем не начать разговаривать. В отдельных случаях пациенты учатся изъяснять свои желания и просьбы короткими словами. Чаще речь у таких пациентов все же присутствует, но несвязные предложения при этом больше напоминают просто набор случайных слов.
У детей-аутистов чаще отсутствует какая-либо реакция, если их позвать по имени. О себе они всегда говорят в третьем лице. Их речь часто не умеет смысла, а на заданный вопрос они могут ответить что-либо, не имеющее отношения к тебе разговора.
Стереотипное поведение
К такому типу поведения относят:
Ранние симптомы заболевания
Родители могут заметить явные признаки раннего аутизма у своего ребенка еще до того, как ему исполнится год. Малыши с таким заболеванием нервной системы малоподвижны, практически не проявляют интереса к игрушкам. На фоне нормального физического развития такие дети не проявляют желания изучать новые предметы.
Аутические расстройства: виды
Существует несколько видов аутических расстройств, которые отличаются тяжестью, формой проявления, поэтому требуют разных способов коррекции.
Синдром Аспергера
Это легкая форма заболевания. Первые симптомы начинают проявляться примерно в 7 лет. Особенности ребенка, у которого был диагностирован такая форма заболевания:
При условии создания благоприятных условий развития и воспитания ребенок с синдромом Аспергера в дальнейшем сможет жить нормальной жизнью. Наравне со сверстниками он способен окончить школу и ВУЗ, создать семью, устроиться на работу.
Синдром Ретта
Это следствие нарушений в женской хромосоме, поэтому заболевание может проявиться только у девочек. Мальчики, получившие такую хромосому, погибают еще в период вынашивания. Такой синдром считается тяжелой формой заболевания и встречается примерно очень редко, 1 раз на 10 тысяч детей. Проявление патологии сопровождается следующими клиническими симптомами:
Это тяжелая форма заболевания, которая практически не поддается коррекции, поэтому при постановке диагноза в большинстве случаев прогноз неблагоприятный.
Диагностика аутизма
До года рано говорить о наличии у ребенка такого заболевания, как аутизм. Внешне в столь раннем возрасте довольно сложно определить эту патологию, однако опытные родители, имеющие уже детей постарше, могут заметить определенные отклонения в развитии уже в этом возрасте. При наличии случаев аутизма в семье важно внимательно следить за ребенком, чтобы в случае обнаружения характерным симптомов заболевания медицинская помощь была оказана вовремя. Если диагноз будет поставлен как можно раньше, то в дальнейшем адаптация малыша к окружающему миру будет более простой и последовательной.
Диагностика аутизма проводится с помощью следующим основным методов:
Лечится ли аутизм у детей?
Аутизм — заболевание, которое полностью не лечится, однако благодаря эффективным методикам коррекции можно помочь ребенку с данной патологией адаптироваться к окружающему миру. При тесном сотрудничестве родителей малыша с преподавателями, а также при условии выполнения рутинных действий можно значительно улучшить состояние ребенка. Результатом подобных стараний станут ощутимые успехи малыша в развитии и адаптации.
Что должны знать и всегда помнить родители детей-аутистов:
У маленьких детей аутизм лечится в несколько этапов, которые включают формирования у пациента необходимых для существования в социуме навыков, постепенное развитие зачатков речи, наблюдение и последующее устранение поведенческих нарушений. Кроме того, таких детей важно научить играть в ролевые игры и устанавливать зрительный контакт при разговоре с собеседником.
Существует несколько способов коррекции аутизма:
Отличие аутизма от других заболеваний
Аутизм легко можно спутать с некоторыми другими заболеваниями. При возникновении характерных симптомов патологии нельзя заниматься самолечением, важно сразу же обратиться за консультацией к специалисту. К заболеваниями, которые имеют похожие клинические проявления, относятся:
Прогноз
Аутизм — это не настолько страшно, как может показаться изначально, поэтому родители должны понимать, что если их ребенку поставили такой диагноз, он может вырасти полноценным человеком, сможет благополучно окончить учебное заведение и даже создать семью в дальнейшем. Для этого важно соблюдать все рекомендации специалистов, создать в семье благоприятную для роста и развития ребенка атмосферу, обеспечить для него правильный уход. Также важно знать основные симптомы аутизма и внимательно следить за поведением ребенка младшего дошкольного возраста, чтобы вовремя заметить признаки такого заболевания нервной системы и своевременно обратиться за помощью к специалисту.
Детский аутизм: причины, симптомы, лечение
Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!
Детский аутизм. Что это такое?
Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.
Известны следующие факты:
1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);
2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;
3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;
4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;
5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.
Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.
Детский аутизм. Признаки и симптомы
Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.
СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ребенок ведет себя так, будто он «настроен на свою волну», его сложно заинтересовать чем-либо:
Ребенок с аутизмом:
Многие дети с РАС очень чувствительны:
ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ
Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.
НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ
Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.
1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.
2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.
3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ» (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.
Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.
Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается «постановкой на учет» и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.
Что такое аутизм? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ворхлик Е. В., детского психиатра со стажем в 9 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.
Как себя ощущает ребёнок с аутизмом
Признаки аутизма у детей разного возраста
Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).
К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:
Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).
Интеллект у ребёнка с аутизмом
Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например, в математике.
Причины расстройств аутистического спектра
Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания «аутизм». Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория «холодной матери»).
В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:
Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).
Симптомы аутизма
Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.
Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.
Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.
Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.
Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.
Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и неврозоподобные состояния.
Симптомы аутизма у взрослых
Патогенез аутизма
Патогенез аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.
В развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.
При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психической деятельности поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными — например, появление лепета после одного года наряду с наличием простых слов.
Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.
В ряде случаев имеет место нарушение созревания и перестройки клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.
Классификация и стадии развития аутизма
Согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), используемой в России, расстройства аутистического спектра подразделяется на:
Сотрудниками НЦПЗ РАМН (Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук) была предложена следующая классификация РАС [8] :
При обсуждении классификации важно отметить, что аутизм не является формой шизофрении, хотя до 80-х годов прошлого века существовали теории об этом.
После публикации МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться следующим образом:
Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой
РАС охватывает широкий диапазон симптомов с различной степенью тяжести — лёгкую и тяжёлую формы врачи не выделяют. Также не выделяются и стадии развития аутизма.
Осложнения аутизма
Среди осложнений РАС можно выделить следующие:
Нарушения поведения, самоповреждения: из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.
Невротические симптомы: у многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.
Судорожные приступы: примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.
Нарушения пищеварения: из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычках при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.
Проблемы с диагностикой других заболеваний: высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.
Диагностика аутизма
Когда нужна консультация психиатра
К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»: нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта), в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи) и в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).
В каком возрасте можно поставить диагноз аутизм
Возможно ли тестирование в домашних условиях
При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развёрнутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.
Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления наличия и степени выраженности симптомов РАС:
Дифференциальная диагностика
К расстройствам и синдромам со схожими с аутизмом проявлениями относят:
Лечение аутизма
Возможно ли вылечиться от аутизма
Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.
Лечение у детей
Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:
ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретения навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают отсутствующим бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, в начале ребёнку даётся простое задание (например «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.
На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.
PECS (Picture Exchange Communication System) — система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.
ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зоны работы, зона отдыха), планирование времяпрепровождения по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.
DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) — концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста путём включения в его игру и постепенного вовлечения в совместное «пространство».
Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, формируется целенаправленность в деятельности.
Сенсорная интеграция — метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшают обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что приводит к улучшению поведения и обучения. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.
Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:
При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.
Лечение взрослых
Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы лечения подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен приём рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые могут возникать на фоне РАС. Лекарства подбираются индивидуально врачом-психиатром.
Как жить с ребенком с аутизмом
Могут ли у аутистов быть здоровые дети
Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.
Прогноз. Профилактика
Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональном аутизме): часть детей с этой формой аутизма могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведёт к тяжёлой умственной отсталости, неврологическим нарушениям, существует риск внезапной смерти (к примеру, от остановки сердца).
Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов РАС родителями, врачом-педиатром, детским неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.
Дают ли инвалидность при аутизме
Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии у ребёнка с РАС навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение и обучаться.