Аутизм и дебилизм в чем разница
Как отличить аутизм от умственной отсталости?
Для родителей особенных детей, вопрос: «Аутизм – это умственная отсталость или нет?», актуален и болезнен. Возникает он из-за схожести проявлений этих патологий у маленьких детей до определенного этапа развития.
Избавиться на 100% ни от первого, ни от второго расстройства психики невозможно, но есть особенность. Коррекционная и терапевтическая работа с заболеваниями аутического спектра – дает реальные результаты, позволяющие человеку с таким диагнозом жить в обществе нормально и полноценно. В то время как для УО (умственно отсталых), навсегда останутся пусть небольшие, но ограничения.
Если упростить, то это – два разных состояния, негативно влияющие на одни и те же стороны жизни человека, но по-разному. Каждое из них имеет разный прогноз на будущее.
Также нередко встречаются случаи, когда аутичные черты сочетаются с умственной отсталостью. У таких пациентов, комплекс симптомов включает в себя признаки обеих болезней.
Основные отличия аутизма от умственной отсталости
При подозрении на синдромы, связанные с нарушением психического или интеллектуального развития ребенка, педиатр, а затем и детский психиатр подробно рассказывают родителям, как отличить аутизм от умственной отсталости.
Рассказы родителей врачу о поведении маленького пациента – одна из основ постановки правильного диагноза.
Выделяют следующие отличия в деятельности детей с такими разными диагнозами:
Речевые навыки
У умственно отсталых детей, а затем и взрослых – речь грамматически неправильная, сильно упрощённая, задержка речевого развития идет по всем параметрам. Такие люди не способны осознать и сформулировать сложные предложения, с трудом понимают чужие высказывания, не могут строить длинные фразы, не запоминают постоянно используемые рядом с ними фразы.
Речь у детей с аутизмом, как правило, развита соответственно возрасту, но имеет свои особенности. Малыш может одновременно манипулировать сложными фразами и самыми первыми выученными словами. Вставляет в речь много подхваченных из фонового окружения фраз. Но аутисты не разговорчивы, не идут первыми на контакт, предпочитают использовать жесты. Каждое слово из них приходится буквально вытаскивать. При отдельных формах расстройств аутического спектра, к достижению 2 лет может произойти регресс речевых навыков и даже полное исчезновение речи. Но это скорее исключение. Речь других людей, дети понимают.
Взаимодействие с социумом
Ребята с умственным отставанием мало отличаются от сверстников в желании общаться с окружающими. В силу своих способностей они устанавливают контакты с взрослыми и детьми, стремятся постоянно общаться, дружить, поддерживать диалоги, постоянные отношения, легко смотрят в глаза, не отворачиваются.
Необщительность – отличительная черта аутистов. Они испытывают дискомфорт при необходимости взаимодействовать с людьми. Причем и свои, и чужие, ими воспринимаются одинаково негативно. Зрительный контакт такими людьми практически не поддерживается. Первыми, общение они не инициируют.
Состояние интеллекта
У пациентов с УО, познавательная деятельность ограничена пределами, за которые человек вряд ли когда сможет выйти. У них простой внутренний мир, основная цель в жизни редко заходит дальше реализации естественных потребностей. В любой ситуации они демонстрируют примерно один уровень знаний и умений. Ребята с УО часто осваивают простые рабочие специальности.
Аутисты часто обладают сохранным интеллектом с потенциалом развития, но из-за специфического восприятия окружающего мира его не проявляют открыто. Им не интересна познавательная деятельность, хотя они и могут ее осуществлять на уровне с нормальными сверстниками. Часто демонстрируют впечатляющие способности в направлениях, входящих в сферу их интересов, игнорируя другие. Такие пациенты нередко показывают разные результаты в привычной обстановке, и в новой, являющейся для них стрессовой. Аутисты с легкой формой расстройства получают высшее образование, становясь отличными специалистами в узкой, интересной им области.
Аутизм и дебилизм в чем разница
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Остановимся на отклонениях с похожими симптомами: аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость.
Статья:
Дети, поведение которых кажется странным в выражении эмоций, сильно отличающихся от сверстников, плохо поддающихся обучению, сторонящихся людей и демонстрирующих непонятные реакции, заставляют волноваться родителей. Они спрашивают специалистов, все ли нормально с их чадом, нет ли у него каких-либо отклонений, хотят знать точный диагноз. Впрочем, последнее очень важно, так как правильное определение проблемы поможет правильно среагировать и принять меры по лечению, коррекции, должным образом относиться к ребенку, его обучать.
В этой статье не будет говорить о тяжелых психических расстройствах, каковой является шизофрения и ряд других заболеваний. Остановимся на отклонениях с похожими симптомами: аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость. Их проявления кое-где совпадают, а в некоторых вариантах сильно расходятся. Все же, при глубоком изучении, они различаются и поэтому требуют своего подхода, как со стороны родителей, так и педагогов. Давайте разбираться.
АУТИЗМ
Это расстройство развития ребенка появляется у малышей в возрасте 2 года, однако диагноз можно подтвердить позже – в 3–5 лет. Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем. Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.
Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.
Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.
Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно. К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В этом случае у ребенка ниже нормы для его возраста психомоторика, речь, эмоции мышление, внимание, память и т.д. Такие дети отличаются излишней вялостью, они с трудом овладевают самыми простыми навыками – пользоваться ложкой, одеваться. Они позже начинают говорить, сторонятся ровесников, взрослых, нелюдимы.
ЗПР, по мнению специалистов, явление проходящее, и если вовремя принять меры и проводить правильную коррекцию, то к 10 годам она полностью проходит. Причины такого расстройства: соматические болезни, в том числе и будущей матери до и в течение беременности.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
По-другому эту патологию называют олигофрения или интеллектуальная недееспособность. Тут все гораздо хуже, так как исправить почти ничего невозможно. Нарушение в развитии головного мозга и центральной нервной системы приводит к остановке совершенствования интеллекта ребенка. Абстрактно мыслить он не в силах, нарушены когнитивные функции, эмоции простые и бедные.
Умственно отсталый ребенок медленно говорит и ходит, так как вегетативное состояние у него особое. Память у него ограничена, способности к обучению и получению навыков ниже, чем средние, часто он не может сам себя обслуживать нормально. Такой малыш легко привязывается к людям, хорошо к нему относящимся. Он не замыкается в себе и легко, с удовольствием, идет на контакт.
Как и аутисты, дети с таким расстройством тоже очень любят музыку.
Патология эта врожденная или проявляется у малыша до трех лет. Следует, однако, отметить, что при слабой выраженности диагноз могут поставить и после прохождения курса начальной школы.
Важно: прогрессировать олигофрения не может.
«Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:
КАК ОТЛИЧИТЬ?
Различить аутистов и детей с задержкой психического развития и иногда просто невозможно. Например, у первых быть трудности с учебой, похожие на ЗПР, а у вторых наблюдаться пристрастие к одиночеству, как при аутизме. Но есть особенности, которые позволят понять, что это за расстройство:
Трудности с речью, стесняются говорить
Говорит хорошо (в овладении речью может даже обогнать сверстников), но лишь то, что ему нравится и часто – самому себе. Может вообще отказаться разговаривать.
Не умеет начинать общение, но очень бы хотел поиграть со сверстниками
Не желает общаться, играть с другими детьми, ничуть не страдает от одиночества
Паника при появлении каких-либо новшеств, любовь к ритуалам
Привязан к членам семьи, ищет их одобрения и ласки
Со временем при планомерных занятиях совершенно проходит
Аутизм полностью не излечивается, можно только адаптироваться к социуму
В чем отличие олигофрении от аутизма вполне понятно, и расписывать это вряд ли нужно. Поражение участков головного мозга исправить невозможно, поэтому такого ребенка следует воспринимать, какой он есть.
Аутизм, если он «чистый», то является вполне осознанным выбором ребенка. А вот дети с олигофренией и ЗПР и хотели бы быть другими, но не могут. В этом как раз и есть главное отличие.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Такая форма расстройства тоже считается умственной отсталостью, но на главенствующем месте все же находятся признаки аутизма. Именно поэтому так тяжело родителям ребенка с установленным диагнозом «атипичный аутизм» узнать, что их чадо к тому же еще и олигофрен – у него тяжелая или умеренная форма интеллектуальной недееспособности.
У детей с расстройством аустического спектра, сопровождающегося глубокой умственной отсталостью, плохо сформированы психические процессы. У них примитивные чувства, кратковременная механическая память, не развито мышление, неустойчивое внимание. Они могут стихийно проявлять отрицательные эмоции. Мелкая моторика плохая, хотя движения вполне скоординированы.
С учителем такой ребенок старается не вступать в контакт: не приветствует и не прощается с ним, не реагируют на его речь, не смотрит в глаза. Поэтому организовать нормальный образовательный процесс с таким индивидом весьма сложно.
Осуществляется обучение в домашних условиях. В настоящее время существует три этапа, рекомендуемого для работы с подобным учеником, приходящему к нему учителю.
1. Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку. Происходит все таким образом:
2. Освоение учебных стереотипов. Этот этап реализуется следующим образом:
3. Этот этап продвигается по вышеупомянутому алгоритму и предполагает расширение усвоенных ранее навыков:
Все эти этапы для успешности образовательного процесса ребенка-аутиста с умственной отсталостью следует выполнять в полном объеме. Учителю необходимо быть очень корректным, внимательным. От такого ученика не стоит требовать соблюдения тишины, ведь звуками он демонстрирует свои эмоции, и педагог сможет определять его настроение.
Полной концентрации внимания тоже ждать не стоит. Все дело в том, что малыш, не смотрящий на учителя, объясняющего материал, при выполнении практической работы обязательно сфокусируется на том, что нужно.
Вопросы должны быть краткими, четкими, хорошо сформулированными. Немедленного ответа требовать не следует, как и отвлекать ребенка частыми вопросами.
Объяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Для этого лучше показывать мелкие предметы, хорошо помещающиеся на ладони ребенка. Но можно использовать и те, что размером не более листа А-4.
Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.
Следует понимать, что нет четкого обозначения времени, затрачиваемого на каждый этап обучения. Все зависит от состояния ребенка. Однако переходить к следующему можно лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.
Обозначенные выше стадии обучения – только начальная работа над получением образования и умений особенными детьми. Далее все будет проходить сложнее, но при этом алгоритмов специалисты будут придерживаться тех же, что описаны выше.
В результате успешного процесса ребенок сможет получить оптимальный, доступный ему, объем знаний и навыков, освободиться от тесной опеки родителей, научится коммуникации, стать более самостоятельным, социализироваться.
Аутизм и умственная отсталость – отличия и совместимость
Дети, поведение которых кажется странным в выражении эмоций, сильно отличающихся от сверстников, плохо поддающихся обучению, сторонящихся людей и демонстрирующих непонятные реакции, заставляют волноваться родителей. Они спрашивают специалистов, все ли нормально с их чадом, нет ли у него каких-либо отклонений, хотят знать точный диагноз. Впрочем, последнее очень важно, так как правильное определение проблемы поможет правильно среагировать и принять меры по лечению, коррекции, должным образом относиться к ребенку, его обучать.
В этой статье не будет говорить о тяжелых психических расстройствах, каковой является шизофрения и ряд других заболеваний. Остановимся на отклонениях с похожими симптомами: аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость. Их проявления кое-где совпадают, а в некоторых вариантах сильно расходятся. Все же, при глубоком изучении, они различаются и поэтому требуют своего подхода, как со стороны родителей, так и педагогов. Давайте разбираться.
Аутизм
Это расстройство развития ребенка появляется у малышей в возрасте 2 года, однако диагноз можно подтвердить позже – в 3–5 лет. Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем. Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.
Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.
Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.
Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно. К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.
Задержка психического развития
В этом случае у ребенка ниже нормы для его возраста психомоторика, речь, эмоции мышление, внимание, память и т.д. Такие дети отличаются излишней вялостью, они с трудом овладевают самыми простыми навыками – пользоваться ложкой, одеваться. Они позже начинают говорить, сторонятся ровесников, взрослых, нелюдимы.
ЗПР, по мнению специалистов, явление проходящее, и если вовремя принять меры и проводить правильную коррекцию, то к 10 годам она полностью проходит. Причины такого расстройства: соматические болезни, в том числе и будущей матери до и в течение беременности.
Умственная отсталость
По-другому эту патологию называют олигофрения или интеллектуальная недееспособность. Тут все гораздо хуже, так как исправить почти ничего невозможно. Нарушение в развитии головного мозга и центральной нервной системы приводит к остановке совершенствования интеллекта ребенка. Абстрактно мыслить он не в силах, нарушены когнитивные функции, эмоции простые и бедные.
Умственно отсталый ребенок медленно говорит и ходит, так как вегетативное состояние у него особое. Память у него ограничена, способности к обучению и получению навыков ниже, чем средние, часто он не может сам себя обслуживать нормально. Такой малыш легко привязывается к людям, хорошо к нему относящимся. Он не замыкается в себе и легко, с удовольствием, идет на контакт.
Как и аутисты, дети с таким расстройством тоже очень любят музыку.
Патология эта врожденная или проявляется у малыша до трех лет. Следует, однако, отметить, что при слабой выраженности диагноз могут поставить и после прохождения курса начальной школы.
Важно: прогрессировать олигофрения не может.
«Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:
Как отличить?
Различить аутистов и детей с задержкой психического развития и иногда просто невозможно. Например, у первых быть трудности с учебой, похожие на ЗПР, а у вторых наблюдаться пристрастие к одиночеству, как при аутизме. Но есть особенности, которые позволят понять, что это за расстройство:
Трудности с речью, стесняются говорить
Говорит хорошо (в овладении речью может даже обогнать сверстников), но лишь то, что ему нравится и часто – самому себе. Может вообще отказаться разговаривать.
Не умеет начинать общение, но очень бы хотел поиграть со сверстниками
Не желает общаться, играть с другими детьми, ничуть не страдает от одиночества
Паника при появлении каких-либо новшеств, любовь к ритуалам
Привязан к членам семьи, ищет их одобрения и ласки
Со временем при планомерных занятиях совершенно проходит
Аутизм полностью не излечивается, можно только адаптироваться к социуму
В чем отличие олигофрении от аутизма вполне понятно, и расписывать это вряд ли нужно. Поражение участков головного мозга исправить невозможно, поэтому такого ребенка следует воспринимать, какой он есть.
Аутизм, если он «чистый», то является вполне осознанным выбором ребенка. А вот дети с олигофренией и ЗПР и хотели бы быть другими, но не могут. В этом как раз и есть главное отличие.
Умственная отсталость у детей с аутизмом
Такая форма расстройства тоже считается умственной отсталостью, но на главенствующем месте все же находятся признаки аутизма. Именно поэтому так тяжело родителям ребенка с установленным диагнозом «атипичный аутизм» узнать, что их чадо к тому же еще и олигофрен – у него тяжелая или умеренная форма интеллектуальной недееспособности.
У детей с расстройством аустического спектра, сопровождающегося глубокой умственной отсталостью, плохо сформированы психические процессы. У них примитивные чувства, кратковременная механическая память, не развито мышление, неустойчивое внимание. Они могут стихийно проявлять отрицательные эмоции. Мелкая моторика плохая, хотя движения вполне скоординированы.
С учителем такой ребенок старается не вступать в контакт: не приветствует и не прощается с ним, не реагируют на его речь, не смотрит в глаза. Поэтому организовать нормальный образовательный процесс с таким индивидом весьма сложно.
Осуществляется обучение в домашних условиях. В настоящее время существует три этапа, рекомендуемого для работы с подобным учеником, приходящему к нему учителю.
1. Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку. Происходит все таким образом:
2. Освоение учебных стереотипов. Этот этап реализуется следующим образом:
3. Этот этап продвигается по вышеупомянутому алгоритму и предполагает расширение усвоенных ранее навыков:
Все эти этапы для успешности образовательного процесса ребенка-аутиста с умственной отсталостью следует выполнять в полном объеме. Учителю необходимо быть очень корректным, внимательным. От такого ученика не стоит требовать соблюдения тишины, ведь звуками он демонстрирует свои эмоции, и педагог сможет определять его настроение.
Полной концентрации внимания тоже ждать не стоит. Все дело в том, что малыш, не смотрящий на учителя, объясняющего материал, при выполнении практической работы обязательно сфокусируется на том, что нужно.
Вопросы должны быть краткими, четкими, хорошо сформулированными. Немедленного ответа требовать не следует, как и отвлекать ребенка частыми вопросами.
Объяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Для этого лучше показывать мелкие предметы, хорошо помещающиеся на ладони ребенка. Но можно использовать и те, что размером не более листа А-4.
Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.
Следует понимать, что нет четкого обозначения времени, затрачиваемого на каждый этап обучения. Все зависит от состояния ребенка. Однако переходить к следующему можно лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.
Обозначенные выше стадии обучения – только начальная работа над получением образования и умений особенными детьми. Далее все будет проходить сложнее, но при этом алгоритмов специалисты будут придерживаться тех же, что описаны выше.
В результате успешного процесса ребенок сможет получить оптимальный, доступный ему, объем знаний и навыков, освободиться от тесной опеки родителей, научится коммуникации, стать более самостоятельным, социализироваться.
Как отличить аутизм от умственной отсталости?
Многие родители, столкнувшись с диагнозом аутизм, опасаются умственной отсталости ребенка, его полной беспомощности, невозможности социальной адаптации. Квалифицированный врач на панический вопрос: «Аутизм — это разновидность умственной отсталости или нет», — ответит отрицательно. Он же объяснит разницу между этими двумя особенностями развития.
Аутизм — это нарушение психоэмоционального развития, которое характеризуется нестандартным мировосприятием и социальной замкнутостью человека.
Умственная отсталость (олигофрения) возникает в результате повреждения коры головного мозга и неправильной работы центральной нервной системы. Она связана с патологической задержкой интеллектуального и психического развития.
Причина, по которой люди, не имеющие медицинского образования, путают расстройство аутистического спектра с олигофренией, заключается в схожести некоторых симптомов. Но это лишь на первый взгляд, так как отличия аутизма от умственной отсталости достаточно явны.
Речевые навыки
Речь ребенка-аутиста имеет характерные особенности. Среди них:
• употребление слов в несоответствии с их значением
• повторяемость избранных фраз
• монотонность, связанная с непониманием интонирования
• бедность невербальной коммуникации — отсутствие общепринятых жестов, скудная или не соответствующая ситуации мимика
При этом аутист может говорить довольно бегло и располагать обширным словарным запасом, но после определенной коррекции.
В случае с интеллектуальными нарушениями речевое расстройство зависит от степени умственной отсталости. Нередко наблюдаются проблемы с произнесением звуков, построением фраз, ограниченностью словарного запаса. Иногда люди с умственной отсталостью страдают заиканием. В отличие от аутистов, олигофрены часто заменяют вербальную коммуникацию жестами, причем правильно подобранными.
Социальное взаимодействие
Различия аутизма и умственной отсталости хорошо прослеживаются при анализе социального взаимодействия ребенка. Страдающий аутизмом редко нуждается в контактах с окружающими. Исключение составляют один-два человека, которых он подпускает к себе.
Олигофрен бывает замкнутым, но чаще ищет общения, хотя его формы и не совпадают с принятыми в социуме. Например, он может обнять малознакомого человека, попытаться сесть на руки.
Интеллектуальное развитие
Расстройство аутистического спектра по своей природе не затрагивает интеллектуальный потенциал. Трудности в овладении знаниями возникают из-за недостаточной социальной адаптации.
При благоприятных условиях интеллект человека с аутизмом находится на отметке средний или выше среднего. Страдающий РАС может обладать феноменальной памятью и экспертными знаниями в конкретной области. Последнее объясняется склонностью зацикливаться на одном интересе или действии. Не теряются и навыки обобщения и систематизации информации.
При умственной отсталости интеллект зависит от степени поражения головного мозга. Доступна обучаемость в определенных границах, но выше природного потенциала прыгнуть невозможно.
Бытовые навыки
И люди с РАС, и страдающие олигофренией нуждаются в особом подходе к развитию бытовых навыков. Отличия заключаются в способе восприятия.
Человеку с РАС следует проговаривать каждый шаг и работать его руками. Наглядных действий «воспитателя» при низкофункциональном аутизме он не «отзеркалит».
Олигофрены первой и второй степени довольно легко усваивают механические навыки, если обучение не перегружать теорией. В их случае наглядность даст лучшие результаты, чем объяснение.
Игровая деятельность
Как можно отличить аутизм от умственной отсталости, наблюдая за игровой деятельностью? По следующим признакам:
• ребенок с аутизмом способен часами не расставаться с любимой игрушкой. Не потому что ему нравится то, какую функцию она выполняет, а из-за привлекательности нового сенсорного опыта. Например, ему интересна текстура, звон, с которым предмет падает на пол, цвет
• при умственной отсталости может нравиться какое-то действие, например, катание по столу мяча. Но вместо мяча малыш иногда использует совершенно неподходящий предмет — яблоко, посудину соответствующей формы
• аутисту сложно понять правила игры из-за плохо развитого воображения
• ребенку с олигофренией мешает неспособность долго удерживать внимание на одном предмете или явлении
• при аутизме характерны заученные действия
• страдающий умственной отсталостью может менять их очередность и забывать, что следует делать дальше.
Моторные навыки
Люди с аутизмом отличаются раскоординацией движений, плохой ориентацией в пространстве, тяжелой походкой, бегом с нетипичным ритмом. Также им присуща моторная стереотипность — ритмичные вращение руками, кружение.
У олигофренов наблюдается задержка двигательных навыков. Также отсутствует ориентировка в пространстве, характерны либо медленные и вялые движения, либо быстрые и порывистые. Походка — неуклюжая.
Вышеприведенное описание поможет родителям, столкнувшимся с проблемой, понять, чем отличаются проявления аутизм от умственной отсталости, и с помощью врача составить правильные коррекционные меры и выстроить собственную линию поведения.