Аутизм что это за болезнь симптомы у взрослых
Аутизм у взрослых
Однако бывает и так, что аутизм у взрослых развивается в зрелом возрасте, и окружающие не успевают вовремя понять, что происходит и оказать необходимую помощь. Признаки развития аутизма у взрослых нередко путают с сезонной депрессией, просто плохим настроением, вследствие внешних проблем и так далее. Как правило, у взрослых людей развивается атипичный аутизм.
Признаки развития аутизма у взрослых:
Даже один или несколько из вышеупомянутых признаков могут свидетельствовать о развитии у взрослого человека аутизма или расстройств аутичного спектра. Такому человеку необходима срочная помощь психиатра и невролога.
Аутизм у взрослых мешает полноценной социальной жизни, заставляет человека уклоняться от каких-либо контактов, и даже если у такого человека не наблюдается отклонения умственных способностей, тем не менее, ему очень трудно вести самостоятельную жизнь.
Такие простые и понятные для каждого вещи, как поиск работы, поход за покупками, завязывание знакомства с привлекательным представителем противоположного пола и так далее, для аутиста могут стать серьезным испытанием и даже настоящей пыткой.
Аутизм у взрослых, равно как и расстройства аутичного спектра, встречается чаще, чем возможно предположить. Согласно данным, полученным британскими учеными в ходе масштабных исследований, каждый сотый взрослый человек страдает аутизмом.
Аутизм у взрослых встречается чаще у мужчин, чем у женщин. Нередко интеллект взрослых аутистов очень высок, они добиваются больших успехов в карьере, делают научные открытия и так далее, но проблемы в общении при этом остаются.
Также вышеупомянутые и прочие исследования показывают, что при аутизме у взрослых только около 33% способны в повседневной жизни полностью или частично обходиться без посторонней помощи, жить и работать самостоятельно. Тяжелые формы аутизма у взрослых приводят к тому, что человек перестает владеть речью. Такие люди находятся на низком интеллектуальном уровне.
Представление про аутизм у взрослых можно получить после просмотра фильма «Человек дождя», в котором главную роль сыграл Дастин Хоффман. Этот фильм в 1989 году был признан лучшим фильмом года и получил наивысшую награду, а сам Дастин Хоффман в номинации Лучшая мужская роль был награжден Оскаром, за роль взрослого мужчины, страдающего аутизмом.
Классификация аутизма у взрослых:
Согласно психологической классификации аутизма у взрослых, их разделяют на пять групп
К сожалению, общество не всегда принимает взрослых с аутизмом. Их часто называют «чудаками», чураются, а в худшем случае – смеются над ними и унижают больных людей. Нередко от взрослых, у которых развился аутизм, отворачиваются их родственники и друзья, а одиночество при аутизме у взрослых только усугубляет состояние больного.
Среди взрослых с аутизмом есть и знаменитости. К примеру, у Вуди Аллена есть признаки аутизма, у известного художника Винсента ван Гога они также присутствовали.
Особенности проявления аутизма у взрослых людей
Аутизм – одно из психических заболеваний, которое возникает развивается в результате нарушений в работе головного мозга. Зачастую характер таких нарушений обуславливает длительное течение это заболевания. По этой причине, аутизм первые признаки которого заметны уже в детстве, тянется на протяжении всей жизни и пациентам приходится мирится с аутическими расстройствами не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии. У взрослого аутиста наблюдаются все те же затруднения во взаимодействии с окружающими, отсутствие эмоций, шаблонность мышления, узость интересов и другие первичные и вторичные симптомы.
У взрослых, так же как и у детей существуют различные формы аутизма, объединенные в общую группу расстройств аутического спектра. От степени сложности недуга зависит его симптоматика, характер терапии и степень социализации взрослого-аутиста. Определяющими признаками аутизма является так называемая триада:
Характерной чертой взрослого аутиста, которая выделяет его среди остальных, является замкнутость. Независимо от формы заболевания взрослый человек с расстройством поведения аутического спектра очень трудно налаживает социальные контакты и на протяжении всей жизни находится в стороне от обществ.Следует отличать первичный аутизм от вторичного, или «аутизма поневоле». Нередко люди с патологиями речевого или слухового аппарата, врожденным слобоумием и другими недугами оказываются отвергнуты обществом. Они замыкаются в себе, оказываясь вне социума. Принципиальное отличие «аутистов поневоле» в том, что они испытывают острый дискомфорт из-за своего конфликта с окружающими, врожденным аутистам контакт с другими не интересен. Эти люди по своей природе не могут включиться в социум, обычное общение для них – раздражитель.
Другой характерный симптом аутизма – нарушение коммуникативных навыков, является следствием замкнутости поведения. Обычно дети-аутисты начинают говорить позже своих сверстников. Причиной тому не столько физические отклонения, сколько отсутствие самого мотива для коммуникации. Такой ребёнок просто не хочет разговаривать. Со временем большинство людей осваивают «ненужный» речевой навык. Однако эта ситуация оставляет свой отпечаток и во взрослой жизни. Речь взрослого аутиста отличается от речи здоровых людей своей скудностью и неразвитостью.
В целом характер взрослого аутиста можно охарактеризовать как замкнутый, изолированный, изобилующий постоянством. Из-за недопустимости любых перемен в сложившемся жизненном укладе, у аутистов очень узкий круг собственных интересов. Методичное повторение одного и того же нередко позволяет им довести любимый навык до совершенства. Это обуславливает сложившееся мнение, что аутизм характерен для гениев. На самом деле настоящие гении из аутистов получаются редко. Более того, очень часто аутизм сопровождается умственной отсталостью и поведенческими отклонениями. В таком случае ведущим навыком взрослого-аутиста станет не виртуозная игра в шахматы, а собирание пирамиды из детских кубиков.
Аутизм сам по себе является общим понятием. В современной медицине общий аутизм разделили на несколько направлений:
Наиболее сложная форма аутизма – это синдром Каннера, или собственно аутизм. У людей с синдромом Каннера наблюдается весь спектр симптомов аутизма. Такой человек абсолютно асоциален, речевые навыки слабые или вообще отсутствуют из-за атрофии речевого аппарата. Важнейшие нервные структуры не развиты, интеллект находится на уровне средней или тяжелой умственной отсталости. Самостоятельная жизнь такого человека невозможна. Человек с синдромом Каннера должен находиться под постоянным присмотром, в особо тяжелых случаях требуется изоляция в специализированное медицинское учреждение.
Синдром, описанный выдающимся психиатром Гансом Аспергером, является более мягкой формой заболевания. Несмотря на ощутимые проблемы в общении и социализации, такие люди свободно владеют речевыми и когнитивными способностями. Они могут быть замкнутыми, странными, несколько неуклюжими, но вполне самостоятельными. Люди с синдромом Аспергера зачастую работают и становятся полноценными членами общества.
Синдром Ретта является хроническим заболеванием, передающимся только по женской линии. Недуг проявляется не ранее 1 года, после чего пациент начинает стремительно регрессировать. Терапия помогает незначительно улучшить общую картину. Взрослых женщин, страдающих от синдрома Ретта, немного. Обычно заболевание заканчивается летальным исходом до 25–30 лет.
Когда идентифицировать конкретную форму аутизма невозможно, говорят об атипичном аутизме, что представляет из себя комбинированный набор различных симптомов.
Из всех перечисленных форм аутизма, чаще всего встречаются синдром Аспергера и атипичный аутизм.
Несмотря на то, что аутизм детально изучается с первых десятилетий ХХ века, его причины ещё не разгаданы. На сегодняшней день одной из основных считают теорию генной мутации. Ученым удалось определить некоторые гены, что влияют на развитие аутизма, однако выяснить, как и почему происходит мутация, не вышло.
Лечение аутизма должно начинаться в раннем возрасте, как только заболевание диагностировано. При этом лечение сводится к реабилитационным мероприятиям. Только в этом случае у маленького аутиста есть шанс вырасти в более или менее самостоятельного взрослого человека. Первостепенную роль играет терапия (поведенческая, логопедическая). Регулярное посещение психотерапевта рекомендуется и взрослым аутистам, которым удалось адаптироваться в обществе. Зачастую больным прописывают медикаменты (психотропные и противосудорожные вещества). Это могут быть антидепрессанты, антипсихотики, различные стимуляторы. Они помогают стабилизировать состояние больного, облегчить симптомы, но само психологическое расстройство не искореняют, и оно сопровождает аутиста в течении всей его жизни.
ПРОФИЛАКТИКА АУТИЗМА
Каких-то строго определенных правил для профилактики аутизма не существует, но есть некоторые рекомендации специалистов, используя которые, родители могут избежать появления этого заболевания у ребенка. Беременным женщинам и кормящим мамам необходимо очень строго следить за своим питанием и стараться избегать продуктов, которые содержат ГМО. Также это относится и к искусственным молочным смесям.
Организм у некоторых детей не может перерабатывать глютен, так как он может спровоцировать появление депрессивных состояний. И продукты с таким компонентом противопоказаны ребенку с аутизмом.
Стоит также внимательно отнестись к прививкам, которые делают ребенку, так как в состав современных прививок входят соединения тяжелых металлов в роли консерванта. Детский организм иногда не справляется с вакциной, и может произойти отравление ртутью. Признаки отравления аналогичны с основными проявлениями аутизма у ребенка.
Эффективное лечение расстройств аутистического спектра
Уникальная методика лечения успешно применяется более 20 лет. Принимаем детей на восстановительное лечение от 0 лет. Помогаем в сложных случаях.
Расстройства аутистического спектра
Аутизм обусловлен генетическими нарушениями развития головного мозга. Его первопричины заключены в генах, которые влияют на формирование синаптических связей. Аутизм относится к расстройствам аутистического спектра. Впервые официально о появлении диагноза РАС в медицинской статистике заявила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева в 2014 году. До этого времени страдающие РАС пациенты относились к лицам с психическими отклонениями неясной этиологии.
Приблизительно в это же время расстройства аутистического спектра разделили с другими схожими заболеваниями и перестали считать аутизм детской болезнью, которая после исполнения 18 лет плавно трансформируется в шизофрению. В BRT центре нейрореабилитации ведется лечение детей с диагнозом РАС. Здесь применяются эффективные авторские методы и зарекомендовавшие себя техники, которые используют в международной терапевтической практике. Уже после первого курса процедур становятся хорошо заметны изменения в состоянии ребенка.
Первые симптомы диагноза РАС: внимание к деталям
Расстройство аутистического спектра (РАС, ASD) ― это нарушение развития, провоцирующее социальные, коммуникационные и поведенческие проблемы. Степень отклонений от нормы у каждого ребенка отличается. Аутизм сложно выявить до 2 лет, но первые симптомы обращают на себя внимание в возрасте 12-18 месяцев. Дети с РАС часто кажутся спокойными, уравновешенными, нетребовательными. Настораживающими симптомами в это время становятся отсутствие зрительного контакта с матерью и реакции на голос близкого человека.
Поводом для обращения к врачу становятся следующие признаки:
В более старшем возрасте такие дети не стремятся играть со взрослыми и сверстниками, не проявляют готовности к тактильному контакту, не отзываются на обращение к ним, повторяют одни и те же слова (фразы) или движения, не могут выразить свои желания, не понимают вопросов.
Сложность идентификации диагноза РАС
Диагноз РАС сложно идентифицировать, так как часто он идет в сопровождении других нарушений. Среди них эпилептические припадки, депрессивные расстройства, гиперактивное поведение (связанное с дефицитом внимания). Сохранность интеллекта тоже существенно разнится. В этой группе встречаются умственно отсталые и дети с хорошими познавательными способностями. При дифференциальной диагностике исследователи стараются сразу отсечь нарушения слуха и специфические отклонения в речевом развитии. Чем раньше и точнее поставлен диагноз, тем эффективнее коррекция выявленных особенностей.
Как лечить РАС: классика или новаторство
До сих пор не существует оптимального метода лечения расстройств аутистического спектра, дающего ощутимые результаты при работе с пациентами разных возрастов. К традиционным техникам лечения относят медикаментозную терапию, методики психосоциальной помощи, поведенческой терапии, безглютеновую диету, структурированное обучение, трудотерапию и логопедические практики. Эти варианты лечения, как правило, менее чем удовлетворительные, что приводит только к частичному улучшению одного или нескольких аспектов заболевания.
В чем преимущество BRT центра нейрореабилитации
В нашем центре используются международные практики и авторские методы терапии аутизма. В их числе уже зарекомендовавшие себя техники:
В BRT клинике работают известные профессора и специалисты в области неврологии и нейропсихологии. Ваше обращение к нам ― начало успешного избавления от ухудшающих качество жизни диагнозов.
Петракова Ольга Алексеевна
Врач ЛФК. Специалист по физической и нейрореабилитации.
Специализируется на восстановлении детей с особенностями развития (ДЦП, ЗПР, аутизм.). Проходила обучение и стажировки в Японии, Австралии, Тайланде, Сингапуре. Получила международную аккредитацию по реабилитации Фельденкрайз Метод GCFP, DynamicTape, TOMATISFB. Владеет кранио-сакральной терапией (остеопатия).
Аутизм
Аутизм: что это такое?
Аутизм — это психическое расстройство, основные симптомы — это нарушение социальных взаимодействий и расстройства в эмоциональной сфере. Когнитивные способности при аутизме могут быть снижены или сохранены — все зависит от формы заболевания, степени его тяжести. К характерным признакам заболевания относят склонность к стереотипным движениям, задержку речевого развития или необычное использование слов. Первые признаки аутизма обычно появляются у детей до 3 лет, что связано с генетической природой заболевания.
Симптомы аутизма могут встречаться в разных сочетаниях и иметь разную степень выраженности. В зависимости от этого выделяют различные формы аутизма, которые имеют свои названия. В целом классификация заболеваний аутистического спектра носит расплывчатый характер, так как границы между некоторыми состояниями довольно условны. Аутизм был выделен в отдельную нозологическую единицу относительно недавно, период его активного изучения пришелся на вторую половину ХХ века, поэтому многие вопросы диагностики, лечения и классификации до сих пор обсуждаются и пересматриваются.
Аутизм у детей
Как уже упоминалось, аутизм обычно проявляется в раннем возрасте, поэтому полное название заболевания по МКБ 10 звучит как ранний детский аутизм (РДА). Частота проявлений зависит от пола — аутизм у девочек встречается по разным данным в 3-5 раз реже, чем у мальчиков. Это объясняют возможным наличием защиты в женском геноме или разной генетикой аутизма у женщин и мужчин. Некоторые ученые связывают разную частоту выявления заболевания с лучшим развитием коммуникативных навыков у девочек, поэтому признаки легкой формы аутизма могут быть скомпенсированы и незаметны.
Признаки аутизма у детей разного возраста
Признаки раннего детского аутизма при внимательном отношении могут быть выявлены у совсем маленьких детей, в некоторых случаях даже у новорожденных. Следует обращать внимание на то, как ребенок контактирует с взрослыми, проявляет свое настроение, на темпы нервно-психического развития. Признаки аутизма у грудничка — это отсутствие желания идти на руки, отсутствие комплекса оживления при обращении к нему взрослого. В возрасте нескольких месяцев здоровый ребенок начинает узнавать родителей, учится различать интонации их речи, при аутизме этого не происходит. Ребенок одинаково равнодушно относится ко всем взрослым и может неправильно воспринимать их настроение.
Уже в возрасте 1 года здоровый ребенок начинает разговаривать, признаком аутизма может быть отсутствие речи в 2 и 3 года. Даже если словарный запас ребенка-аутиста соответствует возрастным нормам, обычно он неправильно использует слова, создает собственные словоформы, разговаривает с непривычными интонациями. Характерна для аутизма эхолалия — повторение одних и тех же, иногда бессмысленных фраз.
Постепенно выявляются сложности во взаимодействии с другими детьми — это основной симптом раннего детского аутизма. Они связаны с тем, что ребенок не может понять правила игр, эмоции сверстников, ему некомфортно с ними. В результате он играет один, придумывая собственные игры, которые чаще всего выглядят со стороны как стереотипные движения, лишенные смысла.
Склонность к стереотипным движениям, особенно на фоне стресса, — еще один симптом детского аутизма. Это могут быть раскачивания, подпрыгивания, вращения, движения пальцами, руками. При аутизме у ребенка формируется привычный распорядок дня, соблюдая который он чувствует себя спокойно. При возникновении непредвиденных обстоятельств возможны вспышки агрессии, которые могут быть направлены на себя или на окружающих.
В дошкольном и раннем школьном возрасте выявляются сложности с обучением. Довольно часто симптомом аутизма у детей является умственная отсталость, связанная с нарушением функциональной активности коры больших полушарий. Но существует и высокофункциональный аутизм, признаком которого является нормальный или даже выше среднего интеллект. При хорошей памяти, развитой речи, дети с таким диагнозом испытывают сложности с обобщением информации, у них отсутствует абстрактное мышление, возникают проблемы с коммуникацией, в эмоциональной сфере.
Признаки аутизма у подростков часто усиливаются на фоне гормональных перестроек. Оказывает влияние и необходимость проявлять большую активность, что важно для полноценного существования в коллективе. При этом к подростковому возрасту ребенок-аутист уже отчетливо осознает свою непохожесть на других детей, из-за чего обычно очень страдает. Но может быть и противоположная ситуация — половое созревание меняет характер подростка, делая его более общительным и стрессоустойчивым.
Виды аутизма у детей
Классификация аутизма периодически пересматривается, в нее вносятся новые формы заболевания. Существует классический вариант раннего детского аутизма, который еще называют синдромом Каннера — по имени ученого, впервые описавшего данный симптомокомплекс. Признаки синдрома Каннера — это обязательная триада:
Могут отмечаться и другие симптомы: нарушения речи, агрессия, когнитивные расстройства. Если присутствует только часть симптомов, могут быть диагностированы расстройства аутистического спектра (РАС) или атипичный аутизм. К ним, например, относится болезнь Аспергера (аутизм с хорошими показателями интеллекта) или синдром Ретта (прогрессивная дегенерация неврологических навыков, костно-мышечной системы), встречающийся только у девочек. При легкой степени выраженности симптомов диагноз обычно звучит как аутистические особенности характера.
Классификация раннего детского аутизма может быть основана на степени тяжести проявлений болезни. Легкая форма аутизма снижает качество жизни незначительно и при создании комфортных условий для жизни, исключении стрессовых факторов может быть незаметна для окружающих. Тяжелый аутизм требует постоянной помощи окружающих и наблюдения со стороны лечащего врача.
Синдром Ретта у детей
Синдром (болезнь) Ретта — это заболевание, сходное по проявлениям с аутизмом, поэтому причисляемое рядом ученых к группе аутистических расстройств. Его отличительной особенностью является резкая утрата навыков, обратное нервно-психическое развитие, сопровождающееся формированием двигательных нарушений, развитием деформаций костно-мышечной системы. Прогрессирование заболевания приводит к тяжелой умственной отсталости, одновременно появляются характерные для аутизма нарушения в психоэмоциональной сфере.
Все эти изменения обычно проявляются в 1-1,5 года. До этого возраста нервно-психическое развитие ребенка может протекать абсолютно нормально или отмечаются небольшие задержки по сравнению со здоровыми детьми, признаки мышечной гипотонии.
Синдром Ретта встречается в основном только у девочек за очень редким исключением, так как ген, ответственный за формирование патологии, находится в Х-хромосоме. Наличие гена синдрома Ретта у мальчиков приводит к гибели плода, тогда как девочки, благодаря двум Х-хромосомам, одна из которых нормальная, выживают.
Причины аутизма у детей
До сих пор не существует однозначной теории, объясняющей причины возникновения аутизма. Есть только гипотезы, согласно которым важное значение имеют генетические мутации, определяющие особенности функционирования нервной системы. Аутизм не является наследственным заболеванием, для него не характерна семейственность. Образование определенных комбинаций генов, которые, по мнению ученых, становятся причиной рождения детей с аутизмом, происходит в результате спонтанных мутаций, которые могут быть связаны в том числе с воздействием внешних факторов (токсины, инфекции, гипоксия плода). В ряде случаев внешнее воздействие становится своеобразным пусковым механизмом для болезни при наличии генетической предрасположенности. В этом случае все же нельзя говорить о приобретенном аутизме, так как изначально причины заболевания всегда врожденные.
Лечение аутизма у детей
Сразу нужно сказать, что излечение аутизма невозможно, так как заболевание имеет генетическую природу, коррекция которой не под силу врачам. Лечение детского аутизма носит исключительно симптоматический характер, то есть специалисты помогают справиться с проявлениями болезни и улучшить качество жизни ребенка. Обычно используют комплексную терапию, позволяющую воздействовать на разные симптомы аутизма и механизмы их развития. Конкретные рекомендации дает врач после проведения тщательной диагностики и составления полной картины заболевания.
Существуют разные методы лечения аутизма, каждый из которых заслуживает детального рассмотрения.
Главным моментом в терапии любого вида аутизма является помощь психолога для социальной адаптации детей. Для этого разработаны специальные упражнения для детей с аутизмом, позволяющие им справиться с коммуникативными трудностями, научиться распознавать эмоции и настроения других людей, более комфортно чувствовать себя в обществе. Занятия с психологом могут быть групповыми или индивидуальными. Существуют специальные курсы для родственников и близких людей, где им разъясняют особенности поведения детей с аутизмом, рассказывают о заболевании и способах коррекции. Советы родителям детей с аутизмом дают психологи, имеющие большой опыт в реабилитации таких пациентов.
Методика обучения детей с аутизмом имеет свои особенности. Даже при отсутствии умственной отсталости мышление аутистов отличается от мышления здоровых детей. У них отсутствует способность к абстрактному мышлению, возникают сложности с обобщением информации, ее анализом, выстраиванием логических цепочек. Например, при синдроме Аспергера ребенок хорошо запоминает информацию, может оперировать точными данными, но систематизировать их у него не получается.
Необходимо учитывать и особенности речи у детей с аутизмом, которые тоже становятся причиной затруднений в обучении. Аутисты часто неправильно используют слова, строят бессмысленные фразы, повторяют их. Работа с детьми с аутизмом обязательно должна включать в себя упражнения, расширяющие словарный запас и формирующие правильную речь.
Обучение в школе возможно при аутизме в легкой форме. Тяжелый аутизм, особенно сопровождающийся умственной отсталостью — показание к индивидуальному обучению. Занятия дома при аутизме проходят более спокойно, без стресса, что повышает эффективность обучения.
При задержке умственного развития рекомендуется использовать специальные развивающие игрушки для детей с аутизмом.
Помимо ставших традиционными при аутизме занятий с психологом, в настоящее время все чаще используются новые методы реабилитации детей с аутизмом. Например, зоотерапия, основанная на благотворном влиянии на детей общения с разными представителями животного мира. Плавание с дельфинами вызывает массу положительных эмоций, при этом происходит контакт с живым существом, не являющийся стрессовым, в отличие от общения с людьми. Очень хорошо подходит для детей с аутизмом иппотерапия — верховая езда на лошадях.
Другая разновидность нетрадиционного лечения аутизма — арт-терапия, то есть лечение искусством. Это может быть рисование, лепка — любое созидание, позволяющее ребенку проявить себя. В процессе творчества «выплескиваются» тревога, волнение, другие негативные эмоции, которые могут быть причиной хронического стресса. Арт-терапия стабилизирует внутреннее состояние ребенка и позволяет ему более эффективно адаптироваться к сложным для него условиям существования в обществе.
При аутизме нарушаются обменные процессы, что было доказано целым рядом исследований. Белки глютен и казеин, являющиеся компонентами многих продуктов, перевариваются не полностью, поэтому их рекомендуется исключать из питания при диагнозе аутизм. Так называемая безглютеновая диета при аутизме не должна содержать злаки (рожь, пшеницу, ячмень, овес), богатые клейковиной. Глютен становится причиной странностей в поведении, вызванных попаданием в кровь продуктов полураспада данного белка. То же самое происходит и с казеином, содержащимся в молоке и молочных продуктах. Безмолочную и безглютеновую диету при аутизме нужно соблюдать постоянно, что особенно сложно при посещении ребенком детского сада или школы.
Лекарства при аутизме назначаются с целью коррекции поведения, различных проявлений заболевания. Они не позволят вылечить аутизм, но могут значительно улучшить качество жизни с этим диагнозом. При аутизме используются препараты нескольких групп — выбор зависит от клинической картины заболевания.
Аутизм у взрослых
Как уже упоминалось выше, аутизм является врожденным заболеванием, которое чаще всего выявляется в детском возрасте. Проявления аутизма у взрослых несколько отличаются от симптомов раннего детского аутизма, но имеют с ними много общего, так как связаны с той же социальной дезадаптацией и нарушениями эмоциональной сферы.
Бывает и так, что аутизм во взрослом возрасте выявляется впервые, но это не значит, что он является приобретенным. Обычно в этом случае речь идет о легкой форме или атипичном аутизме у взрослых, признаки которых могли остаться незамеченными у детей, но усугубиться в подростковом возрасте или на фоне стрессовых ситуаций, переживаний. Если в отношении детского аутизма присутствует определенная настороженность у педиатров, да и родители, замечая особенности поведения ребенка, обязательно обратятся к врачу, то симптомы аутизма у взрослых могут списываться на утомляемость, сезонную депрессию. Это приводит к гиподиагностике аутизма взрослых, часто пациенты не получают необходимой помощи.
Как и синдром Каннера, у взрослых аутизм встречается у мужчин примерно в 4-5 раз чаще.
Симптомы и признаки аутизма у взрослых
Об аутизме стоит подумать при появлении следующих особенностей в поведении взрослого человека:
Формы аутизма у взрослых
Аутизм взрослого человека может быть логическим продолжением инфантильного аутизма (синдрома Каннера), манифестировавшего в раннем детском возрасте. Симптомы, появившиеся в детстве, обычно сохраняются, но могут трансформироваться, менять степень выраженности, в том числе благодаря проводимому лечению.
Если признаки аутизма появляются во взрослом возрасте, обычно речь идет об атипичном аутизме. Он отличается от классического тем, что присутствуют не все симптомы или степень их выраженности небольшая.
Синдром Аспергера у взрослых — яркий пример атипичного аутизма. Его отличительной особенностью является высокий интеллект при сложностях в общении и склонности к стереотипным движениям. Синдром Аспергера был диагностирован у многих гениальных ученых, писателей, программистов, поэтому довольно часто звучит вопрос: аутизм — это болезнь или дар? Синдром Ретта у взрослых всегда является следствием уже сформировавшихся в детском возрасте изменений, которые прогрессируют, что приводит к умственной отсталости и деформациям костно-мышечной системы.
Чаще всего классификация аутизма у взрослых основана на степени тяжести проявлений заболеваний. Аутизм в легкой форме у взрослых чаще всего остается не диагностированным, его проявления «списываются» на особенности характера. Пациенты обидчивы, зависят от чужого мнения, плохо справляются с проблемами. Тяжелый аутизм — это полная невозможность взаимодействия с окружающими, часто требующая изоляции в специальных учреждениях. Между этими полярными состояниями существуют промежуточные варианты с разной степенью социальной дезадаптации.
Причины аутизма у взрослых
Причины развития аутизма всегда одни и те же, в каком бы возрасте не проявило себя заболевание и какова бы ни была интенсивность симптомов. Это генетические мутации, определяющие особенности функционирования нервной системы. Они могут быть следствием внешних воздействий, или же стрессы, инфекции, вакцины служат триггером для заболевания, но в любом случае аутизм никогда не является приобретенным.
Как лечить аутизм у взрослых?
При появлении симптомов аутизма у взрослых подходы к его лечению те же, что и у детей. На первый план выходит психологическая помощь в социальной адаптации, которая может иметь форму индивидуальных или групповых занятий. Существуют специальные методики, которые позволяют научить аутистов взаимодействовать с окружающим миром. Как и у детей, хороший эффект в терапии аутизма взрослых оказывает общение с животным миром, творчество. Формирование положительных доминант способствует формированию внутреннего равновесия и снижению уровня стресса от нахождения в социуме.
Медикаментозная терапия назначается при необходимости коррекции проявлений аутизма, мешающих нормальной жизни. Используемые группы препаратов те же, что и у детей:
Диагностика аутизма
Очень важным моментом при лечении и реабилитации больных с аутизмом является его своевременное выявление. Диагностика аутизма основана на наблюдениях за пациентом, выявлении особенностей поведения, являющихся симптомами заболевания. Диагностика аутизма в раннем возрасте наиболее сложна, особенно если ребенок у родителей первый. Ранние признаки аутизма могут быть сочтены вариантом нормы. К тому же многие методики диагностики аутизма невозможно выполнить у маленьких детей.
В целом диагностика раннего детского аутизма включает заполнение родителями специальных опросников и наблюдение за ребенком в спокойных условиях. Для диагностики аутизма у детей используются следующие опросники:
Помимо опросников, обязательно назначается инструментальное обследование, целью которого является исключение сопутствующей патологии и проведение дифференциальной диагностики. Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет выявить судорожную активность — эпилепсия может сопровождаться симптомами, схожими с аутистическими, судороги характерны для синдрома Ретта и некоторых других форм аутизма. Визуализирующие методики (УЗИ, МРТ) нужны для выявления органических изменений головного мозга, которые могут быть причиной имеющихся симптомов. Обязательно назначаются консультации узких специалистов для исключения других заболеваний (сурдолога, невролога, психиатра).
Дифференциальная диагностика
Дифференциальная диагностика аутизма очень важна, так как многие формы аутистических расстройств могут иметь стертую клиническую картину, разное сочетание симптомов. В раннем возрасте аутизм следует дифференцировать со следующими состояниями:
Во взрослом возрасте чаще всего дифференциальная диагностика проводится с депрессивными расстройствами и шизофренией.
Прогноз при аутизме
Диагноз аутизм — это не приговор. Прогноз относительно жизни с аутизмом благоприятный — опасности заболевание не представляет, хотя на качество жизни оказывает значительное влияние. Будущее человека зависит от выраженности симптомов, степени развития речи, интеллекта. Легкие формы аутизма могут мешать нормальной жизни совсем незначительно. При создании комфортных условий для аутиста, получении подходящей профессии, не связанной с общением с людьми, он может вести обычный образ жизни, не испытывая особых проблем.
Важное значение имеет психологическая реабилитация больных с аутизмом, правильно подобранная терапия. При обстоятельном подходе возможно значительное повышение адаптации пациента к социуму.
Многие известные люди с аутизмом не только благополучно справляются с болезнью, но и сумели достичь больших успехов в своей профессии. Поэтому если ребенок болен аутизмом, не стоит «ставить на нем крест» — возможно, он станет успешным ученым и сможет найти новый метод лечения и победить аутизм.