Аутизм или алалия что хуже
Разница между алалией и аутизмом
Между алалией и аутизмом есть сходства и различия, которые следует знать, чтобы не путать расстройства между собой. Своевременная постановка правильного диагноза обеспечивает шансы на продуктивную коррекцию. Хотя эта задача находится в компетенции специалистов, родители также должны понимать и разграничивать определения, чтобы помочь в диагностике и лечении
Алалия — это расстройство, обусловленное органическим поражением речевых областей головного мозга, при котором у ребенка нарушено или отсутствует понимание и воспроизведение речи. Сложность диагностики в том, что развивается расстройство в доречевой период, а при неправильном поведении родителей приобретает оттенки некоторых других нарушений.
Аутизм — это расстройство, обусловленное нарушением развития нервной системы. Основная типичная симптоматика — ребенок замыкается и словно живет в другом мире, в котором есть сложности становления социального взаимодействия.
Именно в этом алалия и аутизм схожи. При речевом нарушении также может наблюдаться замкнутость, так как ребенок, которого не понимают и который не понимает других, может огораживаться за бесконтактным барьером.
Оба расстройства иногда сопровождают друг друга. Однако, с принципиальной стороны, они все-таки разные.
Алалия или аутизм — чем отличаются?
Рассмотрим отличительные черты нарушений по определяющим признакам:
1. общительность. Алалики такие же дети, как остальные. Они подвижны, любопытны и стремятся к взаимодействию с другими. Аутисты отстранены, часто апатичны, дружбе со сверстниками предпочитают одиночество
2. жестовый метод общения. При расстройстве речи жестикуляция легко развивается, помогает в разговоре. Однако при неврологических нарушениях, во многих случаях единственный метод взаимодействия, приходится активно налаживать родителям для понимания потребностей своих детей
3. речевое развитие. Аутисты не стремятся к диалогу в раннем возрасте, они предпочитают поднимать только важные для них темы, отсутствует конкретика в обращении, нарушена тональность разговора. Алалики, напротив, пытаются болтать, хотя у них это получается не очень хорошо. Звукопроизносительная сторона в норме, плохо с произношением, однако эту проблему можно устранить
4. психическое развитие страдает с обеих сторон. Только при расстройстве речи это ЗПР, а во втором случае, чаще всего симптоматика УО
5. контактная среда. Во время вовлечения ребенка в занятия алалик быстрее пойдет на коллективное взаимодействие, аутист будет склоняться к самостоятельности.
Сенсомоторная алалия с признаками аутизма
Выше мы упоминали о том, что оба заболевания могут быть сопроводительными расстройствами, то есть, иногда протекают одновременно. В этом случае, к симптомам алалии добавляются:
Помните, что алалия и аутизм хоть и имеют различия, могут быть диагностированы только врачами. Не пытайтесь ставить диагнозы и лечить детей в домашних условиях без рекомендаций специалистов.
Алалия и РАС: чем различаются?
Расстройства аутистического спектра — это большая группа нарушений, имеющих различное происхождение. И четко прослеживается мировая тенденция к отказу от дифференциальной диагностики внутри группы.
В американской классификации DSM-5 все виды аутизма объединили в один диагноз «РАС» (хотя в предыдущей редакции было разделение). В нашей МКБ-10 не существует нозологической единицы «РАС», то есть на данный момент это синдром, а не диагноз. Но уже в МКБ-11 ситуация кардинально поменяется, и будет лишь «РАС» с указанием того, есть ли нарушение интеллекта и функционального языка.
В то же время медицинские классификаторы служат не для лечебных целей, а скорее, для административных, ведь укрупнение группы стирает различия в механизмах развития патологии.
В США подход к реабилитации – адаптация к дефекту семьи и социальной среды, а также самого ребенка. Это и отражено в классификации, потому что слишком дорого для госбюджета копаться в причинах, выявлять механизм нарушения и подбирать индивидуальную терапию. Намного проще свалить всё в кучу, назвать это «РАС» и смириться. Сейчас постепенно и наша страна переходит к западной модели (хотя многие отечественные специалисты всё же придерживаются мнения, что «истинный аутизм» близок по происхождению к шизофреническому спектру).
В последнее время детей с диагнозом «РАС» стало очень много, но на практике «настоящего» аутизма не прибавилось. Статистика искажается за счет гипердиагностики и изменений в классификациях. Из тех детей, кого вижу я лично, истинных аутистов мало. У остальных детей с подозрением на РАС есть нарушения слухоречевого гнозиса, неврологические проблемы, алалия, генетика, умственная отсталость, а нарушение контакта – вторичные. И называть ли это расстройством аутистического спектра, зависит от подхода специалиста.
Многие интересуются различиями в развитии речи при РАС и алалии. Предполагаю, это связано с тем, что многим ставят эти диагнозы через запятую, что создает еще большую путаницу.
Итак, при сенсомоторной алалии (СМА) и слуховой речевой агнозии действительно часто встречается аутоподобный фасад, который обусловлен непониманием речи. А если прибавить неврологические проблемы уровня среднего мозга (ходьба на цыпочках, возбудимость, аффективные вспышки), то многие врачи ставят «РАС». Гиперактивность как симптом при РАС и алалии часто обусловлена отсутствием внутренней речи, которая после 3 лет должна выполнять регулирующую функцию. Указательный жест появляется достаточно поздно в обоих случаях, развитие сюжетной игры также задерживается (при РАС и то, и другое появляется сравнительно позже, но и при СМА часто развитие этих навыков происходит не по норме). В том случае, если невербальные функции нарушены так же, как и вербальные, то мы получаем вариант умственной отсталости (с РАС или без него). Нарушения сенсорной обработки встречаются во всех вариантах, поэтому их имеем ввиду, но не опираемся при диагностике.
Различия РАС и сенсомоторной алалии
В случае сенсомоторной алалии/слухоречевой агнозии:
При аутизме:
Не можете разобраться, какое нарушение у вашего ребенка? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Дифференциальная диагностика алалии и расстройств аутистического спектра в практике логопедического сопровождения
В статье рассматривается проблема дифференциальной диагностики алалии и расстройств аутистического спектра (РАС) в процессе логопедического сопровождения. Проблема актуальна в связи с увеличением количества детей, имеющих в структуре дефекта сложный комплекс нарушений, затрудняющих постановку психологопедагогического и логопедического заключения и выбор образовательного маршрута. Поскольку алалия у детей зачастую осложняется расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения, а расстройства аутистического спектра выраженным недоразвитием речи и артикуляционной апраксией, особое значение приобретает выделение критериев, на которые логопед может ориентироваться в процессе обоснования логопедического заключения. Особое значение приобретают оценка средств невербальной коммуникации, характер эхолалии, соотношение диалогической и монологической форм связной речи, состояние просодической стороны речи. Данные критерии оказываются значимыми для других специалистов (психологов, неврологов, педагогов) и обеспечивают подбор эффективных методов и путей коррекционно-развивающей работы.
В последние десятилетия в практике логопедического сопровождения отмечается изменение контингента детей. Увеличилось количество детей, для которых характерно сочетание нескольких речевых нарушений первичного характера. Так значительный процент детей с алалией имеет смешанную ее форму моторную с сенсорным компонентом. В то же время все больше обращений с целью проведения логопедической диагностики и коррекции связано с наличием у ребенка сложной структуры дефекта, в которой нарушения речи сочетаются с другими отклонениями развития. В частности для ряда детей с расстройствами аутистического спектра характерно недоразвитие речи в сочетании с артикуляционной апраксией. Дети обеих обозначенных групп в раннем и младшем дошкольном возрасте имеют ряд сходных проявлений: не понимают или плохо понимают обращенную речь, не владеют экспрессивной речью, имеют признаки полевого поведения, склонны к агрессии и негативным эмоциональным проявлениям.
Описанные выше случаи отклоняющегося развития у детей вызывают у логопедов, психологов, неврологов ряд трудностей в определении ведущего дефекта (особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте) в процессе первичной диагностики. Эти трудности определяются, во-первых, невозможностью установления контакта с ребенком за ограниченное количество времени, во-вторых, выраженными затруднениями ребенка во включении в целенаправленную деятельность. Как у детей со смешанной алалией, так и у детей с РАС к указанным выше трудностям приводят: несформированность регулирующей функции речи в связи с недоразвитием не только экспрессивной, но и импрессивной речи; дефицит функций внимания; эмоциональная лабильность; импульсивность поведения. Таким образом, дифференциальная диагностика двух указанных выше форм отклоняющегося развития становится возможна только в процессе динамической диагностики в процессе реализации коррекционно-развивающей работы. Сроки возможности получения объективной информации о ребенке зависят от его индивидуальных особенностей и возможностей. В среднем в процессе систематических занятий на протяжении одного – трех месяцев удается оценить основные критерии, значимые для дифференциальной диагностики.
Остановимся на описании тех критериев дифференциальной диагностики, качественная характеристика которых составляет профессиональную компетентность логопеда и позволяет разграничить на начальных этапах логопедического сопровождения проявления смешанной алалии и РАС.
Первым таким критерием является раннее речевое развитие ребенка. При РАС раннее речевое развитие у разных детей протекает вариативно. Отмечается и нормальное по срокам раннее речевое развитие, и задержанное, и с опережением. В большинстве случаев РАС родители говорят о наличии в раннем речевом развитии ребенка остановки с последующим регрессом речевых навыков. При алалии раннее речевое развитие (особенно переход к мелодическому лепету, накопление первоначального словаря и овладение фразой) всегда задержано.
Первые слова и фразы аутичного ребенка являются по сути эхолаличным повторением слов и фраз из мультфильмов, детских стихов и песен, компьютерных игр [1]. Такие слова и фразы не несут коммуникативной направленности и оторваны от потребностей маленького ребенка. Эхолалии ребенка с РАС практически всегда являются отсроченными во времени и носят характер аутостимуляции. В процессе логопедической работы аутичный ребенок постепенно переходит к повторению слов и фраз за логопедом, этот этап можно считать прорывом и обязательным условием для дальнейшего речевого развития, но использование слов, которые ребенок начал повторять, в целях коммуникации процесс длительный и сложный. Первые слова ребенка с алалией хоть и появляются с задержкой относительно сроков нормативного речевого развития, всегда используются в коммуникативных целях. У ребенка со смешанной сенсомотороной алалией также может наблюдаться эхолалия, но она имеет качественное отличие от эхолалии ребенка с РАС. Алалик чаще воспроизводит за взрослым слова из непосредственно воспринимаемых в данный момент фраз (или саму фразу, или вопрос) и использует их в коммуникативных целях. Такая эхолалия является следствием нарушения операций восприятия и порождения речи и компенсирует выраженные трудности ребенка в выборе и комбинировании речевых единиц.
Вторым значимым критерием является использование невербальных средств коммуникации. Дети с РАС в раннем и младшем дошкольном возрасте не используют жесты и мимику в целях коммуникации, а обучение детей данной категории кивку головой с целью выражения согласия, поворотам головы из стороны в сторону с целью выражения несогласия и указательному жесту требует длительного времени и постоянного закрепления в различных ситуациях. Дети с алалией, как правило, самостоятельно и в короткие сроки переходят к использованию не только естественных жестов, но и создают собственные изобразительные жесты с целью компенсации дефицита речевых средств. Например: ребенок с алалией хочет попросить у логопеда игрушечную овечку, но вследствие артикуляционной апраксии вместо звукоподражания «бе» воспроизводит «ме». Логопед дает ребенку игрушечную козу, ребенок в знак несогласия поворачивает головой из стороны в сторону и начинает вращательными движениями указательного пальца над головой изображать кудряшки, из чего становится понятно, что он просит овечку.
В процессе длительного логопедического сопровождения (как правило, в течение года логопедической работы) у детей, способных овладеть активной речью (дети, относящиеся к 3 и 4 группе аутичных детей по классификации О.С Никольской, и все дети с сенсомоторной алалией, не осложненной интеллектуальной недостаточностью), становится возможным оценить традиционные для логопедической диагностики критерии. Такие как: состояние словарного запаса, грамматический строй речи, фонематическое восприятие, звукослоговую структура слова, просодическую сторону речи. Необходимо остановится на качественном своеобразии названных критериев у детей рассматриваемых категорий.
У детей с сенсомоторной алалией словарный запас формируется медленно, как и способность к овладению обобщающими понятиями. Дефицит словарного запаса проявляется в большом количестве словесных замен в собственных высказываниях детей [2]. Стойкие и грубые ошибки звукослогового оформления всегда характерны для детей с алалией. В словах сложного звукослогового состава дети данной категории всегда допускают больше ошибок, чем в простых словах.
Овладение грамматическим строем речи представляет выраженные трудности как для детей с РАС, так и для детей с алалией. Поэтому проследить специфические особенности каждой категории детей можно на характере допускаемых ошибок. Для обеих категорий детей характерны разнообразные аграмматизмы синтаксического и морфологического характера. Специфической же особенностью аутичных детей являются ошибки в употреблении личных местоимений и категории рода: «арбуза зеленая», «мальчик съела горькое лекарство», «Катя завязал шарф, а Дима одела сапоги». Еще одной особенностью детей с РАС является длительный период использования стереотипных фраз, являющихся эхолалиями [1].
В период овладения фразовой речью становятся очевидны и различия в использовании просодических средств речи детьми с РАС и алалией. Дети с РАС, используя стереотипные фразы, копируют интонацию, темп, ритм и даже тембр того человека, у которого данная фраза заимствована. В собственных высказываниях может отмечаться замедление или ускорение темпа речи, скандированность, повышение голоса к концу фразы. У детей с алалией, несмотря на речевые трудности в построении фраз, интонационное оформление адекватно цели высказывания.
Фонематическое восприятие у детей с РАС, как правило, не имеет грубых нарушений, в то время как у детей с сенсомоторной алалией фонематический дефект выражен в значительной степени.
У детей с РАС встречаются различные варианты нарушенного произношения (отсутствие, искажения, замены и смешения звуков), что может быть обусловлено различными причинами: позднее развитие речи, артикуляционная апраксия, нерезко выраженные нарушения тонуса артикуляционных мышц. Для детей с сенсомоторной алалией, не осложненной другими нарушениями речи (дислалия, дизартрия), в большей степени характерны замены звуков по артикуляционным и акустическим признакам, что обусловлено сочетанием артикуляционной апраксии с нарушениями фонематического восприятия [2]. Овладение связной речью также имеет специфические различия у детей с РАС и сенсомотороной алалией. Дети с РАС при достаточном уровне речевого развития способны многократно пересказывать любимые сказки или рассказы, строить монологические высказывания на аффективно значимые темы. Но такие монологи не направлены на собеседника и носят характер аутостимуляции. К гибкому диалогу такие дети не способны. У детей с алалией отмечается противоположная тенденция, диалогической формой речи эти дети овладевают значительно раньше и активно пользуются в целях общения.
Овладение полноценной монологической речью детьми с алалией, процесс, требующий длительной и систематической работы.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить следующее: дифференциальная диагностика сенсомоторной алалии и РАС бывает затруднена на этапе первичной диагностики, но динамическая оценка в процессе логопедического сопровождения качественных особенностей овладения речевыми средствами и их использования в коммуникации позволяет разграничить у детей первичную речевую недостаточность и нарушения аутистического спектра.
[1] Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 208 с.
[2] Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Е.В. Долганюк, И.И. Васильева, Е.А. Конышева, М.Е. Касаткина, Н.В. Филиппова, Е.С. Платонова. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
Ответственный за размещение материала — М.Ю.Спичак, методист
Аутизм или алалия что хуже
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Аутизм и сенсорная алалия могут быть схожи некоторой замкнутостью ребенка, подавленностью состояния.
Статья:
Аутизм – это один из самых трудно устанавливаемых диагнозов, который часто путают с другими заболеваниями.
Так, нередко расстройства аутического спектра воспринимают как алалию. Это объясняется тем, что у ребенка аутиста, вначале можно заподозрить глухоту или слепоту, ведь реакции на обращения к нему достаточно слабы, либо вовсе отсутствуют.
Однако при этом, если что-то заинтересует чадо, то можно наблюдать выраженные эмоциональные реакции, которые быстро развеивают сомнения. Поэтому, несмотря на всю сложность распознавания расстройств — сделать это возможно.
Что такое алалия, и какие существуют классификации заболевания
Алалия – это замедленное развитие речи, либо полное ее отсутствие, при сохранности слуха. Алалия и аутизм схожи между собой тем, что затруднительное восприятие речи, не вызванное нарушением работы слухового аппарата.
Однако, в отличие от аутизма, ребенок охотнее идет на контакт, может быть задействованным в играх, не требующих постоянного общения.
Выделяют сенсорную, моторную и сенсомоторную алалию. Сенсорная представляет собой неспособность придавать словам надлежащий эмоциональный окрас.
При этом смысл слова и его произношение расходятся. Подозрения сенсорной алалии могут появиться когда:
Аутизм и сенсорная алалия могут быть схожи некоторой замкнутостью ребенка, подавленностью состояния. Они не понимают речи окружения, что и служит причиной для затруднительного произношения предложений с экспрессией.
Моторная алалия и аутизм могут быть схожими расстройством внимания и работоспособности. При алалии данные проявления сопровождаются также нарушением интеллектуального развития. Появляется она при поражениях коркового конца речедвигательного анализатора, а также проводящих путей. Плюс, к моторной алалии может привести и снижение активности данных зон.
Сенсомоторную алалию и аутизм могут спутать из-за вышеупомянутых симптомов, таких как некоторая отдаленность от взаимодействия с окружающими и рассеянности внимания. Однако алалия и аутизм различия все же имеют. Причем своевременная постановка правильного диагноза, может стать решающим моментом при лечении ребенка.
Чем алалия отличается от аутизма. Критерии постановки диагноза
Определить, у ребенка алалия или аутизм, помогут отличия, имеющиеся между данными заболеваниями. Так, ниже описаны критерии определения заболеваний.
Как отличить алалию от аутизма: главные признаки | ||
Критерий | Алалия | Аутизм |
Потребность в общении | Ребенок вступает в контакт со взрослыми, предпочитает совместную деятельность. | Тяги к общению нет. При классическом аутизме (синдроме Каннера), ребенок предпочитает рассматривать предметы, листать книги и т.д. |
Указательные жесты | Осваивается самостоятельно. | Приходиться прививать. |
Развитие речи при алалии и аутизме до тех лет | Нацеленность на диалог. Реакция на обращенные речи к ребенку. | Бесцельность речи. Разговоры только на интересующие ребенка темы. |
Звукопроизносительная сторона речи | Сохранность в норме. | Сильное нарушение темпа, тональности и окраса речи. |
Экспрессивная речь | Наблюдается общее недоразвитие речи. Но при постоянной работе над данной проблемой — возможно ее восстановление. | Отсутствие конкретизирующих слов по типу «я», «мое» и т.д. Нет обращения к другим поименно. |
Развитие психики | Возможна задержка психического развития и неустойчивость внимания. | Возможна умственная отсталость и нарушение когнитивных процессов (памяти, логики и т.д.). |
Эмоционально-волевые процессы | Возможны истерики, которые легко погашаются и предупреждаются. Несколько выше беспокойство, нежели у сверстников. | В истерики входят легко и по незначительным поводам. Выходят из таких состояний самостоятельно, после полного выплеска эмоций. |
Моторная алалия и аутизм различия имеют и по наличию фобий и страхов. У алаликов проявления могут быть, но в слабой форме, и при наличии сопутствующих нарушений внимания или с гиперактивностью. Для аутистов страхи не являются редкостью. Причем они редко являются предметными, и не несут под собой объективных причин.
Также отличия заметны и при игре и занятиях. Так, аутист будет принимать на себя роли в игре, но при этом будет настроен на самостоятельные действия. Алалик предпочтет поиграть в компании. Плюс, он не будет против занятий с логопедом, родителями или психологом, тогда как аутист трудно пойдет на контакт.
Нарушения моторики и координации могут быть замечены как у аутистов, так и детей с алалией. Однако, у последних — данная проблема легче корректируется. Навязчивые движения (стереотипии) характерны больше для аутистов.
Обследование алаликов и прогнозы улучшения состояния
Происходит определение аутизма и алалии по ИОМ и ДОУ. Это индивидуальные маршруты сопровождения ребенка, заключения которых будут учитываться при постановке диагноза. В них отображаются наблюдения психолога, педагогов и логопедов, относительно состояния ребенка.
Именно потому, что моторная алалия и аутизм имеют различия, прогнозы на восстановления способностей детей в первом случае намного утешительнее. Так, при сопровождении ребенка, регулярных занятиях с логопедом и психологом, можно в разы улучшить речевые навыки своего чада. Причем в этом может поспособствовать и букварь для детей с алалией и аутизмом, который используется на коррекционных занятиях. Он позволяет ребенку проще воспринимать информацию, и лучше справляться с поставленными задачами по изучению письма и произношения. Также улучшается и установление связи между предметом и словом.
Но в целом, если заниматься ребенком, и верить в улучшение его состояния, можно добиться положительных результатов. Об этом свидетельствуют как комментарии врачей, так и отзывы родителей, столкнувшихся с такой проблемой.
Отличие алалии от аутизма
Алалия – специфическая задержка развития речи при сохраненном слухе. На первый взгляд, ее проявления у маленького ребенка схожи с некоторыми видами аутизма, поэтому из-за поверхностной диагностики, эти два диагноза можно спутать.
Чтобы понять, как распознать по признакам и различить алалия или аутизм, нужно наблюдать за ребенком, отслеживать его реакции в различных ситуациях. Условия типичного медицинского учреждения для таких наблюдений подходят плохо, поэтому педиатры, психиатры и логопеды, опираются на информацию, полученную от родителей. С помощью специализированных опросников получается отличить одну патологию от другой.
Крайне важно сразу установить проявившееся расстройство правильно. Так как они требуют специфического лечения с отличающимися подходами.
Сходства и различия сенсорной алалии и аутизма
Чем младше ребенок, тем сложнее поставить четкий диагноз, отличить одно отклонение от другого.
Трудность в том, что проблемы возникают в одинаковых сферах высшей нервной деятельности.
Если моторный тип задержки речи диагностировать просто, то сенсорная алалия и аутизм разного вида имеют мало отличий. И различия не столь явные.
По этой причине, малышам нередко достается диагноз алалия с аутическими чертами, но это не всегда верно. Такая формулировка приводит к потере времени, отданного неправильному лечению.
Рассмотрим подробнее, чем отличается алалия и аутизм.
Распознавание собственного имени
Уже с маленького возраста сенсорные алалики в 50% случаев реагируют на произношение своего имени. В основе подобного явления лежит то, что слух у таких людей избирательный, они попросту не воспринимают некоторые звуки.
Аутисты же, даже к возрасту 3 года не реагируют на называние своего имени. Это связанно с их погруженностью в себя, отсутствием интереса к окружающему миру.
Реакция на чужую речь
Слух при обоих синдромах не нарушен, но восприятие речи осложнено.
На фоне алалии, ребенок слышит мелодичный шум, не понимая, что именно ему говорят, но интересуясь происходящим и реагируя на него.
Человека с аутическим расстройством, как правило, звуки не затрагивают никакие. Ему или не интересно, или он боится обратить на себя чрезмерное внимание, попасть в ситуацию необходимого общения, которое для него нежелательно.
Интонации речи
В случае сенсорного расстройства, они считываются без понимания содержания.
При РАС, интонации в голосе собеседника не распознаются. В качестве информации воспринимается только смысловое буквальное наполнение фраз.
Общение с людьми
Алалики не избегают его, стараются быть рядом с другими, проявляют общее с группой внимание, не избегают попыток общения с коллективом, родными.
Аутические малыши закрыты, стараются держаться в стороне от других, избегают любых контактов, кроме необходимых.
Развитие речи
В этом случае наиболее ярко проступают различия между синдромами.
При алалии нарушена слухоречевая память. Человек не может воспринимать полноценно чужую речь, ему трудно накопить словарный запас, научиться формулировать предложения, фонетически и грамматически правильно произносить желаемое.
Если имеем дело с РАС, то пациент способен разговаривать, даже сложными для своего возраста предложениями. Говорит правильно и чисто, имеет большой словарный запас, но большая его часть заучена автоматически, без понимания смысла и используется по ситуации, иногда не подходя по ситуации. Большая часть словарного и фразового запаса – точные цитаты из речи, услышанной где-то.
Эмоциональное восприятие
У алаликов нарушения легкие, дети распознают чужие эмоции и передают свои.
Аутисты не способны к эмпатии, не распознают чужие эмоции и не могут выразить свои. При тяжелых видах расстройства, их не испытывают.
Умственные способности
При речевом дефекте имеет место вторичное отставание в развитии, которое с помощью терапии устраняется, при условии, что речь удастся запустить.
На фоне расстройств аутического спектра (РАС), развитие интеллекта может протекать по-разному. Дети способны и отставать, и обгонять сверстников, развиваются согласно возрастной нормы или с отклонениями в обе стороны. В некоторых случаях отставание не преодолимо.
Взгляд в глаза
Малыши с отклонением в восприятии речи легко идут на зрительный контакт, уделяют внимание губам, пытаясь считать произносимые звуки.
Аутичные пациенты избегают прямого взгляда на собеседника, смотрят вскользь или вообще отводят взгляд, им не важны эмоции собеседника.
Несмотря на кажущуюся очевидность различий, они не видны на первый взгляд. И требуют наблюдения в течение недель, месяцев, в различных ситуациях.
Сенсомоторная алалия с аутичными чертами
Сенсорная или сенсомоторная алалия и аутизм бывают не только самостоятельными заболеваниями, но и проявляются у одного пациента одновременно. Это не приговор, такие дети, благодаря кропотливой работе, поддаются успешному лечению и компенсируются к младшему школьному возрасту.
Алалия с элементами аутизма, кроме стандартных симптомов, может выражаться дополнительно в:
Лечить детей с сочетанным расстройством сложнее. Докторам и родителям предстоит преодолеть не только непонимание ребенком речи окружающих. Но и нежелание ее понимать, закрытость в своем мире. Однако в случае легких форм, такое состояние устранимо и корригируется. Подтверждение тому – развенчание распространенных мифов об аутизме.